Лечебная физкультура ортопедического профиля

Ортопедические заболевания: массаж, лфк как один из методов лечения

Ведущие специалисты в области травматологии и ортопедии

Шамик Виктор Борисович

Шамик Виктор Борисович, Профессор кафедры детской хирургии и ортопедии РостГМУ, Доктор медицинских наук, Член диссертационного совета Ростовского медицинского университета по специальности «детская хирургия», Член ученого совета педиатрического факультета, Врач детский травматолог-ортопед высшей квалификационной категории

Запись на прием к специалисту

Винников Сергей Владимирович

Винников Сергей Владимирович, Детский травматолог-ортопед травматолого-ортопедического отделения для детей поликлиники МБУЗ «Городская больница №20» города Ростова-на-Дону

Запись на прием к специалисту

Фоменко Максим Владимирович

Фоменко Максим Владимирович Кандидат медицинских наук. Заведующий отделением травматологии и ортопедии для детей, кандидат медицинских наук, детский травматолог-ортопед высшей категории

Запись на прием к специалисту

Лукаш Юлия Валентиновна

Лукаш Юлия Валентиновна Кандидат медицинских наук, врач травматолог-ортопед, доцент кафедры детской хирургии и ортопедии

Запись на прием к специалисту

Редактор страницы: Крючкова Оксана Александровна

Ортопедические заболевания: массаж, лфк как один из методов лечения

Лечебный массаж представляет собой совокупность специальных манипуляций, посредством которых с лечебно-профилактической целью оказывается механическое воздействие на ткани и органы больного. Основными приемами массажа являются: поглаживание (effleurage), разминание (petrissage), растирание (friction), поколачивание (tapotement), вибрация (vibration) . Последний прием выполняется преимущественно специальным прибором— вибратором.

В основе биологического действия массажа лежат сложные физико-химические изменения (перераспределение крови и лимфы, ускорение их тока, расширение кровеносных и лимфатических сосудов, увеличение содержания гемоглобина, числа эритроцитов и лимфоцитов в Периферических сосудах, повышение температуры кожи, повышение обменных, окислительно-восстановительных и регенеративных процессов, усиление секреторной функции желез и др.), наступающие в тканях и органах в результате механических (раздражений рецепторов кожи. Улучшая циркуляцию . тканевых соков, массаж повышает питание тканей и таким путем восстанавливает функцию тканей. Помимо прямого влияния, массаж оказывает и рефлекторное воздействие на отдельные органы и ткани, а также на весь организм в целом через посредство нервных окончаний анимального и вегетативного аппарата, которые заложены в коже (А. Е. Щербак и др.).

Эффективность массажа значительно увеличивается при сочетании его с другими физиотерапевтическими процедурами и физическими упражнениями.

Перечисленные основные приемы массажа должны систематически чередоваться один за другим, особенно часто и более длительно повторяют поглаживание. Массаж показан при рахите, полиомиелите, спастических параличах, невритах, артритах, ограничении подвижности суставов, трофических расстройствах, плоскостопии, сколиозе, при травматических повреждениях опорно-двигательного аппарата, при подготовке культей к протезированию и т. д. Противопоказаниями для применения массажа являются: кровоточивость, заболевания кожи, тромбофлебиты, острые воспалительные процессы,

лихорадочное состояние (повышение температуры тела выше 37,5°), Продолжительность массажа и курс лечения определяются характером заболевания и его течением. Во время массажа мышцы массируемого должны быть расслаблены, весь участок тела, подлежащий массажу, должен быть полностью освобожден от одежды. Температура помещения должна быть не ниже 20°. Маленьким детям массаж лучше, производить при положении ребенка лежа на жесткой кровати, даже если массаж производится на верхних конечностях.

В последние годы ручной массаж часто сочетают с водолечебными процедурами в виде «подводного массажа» в теплой водяной ванне.

В зависимости от характера патологического процесса массаж может быть общим или местным. В ортопедии, наиболее часто применяется местный массаж.

Лечебная физическая культура

Для восстановления нарушенных функций, профилактики и устранения различных деформаций три заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата современная ортопедия широко использует физические упражнения.

Нередко лечебная физическая культура является единственным эффективным и самостоятельно применяемым методом (дефекты осанки, начальные степени сколиоза, плоскостопие). Когда же требуется оперативное вмешательство, лечебная физическая культура является составной частью комплексного лечения и применяется как в предоперационном периоде с целью подготовки (например, укрепления мышцы для ее пересадки), так и в послеоперационном периоде с целью реализации созданных операцией предпосылок для восстановления функции (в данном примере — воспитание новой функции пересаженной мышцы).

Основу лечебной физической культуры вообще составляют физические упражнения, а также различные виды физической культуры и даже спорта, применяемые с лечебной целью.

