Лечебная физкультура научные статьи
Термин «лечебная физкультура», прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Лечебная физическая культура(ЛФК)— метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма – движения.
Студенты ВУЗов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделяются на 3 группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило – хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах. Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы – другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения – третью; имеющие отклонения со стороны центральной нервной системы (неврозы и пр.) – четвертую. Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры еще в школе. Студенты плохо организованы, не могут выполнить многие физические упражнения, играть в игры, не умеют, как правило, плавать и пр. А если в школах, где они учились, не было занятий в специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.
Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание устойчивой потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.
Программа занятий лечебной физкультурой строится так, чтобы принести пользу учащемуся. Преподаватель выступает не только как тренер, но и как врач. Обычно лечебную физкультуру назначают на время, например, на три недели. Это как бы реабилитационный период. Потом студента переводят в спецмедгруппу, если все будет хорошо, то впоследствии и в основную группу попадет. На самом деле любые физические упражнения можно считать лечебными, если правильно их выполнять и получать от этого удовольствие.
Отличительной особенностью занятий лечебной физкультурой является периодический контроль над здоровьем студентов. Процедура обследования обычно проходит два раза в год в начале каждого семестра. На осмотре измеряется рост, вес учащегося, давление, объем отдельных частей тела, жизненная емкость легких и многое другое. Результаты измерений фиксируются в специальной тетради. Так как физкультурой занимаются до четвертого курса включительно, то под конец выстраивается карта прогресса или регресса здоровья студента. Кроме этого, раз в год студенты проходят специальные психологические тесты, необходимые для определения эмоционального состояния. Разумеется, и в этой области прогресс должен быть.
К ведущему преподавателю по лечебной физкультуре можно всегда обратиться за помощью по медицинским вопросам, по вопросам здоровья. Так как многие преподаватели имеют научную степень, им не составит труда ответить на все волнующие вопросы. И несомненно, что любое высшее учебное заведение стремится к тому, чтобы студентов ЛФК и спецмедгрупп было как можно меньше, поскольку от здоровья учащихся напрямую зависит их успеваемость, а, следовательно, и престиж ВУЗа.
Источник
Лечебная физкультура научные статьи
Современная образовательная политика России, отражая общенациональные интересы, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие существенные изменения в здоровье нации. Возникает объективная необходимость поиска путей в разработке нового особенного подхода к здоровью. Деятельность П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского В.В. Гориневского и других русских учёных, работавших в области физического воспитания, не встречала поддержки со стороны царского правительства. Оно предпочитало приглашать из-за границы преподавателей гимнастики, ввозить иностранную литературу по физическому воспитанию, игнорируя достижения отечественных учёных. Только после Великой Октябрьской социалистической революции физическая культура становится достоянием народа и получает все условия для своего всестороннего развития [7]. Средства физического воспитания разнообразны, в частности виды физических упражнений. Занятие всеми этими видами физических упражнений оказывает глубокое, многогранное влияние на человека. Но чтобы правильно использовать все многообразие физических упражнений для укрепления здоровья и физического развития, надо знать, как они влияют на организм. Исследования учёных различных специальностей – физиологов, психологов, клиницистов – позволяют основательно разобраться в характере этого влияния. Следует иметь в виду, что современная наука рассматривает организм человека не как механическое соединение отдельных органов, а как единое целое. В силу тесной взаимосвязи и необычайной сложности функций отдельных органов на всякое воздействие отвечает не только отдельный орган, например сердце, но и весь организм, включая и психику. Такой взгляд на организм даёт возможность правильно понять влияние физических упражнений на его развитие и деятельность [6]. Приводя с помощью физических упражнений в действие ту или иную группу мышц, возбуждая таким образом находящихся в них и других частях двигательного аппарата мельчайшие двигательные приборы (рецепторы), заставляют работать, «упражняться» не только мышцы и суставы, но и сердце, лёгкие, мозг, короче говоря, − всего человека в целом. В процессе упражнения, взаимодействия организма и среды регуляция его функций становится всё более совершенной, что очень важно с точки зрения физического воспитания [2].
Эффективность лечебной физкультуры проверена веками. Врачи Древней Греции (в том числе Гиппократ) считали физические упражнения обязательным и важным компонентом любого лечения. Древнеримский врач Гален рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и винограда, прогулки, массаж. Врач и философ средневекового Востока Ибн-Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения. Выдающиеся русские ученые-медики М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин и др. постоянно подчеркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии.
