Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечкения.
методическая разработка на тему
Данный материал раскрывает взаимосвязь между коррекционной работой и лечением детей с нарушением зрения на лечебно-диагностической аппаратуре.Так же предложенна система работы на разных этапах лечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечения». | 82.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекционо-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечения Работу выполнила: учитель-дефектолог Киселева Т.В., МКДОУ црр-д /с №41, г.Сатка , Челябинской обл.
Коррекционно-педагогическая работа тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с этапами лечения. Плеоптический этап — лечение амблиопии . Ортоптический – восстановление «плоскостного», бинокулярного зрения. Стереоптический — восстановление бинокулярного глубинного зрения.
Плеоптический этап. Медицинские мероприятия Медицинские мероприятия направлены на: 1. повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии ; 2. раздражение колбочкового аппарата глаза светом и упражнениями. Лечебная аппаратура : амблиотренер , амблио-1 амблио-2 , мускулатренер , «Иллюзион». Коррекционно-педагогическая работа Основные задачи : 1. формирование зрительного восприятия посредством раздражений амблиопичного глаза цветом ; 2. обогащение зрительно-сенсорного опыта в процессе предметно-практических действий.
Система работы ( плеоптика ). 1 . Развитие цветового восприятия — основа восстановления зрительных функций. -знакомство с цветовыми эталонами, -соотнесение, нахождение цвета в классификационных рядах, в окружающем мире, локализация, -составление цветовых рядов, нахождение лишнего по цвету, -формирование представлений о цветовой насыщенности, о теплых и холодных цветах, получение из основных промежуточных цветов. Фиксирование амблиопичным глазом мелких деталей — раскрашивание мелких деталей рисунка , нахождение одинаковых объектов среди множества , обнаружение различий, — распутывание лабиринтов ,мозаика , нанизывание бус , сортировка, — обводка , штриховка, работа с клеткой, вырезывание и т.п.
Система работы ( плеоптика ). 2 .Восстановление остроты центрального зрения при выработке бинокулярного зрения. Систематическая тренировка больного глаза упражнениями на выделение признаков предмета(цвет , форма, величина и др.) Упражнения на повышение уровня зрительного анализа и синтеза сложной формы. -аппликация, моделирование , р /к, сравнение и т.п. Систематические упражнения по ориентировке в пространстве, развитию нестереоскопических способов восприятия . -нахождение и размещение предметов по указанию , ориентировка на плоскости, зрительные и слуховые диктанты, моделирование и т. п. -линейная и воздушная перспектива , пересечение, изменение видимых размеров объекта, нюансы окраски.
Система работы ( плеоптика ). Систематические упражнения на развитие глазодвигательных функций и координации в системе «глаз-рука». — обведение, соединение, дорисовывание по точкам, штриховка, т.д. -застегивание пуговиц, шнуровка, вышивание, трафареты, т.д. -нанизывание колец, стрельба в цель , забрасывание мячей в корзину , детский бильярд, т.п. —графические задания. Систематические упражнения на усиление или расслабление аккомодации, конвергенции.
Совместная медико-педагогическая работа по повышению остроты зрения ( плеоптический период). Аблиотренер Амблио -1,2 Иллюзион Мускулотренер Построение рисунков из мозаики , геом. Ф. Диск-тренажер. Упражнения на локализацию. Узнавание и различение предметов в разных модальностях. Прослеживание взором движущихся объектов. Прокатывание мячей ,шаров в ворота , к друг другу, к цели. Застегивание, пришивание пуговиц; вышивка по контуру. Обведение по контуру через кальку , по трафарету, раскрашивание. Раскрашивание картинок. Раскладывание по цвету, упр. «Зажги огоньки , как у меня. Плетение цветных ковриков. Нанизывание на шнур ,леску , проволоку счетные косточки, бусы, бисер. Застегивание ,пришивание пуговиц(контрастность). Обведение клеток, графический диктант. Лабиринты. Игры с различными видами конструктора. Совмещение картинок , вкладыши. Прокалывание по контуру. Шнуровка, плетение, завязывание узелков. Рыболов. Забей колышки , гвозди деревянным молоточком. Сортировка злаков. Узнавать и различать предметы в разных модальностях. Найди отличия. Сортировка; бросание гороха в горлышко. Прокалывание по контуру.
