Лечебная физкультура для новорожденных детей

ЛФК для новорожденных

Чтобы не возникало гипертонуса мышц, и развивались двигательные навыки без наличия двигательной неловкости, неуклюжести, нарушения осанки и походки наряду с массажем выполняют гимнастику для младенцев.

Рекомендации для проведения ЛФК

  1. Начинают ЛФК на втором месяце ребенка, чередуя с массажем. После полугода вначале выполняют ЛФК, затем массаж в качестве отдыха.
  2. Ребенку с плохим самочувствием ЛФК не проводят, вначале применяют лечение.
  3. Детям приятен массаж и упражнения. При проявлении неудовольствия его отвлекают игрушкой, успокаивают или берут на руки и выясняют причину беспокойства крохи. К ритму занятий приучают постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце процедуры с минимальным количеством повторений.
  4. Не стоит чрезмерно усердствовать, поскольку младенец будет долго помнить дискомфорт и боль, будет плакать еще до начала ЛФК и массажа. При массаже гиперемия должна быть равномерной, красные пятна и синяки должны отсутствовать.
  5. Проводят комплексную процедуру ЛФК и массажа через 0,5-2 часа после купания и еды, в светлом и проветренном помещении с отсутствием сквозняков и при температуре – 20-22˚С, на столе для пеленания со свободным подходом с трех сторон.
  6. Перед процедурой тщательно моют руки и разогревают их, снимают все металлические предметы (браслеты, кольца, часы) для исключения повреждений кожи малыша. На руках должны отсутствовать ссадины и раны, на пальцах – ногти. Шершавые руки обильно смазывают детским маслом.
  7. Старайтесь не использовать мазей и кремов для массажа. Хотя этот вопрос остается спорным до настоящего времени.
  8. Во время массажа ребенку до месяца открывают только те части теля, которые массируют, после месяца ребенка оставляют голеньким. Для ЛФК малышу надевают футболку с короткими рукавами, майку, трусики с памперсами.

Комплекс упражнений на мяче

Для проведения упражнений понадобится помощник. Все упражнения повторяют 10 раз.

  1. Укладывают ребенка на надувной мяч, покрытый пеленкой, животом, сгибая ноги «лягушечкой» и прижимая их к мячу. Помощнику нужно удерживать ножки ребенка, инструктору – подтягивать малыша за кисти рук (или вложить указательные пальцы в кулачки) на себя и возвращать в исходное положение.
  2. Ребенок лежит животом на мяче, помощник прижимает прямые пальчики малыша к мячу. Инструктор тянет на себя его за голени и возвращает обратно.
  3. Помощник удерживает кроху в том же исходном положении с прижатыми пальцами к мячу, инструктор старается повернуть на мяче ребенка и поставить стопы в центр стола стол, расправляя поджатые пальчики. Нужно зафиксировать положение на 1-3 сек и возвратить мяч обратно.
  4. Помощник удерживает ребенка как в упражнении 1, инструктор – подтягивает мяч за кисти ручек и став раскрытые ладошки в центр поверхности стола. Нужно следить, чтобы малыш не ударился лбом о стол!
  5. Укладывают ребенка на мяч спиной и, придерживая за бока, выполняют покачивание в направлении 4-хсторон для расслабления мышц.
  6. Это упражнение выполняют при выгибании (повышенном тонусе мышц) ребенка вправо или влево в положении на животе или спине. Ребенка укладывают на мяч боком: правым – при выгибании вправо, левым – при выгибании влево. Выполняют плавные покачивания мяча вдоль оси корпуса. Малыш расслабится, что облегчит последующий массаж.

Гимнастика на дыхание

Ребенка укладывают на спину, скрещивают ручки на груди, попеременно располагают их сверху, удерживая за кисти. Далее обе ручки приподнимают вверх и заводят прямые и параллельные ручки за голову, затем опускают и вытягивают вдоль бедер. Все манипуляции повторяют по 4-5 раз.

