Грязелечение
Механизмы лечебных эффектов
Лечебные эффекты воздействия сульфидно-иловой грязи являются результатом синергетического взаимодействия трех основных факторов: механического, химического, термического, интенсивность которых отличается в различным методиках применения грязи.
Для понимания ожидаемого лечебного эффекта расскажем об этих факторах по отдельности, но обязательно необходимо знать, что процедура грязетерапии, объединяет все воздействия в единое неразделимое целое и рождает волшебный лечебный эффект, который помогает здоровью людей уже более 5 веков!
Механическое воздействие вызывает раздражение (стимулирование) термамеханорецепторов кожных покровов и воздействует на все уровни нервной системы, что приводит к снижению тонуса спазмированных сосудов и мышц, усилению активности нервной иннервации, а следовательно к улучшению тканевого обмена костно-суставного и мышечного скелета.
Термическое воздействие вызывает повышение температуры кожи и подкожной клетчатки на 1,5 – 2,5С. Увеличение кровотока во всей системе кровообращения совместно с повышением способности кожи и капиллярной сети приводит к транспорту растворенных в минеральном составе лечебной грязи всех химических веществ, включая микроэлементы, газы и биологически активные вещества типа половых гормонов. Происходит активация обменных процессов, восстановление функциональной активности всех органов и систем, в результате которых формируется следующий этап лечебного воздействия грязетерапии. Данный метод известен высокой результативностью, множеством эффектов, каскадным механизмом лечебного воздействия на все органы и сис, длительным до 6 месяцев терапевтическим последействием.
Лечебные грязи (пелоиды, от греч. – ил, грязь) – природные органоминеральные коллоидные образования, содержащие биологически активные вещества (ионы солей, микроэлементов, газы, витамины, ферменты, гормоноподобные вещества и др.), живые микроорганизмы. В санатории «Электра» для лечения используется грязь озера Тамбукан (месторождение – Кавказские Минеральные Воды), относится к типу сульфидно-иловых лечебных грязей.
Сульфидные иловые грязи – это органоминеральные тонкодисперсные донные (иловые) отложения солёных водоемов, содержащие сульфиды (сероводород и сернистые соединения железа), минеральные неорганические соединения различного ионного состава. Грязелечение – основная процедура курортологии. Лечебные эффекты грязей обусловлены термическим, механическим, химическим и биологическим факторами, которые являются взаимосвязанными взаимоусиливающими и запускающими каскад реакций.
Эффект действия комплексного воздействия факторов:
- повышение температуры кожи и подкожной клетчатки на 1,5–2,5градусов
- активация крово-, лимфообращение поверхностных структур и в глубоко расположенных органах;
- снижение активности возбудительных процессов нервной системы – периферической и центральной;
- активация центров вегетативной нервной системы, нейро-, эндокринной регуляции;
- снятие мышечного и сосудистого спазма;
- активация микроциркуляции, общего крово-, лимфотока;
- увеличение сосудистой проницаемости, обменных процессов, газообмена на уровне тканей, клеток;
- активация метаболических процессов всех структур организма с последующими эффектами;
- активация нейроэндокринных механизмов терморегуляции;
- активация системы иммунитета, антиоксидантной защиты;
- специфическое действие инградиентов химического и биологического состава грязи;
- повышение барьерной функции кожи, противовоспалительное, антибактериальное действие.
Тамбуканская грязь относится к классу высокоминерализованных сульфидно-иловых лечебных грязей. По оценкам специалистов, лечебные свойства тамбуканской грязи превосходят лечебные свойства грязи не менее известного Мёртвого моря в Израиле. На дне озера находится, по средним оценкам, около полутора миллиона тонн лечебной грязи, которую используют в медицине с 1886 года, продолжаются процессы образования лечебных иловых слоев на дне озера.
Уникальность грязи озера Тамбукан:
— содержание состава сине-зеленых водорослей, которые обитают в большом количестве на поверхности илового слоя озера и обогащают грязь лецитином, ионами железа, аминокислотами, витаминами, особенно витамином А;
— липиды, содержащиеся в грязи, обладают бактерицидными и регенерирующими свойствами.