Ортоптика . Медицинские мероприятия Медицинские мероприятия направлены на: 1.Восстановление сенсомоторных механизмов объединенная деятельность обоих глаз. Развитие фузионной способности и бинокулярного зрения. Лечебная аппаратура : Синоптофор;засветы по Чермаку, Кащенко; фотовспышка;монобиноскоп ; Тренировка конвергенции и аккомадации . Коррекционно-педагогическая работа Основные задачи : Формирование способов зрительного восприятия, стимулирующих совместную деятельность глаз. Развитие бинокулярного зрения с помощью специально подобранных упражнений. Подготовка к лечению на синоптофоре .
Система работы ( ортоптика ). 1 . Использование специальных технологий для компенсаторного формирования зрительных образов. — обнаружение изображений в перспективном поле, опознание частей изображения, нахождение недостающих деталей, опознание в различных условиях предъявления, составление р /к. 2.Использование специальных технологий по слиянию двух образов в один( синоптофор ). учить сливать , совмещать монокулярные изображения в одно целое ( предлагать тест -объекты с учетом цвета и размера). овладеть понятиями «слить», «совместить»;ориентировочными понятиями «выше — ниже», «справа — слева», «ближе -дальше». — узнавание контурного и силуэтного изображения , упражнения на слияние и совмещение. — «Узнай предмет по детали», «Дорисуй вторую половину», «Кто без чего», «Найди ошибку»и т.п.
Совместная медико-педагогическая работа( ортоптика ) Синопто фор Засветы по Чермаку, по Кащенко Монобино скоп Конверген ция Аккомада ция Занятия на компьюто ре Совмещение картинок. Рамки и вкладыши Выкладывание узоров из мозаики, геометр.ф . , счетных палочек. Обведение по контуру. Шнуровка. Упражнения с красной точкой. Упражнения на слияние и совмещение. Составление целого из частей. Обнаружение отличий. Разложи по цвету. Соедини по точкам. Нанизывание бус. Вдевание в иголку бус. Сортировка семян,бросание гороха в горлышко. Раскрашивание и штриховка. Игры с кольцебросом , калейдоскопом. Зрительные гимнастики. Развитие пространст . отношений Сортировка семян , злаков. Дорисуй и раскрась фигуру. Чего не стало. Развитие пространст . о тношений. Работа с конструктором . Игры с мячом. Упражнения с цветом.
Стереоскопический этап. В заключительной стадии лечения косоглазия(симметрическое положение глаз+бинокулярное зрение) Сспециальные стереоскопические упражнения(оценка глубины пространства) закрепление результатов лечения косоглазия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр.
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения возможна только при тесном взаимодействии всех специалистов и носит комплексный характер. .
Итоговая контрольная работа.
игры для детей с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения прежде всего состоит в организации компенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожного, вибрационного и др.Компенс.
Источник
Глава 6. ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются ограниченность знаний и представлений об окружающем мире с преобладанием общих, неконкретных сведений; при достаточном формальном словарном запасе нередко наблюдается недостаточная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют
малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и др.
Для детей с дефектами зрения характерны также малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.
Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия — зрительного, слухового, осязательного. При этом важно, даже при выраженных дефектах зрения, обязательно использовать в познании окружающего мира остаточное зрение, учить ребенка пользоваться им в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности.
Важным условием успеха педагогической коррекционной работы является сочетание ее с медицинскими мероприятиями, прежде всего необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.
Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число слабовидящих значительно больше, чем тотально слепых.
Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хрусталика глаза (катаракта). Среди различных видов поражений хрусталика преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными факторами (в частности, обменными заболеваниями), внутриутробными инфекциями плода. Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например болезнью Дауна.
Особой формой патологии зрения у детей, нередко приводящей к полной слепоте, является ретролентальная фиброплазия. Она развивается у недоношенных детей, которые длительное время находятся в кювезах вследствие асфиксии. Повышенное содержание кислорода в воздухе приводит к тяжелым изменениям сосудов сетчатки, а также стекловидного тела. Заболевание можно обнаружить уже на второй-третьей неделе после рождения при обследовании глазного дна. Для предупреждения этой формы патологии органов зрения акушеры и микропедиатры должны тща-
тельно следить за концентрацией кислорода в воздухе кислородной палаты.
Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва. Наиболее часто патология зрительного нерва является следствием общих заболеваний, особенно ЦНС. В раннем детском возрасте выявление заболеваний зрительного нерва, особенно односторонних, затруднено, так как ребенок может не осознавать этого дефекта. Поэтому родителям следует быть особенно внимательными к детям раннего возраста и, прежде всего, к детям, страдающим гидроцефалией. При прогрессирующей гидроцефалии может развиваться отек зрительного нерва, что при отсутствии лечебных мероприятий вызывает его атрофию и приводит к слепоте. Поэтому, если у ребенка имеются признаки прогрессирующей гидроцефалии, если он перенес тяжелую родовую травму, нейроинфекцию или если у него наблюдаются различные деформации черепа типа «башенного» черепа, необходимо обследование глазного дна. В таком обследовании нуждаются также дети с наследственными заболеваниями нервной системы.
