- Приложение N 1. Положение об организации деятельности медицинской сестры участковой
- ГАРАНТ:
- Должностная инструкция участковой медицинской сестры территориального терапевтического участка
- Особенности деятельности участковой медицинской сестры при работе со взрослым населением
- Организационная деятельность участковой медсестры. Лечебно-диагностический и противоэпидемический вид деятельности медсестры. Особенности сестринского процесса в условиях поликлиники. Оказание доврачебной помощи. Беседа для подростков о вреде курения.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Приложение N 1. Положение об организации деятельности медицинской сестры участковой
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 21 июня 2006 г. N 490
Положение
об организации деятельности медицинской сестры участковой
ГАРАНТ:
См. также Критерии оценки эффективности деятельности медицинской сестры участковой на терапевтическом участке, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 мая 2007 г. N 324
1. Настоящее Положение регулирует деятельность медицинской сестры участковой, обеспечивающей оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке.
2. На должность медицинской сестры участковой назначаются специалисты, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат по специальности «Сестринское дело».
3. Медицинская сестра участковая в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также настоящим Положением.
4. Медицинская сестра участковая осуществляет свою деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в лечебно-профилактических учреждениях преимущественно муниципальной системы здравоохранения:
— стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения;
— других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.
5. Оплата труда (финансирование деятельности) медицинской сестры участковой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Медицинская сестра участковая, обеспечивающая оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке, в рамках своей компетенции:
— формирует совместно с врачом-терапевтом участковым врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных;
— организует амбулаторный прием врача-терапевта участкового, подготавливает к работе приборы, инструменты, обеспечивает бланками рецептов, направлений;
— проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни;
— осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет занятия в «школах здоровья»;
— изучает потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий;
— осуществляет диспансерное наблюдение больных, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;
— организует проведение диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
— проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного;
— оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
— оформляет направление больных на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;
— проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;
— оформляет документацию по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документы для направления на медико-социальную экспертизу;
— оформляет заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;
— взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;
— организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;
— руководит деятельностью младшего медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь;
— обеспечивает врача-терапевта участкового необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, спецодеждой;
— ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного (терапевтического) участка.
Источник
Должностная инструкция участковой медицинской сестры территориального терапевтического участка
Основными задачами участковой медицинской сестры являются выполнение лечебных и диагностических назначений врача в поликлинике и на дому, проведение профилактических и санитарно-просветительных мероприятий среди населения участка.
Назначение и увольнение участковой медицинской сестры осуществляется главным врачом поликлиники в соответствии с действующим законодательством.
Участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка непосредственно подчиняется врачу-терапевту участковому и работает под его руководством.
В своей работе участковая медицинская сестра руководствуется
Указаниями и распоряжениями муниципальных органов здравоохранения, настоящей должностной инструкцией, а также методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности среднего медперсонала амбулаторно-поликлинических учреждений.
Для выполнения своих функций участковая медицинская сестра
Территориального терапевтического участка обязана:
1. Подготавливать перед амбулаторным приемом врача-терапевта
Участкового рабочие места, контролируя наличие необходимого медицинского инвентаря, оборудования, документации, проверяя исправность аппаратуры и средств оргтехники.
2. Подготавливать и передавать в регистратуру листы самозаписи больных, талоны на прием к врачу на текущую неделю.
3. Приносить перед началом приема из картохранилища медицинские карты амбулаторных больных, подобранные регистраторами в соответствии с листами самозаписи.
4. Следить за своевременным получением результатов лабораторных и других исследований и расклеивать их в медицинские карты
5. Регулировать поток посетителей путем фиксирования соответствующего времени в местах самозаписи для повторных больных и
Выдачи им талонов.
6. Помогать больным, по указанию врача, во время амбулаторного приема подготовиться к осмотру.
7. Измерять пациентам по указанию врача-терапевта участкового
Артериальное давление, проводить термометрию и другие медицинские
8. Сообщать в картохранилище о всех случаях передачи медицинских карт амбулаторных больных в другие кабинеты с целью внесения соответствующей записи в карте-заменителе.
9. Объяснять больным способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям.
10. Изучать по заданию врача быт и условия труда диспансерных
Больных, вести учет их, приглашать на прием к врачу.
11. Подготавливать предварительные материалы для составления
Отчета по диспансеризации населения участка.
