Типичные средства и методы используемые для коррекции (исправление) и формированию осанки.
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Типичные средства и методы используемые для коррекции (исправление) и формированию осанки.
Фонарев М.И. Фонарева Т.А. 1981. Эффективным методом, который способствует исправлению нарушения осанки у детей школьного возраста, есть такой комплекс физических упражнений.
На расстоянии одного шага от стены ребенок становится спиной к ней. Опираясь на пальцы левой ноги, нужно пяткой коснуться стены, прямые руки поднять через стороны вверх и, пригнувшись, коснуться стены. Во время этих движений сделать вдох. Возвращаясь к конечному положению – выдох. Точно такие движения и в такой же последовательности делают правой ногой. Повторяют 10 раз.
Упражнение для детской осанки 2.
Берется палочка длиной около метра. Ноги ставят врозь. С палочкой за спиной, плотно прижав ее к ней согнутыми в локтях руками, делают повороты туловища до отказа влево, а затем вправо. Голову держат прямо, смотрят вперед. Дыхание свободное. Повторяют 10 раз.
Согнутые в локтях руки соединяют за спиной, сцепившись пальцами. Затем меняют положение рук. Повторяют 6 раз.
Расставленными на ширину плеч руками опираются на край стола так, чтобы
туловище и отставленные ноги составляли прямую линию.
Голову держат прямо, смотрят вперед.
Сгибают руки, касаясь грудью стола – вдох. Разгибают руки – выдох. Упражнение повторяют 10 раз.
Ноги ставят пятками вместе, пальцами врозь. За головой, на плечах, в согнутых руках держат палочку. Приседают на пальцах, одновременно выпрямляют руки вверх. Туловище стараются держать прямо, смотрят перед собой. После этого возвращаются в исходное положение. Во время приседания – выдох, в исходном положении – вдох. Упражнение повторяют 15 раз.
В прямом положении держат горизонтально палочку в опущенных руках – вдох. Не изменяя горизонтальности ее положения, переводят палочку за спину вниз – выдох. Возвращают палочку в исходное положение. Упражнение повторяют и через несколько дней сужают расстояние захвата руками.
Сидят на табуретке (стулья), зацепившись за неподвижный предмет пальцами стоп. Руки за голову, наклоняются назад, одновременно поднимают руки вверх, затем руками касаются пола и возвращаются в исходное положение. Во время наклона назад делают вдох, а в прежнее положение – выдох. Повторяют 10 раз.
Исходное положение: стоя с разведенными плечами смотрят прямо перед собой.
Круговые движения прямыми руками назад, затем вперед. При движении рук
вверх – вдох, вниз – выдох. Движения выполняют с небольшой амплитудой. Упражнения повторяют 20 раз.
Исходное положение: становятся на один шаг от стула, вытянутые вперед руки кладут на его спинку. Не сгибая рук делают четыре упругих наклоны вперед, становясь на пальцы стоп, позднее возвращаются в исходное положение. В исходном положении – вдох, во время наклонов – выдох. Упражнение повторяют 10 раз.
Упражнение для формирования правильной осанки у детей 10.
Ходьба в течение 5 минут, держа за спиной палочку согнутыми в локтях руками. Плечи разведены, голова в прямом положении, смотреть прямо перед собой. Во время шествия дыхание глубокое, произвольное.
6.Формирование правильной осанки школьников
6.1 Развитие опорно-двигательной системы
Правильная осанка (рис.2.1) вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить её недостатки (рис.2,2) трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась полностью костной, особенно важно следить за осанкой, посадкой за столом, партой. Формирование правильной осанки- одна из важнейших задач физического воспитания в школе.
Рис.2. Осанка школьника
Существует тесная взаимосвязь между физическим и эстетическим воспитанием детей. Эта связь проявляется в стремлении к гармоническому развитию тела, которое возможно только при правильной осанке. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 — 15 лет) он проявляется наиболее выражено. Важными факторами являются возраст начала и сторона искривления. Искривление грудного отдела в возрасте до 10 лет имеет плохой прогноз. Прогресс минимален после полного развития скелета. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Для формирования правильной осанки и устранения её дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также на развитии и подвижности позвоночника.
