- 10 советов для снятия стресса
- Лечебная физкультура при восстановительном лечении больных с заболеваниями и травмами нервной системы
- Лечебная физкультура при заболеваниях органов кровообращения
- Применение ходьбы и механотерапии в ЛФК
- Особенности применения лечебной физкультуры у лиц пожилого и старческого возраста
- Лечебная физкультура при заболеваниях и травматических повреждениях опорно-двигательного аппарата
- Лечебная гимнастика для нервной системы
- НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБЩЕМУ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ ТЕЛА РЕБЁНКА
- ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ-СГИБАТЕЛЕЙ РУК, РАЗВИТИЮ ХВАТАТЕЛЬНОЙ И ОПОРНОЙ ФУНКЦИЙ РУК
- ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ ПРИВОДЯЩИХ МЫШЦ БЕДРА, ЗАДНЕЙ ГРУППЫ МЫШЦ ГОЛЕНИ, РАЗВИТИЮ ОПОРНОЙ ФУНКЦИИ СТОП
- НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ МЫШЦ
- НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЁМЫ МАССАЖА ПРИ АСИММЕТРИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ
- НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ
10 советов для снятия стресса
Елена Александровна Беленко
Врач-психоневролог клиники «Клинический центр вегетативной неврологии», к.м.н.
«Dailymoneyexpert», 3 ноября 2016 г.
1. В первую очередь со стрессом помогают бороться лёгкие умеренные физические нагрузки. Это могут быть прогулки, ходьба на свежем воздухе, ходьба на беговой дорожке в спортзале, плавание – кому что ближе. Достаточно именно умеренных и регулярных мышечных нагрузок, совсем не обязательно выполнять изнуряющие упражнения. Это помогает нервной системе оставаться в тонусе особенно в том случае, когда человек здоров, но находится в состоянии хронического стресса.
2. Расслабляющие тепловые процедуры. Они могут быть разносторонними и действовать на разные звенья нервной системы:
- Процедуры на область «воротниковой» зоны. Это любой вид комфортного температурного воздействия – горчичники, обычная или электрическая грелка. Подобные процедуры будут хорошо расслаблять организм, так как «воротниковая» зона, помимо всего прочего, отвечает за наше психоэмоциональное состояние.
- Теплые ножные ванны. Разогрев ног напрямую действует на гипоталамус – это важный центр в головном мозге, который отвечает за сбалансированную работу всей нервной системы, за формирование эмоции, за поддержание гармоничного перехода организма из бодрствования в сон. Поэтому ножные ванны будут оказывать расслабляющее действие.
- Расслабляющая сауна или баня. Общий разогрев тела очень хорош для расслабления мышц, избавления от мышечных зажимов и полной релаксации организма.
3. Полноценный ночной сон. Очень важный пункт, только во сне происходит восстановление нервной системы. Если днём было сильное перевозбуждение, эмоциональная перегрузка, перенапряжение в работе нервных центров, полноценный ночной сон приведёт нервную систему в нормальное состояние. Важно придерживаться установленного режима сна – ложиться спать каждый день примерно в одно и тоже время (включая выходные), лучше до 23.00 – 23.30.
4. Дыхательные практики, которые выполняются на счёт: 5 счётов вдох и в два раза медленнее — 5 счётов выдох. Такая дыхательная техника будет избавлять нервную систему от дисбаланса. При вдохе происходит стимуляция симпатического отдела нервной системы, который отвечает за активность, за быструю реакцию, за готовность мышечной системы к действию, за концентрацию внимания, а выдох – стимуляция парасимпатического отдела, который сменяет активность симпатического отдела, отвечает за расслабление.
5. Ароматерапия. По последним данным научных исследований эфирные масла оказывают разностороннее действие на два звена вегетативной нервной системы — симпатический и парасимпатический отделы. Вдыхание масла лаванды в вечернее время будет расслаблять нервную систему, стимулируя парасимпатический отдел, а в дневное – масло цитруса будет её тонизировать, активизируя симпатический отдел.
