ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОЖНОЙ И РУЧНОЙ ВАННЫ ДЕТЯМ
Цель: отвлекающее действие; способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей.
Показания: заболевания органов дыхания.
Противопоказания:— повышенная температура тела ребенка;
— индивидуальная непереносимость горчицы.
Оснащение: — водный термометр;
— таз (ведро, бачок);
— кастрюля с горячей водой;
— полотенце, пелёнки, одежда.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | |
1. Объяснить матери и ребенку цель и ход предстоящей процедуры и получить согласие. | Мотивация ребенка и мамы к сотруд-ничеству, соблюдение прав пациента на информацию |
2. В таз/ведро налить воды t 37°С, проверить темпера-туру воды водным термометром, усадить ребенка | Обязательные условия выполнения процедуры |
II. Выполнение процедуры | |
1. Ручная ванна: приготовленный таз с водой поставить на стол, погрузить руки ребенка в воду до локтей. Ножная ванна: ноги ребенка опустить в ведро с водой до верхней трети голени | Обязательное условие выполнения процедуры |
2. Осторожно, чтобы не обжечь ребенка, постепенно подливать горячую воду до повышения температуры воды до 40 – 42 °С | Обеспечивается адаптация ребенка к повышению температуры воды |
3. Во время проведения процедуры следить за общим состоянием ребенка, общаться с ним | Создание положительного эмоцио-нального фона |
III. Завершение процедуры | |
1. Руки (ноги) насухо вытереть, надеть рубашку с длинными рукавами (шерстяные носки), уложить ребенка в постель, укрыть. | Обеспечивается сохранение тепла |
2. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопас-ности |
— температура воды повышается постепенно от 37 °С до 40 °С;
— горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин.;
— для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую горчицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;
— при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке – ножные;
Источник
8. Помочь ребенку сойти с ростомера.
9. Записать результат.
10.Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором.
11.Сравнить фактическую массуребенка с возрастным интервалом.
Рис. 19. Измерение длинытела детям старше 1-го года (стоя)
ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГОВОЗРАСТА
— емкости с дезинфецирующим раствором;
1. Усадить(уложить) ребенка напеленальный стол.
2. Взять обработанную дезраствором сантиметровую ленту.
3. Наложить ленту на голову ребенка по ориентирам: сзади — на затылочные бугры, спереди — на надбровные дуги.
4. Зафиксировать результат.
5. Сравнить с возрастной нормой:
Рис. 20- Измерениеокружности головыу детейгрудного возраста
6. Уложить сантиметровую ленту в стерильную емкость после обработки дезраствором.
ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. У ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ
— емкости с дезинфецирующим раствором;
1. Усадить (уложить) ребенка на пеленальный
2. Взять обработанную дезраствором сантиметровую ленту.
Рис. 21. Измерение окружности грудной клетки у детей 1-го года жизни
3. Наложить ленту на грудную клетку ребенка по ориентирам: сзади — на нижние углы лопаток, сбоку — на подмышечные впадины, спереди — на соски (или на уровень IV ребра).
4. Зафиксировать результат.
5. Сравнить с возрастной нормой:
6. Уложить сантиметровую ленту в стерильную емкостьпосле обработки дезраствором.
3. Наложить ленту на грудную клетку ребенка по ориентирам: сзади — на нижние углы лопаток, сбоку — на подмышечные впадины, спереди — на соски (или на уровень IV ребра). ; 4. Зафиксировать результат. *
5. Сравнить с возрастной нормой.
6. Уложить сантиметровую ленту в стерильную емкостьпосле обработки дезраствором.
ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА
— емкость с дезинфецирующим раствором;
1. Вымыть, осушить руки.
2.Усадить (уложить) ребенка.
3. Протереть насухо термометр, подмышечну впадину или паховую область салфеткой.
4. Стряхнуть термометр до значения ниже 35°С
5. Вложить термометр в подмышечную впадину или паховую область так, чтобы баллончик сортутью полностью охватывался кожной складкой.
6. Фиксировать руку или ногу ребенка.
7. Зарегистрировать показатели температуры тела через 10 минут от начала измерения в температурном листе и журнале.
8. Стряхнуть термометр, обеззаразить в дезрастворе.
1) Температуру тела с помощью термометра можно измерять в полости рта, прямой кишке, влагалище.
2) Температуру тела измеряют 2 раза вдень -утром, натощак (в7—8 часов) и вечером перед последним приемом пищи (в17-18 часов).
