- Нарушения речи
- Что такое нарушения речи
- Виды и причины возникновения
- Симптомы
- К какому врачу обращаться при нарушениях речи
- Методы лечения
- Результаты
- Реабилитация и восстановления образа жизни
- Комплексный подход к коррекции речевых нарушений
- Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами статья по логопедии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Нарушения речи
✓ Статья проверена медицинским экспертом
Что такое нарушения речи
Нарушения речи – это проблемы с двухсторонним обменом информации по средствам вербальной коммуникации при нормальном слухе и интеллекте. Патология включает в себя как неправильное произношение каких-то звуков, так и полную неспособность воспринимать или воспроизводить речь.
Независимо от возраста, в котором проявились нарушения речи, их можно и нужно лечить.
Виды и причины возникновения
Основная масса пациентов – это дети. У них причина кроется в наследственной предрасположенности, осложнениях при беременности и родах, малой подвижности губ и языка, неправильном прикусе зубов. Риск патологии повышается, если будущая мать болела вирусными заболеваниями при вынашивании ребенка.
Иногда причиной нарушения речи становится стресс, из-за которого диагностируются экспрессивные и импрессивные расстройства. К экспрессивным расстройствам относят недостаточное развитие речи, несоответствующее возрасту больного. Как правило, данный вид нарушений проходит самостоятельно и не требует лечения.
Если нарушение речи фиксируется у взрослых, то провоцирующим фактором становится инсульт, инфицирование мозга или опухоль.
На практике встречается три вида нарушений речи, среди которых ограниченный словарный запас, трудности с произношением длинных фраз, проблемы с пониманием и воспроизведением речи, например, заикание. Полный перечень нарушений речи:
- Дислалия. Невозможно четко произнести некоторые звуки. Произношение напоминает детские звуки. Больной искажает слова или заменяет на другие слова, например, рак произносится как лак, при этом грамматических ошибок не допускает и правильно выстраивает предложение,
- Ринолалия. Искажаются не определенные звуки, а речь полностью. Особенно сложно выговорить согласные и гласные звуки. Больной говорит в «нос», гнусавит. Его речь трудно понять,
- Дизартрия. Из-за нарушений центральной нервной системы искажается речь в целом. У больного ограничена скорость речи, объем движений органов речи, мышцы лица неподвижны. Сбита интонация, звукопроизношение, голос, мелодия речи, дыхание. Заболевание лечится комплексно сразу несколькими специалистами,
- Алалия. Больной полностью понимает собеседника, но не может ему ответить. Речь отсутствует частично и больной общается односложно короткими фразами (моторная алалия) или полностью (сенсорная алалия), поэтому он общается жестами и мимикой. Связано с недоразвитостью левого полушария мозга,
- Логоневроз. Заикание связано с растягиванием гласных и повторении согласных звуков. У больного нарушена координация движений и дыхание. У детей заикание может быть полное или относительное, возникающее, например, при выходе на сцену,
- Брадилалия (замедленный темп речи) и тахилалия (ускоренный темп речи). Больной запинается, повторяет и проглатывает некоторые слоги, непонятно произносит фразы. У него нарушается координация движений, повышается нервная возбудимость,
- Дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтение) при патологиях речевого аппарата,
- Афония. У больного недоразвит или изменен голосовой аппарат, поэтому его речь тихая и еле слышная.
Симптомы
Нередко пациенты не обращают внимания на неправильно построенную речь собеседника, что приводит к ухудшению состояния. Родителям и близким следует заострить внимание, если при общении наблюдаются следующие признаки:
- чересчур быстрая речь,
- повышенное слюноотделение при произношении слов,
- заикание и растянутость слогов,
- скованные мышцы лица,
- нечеткость слов, проглатывание окончаний,
- чересчур медленное проговаривание слов,
- замедленное выражение мыслей.
К какому врачу обращаться при нарушениях речи
К сожалению, речевые расстройства не проходит самостоятельно, поэтому к врачу нужно обратиться при любом расстройстве. В первую очередь нужна консультация невролога. По необходимости привлекаются и другие специалисты – нейрохирург, реабилитолог, логопед.
Укомплектованный штат врачей в Кунцевском лечебно-реабилитационном центре готов принять пациентов недалеко от метро «Молодежная».
Методы лечения
На приеме доктор обследует артикуляционный аппарат, проверяет рефлексы, выявляет нарушения психологического характера. По необходимости проводят МРТ или КТ головного мозга. На основе результатов диагностики устанавливает диагноз.
Стратегия лечения разрабатывается в соответствии с выявленным нарушением. Например, при заикании логопед проводит занятия в клинике по артикуляционной гимнастике и обучает родителей проведению терапии дома. В домашних условиях специальная дыхательная гимнастика и пение устраняет заикание.
Если диагностируется нарушение произношения в результате иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности языка и губ, то занятия со специалистом дополняются приемом медикаментов, определенными физиопроцедурами, лечебными ваннами, иглоукалыванием. Для улучшения мозгового кровообращения, нормализации обменных процессов в центральной нервной системе, нормализации давления и улучшения памяти назначаются лекарственные препараты.
