Лечебная гимнастика при дисплазии тазобедренного сустава у детей

ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов у детей

Дисплазия — порок развития тазобедренных суставов. Нарушения отмечаются во всех его элементах: вертлужной впадине, головке бедренной кости с окружающими мышцами, связками, капсулой. Изменения в них связаны с недоразвитием этих тканей. Дисплазия тазобедренных суставов отмечается у девочек в 5 раз чаще, чем у мальчиков.

С появлением у ребенка навыков вставания и ходьбы увеличивается осевая нагрузка на сустав, что приводит к еще большим изменениям сустава.

Оглавление:

Самыми частыми симптомами врожденной дисплазии тазобедренного сустава являются: ограничение отведения в тазобедренном суставе, асимметрия складок на бедре и ягодицах. Дисплазия может быть односторонней и двусторонней. При наличии второго варианта ее не всегда легко распознать, т.к. общеизвестный метод точного совмещения кожных складочек ягодиц и паха здесь может не действовать. Чтобы избежать неприятных проблем лучше всего сделать малышу УЗИ или рентгенографию тазобедренных суставов по рекомендации ортопеда.

Лечение дисплазии тазобедренных суставов зависит от тяжести заболевания. В тяжелых случаях оперативное, но чаще консервативное. Обязательным в лечении является ЛФК и массаж.

Раннее начало лечения, обеспечивает оптимальные результаты — полное выздоровление ребенка.

Лечение положением

I. Лечение положением — самая первая помощь.

1) В первые 3 месяцев жизни пеленают с разведением бедер (широкое пеленание). Между согнутыми в суставах и отведенными бедрами кладут вчетверо сложенную пеленку. Ее фикси- руют между бедрами штанишками, пеленкой.

2) Мать обучают правильно держать ребенка. Она поддерживает ребенка одной рукой за спину, прижимая его к себе, другой — под ягодицы (когда мать стоит), ребенок расставленными ножками «обнимает» туловище матери. То же положение ребенка на руках у сидящей матери, лицом к ней: ребенок сидит на коленях матери, которая поддерживает его обеими руками за спину. Нецелесообразно используемое в быту положение ребенка «верхом» на боку у матери, так как при этом положении ребенка позвоночник перестает занимать осевую линию (туловище асимметрично).

3) В положении ребенка «лежа на животе» его стопы должны быть вне матраца. В обычном положении лежа на плоскости обеими ногами – когда стопы принимают положение подошвенного сгибания — усиливается спазм приводящих мышц бедер.

Физические упражнения и массаж

II. Физические упражнения и массаж. Они способствуют улучшению трофических процессов как в тазобедренных суставах, так и в окружающих тканях, содействуют остеогенезу и формированию сустава в функционально правильном положении.

Пассивные упражнения в сочетании с точечным и вибрационным массажем

1. И. п. – лежа на спине, ногами к родителю. Производятся сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое, пластичное разведение бедер.

Разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедер и негативную реакцию ребенка на процедуру. Для расслабления приводящих мышц бедер делают точечный массаж с одновременным отведением ноги (ног) при согнутых коленях.

Расслабление приводящей мышцы производится вибрационным массажем указанных на рисунке точек и легким потряхиванием бедра ребенка остальными пальцами взрослого (бедро ребенка лежит на ладони массирующего). Одновременно с точечным массажем и потряхиванием бедра согнутой ноги, ведущим к расслаблению приводящих мышц бедра, постепенно отводят бедро: ребенка кнаружи.

Читайте также:  Лечебная физкультура с выездом

Расслабление приводящих мышц бедер ребенка (перед их разведением) достигается также вибрационным массажем внутренних поверхностей бедер покачиванием таза ребенка (при его согнутых ногах).

2. И. п.—лежа на спине, ногами к родителю, который одной рукой фиксирует тазобедренный сустав ребенка, согнутой кистью другой руки мягко обхватывает колено ребенка и производит легкое вращение бедра по его оси внутрь с одновременным пластичным легким надавливанием на колено. При этом голень несколько отводится кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Этим упражнением достигается мягкое давление головки бедра на вертлужную (суставную) впадину. Полезно упражнение «ладушки» стопами.

Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в «подтанцовывании», садиться на корточки, ползать на четвереньках, переводить ребенка в положение стоя, ходить. Невыполнение этого условия может привести к еще большим изменениям в суставе, так как при нагрузке крыша сустава еще больше сглаживается, а головка бедра еще сильнее деформируется.

3. И.п. лежа на животе. Родитель одной рукой фиксирует таз ребенка, положив ладонь левой руки на правую ягодицу ребенка, другой рукой, захватив голень, делая сгибание правойногивколенномитазобедренном суставах.Тожедругойногой.Вэтомположении и при этом упражнении легко достигается движение в тазобедренном суставе в более полном объеме.

