Лечебная гимнастика для голоса

Голосовые связки

Голосовые связки – одна из важнейших частей голосового аппарата человека, непосредственно участвующая в звукообразовании. Располагаясь в гортани, связки берут на себя функцию формирования голосовой щели. Воздушный поток, проходящий через образовавшееся отверстие, вызывает колебания, создающее те или иные звуки.

На вдохе/выдохе голосовые связки находятся в расслабленном состоянии. Расстояние между ними достигает максимума. Воздух свободно проходит в лёгкие, затем выходит наружу. В процессе речи или пения связки под действием мышц переходят в напряжённое положение, замыкают щель. Возникшее давление приводит к размыканию гортани, выпуску порции воздуха. При движении складок возникают вибрации. Колебания передаются воздушному потоку, в результате чего возникают звуки различной высоты. Сила, с которой выталкивается воздушная масса, определяет громкость фразы или вокала. Частота колебаний, степень напряжённости связок влияют на высоту звучания. Мышечные волокна позволяют складкам колебаться по всей поверхности либо в определённых зонах.

Пробный урок

4 урока

8 уроков

Людям, деятельность которых связана с высокими нагрузками на голосовой аппарат, стоит выполнять специальные тренировочные упражнения. Регулярные занятия позволят избежать проблем с голосом в процессе обучения пению.

  • Произносите «бы-бы-бы», одновременно легко постукивая пальцами по верхней губе. Затем проговаривайте «вы-вы-вы», похлопывая нижнюю губу. Не останавливайтесь, пока не ощутите недостатка дыхания;
  • Сделайте глубокий вдох. На распев на медленном выдохе произнесите «АааОооУуу». Экономьте дыхание;
  • Расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох. Дыхание должно быть брюшным. Задержите дыхание на пару секунд. Медленно, спокойно выдыхайте, пропевая звук «С». Продолжайте упражняться 3-5 минут. Проделайте аналогичное упражнение со звуками «З», «Ш», «М». На «М» добивайтесь низкого грудного голоса. Заканчивайте тренировку пропеванием с открытым ртом «Н». Голос не должен дребезжать.

Уход за голосовыми связками включает выполнение дыхательного комплекса, который рекомендуют наши учителя по пению:

  • Сядьте в комфортную позу;
  • Сделайте глубокий вдох-выдох через нос. Повторите три раза;
  • Вдыхайте носом, выдыхайте ртом. Потирайте ладони, словно стараетесь их согреть;
  • Продолжайте вдыхать воздух носом. Выдыхайте ртом так, будто остужаете чай;
  • Проделайте шипящие выдохи;
  • Проделайте свистящие выдохи.

Источник

Лечебная гимнастика для голоса

Вокальный метод восстановления голоса основывается на использовании дыхательной опоры — appoggio. Задержка состояния вдоха (около 6—8 секунд) при одновременном выдохе (перемещении диафрагмы вверх) удлинняет фазу выдоха и помогает образованию звучного и сильного голоса. Дыхательная опора должна использоваться во время фонации.
Если фаза выдоха не является достаточно длительной и прерывается новым вдохом, артикуляция становится нечёткой, так как фонация и артикуляция тесно связаны с фазой выдоха.

На рисунке представлен рентгеновский снимок грудной клетки больного, находящегося на фониатрическом лечении после полной экстирпации гортани. На снимке, произведенном во время дыхательной опоры видно расширение поперечника грудной клетки, диафрагма при этом опущена, межреберные пространства — расширены.

Рентгеновский снимок грудной клетки во время дыхательной опоры

В течение долгого времени при лечении нарушений голоса и речи применялась дыхательная и одновременно шведская гимнастика, рекомендовалось вытягивать руки вперёд, отводить их назад, делать глубокий вдох и наполнять большим количеством воздуха дыхательные пути; однако, такая гимнастика не давала желаемых результатов.

Одним из решающих условий восстановления эмиссии голоса является выработка правильного способа дыхания. Наиболее эффективным считается полное дыхание, т.е. такое, при котором грудная клетка расширяется во всех трёх направлениях: продольном, поперечном и передне-заднем. Специальное значение для эмиссии голоса имеет динамическое дыхание. Характеризуется оно углубленной и удлиненной (15—25 сек) фазой выдоха.

Упражнения для дыхательной опоры

Вдох, при этом короткий, осуществляется как через нос, так и через рот, в то время, как выдох — только через рот. Фонация связана с фазой выдоха, представление о том, что фонация происходит во время вдоха является глубокой ошибкой. Сказанное выше относится также к лицам, не имеющим гортани, у которых дыхательный путь отделен от органа голоса — «ложной голосовой щели», образующейся в пищеводе, на чём мы ещё остановимся ниже. Во время дыхания верхняя часть грудной клетки и ключицы не должны изменять своего положения. Плечи также не должны подниматься. При фиксированном положении лопаток руки опущены вдоль туловища. Каждое ограничение подвижности мышц усложняет их работу.