Как же влияют на человеческий организм и его основные функции физические упражнения? Какие физические упражнения эффективнее всего включать в комплексы лечебной гимнастики, чтобы улучшить результат в формировании двигательных действий у людей с ограниченными возможностями? Для того чтобы правильно выбрать те или иные виды физических упражнений, подходящих для данного человека, надо иметь представление об их оздоровительной ценности и, кроме того, учитывать индивидуальные особенности лица, желающего заняться лечебной физической культурой. Гимнастика – одно из главных средств физического воспитания. Особой разновидностью гимнастики является лечебная гимнастика. Специально подобранные упражнения оказываются весьма эффективным средством лечения болезней и травм и составляют главное содержание лечебной физической культуры [8]. Физическая и функциональная подготовленность – конечные результаты овладения определенными двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, необходимые для освоения или выполнения человеком целевых видов деятельности. Двигательная активность – один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств физической культуры и спорта. Последние годы возросло внимание к использованию средств физического воспитания для совершенствования формирования двигательных действий у людей с ограниченными возможностями. Средствами лечебной физкультуры возможно и необходимо устранять различные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, подобрав оптимальный режим и величину нагрузки, при которой будет выполнена необходимая коррекционная работа при минимальном утомлении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей опорно-двигательного аппарата человека, обусловленных степенью его структурно-функциональной возможностей. Под влиянием физических упражнений восстанавливаются функции как отдельного поврежденного органа, так и всего организма. Дело в том, что клиническое выздоровление не равнозначно возвращению работоспособности. Для того чтобы стать работоспособным, человеку потребуется ещё длительное время. Ускорить этот процесс помогут физические упражнения.
Целью исследования является оптимизация средств и методов, используемых в лечебной физической культуре (ЛФК) при формировании двигательных действий у людей с ограниченными возможностями.
Средства и методы исследования. Для того чтобы сформировать двигательные действия у людей с ограниченными возможностями с применением лечебной физической культуры, необходимо, прежде всего, овладеть средствами и методами физических упражнений, а также систематически ими заниматься. Благодаря регулярным занятиям лечебной физической культурой (ЛФК) совершенствуются физические и двигательные действия, и в первую очередь – выносливость и настойчивость, улучшаются функциональные возможности организма [1]. Для решения поставленной цели и задач, а также с целью получения оценки морфофункционального состояния были использованы следующие средства и методы:
- Анализ научно-методической литературы.
- Тестирование физической подготовки.
- Подбор комплексов ЛФК и проведение занятий с людьми с ограниченными возможностями.
- Метод математической статистики.
Исследование проходило в три этапа:
- Первый этап (октябрь — ноябрь 2015) — осуществлялся обзор и анализ учебно-методической и научной литературы, связанной с проблемой исследования.
- Второй этап (декабрь 2015 – февраль 2016) — проводилось тестирование физической подготовленности и подбор комплексов ЛФК и проведение занятий с людьми с ограниченными возможностями. Тестирование было построено на основе разнообразных тестов, посредством которых развивались физические качества, при этом также реализовывалась возможность совершенствования двигательных умений и навыков, воспитывался интерес к занятиям физическими упражнениями, двигательная самостоятельность. Сочетание тестов на каждом занятии видоизменялось.
- Третий этап (март 2016) — проводился анализ, и оформлялись полученные результаты.
Все испытуемые перед началом выполнения комплексов лечебной физической культуры прошли медицинский осмотр, и на основании заключения медицинской комиссии им были подобраны комплексы лечебной гимнастики.
Занятия проводились ежедневно (кроме субботы и воскресенья). Подбор физических упражнений и объём нагрузки планировался с учётом индивидуальных возможностей двигательных действий у людей с ограниченными возможностями и в контакте с врачебно-физкультурным кабинетом города [5].
Источник
Лечебная физкультура научные статьи
Современная образовательная политика России, отражая общенациональные интересы, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие существенные изменения в здоровье нации. Возникает объективная необходимость поиска путей в разработке нового особенного подхода к здоровью. Деятельность П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского В.В. Гориневского и других русских учёных, работавших в области физического воспитания, не встречала поддержки со стороны царского правительства. Оно предпочитало приглашать из-за границы преподавателей гимнастики, ввозить иностранную литературу по физическому воспитанию, игнорируя достижения отечественных учёных. Только после Великой Октябрьской социалистической революции физическая культура становится достоянием народа и получает все условия для своего всестороннего развития [7]. Средства физического воспитания разнообразны, в частности виды физических упражнений. Занятие всеми этими видами физических упражнений оказывает глубокое, многогранное влияние на человека. Но чтобы правильно использовать все многообразие физических упражнений для укрепления здоровья и физического развития, надо знать, как они влияют на организм. Исследования учёных различных специальностей – физиологов, психологов, клиницистов – позволяют основательно разобраться в характере этого влияния. Следует иметь в виду, что современная наука рассматривает организм человека не как механическое соединение отдельных органов, а как единое целое. В силу тесной взаимосвязи и необычайной сложности функций отдельных органов на всякое воздействие отвечает не только отдельный орган, например сердце, но и весь организм, включая и психику. Такой взгляд на организм даёт возможность правильно понять влияние физических упражнений на его развитие и деятельность [6]. Приводя с помощью физических упражнений в действие ту или иную группу мышц, возбуждая таким образом находящихся в них и других частях двигательного аппарата мельчайшие двигательные приборы (рецепторы), заставляют работать, «упражняться» не только мышцы и суставы, но и сердце, лёгкие, мозг, короче говоря, − всего человека в целом. В процессе упражнения, взаимодействия организма и среды регуляция его функций становится всё более совершенной, что очень важно с точки зрения физического воспитания [2].
