- 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
- Лечебная физическая культура при черепно-мозговой травме (ЧМТ)
- Медицинские науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
ЛФК при травмах головного мозга проводится согласно состоянию больного по периодам. Методика ЛФК в каждом из них определяется не только повреждением функций отдельных органов и систем организма (главным образом наличием парезов и параличей), но и общим состоянием всего организма с его индивидуальными особенностями.
В первом периоде основными задачами ЛФК являются:
1) нормализация психического состояния больного;
2) предупреждение последствий травмы головного мозга;
3) нормализация состояния жизненно важных функций организма, в первую очередь дыхательной и сердечно‑сосудистой деятельности;
4) рассасывание развившихся внутричерепных гематом.
Принципиальные особенности методики ЛФК и применяемых средств при травмах головного мозга соответствуют рассмотренным при мозговом инсульте. В первую очередь это касается тех травм, которые сопровождаются изменениями двигательной и чувствительной сфер больного.
Лечебную гимнастику, независимо от степени сотрясения мозга, начинают применять уже в условиях реанимационного отделения после устранения шокового состояния больного, однако при условии установившегося стабильного состояния больного при отсутствии тошноты, рвоты и сильной головной боли. Занятия проводятся в условиях строгого постельного режима. При наличии парезов и параличей кроме лечения положением индивидуальные занятия физическими упражнениями в виде пассивных движений в парализованной(ых) конечности(ях) назначаются тотчас же после выхода больного из общего тяжелого состояния.
Противопоказаны упражнения скоростно‑силовые, с натуживанием и задержкой дыхания на вдохе, резкие повороты и наклоны головы и т.п., так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Не рекомендуются и упражнения относительно сложной структуры или требующие повышенной концентрации внимания со стороны больного.
Пассивные и активные движения выполняются вначале только для мелких и средних мышечных групп дистальных отделов верхних и нижних конечностей в медленном темпе и с небольшим числом повторений. Упражнения проводятся в медленном темпе с многократным повторением комплекса в течение дня при строгом контроле за состоянием пострадавшего. Особое значение имеют дыхательные упражнения статического характера, однако при этом обращают внимание на недопустимость гипервентиляции, которая в связи с гипокапнией может привести к спазму мозговых сосудов. Поэтому дыхательные упражнения проводят без глубокого вдоха и с акцентом на удлиненном выдохе, а количество повторений не превышает трех – пяти. В случае развития парезов и параличей необходимо обучать больного упражнениям в посылке импульсов и идеомоторным, которые бы он мог проводить самостоятельно в перерывах между выполнениями основных комплексов.
При черепно‑мозговой травме вначале используют только дыхательные упражнения и пассивные движения. По мере адаптации больного к физической нагрузке включаются движения в более крупных суставах конечностей в сочетании с дыханием и медленными движениями головы. Если головные боли и головокружения выражены умеренно, количество применяемых упражнений постепенно увеличивается, начинают применять исходные положения на боку, а затем – и лежа на животе. Каждое новое усложнение упражнений начинается с их выполнения с помощью методиста и лишь затем самостоятельно.
В первом периоде заметное место в ЛФК занимает массаж. Основное внимание уделяется массажу воротниковой зоны, которую тщательно прорабатывают по отсасывающей методике, что способствует восстановлению кровообращения головного мозга и рассасыванию образовавшейся внутричерепной гематомы.
При удовлетворительной адаптации больного к движениям и улучшении общего состояния осуществляется медленный перевод больного в положение сидя на койке со спущенными ногами. Как и для спинальных больных, первым попыткам к переходу в положение сидя (а затем и стоя) должны предшествовать специальные упражнения, способствующие восстановлению сосудистого тонуса и предупреждению гравитационных нарушений состояния больного. В исходном положении сидя выполняются простейшие упражнения для рук, затем повороты головы и туловища. При соответствующем состоянии больного его можно поднять на ноги, включить простейшие упражнения в положении стоя, а затем – и ходьбу в палате.
