- Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для СПО
- Скачать книгу
- О книге «Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для СПО»
- Статья «Особенности применения лечебной педагогики в дошкольном учреждении» статья (младшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Ранний возраст и лечебная педагогика
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для СПО
Скачать книгу
О книге «Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для СПО»
Учебник отражает современный взгляд на специфику работы специалиста коррекционного профиля – учителя-дефектолога и логопеда, тьютора, демонстрирует, как можно сочетать классические и инновационные тенденции развития системы образования и науки в опыте педагогической деятельности и психолого-педагогического, тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.. Наряду с концепциями и принципами, в нем рассматриваются классификации методов воспитания и обучения, коррекции нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста, технологии диагностики, адаптации и социализации, коррекционно-педагогической деятельности, проблемы инновационного опыта специалистов коррекционного профиля. В качестве практикума к учебнику выступают методические рекомендации для выбора комплексных программ воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями, развернутое перспективное и календарно-тематическое планирование работы специалиста (в разных дошкольных группах), модель комплексного сопровождения детей на основе развития эмоционального интеллекта дошкольников. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Издание предназначено для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Произведение было опубликовано в 2020 году издательством Юрайт. На нашем сайте можно скачать книгу «Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для СПО» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Источник
Статья «Особенности применения лечебной педагогики в дошкольном учреждении»
статья (младшая группа)
Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от его психического состояния. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.В общей педагогике записано: «Под лечебной педагогикой имеется в виду система методов и приемов, которые благоприятно действуя на психику ребенка, способствуют его развитию, обучению, лечению и выздоровлению».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lechebnaya_pedagogika_3.docx | 303.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности применения лечебной педагогики в дошкольном учреждении
Успешная работа по сохранению и укреплению здоровья детей возможна при хорошо поставленной педагогической работе с рационально сочетающейся лечебной профилактикой.
Перед педагогом дошкольного образования поставлено много задач:
— создать условия для успешного гармоничного развития каждого ребенка;
— способствовать быстрейшей адаптации детей к дошкольному учреждению;
— создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка к занятиям;
— создать педагогические ситуации успеха детей в процессе деятельности.
Для решения поставленных задач я изучила и использую в своей практике основы лечебной педагогики.
Суть лечебной педагогики заключается в том, что в подборе методов обучения ребенка мысль врача и педагога должна быть направлена, прежде всего, и главным образом на использование естественных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма ребенка и целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения.
В общей педагогике записано: «Под лечебной педагогикой имеется в виду система методов и приемов, которые благоприятно действуя на психику ребенка, способствуют его развитию, обучению, лечению и выздоровлению».
Принципы лечебной педагогики
Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от его психического состояния. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.
Педагог должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышая устойчивость нервной системы для преодоления детьми трудностей; направлять все внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они способны сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам.
Рассмотрим применение лечебной педагогики на занятиях по музыке по теме «Музыкальная прогулка».
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, формирование песенного и музыкального вкуса, укрепление психофизического здоровья детей.
— учить ритмично двигаться под музыку, слышать двухчастную форму произведения и самостоятельно менять движение в соответствии с изменением характера музыки;
— развивать детское творчество через согласование движений с эмоциональным характером музыки;
— развивать навыки выразительной передачи игрового образа;
— воспитывать произвольное внимание и выдержку в игровом взаимодействии;
— способствовать развитию речи детей.
Музыкальный репертуар, используемый в ходе занятия:
1. Валеологическая распевка «Доброе утро!» Арсеневская О.Н.
2. «Вот так вот» белорусская народная мелодия, обработка Г. Фрида
3. «Вальс» А. Грибоедов
4. «Полечка» Д. Кабалевский
5. «Веселый жук» муз. и сл. Р. Котляровского
6. Латвийская народная мелодия
7. «Зайчик ты зайчик» русская народная песня
8. «Весенняя полька» муз. Е. Тиличеевой сл. В. Викторовой
9. «Марш» Тиличеева E.