ЛФК для ножек грудничка

Ребенка укладывают на спину и повторяют упражнения по 10 раз.

Упражнение 1. Ножки малыша сгибают в суставах: коленных и тазобедренных, смыкают их, сближая колени. Большим пальцем придерживается колено, остальными – обхватывается его таз, и выполняются повороты таза в стороны.

Упражнение 2. Разгибают и сгибают попеременно ножки младенца, затем правую ручку и левую ножку, левую ручку и правую ножку.

Упражнение 3. Разводят ножки в тазобедренном суставе. Не забывайте, что усилия на преодоление сопротивления малыша должны быть минимальными, поскольку дети это упражнение не любят. При наличии дисплазии тазобедренного сустава выполнять данное упражнение может разрешить только лечащий врач-ортопед.

Как выполняют повороты ребенка со спины на живот

В положении ребенка на спине, помощник должен поднять правую ручку вверх и удерживать до тех пор, пока инструктор не зафиксирует правое бедро. Далее помощник вытянутую правую ручку прижимает к столу расправленной ладошкой. Инструктор перекидывает левую ножку через правую ножку, помогая малышу повернуться на животик. Повторяют 10 раз.

Обучение ползанию на животе

Укладывают ребенка на живот, инструктор придерживает его за ноги, помощник – за руки, вытягивая их попеременно вперед и прижимая расправленную ладошку к поверхности стола. Одновременно инструктор сгибает попеременно ножки и подтягивает их к животу. При вытягивании правой руки, поджимают левую ножку и наоборот. Если малыш еще не может самостоятельно удерживать голову, тогда необходим еще один помощник для удерживания головы ладонями прямо.

Читайте также:  Янтарная кислота показания при похмелье как принимать

Обучение ребенка присаживанию

После 4-х-месячного возраста ребенка учат осваивать присаживание, приседать и наклоняться, придерживаясь за палочку, стоять на четвереньках. Повторяют упражнения по 10 раз.

Присаживание. Малыш лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища ручками. Помощнику нужно прижать правую ладошку к столу рядом с телом. Инструктору – придержать малыша за прямые ножки, второй рукой – приподнять за спинку и заставить сесть, опираясь на правую, чуть согнутую в локте, ручку и небольшим наклоном туловища вправо. Затем ручки меняют и все начинают заново.

Присаживание с палочкой. В положении лежа на спине ребенку дают палочку с диаметром 2-3 см в ручки и придерживают его кулачки, чтобы он не смог ее отпустить, одновременно заставляют оторвать спину от поверхности и присесть. Помощнику нужно фиксировать прямые ножки и следить, чтобы ребенок не ударился затылком о стол.

Приседание на палочке. Палочку кладут на поверхность стола под сложенную пеленку. Малыша придерживают под мышками и устанавливают ножки на ширине плеч на палочку срединой подошвы. При выполнении приседаний следят, чтобы стопы не смещались.

Наклоны на палочке. Фиксирование стоп, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживают прямые ножки ребенка спереди, правой рукой фиксируют под грудью и животом, затем наклоняют туловище малыша.

Стойка на четвереньках. Малыш лежит на животе, рука инструктора – под его грудью, второй рукой он сгибает ножки в тазобедренных и коленных суставах. Помощнику в это время нужно прижать к поверхности расправленные ладошки на ширине плеч малыша. Ему дают зафиксировать позу 1 минуту, что удается не с первого раза.

Ползание на четвереньках. Выполняют в 6 месяцев или при умении стоять на четвереньках. Выполняется по вышеуказанной методике обучения ползания на животе.

Укрепление вестибулярного аппарата вращением

Упражнением укрепляют вегетативную нервную систему и вестибулярный аппарат. На диск «Грация» или «Здоровье» кладут сложенную пеленку и на нее металлический тазик. Размер тазика подбирают таким, чтобы выложить одеяло, и поместить туда ребенка в полулежащем положении. Медленно и плавно, без толчков вращают тазик полминуты. При остановке глазные яблоки малыша должны совершать колебания по горизонтали. Такой нистагм возникает при взгляде на неподвижные предметы или окрестность из вращающейся или движущейся кабины. Как только глазные яблоки перестанут двигаться, тазик вращают в другую сторону. Постепенно время движения увеличивается до 5 минут.