3) При измерении температуры тела в прямой кишке показатели ее будут на 0,2—0,4°Свыше, чем в паховой и подмышечной области.
Проведение лечебной ванны
— 10 лохлажденной кипяченой воды,
— 10 лгорячей кипяченой воды,
—лекарственное вещество: 100 г горчицы на 10 л воды или 100 г морской соли на 10 л воды, или 1 ст. л. хвойного экстракта на 10 л воды, или 1 стакан настоя трав (череды, ромашки) на 10 л воды.
1. Вымыть тщательно ванночку с мылом.
2. Обдать ее кипятком.
3. Налить в ванночку 10 л охлажденной воды.
4. Положить в ванночку водяной термометр.
5. Добавить горячей воды до температуры 38 — 39°С.
6. Подготовить кувшин с чистой водой, температура 38°С.
7. Влить лекарственное вещество в воду.
8. Раздеть ребенка.
9. Положить ребенка на руку так, чтобы его голова находилась на локтевом сгибе, а рукой можно было захватить его ногу под колено.
10. Опустить ребенка в воду, начиная с ножек так, чтобы его голова находилась над поверхностью воды.
11. Поливать тельце ребенка водой свободной рукой в течение 5 минут.
12. Перевернуть ребенка над ванной спинкой „кверху.
13. Облить его чистой водой из кувшина от головы к пяточкам.
14. Завернуть ребенка в пеленку — “полотенце”.
15. Осушить его тело промокательными движениями.
16. Завернуть ребенка в чистое сухое белье.
Применять лекарственные вещества только По назначению врача.
ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ
ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В УШИ
— ватные турунды в крафт-пакете;
— 3% раствор перекиси водорода;
— лоток для использованного материала,
1. Вымыть, высушить руки.
2. Подогреть капли на водяной бане дотемпературы (+36°С, +37°С).
3. Уложить (усадить) ребенка так, чтобы больное ухо было сверху
4. Выпрямить слуховой проход, оттянув левой рукой ушную раковину книзу и кзади (детям до 2-х лет) или вверх и кзади (старше 2-х лет).
5. Очистить слуховой проход стерильным ватным фитильком после предварительного закапывания в ухо 5-6 капель 3% раствора перекиси водорода (при наличии гноетечения).
6. Ввести правой рукой в наружный слуховой проход 5-6 капель лекарственного раствора.
7. Надавить на козелок несколько раз для лучшего проникновения капель.
8. Ввести в ухо ватный тампон на 10—15минут.
9. Поместить в дезраствор использованную пипетку.
ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА
— фурациллин в разведении 1 : 5000;
— стерильные ватные шарики в крафт-пакете;
— лоток для использованного материала;
1. Вымыть, высушить руки.
2. Подогреть капли на водяной, бане до комнатной температуры (+ 22°С, + 24°С).
3. Уложить (усадить) ребенка.
4. Протереть глаз от наружного угла к внутреннему с помощью ватного тампона, смоченного в фу-рациллине (при наличии отделяемого).
5. Взять в левую руку стерильный ватный тампон.
6. Оттянуть с помощью тампона нижнее веко вниз.
7. Ввести правой рукой 1— 2 капли лекарственного раствора в нижнюю коньюнктивальную складку.
8. Промокнуть остатки капель у внутреннего угла
9. Повторить введение капель в том же порядке в другой глаз.
10. Поместить в дезраствор использованную пипетку.
— Для каждого глаза использовать отдельный
— Использовать пипетку с закругленным краем.
ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В НОС
— стерильное растительное масло;
— стерильные ватные жгутики в крафт-пакете;
— лоток для использованного материала;
1. Вымыть, высушить руки. Усадить (уложить)
2. Подогреть капли на водяной бане до комнатной температуры (+ 22°С, + 24°С).
3. Очистить носовые ходы от слизи, корок с помощью ватных жгутиков, смоченных в растительном масле, или резинового баллончика.
4. Повернуть голову ребенка назад и набок.
5. Приподнять кончик носа большим пальцем левой руки и закапать правой рукой 2-4 капли по наружной стенке в одну половину носа.
6. Прижать пальцем крыло носа к носовой перегородке.
7. Ввести капли в том же порядке в другую половину носа.
8. Убрать остатки лекарства ватным тампоном.
9. Резиновый баллончик, пипетку поместить в дезраствор.
