- Лечебная физкультура для дошкольников диплом
- Лечебная физкультура (ЛФК) при заболеваниях у детей
- Лечебная физкультура для детей назначается при таких заболеваниях:
- Различия ЛФК для детей разного возраста
- Дети до года
- ЛФК для детей дошкольного возраста
- Гимнастика для детей школьного возраста
- Особенности старшего школьного возраста
- ЛФК при различных заболеваниях у детей
- Врожденная мышечная кривошея
- При плоскостопии
- При косолапости
- Можно ли заниматься ЛФК самостоятельно ?
- Выписка из дипломной работы «Лечебная физкультура для дошкольников»
Лечебная физкультура для дошкольников диплом
Лечебная физкультура (ЛФК) при заболеваниях у детей
Детям с особенностями здоровья лечебная физкультура (ЛФК) помогает правильно развиваться и восстанавливаться после перенесённых заболеваний или травм. Даже если нет медицинских показаний ЛФК очень полезна детям любого возраста. Все они непосредственны и любознательны, постоянно в движении. Организм развивается, происходит становление систем и органов. Важно не только играть и разговаривать с ребёнком, но и развивать физически – заниматься гимнастикой.
ЛФК для детей – часть программы профилактики и лечения, реабилитации после болезней. Это не медикаментозный, но действенный метод воздействия на детский организм. Как правило, назначает педиатр или узкий специалист согласно показаниям, возрасту, состоянию и особенностям организма ребёнка.
Занятия бывают в группе, индивидуальные или даже на дому. Чтобы детям было интересно, инструктор организует занятие в весёлой игровой форме. Для проведения занятий дома родители учатся технике ЛФК, чтобы практиковать ежедневно, не прерывая курс.
Лечебная физкультура для детей назначается при таких заболеваниях:
- Пневмония;
- Врожденная кривошея;
- Дисплазия тазобедренного сустава;
- Ревматизм;
- Бронхиальная астма;
- Нарушения осанки;
- Плоскостопия;
- Косолапость;
- Рахит;
- ДЦП.
Важно вовремя начать комплекс ЛФК в детском возрасте. Если не лечить заболевание, ребёнок будет отставать в развитии, могут появиться функциональные нарушения. После курса ЛФК улучшается обмен веществ, предотвращается деформация опорно-двигательного аппарата, отставание в росте и развитии. Правильная техника и своевременные меры способны как улучшить прогноз, так и отменить диагноз.
ЛФК для детей имеет отличительные черты. Общая – большое количество игровых упражнений. Программы зависят от возраста, диагноза, также учитывают уровень развития ребёнка, особенности психики и моторики.
Различия ЛФК для детей разного возраста
Дети до года
Для ребёнка первого года жизни занятия ЛФК важнее, чем для взрослого человека. Физкультура благотворно влияет на физическое и психическое состояние детей. Благодаря регулярным занятиям у детей своевременно формируются двигательные и речевые навыки и правильно развиваются.
Занятия ЛФК необходимы недоношенным детям, также малоподвижным, со сниженным аппетитом, нервно возбудимым, после перенесённых заболеваний. Но больше лечебная гимнастика показана детям с отклонениями в физическом или психическом развитии.
- ЛФК для детей первого года жизни состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений.Это движения, которые ребёнок совершает в ответ на раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения неосознанны. Если специалист, занимающийся с ребёнком, делает упражнения за него, то такие упражнения называются пассивными. А если сам делает – активные упражнения. Часто ЛФК дополняется массажем детей.
- В возрасте от 1,5 до 3 месяцев дети отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них выявляются врождённые рефлексы. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения.
- У детей от 3 до 4 месяцев устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Рекомендуется делать акцент на пассивные упражнения для грудничков.
- В период 4 до 5 месяцев у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. Для этого возраста показаны свои упражнения.
- У ребёнка от 6 до 9 месяцев развиваются произвольные движения. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают к ползанию, сидению и стоянию.
- В возрасте от 9 до 12 месяцев развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. ЛФК направлен на развитие и закрепление этих навыков.
ЛФК для детей дошкольного возраста
Для этого периода характерно то, что двигательные навыки ещё не сформировались окончательно. Отчего долгое сидение или стояние на ногах, неправильная поза, а также мебель не по возрасту ребёнка, неблагоприятно отражаются на формировании скелета. И часто приводят к нарушению осанки. Лечебная гимнастика положительно сказывается на работу дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной системах. А также способствует укреплению иммунитета, усилению работоспособности и выносливости организма.
В возрасте от 5 до 7 лет регулярные курсы ЛФК помогут подготовят к школьным нагрузкам, помогут избежать переутомления и справиться со стрессами.