12. Выполнять, в соответствии с назначением врача, на участке
Медицинские манипуляции, забор материала для бактериологических
13. Осуществлять, по указанию врача, повторные посещения
Больных на дому с целью проверки соблюдения ими назначенных режима и лечения.
14. Комплектовать необходимыми инструментами и медикаментами
Сумку врача-терапевта участкового для оказания медицинской помощи
15. Проводить под руководством и контролем врача профилактические прививки населению.
16. Проводить, в соответствии с планом, санитарно-просветительную работу среди населения.
17. Систематически повышать свою квалификацию путем изучения
Соответствующей литературы, участия в конференциях, семинарах.
18. Оформлять под контролем врача медицинскую документацию:
Направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты, контрольные карты диспансерного наблюдения, статистические талоны,
Санаторно-курортные карты, выписки из медицинских карт амбулаторных больных, направления на МСЭК, листки временной нетрудоспособности, экстренные извещения об инфекционном заболевании, пищевом,
Остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку, справки о временной нетрудоспособности, дневник работы среднего медицинского персонала, тетрадь учета работы на дому участковой медицинской сестры и др.
Участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка имеет право:
— предъявлять требования администрации поликлиники по созданию необходимых условий на рабочем месте, обеспечивающих качественное выполнение своих должностных обязанностей;
— принимать участие в совещаниях (собраниях) при обсуждении
Работы данного участка;
— получать необходимую информацию для выполнения своих функциональных обязанностей от врача-терапевта участкового, старшей
Медицинской сестры отделения, главной медицинской сестры;
— требовать от посетителей соблюдения правил внутреннего распорядка поликлиники;
— овладевать смежной специальностью;
— давать указания и контролировать работу младшего медицинского персонала кабинета врача-терапевта участкового;
— повышать свою квалификацию на рабочих местах, курсах усовершенствования и пр. в установленном порядке.
IV. Оценка работы и ответственность
Оценка работы участковой медицинской сестры территориального
Терапевтического участка проводится врачом-терапевтом участковым,
Главной (старшей) медицинской сестрой, общественными организациями на основании учета выполнения ею своих функциональных обязанностей, соблюдения правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, морально-этических норм, общественной активности.
Участковая медицинская сестра несет ответственность за нечеткое и несвоевременное выполнение данной инструкции.
Виды персональной ответственности определяются в соответствии с
Источник
Особенности деятельности участковой медицинской сестры при работе со взрослым населением
Организационная деятельность участковой медсестры. Лечебно-диагностический и противоэпидемический вид деятельности медсестры. Особенности сестринского процесса в условиях поликлиники. Оказание доврачебной помощи. Беседа для подростков о вреде курения.
Рубрика | Медицина |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.10.2015 |
Размер файла | 324,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Цикловая комиссия «Сестринское дело»
На тему: «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМ НАСЕЛЕНИЕМ»
студентки Шафоростова Юлия Андреевна
специальность «Сестринское дело» группа Г — 41
Руководитель дипломной работы И.О. Панина преподаватель
Рецензент Н.Н.Барышникова, главная медицинская сестра муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3» г. Краснодара.
Глава 1. Основные направления деятельности участковой медицинской сестры
1.1 Организационная деятельность участковой медсестры
1.2 Лечебно-диагностический вид деятельности участковой медсестры
1.2.1 Проведение диспансеризации
1.2.3 Медицинский осмотр
1.3 Противоэпидемический вид деятельности медицинской сестры
Выводы по главе 1
Глава 2. Исследование деятельности участковой медицинской сестры
2.1 Особенности сестринского процесса в условиях поликлиники
2.1.1 Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой
2.1.2 Обучение пациентов приемам самопомощи
2.1.2.1 Обучение измерению артериального давления
2.1.2.2 Оказание доврачебной помощи при обмороке
2.2 Анализ контроля качества работы медицинской сестры поликлиники
2.2.1 Анализ результатов анкетирования пациентов
2.3 Пропаганда санитарно-гигиенических знаний и принципов здорового образа жизни
2.3.1 «Школа здоровья»
2.3.2 Беседа для подростков о вреде курения
2.4 Рекомендации пациентам по профилактики заболеваний и ведении здорового образа жизни
Выводы по главе 2
Дипломная работа изложена на 62 страницах машинописного текста, иллюстрирована 4 таблицами, 3 анкеты и приложений 7 страницах. Список литературы состоит из 36 источников
Дипломная работа в структурном отношении состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и содержит приложение.
Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, формируются цель и задачи исследования.
В первой главе рассматривается основные направления деятельности участковой медицинской сестры.
