- Статьи
- Преимущества ЛФК для детей
- Методы лечебной физкультуры и их правильный выбор
- ЛФК для младенцев
- Реализация занятий у дошкольников
- Реализация ЛФК для школьников
- Мифы и факты о лечебной физкультуре
- Мифы и факты об ЛФК:
- Лечебная физкультура — источник вашего здоровья
- Определение понятия лечебной физкультуры
- Роль физических упражнений в выздоровлении
- История ЛФК
- Почему физическая культура, спорт и ЛФК — это не одно и то же
- Средства лечебной физкультуры и ее влияние на организм
- Эффекты и принципы ЛФК
- Основные принципы ЛФК
- Правила составления программы реабилитации
Статьи
ЛФК или лечебная физкультура для детей – это особый комплекс занятий, который устраняет последствия физических или психических травм. Основой таких занятий становится природная потребность каждого человека в двигательной активности.
Важно отметить тот факт, что за последнее время двигательная активность и среди взрослого населения, и среди детей заметно уменьшилась. Значит, применение в комплексной терапии лечебной гимнастики играет такую же важную роль, как и выбор подходящих препаратов.
Если говорить отдельно о детях, то им подобные тренировки позволяют избавиться от эмоциональных потрясений, научиться контролировать себя, выработать умение расслабляться, а также дает шанс развиваться и самоутверждаться.
Для них разработано множество специальных игровых упражнений, которые значительно облегчают деятельность, делая ее интереснее и веселее.
Физкультура – не просто способ терапии, но и профилактика различных отклонений.
ЛФК становится чуть ли не основным компонентом купирования большого количества детских заболеваний. Благоприятно она влияет при рахите, гипотрофии и т.п., так как благодаря физкультуре восстанавливаются обменные процессы, снижаются риски необратимой деформации позвоночника, сокращается отставание основных параметров от принятых норм. При их регулярном проведении можно добиться хороших результатов:
- предупредить развитие сколиоза, плоскостопия;
- предупредить или нормализовать нарушения осанки, искривления ног;
- устранить нарушения в работе желудочно-кишечного тракта.
Не стоит пренебрегать вниманием к собственным детям, потому что длительное протекание любой болезни может спровоцировать опасные изменения и последствия. Важно своевременно приступить к реализации рекомендаций врача с целью предотвращения опасных последствий.
У лечебной физкультуры есть свои отличительные характеристики. Главное – множество игровых упражнений. Специалист должен разработать индивидуальную программу для каждого пациента с учетом его возрастной группы, показателей физического и психического развития, специфики психики и моторики.
Преимущества ЛФК для детей
Методы лечебной физкультуры и их правильный выбор
Гимнастика влияет на детей посредством реализации нескольких форм:
Такая тренировка бывает продолжительной или кратковременной с учетом рекомендаций специалиста.
- Лечебная гимнастика. К ней относятся разнообразные упражнения, предполагающие общее физическое развитие или развитие конкретной зоны – поясница, голеностопы, плечи и т.п.
- Дополнительная физическая активность. Эта форма ЛФК зачастую дополняет основные тренировки и предполагает активную ходьбу, легкий бег, восхождения или походы.
- Работа на тренажерах. Обычно специальные залы для лечебной гимнастики оборудованы тренажерами для позвоночника детей, для нормализации тонуса мышц, для терапии и профилактики огромного количества болезней, возникающих из-за задержек в росте малыша.
- Плавание. Вода, благодаря своей большой плотности, удерживает тело человека, тем самым уменьшая воздействие на позвоночный столб. Так, тело может справиться даже с более сложными задачами. Плавание позволит укреплять мышцы, предотвратит смещение внутренних органов, успокоит нервы, поможет преодолеть стрессы и утомляемость.
