Лечебная работа с детьми с нарушениями зрения

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечкения.
методическая разработка на тему

Данный материал раскрывает взаимосвязь между коррекционной работой и лечением детей с нарушением зрения на лечебно-диагностической аппаратуре.Так же предложенна система работы на разных этапах лечения.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация на тему «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечения». 82.79 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Коррекционо-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечения Работу выполнила: учитель-дефектолог Киселева Т.В., МКДОУ црр-д /с №41, г.Сатка , Челябинской обл.

Коррекционно-педагогическая работа тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с этапами лечения. Плеоптический этап — лечение амблиопии . Ортоптический – восстановление «плоскостного», бинокулярного зрения. Стереоптический — восстановление бинокулярного глубинного зрения.

Плеоптический этап. Медицинские мероприятия Медицинские мероприятия направлены на: 1. повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии ; 2. раздражение колбочкового аппарата глаза светом и упражнениями. Лечебная аппаратура : амблиотренер , амблио-1 амблио-2 , мускулатренер , «Иллюзион». Коррекционно-педагогическая работа Основные задачи : 1. формирование зрительного восприятия посредством раздражений амблиопичного глаза цветом ; 2. обогащение зрительно-сенсорного опыта в процессе предметно-практических действий.

Система работы ( плеоптика ). 1 . Развитие цветового восприятия — основа восстановления зрительных функций. -знакомство с цветовыми эталонами, -соотнесение, нахождение цвета в классификационных рядах, в окружающем мире, локализация, -составление цветовых рядов, нахождение лишнего по цвету, -формирование представлений о цветовой насыщенности, о теплых и холодных цветах, получение из основных промежуточных цветов. Фиксирование амблиопичным глазом мелких деталей — раскрашивание мелких деталей рисунка , нахождение одинаковых объектов среди множества , обнаружение различий, — распутывание лабиринтов ,мозаика , нанизывание бус , сортировка, — обводка , штриховка, работа с клеткой, вырезывание и т.п.

Система работы ( плеоптика ). 2 .Восстановление остроты центрального зрения при выработке бинокулярного зрения. Систематическая тренировка больного глаза упражнениями на выделение признаков предмета(цвет , форма, величина и др.) Упражнения на повышение уровня зрительного анализа и синтеза сложной формы. -аппликация, моделирование , р /к, сравнение и т.п. Систематические упражнения по ориентировке в пространстве, развитию нестереоскопических способов восприятия . -нахождение и размещение предметов по указанию , ориентировка на плоскости, зрительные и слуховые диктанты, моделирование и т. п. -линейная и воздушная перспектива , пересечение, изменение видимых размеров объекта, нюансы окраски.

Система работы ( плеоптика ). Систематические упражнения на развитие глазодвигательных функций и координации в системе «глаз-рука». — обведение, соединение, дорисовывание по точкам, штриховка, т.д. -застегивание пуговиц, шнуровка, вышивание, трафареты, т.д. -нанизывание колец, стрельба в цель , забрасывание мячей в корзину , детский бильярд, т.п. —графические задания. Систематические упражнения на усиление или расслабление аккомодации, конвергенции.

Совместная медико-педагогическая работа по повышению остроты зрения ( плеоптический период). Аблиотренер Амблио -1,2 Иллюзион Мускулотренер Построение рисунков из мозаики , геом. Ф. Диск-тренажер. Упражнения на локализацию. Узнавание и различение предметов в разных модальностях. Прослеживание взором движущихся объектов. Прокатывание мячей ,шаров в ворота , к друг другу, к цели. Застегивание, пришивание пуговиц; вышивка по контуру. Обведение по контуру через кальку , по трафарету, раскрашивание. Раскрашивание картинок. Раскладывание по цвету, упр. «Зажги огоньки , как у меня. Плетение цветных ковриков. Нанизывание на шнур ,леску , проволоку счетные косточки, бусы, бисер. Застегивание ,пришивание пуговиц(контрастность). Обведение клеток, графический диктант. Лабиринты. Игры с различными видами конструктора. Совмещение картинок , вкладыши. Прокалывание по контуру. Шнуровка, плетение, завязывание узелков. Рыболов. Забей колышки , гвозди деревянным молоточком. Сортировка злаков. Узнавать и различать предметы в разных модальностях. Найди отличия. Сортировка; бросание гороха в горлышко. Прокалывание по контуру.

Ортоптика . Медицинские мероприятия Медицинские мероприятия направлены на: 1.Восстановление сенсомоторных механизмов объединенная деятельность обоих глаз. Развитие фузионной способности и бинокулярного зрения. Лечебная аппаратура : Синоптофор;засветы по Чермаку, Кащенко; фотовспышка;монобиноскоп ; Тренировка конвергенции и аккомадации . Коррекционно-педагогическая работа Основные задачи : Формирование способов зрительного восприятия, стимулирующих совместную деятельность глаз. Развитие бинокулярного зрения с помощью специально подобранных упражнений. Подготовка к лечению на синоптофоре .