Во второй главе представлены особенности сестринского процесса в условиях поликлиники.
В выводах и заключении подведены итоги медицинской сестры со взрослым населением
участковый медсестра поликлиника доврачебный
Качество жизни населения в целом и каждого человека в частности в первую очередь определяется состоянием здоровья, зависящим от очень многих факторов: наследственности, экологии внешней среды, образа жизни, материальных возможностей, объема и содержания доступной медицинской помощи.
Повышение качества медицинской помощи способно привести к повышению качества жизни населения в целом, как пациентов, так и медицинского персонала.
Огромная роль в реализации мероприятий по оздоровлению нации принадлежит медицинским сестрам, образование и опыт которых, позволяет оказывать высококачественные сестринские услуги.
Основной задачей медицинских работников является формирование культуры здорового образа жизни населения, а также профилактики заболеваний.
Поэтому, от того как будет организованна работа медицинской сестры на участке будет зависеть жизнь пациентов.
Основной задачей медицинских работников является формирование культуры здорового образа жизни населения, а также профилактики заболеваний.
Поэтому, от того как будет организованна работа медицинской сестры на участке будет зависеть жизнь пациентов.
Важная роль отводится системе здравоохранения, которая использует диспансерный метод, синтезирующий профилактику и лечение, направленный на выявление заболеваний в наиболее ранних стадиях и их предупреждение путем систематического медицинского наблюдения за здоровьем населения.
Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, формируются цель и задачи исследования. В первой главе дан критический анализ литературных данных о теоретических основах участка.
Во второй главе исследована роль медицинской сестры в организации сестринской помощи взрослому населению .
Имеются общие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключении приводятся итоги исследования, практические рекомендации по профилактике заболеваний и уходу за пациентами.
В приложении представлены результаты исследования, сравнительные таблицы, графики.
Область исследования: медицинское обслуживание взрослого населения.
Объект исследования: деятельность участковой медсестры при работе со взрослым населением.
Предмет исследования: амбулаторные карты, результаты анкетирования, этапы сестринского процесса со взрослым населением, статистические данные.
Целью исследования: исследование особенностей деятельности участковой медсестры при работе со взрослым населением.
1.Выполнить анализ литературы по теме исследования.
2.Проанализировать виды деятельности участковой медсестры при работе со взрослым населением.
3.Разработать анкету по определению качества обслуживания населения медицинской сестрой.
4.Провести анкетирование, выполнить анализ анкетирования
5.Анализ контроля качества работы медицинской сестры.
6.Разработать рекомендации для медицинской сестры по повышению эффективности пропаганды здорового образа жизни среди населения.
Гипотеза: исследование различных аспектов деятельности участковой медицинской сестры со взрослым населением способствует формированию культуры здорового образа жизни населения, а также профилактики заболеваний.
-научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме.
-организационный (сравнительный, комплексный) метод.
— статистический (вычисление процентных соотношений).
Практическая значимость: Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи при работе со взрослым населением. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе колледжа при изучении студентами специальности «Сестринское дело» ПМ.01. « Проведение профилактических мероприятий».
МДК 01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП)».
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Основные направления деятельности участковой медицинской сестры
Главная роль в проведении диспансеризации населения принадлежит амбулаторно-поликлиническим учреждениям. Важное значение имеет оценка эффективности диспансеризации , которая должна осуществляться как в отношении каждого пациента на основе изучения динамики его состояния, результатов исследований, сведений о частоте обострений, наличии случаев утраты трудоспособности и других, так и в отношении диспансерных контингентов в целом, прежде всего с учетом изменения группы диспансерного наблюдения, а также по показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидизации, смертности.
1.1 Организационная деятельность участковой медсестры
1.Два раза в год на обслуживаемой территории медсестра проводят перепись населения, для этого делаю подворные обходы и после сверки данных заполняю журнал переписи участка.
Работу на участке осуществляют согласно Приказа № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» от 21.06.2006. , а также вышеуказанным законодательным и нормативными документами РФ. В своей работе подчиняются распоряжениям и указаниям вышестоящих органов и должностных лиц: приказам главного врача поликлиники, распоряжениям заведующего, главной и старшей медсестры, участкового врача-терапевта.
1. В своей работе используют инновационные технологии.
