Лечебная физкультура при мышечной дистрофии Дюшенна — Physical therapy for Duchenne muscular dystrophy
Лечебная физкультура при мышечной дистрофии Дюшенна
Специальность
неврология
Цель физиотерапии и трудотерапии при мышечной дистрофии Дюшенна — получить четкое представление о человеке, его социальных обстоятельствах и окружающей среде, чтобы разработать план лечения, который улучшит качество их жизни. Люди с МДД часто испытывают трудности в сфере ухода за собой, продуктивности и досуга. Это связано с последствиями расстройства, такими как снижение подвижности; снижение силы и устойчивости позы; прогрессирующее ухудшение функции верхних конечностей; и контрактуры. Эрготерапевты и физиотерапевты обращаются к ограничениям человека, используя значимые профессии и оценивая деятельность, используя различные оценки и ресурсы, такие как шинирование, фиксация, ручное мышечное тестирование (MMT), ROM, постуральное вмешательство и назначение оборудования.
СОДЕРЖАНИЕ
Ортезы
Шины, также называемые ортезами , предназначены для поддержания или улучшения ROM, предотвращения деформации и улучшения функции. Шины помогают поддерживать и удерживать конечности в растянутом состоянии, что задерживает или предотвращает возникновение контрактур, которые обычно поражают колени, бедра, ступни, локти, запястья и пальцы. Ортезы голеностопного сустава (AFO) можно использовать во время сна или в течение дня. Это делается для того, чтобы стопа не была направлена вниз и растягивала ахиллово сухожилие. Сохранение длины ахиллова сухожилия, также известного как икроножно-камбаловидный комплекс, чрезвычайно важно для ходьбы. Ортезы коленного сустава и голеностопного сустава (KAFO) также используются при ходьбе или стоянии и могут использоваться для продления ходьбы или для отсрочки возникновения контрактур нижних конечностей. Также были предложены ортопедические устройства, чтобы помочь людям, нуждающимся в механической опоре, стоять в вертикальном положении.
Стоячие устройства
Устройства, помогающие человеку с мышечной дистрофией Дюшенна, являются обычным подходом к лечению. Используются ортопедические устройства (как обсуждалось выше), а также специальные стоячие устройства, такие как стоячие рамы, стоячие инвалидные коляски и столы с функцией наклона. Стоячие устройства предназначены для стабилизации человека, чтобы он мог выдерживать вес и безопасно стоять в вертикальном положении, даже если он не может стоять самостоятельно. Исследования по определению преимуществ стоячих устройств немногочисленны, а рандомизированных исследований высокого качества не проводилось. Предлагаемые преимущества стояния в качестве терапии включают улучшенное удлинение мышц, улучшение диапазона движений бедер и нижних конечностей, возможность отсрочки начала сколиоза, улучшение плотности костей, уменьшение мышечных спазмов, улучшение функции дыхательная система и голос, снижение давления на кожу, улучшение сна и общего самочувствия.
Мануальное мышечное тестирование (MMT) и диапазон движений (ROM)
MMT используется для оценки мышечной силы, тогда как гониометрия или тесты ROM измеряют движение вокруг сустава. Эти тесты указывают на необходимость вмешательства, такого как пассивная и активная ROM, укрепление и шинирование. Пассивная ПЗУ в сочетании с использованием ночных шин может значительно улучшить контрактуры ахиллова сухожилия.
Упражнение
Устройства виртуальной реальности можно использовать, чтобы мотивировать человека выполнять определенные упражнения для верхних конечностей. Физиотерапевт может использовать это устройство для повышения внимания во время сессии , возможно , повышающей производительность сессии.
Посадка и расположение
Правильная посадка важна для предотвращения искривлений позвоночника. Тяжелый сколиоз часто встречается при МДД и может мешать сидению, сну и дыханию. Инвалидная коляска, которая установлена надлежащим образом, учитывает размер рамы, тип сиденья, поясничную опору и амортизацию, чтобы избежать пролежней. Он должен быть оборудован другими механическими устройствами, такими как возможность наклона, для обеспечения комфорта и защиты кожи. Кресла-коляски с электроприводом показаны большинству клиентов, которые больше не могут передвигаться, поскольку у них недостаточно силы верхних конечностей, чтобы самостоятельно управлять креслом-коляской с ручным управлением. МДД поражает многих людей в подростковом возрасте, поэтому реабилитологам крайне важно осознавать, что в это время может произойти значительное развитие. Без правильной посадки и постуральной поддержки на протяжении всего развития может произойти деформация. Это может привести к неправильному позиционированию. Для реабилитологов важно пересматривать пригодность инвалидной коляски человека так часто, как каждый год в подростковом возрасте. Другие приспособления к сидению и расположению могут включать опоры для головы и шеи, а также опоры для ног и рук.
Адаптивное оборудование и устройства
Есть много альтернативных вариантов передвижения, приспособлений для позиционирования и другого оборудования, которые могут прописать реабилитологи. К ним относятся ходунки или квадроциклы, которые можно использовать для людей, которые могут ходить, чтобы снизить риск падения. Кроме того, важны доски для переноса, механические подъемники и специальное образование для переноса, потому что при перемещении наблюдались переломы в результате остеопороза. Ручные лейки для душа и скамейки для ванны предназначены для того, чтобы люди могли в максимальной степени управлять своими собственными потребностями в уходе за собой. Люди, которые могут выдержать вес и сделать несколько шагов, могут использовать стулья для туалета, что дает им возможность посещать туалет самостоятельно. В дополнение к индивидуальной инвалидной коляске терапевт может также рассмотреть возможность назначения больничной койки, матрасов для снятия давления и пенных клиньев для правильного положения, чтобы предотвратить образование пролежней кожи, контрактур и деформаций. Также могут быть прописаны специализированные лотки, устройства ввода и программное обеспечение для облегчения использования компьютера. По мере прогрессирования МДД может потребоваться другое медицинское оборудование, такое как вентилятор или другие респираторные средства.
Развитие социальных навыков
Наряду с физическими трудностями у людей с МДД могут быть социальные проблемы, с которыми эрготерапевт может им помочь. Групповые занятия или индивидуальные программы, которые сосредоточены на механизмах преодоления депрессии, являются примерами того, что может облегчить трудотерапевт. Повышение самооценки для людей всех возрастов является важной частью обеспечения высокого качества жизни. Вмешательство трудотерапии может сыграть важную роль в поддержке развития социальных навыков посредством группового взаимодействия и другого жизненного опыта. Эрготерапевт может использовать различные психосоциальные схемы для разработки стратегий и техник, которые могут использовать люди, которые помогут им справиться с различными психосоциальными проблемами, с которыми они могут столкнуться.
Сексуальное здоровье
Сексуальность — это тема, которую многие люди чувствуют неловко обсуждать, и поэтому медицинские работники могут не обращать на нее внимания. Эрготерапевт обучит людей с МДД безопасным и эффективным способам сексуальной жизни. Такое образование может включать в себя различные формы секса, а также многочисленные позы, которые они могут выполнять.
Работа
Людям с МДД может быть сложно найти и сохранить работу. Эрготерапевт может сотрудничать с физическим лицом, работодателем и куратором, чтобы гарантировать, что рабочая среда человека является максимально благоприятной и доступной. Приспосабливая физическую рабочую среду, социальную среду и рабочие требования и руководящие принципы, человек может поддерживать значимую занятость, а также быть активом для своего работодателя. Это может повлиять не только на воспринимаемую самоэффективность человека, но и на его или ее финансовое благополучие.
Модификации дома
Если это является приоритетом для клиента, поддержание независимости часто является основным направлением вмешательств по трудотерапии. В доме существует множество препятствий, которые могут помешать клиенту быть максимально независимым. Домашние модификации и приспособления — это то, с чем может помочь эрготерапевт. Такие модификации могут включать: перила для безопасного передвижения и перемещения, лифты, адаптированные кухни, доступные для инвалидных колясок, и модификации ванной комнаты, такие как приподнятые сиденья унитаза или модифицированные ванны. Другими примерами являются адаптивное оборудование для компьютерных и видеоигр, подставки для езды на велосипеде и приспособления для удочек.
Досуг
Отдых или трудотерапия может поддерживать человек с МДД найти досуг , в которых имеет смысл для них , чтобы принять участие. Для расширения участия могут быть сделаны приспособления и приспособления.
Пропаганда
Для создания успешных терапевтических отношений важно координировать свои действия с членами семьи, друзьями и другими социальными ресурсами, чтобы обеспечить человеку с МДД как физическую, так и эмоциональную поддержку. Эрготерапевт может выступать в качестве адвоката своего клиента и может обучать окружающих в отношении информации о болезни, поддержке, ресурсах и других проблемах. Эрготерапевт также может предоставить своему клиенту инструменты, чтобы узнать, как обеспечить свою собственную защиту.
Источник
Особенности лечебной физкультуры при прогрессирующей мышечной дистрофии Беккера
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 15.05.2016 2016-05-15
Статья просмотрена: 6022 раза
Библиографическое описание:
Унтевская, В. Д. Особенности лечебной физкультуры при прогрессирующей мышечной дистрофии Беккера / В. Д. Унтевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 453-457. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29701/ (дата обращения: 22.09.2021).
Разработка мер профилактики и снижения заболеваемости, является важнейшей государственной задачей. Многие наследственные заболевания, в основе которых лежит нарушение мышечной ткани — мышечные дистрофии приводят к инвалидизации и смерти детей в достаточно раннем возрасте. Все они характеризуются мышечной слабостью, снижением глубоких рефлексов, атрофиями или псевдогипертрофиями различных групп мышц [1,2].
Среди всех патологий мышечного волокна наиболее частая и хорошо изученная форма– мышечная дистрофия Беккера. По данным большинства специализированных источников, отмечается доброкачественность течения данной патологии и достаточно поздний возраст начала заболевания [4].
Мышечная дистрофия Беккера имеет большое разнообразие клинических проявлений. В типичных случаях заболевание возникает в возрасте 10-20 лет, иногда несколько раньше или позже. Первые признаки — слабость, утомляемость при длительных физических нагрузках. Выраженные боли в ногах, иногда с судорогами, являются самыми ранними симптомами заболевания у трети пациентов [2,6]. Эти симптомы могут сохраняться несколько лет. Наиболее частые жалобы на ранних стадиях болезни являются трудности при подъеме по лестнице, утомления при беге, длительной ходьбе, частые падения. Постепенно затрудненной становится ходьба, вставание с низкого стула. При вставании больные прибегают к использованию вспомогательных приемов: вставание «лесенкой» или «взбирание по самому себе». Отмечается изменение походки по типу «утиной». Атрофии мышц развиваются преимущественно в области тазового пояса, бедер. В сравнении с нижними конечностями, верхние конечности длительно остаются интактными. Главным признаком являются псевдогипертрофии различных групп мышц, особенно икроножных. У отдельных детей псевдогипертрофии мышц достигают значительной степени выраженности. В более поздних стадиях возникают псевдогипертрофии дельтовидных мышц [3,5].
С целью оптимизации методов лечебной физкультуры для детей с прогрессирующей мышечной дистрофией Беккера было обследовано 24 ребенка с данным заболеванием в возрасте от 6 до 10 лет. Диагноз у всех пациентов был подтвержден методами молекулярной диагностики с обнаружением делеций различных экзонов гена дистрофина.
Самыми частыми жалобами у обследованных пациентов были жалобы на изменение походки (75,0 %), гипертрофию икроножных мышц(70,8 %), боли в области икроножных мышц (45,8 %), быструю утомляемость после физической нагрузки(37,5 %), одышку и кашель после физической нагрузки(29,5 %), спотыкания и падения при ходьбе (25,0 %), общую мышечную слабость(18,3 %). В результате антропометрического обследования у 85,0 % детей было выявлено низкое физическое развитие. Половина детей имели костно-суставные деформации в виде сколиоза грудного и поясничного отделов позвоночника, плоскостопия.
Анализ данных электрокардиографии выявил практически у всех детей отклонения от нормы: у большинства — 83,3 % — нарушение сердечного ритма в виде синусовой аритмии, у 16,7 % — синдром временного перевозбуждения желудочков, у 12,5 % — нарушения атриовентрикулярной и желудочковой проводимости.
С учетом проведенных обследований мы разработали рекомендации для детей с дистрофией Беккера по выполнению лечебных упражнений и реабилитационных мероприятий, которые помогли сохранить полный объем активных движений. В связи с вышеизложенным основными задачами лечебной физкультуры являются:
– сохранение, поддержание и развитие силы мышц;
– профилактика или коррекция нарушений осанки;
– предотвращение развития плоскостопия;
– обучение детей всем видам дыхательных упражнений;
– упражнения, направленные на нормализацию сердечного ритма;
– обучение элементам расслабления;
– повышение психоэмоционального статуса ребенка.
Самое главное, донести до ребенка, что он должен вести достаточно активный образ жизни. Средства лечебной физкультуры будут способствовать повышению тонуса организма. При первых жалобах лучше использовать избирательный массаж наиболее пораженных мышц, особенно икроножных, упражнения в теплой воде в ванне, включающие все движения нижних конечностей и таза. Занятия необходимо проводить 2 раза в день по 12-15 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 25-30 минут. Занятия могут проводиться из различных исходных положений со следующей последовательностью их смены: лежа на спине, на боку, на животе, стоя на четвереньках и стоя.
Особое внимание уделяется поддержанию мышечного тонуса голеностопного сустава, состояние которого во многом определяет качество ходьбы. С этой целью используются как активные, так и пассивно активные упражнения в данном суставе. Общеразвивающие упражнения вначале применяются с минимальной дозировкой. В начале курса повторение каждого упражнения составляет 2-4 раза, затем количество повторений постепенно увеличивают, тренируя силу и выносливость. Упражнения подбираются с предметами и без предметов.
Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в комплексной реабилитации ребенка. К особенностям применения подвижных игр в детском возрасте относятся их эмоциональная насыщенность, на фоне которой значительно возрастают функциональные резервные возможности организма, а рассеянная мышечная нагрузка предупреждает утомление, и то, что игры являются специфическим видом детской деятельности. Однако, проводя лечебные упражнения необходимо обязательное регулирование физической нагрузки, в соответствии с двигательным режимом ребенка и стадией заболевания.
Таким образом, своевременная реабилитация и включение соответствующего комплекса лечебной физкультуры, как вспомогательного средства в терапию мышечной дистрофии Беккера поможет длительное время сохранить пациенту самостоятельность и даже трудоспособность.