- Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет.
- Гимнастика для детей 1 года
- Веселая гимнастика
- Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
- Условия проведения, противопоказания
- Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
- Дыхательные упражнения
- Рефлекторные упражнения
- Рефлекторное ползание
- Рефлекторная опора и ходьба
- Пассивные упражнения
- Активные упражнения
- Гимнастика для детей 3-4 месяцев
- Дыхательные упражнения
- Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
- Упражнения на мяче
- Гимнастика для детей 4-6 месяцев
- Гимнастика для детей 6-9 месяцев
- Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет.
Ольга Катунина
Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет.
Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет.
Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия.
В конце первого и начале второго года жизни ребенок начинает ходить. Сначала его действия неуверенные, он часто падает, не умеет удерживать равновесие, преодолевать даже небольшие препятствия. Ему трудно одновременно выполнять движения ногами и руками.
К полутора годам ребенок обычно уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, перешагивать через невысокое препятствие.
Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша.
В сфере физическогоразвития основными педагогическими задачами являются:
а) развитие у детей разных видов двигательной активности (ходьба, бег, прыжки, лазания, бросания)
б) развитие координации движений.
Для успешного физического развития детей необходимо создавать специальные условия. В детских учреждения должно быть спортивное оборудование,способствующее развитию двигательной активности детей: лесенки, горки, скамеечки, дорожки с препятствием, мячи, обручи, гимнастические лесенки и т. д. Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть не только в спортивном зале, но и в групповом помещении, а также на участке. При этом групповое пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно передвигаться по комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам.
Желательно, чтобы физкультурные занятия и подвижные игры сопровождались музыкой, песенками, чтением стихов.
Продолжительность физкультурного занятия с детьми от 1 года до 2 лет составляет 5-6 минут.
Комплекс физкультурных упражнений.
Цель: Малыши учатся ходить в определенном направлении, по наклонной плоскости, преодолевать препятствия, координируют свои движения, согласовывают свои действия со словами стихотворения.
Воспитатель предлагает малышам: «Давайте я буду паровозикам, а вы вагончики. Встаньте друг за другом, вот так (воспитатель показывает как взяться за впереди стоящего ребенка, затем начинает медленно двигаться по группе, читая стихотворение):
«Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде этом ребята сидят.
Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «По ровненькой дорожке».
Воспитатель выкладывает дорожку на пол, в конце кладем обруч. Потом берет за руку малыша, проводит по дорожке,читая стихотворения:
«По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Когда доходят до конца дорожки со словами «бух в ямку», присаживаются в обруч.
Повторить 2-3 раза.
Игра «Надувай шарик».
Учить ребенка отталкивать надувной шарик одной и двумя руками, расширять пассивный словарь словами (улетел-прилетел). Вызывать чувство радости от выполненных действий. Побуждать к самостоятельным действиям.
Материал: надувной шарик, к которому привязана ленточка.
Воспитатель показывает ребенку шарик, дает его потрогать. Затем легонько отталкивает шарик и предлагает ребенку сделать так же.
Сначала действует рукой малыша, добиваясь чтобы он сам отталкивал шарик.
Отталкивая шарик,воспитатель говорит: «Улетел шарик»,когда шарик возвращается на место: «Прилетел шарик».
Повторить игру 2-3 раза.
Дети учатся прыгать разными способами: на двух ногах, на одной ножке, с продвижением вперед, через предметы.
Воспитатель читает стихотворение и показывает действия, побуждая малышей повторять их…
«Девочки и мальчики, хлоп-хлоп-хлоп!
Прыгают как мячики, прыг-прыг-прыг,
Ножками топочут, топ-топ-топ
Весело хохочут ха-ха-ха».
Затем воспитатель говорит: «Наверное, наши ручки и ножки устали. Давайте сядем и положим ручки на коленочки, пусть они отдохнут».
Все садятся на ковер и отдыхают.
Игру можно повторить.
Воспитатель приносит корзину с мячиками (по количеству детей) и предлагает детям поиграть.
Собирает детей вокруг себя и со словами «догоните мячики» бросает их в разные стороны. Дети бегут за мячиками, берут их и складывают обратно в корзину.
Дыхательные упражнения.
Игры-занятия направлены на укрепление дыхательной мускулатуры.
Упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день)
Воспитатель предлагает малышам изобразить, как мычит коровка.
Дети делают вдох и на выдохе произносят «му-му».
Воспитатель предлагает малышам изобразить, как дует ветерок. Вытянуть губки трубочкой и выдохнуть воздух через рот.
Игры повторяются 2-3 раза.
Похожее упражнение «Надуваем шарик».
Воспитатель предлагает встать прямо, ноги расставить, руки опустить. Размахивать вперед и назад прямыми руками, произнося «тик-так».
Игру повторить 2-3 раза.
Воспитатель предлагает детям медленно походить по комнате, поднимая и опуская руки в стороны. Руки опускать на выдох с произнесением длительного звука «г-у-у-у».