При лечении повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата применяются главным образом гимнастические упражнения как наиболее доступные для ортопедических больных, наиболее поддающиеся точной дозировке и избирательному действию на различные мышечные группы. Поэтому в литературе нередко встречается другое наименование «лечебная гимнастика» вместо «лечебная физкультура», и это, как мы видим, имеет свои основания. Однако полностью отождествлять эти понятия нельзя, так как лечебная гимнастика является лишь частью, хотя и основной, лечебной физкультуры.

Физические упражнения могут быть классифицированы но нескольким признакам. В

ортопедической практике целесообразно пользоваться классификацией упражнений по анатомическому признаку: упражнения для рук, ног, туловища, головы (или для мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей) и физиологическому действию; упражнения на расслабление, растягивание, координацию, равновесие, силу, выносливость, быстроту и т. д.

Физические упражнения могут выполняться в различных исходных положениях тела: сидя, лежа» стоя на коленях, четвереньках, в основной стоике, в висе, в колено-локтевом положении. Все движения человеческого тела разделяются на активные, производимые самим больным, и пассивные, производимые с посторонней помощью.

В то время, как при других заболеваниях пассивные движения совсем не применяются, в ортопедической клинике они широко используются. Эта характерная особенность объясняется тем, что большинство ортопедических заболеваний сопровождается ограничением движений в суставах, нарушением мышечного равновесия, контрактурами. Устранить же контрактуру или увеличить амплитуду движения только активными движениями, которых может и не быть, не представляется возможным. Этим же объясняется широкое применение различных приборов и приспособлений, содействующих восстановлению двигательных функций.

Для лечебной физической культуры при ортопедических заболеваниях характерна еще одна особенность, обусловленная тем, что многие ортопедические больные снабжаются различного рода протезно-ортопедическими изделиями (протезы рук, ног, фиксационные аппараты, туторы, ортопедическая обувь). Обучение пользованию этими изделиями, выработка правильных двигательных навыков и стереотипа осуществляется методом лечебной физической культуры. Поэтому в клинике ортопедии, как нигде, ярко выступает лечебно-педагогическое значение метода ЛФК.

Для повышения эффективности лечебную физическую культуру часто сочетают с физическими методами лечения, а также медикаментозной терапией, содействующей лучшему проявлению двигательной функции, причем, как правило, физиотерапевтические процедуры предшествуют лечебной гимнастике.

Для повышения эффективности лечебной гимнастики нередко применяют упражнения с сопротивлением (руки методиста, сестры, врача) или отягощениями (груз,. пружина, резина). Поэтому их можно еще подразделять на упражнения с сопротивлением и без сопротивления. Для этой же цели, т. е. усиления действия, применяются различные снаряды, приборы, приспособления. В этом случае упражнения также делятся на упражнения со снарядами и без снарядов.

В связи с параличами мышц и необходимостью создания условий, облегчающих выполнение движений, широко применяются скользящие поверхности (акрилат, стекло, винипласт), гамачки для подвешивания конечностей и гимнастика в воде.

Упражнения разделяются еще на общеукрепляющие и специальные. Целью первых является оздоровление и укрепление всего организма больного. Для этого используются самые разнообразные и доступные для выполнения упражнения. Целью вторых является избирательное действие на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата, например на стопу при плоскостопии, на позвоночник при его искривлении, на тот или иной сустав при ограничении движений и т. д. Обычно специальные упражнения применяются в сочетании с общеукрепляющими.

Таким образом, характерную особенность лечебной гимнастики при том или ином заболевании составляют именно специальные упражнения, которые помогают решить лечебные задачи, заключающиеся в полноценном восстановлении функции поврежденного органа.

Существует большое количество самых разнообразных упражнений, в том числе, например, имеется много упражнений для туловища (наклоны вперед, назад, в стороны, повороты, вращения). Все они по своему физиологическому действию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека. Но представим себе больного, страдающего спондилоартрозом. В этом случае упражнения для туловища resp. позвоночника и составят группу специальных упражнений, так как они будут способствовать решению непосредственно лечебной задачи: увеличение подвижности в межпозвонковых сочленениях. Таким образом, не только общеукрепляющие гимнастические упражнения приобретают значение лечебных, но и отдельные виды физической культуры становятся лечебными мероприятиями. Прогулочная гребля, например, являясь прекрасным общегигиеническим упражнением для здоровых, в применении к больному спондилоартрозом, будет мероприятием лечебным, так как неизбежно и многократно повторяющиеся движения туловища и плечевого пояса будут содействовать увеличению подвижности позвоночника и грудной клетки.