В зависимости от лечебных задач в санатории применяются методы грязелечения:
- общие аппликации (область наложения более ¼ поверхности тела);
- сегментарно-рефлекторные аппликации – воздействие на область проекции соответствующего спинномозгового сегмента;
- местные аппликации – на область необходимого воздействия;
- грязевые разводные ванны общего воздействия и локального (кисти, стопы);
- воздействие грязи с использованием аппаратной физиотерапии (гальванизация, импульсные токи, ультразвук);
- общая аппликация с совместным использованием кушетки бесконтактного массажа;
- общая аппликация с совместным использованием «кедровой бочки».
Грязевые ванны применяют при наличии ограничений или противопоказаний к назначению тепловых процедур, при необходимости интенсивного химического воздействия составом минерального и органического комплекса грязи, что особенно важно для восстановления после тяжелых длительных, часто рецидивирующих, сочетанных заболеваний.
В зависимости от противопоказаний грязевая ванна может быть общего воздействия или «сидячей».
Водогрязетерапия: грязевая ванна для предплечий и кистей рук, голеней и стоп.
Грязевые ванны местного действия применяют при наличии ограничений или противопоказаний к назначению тепловых процедур. Они оказывают положительное воздействие на суставы, а также на функциональную активность внутренних органов и регулирующих систем организма.
Пелоидофорез – сочетание аппликации лечебной грязи и аппаратной физиотерапии.
Пелоидофорез подходит для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, при наличии противопоказаний или ограничений к процедурам теплолечения. В основе методик лежит сочетание лечебных эффектов разных физических факторов, усиливающих друг друга и оказывающих одновременное действие на разные механизмы патологического процесса. Терапия оказывает более щадящее действие на организм в целом.
Источник
Нуху-Нур, озеро. Лечебные грязи
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Нуху-Нур, озеро. » в новостях:
Деревня Нуху-Нур Баяндаевского района совсем небольшая, всего 28 дворов. Вокруг бескрайние степи, лес, недалеко протекает речка Каменка. Земля славится своим плодородием: здесь всегда много ягод и грибов. Главной же достопримечательностью Нуху-Нура является озеро с уникальной лечебной грязью. Как рассказывают жители деревни, люди приезжают сюда лечиться на костылях, а уходят на ногах.
Школьников учат, как любить хлеб
Маленькая деревушка практически ничем не отличается от многих других: бревенчатые дома, покосившиеся заборы, беспризорные на первый взгляд телята. Однако местные жители уверены, что их деревня особенная — например, потому, что они хранят сотни легенд и преданий о родной земле, а нередко и сами складывают свои песни и былины.
— У нас есть местные пословицы и поговорки, которых нет в книгах. Мы их придумываем сами. Разучиваем песенки. У нас фольклор классический, — рассказывает Нейли Забанова, заведующая школой.
К примеру, учительница рассказывает детям легенду о хлебе: когда у зажиточной женщины родился ребенок, она вытерла его хлебом. Бог, увидев это, рассердился на людей и решил отнять у них весь хлеб. Когда он срезал колоски, к нему подбежала собачка и умоляла оставить для нее хоть небольшой кусочек колоска. Бог пожалел собаку, тем более что она не виновата в грехе людей, и оставил ей один колосок. Собачка же отдала его людям. С тех пор к хлебу относятся с большим уважением и почитанием, а собака навсегда стала лучшим другом человека. Дети такие легенды любят слушать и запоминают.
Учителя жили в стайках
Всего в Нуху-Нуре восемь школьников 1-го, 3-го и 4-го классов. Занимаются они в одном кабинете, на всех одна учительница. Обогревается школа с помощью обычной печки. Когда-то это деревянное здание, в котором расположена школа, принадлежало богатому кулаку. Как повествуют жители, он был настолько богат, что когда его скот выгоняли на пастбища, одна часть уже доходила до Баяндая, а последняя все еще выходила из стаек в Нуху-Нуре.