2. Ежемесячно составляют план работы совместно с врачом. 3. Аккуратно ведут документацию:
а) Тетрадь учета работы на дому Ф-116;
б) Дневник учета работы медицинской сестры участковой Ф-039;
в) Журнал учета санитарно-просветительской работы Ф-038;
г) Журнал учета процедур Ф-029;
д) Контрольную карту диспансерного больного Ф-030;
е) Карту профилактических прививок Ф-063.
4.Слежу за правильным и эстетическим оформлением документации участка (Ф-112, Ф-113, Ф-063, Ф-030).
5.Веду учет движения пациентов на участке.
6.Подготавливают перед началом врачебного приема медицинские амбулаторные карты больных, результаты анализов и диагностических исследований. Следят за своевременным получением результатов лабораторных и других исследований и подклеиваю их в амбулаторные карты, обеспечиваю врача необходимым количеством справок, бланков рецептов, направлениями на госпитализацию и другими необходимыми документами, согласно учетной форме.
7.Подготавливают кабинет к приему: проветриваю кабинет, меняют дезинфицирующие растворы и обрабатывают кабинет.
8.По указанию врача медсестры измеряют больным артериальное давление, провожу термометрию и другие медицинские манипуляции;
9.Регулируют прием больных в зависимости от очередности и состояния больного;
10.Заполняют статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направлений на лечебно-диагностические исследования, вношу в медицинскую карту данные флюорографического и других исследований, помогаю заполнять посыльные листы на МСЭ , санаторно-курортные карты, выписки из медицинских карт и другое, при соответствующих условиях под диктовку врача пишу рецепты и заполняю соответствующие графы листка нетрудоспособности, медицинские карты амбулаторного больного
11.Оказывают лечебную помощь населению, выполняют назначения врача как в поликлинике, так и на дому;
12.Составляют годовой план по профилактическим прививкам и проводят иммунизацию населения.
13.Проводят диспансерное наблюдение больных имеющих право на получение набора социальных услуг (один раз в квартал).
14.При проведении патронажа на дому ведут «Листы сестринской оценки состояния пациента — инвалида».
15.При необходимости медсестры выполняют работу на другом участке (на период болезни, отпуска).
1.2 Лечебно-диагностический вид деятельности участковой медсестры
Организационный вид деятельности участковой медицинской сестры включает:
-подготовку амбулаторного приема врача-терапевта участкового (подготовка рабочего места, приборов, инструментария,
-индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, своевременное получение результатов лабораторных и других исследований и расклейка их по картам.);
-заполнение под контролем врача статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований;
— помощь в заполнении посыльных листов на МСЭК, санаторно-курортных карт, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного;
— при соответствующих условиях под диктовку врача выписывание рецептов и заполнение граф листков нетрудоспособности, индивидуальной карты амбулаторного больного;
— выдачу очередных талонов для повторных посещений;
комплектование необходимыми инструментами и медикаментами сумки врача-терапевта участкового для оказания медицинской помощи на дому;
— заполнение под контролем и руководством врача контрольной карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение диспансерных больных на прием к врачу;
— подготовку предварительных материалов для составления отчета по диспансеризации населения участка.
Лечебно-диагностический вид деятельности участковой медицинской сестры включает:
— по указанию врача-терапевта участкового измерение пациентам артериального давления, проведение термометрии и других медицинских манипуляций;
-объяснение пациентам способов и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;
выполнение медицинских манипуляций и забор материала для бактериологических исследований в соответствии с назначением врача с последующим информированием его о выполнении диагностических и лечебных процедур, а также обо всех случаях нарушения режима пациентами, невыполнения противоэпидемических требований инфекционными больными, оставляемыми для лечения на дому;
— оказание неотложной доврачебной помощи.
Основные виды деятельности медицинской сестры за последнее десятилетие изменились незначительно, однако профилактическому направлению с 90-х годов уделялось недостаточно внимания, что было связано с возможностью необязательного исполнения приложения 9 приказа от 30.05.1986 № 770 “О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения” и введением страховой медицины, где оценка и оплата работы проводились по качеству оказания медицинской услуги при заболевании.
В соответствии с приказами от 19.02.2008 № 77н и от 21.06.2006 № 490, в которых приводятся положения об организации деятельности медицинской сестры участковой по выполнению государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, профилактическое направление является приоритетным в работе медсестры.
При сравнении приведенных в приказе № 77н формулировок об обязанностях участковой медицинской сестры и участкового врача-терапевта в части профилактической деятельности видно, что они в основном совпадают и не носят конкретного характера (таблица).
Разделы профилактической деятельности участковой медсестры.