Различные упражнения для ног (движения в коленных, тазобедренных, голеностопных суставах) обязательно входят в число общеукрепляющих при занятиях со здоровыми. Эти же упражнения, примененные по определенной методике к больному после артропластики

какого-либо сустава нижней конечности, являются специальными, так как посредством их будет решаться основная лечебная задача — восстановление функции сустава. Так, всем известная езда на велосипеде (общеукрепляющая для здоровых) в применении к нашему больному приобретает значение лечебного мероприятия, так как непрерывно повторяющиеся во время езды движения в суставах нижних конечностей будут непосредственно содействовать выполнению лечебной задачи. Таким образом, одни и те же упражнения для одного человека могут быть общеукрепляющими, для другого — специальными. Кроме того, одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут способствовать решению разных задач другого порядка. Например, отведение или сгибание в плечевом суставе у одного больного может быть применено как упражнение для развития подвижности в суставе (пассивные и активные движения), у другого — для развития силы мышц сустава (упражнения с отягощением, сопротивлением), у третьего — для развития мышечно-суставного чувства (точность воспроизведения заданной амплитуды движения без контроля зрения) и т. д.

Читайте также:  Аэрофлот провоз лекарственных средств

Специальных упражнений может быть большое количество. Достаточно сказать, что для профилактики и лечения плоскостопия нами предложено около 150 упражнений, а для профилактики и устранения послеампутационных контрактур — более 250. Такое многообразие упражнений позволяет разнообразить занятия с учетом половых, возрастных и прочих особенностей больных.

Правильный выбор упражнений и применение их с лечебной целью требуют отчетливого представления действия упражнений и знаний клиники заболевания. Существуют вспомогательные схемы, облегчающие эту задачу; например, какие упражнения по их физиологическому действию необходимо применить в зависимости от характера параличей — вялого, спастического? Приведенная ниже принципиальная схема в основном ориентирует в этом вопросе (таблица).

Различные состояния больных и степень поражения опорно-двигательного аппарата требуют и различного подхода в применении средств лечебной гимнастики. Достигается это, кроме подбора специальных упражнений, и выбором соответствующих форм занятий. Последние могут проводиться в виде индивидуальных занятий, индивидуальных заданий, индивидуально- групповых занятий, групповых занятий, игровых занятий, занятий в воде, утренней гимнастики. Каждая из перечисленных форм имеет свои особенности. Так, например, индивидуальные занятия являются наиболее распространенной формой в ортопедической практике. Они ценны именно тем, что дают возможность сосредоточить все внимание на индивидуальных особенностях больного. Это позволяет с большей точностью выявить его л питательные возможности, а в связи с этим и с большей точностью добиться правильного применения упражнений. Недостатком индивидуальных занятий является трудность поддержания соответствующего эмоционального уровня, что имеет немаловажное значение.

Индивидуальные задания содействуют значительному ускорению решения лечебной задачи, так как, кроме занятия с методистом, больной выполняет рекомендованные и уже усвоенные им упражнения в течение дня несколько (3—5) раз. Недостатком этой формы является отсутствие контроля во время выполнения упражнений.

Индивидуально-групповые занятия характеризуются тем, что проводятся с группой, но в процессе занятий значительное время уделяется выполнению занимающимся индивидуальных упражнений под контролем методиста. Группы, как правило, небольшие, состоящие из 5—6 больных, примерно одинакового возраста, близких по характеру заболевания и локализации поражения. Некоторым недостатком этой формы проведения занятий является необходимость предварительного обучения каждого больного правильному выполнению назначенных ему специальных упражнений.

Ортопедические заболевания: массаж, лфк как один из методов лечения

Групповые занятия проводятся с больными, близкими по возрасту, однородными по характеру заболевания и тяжести поражения. Положительной особенностью их является возможность большего эмоционального и воспитательного воздействия, которое достигается коллективным выполнением упражнений и применением различных игр и игровых заданий. Известные трудности представляет комплектование групп. Групповые занятия, как и индивидуально-групповые, проводятся по определенной схеме, и состоят обычно из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во время каждой из них ставятся свои задачи и используются средства для их разрешения. Так, во время вводной части, которая занимает 3—5 мин, происходит подготовка больных к следующей, основной, части занятия, мобилизуется внимание и умеренно оживляется обмен веществ. Во время основной части, главным образом, применяются специальные упражнения для решения лечебных задач в соответствии с индивидуальным назначением. Продолжительность основной части занятия составляет 20—30 мин, длительность заключительной части — 3—5 мин. В течение заключительной части происходит снижение повышенной в предыдущей части занятия деятельности организма. Достигается это путем соответствующих упражнений, а контроль осуществляется проверкой пульса.

