Картотека упражнений звуковой гимнастики
картотека по логопедии (старшая группа)
материал представлен дидактическими упражнениями звуковой гимностики, направленных на формирование просодических компонентов речевой системы и формирования фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека игр и упражнений для работы с детьми групп компенсирующей направленности | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Центр развития – детский сад № 171 «Алые паруса»
Картотека упражнений звуковой гимнастики
Климова Светлана Ивановна
Упражнение № 1 «Поем звук «а».
Стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.
Исходное положение — произвольное. Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»… Тянем звук как можно дольше.
Для наращивания объема выдыхаемого воздуха просим ребенка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.
Упражнение № 2 «Веселые плакальщики».
Упражнение, наряду с улучшением вентиляции легких, способствует снятию напряжения.
Исходное положение — произвольное.
Вначале провести беседу с ребенком.
— Почему маленькие обезьянки плачут? Да они просто не поделили между собой банан! Давайте поможем им плакать, чтобы обида поскорее прошла.
Приподнять голову, нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. Сделать несколько коротких вдохов без выдоха, сопровождая их резкими прерывистыми движениями плеч и легкими протираниями глаз кулачками.
«Обезьян ты нынче видел?
Кто, скажи мне, их обидел?
Отчего они не скачут?»
Подрались из-за банана.
Разделить фрукт не сумели –
Оттого банан не съели!»
Упражнение № 3 «Волшебный напиток».
Упражнение улучшает вентиляцию легких.
Исходное положение – сидя по-турецки. Перед детьми ставятся бокалы с водой (температура – 36-38 градусов).
— Представим, что мы превратились в добрых волшебников. Закройте на несколько секунд глаза, расслабьтесь и представьте, какие добрые дела вы хотели бы совершить. Откройте глаза и все вместе произнесите «волшебные» слова: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров».- А теперь отпейте немного «волшебной» водички и хорошенько прополощите ею полость рта. После этого поднимите голову вверх и со звуком «а-а-а…» прополощите горло, после чего проглотите ее.
Упражнение № 4 «Настольные часы».
Игра способствует как расслаблению мышц шейного отдела, так и улучшению мозгового кровообращения.
Исходное положение – сидя по-турецки. Ладони – на коленях. Можно выполнять и из положения стоя.
— Представим, что мы превратились в маленькие настольные часики. Вспомним, как тикают часики. Произносим «тик» и наклоняем туловище в левую сторону так, чтобы правый бок растянулся как можно больше. Чувствуете, как напряглись мышцы? Со звуком «так» возвращаемся в исходную позицию. Делаем глубокий вдох и выдох. А теперь повторим наклон в правую сторону. Со звуками «тик» и «так» выполняем наклоны головы.
Мы идем за шагом шаг,
Ни минутки не теряем,
Время точно измеряем.
Упражнение № 5 «Сердитый ежик».
Упражнение способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.
Исходное положение – стоя.
— Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ежик свернулся в клубочек. Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ежик разворачивается и бежит дальше.
Ежа руками не возьмешь – В клубок свернулся хитрый еж.
Колючий очень еж на вид,На нас рассерженно фырчит:
Упражнение № 6 «Столяр».
Упражнение способствует расслаблению мышц плечевого отдела. Исходное положение – произвольное.
— Чем занимается столяр и какие у него инструменты? Представим, что мы превратились в столяра. Встаем около стола, немного над ним наклоняемся и со звуком «Стук-стук» имитируем забивание гвоздей молотком.
Руки столяра умелы –Золотые руки!
Ладится любое дело,Он не знает скуки!
Молотком стучит: «Стук-стук!Гвоздикам я верный друг!»
Упражнение № 7 «Колечко».
Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.
Исходное положение — произвольное.
— Представим, что у нас во рту находится колечко. Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к небу со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль…» будем задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о…»
Я с кольцом играю:
Я во рту кольцо катаю.
Быстро бегает кольцо
И поет: «Ль-ль-ль-о-о…»
Упражнение № 8 «Стрельба».
Упражнение укрепляет мышцы глотки и губ.
