Лечебная гимнастика при ревматизме у детей

Физкультура для всех:
для детей и взрослых

ЛФК при ревматизме у детей

Ревматизм среди заболеваний детского возраста занимает особое место. Значительное его распространение, упорство течения, склонность к рецидивам, нерешенность основных вопросов его этиологии, патогенеза и лечения заставляют обращать большое внимание на организацию борьбы с этим заболеванием. В настоящее время ревматизм считают общим инфекционно-аллергическим заболеванием с инфекционно-неврогенным патогенезом при участии нейро-гормональных нарушений.

Ревматизм — заболевание, при котором в патологический процесс вовлечены все системы, особенно сердечно-сосудистая и нервная. Имеются все основания считать, что при ревматизме имеют место глубокие нарушения кортико-висцеральной регуляции. У детей отмечают ослабление замыкательной функции коры больших полушарий, усиление процессов торможения, снижение, подвижности нервных процессов, быструю истощаемость нервных клеток. При остром ревматизме возбудимость мозговой коры понижается в 2— 3 раза.

Ревматизм относится к числу заболеваний, при которых исключительно важное значение приобретают реактивность организма и его иммунобиологическое состояние. Состояние сенсибилизации является обязательным условием для развития этого заболевания. Меры общего укрепления организма, повышения его сопротивляемости — главная основа профилактики и лечения ревматизма у детей.

В. И. Молчанов к мерам профилактики при ревматизме относит: режим, достаточное и полноценное питание, широкое пользование свежим воздухом, разумно проводимое закаливание, физические упражнения, занятия спортом. Таким образом, физкультуру во всем ее разнообразии следует рассматривать как основу профилактики ревматизма у детей. Лечебная физкультура является неотъемлемой частью комплексного лечения детей, больных ревматизмом, во всех лечебно-профилактических учреждениях (больница, санатории-, поликлиника).

Наблюдения над эффективностью лечебной физкультуры у детей, больных ревматизмом, проведенные в последние годы (А. В. Ионина, С. В. Хрущев, Е. И. Казакова, Л. С. Алексеев и др.), убедительно показали важность широкого внедрения этого метода в систему лечения на всех ее этапах.

Лечебную физкультуру применяют с целью:

— восстановления нарушенных функций центральной нервной системы, повышения возбудимости коры головного мозга, подвижности нервных процессов; занятия физическими упражнениями способствуют десенсибилизации организма;

— повышения общего тонуса организма и физиологической активности систем и органов, ослабленных болезнью; занятия физическими упражнениями способствуют оздоровлению нервно-психической сферы больного;

— устранения застойных явлений в тканях и органах путем мобилизации экстракардиальных факторов кровообращения, что облегчает работу сердца, пораженного и ослабленного ревматическим процессом;

— приспособления сердечно-сосудистой системы к новым условиям работы при сформировавшемся пороке сердца;

— постепенной тренировки организма, улучшения его функциональной способности с учетом неизбежных нагрузок в домашней обстановке и школе.

Стедует учитывать также большое воспитательное и организующее значение лечебной физкультуры в детских учреждениях. Занятия физическими упражнениями способствуют физической подвижности детей, тем самым предупреждая нарушения установленного двигательного режима.

Лечебную физкультуру при ревматизме следует применять в зависимости от этапов лечения.

В больницу помещают тяжелобольных детей с ревматической атакой, а также с заболеванием в активной фазе течения. В детских больницах применяют специально разработанную методику лечебной гимнастики. Такая гимнастика применяется в комплексе с гормонально-медикаментозной терапией.

Организованные занятия лечебной гимнастикой начинают после перевода больного на постельный режим (16) и продолжают все время, пока дети находятся на лечении. Лечебная физкультура составляет неотъемлемую часть комплексной терапии больных ревматизмом детей. В поликлиниках должны лечиться больные ревматизмом дети, находящиеся в раннем послеприступном периоде, выписанные из стационаров и находящиеся дома или посещающие школу.

Курс лечения следует продолжать не менее 6 месяцев с регулярным посещением занятий лечебной гимнастикой в кабинете лечебной физкультуры 2-3 раза в неделю (табл.51).