Очень важным вопросом в применении физических упражнений к больным является дозировка физической нагрузка. Она должна быть постепенной, соответствовать функциональным возможностям больного, тяжести и форме заболевания. Для увеличения и снижения нагрузки пользуются следующими методическими приемами:

а) изменением количества повторении упражнения (наиболее употребительный щрием);

б) темпом движений, выполняя их медленно или быстро: в последнем случае, разумеется, будет достигнут больший физиологический эффект;

в) амплитудой движений, упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой для данного сустава, создадут и большую физиологическую нагрузку;

г) использованием дыхательных упражнений, которые, дейс т в у я отвлекающе, успокаивают деятельность различных систем организма и тем регулируют (снижают) нагрузку;

д) выбором исходных положений (лежа, сидя, стоя). Усложняя или облегчая выполнение упражнений, исходные положения обусловливают различный физиологический эффект. Нередко только благодаря изменению исходного положения становится вообще возможным выполнение того или иного упражнения. Правильным выбором исходных положений достигается наиболее полноценное использование физических упражнений в смысле их избирательного действия на отдельные мышечные группы и суставы. Так, например, лучшее воздействие на позвоночник достигается упражнениями с исходным положением стоя на четвереньках или сидя верхом с фиксированным тазом, а на мышцы брюшного пресса, лежа на спине и т. д.;

е) чередованием упражнений на различные мышечные группы, что создает лучшие условия для кровообращения и отдаляет наступление усталости. Физическая нагрузка будет зависеть еще и от того, какие группы мышц включены в двигательный акт: мелкие или крупные;

ж) применением снарядов, приборов, приспособлений для увеличения нагрузки или для облегчения выполнения упражнения.

Специальное оборудование для повышения эффективности физических упражнений при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата имеет важное значение и в ортопедической клинике широко применяется.

За последние два десятилетия с учетом современных требований создано много отечественных приборов и приспособлений, вполне себя оправдавших. Применение их не выделяется в особую, отдельную часть — «аппарато- или механотерапию», как это имело место еще не так давно. Они используются в системе лечебной физической культуры как вспомогательные.

Наиболее широко специальное оборудование для подготовки больных к протезированию и обучения пользованию протезами, а также профилактики и лечения различных деформаций опорно-двигательного аппарата разработано П. И. Белоусовым в Ленинградском научно-исследовательском институте протезирования. Эти приборы и приспособления по своему назначению и устройству делятся на измерительные и тренировочные; последние предназначены для повышения двигательных функций, а первые для целей диагностики и контроля за результатами лечения. Остановимся кратко на описании некоторых приборов и приспособлений.

Лордозоплечемер предназначен для измерения разницы уровня надплечий и величины изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.

При определении уровня надплечий обследуемый стоит в обычной для него позе. Прибор накладывается на надплечья. Стрелка на шкале показывает разницу в высоте стояния их. При определении лордоза обследуемый стоит, как во время измерения роста, т. е. затылок и ягодицы соприкасаются с вертикальной планкой. Измерение глубины лордоза производится обычной линейкой с делениями (в сантиметрах), вставляемой в прорезь планки.

О р т о п е д и ч е с к и й о т в е с предназначен для определения асимметрии различных частей тела (лопаток, сосков, надколенников, подвздошных костей). Он представляет собой закругленную деревянную планку, на которой укреплен транспортир и стрелка с отягощением на конце. Кроме того, на планке имеются выдвижные ножки и съемная резиновая тесьма для фиксации отвеса к голове при измерении искривлений позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскости. Для последней цели имеется еще и шнур с грузом, подвешиваемый к стрелке.

Динамометры.

Полидинамометр предназначен для измерения силы мышц конечностей и опорности культей.

Прибор позволяет измерять силу под любым углом конечности (от 0 до 180°) на разных ее уровнях (плечо, предплечье, бедро, голень) и во всех направлениях: сгибание, разгибание, отведение, приведение и вращение, а также силу мышц шеи, стопы и надплечий.

Измерительная система прибора представляет собой герметическую коробку, наполненную глицериновым маслом и соединенную с двумя манометрами. Один служит для измерения небольших усилий, а второй — больших. Выключение первого манометра при больших усилиях происходит благодаря специальному устройству (реле-давления) автоматически.

Пользование прибором не представляет большой сложности. Так, для измерения силы мышц конечностей на рычаг прибора надевается полукруглая площадка и закрепляется посредством винта-барашка в соответствии с длиной культи или уровнем конечности, на котором желательно измерить силу. Обследуемый становится спиной, боком или лицом к прибору в зависимости от того, силу какой группы мышц предполагается измерить. Измерительный механизм устанавливается на такой высоте, чтобы ось рычага совпадала с осью сустава.

Для измерения опорности культей на рычаг прибора надевается опорная чашка с резиновой или поролоновой подушкой определенной упругости (5—20 ед. твердости). В зависимости от направления давления культей рычаг устанавливается в горизонтальное или вертикальное положение.

Костыли — динамометры служат для обучения правильному пользованию костылями и для контроля за восстановлением опорной функции конечности. Это обычные костыли с прикрепленными к ним посредством несложных деталей ручными динамометрами

Ходьба с костылями-динамометрами не отличается от ходьбы с обычными костылями. Степень нагрузки на костыль определяется показанием динамометра, расположенного внизу костыля. Показания динамометра, расположенного вверху, характеризуют степень давления на подмышечную впадину, а разница в показаниях динамометров — степень нагрузки на кисти.