Польза рефлекторных упражнений

Рефлекторные упражнения помогают укреплять мышцы шеи и туловища и их используют для движений, протекающих как безусловные двигательные рефлексы. При раздражении рецепторов мышц, нервного аппарата и кожи появляются врожденные двигательные рефлекторные реакции: отклонение головы назад в положении на весу, изгибание всего тела и образовании открытой кверху дуги. Это движение и есть энергичный раздражитель, укрепляющий вестибулярный аппарат. Поэтому с 4-х месячного возраста нужно чаще держать ребенка на весу в положении на спине или на животе для укрепления мышц шеи и туловища. В дальнейшем можно использовать сигнальные раздражители в виде звуковых сигналов, потягивания за ножки, хватания и др., для создания условных связей на базе врожденных рефлексов.

Польза пассивно-активных упражнений

Ребенок может выполнять некоторые движения самостоятельно, но с помощью родителей. Он присаживается во время подтягивания за ручки или кисти, стоит при поддерживании под мышками и т.д.

Упражнения, выполняемые ребенком произвольно и самостоятельно, называют активными, поэтому рекомендуется способствовать их выполнению голосовыми инструкциями и игрой.

Комплексы упражнений

1. Дети 1,5-3 месяца

Комплекс состоит из массажа (поглаживания рук, ног, спины и живота) в чередовании с активными движениями на основании врожденных безусловных рефлексов: упражнениями для стоп, рефлекторными разгибаниями позвоночника и ползанием.

2. Дети 3-4 месяцев

  • из разминания спины, отведения в стороны и скрещивания на груди ручек;
  • рефлекторного поворота на животик;
  • отклонения назад головы на весу в положении на животе;
  • сгибания и разгибания ручек;
  • имитации движений «велосипед».

3. Дети 4-6 месяцев

В комплекс входят несложные активные движения: хватания, удерживания предметов, размахивания. Поэтому акт хватания стимулируют. Например, сначала ребенок держится за палец мамы, затем за кольцо, при этом меняется положение тела в качестве подготовки к ползанию.

  • из «парения» в положении на животе;
  • в положении на животе — приподнимания верхней части тела с поддержкой за ручки, отведенные в сторону;
  • ползания (смотрите выше упражнение для стимуляции ползания);
  • попеременного и совместного сгибания и разгибания ножек.

4. Дети 6-12 месяцев

В комплекс входят условные связи, вырабатываемые на базе условных и безусловных рефлексов: зрительных сигналов (колец, палочек), легких потягиваний за ножки и речевых сигналов (садись, топай, возьми колечко, отдай палочку и т.д.). Ребенок учится стоять без опоры и ходить, сидеть на корточках.

Комплекс состоит из:

  • присаживания с помощью рук, отведенных в сторону, поддержки за ручки и упражнения для сгибателей рук;
  • наклона и выпрямления туловища;
  • приседания;
  • напряженного выгибания в положении сидя на коленях у мамы;
  • ходьбы на четвереньках.

Родители должны помнить, что упражнения выполняют в одно и то же время и только при наличии положительных эмоций у ребенка. Не стоит настаивать на продолжении, если ребенок плачет. Нужно считаться с его настроением и реакциями на массаж и ЛФК, не переутомлять. Нагрузку увеличивают постепенно, начинают ЛФК и заканчивают растиранием пальчиков и кистей рук. Полезно вкладывать в ладошку маленькую игрушку с наличием неровной поверхности и отнимать ее. А также: включать тихую и мелодичную музыку, окружать спокойных детей яркими и контрастными цветами, а беспокойных и плаксивых детей – салатными и голубыми тонами штор, игрушек, одежды, постельного белья и др. Посторонних громких шумов и людей в комнате не должно быть.