У детей с отклонениями в развитии нередко наблюдается косоглазие. Педагогам и воспитателям следует иметь в виду, что косоглазие — это не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается зрительное восприятие, а именно бинокулярное зрение, т. е. возможность одновременно воспринимать зрительные объекты обоими глазами. Бинокулярное зрение имеет важное значение в психическом развитии ребенка.
От истинного косоглазия следует отличать мнимое или кажущееся косоглазие. Ложное впечатление о наличии косоглазия может создаваться, если у ребенка имеет место асимметрия лица и глазниц. Для разграничения истинного и мнимого косоглазия необходимо обследование врача-невропатолога и окулиста.
Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения.
Выделяют две формы содружественного косоглазия: сходящееся и расходящееся. Наиболее частой причиной содружественного косоглазия являются поражения ЦНС.
При наличии у ребенка косоглазия необходимо определение остроты зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией, обследование глазного дна, а также в ряде случаев требуются и специальные электрофизиологические исследования органа зрения.
В настоящее время разработаны разнообразные методы лечения косоглазия, включающие как специальные тренировочные
упражнения, назначение очков, так и хирургические методы, а также лазерное лечение. Во всех случаях лечение проводится дифференцированно по назначению и под наблюдением врача-окулиста.
Для детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Известно, что любое общее заболевание и, в первую очередь, детские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский организм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний следует избегать зрительной нагрузки, не разрешать ребенку рассматривать мелкие предметы, смотреть телевизор.
При наличии у ребенка патологии сетчатки проводится комплексное медикаментозное лечение, направленное, главным образом, на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и другие препараты.
Для предупреждения тяжелых дефектов зрения, связанных с недоразвитием зрительных центров коры головного мозга, важное значение имеет раннее лечение, включая, по показаниям, и хирургическое, а также комплекс коррекционно-воспитательных мероприятий, проводимых в семье.
Психическое развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно, в зависимости от того, является ли он слепым или слабовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижением интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. С самого раннего возраста необходимо активизировать функционирование всех сохранных анализаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение 1 .
Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зрения, следует начинать с первых месяцев его жизни. Для этого важно постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущениями: часто менять положение его тела, поглаживать, проводить пассивно-активные упражнения, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям.
Особенно важное значение при воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями зрения имеет развитие активного осязания. Ребенка как можно раньше следует учить ощупывать различные
Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: Об-во слепых, 1988. С. 67.
предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослыми пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка.
Важное значение имеет развитие у детей с нарушениями зрения ориентировки в пространстве, а также проведение специальных занятий по развитию речи. При этом следует обратить особое внимание на развитие смысловой стороны речи, предупреждать так называемую «попуганную» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла.
Особо следует обратить внимание на узнавание частей собственного тела и развитие начальных пространственных представлений. Важное значение имеет развитие моторики и физическое воспитание.
В специальных исследованиях показано, что формирование игры слепых и слабовидящих детей является важным средством коррекции их нравственного и физического развития 1 . Методика обучения игре слепых и слабовидящих детей включает в себя поэтапную подготовку к игре с использованием специальных психотехнических и игровых корригирующих упражнений и заданий. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов у детей с нарушениями зрения».
Важное значение в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения имеет специальная логопедическая работа. Она проводится поэтапно, с учетом уровня сформированности речи у этих детей 3 .
Наименее выражены речевые нарушения на первом уровне сформированности речи. На этом уровне отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.
На втором уровне у ребенка имеет место ограниченность активного словаря, некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и особенно развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.
На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграм-
1 Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. М.: Советский спорт, 1992. С. 92.
‘ Особенности логопедической работы при нарушениях зрения // Логопедия. М.: Просвещение, 1989. С. 393-399.
матична, ребенок пользуется, в основном, одно-двухсловным предложением. Имеют место разнообразные нарушения звукопро-изношения. Фонематический анализ и синтез не развиты.
На четвертом, самом низком уровне ребенок пользуется лишь отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформирован.
Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса.
Важное значение в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объемности и окраски, использование рельефных картинок, специальных наборов игрушек для их тактильного опознания.
Источник