Читайте также:  Лечебная зона отдел кадров

Палки — динамометры служат, как и костыли-динамометры, для контроля за восстановлением опорной функции конечности. Устройство палки-динамометра также просто: на конце обычной медицинской палки или любой трости прикрепляется детский ручной динамометр. Палка делается раздвижной, чтобы ею могли пользоваться больные разного роста.

Пронатодинамометр предназначен для измерения ротационных движений в суставах верхних и нижних конечностей и измерения усилий, производимых во время этих движений. Он имеет шкалу со стрелкой, две направляющие рейки, по которым шкала передвигается вверх и вниз, ручной динамометр с приспособлением, посредством которого он присоединяется к муфте стрелки, и трех деталей: для измерения движений верхней конечности (в виде ручки), нижних (в виде стопы) и для культей (в виде зажима).

В зависимости от обследования верхней или нижней конечности в гнездо муфты вставляется соответствующая деталь и производится» измерение верхних конечностей — стоя, нижних — лежа на спине.

Велодинамометр предназначен для измерения силы мышц стопы. В приборе используются детские ручные динамометры, возможно измерение силы сгибателей голеностопного сустава и приводящих мышц стопы. Обследуемый садится на седло, высота которого регулируется в соответствии с ростом ребенка, ставит стопы на площадки и, держась за ручки («руль»), производит сгибание. Для измерения силы мышц, приводящих стопу, на носок ее надевается кожаная петля, соединенная с динамометром. Этот прибор используется и для целей тренировки мышц стопы. Подвесные динамометры снимаются с крючков, и на их место подвешиваются от эспандера резиновые тяжи разной толщины, чем достигается разная степень сопротивления.

Стремя-д инамометр для устранения сгибательных контрактур голеностопных суставов. Оно состоит из стремени для стопы, шнура, ручного динамометра в специальной обойме и ручки. Надев стремя на носок стопы и взявшись за ручку, больной тянет стремя на себя, производя разгибание стопы. На динамометре в это время можно видеть, какое усилие больным применено.

Блок — динамометр для устранения контра ктур представляет собой обычный настенный блок, особенной частью которого является шнур с прикрепленным к нему в специальной обойме динамометром; на одном конце шнура — манжетка для культи, на другом—ручка для кисти. Закрепив манжетку на культе, больной посредством шнура производит сгибание, разгибание или отведение (в зависимости от контрактуры). Стрелка динамометра показывает, какое усилие при этом применяется.

Динамограф. Прибор предназначен для записи спорности культей в динамике: во время ходьбы и бега, прыжков и любой работы, связанной с пребыванием на ногах. Кроме того, прибор может быть использован для различных исследований, требующих автоматической регистрации. Например, он Может быть применен как эргограф,

актограф, кимограф, прибор для исследования вакуумного режима в протезах и т. п. Прибор не ограничивает передвижений обследуемого, и запись может производиться беспрерывно в течение дня. Прибор имеет две катушки:; ведущую и ведомую. На последнюю наматывается лента из кальки длиной 60 м и шириной 5 см (нарезается из рулона)- Посредине между катушками — пружинящий столик, по которому движется лента и на котором производится запись. Ведущая катушка приводится в движение моторчиком с редуктором, преобразующим большое число оборотов в замедленное движение катушек, чем достигается одновременно увеличение силового момента. Моторчик питается от аккумуляторной батареи или непосредственно от электросети. На кронштейне укреплена капсула с мембраной я рычагом для игольчатой авторучки. Капсула соединена посредством резиновой трубки с опорной подушкой, которая вкладывается на дно гильзы протеза. Кроме того, эта система соединена с манометром и резиновым баллоном для наполнения опорной подушки воздухом до желаемой упругости. Прибор заключен в ящик с прозрачной акрилатовой крышкой для наблюдения за работой механизма. Ящик снабжен ремнями для ношения прибора на спине. Посредством подвесного выключателя прибор может быть включен в действие или остановлен. Скорость движения ленты — 2 мм в секунду; в случае действия прибора от электросети имеется возможность регулировки скорости от 1 до 6 мм в секунду. Запись без смены ленты может производиться в течение 8 ч непрерывного действия прибора. Запись на кальке производится лабораторной краской, лучше эозином или визувином, затем непосредственно контактным способом на фотобумаге производятся отпечатки, в результате получаются отчетливые в натуральную величину кривые.

Степень спорности, т. е. величина нагрузки на конец культи в тот

или иной момент, может быть определена по манометру и по длине зубца на ленте. Зная, чему равен 1 мм в переводе на весовые единицы, легко определить по величине зубца на ленте нагрузку в тот или иной момент ходьбы, бега, прыжка Или работы протезированного.