Профилактический вид деятельности участковых медицинских сестер:
1.Участие в организации дополнительной диспансеризации работающего населения: учет и регистрация населения, проживающего на обслуживаемой территории, в соответствии с “Инструкцией о порядке учета ежегодной диспансеризации всего населения”, уточнение списков путем посещения населения на дому;
— разъяснительная работа с населением о необходимости диспансеризации;
— согласование с врачом сроков проведения осмотров;
— обеспечение явки лиц к намеченному сроку и выполнение назначенного комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
-по окончании обследования передача заключений, полученных из диагностических служб, участковому врачу-терапевту.
2.Проведение дополнительной диспансеризации неработающих пенсионеров: оформление направлений пациентов на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;
— оформление документации по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документов для направления на медико-социальную экспертизу;
-оформление заключений о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение.
3. Проведение мероприятий по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг: диспансерное наблюдение пациентов, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;
-организация проведения диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
-доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного;
организация совместно с органами социальной защиты населения медико-социальной помощи отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;
— обучение членов семьи организации безопасной среды для пациента;
— осуществление ухода и обучение уходу членов семьи в период болезни и реабилитации пациента;
— обучение организации безопасной среды и ухода за пациентами на дому.
4. Проведение иммунизации населения: отбор групп и направление на вакцинацию.
5. Работа в “школе здоровья”:
изучение потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разработка программы проведения этих мероприятий;
а) формирование здорового образа жизни:
— повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье;
— санитарно-гигиеническое воспитание, включающее обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (набор продуктов, методы их приготовления, режим питания), ухода за жилищем; привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьба с вредными привычками
— курением, злоупотреблением алкоголя, наркоманией;
б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма:
— специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма;
в) проведение программ профилактики:
-предупреждение развития заболеваний социального характера;
-предупреждение развития инфекционных заболеваний;
-развития эндемических заболеваний;
-реабилитация пациентов, перенесших острые заболевания;
а)целевое санитарно-гигиеническое воспитание:
— создание тематических “школ здоровья” для пациентов и их родственников (повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, обострений и осложнений; повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья; формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений; навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек); формирование практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления);
б) медико-психологическая адаптация к изменению ситуации в состоянии здоровья (адаптация инвалидов);
в) информирование врача о необходимости проведения немедицинских мероприятий по коррекции модифицируемых факторов риска.
Оценка деятельности “школ здоровья” достаточно сложна, и критерии ее окончательно не разработаны, однако в организационно-методическом письме «Организация “школ здоровья” для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения», утвержденном Минздравом России 02.08.2002, приведены некоторые индикаторы комплексной оценки качества профилактической медицинской помощи в рамках работы “школы”.
В организации деятельности медицинской сестры участковой утверждена учетная форма № 039/у-1-06 “Дневник учета работы медицинской сестры участковой” вместе с инструкцией по ее заполнению. В Дневнике перечислены показатели деятельности медицинской сестры участковой.
Необходимо остановиться на особенностях деятельности медицинской сестры на педиатрическом участке, что связано с особенностями работы обслуживаемого контингента.
Деятельностью участковой медицинской сестры является обеспечение инфекционной безопасности, который включает:
— контроль за проведением младшим медицинским персоналом профилактической дезинфекции помещений, оборудования;
-проведение профилактической дезинфекции медицинского инструментария;
— соблюдение принципов личной гигиены;
— организация противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.
1.2.1 Проведение диспансеризации
Целью диспансеризации является формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, инвалидности, смертности, достижение активного долголетия. Диспансеризация — активное динамическое наблюдение на состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
Первоначально принципы и методы диспансеризации использовались для борьбы с социально опасными болезнями — туберкулезом, сифилисом, трахомой. В последующем диспансерный метод нашел применение для наблюдения за беременными, детьми, трудящимися ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства, производства, больными, страдающими хроническими заболеваниями.
Диспансеризация входит в качестве составной части в широкую систему мер по профилактике заболеваний, осуществляемых государством, обществом, здравоохранением. Общегосударственные усилия направлены на улучшение условий труда, быта и отдыха, обеспечение рационального сбалансированного питания, борьбу с гиподинамией, курением, употреблением алкоголя, на формирование здорового образа жизни. В этом комплексе мер важная роль отводится системе здравоохранения, которая использует диспансерный метод, синтезирующий профилактику и лечение, направленный на выявление заболеваний в наиболее ранних стадиях и их предупреждение путем систематического медицинского наблюдения за здоровьем населения.