Необходимо научить детей уметь оценивать положение различных частей тела в
пространстве (головы, туловища, ног). Начинать обучение следует с постановки головы и плечевого пояса. От правильного положения головы в силу действия шейно- тонических рефлексов зависит распределение тонуса мышц, удерживающих туловище и голову. Далее следует обратить внимание на положение туловища и ног. Чтобы учащиеся могли самостоятельно принимать правильное положение тела, применяют упражнения на ощущение правильной осанки, закрепляют навык правильной осанки.
Для определения состояния осанки детей рекомендуется их фотографировать в 1/16 натуральной величины. Съёмку проводят в двух позах: в профиль и со стороны спины. При съёмке учащиеся должны стоять в привычной для них позе. На снимке указанные на рисунке 2 точки на позвоночнике и боковой стороне тела надо пометить мягким карандашом. Соединив все точки боковой стороны тела линиями, можно увидеть взаимное расположение звеньев тела, а измерив расстояние от каждой точки до вертикальной линии, проведённой через точку голеностопного сустава, можно описать взаимное расположение частей тела. Линия, соединяющая точки позвоночника, даёт возможность судить о боковых искривлениях позвоночника. Нарушения осанки детей, могут привести к расстройствам и заболеваниям организма. Особенность детского организма 7-9 лет в том, что в ходе роста и развития строение и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются. Мышцы детей эластичны, поэтому они способны выполнять движения по большой амплитуде. Однако излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища (особенно статической) имеет большое значение для формирования осанки, которая в этом возрасте неустойчива. Укрепление мышц стопы, удерживающих в правильном положении продольный и поперечный своды, очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактики плоскостопия. Окостенение костей стопы заканчивается к 16-18 годам. Детям нельзя всё время выполнять упражнения стоя и прыжки на жёсткий грунт и с высоты более 80см. Рост и развитие детей среднего школьного возраста (10-14лет) происходит неравномерно. Пути развития мальчиков и девочек различны. Самое частое искривление, особенно у девочек — грудной отдел в правую сторону. У девочек, в периоде наступления половой зрелости может развиться статический сколиоз, как следствие увеличенного наклона таза вперед, обусловленный опущением таза и укорочением ноги. Девушка с трудом стоит прямо, так как колени при этом соприкасаются между собой; она ставит одну ступню, обыкновенно правую, впереди другой, причем таз неизбежно западает. Лечение — в искусственном удлинении ноги. При быстром росте тела в длину вытягиваются мышцы, сухожилия, нервные пути, кровеносные сосуды. У быстрорастущих и не занимающихся физическими упражнениями детей, как правило, нарушается осанка. В среднем школьном возрасте (15-17лет) постепенно замедляется рост в длину. Увеличивается, особенно у юношей, поперечный рост грудной клетки и плечевого пояса; интенсивно растёт мускулатура и её силовые возможности. Девушки старшего школьного возраста прибавляют в весе, теряя силу мышц. Лечебная гимнастика — хорошее средство профилактики и лечения неправильной осанки. Наибольшее воздействие упражнений испытывает опорно-двигательный аппарат: мышцы, связки, суставы и кости. В качестве примера приведём несколько упражнений лечебной гимнастики .
1.Упражнение для верхней части туловища из гимнастики чин-чун.
И.П. Сидя, вытяните руки вперёд, скрестите их и поверните ладони друг к другу. Ноги вытяните и скрестите, положив одну на другую.
Выполнение: Верхнюю часть туловища поворачивайте влево- вправо (18 раз), держа руки на высоте плеч. При повороте делайте выдох, возвращаясь в исходное положение- вдох. 2. 2.Упражнение из хатха-йоги.
И.П. Лечь на живот. Выполнение: Опираясь на ладони понять голову и грудь. Опуститься и повторить.