Гимнастика для детей школьного возраста
ЛФК включает упражнения для общего развития и укреплению молодого организма. Заниматься нужно регулярно. Физические упражнения улучшают работу жизненно важных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются обменные процессы.
У детей младшего школьного возраста ещё не полностью сформирована костно-мышечная система. Тело обладает большой подвижностью и гибкостью. Из-за длительного сидения за партой и дома за уроками происходит нарушение осанки. А лечебная физкультура способствует укреплению мускулатуры, а также тренируются отдельные мышцы и суставы, формируется правильная осанка. ЛФК для детей младшего школьного возраста имеет игровую форму. В комплекс включаются перестроения, упражнения с мячами и обручем, лазания, прыжки, бег, упражнения на равновесие, а также танцевальные и акробатические упражнения.
У школьников средних классов уже начинается половое созревание. Костная система активно растёт, мышечная ткань часто не успевает за ней. Ребёнок быстро утомляется от незначительных физических нагрузок. Может быть нарушение координации движений. Поэтому ЛФК для детей среднего школьного возраста включает более сложные упражнения, которые различны для девочек и мальчиков. У девочек включают в себя элементы художественной гимнастики, а у мальчиков силовые упражнения с использованием спортивных снарядов и оборудования. Из-за загруженности в школе у подростков происходит резкое снижение двигательной активности. И уроков физкультуры по расписанию недостаточно. А в этом возрасте из-за формирования двигательного анализатора, у ребёнка усиливается потребность в движении. Из-за малоподвижного образа жизни, избыточного питания возрастает риск ожирения. Это опасно развитием заболеваний, которые скажутся на качестве жизни в будущем.
Особенности старшего школьного возраста
У детей старшего школьного возраста процесс формирования организма практически завершён. ЛФК направлен на то, чтобы подготовить молодых людей к нагрузкам во взрослой жизни.
При подборе упражнений главное – учитывать уровень здоровья ребёнка. Детям с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы нужно подбирать специальные комплексы, после которых нормализуется работа сердца и органов кровообращения или дыхания. Такие занятия поддерживают детский организм и являются профилактикой осложнений. Из необходимых упражнения составляется так комплекс ЛФК для детей. Выполнять гимнастические упражнения следует в специальной спортивной форме и обуви. После занятий гимнастикой нужно принять душ, чтобы очистить тело от пота и других продуктов выделения.
ЛФК при различных заболеваниях у детей
Врожденная мышечная кривошея
Часто основная причина врожденной мышечной кривошеи – недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы. А также её травма во время родов или родовая травма шейного отдела позвоночника. При патологии голова наклонена в сторону пораженной мышцы, повернута в противоположную сторону и отклонена назад. При выраженной кривошее надплечье и лопатка на стороне поражения выше, затылок со здоровой стороны часто скошен. Последствия этого искривления довольно серьёзные. Как вторичный признак заболевания, может появиться асимметрия лица. При средней и тяжёлой степенях врождённой мышечной кривошеи у ребёнка может быть отставание в психомоторном развитии.
Лечение врожденной мышечной кривошеи следует начинать как можно раньше с 2-3 недельного возраста малыша. Основную роль играет массаж, а общеукрепляющий комплекс ЛФК – часть терапии при мышечной кривошее. Комплекс, который назначает врач, соответствует возрасту и развитию ребёнка. Лечебная гимнастика при врождённой мышечной кривошее способна полностью восстановить функцию оперированной мышцы, когда коррекция кривошеи массажем и ЛФК при детской кривошее невозможна. Для этого в упражнениях используются движения головой с сопротивлением и отягощением в разных положениях. И также ЛФК при мышечной кривошее в этом периоде включает в себя упражнения направленные на коррекцию осанки.
Курс ЛФК при врождённой мышечной кривошее состоит из 15-20 занятий. Проводятся каждый день или через день, перерыв между курсами 1-1,5 месяца. Во время интервалов необходимы занятия дома. В течение первого года жизни ребёнок должен пройти 3-4 курса комплексной терапии, а потом ещё 2-3 курса до 7-летнего возраста. Домашние занятия необходимы ежедневно по 5–15 минут до 2 лет. Детям с кривошеей с раннего возраста показаны занятия в бассейне, например, аква гимнастика с температурой воды 35-36 градусов.
При плоскостопии
Избежать развития плоскостопии помогают регулярные занятия лечебной гимнастикой. Так сформируется здоровая стопа. Если у ребёнка уже есть плоскостопие, не стоит лечиться самостоятельно. Курс ЛФК для профилактики и лечения плоскостопии должен назначить ортопед.