— Представим, что мы находимся на стрельбище. Сначала мы будем «стрелять из пулемета» — энергично и четко произносить на выдохе произносить «к-г, к-г». А теперь «постреляем из пистолета» — энергично и четко на выдохе произносим «пиф-паф», «пиф-паф».
«К-г, К-г, — застрочил пулемет. – Неприятель не пройдет!»
«Пиф-паф, пиф-паф», — отвечает пистолет,
Выстрелив ему в ответ.
Упражнение № 9 Упрямые ослики.
Упражнение укрепляет голосовые связки мышцы мягкого неба.
Исходное положение – стоя.
— Представим, что мы превратились в маленьких осликов. «Ослики» весело бегут по дорожке, высоко поднимая ноги. Но вдруг «ослики» останавливаются, они не хотят идти дальше и кричат на продолжительном выдохе: «И-а, и-а…».
Ослик бегал по дорожке,У него устали ножки.
Ослик попросил овса,Закричал: «И-а, и-а!»
Упражнение № 10 «Слоник».
Упражнение способствует укреплению лицевых мышц.
Исходное положение произвольное.
— Представим, что мы превратились в доброго слоника, который решил умыться. «Набираем в хобот воду»: вытягиваем губы вперед и на вдохе имитируем всасывание воды. Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух, произнося при этом звук «ф».
Я сегодня не скучал: В хобот я воды набрал.
Если только захочу – Всех водою окачу!
Упражнение № 11 Звук «ы».
Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.
Исходное положение — произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 12 Звук «м».
Произнесение звука положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память. Исходное положение произвольное.
— Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 1 3 Звуки «о-у-м».
Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы головного мозга.
Исходное положение — произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…» Тянем их как можно дольше.
Упражнение № 14 Звук «в».
Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.
Исходное положение — произвольное. — Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 15 Звук «ч».
Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом. Исходное положение произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 16 «Зевота».
Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс. Исходное положение произвольное.- Представим, что день подошел к концу, и мы почувствовали усталость. Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его, произносим «о-о-хо-хо-хо…» Вот и пришла к нам сладкая зевота.
Ночь настала, спать пора, Трет глазенки детвора.
Ротики мы раскрываем: Сладко перед сном зеваем.
Упражнение № 17 «Плаксы».
Упражнение активизирует центральную нервную систему и позволяет снять усталость.
Исходное положение — произвольное.
— Представим, что мы превратились в плакс. А как ревут плаксы? Глубоко вдохнем и громко-громко поплачем, произнося звук «ы-ы-ы…»
Дети выполняют описываемые взрослым действия, затем перестают «плакать», «вытирают слезы» и все вместе танцуют.
Что же ты не скачешь?
«Ы-ы-ы» все плачешь?
Вытри слезки, улыбнись,
В круг с друзьями становись.
Будем вместе мы играть,
Будем петь и танцевать!
Упражнение № 18 «Гусь».
Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки опущены.
— Представим, что мы превратились в гуся, гуляющего во дворе. Немного вытягиваем вперед шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны. Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим: «ш-ш-ш…»
Во дворе гуляет гусь,
«Никого я не боюсь –
Я гусак отважный!»
«Ш-ш, — шипит сердито гусь. –
Уходите, я сержусь!»
Упражнение № 19 «Большой и маленький».
Упражнение способствует нормализации психоэмоционального состояния. Исходное положение – стоя.
— Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими. Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»
Совсем большой мой старший брат –
Пойдет он скоро в школу.
С ним поиграть всегда я рад,Брат добрый и веселый!
А я хотя росточком мал, Но все же очень я удал!
Упражнение № 20 Звук «я».
Произнесение звука положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли, придает уверенность в собственных силах.
Исходное положение – произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-я…» Тянем его как можно дольше.
Упражнение № 21 Звук «и».
Произнесение звука очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
Исходное положение – произвольное.
— Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и…» Тянем его как можно дольше. На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.
Упражнение № 22 «Самолет».
Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.
Исходное положение – стоя.
Руки вытянуты в стороны.
— Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет. Наш самолет взлетает: со звуком «у-у…» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки-крылья». Вот мы и в небе!
Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» — чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у…»
Пришло время возвращаться на землю.
Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у…»
Источник
Использование звуковой гимнастики для оздоровления и обучения детей с ТНР
Елена Мамедова
Использование звуковой гимнастики для оздоровления и обучения детей с ТНР
Использование звуковой гимнастики для оздоровления и обучения
детей с ТНР
[Гребенчук Т. В., учитель-логопед ВКК,
Мамедова Е. В., воспитатель ВКК,
Ковалева Л. А., воспитатель ВКК
Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей с речевой патологией немаловажное значение имеет фонетическая зарядка.
Фонетическая зарядка – это тренировочные упражнения для развития звукопроизносительных навыков, просодической стороны речи. Занятия фонетической зарядкой помогают сформировать не только фонетически правильную речь детей, но благоприятно воздействуют на организм в целом.
О том, что звук может лечить, было ещё известно в древности. Так, в Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы. В Древней Греции звуком трубы избавляли от радикулита и расстройств нервной системы. Разные звуки порождают различные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
Звуковая гимнастика является одной из разновидностей дыхательной. При выполнении дыхания со звуком появляется чувство теплоты во всем теле (это признак биохимического процесса). Вступая в резонанс с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.
В звуке можно выразить многое и, кроме того, «звуки имеют вкус». Если в течение некоторого времени тянуть звук «о», то во рту появится кисловатый привкус, звук «а» дает ощущение сладости.
Звуковая гимнастика может вылечить человека от многих болезней и широко практикуется многими древними школами. Использование в работе таких технологий позволяет обучать детей без помощи лекарств, средствами самого образования.
Ааа – воздействует благотворно на весь организм;
Еее – воздействует на щитовидную железу;
Иии – воздействует на мозг, глаза, уши;
Ооо – воздействует на сердце, легкие;
Ууу — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Ыыы – положительно влияет на общий тонус организма;
Эээ – стимулирует горло, трахею, гармонизирует работу органов;
Яяя – воздействует на работу всего организма;
Ввв — стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.
Ммм – воздействует на работу всего организма;
Ххх – помогает очищению организма;
Ннн – активизирует правое полушарие, интуитивные и творческие способности;
Ччч – способствует профилактике бессонницы, положительно влияет на организм в целом;
Ссс – самый целебный звук, он звучит как вибрация колокола, лечит простуду, благоприятно воздействует на организм в целом.
Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение звука на одном выдохе! При выполнении упражнений важно следить за тем, чтобы звук был ровным и находился на одной высоте в течение всего выдоха! Но не все звуки можно протяжно произнести (отрывистые звуки).
Алгоритм использования звуковых упражнений: — глубоко вдыхаем и на выдохе громко и протяжно произносим звук.
На основе этих знаний нами была разработана «Звуковая азбука». Речевой материал в азбуке представлен в алфавитном порядке от А до Я в стихотворной форме. Ведь именно рифмованные строчки всегда привлекают детей и быстро запоминаются. Применение «Звуковой азбуки» в работе это удобный способ развития умственной и речевой деятельности дошкольника.
Звук – ассоциация это быстрое запоминание. В результате формируется стойкий образ звука.
Предлагаемые звукоподражания необходимо сочетать с пальчиковыми упражнениями. Поскольку жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого звука. Комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает представление ребенка.
Предлагаемый практический материал может быть использован на речевых занятиях с детьми, занятиях по подготовке к обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста, а так же на коррекционно-речевых занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт даже с молчаливыми детьми, достичь необходимых результатов в речевом развитии, а так же создать комфортную эмоциональную среду. Звук воздействует на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.
«Звуковая азбука» увлекает детей, улучшает запоминание, вовлекает в процесс обучения, способствует решению вопроса здоровьесберегающей педагогики, эмоционально приятного усвоения материала
Предлагаемые варианты фонетических упражнений, конечно же, не исчерпывают всего многообразия игр, но вполне имеют место для развития ребенка дошкольника.
