- Лечебная гимнастика для рта
- Упражнения для височно-нижнечелюстного сустава
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнения артикуляционной гимнастики для губ
- Упражнения для языка
- Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Логопедические упражнения на различение звуков на слух
- Дыхательная гимнастика в логопедии
- Медицинские технологии в логопедии
Лечебная гимнастика для рта
- Главная
- Методы лечения
- Рекомендации для пациентов
- Упражнения для височно-нижнечелюстного сустава
Упражнения для височно-нижнечелюстного сустава
Вероятно, вы и не задумываетесь, но вы очень часто используете ВНЧС. Эти суставы связывают нижнюю челюсть с черепом. ВНЧС участвуют каждый раз, когда вы разговариваете, жуете или глотаете. Нарушения этих движений возникают, когда что-то не так с челюстными суставами или мышцами. Чаще всего это случается из-за повреждения челюсти, воспалительного процесса (например, артрита) или перегрузки.
- возникновение болевого синдрома во время жевания;
- боль в ухе, лице, челюсти и шее;
- щелчок, скрежет, хлопок при открытии и закрытии рта;
- «заедание» челюстного сустава;
- головные боли.
До конца не ясно, как упражнения на ВНЧС могут облегчить боль. Вероятно, они помогают:
- укрепить мышцы челюсти;
- растянуть, расслабить жевательные мышцы;
- увеличить подвижность нижней челюсти;
- уменьшить случаи щелчков при открытии челюсти;
- способствовать заживлению челюсти.
Согласно исследованию 2010 года, которое было опубликовано в Journal of Dental Research, выполнение данных упражнений увеличивает амплитуду раскрытия рта в большей степени, чем каппа у людей со смещением диска. Эти девять упражнений от Американской академии семейных врачей и Royal Surrey County Hospital могут помочь облегчить боль в ВНЧС и улучшить движения нижней челюсти. Для некоторых упражнений существуют четкие рекомендации в отношении частоты их выполнения. Для упражнений, в отношении которых не указана необходимая частота их выполнения, рекомендации будут даны вашим врачом или стоматологом.
1. Упражнение «Расслабляем челюсть».
Аккуратно разместите ваш язык под твердым небом позади верхнего ряда зубов. Позвольте зубам будто разделиться, пока вы расслабляете мышцы челюсти.
2. Упражнение «Золотая рыбка» (частичное открытие).
Поместите свой язык под твердым небом, а один палец впереди уха, туда, где прощупывается сустав. Поместите свой средний или указательный палец на подбородок для оказания сопротивления движению нижней челюсти. Наполовину опустите нижнюю челюсть, а затем закройте рот. Сопротивление должно быть мягким, без болезненных ощущений. Существует такой вариант этого упражнения: поместите один палец с обеих сторон на оба ВНЧС, а затем наполовину опускайте нижнюю челюсть и снова закрывайте. За один подход необходимо выполнить упражнение шесть раз. И вы должны делать один подход шесть раз в день.
3. Упражнение «Золотая рыбка» (полное открытие).
Удерживая язык под твердым небом, поместите один палец в область сустава, а другой палец на подбородок. Полностью опустите нижнюю челюсть и поднимите обратно. Другой вариант упражнения: поместите один палец на каждый ВНЧС и полностью опустите нижнюю челюсть, а затем поднимите обратно. За один подход необходимо выполнить упражнение шесть раз. И вы должны делать один подход шесть раз в день.
4. Упражнение «Прячем подбородок».
С поднятыми плечами и грудью подтяните подбородок назад, создав так называемый «двойной подбородок». Удерживайте в течение 3 секунд, повторяйте 10 раз.
5. Упражнение «Сопротивление раскрытию рта».
Поместите большой палец под подбородок. Открывайте рот медленно, мягко надавливая на подбородок для сопротивления. Держите его в такой позиции от трех до шести секунд, а затем медленно закрывайте рот.
6. Упражнение «Сопротивление закрытию рта».
Сожмите подбородок указательным и большим пальцем одной руки. Закрывайте рот, пока вы мягко надавливаете на подбородок. Это поможет укрепить мышцы, которые помогают вам жевать.
7. Упражнение «Язык вверх».
Касаясь языком твердого неба, медленно открывайте и закрывайте рот.
8. Упражнение «Движение челюсти из стороны в сторону».
Положите небольшой толщины объект, например, шпатель, между передними зубами и медленно перемещайте челюсть из стороны в сторону. Когда упражнение станет легче выполнять, увеличьте толщину объекта, находящегося между зубами (например, можно уложить шпатели друг на друга).
9. Упражнение «Движение челюсти вперед».
Положите небольшой толщины объект, например, шпатель, между передними зубами. Переместите нижнюю челюсть вперед, чтобы ваши нижние зубы были впереди ваших верхних зубов. Когда упражнение станет легче выполнять, увеличьте толщину объекта между зубами.