Диспансерные больные и лица, имеющие факторы риска развития заболеваний, должны в первую очередь обеспечиваться путевками в санатории профилактории предприятий, санатории и дома отдыха профсоюзов и ведомств.
Важное значение имеет оценка эффективности диспансеризации , которая должна осуществляться как в отношении каждого пациента на основе изучения динамики его состояния, результатов исследований, сведений о частоте обострений, наличии случаев утраты трудоспособности и других, так и в отношении диспансерных контингентов в целом, прежде всего с учетом изменения группы диспансерного наблюдения, а также по показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидизации, смертности.
Главной оценкой затраченного медицинским работником труда и энергии служит более эффективная и совершенная помощь больному, причем это способствует как накоплению опыта, так и повышению его авторитета.
Авторитет средних медицинских работников имеет величайшее значение для налаживания общения с больным. Это прежде всего глубокие знания в своей области, умение спокойно, уверенно, правильно и быстро понять больного, волнующие его проблемы, болезнь и избрать такую тактику поведения, которая обеспечивала бы наиболее скорое и полное выздоровление пациента. Это личное обаяние, раскрывающее прямоту, доброжелательность, искренность, сердечность, природную скромность, весь богатый моральный облик. В каждом поступке и действии медицинского работника, будь то врач, фельдшер, медицинская сестра постоянно звучит главная цель — благо больного.
Таким образом, необходимость настоящего отчета обусловлена стремлением качественного анализа проделываемой работы, а так же искренней заинтересованностью в судьбе больного, стремлением совершенствования успешного лечения.
В целях более организованного проведения в поликлиниках и медико-санитарных частях есть диспансеризации , которые созданы в отделениях профилактики в составе следующих кабинетов: анамнестического, функциональных исследований, смотрового женского, пропаганды здорового образа жизни, централизованного учета диспансеризации.
Возглавляет отделение врач, под руководством которого доврачебное обследование проводит средний медперсонал. Отделение профилактики обеспечивает также учет всего прикрепленного к поликлинике населения, приглашение пациентов на диспансеризацию , централизованный учет диспансерных мероприятий.
Основным учетным документом является «Карта учета диспансеризации» (форма № 131/у—86), в которую, помимо паспортных данных, включены сведения об определенной врачом группе диспансерного наблюдения, прохождении ежегодного диспансерного осмотра, проведении исследований по требуемому минимуму.
В развернутом виде результаты осмотров, лабораторных и функциональных исследований, сведения о лечебно-оздоровительных мероприятиях вносятся в медицинскую карту (форма № 025/у), историю развития ребенка (форма № 112/у).
На лиц, страдающих хроническими заболеваниями, после перенесенных острых заболеваний, относящихся, как правило, к группам наблюдения Д-II и Д-III, заполняется контрольная карта диспансерного наблюдения (форма № ОЗД/у).Антропометрия, определение остроты слуха и зрения, постановка туберкулиновых проб, предварительная оценка нервно-психического развития также осуществляется средним медперсоналом.
Участковая медсестра ежегодно уточняет списки лиц, прикрепленных к врачу, исключает повторное профилактическое диспансерное обследование лиц, прошедших диспансеризацию в период лечения в стационаре, в ведомственных и других учреждениях здравоохранения в течение предшествующих 6 мес.
Существует пять диспансерных групп:
1-я — здоровые люди, которые не жалуются и не имеют объективных признаков болезни на время обследования и не болели в прошлом;
2-я — практически здоровые люди, у которых в анамнезе указывается на перенесенные заболевания и факторы риска развития определенной патологии, но на данном этапе не предъявляют жалоб;
3-я — больные с хроническими заболеваниями в стадии компенсации;
4-я — больные с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации;
5-я — больные с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации.
На больного, взятого на диспансерный учет, заполняют амбулаторную карту, обозначая буквой «Д» на лицевой странице, и контрольную карту диспансерного наблюдения (форма № 030/0). В диспансерной карте больного записывают жалобы, анамнез заболевания и жизни, данные объективного обследования, включая результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, а также выводы консультантов-специалистов. Диагноз формулируют с учетом изменений в организме, тяжести заболевания и его стадий, пользуясь Международной классификации болезней. После диагноза записывают лечебно-профилактические рекомендации и указывают срок повторного планового обследования больного. В контрольной карте диспансерного обследования указывают группу, к которой принадлежит определенный пациент, дату постановки на учет и срок его последующего профилактического осмотра. Кроме этого, в контрольной карте делаются отметки о выполнении лечебно-профилактических рекомендаций. Карты хранятся в картотеке тех медицинских работников, осуществляющих диспансерное наблюдение за больным. Они служат для контроля за своевременным выполнением плановых профилактических осмотров.