Лечебная гимнастика при детском плоскостопии подбирают с учётом физической подготовки ребёнка, возраста, формы и периода заболевания. Для каждого возраста лечение включает физические упражнения, которые укрепляют организм, а также специальные физические упражнения и массаж, снимающие болевой синдром. И также физические упражнения со снарядами и без снарядов, направленные на укрепление мышц, поддерживающих своды стопы, и формирование глубины сводов.Общеукрепляющие физические упражнения при детском плоскостопии не должны перегружать мышечно-связочный аппарат стоп. Рекомендуются виды спорта, которые оказывают динамическую нагрузку на стопы: плавание кролем, ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом. Занятия спортом должны проводиться под контролем врача, чтобы соблюсти принцип постепенного повышения нагрузки.
Лечебные упражнения при плоскостопии у детей включают: приведение стопы, повороты ее внутрь, тыльное сгибание стопы, скользящие движения стопой одной ноги по голени другой собирание пальцами ног мелких предметов, раздвигание и сдвигание пальцев ног, прокатывание маленького мячика, приседание на поперечно лежащей палке. ЛФК лучше делать в игровой форме: ходить по скалке, доставать предметы с помощью ног, лазить по шведской стенке.
Лечение плоскостопия у детей нужно начинать с раннего возраста. Добиться результатов можно и в старшем возрасте, но лучше не откладывать курс ЛФК при плоскостопии у ребёнка. Комплекс упражнений нужно регулярно повторять.
При косолапости
Основные признаки: поворот подошвы внутри с подниманием внутреннего края стопы и опусканием наружного, приведение стопы в переднем отделе, подошвенное ее сгибание, значительное ограничение подвижности в голеностопном суставе. Косолапость у детей имеет две разновидности: эквиноварусная косолапость – когда пятка смещена внутрь и вальгусная косолапость — пятка смещена наружу. Лечебная гимнастика при косолапости у детей заключается в постепенном щадящем исправлении порочного положения стопы. Упражнения должны сочетаться с массажем, выполняться мягко, чтобы ребёнок испытывал боль. Хороший эффект достигается тогда, когда лечебные упражнения при косолапости у детей проводятся после тепловых процедур.
И также родители дома могут проводить комплекс упражнений при косолапости у детей и постепенно увеличивать нагрузку. Специалист по ЛФК даст рекомендации, какие упражнения полезны в конкретном случае. А также надо включать упражнения на вытягивание позвоночника. Благодаря им разгружается спина. Важно организовать распорядок дня ребёнка так, чтобы лечебной гимнастике и плаванию отводилось отдельное место. Неважно какая причина косолапости, детям нужно заниматься физкультурой регулярно. Это также профилактика косолапости у детей. Если тактика лечения выбрана верно, все рекомендации ортопеда выполняются, то патологическую деформацию стопы удаётся полностью устранить.
Можно ли заниматься ЛФК самостоятельно ?
Для школьников лучше подойдёт ЛФК с квалифицированным врачом. Доктор совместит ЛФК с массажем голенных мышц и мышц стоп, дополнит курсом физиотерапии при необходимости. Всё это поможет добиться значительного улучшения в лечении плоскостопия.
ЛФК при плоскостопии у детей нужно проводить два раза в день: за полтора часа до сна или через час после еды. Продолжительность упражнений 15 минут. Если занятия проводятся дома, то должны быть регулярными и с увеличением нагрузки. Цель – развитие и укрепление мышц пальцев, стопы и голени. Упражнения при плоскостопии у детей должны контролировать родители, а по возможности – инструктор по ЛФК. Переутомление и боль недопустимы. Потому что это свидетельствует о дополнительном напряжении мышц у ребенка.
Лечебная физкультура для ребёнка должна приносить радость и удовольствие, и не выполняться насильно. Сделайте так, что ребёнок был мотивирован на результат занятий. Объясните для чего нужен комплекс ЛФК, чего можно добиться, как это важно. Не забудьте сказать, что любите его и хотите, чтобы стал здоровым. До занятий проконсультируйтесь с лечащим врачом. Надо учесть индивидуальные особенности только потом заниматься лечебной физкультурой.
Источник
Выписка из дипломной работы «Лечебная физкультура для дошкольников»
Ирина Левкина
Выписка из дипломной работы «Лечебная физкультура для дошкольников»
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. П. Ф.Лесгафт в своих трудах отмечает: «Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности». Также известно, что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты считают, что данная система функционирует недостаточно эффективно.
Таким образом, крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.
Нужно отметить, что возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению, письму). Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.
Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных, педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения к высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и ко многому другому.
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет.
В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как у них дети проводят большую часть дня.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма.
Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата
Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.
Актуальность тема данной работы: «Лечебная физкультура для дошкольников» обусловлена тем, что сегодня большое число детей к начальной школе уже имеют серьёзные проблемы со здоровьем и связано это не только с плохой экологией и наследственностью, но и с отсутствием правильно организованной лечебно-профилактической физкультуры в детском саду.