Читайте также:  Лекарственные аллергии у животных

Источник

Когда и как проводить лечебную физкультуру для грудничков?

Новорожденный ребенок ограничен в движениях из-за особенностей его тела. Не до конца сформировавшийся двигательный аппарат крохи не позволяет ему выполнять те движения, которые, к примеру, доступны малышам годовалого возраста. Чтобы двигательная активность грудничка развивалась и совершенствовалась, полезна лечебная физкультура для грудничков. Подобная гимнастика очень полезна для новорожденных детей, и может выполняться не только в случаях отклонений в развитии или каких-либо врожденных патологий. Физкультура для младенцев так же обязательна, как и уроки физического воспитания в детском саду или школе.

Что дает грудничкам гимнастика?

ЛФК (лечебная физическая культура) может быть применима, даже если грудничок абсолютно здоров. Ведь нет никакой гарантии, что патология не обнаружится немного позже. Поэтому ребенок должен двигаться еще с рождения, конечно, с помощью родителей и ЛФК.

Но каким образом лечебная гимнастика влияет на детский организм?

  1. Во время занятий увеличивается приток крови к мышцам и тканям.
  2. Активизируются обменные процессы.
  3. Улучшается функциональность надпочечников.
  4. Нормализуется общее физическое развитие.
  5. Укрепляется защитная система организма.
  6. Правильно формируется опорно-двигательная и костная система.
  7. Способствует развитию важных рефлексов.
  8. Нормализуется функциональность ЖКТ.
  9. Стимулируется развитие головного мозга и умственное развитие в целом.
  10. Укрепляется нервная система.
  11. Занятия на мяче (фитболе) совершенствует вестибулярный аппарат.
  12. Обеспечивается прочное сцепление мышц, костей.
  13. Способствуют улучшению сна и аппетита.

Поскольку грудничок в периоды бодрствования с радостью играется своими ручками и ножками, лечебный массаж доставит ему еще больше удовольствия. Гимнастика активизирует другие части тела малыша, вследствие чего кроха быстрее научится сидеть, ползать, ходить. Кроме того, регулярные занятия ЛФК – отличная профилактика гипертонуса мышц и нарушений осанки. ЛФК могут назначить при дисплазии тазобедренных суставов, врожденном вывихе бедра, при мышечной кривошее, при ДЦП, плоскостопии и косолапости, сколиозе врожденного типа.

Правила проведения ЛФК

Прежде чем начать делать ребенку лечебную гимнастику, следует ознакомиться с правилами ее проведения.

  1. Лучшее время для начала занятий по ЛФК – месячный возраст. При этом гимнастика должна чередоваться с массажем. С полугодовалого возраста лечебный комплекс занятий начинают делать с ЛФК, а заканчивают массажем, давая ребенку расслабиться и отдохнуть.
  2. Если грудной ребенок чувствует себя плохо, физкультура должна быть отменена. Продолжать делать лечебный массаж можно будет только после того, как малыш полностью поправится.
  3. Грудной ребенок может капризничать во время массажа. В такие моменты его нужно отвлечь игрушкой или успокоить, взяв на руки. Приучать к занятиям лучше постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце комплекса.
  4. Следите за своими движениями – не переусердствуйте, иначе в следующий раз грудничок откажется от массажа криком и истерикой, помня боль и дискомфорт, который он ощущал в прошлый раз. Запомните: после процедуры на теле малыша не должно оставаться красных пятен, и тем более синяков.
  5. Прежде чем начать делать гимнастику, необходимо проветрить помещение, исключить сквозняки. Оптимальная температура воздуха – 20-22 0 С. Проводят гимнастику спустя 0,5-2 часа после еды и купания.
  6. Стол, где вы будете делать массаж ребенку, должен быть свободным с трех сторон, чтоб была возможность беспрепятственно подойти к малышу.
  7. Важно тщательно вымыть руки перед процедурой, разогреть их, снять все металлические предметы (браслеты, часы, кольца), срезать ногти. На коже рук у взрослого не должно быть ссадин и ран.
  8. Грудничок в возрасте после месяца может быть голеньким во время процедуры, новорожденного младенца оголяют частично – открывают те места на теле, которые массажируют.
  9. Если проводится лечебная физкультура, крохе надевают майку или футболку с коротким рукавом, трусики с подгузником.