ЛФК проводят в зависимости от характера двигательных нарушений (вялые или спастические нарушения движений, анестезия или гипостезия и пр.), а также обширности вовлеченных в патологической процесс двигательных и чувствительных элементов. В частности, если в результате поражения головного мозга развивается гемипарез с преобладанием тонуса мышц – сгибателей руки, разгибателей голени и сгибателей стопы, в занятиях ЛФК внимание должно быть направлено на нормализацию соотношения тонуса мышц‑антагонистов. Для этого используются специальные упражнения, способствующие расслаблению напряженных мышц и укреплению ослабленных. Включаются упражнения с помощью здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах особое внимание обращается на обучение пострадавшего самостоятельному расслаблению мышц. Исключаются задания, которые могли бы способствовать усилению сгибательной группы мышц на руке и усугубляли бы порочную позу больного. Занятия сочетаются с элементами точечного и местного массажа, с лечением положением.
В дальнейшем, по мере улучшения функции пораженных конечностей, когда больной может выполнять активно все движения и сохраняются лишь нарушения координации (замедленность, неточность движений), могут использоваться специальные упражнения с предметами и без предметов, способствующие улучшению точности движений.
На всех этапах лечения важное место занимает обучение больного правильной ходьбе, так как после травматических повреждений головного мозга одним из наиболее частых осложнений является нарушение походки. Обращается внимание на равномерность шага, правильность переноса и постановки пораженной ноги. Применяется ходьба по следовой дорожке, даются специальные задания; корректируется осанка, улучшается общая координация движений.
Продолжительность занятия постепенно возрастает от 2 – 3 мин в начале периода до 12 – 15 мин с многократным повторением комплексов в течение дня (с учетом состояния пострадавшего).
Второй период ЛФК при травмах головного мозга соответствует переводу больного на палатный режим, критерием которого являются клиническая картина состояния больного и возможность передвигаться по палате и выполнять в полном объеме все действия по самообслуживанию. Усложняются специальные упражнения для паретичных мышц: движения из облегченных исходных положений, выполняемые с помощью, а затем и без помощи с постепенным их усложнением.
Занятия проводятся в исходных положениях лежа и сидя. Используются общеразвивающие упражнения и упражнения в тренировке вестибулярного аппарата. Вначале пострадавший выполняет опускание и поднимание головы вместе с туловищем, потом повороты головы вместе с туловищем направо и налево, затем круговые движения головы в медленном темпе и с небольшим количеством повторений каждое, с отдыхом и паузами между упражнениями. В дальнейшем выполняются движения только головой сидя на стуле в медленном темпе и в минимальной дозировке, а затем и в положении стоя. Если эти упражнения вызывают какие‑либо неприятные ощущения, то паузы и отдых обычно делаются более продолжительными.
Во втором периоде большое внимание уделяется упражнениям в равновесии и координации движений, разнообразным по характеру и выполнению, но с учетом постепенного увеличения количества и сложности выполнения. Постепенно включаются упражнения на внимание и точность, на тренировку памяти, элементы игрового характера.
По мере все более надежного восстановления навыка ходьбы ее выполнение усложняют: ходьба с замедлением и ускорением, в стороны приставными шагами, спиной вперед и пр. Обращается внимание на постепенное увеличение времени ходьбы в аэробном режиме, что способствует общему укреплению организма и тренировке кислородтранспортных систем организма, повышению кислородной емкости крови и т.п.
Важнейшим условием эффективности применяемых средств и методов в этот период является увеличение нагрузки при тщательном контроле за состоянием пострадавшего. Вначале его проводит методист ЛФК, одновременно обучая самоконтролю больного, а затем и сам больной во время выполнения упражнений регулирует интенсивность и длительность нагрузки, ориентируясь на свое самочувствие. Важен и самоанализ его ощущений после нагрузки, о чем он должен сообщать специалисту ЛФК.
Продолжительность занятий во втором периоде постепенно возрастает до 40 – 45 мин в конце периода. Это время включает как упражнения, выполняемые под контролем специалиста ЛФК, так и самостоятельно осуществляемые пострадавшим. В течение дня основной комплекс ЛФК дополняется массажем, аутогенной тренировкой, физиопроцедурами и другими мерами комплексной реабилитации.
Третий период ЛФК при черепно‑мозговых травмах соответствует клиническому выздоровлению, требующему максимально полного восстановления жизнеспособности человека. Для этого тренируются все возможные двигательные навыки. В занятия включаются упражнения с предметами на координацию и равновесие, причем особое внимание обращается на точность их выполнения; включаются элементы различных видов спорта. При наличии невозможности полного восстановления утраченных функций в третьем периоде максимально тренируются компенсаторно‑заместительные двигательные навыки.
