Статья 28. Общая врачебная практика
Статья 28. Общая врачебная практика
1. Врач общей врачебной практики (семейный врач) — специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению.
Общая врачебная практика может быть индивидуальной, групповой или в виде объединений. В этом случае врачи сами определяют принципы управления и объем производственно-хозяйственных функций, которые они передают медицинским объединениям общих врачебных практик. Групповые врачебные практики могут организовываться на базе учреждений системы здравоохранения (амбулатория, поликлиника, женская консультация и др.).
Общая врачебная практика (семейный врач) может организовываться на основе государственной, муниципальной и частной собственности.
Общая врачебная практика (семейный врач) является самостоятельным хозяйствующим субъектом в системе здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основе договора с местными органами исполнительной власти, органами управления здравоохранением, органами социального обеспечения и страховыми медицинскими организациями.
2. Общая врачебная практика (семейный врач) подлежит лицензированию и аккредитации в соответствии с утвержденным положением, а работающие в ней врачи должны иметь сертификаты, определяющие право специалистов заниматься различными видами деятельности, в том числе с указанием конкретных услуг.
3. Источниками финансирования общей врачебной практики (семейного врача) могут быть:
средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по расчету за медицинские услуги в рамках программы обязательного медицинского страхования;
средства бюджета по расчету за гарантированный перечень медицинских услуг, не включенных в программу обязательного медицинского страхования;
средства фондов социальной защиты на финансирование социальных услуг;
другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
4. Порядок деятельности общей врачебной практики (семейного врача) определяется Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и контролируется органами управления здравоохранением.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Медицинские интернет-конференции
Языки
Общеврачебная практика (семейная медицина): подготовка высококвалифицированного специалиста
Шеметова Г.Н., Красникова Н.В., Рябошапко А.И., Губанова Г.В.
Резюме
Модернизация здравоохранения предполагают усиление первичного звена медико-санитарной помощи, дальнейшее развитие общей врачебной (семейной) практики и совершенствование ее деятельности, восстановление приоритетного значения профилактики в охране здоровья граждан, повышение качества и доступности медицинской помощи. Именно на первичное звено медицинской помощи ложится наибольшая нагрузка по первому контакту с пациентом, раннее выявление заболеваний, профилактика, активное посещение пациентов с острыми и хроническими формами заболеваний, ведение хронических больных с наиболее распространенными заболеваниями, реабилитация больных и инвалидов.В этих условиях важнейшее значение имеет улучшение качества подготовки кадров первичной медико-санитарной помощи, в том числе повышение образовательного уровня современного врача и медицинской сестры общей (семейной) практики. Существенно возрастает роль кафедр поликлинической терапии и общей врачебной практики (семейной медицины) медицинских ВУЗов в подготовке этих специалистов.
Ключевые слова
Статья
Решение масштабной задачи улучшения здоровья населения России и соответственно модернизация здравоохранения предполагают усиление первичного звена медико-санитарной помощи, дальнейшее развитие общей врачебной (семейной) практики и совершенствование ее деятельности, восстановление приоритетного значения профилактики в охране здоровья граждан, повышение качества и доступности медицинской помощи. Именно на первичное звено медицинской помощи ложится наибольшая нагрузка по первому контакту с пациентом, раннее выявление заболеваний, профилактика, активное посещение пациентов с острыми и хроническими формами заболеваний, ведение хронических больных с наиболее распространенными заболеваниями, реабилитация больных и инвалидов.
В этих условиях важнейшее значение имеет улучшение качества подготовки кадров первичной медико-санитарной помощи, в том числе повышение образовательного уровня современного врача и медицинской сестры общей (семейной) практики. Существенно возрастает роль кафедр поликлинической терапии и общей врачебной практики (семейной медицины) медицинских ВУЗов в подготовке этих специалистов.
Целью настоящей публикации является обсуждение проблемы подготовки врачей и медицинских сестер общей (семейной) практики и совершенствование образовательного процесса.
