Лечебная гимнастика вальгус у детей

Эффективные упражнения при вальгусной деформации стопы у детей

Екатерина Родякина
Эффективные упражнения при вальгусной деформации стопы у детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ».

Автор: инструктор по физкультуре

МБДОУ «Детский сад № 40» г. о. Балашиха

Родякина Екатерина Викторовна

Различают врожденную и приобретенную деформацию. Врожденная форма заболевания приобретается еще в период беременности женщины, а приобретенная развивается в результате недоразвития опорно-двигательного аппарата зачастую в первые месяцы после начала ходьбы малыша. Самой распространенной причиной такого недуга является сильная нагрузка на конечности при несовершенстве связочно-мышечного аппарата. Стопы у ребенка деформируютсяи в результате перенесенных заболеваний: ОРВИ, бронхита, пневмонии, и следствием нейромышечных болезней. Искривление начинается в коленных суставах, а затем переходит на стопы, в результате чего появляется плоскостопие.

Чтобы избавить ребенка от будущих проблем, следует незамедлительно заняться лечением вальгуса. Вальгусом называют деформацию стопы, при которой искривление конечности направлено вовнутрь.

Главное,чтобы лечение было комплексным и ежедневным:

-ношение специальной ортопедической обуви;

-проведение регулярного массажа;

-систематические занятия лечебной физкультурой и гимнастикой.

Специальная гимнастика при искривлении стопы у детей включает следующие упражнения:

движение на внешних краях ступни;

ходьба босиком в теплое время года по земле, траве, гравию, а дома по специализированным коврикам и ребристой поверхности;

собирание некрупных предметов пальцами ног и их складывание в коробочку;

складывание платка при помощи пальцев ног;

как можно чаще сидеть по-турецки, а затем из этой позы помочь ребенку встать, придерживая его за руки;

приседание на ступне, не отрывая пяток, при этом стопы должны быть, расположены параллельно;

взбирание по шведской стенке или движение по лестнице, расположенной на полу.

Рельефную поверхность, взамен ходьбы по земле, легко создать у себя дома самостоятельно. Для этого на плотную ткань пришиваются различные мелкие предметы, например, пуговицы, речные камешки, крышки от бутылок. Ходьба по гороху и другим крупам также отлично стимулирует чувствительность подошвы у ребенка.

Упражнения, применяемые в ходе лечения вальгусного искривления стопы у детейна лечебной физкультуре:

Лежа на твердой поверхности, скользить внешним краем ступни по голени другой ноги. Упражнение осуществлять не менее 6 раз.

Оставаясь в том же положении выполнять упражнение велосипед, вытягивая носки вперед, когда движение ноги идет от тела и наоборот. Выполнять не менее 10 раз.

Для выполнения следующих упражнений понадобится стул:

Сидя осуществлять движение пальцами гусеницей.

В таком же положении большие пальцы ступней поставить параллельно друг другу, а затем выполнять сопротивление пальцев, не отрывая пяток от пола. Повторять упражнение 8 раз.

Исходное положение такое же. На первые пальцы стоп надеть эластичный бинт. Производить растягивание материала, не отрывая пяток, 10 раз.

Сесть на стул и положить правую ступню на левое колено. Зафиксировав правую ногу левой рукой, другой рукой передвигать пальцы стопы. Упражнение сделать по 8 раз каждой ступней, не сгибая пальцев.

В положении сидя стопы соединить. Осуществлять сгибание и разгибание голеностопным суставом путем скольжения ногами по поверхности пола. Выполнять действие не менее 8 раз.

При помощи небольшого массажного (колючего) мячика в положение сидя катать его ступнями около 3 минут.

В положении сидя выполнять перекатывания мячика во все стороны сначала одной ногой, потом другой по 10 раз. После осуществить захват мяча стопами двух ног и удерживать его несколько секунд.

На следующем этапе упражнений ребенок должен сидеть на полу.

Сесть на пол, руки поставить в упор, ноги вытянуть параллельно друг другу. Поочередно сгибать и разгибать в голеностопном суставе по 10 раз.

В таком же исходном положении осуществлять веер пальцами ног, задерживая разведение на 5 секунд. Повторять упражнение 8 раз.

Читайте также:  Все лечебные свойства аира

К предыдущему упражнению добавить сжимание пальцев ступни кулаком. Делать сжимание и разведение по 8 раз.

Сидя на полу осуществлять хлопки подошвами ног по 10 раз.

Сидя в положении по-турецки, подниматься с перекрещенными стопами, опираясь на внешние края ступни. Такое поднимание сделать 6 раз.

В положении стоя стопы поставить параллельно друг к другу. Осуществлять ходьбу на внешних краях подошвы, на пятках в течение 5 минут.

Гимнастическую палку или похожий предмет положить на пол. Выполнять приседания стоя на палке.

Лечебную физкультуру необходимо проводить минимум 2 раза в день. Первый раз следует заниматься после массажа, а второй раз вместе с гимнастическими упражнениями.

Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Профессиональные деформации педагога и их преодоление «Проффесиональные деформации педагога и их преодоление» подготовила: ЯковлеваВ. А. Как показывают исследования (М. В. Прокопцева, 2010, Г. К.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Источник

Как исправить Х-образную деформацию ног у ребенка

Чаще всего вальгусная деформация нижних конечностей развивается вследствие чрезмерной нагрузки на ножки малыша, при вертикализации. Причиной может стать слишком раннее начало ходьбы – в таких случаях мышцы и связки еще недостаточно сформированы, чтобы удерживать ноги ребенка в правильном положении, а плохая координация усугубляет эту проблему, поскольку во время ходьбы малыш слишком широко расставляет ноги, для устойчивости.

Формирование Х-образной формы ног также может быть спровоцировано лишним весом ребенка. Однако, если лишний вес отсутствует, патология чаще развивается у астеников, а не у гиперстеников, что может быть обусловлено врожденной слабостью мышечно-связочного аппарата, более характерной для людей с астеническим типом телосложения. Девочки страдают вальгусным искривлением ног чаще мальчиков из-за особенностей строения таза, связанных с полом ребенка, при этом, чем шире таз и короче бедренные кости, тем сильнее может быть выражено Х-образное искривление ног.

Дети быстро устают и часто жалуются на боли в нижних конечностях. Их походка становится неловкой, неуверенной. Точную оценку выраженности патологии у ребенка выявит врач-ортопед. Если у малыша в возрасте до 4 лет это расстояние превышает 4-5 см., необходимо дальнейшее обследование, консервативное лечение, возможно ортезирование и динамическое наблюдение 3-4 раз в год.

Длительное отсутствие коррекции вальгусной деформации влечет за собой анатомические изменения коленных суставов, стоп, а в некоторых случаях и позвоночника. Отсутствие положительной динамики после курса лечебной физкультуры и массажа, предполагает подключения к лечению физиотерапевтических процедур, в запущенных случаях ортезирования туторами на нижние конечности.

Читайте также:  Успокойте меня с похмелья

Длительное отсутствие коррекции вальгусной деформации голеней приводит к тому, что внутренние коллатеральные связки коленных суставов чрезмерно растягиваются, сустав становится неустойчивым, происходит его боковое переразгибание. Стопы больных с Х-образными ногами приобретают плоско-вальгусную установку, формируется плоскостопие, которое еще больше затрудняет ходьбу, вызывает боли и повышенную утомляемость после нагрузки.

Если вовремя заняться профилактикой, то Вам не придётся прибегать к крайним мерам.

Комплекс упражнений при Х-образной деформации ног.

Особую роль играет при Х-образной деформации ног лечебная гимнастика:

  • полезно учить ребенка ходить как «мишка» на внешней стороне ног;
  • научите ребенка приседать с зажатым в коленях мячом или мягкой игрушкой, выполнять 2-3 подхода по 15 приседаний;
  • пусть ребенок сядет на пол на колени, разведет их максимально широко и наклонится вперед, вытягивая руки как можно дальше (можно предложить тянуться за игрушкой), выполнять по 2-3 подхода 10 раз;
  • полезны упражнения с поднятием прямой ноги как можно выше из положения лежа на боку, выполнять по 2-3 подхода по 10 поднятий каждой ногой;
  • пусть ребенок станет, скрестив ноги в лодыжках и медленно присядет на пол по-турецки, если не получается, можно придерживать за руки, упражнение повторить 10 раз.

Также эффективны занятия на шведской стенке, езда на велосипеде, плаванье в бассейне. Очень полезны ходьба на носках и на пятках по узкой тропе или доске, на наружной части стоп, принятие положения сидения «по-турецки», приседания с зажатым между коленями мячом.

Если ребенок еще мал для выполнения этих упражнений, постарайтесь превратить их в игру, выполняйте их сами и пусть ребенок повторяет за вами.

Для отслеживания за динамикой заболевания следует посещать ортопеда каждый три месяца.

Источник

Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.

Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.

Осмотр ребенка на приеме

На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:

  • Конституциональные особенности развития,
  • Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
  • Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
  • Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
  • Результаты плантоскопии,
  • Индивидуальные особенности износа обуви,
  • Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
  • При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.

Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.

Рис. 1 На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость.
Рис. 2 На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка.
Рис. 3 На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь.
Рис 3.1 На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром.
Читайте также:  Чем снять похмелье еда
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.

Рис. 7

На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.

Упражнения для стоп

На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.

Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11 Рис. 12 Рис.13
Рис. 14 Рис. 15 Рис. 16

Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата

На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.

✔ ❌ ✔ ❌
Рис. 17 Рис. 18
Рис. 19 Рис. 20
Рис. 21 Рис. 22

Тренировки стоп для подростка

На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:

Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) Рис. 23
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) Рис. 24
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. Рис. 25 Рис. 26
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени.
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) Рис. 28
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) Рис. 29
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) Рис. 30
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й Рис. 31
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) Рис. 32
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) Рис. 33

Текст и иллюстрации подготовил

Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».

Источник

Оцените статью