При этом он был толковым и добрым хозяином. Все его пристройки были добротными и крепкими. Уже намного позже в этих строениях, где жил скот, жили и учителя. Дома со временем ничуть не стали хуже.
— У нас два кабинета: есть летник и зимник. Летом мы занимаемся в одном классе, а в другом устраиваем кружок рукоделия, а зимой наоборот, переходим во второй, а в первом у нас спортзал, — показывает Нейли Сократовна.
Подарки дарят по жребию
Сразу напротив школы находится Дом фольклора — такое необычное название учреждения, которое в других деревнях называется Домом культуры или просто сельским клубом. Да и порядки здесь несколько отличаются от обычных. Так, уже 5—6 лет на Новый год здесь есть особая традиция: все жители Нуху-Нура дарят друг другу подарки, но не по желанию, а по жеребьевке.
— Перед Новым годом мы заходим во все дома, и каждый тянет билетик, на котором написано, кому он должен сделать подарок, — рассказывает Дора Шапхарова, директор Дома фольклора. — Уже на празднике мы с Дедом Морозом проводим концерт, конкурсы. Жители несут подарки, вручают их тем, кто выпал по жребию, и получают сами. Все это проходит очень весело, оживленно, у нас очень активный народ.
Подарки дарят всегда съедобные: конфеты, печенье, шампанское, вино и др. Жители сами смотрят, кому они дарят — бабушкам с дедушками обязательно кладут чай, семьям, где много детей, побольше сладостей. В первые годы некоторые селяне пробовали дарить и посуду, но многие стали возражать — все предпочитали подарок съесть.
Главный принцип приготовления подарка — сделать его таким, какой бы хотел получить сам. Конкурсы традиционно проходят между тремя командами — это три рода. По словам жителей, их деревня делится не на улицы, как это принято везде, а на родословные. Каждая команда инсценирует сказку по той тематике, которая им была задана. Готовятся к этому заранее.
Молодежь ходит в гости к бабушке
Всего в Доме фольклора работают три кружка: театральный, вокальный и фольклорный. Местные артисты ездят со своими номерами на различные конкурсы. Поскольку мы прибыли в Нуху-Нур в аккурат перед Сагаалганом, здесь усиленно готовились к празднику Белого месяца.
— На Сагаалган мы будем ставить обряд Зоохэй Наадан, у русских это посиделки. Как раз в то время, когда проходит этот праздник, начинается массовый отел коров. Дни становятся длиннее, теплее. И вот по старинному обычаю молодежь собирается у бабушки (Тоодэй — так называют бабушку. — Прим. автора).
Каждый молодой человек приносит с собой сметану, и бабушка варит из нее саламат. Бабушка разливает саламатное масло по кружкам, дает в руки, и каждый, перед тем как его испить, должен восхвалить и пожелать здоровья, хорошей весны, достатка и т.д. Все пожелания — на родном языке. Затем он выпивает чашу до дна, — говорит Дора Самбаровна.
В праздничную программу входит игра «Колечко», когда каждому по кругу передается кольцо, и тот, у кого оно окажется в руках, должен что-либо исполнить. Сложным является и игра, когда голыми руками нужно сломать кость. Здесь учитывается не столько сила, сколько умение, техника и сноровка. Сильны жители Нуху-Нура и в приготовлении национальных блюд: саламата, хиимэ — колбаса из мяса, начиненная в кишку, позы, шаньги, зутран-чай. На районных конкурсах они постоянно занимают призовые места.
Нуху-нурская грязь лечит от болезней
Свое название деревня взяла от расположенного здесь озера Нуху-Нур, которое уже много лет считается священным и исцеляющим.
— Здесь очень сильная грязь, ее брали на анализы в Москву, Новосибирск, Иркутск, и везде сказали, что она обладает целебными свойствами, — говорит Владимир Сабаданов, местный житель и шаман. — Три года назад ее начали возить на курорт «Ангара». Вот должны приехать теперь в апреле или мае. Сильно помогает грязь, многих лечит. Приезжают на костылях, ноги людям отказывают, а уезжают уже своим ходом, на ногах.