Система работы ( ортоптика ). 1 . Использование специальных технологий для компенсаторного формирования зрительных образов. — обнаружение изображений в перспективном поле, опознание частей изображения, нахождение недостающих деталей, опознание в различных условиях предъявления, составление р /к. 2.Использование специальных технологий по слиянию двух образов в один( синоптофор ). учить сливать , совмещать монокулярные изображения в одно целое ( предлагать тест -объекты с учетом цвета и размера). овладеть понятиями «слить», «совместить»;ориентировочными понятиями «выше — ниже», «справа — слева», «ближе -дальше». — узнавание контурного и силуэтного изображения , упражнения на слияние и совмещение. — «Узнай предмет по детали», «Дорисуй вторую половину», «Кто без чего», «Найди ошибку»и т.п.

Совместная медико-педагогическая работа( ортоптика ) Синопто фор Засветы по Чермаку, по Кащенко Монобино скоп Конверген ция Аккомада ция Занятия на компьюто ре Совмещение картинок. Рамки и вкладыши Выкладывание узоров из мозаики, геометр.ф . , счетных палочек. Обведение по контуру. Шнуровка. Упражнения с красной точкой. Упражнения на слияние и совмещение. Составление целого из частей. Обнаружение отличий. Разложи по цвету. Соедини по точкам. Нанизывание бус. Вдевание в иголку бус. Сортировка семян,бросание гороха в горлышко. Раскрашивание и штриховка. Игры с кольцебросом , калейдоскопом. Зрительные гимнастики. Развитие пространст . отношений Сортировка семян , злаков. Дорисуй и раскрась фигуру. Чего не стало. Развитие пространст . о тношений. Работа с конструктором . Игры с мячом. Упражнения с цветом.

Стереоскопический этап. В заключительной стадии лечения косоглазия(симметрическое положение глаз+бинокулярное зрение) Сспециальные стереоскопические упражнения(оценка глубины пространства) закрепление результатов лечения косоглазия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр.

Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения возможна только при тесном взаимодействии всех специалистов и носит комплексный характер. .

Итоговая контрольная работа.

игры для детей с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нару­шением зрения прежде всего состоит в организации ком­пенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожно­го, вибрационного и др.Компенс.

Источник

Глава 6. ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и вре­мени возникновения нарушений зрения, а также от своевременно­го начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются огра­ниченность знаний и представлений об окружающем мире с пре­обладанием общих, неконкретных сведений; при достаточном формальном словарном запасе нередко наблюдается недостаточ­ная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тор­мозят развитие двигательных навыков и умений и определяют

малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотип­ные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопы­вания и др.

Для детей с дефектами зрения характерны также малая психи­ческая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.

Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный ха­рактер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на ос­нове полисенсорного восприятия — зрительного, слухового, ося­зательного. При этом важно, даже при выраженных дефектах зре­ния, обязательно использовать в познании окружающего мира ос­таточное зрение, учить ребенка пользоваться им в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности.

Важным условием успеха педагогической коррекционной ра­боты является сочетание ее с медицинскими мероприятиями, пре­жде всего необходим ранний и правильный подбор очков, дина­мическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.

Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число слабови­дящих значительно больше, чем тотально слепых.

Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хру­сталика глаза (катаракта). Среди различных видов поражений хру­сталика преобладают врожденные катаракты, обусловленные на­следственными факторами (в частности, обменными заболевания­ми), внутриутробными инфекциями плода. Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например бо­лезнью Дауна.

Особой формой патологии зрения у детей, нередко приводя­щей к полной слепоте, является ретролентальная фиброплазия. Она развивается у недоношенных детей, которые длительное вре­мя находятся в кювезах вследствие асфиксии. Повышенное содер­жание кислорода в воздухе приводит к тяжелым изменениям сосу­дов сетчатки, а также стекловидного тела. Заболевание можно об­наружить уже на второй-третьей неделе после рождения при обследовании глазного дна. Для предупреждения этой формы па­тологии органов зрения акушеры и микропедиатры должны тща-

тельно следить за концентрацией кислорода в воздухе кислород­ной палаты.

Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва. Наиболее часто па­тология зрительного нерва является следствием общих заболева­ний, особенно ЦНС. В раннем детском возрасте выявление заболе­ваний зрительного нерва, особенно односторонних, затруднено, так как ребенок может не осознавать этого дефекта. Поэтому ро­дителям следует быть особенно внимательными к детям раннего возраста и, прежде всего, к детям, страдающим гидроцефалией. При прогрессирующей гидроцефалии может развиваться отек зри­тельного нерва, что при отсутствии лечебных мероприятий вызы­вает его атрофию и приводит к слепоте. Поэтому, если у ребенка имеются признаки прогрессирующей гидроцефалии, если он пере­нес тяжелую родовую травму, нейроинфекцию или если у него наблюдаются различные деформации черепа типа «башенного» черепа, необходимо обследование глазного дна. В таком обследо­вании нуждаются также дети с наследственными заболеваниями нервной системы.