Грудной ребенок во время ЛФК должен лежать на ровной поверхности (например, на пеленальном столике). Общее время занятий – 15 минут. Каждое упражнение рекомендуется повторять от трех раз. Все движения следует сопровождать ласковыми словами, улыбкой – гимнастика должна вызывать у ребенка положительные эмоции.

Очень важно правильно выполнять порядок ЛФК: сначала начните комплекс нежными и легкими поглаживающими движениями, не нажимая при этом с усилием на детское тельце. Ручки принято поглаживать от пальчиков к плечам, ножки – от ступней кверху, животик – с боковых частей к пупку. Поглаживания животика нужно делать исключительно по часовой стрелке и вокруг пупка.

Узнайте сколько можно гулять с новорожденным осенью? читайте тут.

Общие упражнения для лечебной гимнастики

Если грудной ребенок готов узнать, что такое лечебная физкультура, начните делать следующие упражнения.

  1. Развиваем правильное дыхание. Уложите кроху на спинку, скрестите его ручки на груди. По очереди поднимайте ручки вверх, слегка удерживайте их в таком положении. Затем поднимите вверх обе ручки, заводят их за голову, после чего опускают вниз, располагая вдоль туловища.
  2. Гимнастика для ножек. Согнуть ножки младенца в коленных и тазобедренных суставах, сомкнуть их, сблизив коленки. Придерживая большим пальцем коленку, остальными обхватить таз грудничка и выполнять повороты таза в стороны. Еще одно упражнение – по очереди сгибать ножки малыша, а затем чередовать их сгибание со сгибанием ручек. Третье упражнение – разводить ножки в тазобедренном суставе. При этом усилия прилагать не нужно – все должно происходить медленно и аккуратно.
  3. Повороты с спины на животик. Чтобы грудничок научился переворачиваться, это упражнение выполнять нужно обязательно. Важно, чтобы рядом был помощник. Грудной малыш должен лежать на спине. Помощник вытягивает его правую ручку вверх и удерживает ее в таком положении, а инструктор в это время фиксирует правое бедро крохи. Затем помощник должен зафиксировать правую ладошку грудничка на столе, расправив ладошку. Инструктор должен переложить левую ножку крохи через правую, помогая ему перевернуться на животик.
  4. Как научить ребенка ползать? Проще выполнять действие вдвоем: один взрослый держит грудничка за ноги, второй за руки. Первый попеременно подтягивает ножки к животику, а второй – по очереди переставляет ручки младенца. Если грудной ребенок еще не держит самостоятельно голову, следует привлечь к упражнению еще одного взрослого.
Читайте также:  Сбор лекарственных трав оквэд

Через 4 месяца после рождения грудничок начнет делать первые попытки, чтобы сесть. В этот период ему важно подсобить, и поможет в этом лечебная гимнастика.

  1. С положения «лежа на спине» малыша приподнимают за спинку, делая упор на правую ручку, согнутую в локте. Это же повторяют с левой ручкой.
  2. Ребенок лежит на спине, ему в ручки дают палочку толщиной 2-3 см. Придерживая кулачки крохи, поднимают малыша от поверхности стола, заставляя его сесть. Нужно следить, чтобы ножки грудничка оставались ровными.
  3. Палочку укладывают под пеленку, сложенную в несколько раз, ставят ножками на нее ребенка, удерживая под мышками. Расположение ножек – на ширине плеч. Во время приседаний нужно следить, чтобы ножки не смешались.
  4. Наклоны на палочке. Ставят ребенка, как в предыдущем упражнении. Правой рукой удерживают грудничка за живот и грудь, а левой фиксируют коленки. После этого выполняют наклоны.
  5. Стойка на четвереньках. Взрослые приподнимают ребенка за животик, фиксирую ручки на поверхности стола, а ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах. В таком положении ребенок должен находиться порядка 1 минуты.