Тонометр — прибор для определения мышечного тонуса состоит из небольшого резинового баллончика, расположенного в шприце. Баллончик посредством тонкой резиновой трубки соединен с высокочувствительным манометром и резиновой грушей для наполнения системы воздухом. В цилиндре шприца — поршень с возвратной пружиной, снаружи цилиндра — металлическое кольцо с прикрепленной к нему пружиной. На металлическом остове шприца нанесены деления в миллиметрах. После наполнения баллончика воздухом Гфибор головкой поршня устанавливается на исследуемую мышцу. Усилие, с каким прибор посредством кольца с пружиной прикладывается к мышце, контролируется по делениям на остове шприца. В зависимости от состояния мышц (и покрывающих их тканей) головка поршня погружается в большей или меньшей степени.

Давление поршня передается на баллончик. Стрелка на манометре показывает упругость (тонус) мышцы. Исследование производится при расслабленном и напряженном состоянии мышцы.

Прибор для определения мышечно-суставного чувства нижних конечностей состоит из деревянной площадки с прикрепленными к ней четырьмя направляющими стержнями и вертикальной планки с делениями. На стержни надеты пружины одинакового сечения. Верхняя площадка, на которую испытуемый ставит стопу во время исследования, имеет четыре отверстия соответственно четырем стержням и стрелку, которая указывает по шкале на точность выполняемого под контролем мышечно-суставного чувства движения.

Прибор для измерения силы «пальцев» расщепленной культи предплечья предназначен для определения силы схвата (сжатия) и разведения «пальцев» после расщепления предплечья по Крукенбергу. В приборе используются детские ручные динамометры, допускающие измерение силы до 30 кг. Особенность рычажного устройства обеспечивает действие (работу) динамометров при измерении силы сжатия и разведения в одинаковом режиме. В обоих случаях динамометр сжимается.

Прибор для увеличения разведения и измерения длины «пальцев» расщепленной культи предплечья. Он может быть использован для двух целей: как измерительный — для определения длины «пальцев» и величины их разведения и как тренировочный — для увеличения разведения «пальцев». В обоих случаях прибор в сомкнутом состоянии вставляется между «пальцами» вплотную до межпальцевой складки. По горизонтально расположенным планкам с делениями в сантиметрах определяется длина «пальцев», затем вращением винта планки прибора разводятся до возможного предела, и по вертикальной (изогнутой) планке определяется угол разведения в градусах. В случае использования прибора для увеличения разведения «пальцев» планки его при помощи винта разводятся до максимального (переносимого больным) разведения и оставляются на некоторое время в таком положении.

Прибор для тренировки после расщепления культи предплечья. Методика пользования им следующая: ребенок кладет «пальцы» культи на соответствующие площадки, которые устанавливаются в максимально возможном для него разведении; затем в удобном для него темпе производит сведение и разведение (сжатие и разжатие) «пальцев». Шагомер регистрирует количество произведенных движений.

Последовательное увеличение нагрузки достигается тем, что вначале пружина прибора ставится в первое положение, что равно сопротивлению в 1 кг, затем переводится во второе, что соответствует 2 кг, позже — в третье, что равно 3 кг, и, наконец, в четвертое, что равно 4 кг. Прибор позволяет развивать мышцы, как смыкающие «пальцы», так и размыкающие путем поворота рамки (рычага) с площадкой для «лучевого пальца» на 180°. Не рекомендуется производить Тренировку на разведение, если при разогнутом локтевом

суставе «пальцы» полностью не смыкаются.

Тренировке на приборе всегда предшествует тренировка на выработку движений схвата (смыкание «пальцев»).

Методика тренировки имеет два варианта: первый, когда основной задачей является развитие выносливости; второй — развитие силы. Для первого варианта характерно многократное повторение движений при небольшом сравнительно усилии, затрачиваемом на преодоление сопротивления пружин; для второго, напротив, характерно большое усилие при небольшом количестве повторений движений.

Приспособление для выработки осевой нагрузки нижних конечностей состоит из деревянного ящика, доски, соединенной с ящиком полосой брезента и двумя ремешками с пряжками. Между доской и ящиком имеется надувная подушка (дорожная), соединенная резиновой трубкой с манометром. При опоре стопой на доску давление передается на подушку. Манометр показывает величину давления, т. е. нагрузки. Приспособление может быть использовано также для предупреждения отвисания стопы, так как металлическая планка с зубьями допускает установку доски поя разными углами. Для укрепления приспособления к спинке кровати имеется деревянная планка с барашком.

Портативный прибор для измерения спорности культей. Прибором можно определять концевую опорность культей в зависимости от оперативной обработки культи (костнопластическим способом, фасциальным, апориостальным, с использованием надкостницы) и тренировки «воспитания опорности». В приборе используются обычные легко заменяемые ручные динамометры, допускающие измерение нагрузки до 180 кг. Прибор портативен, удобен в эксплуатации, весит 2,5 кг.