— Голову ребенка поворачивать натот бок,куда вводим капли.
‘— Для введения капель использоватьпипетку с закругленным краем.
Источник
Тема 4. Гигиенические и лечебные ванны. Уход за детьми с лихорадкой. Использование клизм у детей.
Гигиенические и лечебные ванны
Первую гигиеническую ванну проводят новорожденному после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10-й день жизни). В течение первых 6 месяцев ребенка желательно купать ежедневно, с 6 до 12 мес — через день, в дальнейшем — дважды в неделю, но можно и чаще.
Если температура воздуха в помещении ниже 22°С, пеленки и чистое белье предварительно согревают.
Для измерения температуры воды используют водный термометр.
Если пупочная ранка влажная или есть изменения на коже, в воду для купания добавляют несколько капель предварительно подготовленного крепкого раствора марганцовокислого калия до получения бледно- розового цвета воды Ни в коем случае нельзя добавлять кристаллики марганца непосредственно в ванночку, т. к. они могут вызвать ожог нежной кожи ребенка. Кроме того, купание ребенка может проводиться с применением отваров трав чистотела, череды, ромашки, коры дуба.
В течение первого месяца жизни ребенка, а также — в случае наличия опрелости или проявлений дерматита, для купания желательно брать кипяченую воду.
Купают ребенка вечером перед кормлением, но можно и в другое время. В условиях стационара купание ребенка является составной частью лечебного процесса, но, в зависимости от состояния ребенка. Гигиеническую ванну назначает врач, положение ребенка в ванне и длительность купания определяются индивидуально. После проведения процедуры в листе назначений обязательно делают отметку.
Ванночку лучше хранить в вертикальном положении, и использовать только по назначению.
Техника купания. Для купания ребенка необходимо подготовить ванночку, детское мыло, мягкую губку, водяной термометр, кружку с теплой водой (37°с) для ополаскивания ребенка, пеленку, чтобы сразу после купания завернуть ребенка, чистое белье.
Перед каждым купанием ванночку моют щеткой с мылом и ополаскивают холодной водой, а затем обдают кипятком. Если купание проводится в условиях стационара, ванночку обрабатывают дезинфицирующим раствором и ополаскивают горячей водой.
На дно ванночки опускают пеленку; сначала наливают горячую, затем холодную воду, доводя до 37°С.
Малыша раздевают и опускают в ванночку, так, чтобы верхняя часть груди ребенка была над водой. В первые месяцы жизни ребенка окунают в воду в пеленке. Голова ребенка лежит на левом предплечье матери, или того, кто купает ребенка, а ладонью нужно поддерживать ребенка за левое бедро Правой рукой поливают тело ребенка водой Для намыливания используют мягкую фланелевую перчатку. Детей первого полугодия купают в положении лежа, второго полугодия — сидя.
Мыло или детский шампунь во время купания ребенка применяют 1-2 раза в неделю, используя только детское мыло. В случае наличия на коже головы себорейных корочек перед купанием на 15-20 мин. желательно смазать голову детским маслом, или стерильным растительным маслом. Сначала моют головку, затем тело, руки, паховая область, ножки Длительность купания в среднем составляет: до 6 месяцев 3-5 мин, от 5 до 12 мес — 5-8 мин, в дальнейшем — 10-15 мин. В зависимости от состояния малыша длительность гигиенической ванны может быть большей. После купания ребенка обливают чистой теплой водой и быстро заворачивают в предварительно согретую пеленку, обсушивают промокательными движениями. С профилактической целью смазывают аксилярную и паховую области детским маслом или кремом. Это уменьшает контакт кожи с физиологичными выделениями (кал, моча, пот). Здорового ребенка достаточно только хорошо обсушить. У новорожденного после купания тщательно осматривают пупочную ранку и, по необходимости, обрабатывают 1% спиртовым раствором бриллиантового .зеленого. Затем ребенка одевают и кладут в кровать.
Старшим детям гигиеническую ванну проводят один раз в неделю. В этот же день меняют постельное и нательное белье. Если необходимо одежду и’ нательное белье меняют чаще.
Гигиенические и лечебные ванны разделяются на общие и местные. В зависимости от температуры воды ванны бывают: горячие (40°- 42°С), теплые (38°С), индифферентные (37°С), прохладные (30-33°С), холодные (ниже 20°С). При проведении лечебных ванн используют лекарственные вещества и травы.