Выбор конкретной формы ЛФК или совокупности нескольких форм проводит специалист по имеющемуся диагнозу и индивидуальным особенностям. Безусловно, посещение тренировок пойдет на пользу и полностью здоровым, оно становится незаменимым способом комплексной терапии для детей:
- с отклонениями в работе опорно-двигательного аппарата;
- с сердечнососудистыми заболеваниями;
- с дыхательными заболеваниями;
- с поражениями желудка или кишечника;
- нуждающихся в реабилитации после полученных травм;
- с нарушениями осанки;
- после перенесения сложных операций;
- нуждающихся в обучении ходьбе со специальной поддержкой;
- с нарушением психоэмоционального состояния.
Но существуют и противопоказания для ЛФК, например дети:
- недавно перенесшие операцию на стопах;
- с большими отклонениями в функционировании опорно-двигательной системы.
ЛФК для младенцев
Первостепенное правило успеха реализации лечебной физкультуры в любом возрасте – это соответствие её и возрастных особенностей.
С младенцами заниматься может только хорошо подготовленный специалист. Важно соблюдать правила рассеянной нагрузки, а первоначальная длительность нагрузки не должна быть больше 7 – 15 минут.
Малыш в начале своей жизни растет очень быстро. Его рост, масса тела, размер ноги, объем грудной клетки увеличиваются с огромной скоростью. Постепенно движения малыша приобретают осмысленный характер, становятся физически законченными и целесообразными. Но даже тогда в сознании каждого малыша еще преобладает безмятежность, а не концентрация. После проведенных опросов было выяснено, что дети в 2 года 60% времени, не считая сон, активны физически. А в 3 года физическая активность доходит до 70%.
Так, врач подбирает детям данной возрастной группы простые нагрузки, не требующие серьезного сосредоточения. Это могут быть: плавание, массажи или пассивные тренировки. Затем включаются и подвижные игры на основе лечебной физкультуры.
Реализация занятий у дошкольников
Период дошкольного возраста длится с 3 до 7 лет. В этот период у детей быстро растут конечности. Происходит становление речи, ребенок начинает осваивать умения и получать навыки взаимодействия с окружающими его людьми. Для того, чтобы ребенок был к этому готов, нужно заниматься подготовкой к школе. Кроме того, становятся более совершенными телодвижения, улучшается прицельность при метании предметов, улучшаются навыки бега, осваиваются новые элементы прыжков и приземлений.
Дошкольники не способны к продолжительным физическим нагрузкам по причине быстрого утомления и недостаточной крепости скелета. Тренировки нужно максимально разнообразить, реализовывать деятельность в форме игры. Период нагрузки, необходимой для организма, составляет уже 15 – 20 минут. Для данной возрастной группы больше всего подойдут такие формы ЛФК:
- подвижные игры на улице с элементами гимнастики;
- лечебная гимнастика с мячом и фитболом;
- плавание в бассейне;
- оздоровительные массажи.
Реализация ЛФК для школьников
Именно, начиная со школьного возраста, физкультура применяется в полную силу. Время одного занятия составляет 30 – 45 минут. Такой подход способствует формированию правильной осанки, а это неотъемлемая часть здорового развития, потому что асимметрия в строении мышечного корсета или искривление позвоночника провоцирует огромное количество отклонений здоровья от нормы в будущем.
Для детей в образовательных учреждениях обустраивается специальный зал с тренажерами и другим необходимым спортивным инвентарем. Лечебная физкультура проводится только специально обученным человеком.
Правильная техника, отточенная до нюансов, дает возможность быстро и эффективно укрепить здоровье школьников.
Для детей после 7 лет игровые упражнения становятся еще более разнообразными и уже включают в себя большее количество элементов и техник. Для детей в младшем школьном возрасте подойдут сюжетные игры с персонажами и выполнением подражательных движений.
Важно включать в занятия упражнения с мячом. В среднем школьном возрасте дети любят участвовать в эстафетах, куда входит множество элементов упражнений. Также допустимо применять на занятиях гимнастические снаряды.
Итак, ЛФК – это не только способ лечения и коррекции нарушений у детей, но и отличная профилактика, позволяющая сохранить и укрепить здоровье. Нужно постараться ежедневно гулять с ними там, где они смогут передвигаться самостоятельно. Для правильного формирования скелета рекомендуется научить ребенка кататься на лыжах, плавать, приобщать и к другому спорту, учитывая его желание и возможности.