У детей с отклонениями в развитии нередко наблюдается косо­глазие. Педагогам и воспитателям следует иметь в виду, что косо­глазие — это не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается зрительное восприятие, а именно бинокулярное зрение, т. е. возможность одновременно воспринимать зрительные объекты обоими глазами. Бинокулярное зрение имеет важное зна­чение в психическом развитии ребенка.

От истинного косоглазия следует отличать мнимое или кажу­щееся косоглазие. Ложное впечатление о наличии косоглазия мо­жет создаваться, если у ребенка имеет место асимметрия лица и глазниц. Для разграничения истинного и мнимого косоглазия не­обходимо обследование врача-невропатолога и окулиста.

Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения.

Выделяют две формы содружественного косоглазия: сходящее­ся и расходящееся. Наиболее частой причиной содружественного косоглазия являются поражения ЦНС.

При наличии у ребенка косоглазия необходимо определение остроты зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией, обследование глазного дна, а также в ряде случаев требуются и специальные электрофизиологические исследования органа зрения.

В настоящее время разработаны разнообразные методы лече­ния косоглазия, включающие как специальные тренировочные

упражнения, назначение очков, так и хирургические методы, а также лазерное лечение. Во всех случаях лечение проводится дифференцированно по назначению и под наблюдением врача-окулиста.

Для детей с отклонениями в развитии особенно важное значе­ние имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Известно, что любое общее заболевание и, в первую очередь, детские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский организм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний следует избегать зрительной нагрузки, не разре­шать ребенку рассматривать мелкие предметы, смотреть теле­визор.

При наличии у ребенка патологии сетчатки проводится комп­лексное медикаментозное лечение, направленное, главным обра­зом, на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функ­ции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорас­ширяющие и другие препараты.

Для предупреждения тяжелых дефектов зрения, связанных с недоразвитием зрительных центров коры головного мозга, важное значение имеет раннее лечение, включая, по показаниям, и хирур­гическое, а также комплекс коррекционно-воспитательных меро­приятий, проводимых в семье.

Психическое развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно, в зависимости от того, является ли он слепым или сла­бовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижени­ем интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. С самого раннего возраста не­обходимо активизировать функционирование всех сохранных ана­лизаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение 1 .

Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зре­ния, следует начинать с первых месяцев его жизни. Для этого важ­но постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущения­ми: часто менять положение его тела, поглаживать, проводить пас­сивно-активные упражнения, привлекая внимание ребенка к воз­никающим при этом ощущениям.

Особенно важное значение при воспитании ребенка с тяжелы­ми нарушениями зрения имеет развитие активного осязания. Ре­бенка как можно раньше следует учить ощупывать различные

Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: Об-во слепых, 1988. С. 67.

предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослыми пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка.

Важное значение имеет развитие у детей с нарушениями зрения ориентировки в пространстве, а также проведение специ­альных занятий по развитию речи. При этом следует обратить осо­бое внимание на развитие смысловой стороны речи, предупреж­дать так называемую «попуганную» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла.

Особо следует обратить внимание на узнавание частей собст­венного тела и развитие начальных пространственных представле­ний. Важное значение имеет развитие моторики и физическое вос­питание.

В специальных исследованиях показано, что формирование игры слепых и слабовидящих детей является важным средством коррекции их нравственного и физического развития 1 . Методика обучения игре слепых и слабовидящих детей включает в себя по­этапную подготовку к игре с использованием специальных психо­технических и игровых корригирующих упражнений и заданий. Игровая деятельность способствует формированию произвольно­сти психических процессов у детей с нарушениями зрения».

Важное значение в коррекционной работе с детьми с наруше­ниями зрения имеет специальная логопедическая работа. Она про­водится поэтапно, с учетом уровня сформированности речи у этих детей 3 .

Наименее выражены речевые нарушения на первом уров­не сформированности речи. На этом уровне отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

На втором уровне у ребенка имеет место ограниченность активного словаря, некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, употреблении обобщающих понятий, в составле­нии предложений и особенно развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения более выражены и разнообразны. Фонемати­ческий анализ не сформирован.

На третьем уровне отмечается недостаточность активно­го и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесен­ность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграм-

1 Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и мето­дика проведения. М.: Советский спорт, 1992. С. 92.

‘ Особенности логопедической работы при нарушениях зрения // Лого­педия. М.: Просвещение, 1989. С. 393-399.

матична, ребенок пользуется, в основном, одно-двухсловным предложением. Имеют место разнообразные нарушения звукопро-изношения. Фонематический анализ и синтез не развиты.

На четвертом, самом низком уровне ребенок поль­зуется лишь отдельными словами, фонематический анализ и син­тез не сформирован.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смы­словой стороны речи. Характерным признаком является своеоб­разный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса.

Важное значение в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объем­ности и окраски, использование рельефных картинок, специаль­ных наборов игрушек для их тактильного опознания.

Источник

Читайте также:  Таблетки для печени народными средствами
Оцените статью