6. Контроль чувства утомления. При любой нагрузке в течение дня – будь то умственная нагрузка или физическая, нужно отслеживать наступление чувства усталости и чувства утомления. Если человек чувствует утомление, это первый сигнал, что нервная система находится в напряжении. Как только почувствовали усталость – нужно на что-то переключиться, сделать перерыв на 10-15 минут, отложить занятие до завтра и т.п.
7. Смена привычной обстановки. Отпуск, выходные в другом городе или даже на собственной даче будут очень хорошо переключать, перезагружать нервную систему.
8. Бокал вина за ужином. На расслабление нервной системы давно научно обосновано действие одного бокала вина.
9. Теплое молоко с мёдом перед сном. Поможет активнее включиться в работу парасимпатическому отделу нервной системы, что будет способствовать глубокому, полноценному ночному сну.
10. Растительные успокоительные для нашей нервной системы – экстракт женьшеня или экстракт элеуторококка помогут, когда нервная система истощается, больше не может полноценно держать удар и противостоять действию стрессового фактора. При этом важна дозировка, она необходима в минимальным количествах, к примеру не больше 10 капель экстракта на стакан чая или воды.
Источник
Лечебная физкультура при восстановительном лечении больных с заболеваниями и травмами нервной системы
Лечебная физкультура при заболеваниях органов кровообращения
Применение ходьбы и механотерапии в ЛФК
Особенности применения лечебной физкультуры у лиц пожилого и старческого возраста
Лечебная физкультура при заболеваниях и травматических повреждениях опорно-двигательного аппарата
ЛФК показана больным с преходящими нарушениями кровообращения, последствиями ишемического и геморрагического инсульта, атеросклеротической энцефалопатией и другими цереброваскулярными болезнями; при последствиях инфекционных, токсических и травматических поражений центральной нервной системы, заболеваниях и травмах периферической нервной системы, а также при неврозах и неврозоподобных состояниях.
Цели и задачи ЛФК при заболеваниях и травмах нервной системы определяются клинической картиной болезни, ее этиологией, формой и стадией, общим состоянием больного, его возрастом, тренированностью, а также задачами реабилитации.
При периферических параличах ЛФК имеет своей целью, наряду с общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием, устранение или снижение вегетативно-сосудистых и трофических расстройств, противодействие слипчивым процессам между оболочками нерва и окружающими тканями, стимулирование регенерации нерва, укрепление паретичных мышц, предупреждение мышечных контрактур, совершенствование заместительных движений, повышение степени сложности и дифференцированности движений, восстановление трудовых и бытовых навыков.
При астеновегетативных синдромах, диэнцефальных, вестибулярных нарушениях физические упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональных и вегетативно-сосудистых расстройств, повышение переносимости физических и психотравмирующих нагрузок, устойчивости вестибулярной системы к различным раздражителям внешней среды.
ЛФК при неврозах обеспечивает коррекцию динамики основных нервных процессов в коре головного мозга, взаимоотношений коры и подкорки, первой и второй сигнальной систем, ликвидацию или снижение невротических и вегетативных расстройств.