Источник
Мифы и факты о лечебной физкультуре
Лечебная физкультура является одним из обязательных пунктов лечения болезней опорно-двигательного аппарата, нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также реабилитации после травм, операций и заболеваний. Значение ЛФК часто недооценивают, однако без разумных физических нагрузок невозможно сформировать мышечный корсет, расширить двигательный репертуар, вернуть утраченную гибкость и подвижность. Вокруг занятий физкультурой существует много мифов, которые мы постараемся развенчать.
Мифы и факты об ЛФК:
1. Лечебной физкультурой надо заниматься только при остеохондрозе и грыже.
Это не так. Существует большое количество комплексов ЛФК, предназначенных для решения разных проблем. В первую очередь, конечно, ЛФК направлена на улучшение состояния при болезнях позвоночника, заболеваниях суставов, слабости мышц, аномальном мышечном тонусе, искривлениях осанки. Однако лечебная физкультура также может помочь снизить вес, нормализовать давление, улучшить моторику внутренних органов, увеличить дыхательный объем легких, снизить напряжение и усталость.
2. Вместо ЛФК можно заниматься плаванием, йогой, танцами, и это будет также эффективно.
Это верно отчасти. Конечно, любые физические нагрузки полезны, но не все могут ими заниматься без ущерба для здоровья. Фитнес, йога, плавание рассчитаны на полностью здоровых людей, у которых нет никаких противопоказаний. ЛФК же построена таким образом, что не может навредить. Конечно, лечебной физкультурой нужно заниматься под руководством тренера, который правильно дозирует нагрузку, объяснит все нюансы и проследит за правильностью выполнения упражнений.
3. Самая лучшая физкультура – это работа по дому и на дачном участке, тогда и ЛФК не нужна.
Нет, это не так. Конечно, любая физическая активность лучше ее отсутствия, однако чрезмерные бытовые нагрузки часто могут привести к перенапряжению, травмам и обострению заболеваний. Неправильный подъем тяжестей, частые наклоны, неправильная поза при сидении вредны, а не полезны, кроме того, бытовые нагрузки затрагивают не все группы мышц. Упражнения в ЛФК построены таким образом, чтобы проработать все мышцы, при этом избегая их перенапряжения и разрывов.
4. ЛФК – это слишком просто, надо выбирать серьезный спорт.
Зависит от цели. Конечно, добиться спортивных рекордов, занимаясь ЛФК, не получится. Собственно, лечебная физкультура совсем не для этого нужна, она применяется для лечения и общего оздоровления. Если у вас есть ресурсы и нет никаких противопоказаний, то занимайтесь спортом, если же вам хочется обрести радость движений, уменьшить боли и спазмы, нормализовать свое состояние – спорт вам не поможет.
5. Если никогда не занимался никакой физической активностью, то и начинать не стоит, можно обойтись без ЛФК.
Нет, это не так. Начать заботиться о своем здоровье никогда не поздно. Лечебная физкультура назначается даже взрослым и пожилым людям, а нагрузки распределяются таким образом, чтобы быть по силам каждому человеку.
6. Нет смысла заниматься ЛФК, если можно пройти курс массажа, а также сходить к мануальному терапевту или остеопату.
Нет, это не так. И массаж, и мануальная терапия, безусловно, очень полезны, однако они должны применяться в комплексе с ЛФК. Массажист не сможет укрепить мышечный корсет с помощью внешнего воздействия, это можно сделать только с помощью разумных нагрузок.
7. ЛФК – это дорого, нужно постоянно заниматься на тренажерах, ездить на занятия к инструктору.