Расслабление приводящих мышц бедер ребенка (перед их разведением) достигается вибрационным массажем внутренних поверхностей бедер, покачиванием таза ребенка, лежащегонаопоре, навесу.Оченьполезноупражнениевтеплойводе.

Общие правила по уходу за ребенком с дисплазией тазобедренных суставов

Общие правила по уходу за ребенком с дисплазией тазобедренных суставов:

  • постель ребенка надо сделать ровной, полужесткой;
  • родители должны быть обучены основным упражнениям;
  • использовать сочетанный метод лечения: положением, приемами массажа, специальными упражнениями в сочетании с общеукрепляющими и общеразвивающими упражнениями, а также упражнения в воде;
  • с разрешения ортопеда рекомендуется лечебное плавание.

Родителям надо проводить физические упражнения 2—4 раза в день по 5—10 мин.

Одно из весомых преимуществ лечебной физкультуры – возможность её проведения в домашних условиях самими родителями.

Главным принципом проведения лечебной гимнастики является бережное аккуратное обращение с ребенком, а также соблюдения всех рекомендаций специалистов.

Комплекс основных упражнений лечебно-профилактической гимнастики

ПРИ ДИСПЛАЗИИ Т/Б СУСТАВА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:

1. Ребенок лежит на спине, взрослый сгибает ноги ребенка в тазобедренных и коленных суставах и мягко разводит в стороны — в позу «лягушки». При выполнении упражнения нужно стремиться к тому, чтобы коленные суставы коснулись поверхности стола. То же упражнение можно проводить из положения на животе, постепенно приводя ноги ребенка в положение «лягушки», как при ползании.

2. Сгибание выпрямленных ног к голове можно проводить в различных вариантах: ноги вместе; ноги разведены в стороны; ноги сведены вместе сгибаются к левому плечевому суставу малыша, затем к правому, затем возвращаются к исходному положению, затем сгибаются попеременн.

3. Разведение выпрямленных ног в стороны, это же можно провести по-разному, например, ноги лежат параллельно полу.

4. Прямые ноги подняты к плечам. Приведение ног ребенка в позу «полу-лотоса». После чего ноги укладываются на стол в позе лотоса.

5. Нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах суставах и голень осторожно развора- чивается внутрь по оси бедра.

6. В положении на животе ноги ребенка поочередно подтягиваются на уровень таза с постановкой на стопу, а затем разгибаются вверх.

Целесообразно чередовать сходные упражнения. Каждое упражнение повторяют от 4-5 до 8-10 раз и обычно проводят с комплексом общеразвивающей гимнастики.

Читайте также:  Лечебная гимнастика при травмах голеностопа

Одно из весомых преимуществ лечебной физкультуры — возможность её проведения в домашних условиях самими родителями. Главным принципом проведения лечебной гимнастики является бережное, аккуратное обращение с ребенком, а также соблюдение всех наставлений и рекомендаций специалистов.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Источник

Лечебная гимнастика при дисплазии тазобедренного сустава у детей

Врождённый вывих бедра- тяжёлое и часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, суть его состоит в неправильном взаиморасположении элементов тазобедренного сустава, в зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вертлужной впадине различают вывих, подвывих или предвывих бедра.

Дисплазия тазобедренного сустава- это порок развития сустава, всех его элементов, считается одной из основных причин развития вывиха бедра. Следует помнить, что у новорождённого формирование сустава ещё не завершено, поэтому крайне важна ранняя диагностика заболевания и максимально раннее начало лечения, в настоящее время ещё в роддоме каждого новорождённого осматривает специалист, тем не менее родителям следует знать некоторые, наиболее частые симптомы этой патологии.

Самый постоянный признак врождённого вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава)- это ограничение пассивного отведения бёдер, ребёнок лежит на спине, согните его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко разведите его бёдра в стороны, пассивное отведение ограничено со стороны поражения сустава.

Иногда, когда ребёнок не даёт отвести бёдра в положении на спине, легко определить ограничение движения в положении ребёнка на животе при сгибании ног, как при ползании. Положив малыша на живот и выпрямив его ноги, внимательно оцените симметричность подъягодичных складок и складок на бёдрах, асимметрия складок на бёдрах и ягодицах- частый признак поражения тазобедренного сустава, в грубых случаях возможно укорочение ноги, наружный поворот (наружная ротация) бедра и симптом соскальзывания (щелчка) определяются реже.

Для подтверждения или исключения заболевания немедленно обратитесь к ортопеду, рентгеновское исследование позволит уточнить диагноз. Лечение начинается с первых дней жизни ребёнка, широко применяется функциональный метод, включающий лечение положением (с использованием различного рода шин, широкого пеленания), специальный массаж и приёмы лечебной гимнастики.