Основным средством ЛФК являются физические упражнения, среди которых наибольшее применение в комплексном лечении и реабилитации больных неврологического профиля получили следующие:
- пассивные упражнения назначаются при центральных и периферических параличах при отсутствии признаков напряжения или едва заметном напряжении мышц во время попытки движения и выполняются инструктором ЛФК;
- активные движения с разгрузкой — назначаются при центральных и периферических парезах, характеризующихся выраженным снижением мышечной силы; разгрузка достигается посредством применения грузо-блочной системы, выполнения движений конечностью по скользящей плоскости на роликах или упражнений в воде;
- активные свободные упражнения — состоят в преодолении силы тяжести паретичными конечностями без посторонней помощи;
- активные упражнения с противодействием — назначаются при центральных и периферических парезах с незначительным снижением мышечной силы и выполняются с преодолением паретичной конечностью силы, приложенной извне;
- упражнения на координацию — выполняются для восстановления точности, быстроты, ритмичности движений, могут назначаться с элементами ритмической и художественной гимнастики, акробатики;
- движения для обучения навыкам утреннего туалета, приема пищи, одевания, выполнения мелкой домашней работы и др.;
- обучение прямостоянию и ходьбе выполняется строго последовательно, начиная с поднимания головы, усаживания в постели, сидя, стоя на коленях, ходьбы с помощью подвесной монорельсовой дороги, персонала, в последующем с костылями, палкой и самостоятельно;
- прочие упражнения (на расслабление, дыхательные и др.) Для восстановительного лечения больных неврологического профиля широко используется механотерапия, представляющая собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов. Аппараты механотерапии — это разнообразные тренажеры, сконструированные в соответствии с биомеханическими особенностями движений в суставах, которые углубляют действие гимнастических упражнений и оказывают общее и местное воздействие на организм больного. Механотерапевтические тренажеры позволяют точно дозировать нагрузки, обеспечивать концентрацию усилий с целью восстановления движений, силы, тонуса, трофики мышц паретичных конечностей.
В медицинской практике чаще других применяются аппараты, основанные на принципе блока (функциональный механотерапевтический стол, блоковые установки стационарного и портативного типа) и работающие по принципу маятника. Механотерапия используется при необходимости длительных локальных воздействий для восстановления подвижности в суставах конечностей и увеличения силы мышц.
Общим правилом при назначении механотерапии является строгое дозирование физической нагрузки: в начале курса без груза, затем нагрузку увеличивают за счет длительности процедуры, амплитуды движений и лишь после этого за счет массы груза и изменения его положения на маятнике. В раннем восстановительном периоде механотерапия используется по щадящей методике, без нагрузки. По мере восстановления двигательных функций и увеличения двигательной активности больных применяются приспособления с пружинной тягой, микроэспандеры, качающийся столик, валик, блочные приспособления для разработки движений в лучезапястном, голеностопном и других суставах. В позднем восстановительном периоде назначаются маятниковые конструкции для дальнейшей тренировки двигательных функций отдельных мышц, борьбы с тугоподвижностью и контрактурами.
При наличии спастических параличей и парезов механотерапия назначается с большой осторожностью в связи с возможным увеличением мышечного тонуса.
Необходимо, при разработке программ санаторно-курортного лечения, учитывать особенности частных методик ЛФК при заболеваниях и травмах нервной системы:
- постинсультным больным в комплексе ЛФК включаются пассивные, активно-пассивные, с самовспоможением, с разгрузкой и другие виды упражнений, тормозный метод точечного массажа, проведение ЛГ в теплой воде, подавление синкинезий, дыхательные упражнения, совершенствование ходьбы, трудовых навыков, щадящий массаж, механотерапия;
- больным с вялыми параличами и парезами назначают пассивные, активно-пассивные движения с разгрузкой, на самообслуживание, с предметами и другие упражнения, глубокий массаж и точечный массаж по стимулирующей методике. Необходимым условием является удобное по-ложение тела, освобождение паретичных мышц от статического отягощения тяжестью конечности, расслабление мышц-антагонистов, использование рефлекса растяжения мышц;
- при контрактурах используются упражнения активные, с противодействием, отягощением, растяжением укороченных мышц, спортивно-прикладные, механотерапия;
- в комплексе ЛФК для больных с неврологическими проявлениями шейного остеохондроза все гимнастические упражнения должны чередоваться с упражнениями на расслабление мышц плечевого пояса, дыхательными и укреплением мышечного корсета. Упражнения не должны вызывать болевых ощущений и назначаются только в межприступном периоде. При явлениях заднего шейного симпатического синдрома включаются упражнения для тренировки вестибулярного аппарата: упражнения в равновесии, с изменением положения головы, тела, с закрытыми глазами, метание, упражнения с предметами и др. Во время проведения курса ЛФК рекомендуется ношение ватно-марлевого воротника типа Шанца с картонной прокладкой;
- при пояснично-крестцовом радикулите назначаются элементарные гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей, свободные, без усилий, на расслабление, на вытяжение позвоночника, движения туловища в различных плоскостях, локального влияния и т.д. По мере стихания болей и увеличения объема движений включаются упражнения с большей физической нагрузкой (усилием, сопротивлением и др.), способствующие укреплению гипотрофической мускулатуры. Обращается внимание на выработку у больных правильной осанки, походки;
- ЛФК при неврозах назначается в форме УГГ, дозированной ходьбы, прогулок, экскурсий, ближнего туризма, спортивно-прикладных упражнений, спортивных игр.