Нет, это верно лишь отчасти. Конечно, механотерапия тоже является частью ЛФК, и иногда тренажеры очень важны. Однако большинство упражнений лечебной физкультуры можно выполнять дома без применения особого инвентаря. Занятия с инструктором, безусловно нужны, ведь именно он подбирает интенсивность нагрузки и следит за выполнением заданий. Однако, если инструктор видит, что у вас все получается правильно, он может разрешить заниматься дома, встречаясь с периодичностью один раз в 10-14 дней для контроля и получения нового комплекса упражнений.
8. Зачем ЛФК, если человек здоров? Она только для больных.
Нет, это не так. Профилактика всегда лучше лечения. Если вы сами знаете, что ведете малоподвижный образ жизни, много сидите, склонны к лишнему весу, имеете наследственную предрасположенность к болезням костно-мышечной, сердечно-сосудистой или нервной систем, то ЛФК поможет вам уменьшить влияние негативных факторов и дольше оставаться здоровым.
9. Детям ЛФК не нужна, они и так все время двигаются. Нет, это не так.
Абонемент позволит вам сэкономить до 20% стоимости услуг, заказанных по отдельности.
10. ЛФК развивает только тело, а на мозг не оказывает никакого влияния.
Это не так. При занятиях физической активностью в нервной системе формируются новые нейронные связи, поэтому занятия ЛФК помогают стать умнее, развить память, внимание, речь. Кроме того, занятия помогают детям научиться общаться, принимать помощь, слышать критику и выполнять инструкции, а это очень важно для жизни в современном мире.
Источник
Лечебная физкультура — источник вашего здоровья
Лечебная физкультура входит в комплекс мероприятий медицинской реабилитации. Физические упражнения помогают взрослым и детям восстановится после травм и болезней. Кроме того, без адекватной двигательной активности невозможно формирование крепкого организма и поддержание здоровья на протяжении жизни.
Но многие недооценивают пользу от лечебной физкультуры и считают ее методы слишком простыми и неэффективными. Поэтому часто пациенты после перенесенных травм и заболеваний не идут к специалисту ЛФК, а отправляются в тренажерный зал и сами для себя придумывают «укрепляющие и лечебные» упражнения.
В этой статье специалисты клиники «Качество жизни» расскажут, почему физические упражнения — это один из лучших методов восстановления функций опорно–двигательного аппарата и нормализации психоэмоционального состояния. Вы узнаете основные принципы ЛФК и поймете, как она поможет укрепить и сохранить ваше состояние здоровья.
Определение понятия лечебной физкультуры
Лечебная физкультура — это медицинская наука, которая сочетает в себе активные физические упражнения, пассивные методики и воспитательный процесс для восстановления здоровья, двигательных функций и трудоспособности пациентов после болезней, травм и операций.
Роль физических упражнений в выздоровлении
При травмах и боли в организме развивается защитная реакция — ограничение подвижности. Человек интуитивно принимает вынужденное положение: не разгибает спину, щадит ушибленную руку, не наступает на больную ногу. Это влияет на его способность работать и выполнять даже обыденные действия: ходить, сидеть, держать ложку и т.п.
Обязательное условие для восстановления — это покой. Поэтому при переломах накладываю гипс, после операции носят бандаж, а в особенно тяжелых случаях врачи даже запрещают пациентам вставать с постели.
Казалось бы, что может быть проще — лежи спокойно, не двигайся и при этом выздоравливай. Но почему тогда после периода покоя, когда переломы срастаются и швы заживают, полное выздоровление не наступает?
Почему после снятия гипса или бандажа пациент не может совершать полный объем движений, как до заболевания?
Почему мышцы становятся слабыми и даже ходьба, приседания, наклоны или другие простые действия даются с большим трудом?
Если мышцы долго находятся в покое, развивается атрофия — уменьшение их в размере и снижение функций вплоть до полного угасания. Вот почему рука или нога, которые были долго в гипсе, становятся тоньше и слабее здоровой конечности. А человек, который долго пролежал из–за болезни, выглядит похудевшим, передвигается с трудом или вовсе учится заново ходить.
История ЛФК
Люди давно заметили, что полное обездвиживание ведет человека к потере сил и здоровья.