Кроме того, дети должны ежедневно заниматься индивидуальной гимнастикой дома по рекомендованным комплексам табл 52.

Наблюдения показали, что у большинства детей, посещающих занятия по лечебной гимнастике в поликлинике, заметно улучшается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, а также общее состояние. Температура тела нормализуется. Дети, как правило, реже болеют, обострения бывают у единичных больных.

Отбор детей для занятий лечебной физкультурой должны проводить ревматологи поликлиник. Группы комплектуют по 8—10 детей в каждой. Курс лечения состоит из 3 периодов: вводного, основного (тренировочного) и заключительного. Продолжительность каждого занятия 30—40 минут. Применяют упражнения в положениях лежа, сидя и стоя; исключают статические напряжения. Особое внимание обращают на правильную постановку дыхания; упражнения подбирают по принципу «рассеянной нагрузки» с акцентом на ритмические движения в мелких дистальных суставах.

Широко используют ходьбу, а в тренировочном периоде — дозированный бег. В начале и конце каждого занятия измеряют температуру тела, проверяют пульс и дыхание. Занятия должна проводить специально обученная медицинская сестра или инструктор лечебной физкультуры.

Читайте также:  Чем лечить заеды у ребенка народными средствами

По окончании курса лечения дети могут заниматься физкультурой в школе (специальная или подготовительная группа), находясь под наблюдением школьного врача. В каждой школе должны быть организованы занятия физкультурой с детьми, больными ревматизмом, отнесенными по результатам медицинского осмотра в специальную группу. Инструктаж преподавателей физкультуры следует проводить в детской поликлинике.

В детские санатории и на курорты поступают дети, страдающие ревматизмом (межприступный период) с пороками клапанов, недостаточностью кровообращения и ревматическим кардитом не ранее 8—12 месяцев после последней атаки при нормальной температуре тела и при скорости РОЭ 18—20 мм в час. В санаториях для детей должны быть применены дифференцированные режимы движений — обще-тренирующий, щадящий и полупостельный. Приводим схему режимов движения для детей, больных ревматизмом, в курортпо-санаторных условиях (по А. В. Иониной).

Общетренирующий режим (№ 1). Таким режимом могут пользоваться дети, находящиеся во внеприступном периоде заболевания при отсутствии обострений в течение последних 2 лет, с неясными сердечными изменениями или с нерезко выраженной митральной недостаточностью при полной компенсации функций сердечно-сосудистой системы. В режим движений детей с такими заболеваниями вводят занятия лечебной гимнастикой.

Методика тренировки детей этой группы по форме и содержанию близка к программе школьного урока по физкультуре; исключают лишь силовые упражнения (на гимнастических снарядах, висы, лазания и т. д.). В занятиях необходимо обращать внимание на сочетание ритма и фаз дыхания с выполняемыми упражнениями. Детей допускают к утренней гигиенической гимнастике, прогулкам, ближним экскурсиям, массовым мероприятиям; им разрешают играть в волейбол (в течение 15—20 минут), городки, зимой — кататься на коньках (20—60 минут), ходить на лыжах прогулочным шагом (45—60 минут) и т. д.

Щадящий режим (№ 2). Этот режим рассчитан на детей, находящихся также во внеприступной фазе ревматизма, а именно:

а) с процессом на втором году после перенесенной последней ревматической атаки при полной компенсации функции сердечно-сосудистой системы;

б) с недостаточностью кровообращения I степени (по Г. Ф. Лангу);

в) с недостаточностью аортальных клапанов в состоянии устойчивой компенсации кровообращения.

Такие дети нуждаются в щадящем режиме движения, но применение дозированной тренировки в виде лечебной гимнастики является показанным. В задачи лечебной физкультуры в этом периоде заболевания входит в основном тренировка вспомогательных факторов аппарата кровообращения, которую достигают проведением элементарных упражнений для конечностей и туловища. В занятиях особое внимание обращают на воспитание дыхания в сочетании с движением. Детям этой группы показаны дозированные прогулки (до 3 км равномерным шагом), терренкур и малоподвижные игры. Противопоказаны движения в быстром темпе, упражнения с натуживанием и задержкой дыхания. У этих детей используют также двукратный отдых в течение дня, круглосуточное пребывание на открытом воздухе, воздушные ванны и водные процедуры.