Когда малыш уж может стоять на четвереньках, его обучают ползанию по аналогии упражнения по ползанию на животе.

Упражнения с мячом (фитболом)

Оказывается, мячом можно не только играть, но и укреплять организм маленького ребенка. Для грудничка полезны такие упражнения на фитболе:

  • покачивания в направлении вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке, с потряхиваниями. При этом ребенок должен лежать на спине;
  • сгибаем ножки грудничка в коленках к животику, при этом опускаем мячик к себе, разгибаем ножки, опуская мячик от себя;
  • тренируем животик ребенка такими же движениями, как и в первом упражнении, только малыша нужно укладывать не на спинку, а на животик.

Во время упражнений на фитболе его нужно застелить пеленкой, а также следить за тем, чтобы грудной малыш в процессе не ударился головой. Сначала упражнения должны быть простыми и легкими, со временем их можно усложнить.

Комплекс упражнений ЛФК для грудничка

Как правило, лечебную физкультуру детям с патологиями назначает специалист, он же определяет, какие упражнения будут для ребенка наиболее эффективными. Если же у ребенка никаких отклонений в физическом развитии нет, родители могут взять за основу гимнастики следующий комплекс упражнений:

  1. Поглаживание тела, конечностей.
  2. «Махи» ручками в стороны с положения «лежа на спинке».
  3. «Перекрестные махи»: скрестить ручки крохи на груди, развести в стороны, снова скрестить и т.д.
  4. Поочередное сгибание/разгибание ножек в коленке.
  5. Легкое постукивание по грудке малыша (упражнение способствует укреплению грудных мышц).
  6. Поглаживания по спине: проводим указательным и средним пальцами вдоль позвоночника в направлении снизу-вверх, ладошками от позвоночника к ребрам, круговыми движениями от поясницы к голове (выполняем большим пальцем) и по пояснице от позвоночника к ребрам.
  7. Массаж кожи головы пальцами, выполняя легкие круговые движения, или мягкой щеточкой.

Все движения должны быть аккуратными, выполняться без нажима. Комплекс можно дополнять новыми упражнениями по мере взросления ребенка.

Противопоказания к ЛФК

Есть случаи, когда лечебная гимнастика категорически противопоказана для грудничка:

  • инфекционные заболевания, повышенная температура тела;
  • сердечная, легочная недостаточность;
  • кожные болезни: аллергические дерматиты, грибок, инфекционная сыпь, ожоги, травмы и т.д.;
  • расстройства ЖКТ, сопровождающиеся рвотой, болями в животе, поносом, тошнотой;
  • кровотечения и болезни крови;
  • опухоли разной этимологии;
  • изменения в анализе мочи;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Также не стоит делать ребенку лечебную гимнастику, если он перенес вакцинацию. Возобновить занятия можно спустя 3 дня после получения прививки. Если же самочувствие малыша не улучшилось за это время, гимнастику откладывают минимум на неделю.

После первых занятий грудничок будет засыпать лучше и спать крепче. Это нормальная реакция, когда в привычный режим новорожденного вводят дополнительные физические нагрузки. Но стоит обратить внимание на то, что если кроха станет капризным и будет плохо засыпать, следует уменьшить нагрузку ЛФК и вовсе отказаться от занятий на пару-тройку дней, наблюдая за состоянием ребенка все это время. Если ребенок ослаблен, дайте ему время на отдых – устраивайте занятия через день-два, если же малыш в прекрасном расположении духа – занимайтесь гимнастикой ежедневно.

Источник

Оцените статью