В Древнем Китае заключенных содержали в таких тесных камерах, что они не могли лишний раз пошевелиться. В результате через несколько месяцев они настолько ослабевали, что не могли сбежать даже если появлялась такая возможность.
И наоборот, двигательная активность способствовала укреплению здоровья, развитию силы и выносливости организма. Это отражается в культуре и медицине разных народов, разных времен: восточные боевые искусства, шведская гимнастика, спортивные игры, соревнования и т.д.
Благодаря развитию системы здравоохранения в России в ХХ веке физкультуру начали использовать не только с целью реабилитации. Физические упражнения – мощный стимулятор жизненных функций организма человека. Они способствуют формированию здорового, полноценного образа жизни и сохранению активности до глубокой старости.
Почему физическая культура, спорт и ЛФК — это не одно и то же
Физическая культура — часть любого развитого общества. Она направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие организма, обеспечение высокой работоспособности, формирование здорового образа жизни.
Цель спорта отличается от целей физкультуры. Здесь главное — добиться максимальных результатов, занять призовые места, быть выше, быстрее и сильнее других.
Кроме общеукрепляющего, у физической культуры есть еще одно действие — она способствует восстановлению здоровья и функций, утраченных человеком в результате болезней и травм. Это направление физической культуры стало самостоятельным и получило название лечебной.
Но ЛФК подходит не только для людей с травмами и ограниченными возможностями. Занятие лечебной физкультурой здоровыми людьми носит профилактический характер — предупреждает развитие травм и заболеваний. Особенно лечебные упражнения актуальны в условиях малоподвижного образа жизни.
Для достижения этих эффектов в ЛФК используют физические упражнения в сочетании физиотерапией и массажем. Задача врача — не только подобрать подходящие упражнения и методики для каждого пациента, но и проследить за правильностью их выполнения.
Средства лечебной физкультуры и ее влияние на организм
Средства ЛФК подразделяют на активные, пассивные и психорегулирующие.
К активным относятся разнообразные физические упражнения:
— все виды лечебной гимнастики — утренняя, дыхательная, корригирующая и т.д.;
— ходьба;
— плавание;
— механотерапия — занятия на тренажерах;
— трудотерапия — использование механического труда: вышивание, шитье, изготовление поделок, выполнение бытовых обязанностей, легкий физический труд и т.п.;
— гидрокинезотерапия — чередование напряжения и расслабления мышц в воде;
— туризм;
— хореотерапия — использование танцев и пластики;
— терренкур — пешие прогулки по маршрутам в гористой местности.
К пассивным методикам относятся:
— массаж;
— мануальная терапия;
— физиотерапия — лечение токами, электромагнитным полем, звуком, теплом, светом и т.д.;
— банные процедуры.
К психостимулирующим методам относятся:
— аутогенная тренировка;
— релаксация;
— игровые механики.
Человек, который утратил дееспособность и не живет полноценной жизнью, часто находится в подавленном психологическом состоянии. Это еще больше усугубляет его общее состояние. Поэтому крайне важно, чтобы врач нашел подход к каждому такому пациенту, вселял в него уверенность в благоприятном исходе и способствовал активному выполнению упражнений.
Эффекты и принципы ЛФК
Двигательная функция — естественная и основная функция любого живого организма. Восстановительный эффект связан с направленным действием физических упражнений на органы и системы и вовлечением их в ответную реакцию.
Во время занятий физическими упражнениями в организме человека происходят положительные эффекты:
— улучшение обменных процессов в тканях, особенно в мышцах: активизируется поступление в них кислорода, питательных веществ и вывод продуктов распада;
— стимуляция и положительное воздействие на нервную систему в целом, улучшение настроения и нервную регуляцию работы внутренних органов;
— ускорение кровообращение в зоне воздействия;
— улучшение отток крови и лимфы за счет сокращения мышц: уменьшаются отеки и застойные явления.
Основные принципы ЛФК
Для достижения реабилитационного эффекта от тренировок необходимо соблюдать основные принципы, которые носят педагогический характер:
— Раннее начало — чем раньше начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее течение и исход заболевания.