Полу постельный режим (№ 3). Этот режим назначают детям, перенесшим обострение ревматического процесса в санатории, а также детям со значительно выраженной недостаточностью функции сердечно-сосудистой системы. Такие дети нуждаются в тщательно продуманной педагогической работе с ними, чтобы им был максимально обеспечен полноценный полупостельный режим. Самой трудной задачей педагога является ограничение движений детей. Для этой цели в его распоряжении должны быть в достаточном количестве игрушки, настольные игры, книги, журналы для индивидуального и коллективного пользования, материал для трудовых процессов (шитье, вышивание, лепка, раскрашивание и т. д.).

Ребенок должен быть вовлечен в течение всего дня в интересные для него занятия. Необходимо следить за позой ребенка у стола и в постели, обеспечивая ему положение, облегчающее функции дыхания и кровообращения. Необходимо применять лечебную гимнастику, соблюдая при этом принцип максимального щажения миокарда. В занятиях лечебной гимнастикой используют элементарные физические упражнения в исходном положении лежа; продолжительность занятий 5—7 минут. Проведение гимнастических упражнений и игр с детьми может быть организовано одновременно с закаливанием, используя для этого воздушные ванны. При применении бальнеотерапевтических процедур и лечебной гимнастики промежуток между ними должен быть не менее 1—2 часов.

Источник

Лечебная физическая культура при ревматизме у детей

В современных представлениях об этиологии и патогенезе ревматизма господствует так называемая инфекционно-аллергическая теория. Согласно этой теории, заболевание ревматизмом развивается у лиц, организм которых в связи с наличем хронического инфекционного очага (тонзиллит, гайморит и пр.) приобрел повышенную чувствительность (гиперергию) к различным раздражителям: повторной инфекции, холоду, чужеродному белку и т.д. Таким образом, предварительная перестройка реактивности организма, его сенсибилизация являются обязательным условием для возникновения любой формы ревматизма (сердечной, суставной, нервной).

Болезнь протекает хронически, с периодами обострения — проявление повышенной общей реактивности организма. Различают активную фазу ревматического процесса, когда, по данным Р.М. Пэн, изучавшей условнорефлекторную деятельность ребенка, больного ревматизмом, отмечается ослабление замыкательной функции коры больших полушарий, повышение тормозимости, нарушение подвижности процессов, быстрая истощаемость нервных клеток.

Читайте также:  Когда все сводит при похмелье что делать

Другая фаза болезни—внеприступная, которую А.А. Кисель характеризует состоянием неустойчивости реакции организма больного, когда «меняется только темп течения заболеваний, когда дети могут казаться образцом здоровья, а на самом деле это больные дети». В этот период можно также говорить о слабости коры больших полушарий головного мозга, даже о стойкой ее слабости, чему соответствуют жалобы больного на повышенную утомляемость, повышение возбудимости, острые реакции на внешние раздражения, снижение трудоспособности. Все эти жалобы говорят об ослаблении внутреннего торможения и повышении истощаемости нервных клеток. Помимо этого, у больных ревматизмом отмечается ряд вегетативных нарушений в виде повышенной потливости, тахикардии, одышки и пр.

В течении внеприступного периода заболевания различают три этапа. Первый этап — внеприступный период в течение первых 12 месяцев после острой ревматической атаки. Его можно рассматривать как период субкомпенсированного ревматического процесса. Второй этап — период полной компенсации без явных и скрытых симптомов активного ревматического процесса. Третий этап — предприступный, когда ряд микросимптомов (повышение РОЭ и др.) должен быть учтен при оценке функциональных возможностей организма во внеприступном периоде.

Ревматические поражения сердца у детей отличаются особой тяжестью и приводят к стойким изменениям клапанов, причем развитие этих изменений не всегда идет параллельно с рецидивированием процесса. Безусловно обоснованы требования соблюдения строгого и длительного покоя до момента затихания острых клинических проявлений болезни с организацией тщательного ухода и врачебного наблюдения за ребенком.