Пресные теплые ванны. Показания рахит, аллергический диатез, кожные заболевания, болезни почек, пневмонии, полиомиелит, неврозы, нарушения опорно-двигательного аппарата. Температура воды 38°С. Длительность 5-15 мин. На курс 8-10-15 процедур через день.
Общие горячие ванны. Показания: лечение пневмонии, бронхита, нефритов и др. Противопоказания: тяжелое состояние ребенка, сердечная недостаточность.
Техника: Ребенка помещают в ванну с температурой воды 36-37°С. Затем постепенно тонкой струей воды подливают в „ножной конец» ванны горячу воду, постоянно помешивая. Температуру доводят до 40°С. Длительность ванны 2-5 мин. На голову ребенка можно положить прохладную пеленку или полотенце. В результате проведения такой ванны кожа становится розового цвета. После ванны ребенка ополаскивают чистой теплой водой, обсушивают и переносят в заранее нагретую кровать.
Горчичные ванны: Рецептура: 40-50 граммов сухой горчицы на 10 л воды. Показание: пневмонии, бронхиты и другие заболевания органов дыхания. Противопоказания: аллергические заболевания. Длительность 5-6 мин. Температура воды 37-38°С После ванны ребенка ополаскивают чистой теплой водой, обсушивают и переносят в заранее нагретую кровать. Так же готовят и ножную ванну, но в этом случае температура воды может быть на 2-3°С выше, а длительность ванны — дольше.
Крахмальные ванны. Рецептура: 100 граммов очищенного картофельного крахмала на 10 л воды. Показания: атопический дерматит и другие кожные заболевания Проводят для снятия зуда и раздражения. Температура воды 37°с, длительность 7-10 мин. На курс 8-10 ванн.
Ванны с перманганатом калия. Показания: гнойничковые и другие заболевания кожи. Эта ванна имеет дезинфицирующее и подсушивающее действие. Температура воды 36-37°С; на курс 5-6 ванн. Добавляют 5% раствор перманганата калия из расчета 5 мл раствора на 10 л воды (до бледно-розового цвета воды).
NB! Нельзя кристаллический перманганат калия разводить непосредственно в ванне! Кристаллы могут вызывать некроз кожи!
Солевые ванны. Рецептура: 50-100 граммов соли (лучше морской) на 10 л воды. Показания: рахит в период реконвалесценции у детей старше 6 месяцев, гипотрофия Соль кладут в марлевый мешочек и опускают в ванночку. Температура воды для детей от 6 мес. до 1 года — 35-36 и С, затем ее снижают до 32°С. Длительность ванны 3 10 мин. После соляной ванны ребенка необходимо ополаскивать теплой водой, температура которой на 10°С ниже начальной. Противопоказание: ванна не проводится ослабленным или истощенным детям, детям с кожными заболеваниями (аллергический дерматит в стадии мокнутия, острые аллергические реакции), а также детям с неуравновешенной нервной системой.
Хвойные ванны. Рецептура: 1 ст. ложка (20 мл) хвойного экстракта на 20 л воды. Показания: рахит, бессонница, неврозы, ревматизм, гипотрофия, заболевания органов дыхания в период выздоровления. Температура воды 36-37°С, длительность 5-7-10 мин. На курс 15-20 ванн через день. После ванны ребенка обливают водой, температура которой на 10°С ниже начальной.
Ванны также различаются по степени погружения тела ребенка в воду.
Общая: в воде находится все тело ребенка.
Местная: погружается определенная часть тела. Применяют при заболеваниях суставов, опорно-двигательного аппарата.
Сидячая: в воду погружаются ягодицы, нижняя часть живота и верхняя часть бедер; ноги находятся снаружи. Применяют при заболеваниях мочеполовой системы.
Ручная ванна: применяют при заболеваниях легких. Температура воды 40°С, длительность 10-15 мин. Одну или обе руки ребенка окунают в воду. Для усиления отвлекающего воздействия в воду можно добавить сухую горчицу (100 граммов горчицы на 10 л воды).
Ножная ванна: в эмалированное ведро или бачок наливают воду температурой не ниже 36-37°С. Опускают ноги ребенка, медленно и осторожно подливают горячую воду, доводя температуру воды до 40°С. Длительность процедуры составляет 10-15 мин, после чего ноги насухо вытирают, надевают хлопковые носки, сверху — шерстяные. Ребенка, полусидя, кладут в кровать и тепло укрывают.