Использование различных видов двигательной активности больного в течение суток в определенной последовательности и сочетании с другими факторами комплексного лечения составляет основу двигательного режима, который подбирается с учетом последовательной адаптации организма больного к возрастающим нагрузкам: от небольшой, щадящей (слабого воздействия) до более выраженной (тонизирующего или тренирующего воздействия). При определении двигательного режима больных неврологического профиля учитываются стадия, фаза развития, тяжесть течения основного и сопутствующих заболеваний, клиническая картина и, прежде всего, степень нарушения двигательных функций (объем, сила, качество движений), а также состояние костно-мышечного аппарата (тонус мышц, трофические расстройства, деформация суставов) и выраженность болевого синдрома. Следует помнить, что определяющим фактором, регламентирующим объем и интенсивность применения процедур ЛФК, является реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Источник
Лечебная гимнастика для нервной системы
К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы и, как следствие, нарушение мышечного тонуса- самая распространённая патология раннего детского возраста, внимательное ежедневное наблюдение за ребёнком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.
Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций центральной нервной системы
Для начала оцените мышечный тонус ребёнка: Вашему ребёнку 3-4 месяца, полностью разденьте малыша и положите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребёнку это положение нравится, он способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивает её в стороны, руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперёд, кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы, грудь слегка приподнята над поверхностью стола, живот и таз плотно прижаты к столу, бёдра слегка разведены, голени приподняты, туловище- прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки, у детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно смещена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы). Выпрямите ноги ребёнка и сведите их, посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Ребёнок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтения какой-либо стороне, сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола. Понаблюдайте за положением вашего ребёнка на спине, вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается, голову ребёнок держит по средней линии, свободно поворачивая её в стороны. Руки уже достаточно свободны, ребёнок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот, туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос- подбородок- грудина- пупок- лобок, правая и левая стороны должны быть симметричны, ноги согнуты, бёдра широко разведены, в случае, если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу. Вашему ребёнку 6-7 месяцев. Оцените его физическое развитие в этом возрасте: положите раздетого малыша на живот, обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь приподнята над поверхностью стола, живот и таз ещё прижаты к столу, ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются, при взгляде сверху позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лёжа на спине, ребёнок играет со своими руками и ногами, движения стали целенаправленными и согласованными, голова лежит посредине между плечами, легко наклоняется вперёд , малыш самостоятельно поворачиваеться со спины на живот, он начинает садиться, при сидении обратите внимание на спину ребёнка- она должна быть прямая. Оцените развитие ребёнка в возрасте 9-10 месяцев: малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени, руки выпрямлены, кисти раскрыты, ребёнок может опираться только на одну руку, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь, живот и бёдра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной поверхностью. Ребёнок начинает ползать на четвереньках назад и вперёд, свободно перенося свой вес с рук на ноги, возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает ногами, следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не поднимаясь на носки.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБЩЕМУ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ ТЕЛА РЕБЁНКА
Ранее уже отмечалось, что массаж детей первых месяцев жизни носит, в основном, расслабляющий характер, прекрасным расслабляющим эффектом обладает приём поглаживания, его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приёмы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе. Из специальных приёмов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений, при этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребёнка, как бы сливаясь с ней, и мелко дрожит, направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняется. Сначала это движение может показаться слишком сложным, с целью тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращённую ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш, во время выполнения приёма карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кривую, она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов. Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию), он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определённую зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от неё в течение пяти-пятнадцати секунд, колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное дрожание), быстрые, причём лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале помедленнее, в середине быстро, в конце снова помедленнее), давление на точку также меняется от поверхностного к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание. Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики: поза эмбриона- ребёнок лежит на спине, руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперёд, позу фиксируют руками взрослого, в этой позе можно покачивать ребёнка к себе-от себя и с одного бока на другой 5-10 раз, движения делать плавно, ритмично. покачивание на мяче- с помощью укладывания ребёнка на мяч и покачивания его в этом положении, также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса, упражнения проводят следующим образом: ребёнка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно покачивают вперёд-назад, вправо-влево и по кругу, медленное размеренное покачивание ребёнка на мяче (лёжа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперёд. покачивание на весу- держа ребёнка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону, это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребёнка в вертикальном или горизонтальном положении. Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие, ежедневное купание в тёплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.
ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ-СГИБАТЕЛЕЙ РУК, РАЗВИТИЮ ХВАТАТЕЛЬНОЙ И ОПОРНОЙ ФУНКЦИЙ РУК
прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе эмбриона или на мяче, при покачивании на мяче вперёд старайтесь, чтобы ребёнок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти. Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передневнутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод), используется лёгкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья- захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребёнка движений. Эти приёмы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями, причём упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без особых усилий.
Упражнения для детей первого года жизни (расположены по степени увеличения сложности)- отведение согнутых в локтях рук, скользя ими по поверхности стола, отведение согнутой руки вверх в положении ребёнка на боку, выведение согнутых рук вперёд в положении ребёнка на животе, отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхиванием (вместе и поочерёдно), скрещивание рук на груди с последующим отведением их в стороны, бокс- поочерёдное сгибание и разгибание рук, поочерёдное поднимание рук вверх, одновременное поднимание рук вверх, круговые движения руками. Сложное движение- согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу). Вращение предплечий- Руки согнуты в локтях, среднее положение предплечий- ладони обращены друг к другу- повернуть предплечья наружу (супинировать)- ладони обращены к лицу ребёнка- вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация предплечий)- ладони обращены ко взрослому. Отведение и разгибание большого пальца руки- для этого делают точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти), иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев и их разгибания. Одновременно с описанными приёмами проводят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задненаружной поверхности предплечья), очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребёнка по различным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладушки», приучите малыша хлопать по воде во время купания- это наверняка понравится ребёнку, захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или руке- это приятно и полезно. В более позднем возрасте, когда кисть ребёнка достаточно раскрыта, научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («сорока-сорока, кашу варила, деток кормила»- поглаживание по ладошке, «этому- дала, этому- дала»- при перечислении деток- массаж пальчиков). Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса, вкладывая свои пальцы в ладони ребёнка, а если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребёнка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребёнка, очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие- с противоположной, потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата её рукой, или с этой же целью подносят к ребёнку яркую звучащую игрушку, побуждая взять её из разных положений (лёжа на спине, на животе, сидя). Для развития опорной функции руки очень полезно положение ребёнка на животе, если малыш ещё плохо держит голову, то положите ему под грудь сложенную в несколько раз пелёнку, следите, чтобы ребёнок, лёжа на животе, опирался на согнутые ручки и держал кисти раскрытыми, в дальнейшем дети опираются на выпрямленные руки, приподнимая туловище. Научите ребёнка стоять, а затем и ползать на четвереньках- это замечательная тренировка опорности рук.