Крайне важно своевременно организовать правильный двигательный режим, обеспечивающий постепенный переход больного от состояния относительного покоя к режиму малых мышечных нагрузок, а в дальнейшем — к нагрузкам тренировочного характера. Организованный режим дня, правильное использование физических нагрузок и отдыха, а также проведение закаливания содействуют улучшению согласованной деятельности основных систем организма, в частности сердечно-сосудистой системы, и являются средством борьбы с проявлениями у больных склонности к гиперергическим реакциям.

Физические упражнения имеют также большое организующее и дисциплинирующее значение для детей, страдающих ревматизмом. При подборе физических упражнений для занятий с детьми, больными ревматизмом, необходимо учитывать характер течения и фазу заболевания, общее состояние и физическое развитие ребенка, а также его моторную подготовленность.

Этапное лечение ревматизма у детей предусматривает непосредственный перевод ребенка из больничного стационара в местный санаторий.

Лечение на курортах показано для детей, страдающих ревматизмом с выраженными пороками клапанов, с начальными явлениями недостаточности кровообращения и с ревматическими кардитами, не ранее 8—12 месяцев после последней атаки, при нормальной температуре и РОЭ не свыше 18—20 мм в час. Для этих детей в санаториях должны быть созданы дифференцированные режимы движения (тренирующий, щадящий, полупостельный и постельный в случае обострения процесса).

Тренирующим режимом могут пользоваться дети, находящиеся во внеприступном периоде заболевания, при отсутствии обострений в течение последних 2 лет, с неясными сердечными изменениями или с нерезко выраженной митральной недостаточностью, при полной компенсации функции сердечно-сосудистой системы. В комплексе мероприятий в режим движения для этих детей должна быть введена процедура лечебной гимнастики, планируемая в программе школьных занятий в условиях санатория, так как дети с указанными выше клиническими изменениями занимаются в подготовительной группе в общеобразовательной школе. Эти занятия имеют своей задачей повысить тренированность ребенка, адаптировать миокард к повышенным требованиям, предъявляемым физическими упражнениями, а также подготовить к перенесению нагрузок школьной программы.

Методика тренировки детей этой группы близка по форме и содержанию к программе школьного урока по физической культуре; исключаются лишь упражнения силовые (на гимнастических снарядах, чистые висы, лазанье и пр.). В занятиях необходимо обращать внимание на правильное сочетание у детей ритма и фаз дыхания с выполняемыми упражнениями.

Дети, находящиеся на тренирующем режиме, должны участвовать также в утренней гигиенической гимнастике, прогулках, ближних экскурсиях, массовых мероприятиях. Им разрешается играть в волейбол (в течение 15—20 минут), в городки, зимой кататься на коньках (20—60 минут), ходить на лыжах прогулочным шагом (45—60 минут) и т.д. При всех занятиях физическими упражнениями необходим постоянный медицинский и педагогический контроль с обязательным учетом реакций на острую нагрузку, с анализом поведения и самочувствия при выполнении повышенных требований.

Щадящий режим рассчитан на детей, находящихся также во внеприступной фазе заболевания ревматизмом, а именно: 1) с процессом на 2-м году после перенесенной последней ревматической атаки при полной компенсации функции сердечно-сосудистой системы; 2) с недостаточностью митрального клапана при явлениях недостаточности кровообращения первой степени; 3) с недостаточностью аортальных клапанов в состоянии устойчивой компенсации кровообращения.

Читайте также:  Правила оказания первой медицинской помощи при растяжении связок

Эти дети нуждаются в щадящем режиме движения, но применение дозированной тренировки в виде лечебной гимнастики для них является показанным.

Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для детей, страдающих ревматизмом, при тренирующем режиме

1. Исходное положение стоя. Ходьба простая и усложненная движениями верхних конечностей, фигурной маршировкой и т.д. Дыхательные упражнения — 3-4 мин.

2. Элементарные и комбинированные упражнения для конечностей и туловища без отягощения и с мелкими снарядами (палки, флажки и т.п.). Упражнения с малыми, легкими мячами и медицинболами весом 1—1,5 кг — 12-20 мин.