NB! Если во время проведения ванны ребенок побледнел, жалуется на головокружение, необходимо срочно вынуть его из ванны, положить на кушетку, приподняв нижний конец, дать понюхать нашатырный спирт, потереть виски, обязательно вызвать врача.
Уход за лихорадящими детьми.
У детей, по сравнению со взрослыми, повышение температуры тела наблюдается чаще, что связано с особенностями терморегуляции. Высокая температура тела, выше 38°С может сопровождаться ухудшением общего состояния ребенка, отказом от еды. появлением сонливости или повышенной возбудимости, рвоты. Однако, иногда ребенок хорошо переносит повышение температуры даже до 38, 5°С.
В зависимости от степени повышения температуры различают: суб- фебрильную температуру — 37,2-38,0°С.; фебрильную температуру — 38,1- 41,0°С.
Лихорадка расценивается как умеренная при температуре тела в подмышечной области — 38,0-39,0°С; высокая 39,1 41,0°С.; гиперпиретическая — более 41,1 °С.
Температуру тела у детей обычно измеряют в подмышечной области электронным или ртутным термометром в течение 10 минут. Можно измерять температуру тела в паховой складке, прямой кишке (в этом случае показания температура будет на 0,2-0,5°С выше, чем в подмышечной области). При наличии поражений кожи (опрелости, аллергические или гнойничковые высыпания) температуру измеряют в прямой кишке или ротовой полости (ртутный термометр при этом не применяют). Кратность измерения температуры зависит от состояния ребенка и течения болезни. При необходимости температуру измеряют каждые 2-3 часа. Тяжелобольным допустимо измерение температуры во время сна. Результаты термометрии заносятся в температурный лист. Уход за детьми с лихорадкой зависит от характера температуры и реакции организма ребенка на ее повышение.
В случае, когда теплопродукция отвечает теплоотдаче, кожа ребенка ярко-розовая, умеренной или повышенной влажности, конечности теплые на ощупь. При повышении температуры на 1°С у ребенка наблюдается учащение частоты сердечных сокращений и дыхания на 10 единиц. Конечно, при таком типе лихорадки общее состояние ребенка и его поведение нарушены мало. Такая лихорадка имеет название „розовая» или „красная». При таком типе лихорадки, кроме назначенных врачом медикаментозных средств коррекции температурной реакции, ребенку обязательно следует обеспечить покой, увлажнение воздуха, прием достаточного количества жидкости. Следует помнить, что при повышении температуры на один градус ребенок нуждается в дополнительном введении жидкости из расчета 10 мл на 1 кг массы тела ребенка Жидкость в виде охлажденного (теплого) некрепкого чая, компота, морса, регидратационных растворов следует давать небольшими порциями, с учетом отношения к этому малыша, чтобы не спровоцировать у него рвоту. С целью усиления теплоотдачи ребенка освобождают от тесной одежды или раздевают. Можно слегка обтереть ребенка теплой (но не холодной!) водой, а по назначению врача — поставить клизму с температурой воды +16-+18°С.
При использовании физических методов охлаждения обязательно следует наблюдать за состоянием кожи, а именно — реакцией сосудов кожи на действие холодового фактора.
В случае, когда на фоне повышения температуры имеет место централизация кровообращения и спазм сосудов кожи, у ребенка наблюдается озноб, бледность, мраморный рисунок кожи, цианоз губ и конечностей, головная боль, ухудшение общего состояния. Это, так называемая, „белая лихорадка», которая сопровождается ознобом в результате стимуляции сокращения мышц. Все это приводит к нарастанию теплопродукции и ухудшению процессов теплоотдачи. Тактика ухода за детьми с таким типом лихорадочной реакции кроме заботливого ухода и создания комфортных условии, должна включать средства, которые способствуют нормализации процессов теплопродукции и теплоотдачи. Прежде всего, необходимо ликвидировать спазм периферических сосудов. Для этого, наряду с теплым питьем, ребенка на короткое время укрывают одеялом, к конечностям прикладывают теплую грелку (температура воды — 37,0-38,0°С). Это приводит к расширению кровеносных сосудов кожи и улучшению теплоотдачи. В случае, если малыш вспотеет, его переодевают в сухую одежду. Жаропонижающие препараты ребенку дают по назначению врача. В особенном уходе во время повышения температуры, нуждаются дети первых месяцев жизни, недоношенные, а также дети с поражениями нервной системы. Это обусловлено незрелостью центра терморегуляции и несовершенством процессов поддержки постоянной температуры тела.