При экспрессивных нарушениях речи положительно зарекомендовала себя транскраниальная микрополяризация. Метод снимает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию.
Результаты
Исходя из практики, нарушения речи легко поддаются коррекции. Быстрее всего результаты терапии заметны при лечении детей в раннем возрасте. Коррекция у взрослых требует больше времени.
Реабилитация и восстановления образа жизни
При лечении следует помнить, что коррекция речи – процесс медленный. После каждого занятия нужно повторять упражнение дома, перед зеркалом тренировать правильную постановку языка и губ
Источник
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений
Автор: Тураева Оксана Александровна
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях
МБОУ «Центр диагностики и консультирования»
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное , целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.
Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.
Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:
1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы , которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.
2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.
В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.
2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.
3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).
4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.
Таким образом , взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.
Источник
Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами
статья по логопедии по теме
Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, правильного речевого дыхания и артикуляции всех звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukashova_n._a.-_statya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами
Лукашова Н.А., учитель-логопед
МБОУ «Скороднянская СОШ»
Губкинский район, Белгородская область
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи
инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Подробно изучив новинки методической литературы, я решила использовать инновационные методы в своей работе. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Как показывают исследования последних лет, в основе тяжелых речевых расстройств лежат различные анатомо-физиологические нарушения центральной или периферической части речевого механизма. Они обычно связаны с поражениями центральной нервной системы в результате перенесенных ребенком заболеваний или травм энцефалитов, менингитов, сосудистых расстройств, психофизических травм и пр. Они могут вызываться также и грубыми органическими нарушениями в строении речевого аппарата /расщелины, деформации и др./, недостаточной подвижностью/инертностью или лабильностью процессов нейродинамики, что особенно характерно для неврозов речи. У многих детей дефекты речи сопровождаются разнообразными нарушениями моторики, дыхания, голоса [1].
У детей с аномалиями речевого развития на почве органических нарушений центральной нервной системы встречаются и более серьезные двигательные расстройства: гиперкинезы, парезы, параличи. У алаликов, например, нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушении движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать паретичность движений, а иногда насильственные /гиперкинезы/ или напряженные/ спастические движения.
Для детей с полиморфными речевыми расстройствами характерно в большинстве случаев нарушение моторной деятельности. Движения таких детей неловки, походка напряженная, неуверенная и пр. [4].
Сделанные наблюдения в процессе работы с такими детьми, с нарушением речи подтверждают необходимость целого комплекса медико-педагогических мероприятий, которые должны быть направлены на оздоровление у них нервной системы и всего организма в целом, на координирование общей и речевой моторики, на воспитание правильной речи и полноценной личности.
Например, для детей, страдающих заиканием, алалией, афазией, дизартрией, сложными формами дислалий, для детей с общим недоразвитием речи и другими нарушениями необходимо учесть при планировании работы с ними следующее: благоприятное социальное и речевое окружение и отношение к ребенку, особый режим, рациональное питание; психотерапия, логопедические занятия с параллельно проводимыми медикаментозными и физиотерапевтическим лечением, закаливанием лечебной физкультурой; воспитательные мероприятия [6].
Использование особой гимнастики для ребенка, страдающего речевыми нарушениями, для исправления не только его моторики, но и его речевых недостатков, является целесообразным и вполне обоснованным. Цель ее — увязать задачи лечебной гимнастики с задачами исправления речи. Применяя ее в деле исправления нарушений речи, мы одновременно занимаемся воспитанием всей личности ребенка в целом, и это вполне понятно, так как нельзя оторвать речевую функцию от физической и психической сущности человека.
Проводя работу с упражнениями, необходимо помнить, что в работе с ребенком не следует допускать чрезмерной нагрузки, чтобы не вызвать явлений запредельного торможения; нельзя механически применять какие- либо упражнения, не показать ребенку важность для достижения поставленной цели.
Упражнение осознанное, целенаправленное всегда принесет больше пользы, чем простая механическая тренировка. Нужно чтобы ребенок знал, для чего он делает то или иное упражнение, т.к. он может проверить правильность выполнения его и на что следует обращать особое внимание в упражнении. Движения должны быть ненапряженными /если нет указания делать упражнения с напряжением/, свободными, четкими в ритмическом и темповом отношении [4].
При подборе материала для занятий и определении его объёма мы должны прежде всего учитывать корригирующее значение выбранных видов работы для тех дефектов, которые имеют место при данном речевом нарушении. Немаловажно правильно учитывать возраст ребенка и доступность материала в зависимости от степени задержки речевого и умственного развития, постепенно усложнять упражнения.
В своей практике применяю упражнения, которые рассчитаны на воспитание диафрагмального речевого дыхания, речевого выдоха, упражнения для расслабления мышц отдельных групп, для развития подвижности мышц, на координацию движений, артикуляционную, вокальную гимнастику и т.п. /всего комплексов/.
Целью дыхательных упражнений является постановка речевого диафрагмального дыхания, выработка удлиненного выдоха. Рекомендуются для заикающихся, при дизартритах [5].