На приеме у врача,
Покажу я горло: «А-А-А» (показываем горлышко)
Машинку швейную изображаю,
Строчку ровно прошиваю: «Б-Б-Б» (правой рукой показываем движение ручки)
Губку зубками зажму,
Песню ветра пропою: «В-В-В» (махи руками над головой)
Гусь умеет гоготать,
Ему буду подражать: «Г-Г-Г» (руки назад – «гусиные крылья»)
Дятлу буду подражать,
Буду громко я стучать: «Д-Д-Д» (Стучим язычком по верхней десне)
«Е» — енот и ель в лесу.
Подражаю я жуку,
Громко я вот так жужжу: «Ж-Ж-Ж» (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью)
Очень громко зазвеню: «З-З-З»
(большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой)
«И…»— произнесу я громко (губки растягиваем в улыбку)
Я по лесенке иду,
Каблучками я стучу: «К-К-К» (постукиваем большими пальцами по столу)
В самолете я лечу,
Подражать ему хочу: «Л-Л-Л» (расправляем руки в стороны)
Сильно губки я сожму,
Как коровка промычу: «М-М-М»
(делаем «рожки» выставляя указательные пальчики на голове)
«Н-Н-Н» так плачет Несмеяна,
Грустно ей, печально стало (ладошки прикладываем к глазкам)
Мишке нужен Айболит,
«О…» как больно зуб болит (держимся ладошкой за щечку)
Пыхтит у мамы тесто: «П-П-П»
Ему в кастрюле тесно (руки постепенно поднимаем вверх)
Буду тигру подражать,
Буду громко я рычать: «Р-Р-Р» (делаем грозное лицо, показываем «когти»)
Подражаю я водичке,
Песню пропою со свистом: «С-С-С» (держим «водичку» в ладошках)
«Т-Т-Т» постучу (стучим «молотком» по столу)
Волчонок в лесу,
Громко воет: «У…» (вытягиваем губки трубочкой)
Ёжику я буду подражать
И тихонечко фырчать: «Ф-Ф-Ф» (подражаем ёжику)
Разогрею я ладошки,
Ну и пальчики,немножко: «Х-Х-Х» (дуем теплым воздухом в ладошки)
Помолчать всех попрошу: «Ц-Ц-Ц» (указательный пальчик возле губ)
Как кузнечик стрекочу: «Ч-Ч-Ч»
Лишь на миг я замолчу (приставляем пальчик к губам)
Змейкой буду я шипеть: «Ш-Ш-Ш», (рукой показываем ползущую змею)
Листвой осенней шелестеть: «Ш-Ш-Ш» (ногами «поднимаем» листву)
Трещит щётка,как трещотка: «Щ-Щ-Щ» (движения рукой вперед-назад)
«Ы…» гудим как пароход,
Набираем полный ход! (подражаем гудению парохода)
Улыбнись, «Э…» протяни,
Подбородок опусти (произносим «Э…»)
«Ю-Ю-Ю» гудит волчок-юла,
Песенку поет она! («раскручиваем» рукой юлу)
Есть у каждого, друзья! (ладонь руки прикладываем к груди)
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога специальной группы для детей с ТНР» В настоящее время в Республике Беларусь идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями.
Картотека дыхательной и звуковой гимнастики Цель «Дыхательной и звуковой гимнастики» — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом.
Использование игрового самомассажа, как одной из форм оздоровления дошкольников Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.
Использование интерактивных игр в процессе обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста Каждый народ остаётся сам собою до тех пор, пока сохраняет свой быт, язык, особый климат человеческих отношений. На современном этапе развития.
Использование пособия «Звуковой модуль» для развития фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения.
Использование приемов мнемотехники на современном этапе коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР В настоящее время преодолению нарушений лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи придается большое значение.
Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления физического здоровья дошкольников Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления физического здоровья дошкольников. На современном этапе развития общества выявлена.
Использование терренкуров — «дорожек здоровья» в практической работе педагогов для оздоровления детей. Использование терренкуров-«дорожек здоровья» в практической работе педагогов для оздоровления и развития физических качеств у детей ДОУ.
Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Стрельниковой для подгруппы детей из логопедической группы Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Стрельниковой для подгруппы детей из логопедической группы «Дышите правильно,.
Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.
Источник