Снижение температуры тела у ребенка может протекать критически, т. е. быстро, или — литически, т. е. — постепенно. При критическом снижении температуры тела у ребенка появляется слабость, обильный пот, похолодание конечностей, нитевидный пульс. Больного ребенка нужно обложить теплыми грелками, напоить сладким теплым чаем, переодеть в чистое сухое белье. Постепенное снижение температуры тела сопровождается умеренной слабостью, и увлажнением кожи.
Питание детей с высокой температурой должно соответствовать возрасту, а еда должна легко усваиваться и иметь жидкую консистенцию. При вынужденном положении в постели ребенка на протяжении суток нужно чаще переворачивать, расправлять складки белья, по необходимости — проводить надлежащий гигиенический туалет.
Поскольку температурная реакция отражает степень реактивности больного, она является ценным показателем его состояния в борьбе с инфекцией. В каждом случае следует оценивать характер изменения лихорадки и ее значение для организма ребенка.
Смена нательного и постельного белья.
Уход за ребенком в стационаре предусматривает регулярную смену постельного белья, которая проводится в отделении один раз в 7-10 дней, или по мере загрязнения. Обычно это проводится после гигиенической ванны, или если ребенок находится на строгом постельном режиме, после надлежащего туалета.
Если больной ребенок принимает пищу в постели, то белье необходимо перестилать для удаления крошек, остатков еды, для расправления складок. На подушки из пера или ваты одевают чистые наволочки. Одеяло должно быть из хлопковой ткани, поскольку оно хорошо проветривается и дезинфицируется. На него надевают пододеяльник; летом используют тканевые одеяла. Дети стapшеro возраста, у которых удовлетворительное состояние, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возрасти помагают средние или младшие медицинские сестры. Во время смены нательного белья тяжелобольному ребенку, который находится на строгом постельном режиме, медицинская сестра заворачивает край рубашки, снимает ее через голову, и потом высвобождает руки. Чистое белье одевают в обратной последовательности. Если у больного повреждена рука, то вначале снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Одевают рубашку вначале на больную, а затем на здоровую руку.
Обычно, одновременно со сменой нательного белья меняют и постельное, Если больной ребенок может сидеть, то медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает постель. Смена белья у больных детей старшего возраста, которые находятся на строгом постельном режиме, выполняют двумя способами: 1. грязную простыню скатывают валиком со стороны головы к ногам, а затем удаляют. Чистую простыню, скатанную с двух сторон, как бинт, подводят под крестец больного ребенка и расправляют соответственно длине кровати. 2. Больного ребенка перемещают на край кровати. 3. Скатывают грязную простыню по длине. 4. На освободившейся части матраца расправляют чистую постынь и перекладывают на нее больного. 5. На второй стороне снимают грязную и расправляют чистую простыню.
Грязное (отдельно постельное и нательное) белье собирают в пластмассовые баки с крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную комнату. В отделении находится запас белья на сутки. Несвоевременная и неправильная смена белья, в частности, постельного, способствует возникновению пролежней.
Профилактика и лечение пролежней у детей.
Уход за кожей — особенно важная процедура для детей, особенно для тех, кто длительное время находится на строгом постельном режиме и не может принимать гигиенические ванны.
Пролежни — это дистрофические или язвенно-некротические изменения мягких тканей (кожи и подкожной клетчатки), под воздействием систематического давления. Чаще пролежни возникают у ослабленных детей у области крестца, лопаток, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью кровати и костными выступами.
Образованию пролежней способствует плохой уход за кожей, неудобная кровать, жесткое постельное белье, которое приводит к нарушению кровообращения в коже. У детей грудного возраста пролежни возникают редко, в основном в случае тяжелых нарушений нервной системы.
В образовании пролежней имеет место определенная последовательность. Сначала появляется бледность кожи, которая позже изменяется покраснением, отеком и отслоением эпидермиса Возникновение волдырей и некроза кожи свидетельствует о более выраженных местных нарушениях и может быть следствием недооценки медицинским персоналом первичных симптомов пролежней. В тяжелых случаях омертвению подвергаются не мягкие ткани, а также надкостница и поверхностный слой костной ткани. Быстрое присоединение инфекции может приводить к сепсису
Профилактическими мероприятиями, направленными на предупреждение развития пролежней, являются: переворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние), стряхивание крошек, устранения складок на нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими средствами (раствор спирта с теплой водой, раствор столового уксуса (1 ст. л. на 300 мл воды), камфорный спирт и др.); возможно обтирание теплой водой. Протирают кожу шеи, спины, за ушами, область ягодиц, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах. Потом вытирают кожу насухо, в той же последовательности. После каждого акта дефекации и мочеиспускания больного обязательно подмывают.