3. Упражнения на гимнастической стенке (исключая висы чистые и упоры). Упражнения на гимнастической скамейке. Равновесие, поскоки, дозированный бег (20—40 секунд). Малоподвижные игры. Волейбол (продолжительностью до 10 минут) — 15-18 мин.

4. Ходьба простая в сочетании с дыхательными упражнениями. Упражнения на расслабление. Спокойный отдых на ковриках — 5—6 мин.

Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для детей, страдающих ревматизмом, при щадящем режиме

1. Исходное положение стоя. Медленная ходьба. Дыхательные упражнения в сочетании с движениями верхних конечностей — 3-4 мин.

2. Исходное положение сидя. Элементарные свободные движения для верхних, нижних конечностей и туловища — 5-10 мин.

3. Игры с мячом (метание, бросание, ловля и пр.). Дыхательные упражнения — 5-6 мин.

4. Исходное положение лежа. Отвлекающие упражнения. Дыхательные упражнения. Покой — лежа — 7-8 мин.

В задачи лечебной гимнастики в этом периоде заболевания — входит в основном тренировка вспомогательных факторов аппарата кровообращения, которая достигается проведением элементарных упражнений для конечностей и туловища. В занятиях обращают особое внимание на воспитание у детей дыхания в сочетании с движением; необходимо научить ребенка рационально пользоваться своими движениями с наименьшей затратой энергии, координируя их с правильно поставленным дыханием. Детям этой группы также показано назначение дозированных прогулок, терренкура и малоподвижных игр. Противопоказанными являются движения в быстром темпе, упражнения, связанные с натуживанием и с задержкой дыхания.

В общеобразовательной школе эти дети относятся к так называемой специальной группе с освобождением от учебных занятий по физической культуре. Им показаны занятия лечебной гимнастикой в условиях поликлиники или во внеучебное время в условиях школы. Полупостельный режим назначают детям, перенесшим обострение ревматического процесса в санатории, детям со значительно выраженной недостаточностью функции сердечно-сосудистой системы и детям, поступившим в местный санаторий непосредственно из стационара. Эти дети нуждаются в тщательно продуманной педагогической работе с ними, чтобы им был максимально обеспечен полноценный полупостельный режим. Самой трудной задачей педагога является ограничение движения детей.

Для этой цели в его распоряжении должны иметься в достаточном количестве игрушки, настольные игры, книги, журналы для индивидуального и коллективного пользования, материал для трудовых процессов (шитье, вышивание, лепка, разрисовка и пр.). Ребенок должен быть вовлечен в течение всего дня в интересные для него занятия. Необходимо следить за позой ребенка у стола и в постели, обеспечивая ему оптимальное положение, облегчающее функцию дыхания и кровообращения.

Для тонизирования у больных детей функции кровообращения с ними необходимо проводить лечебную гимнастику, соблюдая при этом принцип максимального щажения миокарда. В процедурах лечебной гимнастики используются элементарные физические упражнения в исходном положении лежа; продолжительность процедур 5—7 минут. Проведение гимнастических упражнений и игр с детьми, страдающими ревматизмом, может быть организовано одновременно с проведением их закаливания с помощью воздушных ванн. При применении бальнеотерапевтических процедур и лечебной гимнастики промежуток между ними должен быть не менее 1—2 часов.

Детям, страдающим ревматизмом, показан широкий комплекс закаливающих процедур при соблюдении основных правил закаливания: повторность и длительность воздействия холода, постепенность усиления воздействия, непрерывность, учет индивидуальной чувствительности и положительная реакция ребенка.

Показаны использование воздушного режима в течение дня, дневной сон на воздухе в летнее и зимнее время, воздушные ванны в сочетании с движениями в холодные летние дни; обтирания, души с постепенным снижением температуры воды, купание в открытом водоеме летом один раз в день при температуре воздуха не ниже 25° в тени и воды не ниже 20° от 3 до 5 минут, ежедневные обливания ног водой от 28 до 16°.

Последние процедуры содействуют профилактике «простудных» заболеваний, так как стопы играют важную роль в регуляции теплоотдачи организма. Важной задачей санатория является приучить ребенка к повседневному использованию физических упражнений и закаливания в быту.

Источник

Оцените статью