Несколько специальных упражнений- ребёнка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой- за ноги (сверху вилочкой), взрослый слегка подбрасывает ребёнка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч, вызывается рефлекс опоры на игрушку- происходит протягивание вперёд рук и раскрытие кистей и пальцев. Поддерживая ребёнка под грудь и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребёнка назад к себе- кисти раскрываются (пальцы разведены). При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребёнка вперёд и, наклоняя мяч вперёд, побуждайте малыша опираться на руки. Удерживая ребёнка за ноги вилочкой одной рукой, другой- поддерживая туловище, спускайте медленно ребёнка со своих колен, дивана или кресла на пол головой вниз, важно, чтобы малыш при этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них, позже, при самостоятельном передвижении по диванам и креслам, этот навык может очень пригодиться, отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая, часто разбивают себе носы. Ребёнок лежит на животе, опираясь на кисти, взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук. Ребёнок стоит на четвереньках, взрослый поднимает его голову- происходит выпрямление рук и разгибание пальцев. Тачка- ходьба на руках. Во втором полугодии жизни ребёнка следует развивать манипуляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать её, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать пирамидку, давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики руки (движений пальцев) и умственным развитием ребёнка, если вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям для кистей и пальцев, кроме вышеперечисленных, следует потренироваться в противопоставлении пальчиков (большого- всем остальным) в сгибании и разгибании, хорошо, если есть возможность позволить ребёнку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, играть на пианино и тому подобное.
ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ ПРИВОДЯЩИХ МЫШЦ БЕДРА, ЗАДНЕЙ ГРУППЫ МЫШЦ ГОЛЕНИ, РАЗВИТИЮ ОПОРНОЙ ФУНКЦИИ СТОП
При повышенном напряжении приводящих мышц бёдер ребёнок с трудом разводит бёдра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает ноги, прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо расслабить эти мышцы с помощью массажа. Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов), приёмы растирания и разминания применяются только на наружной стороне бёдер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно поясничной области и ягодиц, эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным разведением ног ребёнка (при согнутых коленях). Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку, надо почувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точку (зону), одновременно мягко, можно в сочетании с потряхиванием, постепенно отводите бедро ребёнка наружу. Разводя бёдра, нельзя допускать резких движений, насилия, это может вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бёдер и ещё большее их напряжение. Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на середине внутренней поверхности бедра, одновременное отведение в сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать расслаблению приводящих мышц бедра. Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая малыша на весу в вертикальном положении или покачивая таз ребёнка, лежащего на столе с согнутыми ногами. Разведение согнутых ног выполняется только после достижения расслабления мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия, затем между ног кладут свёрнутую в несколько раз пелёнку и фиксируют её другой пелёнкой или штанишками, это так называемое широкое пеленание, которое может быть рекомендовано всем детям первых месяцев жизни в профилактических целях. Упражнения для ног, такие как сгибание и разгибание, скользящие шаги, топание стопами по поверхности стола и так далее, делаются только с широким разведением бёдер в стороны, очень полезно рефлекторное ползание, разведение согнутых ног ребёнка, лежащего на животе. Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту- это важно не только для физического развития ребёнка, многие упражнения можно делать во время купания, тёплая вода замечательно расслабляет мышцы. При повышенном напряжении задней группы мышц голени ребёнок в вертикальном положении (поддерживаемый подмышки) опирается на пальцы ног, стоит на цыпочках, при этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть дифференцированным: исходное положение: ребёнок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены- вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием стопы и сгибанием её вперёд, для облегчения сгибания проведите точечный массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень, затем, с целью укрепления растянутых мышц, проводят массаж мышц передней поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание). Задняя поверхность голени массируется более мягко (поглаживание, очень лёгкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы), затем положите малыша на живот, согните его ножки в коленях (голени вертикально, перпендикулярно к опоре), и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие, в положении ребёнка лёжа на животе стопы его должны быть вне стола (свисать). Для развития опорной функции стоп рекомендуются упражнения для стоп, основанные на рефлексах: указательным и средним пальцами захватите стопу ребёнка, а большим нажмите на подошву у основания пальцев, это вызовет сгибание стопы, затем проведите с нажимом по наружному краю стопы к пятке, происходит разгибание стопы. Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая лодыжки спереди назад, очень полезны следующие упражнения: рефлекс опоры и выпрямления ног- поддерживая малыша в вертикальном положении, дайте ему опереться о поверхность стола, при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребёнка с опорой происходит их разгибание. Рефлекторная ходьба- поддерживайте ребёнка в вертикальном положении, слегка наклоняя его вперёд, при соприкосновении стоп с твёрдой поверхностью стола малыш совершает автоматические шаги. Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. При покачивании на мяче следите за тем, чтобы малыш при движении назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно отталкивался, не допускайте положения на цыпочках, при необходимости помогайте ребёнку, положите большой пластиковый мяч в ножной конец кроватки- пусть малыш пинает его ногами. Скользящие шаги рекомендуются детям старше четырёх месяцев (когда исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей ног), более ранний вариант этого упражнения- топание стопами согнутых ног по поверхности стола. Полезны упражнения в ванне с тёплой водой, их делают непосредственно во время купания ребёнка, ребёнка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди, поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стимулируйте переступание, целесообразно на дно ванны на время проведения этого упражнения положить резиновый рифлёный коврик, во время плавания побуждайте ребёнка отталкиваться от стенки ванны. Для более старших детей, которые уже стоят с опорой, рекомендуются приседания с поддержкой (выполняют с самостоятельно стоящими, держащимися за опору детьми), можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким», затем «стань большим», осторожно, не следует стимулировать стояние и ходьбу преждевременно, ребёнок встанет и пойдёт тогда, когда будет к этому готов, в противном случае резко увеличивается вероятность деформации ног, также не стоит пользоваться прыгунками, в которых закрепляется порочное положение стоя на цыпочках.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ МЫШЦ
многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребёнка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус), для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приёмы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание, широко применяются лёгкие ударные приёмы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание. Эффективен точечный массаж- тонизирующий метод. Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определённую точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка: частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе, если ребёнок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника, повороты со спины на живот с помощью и без, рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. Поза пловца- взрослый поддерживает ребёнка одной рукой под грудь, другой- за ноги, парение на животе с опорой- взрослый поддерживает ребёнка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот, парение без опоры ног. Удерживание туловища на весу- положите ребёнка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу, удерживание ног на весу- ребёнок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу, в обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем. Для более старших детей полезны наклоны из положения стоя, тачка- ходьба на руках, поднимание из положения на животе. Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках- это прекрасная тренировка всего тела ребёнка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание, лазание. Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приёмов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж, в положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами. С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно: повороты на бок, повороты со спины на живот, переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно (это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях, следите, чтобы голова не запрокидывалась), выкладывание спиной на мяч, парение на спине или подготовка к нему, присаживание за отведённые в стороны руки, за согнутые руки, наклоны из положения стоя, поднимание выпрямленных ног (достань ногами до палочки), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно, повороты туловища в стороны (более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку).
НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЁМЫ МАССАЖА ПРИ АСИММЕТРИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ
внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса, если туловище ребёнка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону, это повод для беспокойства. При асимметрии тело ребёнка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса, ноги и таз повёрнуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону, движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне. Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам, основная задача- нормализовать тонус мышц всего тела ребёнка, то есть расслабить напряжённые и укрепить ослабленные мышцы. На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приёмы. Массировать надо всё тело ребёнка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип. Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приёмами массажа, так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребёнка на живот выпуклым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватите ребёнка со стороны спастически сокращённых мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребёнком, при этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища, производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна- к подмышечной впадине, другая- к ноге ребёнка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции, в этом положении можно носить ребёнка на руках. Кроме этого упражнения следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их, при движениях конечностей широко используется потряхивание. Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через вогнутый бок, задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника. Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребёнок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос- подбородок- грудина- пупок- лобок), сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых- две скатки из пелёнок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребёнка.
НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ
не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны. Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок. Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.
Источник