Игру повторить 3-4 раза.
Пополнение и создание нестандартного оборудования для закаливания, игр и физических упражнений в группе и на прогулке Автор: Синофеева Е. С. Актуальность: недостаточно оборудования и атрибутов для закаливания, физических упражнений и игр на прогулке весной.
Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Автор-составитель педагог дополнительного образования первой квалификационной.
Комплекс релаксационных упражнений и гимнастики для глаз Комплексы гимнастики для глаз, рекомендованные методическими раз-работками НИИ дошкольного воспитания, доступны детям. «Поиграем с матрешками».
Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.
Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом — ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.
Комплекс здоровьесберегающих упражнений Комплекс здоровьесберегающих упражнений, используемый мною для коррекции поведения дошкольника Тематика «Зима» Приветствие друг другу.
Конспект занятия «Роль физических упражнений в профилактике осанки и плоскостопия» Конспект занятия. «Роль физических упражнений в профилактике осанки и плоскостопия». Составила: воспитатель Ваганова Ю. М. Нижний Новгород.
Комплекс общеразвивающих упражнений «Муравьишка-муравей!» Проводя НОД по физической культуре с использованием лексических тем, не всегда можно найти нужный по теме комплекс общеобразовательных упражнений.
Примерный комплекс физических упражнений на формирование правильной осанки детей 4–6 лет Целью лечебной гимнастики является формирование правильной осанки. Данный комплекс выполняется в игровой форме, развивает воображение и.
Рекомендации по проведению физических упражнений с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до занятия по физическому развитию дошкольников структурно следует разделять на 3 основных части с соответствующим содержанием. Подготовительная.
Источник
Гимнастика для детей 1 года
Веселая гимнастика
Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.
Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30— 40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10— 12 минут.
На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.
Комплекс для детей от 1 года до 1 года 2 месяцев
Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся:
• забавные игрушки • обруч • большой мяч • палка или доска • ящик • коврик.
Первые самостоятельные шаги
Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например стол, диван, кресло, или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2—4 раза.
Приседание, держась за обруч
Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5—6 раз.
Проползание через обруч
Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4—6 раз.
Проползание под препятствием (палкой или доской)
Установите препятствие на высоте 30—50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40—45 см. Повторите 3—4 раза.
Сгибание и разгибание туловища
Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3—4 раза.
Катание мяча
Сядьте с ребенком на пол напротив друг друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6—8 раз.
Залезаиие на предмет (яшик, диван)
Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10—15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2—3 раза.
Приседание за игрушкой
Положите 2—3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2—3 раза.
Бросание мяча
Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4—6 раз.
Поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50—60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь’ дотянуться ими до палки. Повторите 3—4 раза.
Ходьба
Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5—8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2—3 раза.
Комплекс для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 5 месяцев
Вам понадобятся:
• забавные игрушки • широкая доска • большой мяч • маленькие мячи • палки • скамеечка • лесенка (стремянка) • веревка • 2 стула.
Ходьба по дорожке
Обозначьте веревками (лентами) дорожку шириной 35—40 см и длиной 2 метра. Пусть ребенок самостоятельно пройдет по ней. Повторите 3—4 раза. Перешагивание через палки
Положите на пол палки на расстоянии 25—30 см одну от другой. Предложите малышу перешагнуть через одну, затем через другую палку, сохраняя равновесие. Повторите 3—4 раза.
Прололзание под веревкой
Натяните веревку горизонтально на высоте 25—35 см. Показывая игрушку по другую сторону веревки, побуждайте ребенка проползти под ней и затем выпрямиться. Повторите 4—5 раз.
Подбрасывание большого мяча
Дайте малышу в руки большой мяч. Пусть он подбрасывает его вверх-вперед и поднимает сам с пола. Повторите 4—6 раз.
Перелезание через предмет
Поставьте скамеечку. Побуждайте ребенка перелезать через препятствие, чтобы достать игрушку, слегка помогая ему. Повторите 2— 3 раза.
Ходьба по доске
Укрепите широкую доску так, чтобы один ее край был приподнят на 10—15 см. Поддерживая малыша, побуждайте его подниматься по наклонной доске и спускаться. Повторите 2—4 раза.
Лазание ло лесенке
Установите лесенку (стремянку) высотой 1 м. Помогайте малышу взбираться на нее приставными шагами. Повторите 3—5 раз.
Бросание маленьких мячей
Ребенок стоит без опоры, держа в каждой руке по маленькому мячику. Малыш бросает мячи вперед поочередно каждой рукой. Повторите 4—6 раз.
Игра в лошадки
Закрепите «вожжи» на плечах ребенка и побуждайте его удерживая от быстрого темпа. Длительность — 40—50 секунд.
Догонялки
Делайте «попытки» догнать убегающего от вас малыша. Выполняйте упражнение в течение 30—40 секунд.
Источник
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
Источник