Читайте также:  Каким народным средством можно опрыскать помидоры от фитофторы

На рисунке показан один из моментов упражнений, целью которых является выработка правильной дыхательной опоры. Врач контролирует степень расширения нижнего отдела грудной клетки и одновременно опускает нижнюю челюсть ребенка. В этой позиции ребёнок выполняет фониатрические упражнения, используя дыхательную опору. Широкое открывание рта и опускание нижней челюсти рефлекторно помогает смыканию голосовых связок и сжатию заымыкающего глоточного кольца.

Классические методы лечебной дыхательной гимнастики не могут быть полностью использованы для тренировки дыхательного аппарата при лечении нарушений голоса и речи.

Источник

Лечебная гимнастика для голоса

Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.

Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.

Упражнения для голоса следует выполнять на гласной «а», так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.

Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.

Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.

Чтение с губ в зеркале

Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:
1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;
2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).

Читайте также:  Народные средства лечение вшей у детей

Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.

Ощущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука

Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.

В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.

При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.

Обучение произношению гласных при использовании слуха

При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.

В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.

Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.

Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.

Читайте также:  Как лечить кашель ребенку месяц народными средствами

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Источник

Потеря голоса: 7 упражнений, которые помогу восстановить голосовые связки

Потеря способности разговаривать или афония — частое явление после простудных заболеваний. Но для тех, у кого голос является «рабочим инструментом»: учителей, певцов, дикторов, такая потеря станет настоящей катастрофой. Есть несложная методика дыхательных упражнений, с помощью которой можно предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок.

Этот дыхательный комплекс можно выполнять как для профилактики осиплости, так и для комплексного лечения органов дыхания. Методика в течение короткого времени поможет полностью восстановить голос без применения медикаментозных средств или хирургического вмешательства. Комплекс несложен в освоении, его можно делать в любых удобных условиях, без присутствия специалистов. Все упражнения в нем безопасны для здоровья, не имеют противопоказаний и разрешены для выполнения всем возрастным группам, в том числе и детям.

Как предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок

Тренировать дыхание можно как отдельно, так и вместе с другими упражнениями по развитию голоса.

Принцип действия упражнений

Звук образуется на выдохе, колеблющем голосовые связки. При затруднении дыхания вследствие переохлаждения, перегрузок или неправильной работы органов дыхания, вдох недостаточно наполняет легкие кислородом, выдох становится слабым и коротким. Поэтому, приходится чаще дышать, лишний воздух накапливается и оказывает давление на голосовые связки. Они подвергаются повышенной нагрузке, голос слабеет и пропадает. В тяжелых случаях на связках могут образоваться узлы, поэтому требуется хирургическое лечение.

При выполнении упражнений происходит короткий вдох с издаваемым звуком, при этом легкие полностью заполняются воздухом. Тем самым обеспечивается максимальный приток кислорода к дыхательным и речевым органам, устраняются воспаления и застойные явления. Выдох вы делаете легко и свободно, поэтому не происходит дополнительного травмирования голосовых связок.

Техника выполнения

Упражнения следует выполнять регулярно, 1-2 раза в день, в хорошо проветриваемом помещении в течение 7-10 минут. После улучшения самочувствия, не следует сразу прекращать тренировки. Чтобы закрепить эффект, комплекс нужно продолжать делать еще, по крайней мере, в течение месяца.

При выполнении необходимо следить за правильным дыханием: выполнять неглубокие вдохи через нос и делать спокойный выдох через рот. Первые три дня выполняйте только первые три упражнения из комплекса, затем подключите следующие. Так вы постепенно освоите комплекс в течение недели.

Исходное положение – стоя прямо со слегка расставленными ногами, руки висят свободно или сидя на стуле, руки лежат на коленях. После выполнения всех упражнений, постарайтесь полностью расслабить мышцы на несколько минут.

Все звуки следует произносить только на вдохе:

Полощите горло – представьте, как вы прополаскиваете рот водой. Произнесите эти звуки, одновременно поворачивая голову в стороны, насколько хватает дыхания.

Помычите – сделайте неглубокий вдох носом, при этом мычите, делая постукивания подушечками пальцев по ноздрям.

Мычание с массажем – делая вдох, мычите, при этом постукивайте подушечками пальцев по носогубным морщинкам.

«Бы-бы» — глубоко вдохните, одновременно произносите «бы-бы-бы…», при этом слегка барабаньте подушечками по верхней губе.

«Вы-вы» — глубоко вдохните и произносите «вы-вы-вы…», при этом слегка барабаньте подушечками по нижней губе.

«А-О-У» — глубоко вдохните и произносите «а-а-а-о-о-о-у-у-у…», насколько хватит дыхания, одновременно простукивайте грудную клетку, продвигаясь от одного плеча к другому.

Источник

Оцените статью