10. «Мы на луг ходили» муз. Филлипенко А., сл. Т. Волгиной
Дружный детский коллектив всегда несет радость общения со сверстниками. Помогает оздоровлению соблюдение деятельного режима, физминутки, подвижные игры, осуществление всестороннего эстетического воспитания. В эстетотерапию входит благоустройство и художественное оформление территории, интерьеров.
Красота проявляется и в поведении, и во взаимоотношениях между людьми. Наряду с лечебным воздействием эстетика формирует моральный облик. На все эти моменты я обращаю внимание детей.
Психологический фактор — это, прежде всего психическое здоровье и условия, которые необходимы для его наличия у ребенка:
- Создание спокойной обстановки, доброжелательности взрослых, умение создать и поддержать хорошее настроение, учить находить радость.
- Удовлетворение жизненных потребностей в любви, ласке, внимании.
- Наличие стимулов для здорового психического развития, укрепление веры в себя, свою значимость, свое умение.
- Организация увлекательной деятельности. Пассивность, неуверенность, тревожность возникают во время отсутствия интересного дела.
- Получение ребенком разнообразных ярких переживаний, впечатлений, представлений и понятий о внешнем мире.
- Развитие познавательных процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия.
Для достижения задач лечебной педагогики в ходе занятия дети выполняли музыкально-ритмические движения, развивали чувство ритма, продолжали учиться музицировать, с интересом разучили новые упражнения пальчиковой гимнастики, пели и водили хоровод.
Главный вывод занятия: Искусство подарит вам хорошее настроение, избавит от депрессии, укрепит иммунитет. Под влиянием искусства люди становятся добрее, приветливее, внимательнее. Пойте песни, танцуйте, рисуйте, слушайте музыку. Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий в деятельности специального дошкольного учреждения повышают качество управленческой работы, коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного .
Применение информационных технологий в деятельности специального дошкольного учреждения повышают качество управленческой работы, коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного процес.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую о.
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышлен.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека &nda.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека.
Советы для педагогов по применению бережливых технологий в ДОУ.
Источник
Ранний возраст и лечебная педагогика
В материале описаны лечебно-педагогические мероприятия для детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятия «специальная педагогика» и «лечебная педагогика» близко совпадают, что определяется общностью целей, задач, ролью лечебных мероприятий для эффективной коррекционно-развивающейся работы. Лечебная педагогика понимается, как система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации. Лечебная педагогика — это комплексное воздействие на организм и личность ребенка.
При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться на сохранные функции и возможности ребенка. Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь с педиатрией, с детской неврологией и психиатрией,
а также психотерапией, возрастной физиологией. Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию
психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его Развитие. Важнейшей задачей лечебной педагогики является психотерапевтическое воздействие на ребенка и его семью с разработкой программ семейного воспитания, семейной психотерапии, адекватного, развивающего взаимодействия матери и ребенка.
В настоящее время роль лечебной педагогики в воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии резко возрастает. Увеличивается число детей которые без специальной подготовки с применением лечебно-педагогических мероприятий не могут успешно начать обучение в школе. Условно они объединяются в группу детей с особыми потребностями. Среди них есть дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтактные дети, больные с хроническими соматическими заболеваниями и, в том числе, с так называемым врожденным иммунодефицитом, когда ребенок при нормальном умственном развитии отличается резкой соматической ослабленностью и повышенной склонностью к раз-личным заболеваниям внутренних органов. Многие из этих детей являются лежачими больными, и их обучение проводится либо на дому, либо в стационарных детских больницах.
Среди детей с особыми нуждами большую группу составляют дети с нервно-психическими заболеваниями и отклонениями в развитии. Это дети с нарушениями поведения, больные психическими и неврологическими заболеваниями, такими как детская шизофрения, эпилепсия, миопатия и многими другими. Особую группу составляют дети со сложными нарушениями в развитии, у которых имеется несколько отклонений или заболеваний. Например, сочетание отставания в умственном развитии с нарушениями зрения, слуха, поведения, заболеваниями костно-мышечной системы или внутренних органов, эндокринными и другими расстройствами.