Эффективность лечебной физкультуры проверена веками. Врачи Древней Греции (в том числе Гиппократ) считали физические упражнения обязательным и важным компонентом любого лечения. Древнеримский врач Гален рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и винограда, прогулки, массаж. Врач и философ средневекового Востока Ибн-Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения. Выдающиеся русские ученые-медики М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин и др. постоянно подчеркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии.
Как же влияют на человеческий организм и его основные функции физические упражнения? Какие физические упражнения эффективнее всего включать в комплексы лечебной гимнастики, чтобы улучшить результат в формировании двигательных действий у людей с ограниченными возможностями? Для того чтобы правильно выбрать те или иные виды физических упражнений, подходящих для данного человека, надо иметь представление об их оздоровительной ценности и, кроме того, учитывать индивидуальные особенности лица, желающего заняться лечебной физической культурой. Гимнастика – одно из главных средств физического воспитания. Особой разновидностью гимнастики является лечебная гимнастика. Специально подобранные упражнения оказываются весьма эффективным средством лечения болезней и травм и составляют главное содержание лечебной физической культуры [8]. Физическая и функциональная подготовленность – конечные результаты овладения определенными двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, необходимые для освоения или выполнения человеком целевых видов деятельности. Двигательная активность – один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств физической культуры и спорта. Последние годы возросло внимание к использованию средств физического воспитания для совершенствования формирования двигательных действий у людей с ограниченными возможностями. Средствами лечебной физкультуры возможно и необходимо устранять различные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, подобрав оптимальный режим и величину нагрузки, при которой будет выполнена необходимая коррекционная работа при минимальном утомлении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей опорно-двигательного аппарата человека, обусловленных степенью его структурно-функциональной возможностей. Под влиянием физических упражнений восстанавливаются функции как отдельного поврежденного органа, так и всего организма. Дело в том, что клиническое выздоровление не равнозначно возвращению работоспособности. Для того чтобы стать работоспособным, человеку потребуется ещё длительное время. Ускорить этот процесс помогут физические упражнения.
Целью исследования является оптимизация средств и методов, используемых в лечебной физической культуре (ЛФК) при формировании двигательных действий у людей с ограниченными возможностями.
Средства и методы исследования. Для того чтобы сформировать двигательные действия у людей с ограниченными возможностями с применением лечебной физической культуры, необходимо, прежде всего, овладеть средствами и методами физических упражнений, а также систематически ими заниматься. Благодаря регулярным занятиям лечебной физической культурой (ЛФК) совершенствуются физические и двигательные действия, и в первую очередь – выносливость и настойчивость, улучшаются функциональные возможности организма [1]. Для решения поставленной цели и задач, а также с целью получения оценки морфофункционального состояния были использованы следующие средства и методы:
- Анализ научно-методической литературы.
- Тестирование физической подготовки.
- Подбор комплексов ЛФК и проведение занятий с людьми с ограниченными возможностями.
- Метод математической статистики.
Исследование проходило в три этапа:
- Первый этап (октябрь — ноябрь 2015) — осуществлялся обзор и анализ учебно-методической и научной литературы, связанной с проблемой исследования.
- Второй этап (декабрь 2015 – февраль 2016) — проводилось тестирование физической подготовленности и подбор комплексов ЛФК и проведение занятий с людьми с ограниченными возможностями. Тестирование было построено на основе разнообразных тестов, посредством которых развивались физические качества, при этом также реализовывалась возможность совершенствования двигательных умений и навыков, воспитывался интерес к занятиям физическими упражнениями, двигательная самостоятельность. Сочетание тестов на каждом занятии видоизменялось.
- Третий этап (март 2016) — проводился анализ, и оформлялись полученные результаты.
Все испытуемые перед началом выполнения комплексов лечебной физической культуры прошли медицинский осмотр, и на основании заключения медицинской комиссии им были подобраны комплексы лечебной гимнастики.
Занятия проводились ежедневно (кроме субботы и воскресенья). Подбор физических упражнений и объём нагрузки планировался с учётом индивидуальных возможностей двигательных действий у людей с ограниченными возможностями и в контакте с врачебно-физкультурным кабинетом города [5].
Источник