1. Лежа на спине, полностью расслабить все мышцы; положить одну руку на живот, а другую на грудь; спокойно и глубоко вдохнуть через рот, приподнимая стенку живота, выдыхая через рот, слегка нажимать на живот, опускать его /грудь должна быть спокойной, верхний плечевой пояс почти неподвижен/ — Упражнение выполняется 2-3 недели до полной автоматизации нижнее — диафрагмального дыхания.
3. То же, сидя /посадка прямая, руки сначала на груди и животе, затем на коленях/.
4. Сделать легкий короткий вдох и, плавно вдыхая, произносить по одному звуку «ф», с. ш. ж.
5. То же произносить 2 звука на выдохе ф.. .с. ш.. .ж.
6. То же, произносить на выходе 3 звука ф.. .с…ш… .
7. То же, произносить 4 звука на выдохе ф.. .с. . .ш. . .ж.
/звучание беспрерывное, чтобы один звук как бы вливался в другой/.
8. То же, плавно и длительно выдыхая, произносить по одному гласному а. о…,у. ы…э…
9. То же, на одном выдохе произносить 2 звука, 3, 4,5.
10.То же на одном выдохе произнося слово, 2, 3, слова, фразу /сопряжено и отраженно произнося фразы типа: это, жар, шар голубой, шар лежит высоко и т.д.; дни недели, месяцы; таблицы сложения, вычитания, умножения, деления, метрическую систему мер; расписание уроков и т.д./.
11. При вдохе поднять руки вверх через стороны, при выдохе — произносить строки из значимого стихотворения:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания для детей с расстройствами голоса /комплекс создан логопедом и врачами отделения уха, горла, носа детской больницы им. Ф.Э. Дзержинского г. Москвы/
1. И.п. — лежа, вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимается, при выдохе — опускается. Плечи почти неподвижны.
2. И.п. — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.
3. И.п. — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить выдох.
4. И.п. — стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, опустить руки — выдох.
5. И.п. — стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При вдохе произносится длительно звуки «с, ф, ш», сочетания «пф, пш».
6. И.п. — стоя, ноги вместе. Рука — через стороны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных звуков «с, ш, в, з, ц, ф», гласных «а, о, и, э, а», а также слогов «ух, уф».
Упражнения для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста на игровых приемах [3].
2. «Упрямая свеча»
3. Раздувать «угли» в «печке» /костре/.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики
У детей с дизартрией, алалией, афазией, ринолалией, заиканием наблюдается недостаточность моторной сферы. Дети часто неловки, неуклюжи, у них плохо развиты навыки самообслуживания.
У этих детей может быть нарушена переключаемость движений, плохо развиты мелкие движения пальцев рук, движения их неточно, некоординированно. В связи с этим логопед обязан уделять внимание развитию общей моторики и мелкой, улучшение которых повлечет за собой и улучшение артикуляционной моторики, что в конечном итоге приведет к развитию речи и письма.
Цель — научить детей ориентировке в пространстве, владеть своим телом.
- Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы и
перекаты с пятки на носок.
2. Ходьба с упражнениями в равновесии /по узкой доске, положенной
на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда/.
3. Ходьба с подниманием и опусканием рук, как бы махая крыльями; с
покачиванием рук над головой, как колоски на ветру.
4. Прыжки через низко натянутую веревочку, держась за руки
логопеда или самостоятельно.
5. Прыжки через скакалку.
6. Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руки взрослого
или за стол, стул.
7. Прыжки на правой и на левой ноге поочередно на одном месте,
держась за опору.
- Упражнения для развития мелкой моторики, для развития подвижности мышц и суставов пальцев
1. Сжать пальцы в кулак и разжать /то же, руки в стороны, вверх, вперед/.
2. «Кошка выпускает когти».
3. Последовательное сгибание и разгибание пальцев, начиная с большого пальца.
4. Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы, в стороны /разрывание цепи/.
5. Сжимание и разжимание резиновой груши.
6. Сделать решетку на 2-х пальцев /средний и указательный/, каждой руки и попеременно укладывать из: правая сверху, левая снизу, и наоборот, проделывая это упражнение многократно и ускоряя темп.
7. Сделать из двух пальцев «козу».
8. Складывать из палочек, спичек без головок геометрические фигурки, элементы букв и буквы / и т.д./.
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Задачи, которые решаю на занятиях:
Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развитие фантазии и образного мышления.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.
Побуждение детей к активным действиям и концентрации внимания.
Существует множество методической литературы, в которой освещаются инновационные методы логопедической практики. В МБОУ «Скороднянская СОШ» методическая копилка постоянно пополняется новинками литературы по развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики. Богатый материал для диагностирования и тестирования детей, позволяющий всесторонне изучить уровень развития детей, помог педагогам МБОУ разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу и создать здоровьесберегающую модель обучения и воспитания в условиях перехода к ФГОС второго поколения через внедрение эффективных образовательных технологий.
- Архипова, Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. М., 1997.
- Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения / Е. А. Алябьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 170.
- Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 64.
- Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. Медгиз, 1966. С. 234.
- Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Том 1. – С. 268 -284.
- Ядова, Р. Х. Формирование речевой культуры младших дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук: Майкоп, 2005. – С. 25.
Источник