Становлению и развитию лечебной педагогики способствовали труды многих выдающихся отечественных и зарубежных психиатров, педагогов, психологов (В. П. Кащенко, Т.П. Симеон, Г.Е. Сухарева, В. В. Ковалев, М М.Певзнер, Я. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В А.Сухомлинский, Томас И. Вейс и др.).
Основным принципом лечебной педагогики является единство лечебного и педагогического процесса. При разработке программы педагогической и воспитательной работы педагог учитывает основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, специфику заболевания или отклонения в развитии, возраст.
Важным принципом лечебной педагогики является необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом специфической структуры аномального развития, общего состояния здоровья, возраста и характерологических особенностей.
Другим важным принципом лечебной педагогики является «принцип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъявляемые больному ребенку, должны соответствовать состоянию его здоровья, его физическим и психическим возможностям. Только в этих условиях у ребенка может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям. В основе всей лечебно-педагогической работы лежит эмоционально-положительное развивающее взаимодействие педагога и поощрение, применяемое в процессе этого взаимодействия,
формирует у ребенка чувство уверенности и положительную эмоциональную установку.
Лечебно-коррекционное воздействие должно оказывать положительное влияние не только на ребенка, но и на его семью. Это жизненно важно, так как хорошо известно, что в семье, в которой воспитывается больной ребенок, обычно создается особый психологический конфликт, особенно в тех случаях, когда члены семьи начинают ощущать безрезультатность своих усилий, направленных на стимуляцию развития ребенка.
Программа педагогической и воспитательной работы строится с учетом общепедагогических и общевоспитательных задач с использованием специфических педагогических приемов и методов, дифференцированных в зависимости от характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии, общего уровня физического и умственного развития, возраста, степени социальной и педагогической запущенности и дезадаптации.
Несмотря на специфические трудности развития и обучения у каждого из детей этих групп, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это прежде всего низкая умственная работоспособность,
недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений.
Для некоторых из них характерна аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, для других, напротив, вялость, пассивность, недостаточная двигательная и психическая активность, безразличие к окружающему.
Для большинства этих детей характерна недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушение и замедление и переработки сенсорной и речевой информации. К началу школьного обучения у многих этих детей рука «не готова» к
Большие индивидуальные различия в специфике и степени выраженности указанных нарушений развития в значительной степени зависят от характера и времени поражения ЦНС, специфики психического, неврологического или соматического заболевания, а
также от генетически обусловленных особенностей организма
Большое значение для дальнейшего развития ребенка с отклонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и, прежде всего, время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы.
Лечебно-педагогическое воздействие предполагает как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы, а также с различными психическими травмами,
приводящими к возникновению особых болезненных состояний нервной системы, которые легко возникают у детей раннего и дошкольного возраста — неврозов.
Успех лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий зависит от правильной совместной работы педагога-дефектолога, логопеда, врача, психолога и родителей.
Важной составной частью лечебно-педагогических мероприятии является раннее восстановительное лечение, стимулирующее развитие. Раннее применение специального лечения стимулирует развитие и способствует предупреждению необратимых изменений в нервной, мышечной и костной системе. Многие дети с отклонениями
в развитии нуждаются в раннем комплексном лечении, в котором участвуют специалисты разного профиля: педиатр, детский невропатолог, детский психиатр, ортопед, врач или методист лечебной гимнастики. Часто необходима также консультация и лечение окулиста, сурдолога, эндокринолога, врача-генетика. Особенно важное значение имеет специализированный уход и лечение в первые годы жизни, когда происходит наиболее интенсивное развитие мозга ребенка.
Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа.
П е р в ы й э т а п — это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением ЦНС и детям группы риска. Эта помощь начинает оказываться в родильном доме и продолжается в специализированных психоневрологических стационарах и отде-
лениях многопрофильных больниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка.