Перенесший травму мозга человек должен уделять серьезное внимание общему укреплению организма, для чего в свой двигательный режим необходимо включать возможно более широкий арсенал средств ЛФК, включая длительные малоинтенсивные упражнения, закаливание, тренировку психики и пр. Вместе с тем ему следует исключить из своего двигательного режима те упражнения, которые при данном виде травм являются абсолютными противопоказаниями: сложные гимнастические упражнения на снарядах, усложненные висы (особенно вниз головой), спрыгивания с высоты, а также связанные с опасностью ударов по голове (бокс, восточные единоборства с полным или даже частичным контактом) или падения на голову (борьба) и т.п.
Источник
Лечебная физическая культура при черепно-мозговой травме (ЧМТ)
Медицинские науки
- Мифтахов Алмаз Фаридович , магистр, старший преподаватель
- Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал)
- ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА
- ТРАВМА
- ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- УШИБ
- ПОВРЕЖДЕНИЕ
Похожие материалы
Наша жизнь непредсказуема. Мы не может знать, что произойдёт завтра, сегодня и даже через час. Если у нас хорошо сейчас, то это не означает, что через минуту всё будет совершенно так же, мы можем в любой момент упасть, ушибиться, одним словом травмироваться. Последствия не самые лучшие, как вы знаете — это травма. Травмы бывают разные (вывихи, ушибы, раны, переломы, растяжения и так далее), но в этой статье мне бы хотелось больше рассказать вам о черепно-мозговых травмах. Почему именно черепно-мозговая травма? Потому что по статистике это самый распространённый вид травм и одна из важных причин инвалидизации во всём мире. Лечебная физическая культура помогает человеку после черепно-мозговых травм быстрее адаптироваться.
Черепно-мозговая травма — это травмированы кости черепа и мозговая оболочки, нервы, головной мозг, сосуды. Они могут быть травмированы разом или отдельно друг от друга.
Причины
- ДТП (дорожно-транспортное происшествие): водители, пассажиры общественного транспорта, сбитые автотранспортом пешеходы;
- Бытовые травмы — несчастные случаи, возникающие вне работы (в доме, квартире, во дворе и т.д.). В основном это случайные падения, удары, побои, драки;
- Производственные травмы — несчастный случай, возникающий на рабочем месте. На производстве получают такие травмы: телесные раны, тепловые удары, воздействии электрического тока и так далее;
- Спортивные травмы — это повреждения тканей, возникающие при занятиях физическими упражнениями. Часто они возникают при занятиях боксом, хоккеем, борьбой, футболом.
Классификации черепно-мозговых травм
Классификации черепно-мозговых травм различают:
- По степени тяжести выделяют несколько видов: легкая степень — сотрясение головного мозга, незначительные повреждения; средняя степень — серьезный повреждения; тяжелая степень — повреждение головного мозга тяжелой степени, острое сдавление головного мозга.
- По характеру травмы бывают: открытыми — это когда сухожильный шлем, кости, мягкие ткани были повреждены; закрытыми это когда нет повреждений, но иногда бывает повреждение кожи.
- По виду повреждения выделяют: изолированную (когда отсутствуют какие-либо внечерепные повреждения), сочетанную (одновременное наличие ЧМТ и повреждений других органов и систем) и комбинированную черепно-мозговую травму (если одновременно воздействует несколько видов энергии — механическая, лучевая, химическая и т.д.).
Симптомы ЧМТ
- Потеря памяти;
- Головокружение и различные головные боли;
- Рвота, тошнота;
- Нарушение речи;
- Шум или звон в ушах;
- Гематомы;
- Искривление лица;
- Галлюцинация;
- Неадекватное поведение.
Обращайтесь к травматологу или вызывайте скорую помощь, если вы заметили вышеуказанные симптомы черепно-мозговой травмы после недавнего повреждения головы. Также обратитесь к врачу в течение нескольких часов, если даже вы не чувствуете никаких симптомов из вышеперечисленного списка и чувствуете себя хорошо, то помните, что отек мозга и различные гематомы могут проявиться через день или больше.
Последствия черепно-мозговых травм
В зависимости от тяжести травмы у пациента могут наблюдаться:
- ухудшение памяти и концентрации внимания
- депрессия
- приступы беспричинной тревоги
- снижение работоспособности, физических способностей
- быстрая утомляемость
- частичная или полная потеря зрения
- проблемы со сном
- нарушение дыхания, кровообращения, речи, двигательной активности
- ухудшение моторики и функции опорно-двигательного аппарата
- эпилепсия и др.