Кафедра поликлинической терапии Саратовского государственного медицинского университета была одной из первых в нашей стране кафедр, начавших подготовку врачей общей практики (семейных врачей). Первый выпуск врачей общей практики (семейных врачей) был осуществлен в 1991-1992 годах. Необходимо отметить, что процесс перехода к общей врачебной практике оказался чрезвычайно сложным, поскольку внедрение новой формы организации первичной медицинской помощи представляло значительные правовые, финансовые, организационные и даже психологические трудности. Именно поэтому первый выпуск врачей общей практики в СГМУ оказался невостребованным практическим здравоохранением. В последующие годы в результате совершенствования нормативно-правовой базы общей врачебной деятельности подготовка врача общей практики (семейного врача) была возобновлена, но уже на постдипломном уровне.
В настоящее время кафедра осуществляет подготовку кадров первичного звена здравоохранения как на додипломном уровне, так и в рамках непрерывного и дополнительного профессионального образования (первичная подготовка, общие и тематическое усовершенствования врачей общей практики; ординатура). Кроме того, на кафедре поликлинической терапии осуществляется обучение организаторов сестринской службы и среднего медицинского персонала на цикле «Сестринское дело в семейной медицине».
В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в процессе занятий у обучающихся формируется целостный, в контексте семьи, системный подход к решению проблем пациента, связанных с нарушением здоровья и возникновением болезней, закрепляются и совершенствуются профессиональные компетенции профилактической работы, лечебно-диагностического и реабилитационного процессов, анализа эффективности отделений общей врачебной практики/семейной медицины в целом.
В рамках модернизации высшего профессионального образования, в условиях, когда особое внимание уделяется вопросам первичной профилактики, ранней диагностики заболеваний, подготовка высококвалифицированного специалиста требует наряду с традиционными методами обучения внедрения инновационных педагогических технологий. Традиционные и инновационные технологии являются двумя взаимосвязанными сторонами единого процесса подготовки специалиста, своеобразными ступенями к вершинам профессионального мастерства.
Основным направлением инновационного развития медицинского образования является компетентностная модель подготовки. Профессиональная компетентность сегодня — это основной показатель уровня квалификации специалиста. Для формирования профессиональных компетенций нами широко используются традиционные формы подготовки обучающихся: чтение проблемных мультимедийных лекций, проведение тематических разборов пациента, семинаров, дискуссий, круглых столов, осуществляется самоподготовка с анализом различных информационных ресурсов, созданием презентаций клинических случаев, внедряются ролевые и деловые игры. Инновационные технологии включают в себя: технологии дистанционного образования (кейс-технологии, ТВ – технологии, телемосты, сетевые технологии (локальный сайт кафедры и Интернет), электронные образовательные ресурсы ( в том числе созданный электронный образовательный портал) для обеспечения самостоятельной работы обучающихся; компьютеризированные обучающие и контролирующе-обучающие программы; изданы сборники ситуационных задач и тестовых заданий для самостоятельной работы [1,2].
Лекции являются важной частью подготовки и переподготовки врачей, они ориентируют слушателей в предмете, позволяют лекторам рассказать новый материал, опираясь на современные рекомендации Международных и Всероссийских научных обществ, с учетом современных требований к ведению больных. Ключевым направлением в подготовке врача является профилактика заболеваний, поэтому чтение всех лекций осуществляется через призму медицинской профилактики. В частности, врачам освещаются вопросы превентивной кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии и др. Для лучшего усвоения материала в канву лекций преподаватели вплетают тематические видеоролики или фильмы.
На практических и семинарских занятиях сотрудниками кафедры проводятся клинические разборы пациентов, а также используются кейс-технологии, обучающие компьютерные программы, видеофильмы. Внедрение этих технологий позволяет преподавателю моделировать врачебную деятельность, создавать ситуации аналогичные тем, которые встречаются в повседневной практике врача общей практики (семейного врача). Разборы виртуальных больных с объясненными правильными и неправильными ответами, визуализация объективных данных позволяет слушателям закреплять полученный материал на вербальном и образном уровне, что способствует хорошему усвоению материала. Обсуждаются вопросы первичной профилактики заболеваний – идентификация факторов риска и их коррекция, раннее выявление предвестников заболеваний (вопросы предиктивной медицины). Во время тематических разборов пациентов освещаются вопросы вторичной профилактики – немедикаментозное лечение, в том числе вопросы лечебного питания, физиотерапии, ЛФК, санаторно-курортное лечение. Отрабатываются вопросы взаимодействия терапевта с узкими специалистами, вопросы преемственности в ведении больных между поликлиникой и стационаром. Разбираются вопросы третичной профилактики – принципы и методы восстановительного лечения и реабилитация больных и инвалидов.
Для подготовки к семинарским занятиям слушатели могут использовать образовательный портал Саратовского государственного медицинского университета. Электронный образовательный портал был создан в нашем Вузе в 2010 году. На портале размещены материалы для самостоятельной внеаудиторной подготовки врачей к семинарским занятиям, круглым столам, тестам. Образовательный портал способствует систематизации информации, позволяет получить современные рекомендации, ознакомиться со стандартами ведения пациентов, алгоритмами диагностики, лечения, так необходимыми в работе врача. Обучаясь на цикле, врачи получают пароль доступа на портал СГМУ, которым они могут пользоваться и в дальнейшей работе по окончанию обучения. Возможность постоянно пользоваться имеющимися на портале современными медицинскими рекомендациями значительно повышает уровень знаний у врачей между усовершенствованиями.
В 2010 году силами сотрудников кафедры был создан сайт кафедры поликлинической терапии, включающий помимо общей информации о кафедре и ее истории, электронные руководства и образовательные ресурсы. В созданном компьютерном классе на базе кафедры сайт используется для самостоятельной подготовки слушателей к семинарским занятиям, круглым столам и итоговым тестам.
Развитие Интернета и современных телекоммуникаций позволяет проводить обучение специалистов на расстоянии, используя дистанционный метод обучения. Технологии дистанционного образования дают врачам возможность учиться в индивидуальном режиме, в удобное для них время. Для улучшения качества профилактической работы врача общей практики (семейного врача) на кафедре разработан дистанционный курс «Медицинская профилактика и диспансеризация населения». В дистанционных лекциях и вебинарах отражены вопросы профилактического консультирования пациентов, диспансеризации, идентификации факторов риска заболеваний и их коррекция, медикаментозная профилактика наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний и реабилитация пациентов. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала — вербальные и образные (графики, звук, анимация, видео), что значительно улучшает усвоение материала и качество подготовки врачей [2]. При помощи телекоммуникационной медицины врачи могут принимать участие в работе телемостов, конгрессов, научно-практических конференций.
Вместе с тем, в преподавании дисциплины имеется целый ряд объективных и субъективных трудностей и проблем. Так, недостаточная компьютеризация рабочих мест (особенно на селе), отсутствие доступа в Интернет не позволяет повсеместно проводить дистанционное образование врачей, осуществлять скрининговые программы населению, выявляющие факторы риска основных неинфекционных заболеваний, проводить консультации больных при помощи телемостов.
Таким образом, именно гармоничное сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий позволяет поднять учебный процесс на более высокий уровень, сделать его более информативным и интересным и в конечном итоге значительно повысить качество профессиональной подготовки врача/медсестры обшей практики.
Источник
Врачебная практика
- Врачебная практика (общая врачебная практика) — действия врача по проведению лечебных мероприятий и процедур.
Врачебная практика направлена на принятие решения врачом, какие исследования надо провести в первую очередь, к какому специалисту и когда направить больного. Врачи США обязаны пройти экзамены (например United States Medical Licensing Examination) прежде чем им будет разрешено заниматься медицинской практикой. Врачу общей практики в США принадлежит основная роль в лечении больных, именно он следит за ходом лечения, видит больного в целом. Иногда оценить состояние пациента при первом же обращении к врачу, решить, насколько серьёзно тот болен, гораздо сложнее, чем назначить ту или иную схему лечения, когда больной уже всецело обследован. Таким образом, отличительной особенностью врача общей практики является незаурядная широта знаний как из опыта, из бесед с коллегами, так и из медицинской литературы.
На западе врачебная практика существует уже многие десятилетия, но для России это относительно новая специальность и часто называется семейной медициной.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Медицина (лат. medicari — «назначать лечебное средство») — наука, изучающая болезни, предупреждающая и приводящая их к благополучному исходу. Деление медицины на внутреннюю, или терапию, когда врачи лечат расстройства внутренних частей тела при помощи гигиенических средств и назначением лекарств внутрь и наружную, или хирургию — лечение болезней наружных частей, травм костей, мышц и органов, требующих хирургического вмешательства, установилось ещё в доисторическую эпоху; позже каждая из этих ветвей.
Источник