Лечебная физкультура рахит у

Сайт врача Юрия Брызгалова, специалиста по спортивной медицине

Консультации по спортивной медицине

Консультации по лечебной физкультуре

Консультации по массажу

Консультации спортивного психолога

Зарегистрировавшись и оплатив подписку на сайте Вы получите:

  • доступ к бесплатному скачиванию любого платного материала;
  • бесплатную консультацию врача по применению комплексов упражнений и методике проведения занятий ЛФК;
  • 50% скидку на консультацию психолога.

упражнения лфк и массаж при рахите

комплекс массажа

и физических упражнений в период

разгара рахита для ребенка от 3 до 6 месяцев

Упражнение 1. Массаж рук. Исходное положение —

лежа на спине. Левой рукой удерживать правую кисть

ребенка так, чтобы малыш охватывал ваш большой па-

лец. Ладонью правой руки проводить поверхностное

поглаживание вдоль внутренней поверхности предпле-

чья и плеча в направлении от кисти к подмышечной

впадине. Над локтевым суставом массаж не проводит-

ся. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Массаж ног. Исходное положение

лежа на спине. Ладонью руки захватить одноименной

голеностопный сустав ребенка снизу, придав всей ноге

положение легкого сгибания в коленном и тазобедрен-

ном суставах. Проводить поверхностное поглаживание

в направлении от стопы к паховой области по наружной

и задней поверхности голени и бедра. В области колен-

ного сустава массаж не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3. Массаж живота. Исходное положение —

лежа на спине. Ладонью правой руки проводить

мягкие круговые движения вокруг пупка по часовой

стрелке, не оказывая давления на края реберных дуг.

Затем ладони обеих рук расположить параллельно сред-

ней линии живота (поочередно обе руки — то справа, то

слева): правая рука вверху (у реберного края), левая —

внизу (над лобком). Левой рукой проводить поглаживание

по направлению вверх, правой — вниз. Следующим

этапом ладони расположить на боковой поверхности

грудной клетки и проводить поглаживание по направлению

вперед и вниз до лона. Повторить все действия 6-8 раз.

Упражнение 4. Массаж стоп. Исходное положение —

лежа на спине. Удерживая ногу ребенка одной рукой,

большим и указательным пальцем другой руки проводить

поверхностное поглаживание тыльной поверхности

стоны в направлении от пальцев к голеностопному суставу.

Затем фалангами указательного и среднего пальца

выполнить поглаживание боковой поверхности стопы и

подошвы от пальцев к пятке. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5. Рефлекторное упражнение для стоп.

Исходное положение — лежа на спине.

Удерживая ногу ребенка левой рукой за голень, мягко

надавить указательным пальцем правой руки на подошву

у основания II-III пальцев — ребенок согнет пальцы стопы.

Затем большим пальцем правой руки провести по

средней линии стопы сверху вниз до середины

пятки с легким нажимом — ребенок разогнет пальцы.

Провести штриховые движения по наружному краю

стопы от пятки к пальцам — произойдут тыльное сгибание

большого пальца и расхождение остальных пальцев

в виде веера. Повторить все действия 2-4 раза.

Упражнение 6. Поворот со спины на живот.

Исходное положение — лежа на спине.

Левой рукой удерживать левую руку ребенка, а правой

рукой обхватить обе голени снизу. Слегка потянуть

ребенка за руку вперед, выпрямляя при этом ноги и

поворачивая их вместе с тазом вправо до тех пор, пока

он не окажется сначала на правом боку, а затем на животе.

Повторить в другую сторону.

Упражнение 7. Массаж спины. Исходное положение —

лёжа на животе, руки под грудью, голова слегка

повёрнута на бок. Массаж проводится тыльной поверхностью фаланг.

Обе руки расположить в низу спины по

обеим сторонам позвоночника. Поверхностное поглаживание

проводить по направлению вверх и в сторону,

огибая внутренний и нижний край лопаток, до подмышечной впадины .

Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Массаж ягодиц.

Читайте также:  Чем лечить ребенка от кашля народными средствами быстро

Исходное положение — лежа на животе, руки под грудью, голова слегка

повернута вбок. Проводить поглаживание ягодиц от

больших вертелов до крестца, располагая ладони в верхнее-наружной поверхности бедер. Повторить 4-6 раз.

Упражнение .9. Повторить массаж рук (см. упражнение 1).

Упражнение 10. Упражнение для рук.