Читайте также:  Чем вывести шрам народными средствами

Прибор для тренировки концевой опорности культей верхних и нижних конечностей. В зависимости от уровня ампутации прибор ставится на пол, табуретку и в случае тренировки опорности культей верхних конечностей подвешивается на рейку гимнастической стенки. Основной принцип тренировки— постепенное увеличение нагрузки — достигается: во-пер­вых, перемещением пружин из I положения во II, III и IV; во- вторых, перемещением звонка- сигнала, который, вместе с тем, является звуковым раздражителем для выполнения полноценного «опорного движения» с заданной амплитудой и сопротивлением; в-третьих, сменой вкладываемых в чашку резиновых подушек возрастающей упругости (5, 10, 15 и 20 ед. твердости).

Тренировка может производиться по трем вариантам:

1. без смены опорных подушек, но со сменой положений пружин;

2. со сменой резиновых подушек по возрастающей упругости, по при одном положении пружин;

3. со сменой и опорных подушек и положения пружин.

Блок-коромысло предназначен для разработки движений и развития силы мышц нижних конечностей, а также укрепления плечевого пояса, поскольку сам больной посредством тянок производит эту разработку.

Блок-коромысло посредством двух деревянных планок с барашками прикрепляется к спинке кровати. Для подвешивания конечностей имеются гамачки со шнуром и ручками. Шнур проходит через блочок, и больной может с помощью рук подвешенную ногу поднимать и опускать.

Подставка для устранения контрактур, разработки движений и укрепления силы мышц коленных суставов представляет собой деревянное основание с прикрепленной к ней металлической полукруглой формы площадкой, покрытой войлоком и замшей для укладывания конечности. Площадка шарниром соединена с двумя металлическими ножками, из которых одна неподвижно прикреплена к деревянному основанию, имею­щему углубления (гнезда) для второй ножки, которая может быть установлена в любое из гнезд, чем достигается изменение высоты подставки.

Доска для выработки рефлекса опоры в положении лежа и устранения эквинуса. Поскольку при параличах нижних конечностей одной из основных задач является развитие опорной функции, то важно тренировку в этом направлении производить тогда, когда больной еще не может быть поставлен в вертикальное положение. Для этой цели и предназначена доска покрытая войлоком и клеенкой. К доске прикреплены металлические планки с отверстиями, в которые посредством карабинчиков подвешиваются тянки с ручками. Тянки могут быть по длине регулируемы в зависимости от роста больного. Опираясь стопами о доску, бальной тянет ее на себя» В случае необходимости увеличить действие на передний отдел стопы тянки подвешиваются в отверстия планок, находящихся ближе к верхнему краю, и наоборот, при желании создать равномерное давление на всю подошву стопы или пятку тянки подвешиваются в отверстня, расположенные посредине планки или ближе к ее нижнему краю.

Приспособление для профилактики отвисания стоп представляет собой доску (из толстой фанеры), покрытую войлоком или губчатой резиной, а сверху клеенкой. К доске прикреплен металлический стержень. По стержню передвигаются две деревянные планки с барашками, посредством которых приспособление прикрепляется к спинке кровати. Доска устанавливается в соответствии с длиной тела больного и фиксируется винтом на муфте, прикрепленной к деревянной планке. Доска может быть на одном стержне для одной ноги и на двух стержнях для обеих ног.

Приборы для лечения плоскостопия. Прибор для укрепления мышц стопы и голени состоит из деревянной основы, металлического стержня (валика), вращающегося в муфтах, циферблата со стрелками (ведущей и контрольной), показывающих нагрузку (сопротивление) в килограммах, двух площадок для стоп, имеющих подвижную часть в форме свода, трех пружин для каждой площадки, позволяющих создавать различную степень сопротивления (нагрузки), звонка для контроля за полноценным выполнением движения заданной амплитуды, устройства, позволяющего изменять амплитуду, и, наконец, резиновых петель для усиления сопротивления при приведении стоп. Пользование прибором: сидя (лучше на винтовом стуле, допускающем регулировку высоты) больной ставит ноги на площадки, вращением ручек подвижные части площадок устанавливаются в соответствии с высотой свода. Перемещением барашка задается определенная амплитуда движения, выполнение которой сигнализируется звонком. Амплитуду, как я нагрузку (сопротивление), рекомендуется увеличивать постепенно. Изменение сопротивления возможно, во-первых, за счет включения одной, двух или всех трех пружин; во-вторых, за счет перестановки их на различное плечо рычага, для чего на концах пружин предусмотрены кольца с ручками, с а на рычагах — углубления (гнезда). Производя поочередно или одновременно двумя ногами сгибание и разгибание, больной активно как бы моделирует свод, укрепляя, вместе с тем, сгибатели стопы. Для развития мышц, супинирующих стопу, на дистальную часть стопы надевается петля из резиновой тесьмы сначала меньшей ширины и упругости, затем большей. Больной, сидя и опираясь пятками в площадки, производит приведение носков.

