- Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
- Условия проведения, противопоказания
- Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
- Дыхательные упражнения
- Рефлекторные упражнения
- Рефлекторное ползание
- Рефлекторная опора и ходьба
- Пассивные упражнения
- Активные упражнения
- Гимнастика для детей 3-4 месяцев
- Дыхательные упражнения
- Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
- Упражнения на мяче
- Гимнастика для детей 4-6 месяцев
- Гимнастика для детей 6-9 месяцев
- Гимнастика для детей 9-12 месяцев
- Лечебная гимнастика грудничка при гипотонусе
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
Источник
Лечебная гимнастика грудничка при гипотонусе
Гипотонус: как скорректировать
тонус мышц у малыша
Во время общего осмотра малыша до года родители могут услышать диагноз
«гипотонус». Так врачи называют состояние, когда по причине слабости
мышечные волокна не напрягаются и не сокращаются. 2
В данной статье мы рассмотрим, почему возникает гипотонус, как проявляется,
какие последствия может иметь данное состояние, стоит ли его бояться и почему.
И, конечно, расскажем, какие имеются методы лечения и коррекции данного синдрома.
Как выявляется гипотонус
Слабость мышц, как правило, выявляется на одном из первых осмотров новорожденного.
Врач смотрит:
как сокращаются и
расслабляются мышцы
у ребенка
какие хаотические
спонтанные движения
он совершает
как проявляются
безусловные рефлексы
(автоматизмы)
У здорового новорожденного мышечный тонус всегда выражен симметрично. Это можно проверить, изучив расположение складочек: они должны располагаться одинаково на правых и левых ручках и ножках младенца.
В течение первых месяцев сгибательные мышцы малыша находятся в состоянии повышенного тонуса, поэтому в состоянии покоя:
- руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу
- бедра и колени подтянуты к животу, стопы – приподняты
- кисти сжаты в кулачки
- большие пальцы рук лежат под четырьмя остальными
Из-за повышенного тонуса движения малыша ограничены. Из-за этого
не стоит волноваться. К четырем месяцам жизни эта особенность
(«скованность» – как ее называют неврологи) исчезает. 1
При синдроме гипотонуса мышцы ребенка не сокращаются
должным образом из-за снижения их тонуса.
Обычно педиатр или невролог достаточно легко и быстро диагностирует гипотонус.
Существует специальная методика, которая позволяет это сделать. 2
Оценивается поза малыша
Поза «лягушки» свидетельствует о снижении тонуса в верхних и нижних конечностях.
Поза «легавой собаки» (голова запрокинута, туловище вытянуто, руки плотно прижаты к грудной клетке, ноги подтягиваются к животу) может указывать на гипотонус в верхних конечностях.
Если одна рука ребенка лежит рядом с туловищем, а другая активна, то это явный признак гипотонуса в менее активной конечности. 3
Другие приемы для подтверждения сниженного тонуса
Например, проверяют, так называемый, симптом «возврата». Ножки ребенка, лежащего на спине, осторожно разгибают и в выпрямленном состоянии прижимают к столу на 5 секунд. Затем врач убирает свои руки. В норме ножки малыша сразу же возвращаются в исходное положение. При гипотонусе полного возврата не происходит.
Другой прием. Обхватив грудь ребенка, врач осторожно переводит его в вертикальное положение вниз головой. О снижении тонуса говорят свисающие голова и ноги, а в тяжелых случаях мышечной гипотонии – и руки тоже. 2
Оценка тонуса мышц методом пальпации
Поочередно проверяются различные группы мышц в процессе сгибания и разгибания конечностей.
Вялость и дряблость мышц свидетельствует о гипотонии (а напряженность, плотность, наоборот, о гипертонусе). 2
«Проба на тракцию»
Лежащего на спине ребенка берут за запястья и осторожно тянут на себя, стараясь привести его в сидячее положение. В норме ребенок должен сначала разогнуть руки, а потом всем телом подтянуться, как бы помогая врачу.
При пониженном тонусе малыш не будет подтягиваться, голова может запрокидываться назад. 2
Проверка шагового рефлекса
(свойственен детям до 2-месячного возраста)
Малыша приподнимают над твердой поверхностью так, чтобы его ножки касались стола полной стопой. Почувствовав опору, ребенок должен проявить врожденный рефлекс и совершить небольшие шажочки. При гипотонусе малыш не сделает шаги или постарается присесть. 2
Почему возникает гипотонус
Считается, что чаще всего гипотонус возникает у недоношенных детей и сохраняется до 1,5-2 месяцев. После – может проявиться гипертонус сгибателей, который иногда удерживается до 5-6 месяцев жизни.
У доношенного новорожденного снижение мышечного тонуса, как правило, связано с перинатальным поражением центральной нервной системы вследствие внутриутробной патологии, родовой травмы, асфиксии или повышенного уровня содержания билирубина в крови. 2
Могут ли родители самостоятельно
заподозрить гипотонус
Мама, наблюдающая за новорожденным в течение всего дня, конечно же, не может не заметить ряд симптомом, которые должны ее насторожить: 2
Ребенок очень спокойный, вялый во время бодрствования, много спит.