Исходное положение — лежа на спине. Обхватить кисти ребенка и,

разгибая руки в локтях, отвести в стороны на уровне

плеч до прикосновения к столу. Затем привести руки к

груди, скрестив их (ребенок как бы обнимает себя).

Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Повторить массаж ног (см. упраж-

Упражнение 12. Сгибание и разгибание ног.

Исходное положение — лежа на спине.

Обхватить ноги ребенка в нижней трети голени и

согнуть обе ноги в коленных и тазобедренных суставах,

слегка нажимая ногами на живот. Медленно разогнуть

ноги. Повторить 3-4 раза и выполнить попеременное

сгибание ног 3-4 раза. Повторить то же самое для другой ноги.

Упражнение 13. Повторить массаж живота (см. уп-

Упражнение 14. Выкладывание ребенка на живот.

Исходное положение — лежа на животе так, чтобы руки

находились перед грудью, голова была повернута в сторону.

Ребенок должен поднимать и удерживать голову в течение 20 с.

Комплекс упражнений ЛФК и массажа в период реконвалесценции

для ребенка 3—6 месяцев

Упражнение 1. Проводить массаж рук, ног

(поверхностное поглаживание) в течение 2 мин.

Исходное положение — лежа на спине.

Упражнение 2. Проводить массаж живота в течение

2 мин. Исходное положение — лежа на спине. Слегка

согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных

суставах и развести в стороны. Кроме кругового поглаживания,

проводится растирание: кончиками пальцев про-

водить спиралеобразные движения по всему животу.

Упражнение 3 — сведение лопаток.

Исходное положение — лежа на животе. Осторожно развести руки

ребенка в стороны, согнуть в локтях и отвести плечи

назад, максимально сближая лопатки. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 4. Проводить массаж ягодиц в течение

30 с. Исходное положение — лежа на животе. Кроме

поглаживания осуществляются растирание и поколачивание.

Упражнение 5 — приподнимание ног.

Исходное положение — лежа на животе.

Левой рукой захватить оба

голеностопных сустава ребенка, слегка приподнять над

столом, правой рукой фиксируя поясницу. Повторить

Упражнение 6. Проводить массаж ног в течение

4 мин. Исходное положение — лежа на спине. Сначала

проводится поглаживание, затем — растирание. Массаж

левой ноги: правая ладонь спиралеобразно движется по

передней поверхности голени и бедра, левая — по зад-

ней поверхности с легким надавливанием и смещением

кожи. При массаже правой ноги поменять расположение рук.

Снова провести поглаживание и применить

следующий прием — поперечное разминание одной или

двумя руками, располагая пальцы обеих рук в одну сторону.

Закончить массаж поглаживанием.

Упражнение 7. Рефлекторное ползание в течение

Упражнение 8. Проводить массаж стоп в течение 40 с.

Исходное положение — лежа на спине.

Кроме поглаживания, проводится растирание: поддерживая стопу

ребенка, большим пальцем проводить спиралеобразные

растирания тыльной поверхности стопы снизу вверх,

боковых поверхностей стопы и подошвы от пальцев к пятке и обратно.

Завершить массаж поглаживанием стопы.

Упражнение 9 — присаживание. Исходное положе-

ние — лежа на спине. Вложить в ладони ребенка свои

большие пальцы, отвести руки малыша в стороны и

присаживать его до полуприседа. Повторить 4 раза.

Упражнение 10— разгибание позвоночника («па-

рение»). Исходное положение — лежа на животе. Под-

вести под живот ребенка обе руки и приподнять его над

столом: ребенок удерживает руки и ноги на весу,

поднимает плечи и голову. Повторить 2 раза.

Упражнение 11. Проводить массаж спины в течение

3 мин. Исходное положение — лежа на животе. Сначала

проводится поглаживание спины, затем — растирание:

спиралеобразные движения согнутыми пальцами обеих

рук с опорой на большие пальцы вдоль позвоночника с

обеих сторон. Снова — поглаживание, затем — разминание:

кончиками пальцев сделать кожный валик между

Читайте также:  Народные средства от морщин над губами

большим и остальными пальцами руки, продвигая его

вдоль позвоночника снизу вверх. Закончить массаж поглаживанием спины.

Упражнение 12. Сгибание и разгибание рук.

Исходное положение — лежа па спине.

Обхватить кисти ребенка, поочередно сгибать и разгибать руки на уровне

груди. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13. Сгибание и разгибание ног.