По официальным данным, Нуху-нурская грязь лечит заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания периферической нервной системы, гинекологические, верхних дыхательных путей и т.д. В расположенном рядом поселке Нагалык находится санаторий, профилирующийся на грязелечении. Сейчас озеро огорожено, к нему не подпускают скот, чтобы вода и прилегающая к ней местность оставались чистыми. Впрочем, скот особо и не старался воду пить, на вкус она чересчур солоноватая. Как говорят жители, когда гоняли туда на водопой гусей, они еще раньше хозяев оказывались дома. Просто бежали оттуда — вода приходилась им не по вкусу.
Перед тем как брать грязь, соблюдаются все традиции: сотрудники курорта обязательно привозят сюда шамана. Забор грязи производят только в его присутствии. Шаманы в это время брызгают — просят у озера разрешение на то, чтобы взять грязь. Когда грязь отработана, ее снова привозят сюда. Один раз в три года на озере совершают большой молебен, каждый год брызгают — просят хозяина озера, чтобы не бушевал, давал здоровье и чтобы все было хорошо.
Легенды села Нуху-Нур
Откуда появилось озеро, не знает никто, селяне предполагают, что это могло быть в результате падения метеорита или оно образовалось само по себе. В переводе с бурятского Нуху-Нур означает «глубокая яма». Название, судя по всему, дали из-за ландшафтных особенностей: высокие берега, внизу которых небольшое озеро. Даже в самые засушливые времена озеро никогда не пересыхает.
Жители уверены, что у озера есть свой брат, недалеко от поселка Ордынск. По форме оно такое же, только в нем еще и водится рыба. В Нуху-Нуре кроме букашек нет никакой живности. Гипотезу о родстве двух озер подтверждает легенда, согласно которой здесь некогда родились два жеребенка — сиамских близнеца, которые затонули в озере, но спустя некоторое время появились в Ордынске.
Еще одно место близ села Нуху-Нур хранит свою легенду. Называется это место Алдашн, что означает «убийство». Рассказывают, что когда-то в этих местах произошла страшная, кровопролитная война. Один мужчина выкрал у одного батора жену и во время побега остановился как раз рядом с Нуху-Нуром. В то время повелось так, что если крали женщину, то забирали ее вместе со слугой, добром и со всем хозяйством.
Хитрая женщина успела спрятать в унтах ножницы, и когда похититель остановился на ночлег и привязал ее к дереву за длинные косы, она сумела вытащить ножницы, обрезала волосы и ветром полетела к мужу, чтобы сообщить, кто ее похитил и где он находится. Батор побежал мстить, а силы в нем было столько, что он руками раздвигал деревья. На этом месте и произошла война, после которой эта местность и получила свое название.
Сказ об Аркашке-бандите
Некогда на берегу реки Каменки жил Аркашка-бандит. Его помнят местные жители, которым в свою очередь о нем рассказали родители. Постоянным местом его обитания стала пещера возле Нуху-Нура, здесь он скрывался от советской власти. В то же время успевал и терроризировать население из близлежащих сел, грабил богатых.
Один местный житель рассказал, что бандит поймал его дядю, когда тот возвращался в родную деревню из поселка Муромцовка. Красть у него было нечего, поэтому он забрал его одежду и отпустил его голого домой. В конце концов Аркашку арестовали и увезли.
Сейчас основная проблема в Нуху-Нуре — это питьевая вода. Вода из водокачки оказалась непригодной для питья, в ней содержится большое количество алюминия, марганца, извести и др. Жителям приходится зимой завозить домой лед или воду из Нагалыка, а летом брать из Каменки. Скот в летнюю пору водят на искусственное озеро, которое существует уже несколько десятилетий. Будет ли решена проблема с питьевой водой, жители не знают, а пока так и приходится им запасаться осколками льда.
Источник