Другие варианты лечения
Бесчисленные болеутоляющие средства, такие как ибупрофен и ацетаминофен, могут помочь облегчить болевой синдром в ВНЧС. Мышечные релаксанты могут назначаться при сильных болях. Врачи также могут рекомендовать следующее:
- каппы, для предотвращения скрежетания зубов и щелканья челюсти;
- каппы, для того, чтобы помочь челюсти перестроиться;
- теплые полотенца;
- лед (не более 15 минут в час и без прямого контакта с кожей);
- методы снятия стресса, которые помогают предотвратить ситуации, которые могут вызвать напряжение в челюсти;
- акупунктура, чтобы уменьшить давление в пораженной зоне.
Выраженная боль, вызванная поврежденными суставами, может потребовать более инвазивных методов лечения, таких как инъекции кортикостероидов вокруг ВНЧС. Хирургическое вмешательство применяется лишь в последнюю очередь. Нет никаких научных доказательств того, что хирургические вмешательства при заболеваниях ВНЧС безопасны и эффективны. Улучшение течения заболеваний ВНЧС может быть достижимо при изменении образа жизни.
- Употреблять мягкую пищу
- Избегать жевательной резинки
- Не кусать ногти
- Не кусать нижнюю губу
- Стремиться к хорошей осанке
- Ограничить амплитуду открывания рта во время зевания, пения.
Уход за зубами и дисфункция ВНЧС
Если у вас имеется дисфункция ВНЧС, выполнение процедур по соблюдению обычной гигиены полости рта может быть весьма болезненным. К этим процедурам относятся: чистка зубов, использование зубной нити и чистка зубов у стоматолога. Ассоциация по дисфункции ВНЧС дает следующие советы, чтобы уменьшить боль и убедиться, что ваши зубы и десны остаются здоровыми:
- Используйте зубную щетку с мягкой щетиной или электрическую зубную щетку.
- Используйте резиновый наконечник или ирригатор, если вы не можете открыть рот, чтобы чистить зубы.
- Добавьте полоскание рта раствором антисептика к списку ежедневных процедур по уходу за зубами.
- Дайте знать своему стоматологу, если вы испытываете боль во время проведения стоматологической процедуры.
- Приложите лед или тепло после стоматологической процедуры.
- Поговорите со своим стоматологом о способах удаления зубного налета, помимо зубной нити. Например, они могут предложить вытирать зубы специальным валиком, сделанным из хлопка.
В некоторых случаях заболевания, относящиеся к дисфункции ВНЧС, проходят самостоятельно. Если ваши симптомы сохраняются, упражнения на ВНЧС могут помочь облегчить боль. Упражнения не должны выполняться, когда вы испытываете сильную боль. Американская академия семейных врачей рекомендует подождать, пока боль станет менее выраженной, и только после этого начать выполнять упражнения. Упражнения на ВНЧС начинайте выполнять медленно, постепенно. Сначала вы можете почувствовать некоторую боль, но она должна быть терпимой и постепенно уменьшаться. Если боль непереносима, обратитесь к врачу. Вы должны выполнять упражнения на ВНЧС в тот момент, когда вы расслаблены. Если вы делаете их, когда ваши мышцы напряжены, это может не дать вам достичь конечной цели. Если ваша боль ухудшится после выполнения упражнений на ВНЧС, запишитесь на прием к врачу.
Статью подготовила врач-невролог, цефалголог Торопова А.А.
Источник
Артикуляционная гимнастика
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.
При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения артикуляционной гимнастики для губ
Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.
Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:
- точностью;
- плавностью;
- темпом;
- устойчивостью;
- переходом от одного движения к другому.
Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:
- улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
- трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
- кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:
- улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
- рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
- пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.
Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.
Упражнения для языка
Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:
- лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
- птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
- трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.
Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.
С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.
Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:
- широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
- челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
- язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.
Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.
Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.
Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
- мал, да удал;
- нашла коса на камень;
- каков рыбак, такова и рыбка;
- у ужа ужата, у ежа ежата;
- под лежачий камень вода не течёт.
В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.
Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:
- позёвывание с открытым и закрытым ртом;
- позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
- произвольное покашливание;
- имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.
Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.
Логопедические упражнения на различение звуков на слух
Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ц — ч, ш — ж, ч — щ, с — щ, з — ж, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.
Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:
- как ребёнок плачет? – ААА;
- как водичка бежит? – ССС»;
- как волк воет? – УУУ.
Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.
Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).
Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).
Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.
Дыхательная гимнастика в логопедии
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.
Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.
Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.
Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.
«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.
Медицинские технологии в логопедии
БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:
- заикание;
- речевую тревогу;
- нарушение темпа речи;
- нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
- нарушения чтения.
Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:
- музыкотерапию;
- кинезотерапию;
- сказкотерапию;
- мнемотехнику;
- креативную игротерапию (песочную терапию).
К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.
Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.
Источник