Лечебная ритмика является составным звеном

Лечебная ритмика является составным звеном

Чувство ритма как субъективное отражение объективного ритма возникало и развивалось в процессе содержательной деятельности, поэтому нельзя развивать его вообще. Нужно исходить из характера деятельности человека. Возникает вопрос: можно ли говорить о чувстве ритма вообще, как о некоторой психической реальности? Можно. Но под этим надо понимать результат развития ряда конкретных ритмических способностей, своего рода обобщение их, а никак не предпосылку для этого развития. В этом вопросе ошибался Э. Жак-Далькроз, который считал, что сначала надо воспитать ритм как самостоятельную сущность, а потом на этой основе — музыкальный, поэтический ритм, ритм движений и т.д.

Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины.

Лечение посредством движения предполагает использование всех его видов и форм в качестве лечебного фактора. Болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков1 предлагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия» — как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека. Кинезитерапия относится ими к группе неспецифически действующих терапевтических факторов. Различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие в результате болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Частью кинезитерапии является лечебная ритмика. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях. Составным звеном ее является логопедическая ритмика.

Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком значении слова как систему музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является лишь дополнением к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии. А. Розенталь считает, что логоритмика — новый способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова.

Источник

Логопедическая ритмика как составная часть коррекционно-образовательного процесса
статья по логопедии по теме

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является, по нашему мнению, организация занятий логопедической ритмикой.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskaya_ritmika_-_kak_sostavnaya_chast_korrekcionno-pedagogicheskogo_kompleksnogo_metoda_preodoleniya__rechevyh_narusheniy..doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика – как составная часть

коррекционно-педагогического комплексного метода

преодоления речевых нарушений .

Движения могут заменить лекарства,

между тем как всевозможные лекарства,

вместе взятые, не могут заменить движения.

Тиссо (врач ХVIIв.)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов компенсации речевой патологии, которая обеспечивала бы социализацию ребёнка с нарушением речи. От педагогов-практиков требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков речевого общения. Они должны формировать мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме.

Данные последних лет показывают, что большинство детей при поступлении в логопедическую группу имеют заключение общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом. Их характеризует слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у них мало сбалансированы. Л.С. Цветкова отмечает, что у таких детей нередко обнаруживается недостаточность развития различных видов движения и моторики: движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижены четкость и скорость, отсутствуют ритмичность и плавность.

Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является, по нашему мнению, организация занятий логопедической ритмикой.

Логопедическая ритмика — составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка.
Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Применяя сочетание ритма, музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя особые упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

Логоритмика, по определению Г.А.Волковой, одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе. Структура речевого дефекта, неречевые психические функции дошкольников с речевой патологией являются объектом логоритмики .

Предметом логоритмики необходимо считать многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.

  1. укрепление костно-мышечного аппарата;
  2. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  3. формирование правильного дыхания;
  4. формирование чувства равновесия и т.д.
  1. формирование двигательных умений и навыков,
  2. формирование пространственных представлений,
  3. формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,
  4. развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.
  1. воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  2. воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.
  1. выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  2. развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
  3. развитие пространственного праксиса, гнозиса;
  4. систематическая работа по развитию психологической базы речи;
  5. развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.

Условия проведения занятий:

∙ 1 раз в неделю после познавательного и логопедического занятий;

∙ продолжительность – до 30 минут;

∙ составляются с опорой на лексические темы;

∙ речевой материал заранее не выучивается;

∙ упражнения выполняются по подражанию;

Хотим отметить, что особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия. Такие игры благотворно влияют даже на неговорящих детей, так как привычный стереотип занятия изменяется: на смену однообразных артикуляционные упражнений приходит целенаправленная двигательная активность, вместо работы со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом — частая смена местоположения с музыкальным и стихотворным сопровождением и т.д.

Изучив разнообразие подходов к построению логоритмических занятий (Волковой Г.А., Микляевой Н.В., Якубович М.А., Пресновой О.В., Картушиной М.Ю., Лопухиной И.С. и др.), сделали вывод, что основной акцент ставится на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:

∙ Вводные — ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.

∙ Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.

∙ Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.

∙ Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).

∙ Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.

∙ Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.

∙ Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.

С одной стороны, логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны , данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия.

В практике коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя разработаны и апробированы многие формы взаимодействия (обсуждение результатов диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта; адаптация логопедом речевого материала, используемого на утренниках; использование музыкального материала в аудиозаписях на логопедических занятиях; взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т.д. ), среди которых немаловажная роль отводится совместной разработке и проведению логоритмических занятий .

Приведём некоторые примеры на теме «Дикие животные»:

  1. Упражнения с использованием чередования ходьбы на носочках, в полуприседе

«Кусты-деревья» («Кто, где спрятался?»)

2. Дыхательные упражнения

Вдох через рот, выдох через рот.

На выдохе произнесение звукосочетания «ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ»

∙ «Зайчик». Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

∙ «Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхней губой.

∙ «Ежик фыркает». Вибрация губ.

  1. Упражнения для развития мелкой моторики.

5. Координация речи и движения (О.С.Боромыкова)

6. Игры на развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название:

рисица исиса лисица

7. Мимические упражнения.

«Медведь мёд нашел»

«Лисичка – хитрая сестричка»

8. Оркестр шумовых инструментов

«Белочка грызёт орешки» оркестр «Шуршалочки» («салютики» из нарезанных полосок целлофана)

«Что припасла мышка?» (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод с крупяными наполнителями)

Муз. Н.Луконина, сл. Е.Чадовой «Песня Волка»

«Пляска лесных зверят» (танец-импровизация под русскую народную плясовую музыку)

Пьеса А. Вивальди «Зима»

Таким образом, во время логоритмических занятий учитель-логопед решает несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь.

Опыт работы показывает, что оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:
— данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;
— психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;
— в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;
— обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.

Барышникова С.М., учитель-логопед I кв. категории,

Козлова Е.В., музыкальный руководитель высшей кв. категории

МБДОУ «Детский сад №42 комбинированного вида»

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. С–Пб.: Дельта, 1999.
  1. Волкова Г.А . Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985.
  1. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – С–Пб.: Дельта, 2001.
  1. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999, №3, с.37-42.
  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2003.
  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2003.
  1. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. – С-Пб.: Дельта, 1997.
  1. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
  1. Правдина О. В. Логопедия, М.:Просвещение, 1973.
  1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000
  1. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике.

Пояснительная записка.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.ИСТОЧНИКОригинальность заключ.

Эксперимент, как средство развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии.Цель: преодоление речевого нарушения.Задачи логоритмики: оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные.

Консультация для педагогов.

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, ре.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые го.

Источник

Читайте также:  Утилизация лекарственных препаратов с истекающим сроком годности
Оцените статью