Исходное положение — на спине. Попеременно сгибать и

разгибать ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах.

Повторить 6-8 раз для каждой ноги.

Упражнение 14. Проводить общий массаж в течение 1 мин.

Исходное положение — лежа на спине.

Выполнить поверхностное поглаживание рук, ног, жив —

Источник

Рахит у детей. Витамин D

Витамин D (кальциферол, «несущий кальций», «витамин солнечного света»). Впервые выделен в 1936 году из рыбьего жира, как препарат, излечивающий рахит. Кальциферолы — группа биологически активных веществ, к которой относят витамин D2 (эргокальциферол) и витамин D3 (холекальциферол) .

Витамин D в организме

Основные функции кальциферолов связаны с регуляцией обмена кальция и, отчасти, фосфора. Витамин способствует всасыванию кальция в тонком кишечнике, поддержанию его уровня в крови, отложению фосфата кальция в костях. Витамин необходим для нормального созревания клеток кожи, принимает участие в синтезе пигмента меланина. Обеспеченность организма кальцием во многом связана с деятельностью паращитовидных желез, вырабатывающих гормоны (паратгормон и кальцитонин), которые вместе с витамином D и обеспечивают регуляцию кальциевого обмена.

Проявления недостатка витамина D

Дефицит витамина D в организме может развиться любом возрасте, но имеются определенные периоды, когда такой дефицит наиболее вероятен. Прежде всего, это ранний детский возраст (от 2 месяцев до 2-3 лет), когда недостаток витамина проявляется вялостью и раздражительностью, потливостью (особенно — кожи головы и в ночное время), задержкой окостенения родничков и поздним прорезыванием зубов. В выраженных случаях D-витаминной недостаточности развивается рахит, дети отстают от сверстников как в физическом, так и в умственном развитии.

У подростков недостаток витамина D может проялвяться раздражительностью, агрессивностью, неустойчивым и беспокойным поведением.

У взрослых дефицит витамина D наблюдается гораздо реже и, скорее всего, чаще связан с нехваткой солнечного света (ультрафиолетового облучения), чем с неполноценным питанием. Действительно, гиповитаминоз D чаще наблюдается у шахтеров, подводников, у работающих в ночное время суток.

Особую группу риска составляют беременные и кормящие женщины, с повышенной потребностью в кальцифероле (до 15 мкг/сутки и более), для которых часто характерно недостаточное поступление в организм витамина D, кальция и усиленное расходование этих микронутриентов.

В пожилом возрасте, при климаксе и в менопаузу у значительной части женщин развивается размягчение, разряжение и истончение костей с наклонностью к переломам кистей, предплечий и тазобедренного сустава (что особенно опасно!). К тому же кожа пожилых людей постепенно утрачивает способность синтезировать витамин D, да и на солнце эти люди обычно проводят меньше времени.

Рахит у детей

Как уже описывалось выше, еще во время беременности и кормления грудью последствия гиповитаминоза D у женщин особенно опасны для будущего потомства. Предрасполагают к возникновению рахита у детей и многочисленные перинатальные факторы : заболевания матери во время беременности, неблагоприятное течение родов. Из-за того, что интенсивное поступление кальция и фосфора от матери к плоду происходит в последние месяцы беременности, недоношенный ребенок уже при рождении часто имеет остеопению — более низкое содержание минеральных веществ в кости. Развитие рахита у детей могут провоцировать незрелость ферментных систем печени, почек, кожи, или их заболевания.

Для нормального процесса окостенения у ребенка важно достаточное содержание в пище как самого ребенка так и будущей матери белка, кальция и фосфора при правильном их соотношении, микроэлементов магния и цинка, витаминов группы B и А.

К рахиту приводит недостаточная двигательная активность ребенка, так как кровоснабжение кости и электростатическая напряженность существенно повышаются при мышечной активности.

Признаки появления рахита

В начальном периоде у детей первого года жизни изменения отмечаются со стороны нервной и мышечной систем. Ребенок становится раздражительным, часто беспокойным, вздрагивает при громких звуках, появлении яркого света, тревожно спит. У него появляется потливость, особенно головы, облысение затылка. Через 2-3 недели от начала заболевания обнаруживается мягкость костных краев в области большого родничка, по ходу стреловидного и лямбовидного швов, тонус мышц снижается, содержание кальция в крови остается нормальным, а уровень фосфора несколько снижается. При исследовании мочи обнаруживается фосфатурия.