Тяжелобольным, которые долгое время находятся в постели, следует подкладывать специальные приспособления или резиновый (надувной) круг, обернутый пеленкой для уменьшения давления на наиболее уязвимые участки тела. В случаи их наличия используют специальные надувные матрасы — „Аэропаги» с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия. Резиновый круг подкладывают так, чтобы крестец находился в просвете круга. В случае появления гиперемии кожи, этот участок осторожно растирают мягким сухим полотенцем или ватным тампоном для улучшения местного кровообращения, используют ультрафиолетовое облучение пораженных участков кожи. Кожу в местах мацерации обмывают холодной водой с детским мылом и протирают спиртом, а затем припудривают тальком.
При появлении волдырей их обрабатывают 1% спиртным раствором бриллиантового зеленого, потом накладывают сухую повязку. При наличии некроза врач удаляет ткани, которые омертвели, промывает пораженный участок дезинфицирующими растворами (3% раствор перекиси водорода, раствор фурацилина 1:5000); накладывает на рану лечебные мази и закрывает стерильной салфеткой. В дальнейшем 2-3 раза в день медицинская сестра меняет повязку и сообщает врачу о состоянии раны. Основные виды клизм, применяемые в педиатрической практике, методика и правила их применение у детей разного возраста.
Клизма — это введение в кишечник через прямую кишку различных жидкостей с лечебной и диагностической целью.
В педиатрической практике обычно применяют клизмы с целью опорожнения кишечника (очистительные), введение лекарственных веществ (лечебные), промывания кишечника (сифонные). Показанием к их применению являются запоры, острые отравления, инфекционные заболевания кишечника. Очистительные и сифонные клизмы назначают перед проведением инструментальных исследований, операций. Лечебные клизмы назначают с целью введения медикаментозных препаратов общего и местного назначения, снижения температуры и др. Противопоказанием к применению клизм являются острые воспалительные процессы анального отверстия, желудочно-кишечное кровотечения, выпадение прямой кишки, онкологические заболевания прямой кишки. Все виды клизм в условиях стационара выполняются по назначению врача.
В зависимости от возраста ребенка и вида клизм методика и правила их выполнения отличаются. Очистительные клизмы детям проводят обычно с целью очищения кишечника. Перед проведением клизмы необходимо приготовить резиновый баллончик с твердым или мягким наконечником, сосуд с водой соответствующей температуры, клеенку, вазелин, пеленку.
Последовательность действий: наполнить баллончик водой, проверить, не остался ли в нем воздух; смазать наконечник вазелиновым маслом. На пеленальный стол, кушетку или кровать постелить клеенку и накрыть ее пеленкой. Положить ребенка (грудного возраста — на спину, старше года — на левый бок с подведенными к животу ножками). Левой рукой развести ребенку ягодицы, а правой осторожно ввести наконечник клизмы на 3-5 см в прямую кишку — сначала в направлении к пупку, потом — параллельно копчику. Ребенку грудного возраста при этом необходимо поднять ножки вверх. Медленно сжимая резиновый баллончик — ввести жидкость. Выводят наконечник из прямой кишки не разжимая пальцев, а после этого — сжимают ягодицы ребенка на несколько минут.
Количество жидкости для проведения очистительной клизмы: от 0 до 1 мес. — 30 мл; в 3 мес. — 50-80 мл; до 1 года -100 мл; после года — 100 + 100х(п-1), где л — количество лет ребенка. Температура воды также определяется соответственно возраста ребенка. В периоде новорожденное™ температура воды для клизмы должна быть 30-31 °С, в первом полугодии жизни — 27-28°С; до 1 года — 26-25°С, в старшем возрасте — 20-2ГС.
После постановки клизмы следует обязательно дождаться дефекации и осмотреть испражнения ребенка.