Второй этап диспансеризации — осуществление диспансерного наблюдения, а именно — выполнение плана мероприятий, намеченных в процессе отбора здоровых и больных на диспансерный учет.
Во время диспансерного наблюдения важное значение имеют три фактора — клинический,
Повторные диспансерные обследования больных и здоровых надо проводить активно (здоровых — раз в год; больных в стадии компенсации — дважды и чаще), систематически, по плану, а также с учетом динамики в состоянии здоровья пациента. Активное диспансерное наблюдение включает также проведение комплекса лечебных и санитарно-оздоровительных мероприятий, среди которых на первом месте стоит создание рациональных условий труда для каждого пациента.
Для того, чтобы диспансеризация была качественной и эффективной, необходимо:
— активно выявлять больных на ранних стадиях заболевания;
— активно вести динамическое наблюдение за ними;
— изучать окружающую среду, производственные и бытовые условия и способствовать их улучшению;
— систематически повышать квалификацию врачей;
— вовлекать в проведение диспансерных мероприятий администрацию производств, профсоюзы, общественность.
Учет и , контроль выполнения плана лечебно — оздоровительных мероприятий проводится централизовано и децентрализовано. В первом варианте вся информация о ходе и результатах диспансеризации сосредоточивается в кабинете .
Формой оперативного учета является контрольная карта диспансерного наблюдения ( форма № 030 / у). Для облегчения работы с амбулаторными картами принято их маркировать и шифровать , используя разного цвета корешки и цифровые обозначения . Закрепляет номера участков , адресат группы диспансерного наблюдения и даже отдельные нозологические формы заболеваний. Диспансеризация проводится учреждениями здравоохранения с участием высших учебных медицинских заведений всех уровней аккредитации.
Диспансеризация включает: ежегодный медицинский осмотр с проведением лабораторно-инструментальных исследований для выявления заболеваний в ранних стадиях, а также обследование лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний; дообследование нуждающихся с использованием современных методов диагностики; определение состояния здоровья каждого человека; осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий больным и лицам с факторами риска и последующее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья. Использование при массовых обследованиях в рамках диспансеризации всех существующих методов диагностики представляется малооправданным, поскольку наряду с малой экономической эффективностью это привело бы к перегрузке лечебно-профилактических учреждений и к негативной реакции населения на чрезмерно частые анализы, функциональные и другие исследования. Ограниченность кадровых ресурсов, особенно в сельской местности, целесообразность повышения роли участковых врачей в предупреждении заболеваний явились основными причинами того, что обязанность проведения медосмотров в условиях перехода к всеобщей диспансеризации возложена на специалистов. Сестринский процесс — научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение потребностей человека, связанных со здоровьем.
Сестринский процесс состоит из 5 этапов: 1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте); 2. сестринская диагностика (определение потребностей); 3. определение целей и планирование ухода; 4. реализация плана ухода; 5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости. Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса. I этап — сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи. Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу — сестринской диагностике.
Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент. На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни. Четвертый этап — реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам — младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.
Задача V этапа — определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.
Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом.
1.3 Противоэпидемический вид деятельности
Противоэпидемическая работа на участке организована согласно приказу № 475 «Профилактика кишечных инфекций» и Приказа № 408 «Профилактика вирусного гепатита». После передачи сведений из СЭС заводится «Лист работы в очаге».
Проводят беседы по профилактике желудочно-кишечных заболеваний, а так же мероприятия по профилактике и раннему выявлению гепатита В, С и ВИЧ инфекции (наблюдение за больными на дому, своевременное приглашение на контрольное обследование, контроль за исполнением назначений врача).
Совместно с врачом анализируется выполнение плана профилактических прививок. Прививочную работу медицинские сестра ведут при постоянном контроле картотеки. Ежегодно проводится годовое планирование профилактических прививок. Ежемесячно, согласно Ф-063 составляется прививочный план на месяц.
Выводы по главе 1
Основной задачей медицинских работников является формирование культуры здорового образа жизни населения, а также профилактики заболеваний.
Проблемы здорового образа жизни, в России были всегда весьма актуальны.