На первом этапе особо важное значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным мероприятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение дальнейших возможных отклонений в психомоторном развитии. Первый этап, наряду с лечебными задачами, имеет общее профилактическое направление, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным, детям грудного и раннего возраста часто зависит тяжесть последующих отклонений в развитии.
В родильных домах имеются специальные палаты для лечения и выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенесших родовую травму, недоношенных, а также детей с врожденными пороками развития или имеющих признаки повреждения ЦНС. В лабораториях крупных родильных домов с помощью биохимических, иммунологических и цитогенетических методов обследования, а также использования ультразвуковой аппаратуры возможна ранняя диагностика многих заболеваний ЦНС.
В родильных домах имеются также палаты интенсивного лечения. Детей с наиболее тяжелыми поражениями ЦНС переводят в специальные центры новорожденных, где проводят интенсивное лечение, в отдельных случаях с ранними нейрохирургическими
вмешательствами, направленными на предупреждение необратимых изменений головного мозга. В дальнейшем таких детей направляют в специализированные стационары для новорожденных и грудных детей. В стационарах уточняется диагностика патологии
нервной системы и проводится восстановительное лечение, которое, кроме медикаментозного, включает специальные комплексы лечебной физкультуры и массажа, физиотерапии, ортопедические мероприятия, а также раннюю логопедическую и педаго-гическую работу.
После выписки из стационара дети с поражением ЦНС, а также из групп риска проходят лечение в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра. В районных поликлиниках организуются отделения восстановительного лече-
ния, в которых работают врачи и методисты лечебной физкультуры, логопеды, имеются также кабинеты физиотерапии. Районный невропатолог определяет необходимость повторного лечения в стационаре или направляет в специализированные ясли и санатории
(детей с церебральными параличами, олигофренией и другими
заболеваниями нервной и психической сферы).
В специализированных санаториях проводятся комплексные лечебно-педагогические мероприятия. Весь комплекс мероприятий этих учреждениях направлен на стимуляцию возрастного развития-двигательных, речевых и психических функций.
На втором этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии дошкольного возраста проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспан-
Все больше внимания уделяется педагогической и воспитательной работе. В этих учреждениях работают педагоги-дефектологи, логопеды. Специальные детские сады диф-
ференцируются в зависимости от характера отклонений в развитии и
степени тяжести дефекта. Основными задачами специальных детских садов являются:
— уточнение диагноза в процессе коррекционного обучения;
— дифференцированная комплексная коррекция основного
дефекта и вторично связанных с ним отклонений в развитии;
— создание наиболее благоприятных условий для всесторон-
него личностного развития ребенка с учетом характера и структуры
— подготовка ребенка к последующему школьному обучению.
Детские сады для детей с отклонениями в развитии работают по специальным программам, которые разрабатываются с учетом прежде всего ведущего дефекта, а также возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных
периодов развития различных психических и моторных функций.
При работе с ребенком с отклонениями в развитии важно учить его взаимодействовать со здоровыми детьми, приобщать ко всем видам деятельности, доступной для нормально развивающегося ребенка.
В процессе коррекционной педагогической работы осуществляется динамическое изучение и динамическая оценка психического развития ребенка с особым акцентом на выявление психических новообразований, появляющихся в результате комплексного
целенаправленного лечебно-педагогического воздействия.
Основные разделы программы включают физическое воспитание, игру, изобразительную деятельность и конструирование, труд, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание также и индивидуальную коррекционную работу по развитию
нарушенных функций. Все разделы программы в своей взаимосвязи обеспечивают умственное, физическое, нравственное, эстетическое и речевое развитие детей и коррекцию нарушенных функций.
На третьем этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии осуществляется районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами, специализированными стационарами, санаторными школами, специальными школами и школами-интернатами, детскими домами и домами инвалидов.
В настоящее время важнейшей проблемой является расширение контактов между детьми с отклонениями в развитии, в том числе и инвалидов, с их здоровыми сверстниками, а также создание специальных ассоциаций педагогов, врачей, психологов и родителей
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
Источник