Объект исследования: лечебная физкультура для дошкольников.
Предмет исследования: влияние комплексов лечебной физкультуры на здоровье дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что внедрение занятий по лечебной физкультуре в программное содержание физического воспитания в детском саду окажут положительное влияние на здоровье и развитие детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Раскрыть особенности физического воспитания дошкольников.
2. Описать средства решения оздоровительных задач физического воспитания дошкольников.
3. Описать применение физических упражнений для предупреждения различных заболеваний в дошкольном возрасте.
4. Рассмотреть физическую культуру как средство лечения заболеваний.
5. Провести исследование уровня физического развития и здоровья дошкольников.
6. Проанализировать развитие физической подготовленности и укрепление здоровья дошкольников физическими упражнениями.
7. Проанализировать и описать результаты экспериментальной работы, по применению средств физкультуры для развития и укрепления здоровья.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование детей, математический и статистический анализ полученных результатов.
Практическая значимость работы: разработанные нами комплексы занятий и упражнений могут быть внедрены в повседневные занятия физической культурой в ДОУ.
Физическое воспитание дошкольников и его особенности
В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание психофизических качеств.
Цель физического воспитания дошкольников определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка; формирование у него основ здорового образа жизни; укрепление его здоровья, его физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста,оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма,задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции.Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т. д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т. д.).
Поскольку целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания детей дошкольноговозраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т. д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний.Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т. д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т. д.) .
Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.
Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие.Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А. В. Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.
Таким образом,можно выделить следующие условия и факторы успешной организации физического воспитания детей:
1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.
2. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей.
3. Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.
4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей.
5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.
6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Средства решения оздоровительных задач физического воспитания дошкольников
Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.
Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. Установлено, что регулярное применение закаливающих процедур способствует координированной работе всех физиологических систем организма – сердечнососудистой, дыхательной, энергетической, улучшает обменные процессы, что в свою очередь создает предпосылки для образования надежного защитного барьера организма перед различными вредными воздействиями.
Основные принципы закаливания: комплексность использования природных факторов; постепенность увеличения силы воздействия закаливающих средств; непрерывность проведения закаливающих процедур;; наблюдение за реакцией организма ребенка на закаливающие воздействия, учитывая его индивидуальные особенности; создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей в процессе закаливания и их положительного отношения к процедурам.
При сочетании естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивается эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство.
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
Бег. Уже у детей раннего возраста бег является основным способом передвижения. Он оказывает значительное влияние на улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, что в свою очередь создает основу для совершенствования быстроты и выносливости.
У детей дошкольноговозраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег. Эти виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей. Используя такие названия бега,а не более распространенные: бег в медленном темпе, в быстром темпе и т. д.
Общеразвивающие упражнения. В комплексы общеразвивающих упражнений в старшей и подготовительной группе входит 6 – 10 упражнений.Комплексы включают упражнения для всех крупных групп мышц: рук, плечевого пояса, туловища, ног.
Физкультура в группе раннего развития «Как лисичка птичку обидела» «Как лисичка птичку обидела» Игровой момент. Воспитатель вносит игрушку лисичку, все рассматривают ее. Воспитатель: Ребятки,.
Физкультура в группе раннего развития «Упрямые козы» Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре «Упрямые козы» Воспитатель просит всех деток снять сандали и поставить в доль.
Фотоотчет «Физкультура на улице» (старшая группа) Физкультура на улице Мы все стремимся, к тому, чтобы наши дети выросли здоровыми. Физкультура поможет вырасти ребенку здоровеньким. Занятия.
Фотоотчёт «Физкультура в детском саду» к Всероссийскому Дню гимнастики — 27 Октября Наша великая страна всегда была спортивной державой и славна своим позитивным отношением к спорту, гимнастике, физической культуре и здоровому.
Фотоотчёт «Как нам нравится физкультура на воздухе!» Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех основ и систем организма и сенситивным периодом психического развития.
Консультация для родителей «Физкультура для малышей» Консультация для родителей «Физкультура для малышей». Ребенок после года начинает много и активно двигаться, приобретать новые навыки движения.
Проект «Физкультура, спорт и здоровье» Визитная карточка проектаУчастники проекта: Дети средней группы № 2, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, родители..
Рекомендации для родителей «Физкультура дома» И в мальчишке, и в девчонке, Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило. Должен он скакать и прыгать, Всё хватать, ногами дрыгать,.
Создание стенгазеты «Физкультура — это класс! Все здоровые у нас» с детьми средней группы В мае в нашем детском саду проходил день здоровья. К этому дню мы предложили ребятам выпустить стенгазету о здоровье и физкультуре. Эта.
Стихотворения «Здоровье. Гигиена. Закаливание организма. Физкультура» для детей от 5–12. Часть 5 Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.
Источник