3. И.П. Лечь на пол, на спину, руки вдоль тела или в стороны. (рис.3)
Выполнение: согнуть ноги в коленных суставах и подтянуть колени к груди, обхватив их руками, голову приподнять (выдох).
Вернуться в исходное положение (вдох). Повторить 6-8 раз.
4. И.П. Лечь на пол, на спину, ноги врозь, руки в стороны ладонями вниз. 6-10раз, опираясь на правую руку (потом наоборот), поднять туловище, дотянутся левой рукой до правого носка (выдох) (рис.4)
Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей.
Обоснование правильной позы: учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, верстаком утомляют позвоночник. Гигиенические требования к школьной мебели:
Определенным преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору — незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики — меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков. Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника — 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно — 39 — 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.
Критерии оценки позы: для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей. Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х — ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс — в горизонтальной плоскости — все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном — меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности. Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели могут приводить к ряду осложнений: близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз. Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы — отсутствие давления в седалищной области и задней поверхности бедер, зрительный комфорт у компьютеров .
Правильная поза: при письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х — ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс — в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 — 5 см от парты. При чтении используется поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской — прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения. Подбор мебели осуществляется согласно критериям, приведённым в таблице 5.
.Подбор мебели по росту. ГОСТ 11016-1993 (11016-1986). Таблица 5
Упражнения для формирования навыка правильной осанки. 1. Стать спиной к стене, так, чтобы стены касались затылок, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранять эту позу в течение 10-30 секунд.
2. Отойдя от стены, проделать несколько движений руками, туловищем, ногами: и снова принять положение правильной осанки. Затем встать к стене и проверить принятую позу.
3. Самостоятельно, по ощущению, принять позу правильной осанки, а затем встать к стене и проверить принятую позу.
4. Встать спиной к стене, как в упр.1.1 и проделать несколько движений: руки в стороны, вверх; поочередно согнуть ногу вперед и коснуться коленом лба; выполнить присед; подняться на носки и продержаться 5-10 сек., не нарушая позы правильной осанки рис.6.
5. Встать боком перед зеркалом, принять положение правильной осанки и, отойдя от зеркала, сохранять это положение. рис.6 (упражнение у стены).
6. Самостоятельно принять позу правильной осанки, а затем проверить её, подойдя к зеркалу.
7. Стоя принять положение правильной осанки и удерживать на голове мешочек с песком или другой предмет. То же, но в ходьбе или выполняя различные движения руками, полуприсед, присед.
8. Поставить гимнастическую палку вертикально за спину так, чтобы она касалась затылка и позвоночника. Прижимая палку к спине, выпрямиться и запомнить эту позу. Сохранять позу в течение 30 сек.
1. Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.
2. Согласно современной концепции, внутренней причиной возникновения нарушения осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве.
3. Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков установлено, что формирование рациональной осанки у школьников возможно лишь при направленной системе обучения и организации благоприятных условий двигательного режима. А с нашей стороны как будущих родителей, с самого детства надо внушать детям, что здоровый образ жизни необходим в современном мире.
Список использованной литературы:
1). Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. — 4-е изд., стер. — СПб., М., Краснодар: Лань: Омега. — 2004.
2). Иваничев Г. А. Мануальная терапия. Руководство, атлас. — Казань, 1997. — 448 с.
3). Бальсевич В. К. Что нужно знать о движениях человека (лекция профессора В. К. Бальсевича) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. — N 2. — С. 46-50.
4).Волков М.В. и Дедова В.Д. Детская ортопедия. М., 1980;
5).Фонарев М.И. и Фонарева Т.А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях., Л., 1981.
6). Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — 1863—1866. — Т. 1-4
8). Земсков Е. А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. — N 1. — С. 52-57.
9) . Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз. — М.: Медицина, 1981. — С. 272 .
10). Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. — М., Просвещение. 1975 г.
11.) Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. — М., Медицина. 1972 г.
12.) С.И.Ожегов, Скворцов Л.И., Москва, Просвещение,1982.
Источник