Лечебные клизмы выполняют только по назначению врача. Применяют их в том случае, если невозможно введение лекарств через рот. Через прямую кишку лекарства всасываются быстро и попадают в кровь, минуя печень; объем их обычно не превышает 10-15 мл, в зависимости от возраста ребенка, а перед их проведением необходимо сделать очистительную клизму, но иногда их можно осуществлять и сразу после дефекации. Интервал между очистительной и лечебной клизмами должен составлять не менее 30-40 мин. Для лучшего всасывания лекарств и предотвращения слабительного эффекта температура раствора, который вводится должна быть 38-40°С. В условиях стационара лечебные клизмы делают с помощью мягкого катетера, который вводится в прямую кишку, и шприца с лекарственными веществами. При расчете дозы следует учитывать количество жидкости, которая останется в катетере Введение лекарственного средства должно быть очень медленным.
Сифонные клизмы проводят с целью очищения кишечника, если обычная очистительная клизма не была эффективной, а также при подозрении на кишечную непроходимость.
Ставят их преимущественно детям старшего возраста при необходимости удаления всех каловых масс или вредных продуктов, которые попали в кишечник в результате отравления химическими или растительными ядами. Сифонные клизмы противопоказаны при аппендиците, перитоните, желудочно-кишечных кровотечениях, заболеваниях прямой кишки, в первые дни после операции на органах брюшной полости.
Методика постановки: через резиновую трубку диаметром 0,8-1,0 см и длиной до 1,5 м (один конец трубки заканчивается воронкой, второй — наконечником) в несколько приемов вводят в прямую кишку чистую воду (от 5 до 10 л, температура 37-38°С, или дезинфицирующий раствор (слабый раствор перманганата калия, раствор гидрокарбоната натрия). Один конец трубки смазывают вазелином и вводят через анальное отверстие в кишечник на глубину 20-30 см. Воронку заполняют водой и поднимают на высоту 50-60 см над кроватью, а затем опускают к уровню ягодиц ребенка, не удаляя резиновую трубку из прямой кишки ребенка. При этом вода, которая содержит каловые массы попадает в воронку, а затем ее выливают в таз. Эту процедуру повторяют несколько раз до появления чистой воды. Потом резиновую трубку осторожно удаляют, всю систему моют, дезинфицируют и кипятят. Необходимо своевременно эвакуировать введенную жидкость из кишечника ребенка, поскольку при постановке сифонной клизмы возможно возникновение осложнений, такого как каловая интоксикация. Она может возникать при непроходимости кишечника.
Постановка сифонной клизмы должна проводится под непосредственным наблюдении врача.
Методика оценки физического развития ребенка Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).
Измерение роста детей на первом году жизни.
Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.
Порядок измерения: ребенка укладывают на спину таким образом, чтобы его голова плотно прикасалась теменем к поперечной планке ростомера. Голову устанавливают в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Сестра плотно фиксирует голову. Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см. Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 -10 см и толщиной 50×75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.
Порядок измерения: ребенок стоит на площадке ростомера спиной к вертикальной стойке в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голову он устанавливает в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Необходимо помнить, что между ростом в утренние и вечерние часы существует разница иногда до 1-2 см.
Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг. Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя — в килограммах, верхняя — в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.
Техника взвешивания: сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки — на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги — на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов — на предохранитель Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.
Детей после трех лет взвешивают на рыночных весах Во время взвешивания раздетый ребенок должен встать неподвижно на середину площадки весов. Коромысло весов состоит из двух шкал, точность взвешивания — 50,0г. Взвешивание рекомендуется проводить утром натощак и желательно после мочеиспускания и дефекации.
Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди — по надбровным дугам
Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).
Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой — на наиболее выдающейся части подбородка
Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.
Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя. Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди — по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей более старшего возраста — стоя -(руки опущены, дыхание спокойное).
Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.
Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую — на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.
Измерение живота. Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)
Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших — в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.
Измерение конечностей. Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии — обычной сантиметровой лентой.
Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча — от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья — от локтевого сустава до середины запястья
Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем — при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.
Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра — от большого вертела до коленного сустава; длину голени — от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.
Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.
Индивидуальная оценка физического развития ребенка
Проводится путем сравнения величин роста, веса, окружности груди и головы ребенка с величинами, приведенными в таблицах местного физического развития для соответствующего возраста и пола.
В практической работе врачи-педиатры для оценки развития ребенка используют несколько способов расчета:
с помощью центильных таблиц роста, массы тела, окружности головы и груди;
с помощью таблиц сигмальных отклонений роста и массы тела.
с помощью эмпирических ориентировочных формул.
Источник