Читайте также:  Лечение полипа желчного пузыря народная медицина

Особенности строения черепа новорожденного

В период разгара болезни прогрессируют симптомы со стороны нервной и мышечной систем. Усиливаются потливость, слабость, гипотония мышц и связочного аппарата, заметным становится отставание в психомоторном развитии. Этому периоду особенно свойственно быстрое прогрессирование костных изменений: размягчение плоских костей черепа, появление краниотабеса (размягчение и истончение плоских костей черепа в области большого и малого родничков, над сосцевидным отростком и по ходу черепных швов), уплощение затылка, ассиметричная форма головы.

Разрастание остеоидной ткани в точках окостенения плоских костей черепа ведет к образованию лобных и затылочных бугров. Из-за этого голова приобретает квадратную или ягодицеподобную фрорму. Могут возникнуть деформации лицевой части черепа — седловидный нос, «олимпийский лоб», нарушения прикуса и пр. Зубы прорезываются позже, непоследовательно, легко поражаются кариесом.

Грудная клетка часто деформируется. На ребрах в местах соединения хрящевой и костной частей образуются «четки».

Могут формироваться «куриная грудь», рахитический кифоз, лордоз, сколиоз. На уровне прикрепления диафрагмы снаружи на грудной клетке образуется глубокое западение — «гаррисонова борозда», а реберные края нижней апертуры из-за большого живота развернуты вперед в виде полей шляпы.

Ведущими клиническими признаками рахита являются костные изменения:

ГОЛОВЫ

  • краниотабес определяется в затылочной или теменной области, где череп размягчается настолько, что поддается сдавливанию,
  • запаздывание появления зубов,

ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

  • рахитические «четки» как результат гипертрофии хряща между ребрами и грудиной в форме утолщений по обе стороны грудины,
  • деформация грудной клетки,

ПОЗВОНОЧНИКА

  • изменения в костях позвоночника реализуются в отсутствие физиологических изгибов и появлении патологических искривлений по типу кифозов, лордозов, сколиозов,

КОНЕЧНОСТЕЙ

  • деформация развития тазобедренных суставов и костей нижних конечностей, появляющаяся в конце первого и начале второго года жизни: О-образные ноги, Х-образные ноги, плоский рахитический таз,

Сопутствующие признаки:

  • — мышечная слабость,
  • — частые респираторные инфекции,
  • — железодефицитная анемия различной степени тяжести, латентная анемия,
  • — возможны глухость тонов сердца, тахикардия, систолический шум, ателектатические участки в легких и развитие затяжных пневмоний, увеличение печени, селезенки,
  • — замедляется выработка условных рефлексов, приобретеннные рефлексы ослабевают или совершенно исчезают.

Лечение

Лечебные врздействия у детей с рахитом направлены на устранение дефицита витамина D, нормализацию фосфорно-кальциевого обмена, ликвидацию ацидоза, усиление процессов остеообразования, меры неспецифической коррекции.

Медикаментозное лечение рахита у детей заключается в назначении витамина D. Существуют два применяемых у детей типа витамина D: D2 (эргокальциферол) растительного происхождения и витамин D3 (холекальциферол) животного происхождения. Эти два витамина отличаются химическим строением, а преимущество принадлежит холекальциферолу.

Холекальциферол выпускается в виде водного «АКВА-Д3» и масляного «Vigantol» растворов для приема внутрь. Принимать его нужно только под наблюдением лечащего врача и лабораторных исследований.

О гипервитаминозе могут говорить следующие симптомы : отсутствие аппетита, учащенное мочеиспускание, возможная рвота. При возникновении этих симптомов следует думать о гиперкальциемии. Причина беспокойства исчезает сразу после прекращения приема витамина D.

При обнаружении костных признаков рахита ребенку необходим осмотр врача-ортопеда.

Деформации костей у детей до 1 года исправляются достаточно легко без применения специальных методов лечения, только применением витамина D3.

После года деформации костей, особенно нижних конечностей, резко увеличиваются и требуется срочное лечение. У детей до 4 лет деформации нижних конечностей можно исправить консервативными методами за 2 — 3 месяца.

У старших детей для исправления деформации может потребоваться операция.

Уважаемые родители, не упускайте драгоценное время, обратите пристальное внимание на своих детей, приходите на консультацию к врачу-ортопеду вовремя!

Лабораторная диагностика в ООО «Евромед» включает определение витамина D, Ca (кальция), P(фосфора).

Источник

Оцените статью