Все последствия плохо сказываются, ведь все это может беспокоить пациента много лет или даже всю жизнь, и не важно, что травма была не такой уж и тяжёлой
Задачи лечебной физической культуры (ЛФК)
ЛФК при ЧМТ ставит перед собой определенные задачи. Сейчас мы рассмотрим основные:
- Приспособить человека к размеренной жизни;
- Вернуть человека к жизни до травмы;
- Обеспечить в нервной системе устойчивость;
- Привыкание организма к физическим нагрузкам;
- Нормализация двигательной сферы больного.
Стоит сказать о том, что есть некоторые моменты, которые необходимо помнить всегда, прежде чем переходить к комплексу упражнений:
- Не прекращайте заниматься, ведь непрерывное занятие лечебной физической культуры даёт желательный результат даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и благоприятствует возвращению пострадавшего человека к деятельной жизни.
- Вначале выполняй простые, лёгкие упражнения, а по мере прогрессирования состояния переходите к тяжелым тренировочным упражнениям.
- Старайтесь добросовестно выполнять упражнения. Это позволит вам получить от выполняемого лечебного комплекса максимальную пользу.
- При выполнении упражнений, если вы почувствовали боль, то немедленно нужно прекратить. Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений.
- Следите за нормальным ритмом повторений физических упражнений, ведь это способствует длительному сохранению работоспособности.
- Следите за актом дыхания.
Комплекс упражнений
В разных периодах выполняется разного характера упражнения. В данный момент мы все их рассмотрим:
- Начальный период — это первый чутки после травмы. В данный период лечебная физическая культура не используется.
- Ранний период — это 2-5-е сутки после ЧМТ. Именно в конце раннего периода начинайте выполнять специальные дыхательные упражнения. Включает в себя 5-7 упражнений, чистота выполнения минимальный 2-3 раза, темп медленный. Вначале упражнения выполняйте 1 раз в день, но по мере улучшения время занятий увеличивайте. Исключите упражнения для головы, так как оно может вызвать тошноту, рвоту, головокружение и так далее.
- Промежуточный период — это 5-30-е сутки. Расширьте программу дыхательного упражнения. Начните выполнять упражнения общеукрепляющего характера и лечение положением. Самые главные упражнения в данном периоде это упражнения для головы: опускание, поднимание, повороты, круговые движения. Исходное положение может быть лёжа или сидя. Выполняйте всего лишь 1-2 раза. Дозировку повышайте после освоения и улучшения.
- Поздний период — это 1-4-й месяц после тяжёлой травмы. Включите в свою тренировку: ортостатическую гимнастику, общий и специальный массаж. В данный период упражнения выполняются в разных исходных положениях (стоя, сидя), темп значительно увеличьте. 5-15 минут начните уделять трудотерапии.
- Резидуальный период — длится до 2-х лет. Также выполняйте общеукрепляющую и специальную гимнастику значительно дольше. Начните восстанавливать или компенсировать утраченные бытовые и трудовые навыки. Увеличивайте время трудотерапии.
Вот мы и подошли к концу, мы рассмотрели самую маленькую часть ЛФК при ЧМТ. В заключении, мне хочется вам напомнить, что лечебная физическая культура самая главная помощь при реабилитации больного в домашних условиях. Напрямую лечение зависит от тяжести повреждения и может заключаться в приеме медикаментов, хирургическом вмешательстве, лечебной физической культуре. Оздоровление проходит индивидуально: некоторым пациентам надо возобновить двигательные навыки, а иным избавиться от головной боли, наладить сон, поэтому не нужно заниматься самолечением, а нужно сходить и проконсультироваться с врачом. Он подберет вам индивидуальное лечение. Ведь описанные в данной статье упражнения могут не всем подойти. Будьте осторожны, берегите себя!
Список литературы
- Большая медицинская энциклопедия. М., 1989.
- Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура. — М., 2006.
- Доброхотова Т. А. Исходы черепно-мозговой травмы// Нейротравматология / Под ред. А. Н. Коновалова, Л. Б. Лихтермана, А. А. Потапова. — М., 1994.
- Крупин Е. Н. Организационная проблема лечения больных с легкой черепно-мозговой травмой//1 съезд нейрохир. РФ.: Тез. докл. — Екатеринбург, 1995.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник