- Лечебная физическая культура при черепно-мозговой травме (ЧМТ)
- Медицинские науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Лечебная физкультура при черепно-мозговых травмах
- История развития лечебной физической культуры. Черепно-мозговая травма с медицинской точки зрения. Общие основы методики проведения занятий при повреждениях головного мозга. Система упражнений лечебной физической культуры при черепно-мозговых травмах.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Лечебная физическая культура при черепно-мозговой травме (ЧМТ)
Медицинские науки
- Мифтахов Алмаз Фаридович , магистр, старший преподаватель
- Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал)
- ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА
- ТРАВМА
- ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- УШИБ
- ПОВРЕЖДЕНИЕ
Похожие материалы
Наша жизнь непредсказуема. Мы не может знать, что произойдёт завтра, сегодня и даже через час. Если у нас хорошо сейчас, то это не означает, что через минуту всё будет совершенно так же, мы можем в любой момент упасть, ушибиться, одним словом травмироваться. Последствия не самые лучшие, как вы знаете — это травма. Травмы бывают разные (вывихи, ушибы, раны, переломы, растяжения и так далее), но в этой статье мне бы хотелось больше рассказать вам о черепно-мозговых травмах. Почему именно черепно-мозговая травма? Потому что по статистике это самый распространённый вид травм и одна из важных причин инвалидизации во всём мире. Лечебная физическая культура помогает человеку после черепно-мозговых травм быстрее адаптироваться.
Черепно-мозговая травма — это травмированы кости черепа и мозговая оболочки, нервы, головной мозг, сосуды. Они могут быть травмированы разом или отдельно друг от друга.
Причины
- ДТП (дорожно-транспортное происшествие): водители, пассажиры общественного транспорта, сбитые автотранспортом пешеходы;
- Бытовые травмы — несчастные случаи, возникающие вне работы (в доме, квартире, во дворе и т.д.). В основном это случайные падения, удары, побои, драки;
- Производственные травмы — несчастный случай, возникающий на рабочем месте. На производстве получают такие травмы: телесные раны, тепловые удары, воздействии электрического тока и так далее;
- Спортивные травмы — это повреждения тканей, возникающие при занятиях физическими упражнениями. Часто они возникают при занятиях боксом, хоккеем, борьбой, футболом.
Классификации черепно-мозговых травм
Классификации черепно-мозговых травм различают:
- По степени тяжести выделяют несколько видов: легкая степень — сотрясение головного мозга, незначительные повреждения; средняя степень — серьезный повреждения; тяжелая степень — повреждение головного мозга тяжелой степени, острое сдавление головного мозга.
- По характеру травмы бывают: открытыми — это когда сухожильный шлем, кости, мягкие ткани были повреждены; закрытыми это когда нет повреждений, но иногда бывает повреждение кожи.
- По виду повреждения выделяют: изолированную (когда отсутствуют какие-либо внечерепные повреждения), сочетанную (одновременное наличие ЧМТ и повреждений других органов и систем) и комбинированную черепно-мозговую травму (если одновременно воздействует несколько видов энергии — механическая, лучевая, химическая и т.д.).
Симптомы ЧМТ
- Потеря памяти;
- Головокружение и различные головные боли;
- Рвота, тошнота;
- Нарушение речи;
- Шум или звон в ушах;
- Гематомы;
- Искривление лица;
- Галлюцинация;
- Неадекватное поведение.
Обращайтесь к травматологу или вызывайте скорую помощь, если вы заметили вышеуказанные симптомы черепно-мозговой травмы после недавнего повреждения головы. Также обратитесь к врачу в течение нескольких часов, если даже вы не чувствуете никаких симптомов из вышеперечисленного списка и чувствуете себя хорошо, то помните, что отек мозга и различные гематомы могут проявиться через день или больше.
Последствия черепно-мозговых травм
В зависимости от тяжести травмы у пациента могут наблюдаться:
- ухудшение памяти и концентрации внимания
- депрессия
- приступы беспричинной тревоги
- снижение работоспособности, физических способностей
- быстрая утомляемость
- частичная или полная потеря зрения
- проблемы со сном
- нарушение дыхания, кровообращения, речи, двигательной активности
- ухудшение моторики и функции опорно-двигательного аппарата
- эпилепсия и др.
Все последствия плохо сказываются, ведь все это может беспокоить пациента много лет или даже всю жизнь, и не важно, что травма была не такой уж и тяжёлой
Задачи лечебной физической культуры (ЛФК)
ЛФК при ЧМТ ставит перед собой определенные задачи. Сейчас мы рассмотрим основные:
- Приспособить человека к размеренной жизни;
- Вернуть человека к жизни до травмы;
- Обеспечить в нервной системе устойчивость;
- Привыкание организма к физическим нагрузкам;
- Нормализация двигательной сферы больного.
Стоит сказать о том, что есть некоторые моменты, которые необходимо помнить всегда, прежде чем переходить к комплексу упражнений:
- Не прекращайте заниматься, ведь непрерывное занятие лечебной физической культуры даёт желательный результат даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и благоприятствует возвращению пострадавшего человека к деятельной жизни.
- Вначале выполняй простые, лёгкие упражнения, а по мере прогрессирования состояния переходите к тяжелым тренировочным упражнениям.
- Старайтесь добросовестно выполнять упражнения. Это позволит вам получить от выполняемого лечебного комплекса максимальную пользу.
- При выполнении упражнений, если вы почувствовали боль, то немедленно нужно прекратить. Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений.
- Следите за нормальным ритмом повторений физических упражнений, ведь это способствует длительному сохранению работоспособности.
- Следите за актом дыхания.
Комплекс упражнений
В разных периодах выполняется разного характера упражнения. В данный момент мы все их рассмотрим:
- Начальный период — это первый чутки после травмы. В данный период лечебная физическая культура не используется.
- Ранний период — это 2-5-е сутки после ЧМТ. Именно в конце раннего периода начинайте выполнять специальные дыхательные упражнения. Включает в себя 5-7 упражнений, чистота выполнения минимальный 2-3 раза, темп медленный. Вначале упражнения выполняйте 1 раз в день, но по мере улучшения время занятий увеличивайте. Исключите упражнения для головы, так как оно может вызвать тошноту, рвоту, головокружение и так далее.
- Промежуточный период — это 5-30-е сутки. Расширьте программу дыхательного упражнения. Начните выполнять упражнения общеукрепляющего характера и лечение положением. Самые главные упражнения в данном периоде это упражнения для головы: опускание, поднимание, повороты, круговые движения. Исходное положение может быть лёжа или сидя. Выполняйте всего лишь 1-2 раза. Дозировку повышайте после освоения и улучшения.
- Поздний период — это 1-4-й месяц после тяжёлой травмы. Включите в свою тренировку: ортостатическую гимнастику, общий и специальный массаж. В данный период упражнения выполняются в разных исходных положениях (стоя, сидя), темп значительно увеличьте. 5-15 минут начните уделять трудотерапии.
- Резидуальный период — длится до 2-х лет. Также выполняйте общеукрепляющую и специальную гимнастику значительно дольше. Начните восстанавливать или компенсировать утраченные бытовые и трудовые навыки. Увеличивайте время трудотерапии.
Вот мы и подошли к концу, мы рассмотрели самую маленькую часть ЛФК при ЧМТ. В заключении, мне хочется вам напомнить, что лечебная физическая культура самая главная помощь при реабилитации больного в домашних условиях. Напрямую лечение зависит от тяжести повреждения и может заключаться в приеме медикаментов, хирургическом вмешательстве, лечебной физической культуре. Оздоровление проходит индивидуально: некоторым пациентам надо возобновить двигательные навыки, а иным избавиться от головной боли, наладить сон, поэтому не нужно заниматься самолечением, а нужно сходить и проконсультироваться с врачом. Он подберет вам индивидуальное лечение. Ведь описанные в данной статье упражнения могут не всем подойти. Будьте осторожны, берегите себя!
Список литературы
- Большая медицинская энциклопедия. М., 1989.
- Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура. — М., 2006.
- Доброхотова Т. А. Исходы черепно-мозговой травмы// Нейротравматология / Под ред. А. Н. Коновалова, Л. Б. Лихтермана, А. А. Потапова. — М., 1994.
- Крупин Е. Н. Организационная проблема лечения больных с легкой черепно-мозговой травмой//1 съезд нейрохир. РФ.: Тез. докл. — Екатеринбург, 1995.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Лечебная физкультура при черепно-мозговых травмах
История развития лечебной физической культуры. Черепно-мозговая травма с медицинской точки зрения. Общие основы методики проведения занятий при повреждениях головного мозга. Система упражнений лечебной физической культуры при черепно-мозговых травмах.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.05.2014 |
Размер файла | 47,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный университет
по физической культуре
на тему: ”Лечебная физкультура при черепно-мозговых травмах”
студента 1го курса
1. Краткая история развития лечебной физической культуры
2. Особенности метода лечебной физической культуры
3. ЧМТ с медицинской точки зрения
4. Общие основы методики проведения занятий при повреждениях головного мозга
5. Система упражнений лечебной физической культуры при черепно-мозговых травмах
1. Краткая история развития лечебной физической культуры
лечебный травма мозг физический
Физические упражнения в оздоровительных целях использовались на протяжении многих тысячелетий. Наиболее ранние рукописи, в которых говорится о лечебном действии движений, найдены в Китае. Они относятся к 2000-3000 г.г. до н.э. Из них мы узнаем о том, что в древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где не только обучали лечебной гимнастике и массажу, но и применяли их в процессе лечения больных. Дыхательные упражнения, пассивные движения, упражнения с сопротивлением использовались при заболевании органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба).
О раннем развитии лечебной гимнастики свидетельствуют и находки в Индии. В священных книгах Веды (1800 г. до н.э.) говорится о роли пассивных и активных движений, дыхательных упражнений, массажа в лечении различных болезней.
В древней Греции лечебная гимнастика достигла особенно высокого развития в период освобождения науки от религии и развития естествознания. Широко пропагандировали лечебную гимнастику философы Платон и Аристотель.
Основоположник клинической медицины Гиппократ (ок. 460 — ок. 377 г.г. до н.э.) большую роль в лечении болезней отводил диете и лечебной гимнастике. Причем он считал, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ подробно описывал применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.
В Риме лечебная гимнастика также занимала большое место. Своими работами в этой области был известен Гален (130- 200 г.г. н.э). Он использовал опыт греков, широко применяя не только лечебную гимнастику, но и трудотерапию. Большое значение придавал лечебной гимнастике и массажу Целий, применяя их при параличах с использованием специальных аппаратов (механотерапия) для пассивного сгибания и разгибания конечностей.
В средние века, в период господства церкви, наука находилась в упадке, резко замедлилось и развитие медицины, в том числе и лечебной гимнастики.
В IX — X в.в. произошел некоторый сдвиг в медицине. Выдающийся врач и ученый Авиценна ( 980-1037 г.г.) в своем труде « Канон медицинских наук» отразил все достижения среднеазиатской, иранской, арабской медицины. В одной из своих книг он теоретически обосновал значение солнечной и воздушных ванн, режима питания и использования физических упражнений, пешеходных прогулок, занятий гимнастикой. Он подробно описал ряд гимнастических и прикладных упражнений.
Эпоха Возрождения (XV- XVII в.в.) характеризуется расцветом наук и искусств, освобождением естествознания от теологии, развитием анатомии, физиологии. К наиболее значимым работам того времени относятся:
«Искусство гимнастики» Меркуриалиса, «Врачебная гимнастика» Тиссо.
В XVIII и особенно в XIX в.в появляется много работ о лечебном значении физических упражнений. В начале XIX века получила распространение шведская « система врачебной гимнастики», основателем которой был П. Линг. Эта система оказала значительное влияние на развитие лечебной гимнастики в Европе.
В России начали применять движение с лечебной целью в XVI-XVII веках, причем уже в те времена использовали сочетание движений с тепловыми процедурами при травматических повреждениях. Среди ученых в это время были хорошо известны: М. В.Ломоносов, А.П. Протасов, С.Г. Забелин.
В конце XIX века создаются частные врачебно-механические институты в Петербурге и Москве под руководством иностранных ученых.
Материалистические взгляды в понимании лечебной гимнастики отражены в работах П.Ф. Лесгафта, А.П. Полунина, С.П. Боткина и др. Их работы основаны на переводах философских идей революционных демократов: А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.
Великая Октябрьская Революция 1917 г. в России создала все условия для всестороннего развития духовных и физических способностей человека.
Появились реальные возможности для организации научно обоснованной лечебной физической культуры (ЛФК), призванной служить интересам народа. В 1921 г. В.И Лениным было подписано постановление Совета народных комиссаров о домах отдыха. В постановлении указывалось на необходимость физических упражнений с оздоровительной целью. В 1923 г. вышло в свет первое руководство «Физическая культура на курортах», а в 1926 было издано руководство под названием «Физическая культура как лечебный метод».
Лечебная физическая культура стала широко применяться и в Красной Армии. Инициатором был начальник Военно-Санитарного управления Красной армии — З.П. Соловьев. В 1925 г. в институтах физической культуры в Москве и Ленинграде были открыты кафедры лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура начинает применяться в стационарах, поликлиниках, акушерстве и гинекологии. В 1934 г. под редакцией Б.А. Ивановского вышел сборник «Физическая культура как лечебный фактор».
Особенно широко лечебная физическая культура применялась во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. при повреждениях опорно- двигательного аппарата, ранениях грудной клетки, черепа, брюшной полости.
Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановление нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.
В послевоенный период расширилась сфера применения лечебной физической культуры.
Сейчас физические упражнения как одно из основных средств лечения используются в больницах, санаториях, поликлиниках, на курортах. Ведутся углубленные исследования роли физических упражнений в клиническом лечении при оперативных вмешательствах на сердце, легких, а также при многих других заболеваниях.
2. Особенности метода лечебной физической культуры
Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма — движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма — может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.
Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения (режимов активности). Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.
Физические упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей (например, посторонние разговоры и т.п.).
Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.
Упражнениям на волевое активное расслабление мышц следует обучать с первых занятий. Этот вид физических упражнений для начинающих является относительно трудным. Вначале может наблюдаться повышение тонусы мышц и скованность движений. Более легко расслабление можно выполнять непосредственно после энергичного мышечного напряжения. Эффективность физических упражнений при музыкальном сопровождении усиливается.
3. ЧМТ с медицинской точки зрения
Повреждение мозга и мозговых оболочек, наступающее вследствие травмы головы. При сотрясении мозга нет грубых структурных изменений в мозгу. Одни исследователи считают, что при сотрясении мозга возникают изменения в области связей нервных клеток, другие находят сосудистые расстройства в мозгу, выражающиеся в расширении сосудов и точечных кровоизлияниях в оболочках и веществе мозга. Помимо этого, при сотрясении мозга наблюдается нарушение циркуляции спинномозговой жидкости, отёк, набухание мозга и связанное с этим повышение внутричерепного давления.
При сотрясении мозга наступает разлитое охранительное торможение в коре головного мозга; оно может распространиться и на подкорку мозга.
Основными признаками черепно-мозговой травмы являются: потеря сознания (различной продолжительности, от нескольких минут до нескольких часов), замедленный пульс, тошнота, нередко рвота, ретроградная амнезия (больной не помнит о происшедшем и о периоде, предшествующем травме). В первые дни отмечаются головная боль, головокружение, шум, звон в ушах, общая слабость. Иногда наблюдается ригидность мышц затылка и др.; может быть небольшое повышение температуры. Давление спинномозговой жидкости обычно повышено
(250-300 мм). Случаи смерти редки. Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую форму сотрясения мозга. После тяжёлой сотрясения мозга иногда надолго остаются головная боль, головокружение, нервно-сосудистые нарушения, эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость, снижение памяти и работоспособности; больные не переносят жары, шума, даже малых доз алкоголя.
Степень и длительность нарушений зависят от тяжести травмы, возрастных, типовых и индивидуальных особенностей пострадавшего, общего состояния организма и т.д. Клиническая картина сотрясения мозга сходна с контузией мозга, при которой имеются очаговые симптомы (парезы и параличи). Лечение с точки зрения традиционной медицины: госпитализация, постельный режим, холод на голову, внутривенные вливания глюкозы и хлористого натрия в виде гипертонических растворов, а также сернокислой магнезии, которую можно вводить и внутримышечно; при повышенном внутричерепном давлении делают поясничный прокол.
4. Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга
К повреждениям головного мозга относятся: острое поражение мозгового кровообращения (инсульт и апоплексия), травмы, заболевания (энцефалит) и опухоли.
При поражениях головного мозга, выражающихся в парезах или параличах любой этиологии ( травма, инсульты, заболевания), проводится комплексное лечение больного, направленное на предупреждение развития контрактур в суставах конечностей и трофических нарушений (пролежни); на борьбу с застойными явлениями в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит, трофические язвы); на нормализацию работы всех органов и систем: кровообращение, дыхание, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из одного положения в другое. В комплексное лечение, кроме лечебных мероприятий, входит обучение больного передвижению и ходьбе — вначале с опорой, ходилками — четырехножками, палкой, а затем без опоры; обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой: корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение самообслуживанию и трудовым процессам.
Процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название медицинской реабилитации. По решению всемирной организации здравоохранения принято различать два периода реабилитации — больничный и послебольничный. Лечебная физическая культура широко используется в медицинской реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие периоды.
Период ЛФК — это отрезок времени, характеризующий анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом.
В лечебной физической культуре различают три периода:
Первый период (вводный) — острый, щадящий, период вынужденного положения, или иммобилизации. Анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушено. Так, например, при черепно-мозговой травме в первом периоде имеются анатомические нарушения целостности костей и внутричерепного содержания и нарушение функций поврежденного органа, а также целого ряда других, связанных напрямую с деятельностью головного мозга.
В этом периоде физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная, с максимальным подъемом в середине основной части занятия лечебной гимнастикой. Отношение дыхательных общеразвивающих упражнений к специальным 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия составляет около 13 времени всего занятия.
Второй период (основной) — функциональный, период восстановления функций. Анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко нарушена. Например, при черепно-мозговой травме иммобилизация снята, костное повреждение устранено, но функции головного мозга ограничены. Во втором периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 12 времени всего занятия.
Третий период (заключительный) — тренировочный, период окончательного восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после черепно-мозговой травмы наступило полное восстановление: черепная кость окрепла, общее состояние органа приблизилось к норме, но большие физические нагрузки -висы, упоры, поднятие тяжестей — больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений.
В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:3 или по мере необходимости. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 23 времени всего занятия.
В первом периоде занятия ЛФК проводятся в течение короткого времени несколько раз в день. В занятии используется одно исходное положение. Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнения медленный. Физиологическая кривая одновершинная. В занятия включается лечение положением, пассивная разработка суставов, в которых имеется ограничение движений.
Во втором периоде продолжительность занятий составляет около получаса. Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2. Темп выполнения упражнений средний и медленный. Физиологическая кривая двух- и трехвершинная. Продолжается лечение положением и пассивная разработка суставов. В этом периоде в занятия включаются упражнения с предметами, обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями, переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с опорой и без.
В третьем периоде занятия продолжаются несколько часов (включая одевание и снятие ортопедической аппаратуры). Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2, 1:3. Темп выполнения упражнений разный. Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на снарядах, тренажерах. Максимальное внимание уделяется восстановлению координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам, лечебному плаванию и элементам спорта — волейбола, баскетбола, ходьбы на лыжах и др.
5. Система упражнений лечебной физической культуры при черепно-мозговых травмах
Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям дает картину тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного мозга относятся порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).
При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику — за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При порезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.
Существует система — целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом.
В начальном периоде — (первые сутки) — черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.
В раннем периоде (I) — (2-5-е сутки) — применяют специальные дыхательные упражнения, общее и локальное лечение положением. При благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода начинают занятия специальной лечебной гимнастикой. Используют в основном пассивные и полупассивные упражнения. Упражнения выполняются в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга исключаются упражнения для головы, т.к. они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале включаются 5-10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по
2-3 раза, остальные по 2-4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен до 15-20 мин.
В промежуточном периоде ( II ) — (5-30-е сутки) — стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере — это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической — астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций. В этом периоде расширяют программу дыхательных упражнений, продолжают лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную лечебную гимнастику. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Расширение программы лечебного дыхания заключается в том, что больной активно принимает необходимые исходные положения и выполняет дыхательные упражнения, обучается диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания.
Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в минимальной дозировке (1-2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больным совместных движений головой и туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1-2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение походки).
Занятия во II периоде производятся 3-4 раза в день, продолжительность их 30-50 мин. При отсутствии или незначительном появлении двигательных нарушений, а также при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить общеукрепляющий массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые дозируют в зависимости от неврологического и соматического состояния больного.
Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств ( в основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями функции равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики. Вначале они имеют полупассивный характер, т.е. выполняются со значительной помощью инструктора, а затем становятся более активными.
В позднем восстановительном периоде (III) — (4-5-я неделя после тяжёлой травмы) — при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех опорно-двигательных навыков. Продолжают проводить дыхательные упражнения, лечение положением и некоторые пассивные движения.
Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное. Однако все эти методы лишь дополняют активные движения. В занятия включаются упражнения на координацию, с предметами, в положении вниз головой — в висе, на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в каждом случае индивидуально. В III периоде назначается трудотерапия.
Восстановительные мероприятия имеют ряд особенностей. Так, при выполнении дыхательных упражнений не допускается гипервентиляция, которая может провоцировать эпилептоидные приступы и усиливать опасность возникновения поздних эпилептических припадков.
Если продолжить говорить о специальных активных упражнениях в позднем восстановительном периоде, то необходимо отметить, что они должны быть строго дозированными, целенаправленными и адекватными локальному неврологическому статусу. Характер, число и очередность упражнений подбирают для больного строго индивидуально. При вялых парезах и параличах подобный выбор упражнений облегчается предварительной оценкой мышечной системы больного по общепринятой пятибалльной системе.
В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые часто возникают у больных. Борьбу с этим дефектом ведут с помощью фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений. Особое место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном вращающемся столе — первый этап восстановления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий (в разные сроки — от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению.
Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания — наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т.д.
Помимо вышеуказанных упражнений, применяют специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т.д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др.
В резидуальном периоде — проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.
Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.
Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций. Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обуславливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях. Комплекс восстановительно- компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации.
Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов.
В более поздние периоды при обучении стоянию и ходьбе применяют комбинированные методы, необходимые для лечения и компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Обучение попеременному напряжению мышц-антогонистов и восстановление правильного рисунка шага при пирамидной патологии, изменение темпа и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий и динамическая поддержка головы петлей Глиссона при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии — все эти методы восстановительно-компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности.
Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни.
Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений. Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного. Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере Улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям.
Примерная схема проведения лечебной гимнастики при заболеваниях головного мозга, в том числе травматического характера.
1. Ознакомление с самочувствием больного и правильностью положения, определение пульса.
2. Упражнение для здоровой руки (4-5 раз ) с вовлечением (круговые) лучезапястного и локтевого суставов.
3. Упражнения в сгибании и (3-4 раза ). Разгибание с помощью выпрямлении больной руки в здоровой руки локте .
4. Дыхательные упражнения (3-4 раза) Вдох, выдох .
5. Упражнение для здоровой ноги (4-5 раз) Круговые, пассивные .
6.Упражнение в приподнимании и (3-4 раза ) Поочерёдно; вариант: опускании плеч, сведение и разведение, руки пассивны. Сочетать сфазами дыхания.
7. Пассивные движения в суставах(3-5 минут )Ритмично, с возрастающей кисти и стопы (круговые, амплитудой вверх-вниз и др.). Сочетать с поглаживанием и растиранием.
8. Ротация здоровой ногой (4-6 раз). Активно с большой амплитудой.
9. Ротация больной ноги (4-6 раз). При необходимости помогать и усиливать внутреннюю ротацию.
10. Дыхательное упражнение (3-4 раза) Вдох, выдох средней глубины.
Примечания: 1. Во время процедуры делать паузы для отдыха продолжительностью 1-2 минуты.
2. После процедуры обеспечить правильное положение конечностей.
В позднем периоде лечения комплекс физических упражнений усложняется.
Лечебная физическая культура даётся в положении сидя и стоя. Включается ходьба в различных вариантах (ходьба с постепенным ускорением и замедлением), обучение самообслуживанию. Упражнения с предметами, элементы игр.
1) «Лечебная физическая культура», В.А. Епифанов и др. Москва, Медицина 1987г.
2) «Справочник по детской лечебной физкультуре», М. Фонарёв Ленинград, Медицина 1983
3) «Физическое воспитание в специальных медицинских группах» Э.Г. Булич
4) «ЛФК и массаж», П.И. Готовцев Москва, Медицина 1987
5) «Лечебная физическая культура», С.Н. Попов, И.С. Дамскер Москва, Физкультура и спорт 1988
6) «Спортивная медицина, лечебная физическая культура» Н.Д. Граевская, С.Н. Попов Москва, Физкультура и спорт 1985
7) «Физическое воспитание и реабилитация студентов с ослабленным здоровьем» А.В. Чоговидзе Москва, Высшая школа 1986
8) «Большая советская энциклопедия» (том 40, 43) Б.А. Введенский Москва, 1957
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Черепно-мозговые повреждения, их распространенность и основные причины. Классификация черепно-мозговых травм. Открытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга, его клинические симптомы. Степени ушибов головного мозга. Переломы костей черепа.
презентация [7,2 M], добавлен 05.03.2017
Повреждения черепа и головного мозга. Летальность, средний возраст большинства пострадавших. Критерии классификации черепно-мозговых травм, ее клинические формы. Сотрясение и ушиб головного мозга. Диффузное аксональное повреждение головного мозга.
презентация [3,1 M], добавлен 12.12.2016
Общее понятие о сотрясении мозга и черепно-мозговой травме. Явные признаки ушиба головного мозга. Порядок действий по оказанию помощи жертве дорожно-транспортного происшествия. Характеристика правил транспортировки пострадавших в лечебное учреждение.
презентация [485,0 K], добавлен 13.11.2014
Принципы диагностики и лечения, а также организация сестринского процесса при черепно-мозговых травмах и коме. Реаниматология и ее задачи. Порядок оказания первой помощи больному с сотрясением мозга. Терапия при токсических и гиперлактацидемических комах.
контрольная работа [34,1 K], добавлен 19.05.2010
Понятие черепно-мозговой травмы как повреждения механической энергией черепа и внутричерепного содержимого. Основные причины возникновения черепно-мозговых травм: бытовой и дорожно-транспортный травматизм. Механизм повреждений, их клиническая картина.
презентация [2,8 M], добавлен 17.04.2015
Источник