Ручки и ножки во время сна расслаблены и выпрямлены. Ладошки полностью раскрыты.
Неудобное для других детей разведение ножек до угла в 180°С будет абсолютно комфортным для грудничка с пониженным тонусом.
Плохой аппетит: малыш вяло и безынициативно сосет грудь или даже отказывается от грудного вскармливания.
Не пытается держать головку.
Даже при обнаружении этих симптомов не спешите делать выводы. Обязательно покажите малыша педиатру и неврологу. Только специалист может поставить окончательный диагноз. Причем, чем раньше, тем проще и быстрее пройдет лечение, или будут исключены возможные патологии.
Может ли ошибиться врач
Не ошибиться, а, скорее, перестраховаться. Е.О. Комаровский в своих статьях говорит о том, что чаще всего детские неврологи больше «перестраховываются, чем действительно выявляют мышечную гипотонию». В любом случае он рекомендует сохранять спокойствие.
Впрочем, не стоит исключать ошибки. Так, например, гипотонус бывает связан с довольно часто встречающимися у младенца переходными состояниями от сна к бодрствованию. Если малыш непосредственно перед приемом спал и проснулся на пеленальном столике у врача, у него в этот момент вполне может быть снижение тонуса мышц, и это нормально. 3
Малыши с гипотонусом позже начинают удерживать голову, хватать и держать игрушки, сидеть и ходить.
Малыш будет отставать в физическом развитии от других своих сверстников. Нет сил – нет движения, а значит, рост костей будет замедляться. Слабость мышц способствует искривлению позвоночника, возникновению сколиозов или иных деформаций скелета. В будущем у детей может нарушаться походка. Прогрессирование заболевания может привести к дистрофии мышц.
Как лечить гипотонус
Предупредить развитие серьезных нарушений поможет своевременно начатое лечение. Первое, что порекомендует врач при гипотонусе, это специальную гимнастику и массаж. Хорошо помогают занятия в воде, так как при плавании задействуются большинство мышц.
На время проведения лечебных мероприятий малыш освобождается от прививок.
Кроме гимнастики и массажа, невролог может рекомендовать физиотерапию и лекарственные препараты.
Согласно Клиническим рекомендациям Союза педиатров России, при синдроме мышечного гипотонуса рекомендуется проведение:
- сосудистой терапии
- терапии ноотропами
- аминокислотной терапии
- метаболической терапии, с целью стимуляции процессов клеточного дыхания и энергообразования, улучшения утилизации кислорода тканями, активации метаболических процессов в ЦНС, снижения рефлекторных нарушений.
Источник мышечной силы
В нашем организме есть вещество, которое принимает непосредственное участие в обмене веществ и энергообеспечении тканей. Оно присутствует во многих органах и тканях, преобладая в тех из них, где выработка большого количества энергии необходима для нормального функционирования . Мышцы как раз относятся к таким органам. А вещество, о котором мы говорим, называется L-карнитин.
Сложность состоит в том, что синтез L-карнитина в организме ребенка практически не осуществляется (эта способность развивается только к 15 годам), и никакое, даже самое полноценное питание, не способно обеспечить в нем суточную потребность растущего организма.
L–карнитин – аминокислота, родственная витаминам группы В – условно незаменимое для организма вещество. 4
- Участвует в процессах обмена веществ и энергообеспечении тканей.
- Связан с множеством биохимических процессов на клеточном уровне и
оказывает системное действие на организм. - Основная функция L-карнитина – биоэнергетическая.
Узнать больше
При синдроме гипотонуса врач может
порекомендовать Элькар ® —
в качестве дополнительного
источника L-карнитина
Согласно клиническим исследованиям, у детей с последствиями перинатального
поражения ЦНС и пониженным мышечным тонусом на фоне приема Элькар ® , мышечный
тонус и рефлексы восстанавливаются в 2 раза быстрее – к 6 месяцам. 5
Детям до года обычно назначают раствор Элькар ® для приема внутрь во
флаконах по 25 и 50 мл. Эта форма выпуска препарата оптимальна для маленьких детей,
т.к. флаконы снабжены капельным дозирующим устройством, что удобно для
дозирования препарата каплями.
С учетом суточных биоритмов – при синдроме гипотонуса рекомендуется принимать
Элькар ® в первой половине дня для активации метаболических процессов и
энерготропного действия.
Гимнастика, лечебный массаж, занятия в бассейне, физиотерапия и прием Элькар® — только комплексная восстановительная терапия и несколько месяцев упорной работы способны привести к прекрасным результатам. Малыш станет активнее и бодрее, развитие и освоение новых навыков войдут в возрастные нормы, и удастся избежать серьезных последствий синдрома гипотонуса.
Источник