Валик для самомассажа стоп состоит из деревянной подставки и конусообразного, вращающегося на шарикоподшипниках, валика. Сидя больной ставит стопы на подставку (валик) и движением стоп вперед — назад производит массаж подошв.

Ножной эспандер предназначен также для укрепления мышц нижних конечностей при лечении плоскостопия. Представляет собой деревянную полукруглой формы площадку для стоп с прикрепленной к ней пружиной или резиновым тяжем (от

ручного эспандера), заканчивающимся ручкой.

Велосипед для гимнастики при плоскостопии представляет собой обычный детский велосипед, в котором педали заменены деревянными валиками конусной формы для формирования свода стопы. Валики имеют бортики, предохраняющие стопу от соскальзывания. Для тренировки в кабинете или в комнатных условиях велосипед снабжен подставкой под задние колеса.

Аппарат для вибрационного массажа стоп предназначен для лечения плоскостопия. Он представляет собой деревянную подставку с вращающимся на шарикоподшипниках конусообразным валиком, покрытым кожей. Валик приводится в движение электромотором, питающимся от осветительной сети. Быстрота оборотов валика регулируется самим больным, посредством нажатия на пусковой реостат.

Ходилка для обучения ходьбе. В сравнении с существующими имеет некоторые особенности: рама ходилки раздвижная, что позволяет пользоваться ею больным разного роста; ходилка имеет два парусиновых сиденья, одно из них используется в тех случаях, когда больной высокого роста и конечности находятся в гипсовых повязках или лонгеттах (повернувшись и сев на это сиденье, больной свободно может вытянуть ноги, насколько бы они ни выходили за пределы ходилки). Нижняя часть рамы ходилки значительно шире верхней, чем достигается большая устойчивость и большая свобода (пространство) для беспрепятственного перемещения конечностей во время ходьбы с фиксированными коленными суставами. Ходилка имеет две пары костылей в виде подмышечников и подлокотников, которые можно перемещать и устанавливать в соответствии с ростом больного; колеса — на шарикоподшипниках, чем достигается легкость и беззвучность передвижения.

Приспособление для определения длины палок и костылей представляет собой угольник, состоящий из двух планок (бранш), соединенных под углом 135°. Бранши могут быть закреплены неподвижно или иметь шарнир и складываться. При подборе или проверке длины палки (трости), которой пользуется больной, приспособление прикладывается по наружной стороне руки (одна бранша на плечо, вторая — на предплечье). Длина палки или высота ручек костылей будет соответствовать данному больному в том случае, если угол сгибания в локтевом суставе в момент вертикального держания палки или костыля равен 135°.

Подбору правильной длины палок и костылей уделяется, как правило, недостаточно внимания; вместе с тем, это имеет большое практическое значение.

Учебно-тренировочная площадка. Обучение ходьбе после ортопедических операций

или снабжения больных тем или иным протезно-ортопедическим изделием рекомендуется проводить не только в кабинете и палате, но и на тренировочной площадке. Последняя должна иметь: асфальтовую, песчаную, булыжную дорожки и дорожку с препятствиями. На асфальтовой дорожке, как и в кабинете, наносятся краской следки шагов различной длины. Между песчаной и булыжной дорожками устанавливаются перила разной высоты для тех, кто первое время не может без них обойтись. Для тренировки подъему и спуску по наклонной плоскости делается небольшая горка с различной крутизной склонов, а для обучения входу и выходу из трамвая, троллейбуса и автобуса сооружается помост со ступеньками и перилами, имитирующими вход в этот транспорт.

Кабинет ЛФК. В связи с необходимостью обучения больных пользованию искусственными конечностями и другими протезно-ортопедическими изделиями, кабинет лечебной физкультуры для ортопедических больных, кроме общеизвестного гимнастического инвентаря (медицинболы, мячи, гантели, эспандеры, гимнастические стенки, скамейки, палки), должен иметь два больших зеркала, установленных на противоположных стенах для контроля за осанкой и правильностью выполнения упражнений; размеченные белой краской на полу следки и дорожки разной длины и ширины для выработки одинаковой длины шага (правой и левой ногой); метроном пружинный или электрический для выработки одинакового (для правой и левом жми) ритма; небольших размеров небьющиеся игрушки для тренировки схвата и удержания их протезами; раздвижные палки, которыми могли бы пользоваться больные разного роста; барьеры, козелки, брусья для обучения ходьбе; стол с приспособлениями для тренировки лиц с ампутированными верхними конечностями; необходимо иметь горизонтальную лесенку, ящик- скамейку с песком, ножной эспандер, дорожку и сандалик из паролона для занятий с детьми, страдающими плоскостопием, и другое специальное оборудование.

Источник

Оцените статью