— Индивидуальный подход — выбор методик с учетом особенностей заболевания и общего состояния каждого пациента.
— Комплексный подход — использование разных методик, которые целесообразны в каждом конкретном случае: гимнастика, физиотерапия, массаж и т.д.
— Системность и цикличность тренировок — без пропусков, в одно и то же время, с чередованием режима работы и отдыха, даже если реабилитация длится месяцы и годы.
— Дозированность тренировок — подбор упражнений и нагрузок, исходя из физических возможностей пациента.
— Наглядность упражнений — врач не просто рассказывает, а показывает пациенту технику упражнений и контролируют правильность ее выполнения.
— Новизна и разнообразие — новые упражнения помогают поддерживать интерес и активную вовлеченность пациента в процесс восстановления.
— Сознательность и активность пациента — негативный настрой и нежелание пациента заниматься своим восстановлением снижает эффективность реабилитации.
Для улучшения физического состояния организма важно регулярно и последовательно увеличивать нагрузку, иначе физические упражнения будут малоэффективны или вовсе не дадут результата.
Состояние пациента не всегда позволяет увеличивать нагрузку в должном объеме для повышения его работоспособности, особенно на начальном этапе восстановления. Поэтому важно строго дозировать нагрузки, соблюдать соотношение времени тренировки и отдыха, использовать техники для снятия напряжения и расслабления мышц.
Правила составления программы реабилитации
Чтобы процесс восстановления шел планомерно, без осложнений, при составлении программы реабилитации врач учитывает все изменения, которые произошли с пациентом в результате болезни:
— степень ограничения двигательных функций: насколько снизился объем движений;
— изменения в органах и тканях: отек, снижение чувствительности, атрофия;
— нарушения психоэмоционального состояния: депрессия, апатия.
Помогают в этом 5 основных правил составления реабилитационной программы:
— Сотрудничество пациента, лечащего врача (травматолога, невролога, хирурга и др. — зависит от заболевания) и врача ЛФК.
— Определение двигательных возможностей пациента и потенциала для восстановления.
— Использование разнообразных восстановительных методик (активных и пассивных) для всесторонней реабилитации и адаптации пациента.
— Комплексность лечебно–восстановительных мероприятий (сочетание ЛФК с медикаментозной терапией).
— Постепенное использование методов восстановления с учетом изменения состояния пациента.
В восстановлении после травмы, операции или болезни нельзя полагаться только на своего лечащего врача, т.к. узкий специалист не знает досконально физиологии опорно–двигательного аппарата и специфику восстановления в том или ином случае.
Например, при восстановлении после одинакового перелома для двух разных пациентов используют совершенно разные подходы — все зависит от лечения и индивидуальных особенностей каждого из них. Рекомендации вроде «разрабатывайте руку», «укрепляйте ногу» или «больше ходите» одному могут помочь, а другого довести до инвалидности.
Врач ЛФК, в отличие от других специалистов, знает не только клинику и особенности течения заболеваний, он понимает механику мышечных сокращений при различных патологиях и какие упражнения будут способствовать восстановлению, а какие только ухудшат состояние здоровья пациента.
При составлении программы реабилитации врач ЛФК решает следующие задачи:
— Определяет характер нарушения движений и степень их ограничения.
— Прогнозирует возможность частичного или полного восстановления пациента.
— Прогнозирует возможности адаптации и компенсации пациента в его состоянии.
— Оценивает работоспособность организма и отдельных его органов и систем с учетом переносимости различных нагрузок на протяжении восстановительного периода.
Для объективной оценки эффективности программы реабилитации врач наблюдает за пациентом в динамике. Так он может при необходимости корректировать программу под состояние пациента.
Лечебная физкультура — это наука, которая требует глубоких знаний о физиологии опорно–двигательного аппарата, о клинике, механизме развития и методах лечения заболеваний в травматологии, ортопедии, вертебрологии, внутренних болезней, а также — тесного взаимодействия врача с пациентом.
Источник