Основными аспектами деятельности участковой медицинской сестры является лечебно-диагностическая, профилактическая и обеспечение санитарно-гигиенического воспитания населения.
Сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, инвалидности, смертности, достижение активного долголетия является диспансеризация, которое включает
активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения и комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
Глава 2. Исследование деятельности участковой медицинской сестры
2.1 Особенности сестринского процесса в условиях поликлиники
Сестринское дело как медицинская дисциплина определяет сегодня суть подготовки медсестры . Смысл работы медицинской сестры состоит в уходе за человеком, а также в том, каким образом осуществляется этот уход. Составлены государственные образовательные стандарты, нацеленные на подготовку специалистов сестринского дела, владеющих не только медицинскими знаниями, но и знаниями в области психологии, педагогики, менеджмента, способных работать на высокотехнологическом оборудовании, планировать, анализировать и отвечать за свою работу. Сестринское дело и врачебная деятельность — дополняющие друг друга медицинские профессии. Новейшей истории сестринского дела — чуть более 10 лет. Медицинские сестры, новой генерации призваны обеспечить модернизацию российского здравоохранения, повысить качество медицинской помощи для широких слоев населения. Повышение социальной, медицинской и экономической эффективности работы среднего медицинского персонала — несомненный резерв качества здоровья населения. Отсюда потребность в специалистах сестринского дела, отвечающих современным требованиям при оказании медицинской помощи. Сестринский процесс или методология сестринского дела. Этим термином ВОЗ определяет целую систему характерных видов сестринского вмешательства в сфере охраны здоровья отдельных людей, их семей и/или групп населения.
Вместе с другими медицинскими работниками медсестра (медбрат) определяет задачи, их первоочередность, вид необходимого ухода; затем оцениваются полученные результаты. Информация, полученная при оценке, используется для работы в аналогичных ситуациях. Сестринский процесс — это серия действий, совершаемых медсестрой при осуществлении ухода. Может использоваться как основа ухода во всех лечебно-профилактических учреждениях, при оказании помощи в стационаре, на дому детям всех возрастных групп, с любыми диагнозами и в любом состоянии. Его основные особенности: * сестринская помощь направлена на удовлетворение потребностей пациента и решение его проблем (греч. problema — задача, задание; вопрос, требующий разрешения);
* система открытая и гибкая, меняющаяся в зависимости от состояния больного;
* должен осуществляться целенаправленный и плановый подход при выполнении всех манипуляций. Специалист со средним медицинским образованием, работающий с детьми, обязан сочетать творческий подход с умелым использованием специальных навыков:
* межличностных — навыков общения, умения слушать и воспринимать, сопереживать, создавать атмосферу доверия, получать информацию;
* интеллектуальных — умения критически мыслить и анализировать, принимать решения;
* технических (владение манипуляционной техникой, оборудованием).
С учетом современных требований определяются следующие основные характеристики сестринского процесса:
1) идентификация потребностей пациента (универсальные, индивидуальные),
2) правовые основы поведения медсестры (профессиональные, этические, религиозные),
3) выполнение трудовых обязанностей (уход, лечение, неотложная помощь),
4) сестринская стратегия (мотивация, уважение, эффективность).. 1-й этап сестринского процесса — это сбор информации, подтверждение ее достоверности. Сбор информации, необходимой для оценки состояния здоровья больного, определяет направление сестринской помощи.
Если больной находится в тяжелом состоянии или малоконтактен, медсестре лучше обратиться вначале к медицинским документам.
Медицинский работник должен уметь наблюдать, замечать признаки, указывающие на состояние больного: его положение, движения, мимику, жесты, желание общаться, аппетит, адекватность реакции на ситуацию и заданные вопросы; оценивать логику построения фраз, особенности голоса; отмечать ориентировку во времени и месте. Проблемы пациента формулируются в виде четких и кратких заключений. В современной науке об уходе их называют «сестринским диагнозом».
2.1.1 Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой
Измерение температуры тела в подмышечной впадине пациента.
Цель: Измерить температуру тела пациента и зафиксировать результат в температурном листе.
Наблюдение за показателями температуры в течение суток.
При изменении состояние пациента.
-Емкости для хранения чистых термометров со слоем ваты на дне.
-Емкости для дезинфекции термометров.
-Возможные проблемы пациента:
-Негативный настрой к вмешательству.
-Воспалительные процессы в подмышечной впадине.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
-Измерение температуры тела в подмышечной впадине.
-Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
-Возьмите чистый термометр, проверьте его целостность
Источник