Лечение положением- шину накладывает врач-ортопед, родители должны строго выполнять его рекомендации, если лечения в шине не требуется, то применяется широкое пеленание: две пелёнки складывают несколько раз и прокладывают между ножек ребёнка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведённых в стороны на 60-80 градусов, в этом положении ноги ребёнка фиксируют третьей пелёнкой или штанишками, памперсами. Такое пеленание можно рекомендовать всем детям, так как в положении отведения ног создаются оптимальные условия для правильного развития тазобедренных суставов, широкое пеленание начинают применять ещё в роддоме и продолжают до трёх-четырёхмесячного возраста. Очень важно правильно держать ребёнка на руках, взрослый поддерживает ребёнка руками за спину, прижимая его к себе, ребёнок широко расставленными ножками обнимает туловище взрослого. Не рекомендуется положение ребёнка верхом на боку у взрослого, так как при этом положении туловище ребёнка асимметрично. Можно пользоваться рюкзаком (с жёсткой спинкой), но следует иметь в виду, что ежедневное длительное ношение ребёнка в таком положении нежелательно, так как это может привести к привычному порочному положению стоп. В положении ребёнка лёжа на животе стопы его должны быть вне матраца (свисать), эта поза является профилактикой напряжения приводящих мышц бедра.

Массаж и лечебная гимнастика проводятся на основе общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка. Особенности массажа- применяют более тщательный и дифференцированный массаж поясничной области (поглаживание и растирание), ягодиц (поглаживание, растирание, стимулирующие приёмы- пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание), массаж чередуется с упражнениями лечебной гимнастики. В положении ребёнка на животе сделайте поглаживание и растирание задненаружных поверхностей ног, после чего поочерёдно отведите согнутые ноги малыша в стороны (как при ползании), фиксируя его таз, затем согните обе ножки, одновременно разводя колени в стороны. В положении ребёнка на спине проводится массаж передненаружных поверхностей ног (поглаживание и растирание) в сочетании с приёмами расслабления приводящих мышц бедра, сгибание ног ребёнка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бёдер, разводя бёдра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребёнка на процедуру, поэтому для расслабления приводящих мышц бёдер делают точечный массаж (расслабляющий метод) с одновременным отведением ноги. Эффективен точечный массаж в области тазобедренного сустава, подушечкой указательного или среднего пальца мягко надавите в области тазобедренного сустава, затем отведите согнутую ногу ребёнка кнаружи, сочетая это движение с лёгким потряхиванием. Расслабление приводящих мышц бёдер ребёнка (перед их разведением) достигается также вибрационным массажем внутренних поверхностей бёдер, покачиванием таза ребёнка, лежащего на опоре, на весу. Очень полезны упражнения в тёплой воде, поддерживая ребёнка под грудь и живот, подведите его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Вращение бедра по его оси внутрь проводится в положении ребёнка на спине, одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, ладонью другой руки мягко обхватите колено ребёнка и, слегка надавливая на него, постепенно производите вращение бедра по его оси вовнутрь, этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину.

Читайте также:  Первая доврачебная помощь при желудочном кровотечении заключается

Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в рефлекторной ходьбе, подтанцовывании, переводить ребёнка в положение на корточках, стоя, невыполнение этого условия приводит к ещё большим деформациям тазобедренного сустава. Рефлекторная ходьба, подтанцовывание возможны во время купания, так как в воде тело ребёнка значительно легче и, следовательно, осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребёнка лёжа на животе и спине, на мяче, опору для стоп создают рукой или мячом. Очень полезно упражнение ладушки стопами, которое должно стать любимой игрой вашего малыша. Приёмы лечебной гимнастики и массаж ног следует повторять при каждом пеленании по 10-15 раз, при лечении ребёнка в ортопедических шинах массаж и упражнения проводятся в объёме, допускаемом укладкой. Примерное занятие при дисплазии тазобедренного сустава с ребёнком в возрасте от двух недель до трёх месяцев- исходное положение: ребёнок лежит на спине:

1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.
2. Поглаживание живота- исходное положение: Ребёнок лежит на животе.
3. Выкладывание на живот с разведёнными ногами.
4. Поглаживание спины.
5. Массаж поясничной области.
6. Массаж ягодичных мышц, области тазобедренных суставов.
7. Массаж задненаружной поверхности ног.
8. Отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).
9. парение- исходное положение: ребёнок лежит на спине.
10. Массаж передненаружной поверхности ног.
11. Разведение согнутых ног.
12. Вращение бедра вовнутрь.
13. Массаж стоп.
14. Рефлекторные упражнения для стоп.
15. Упражнения на мяче.

Источник

Оцените статью