Лечебная физкультура для детей при вальгусе стоп

Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.

Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.

Осмотр ребенка на приеме

На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:

  • Конституциональные особенности развития,
  • Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
  • Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
  • Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
  • Результаты плантоскопии,
  • Индивидуальные особенности износа обуви,
  • Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
  • При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.

Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.

Рис. 1 На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость.
Рис. 2 На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка.
Рис. 3 На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь.
Рис 3.1 На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром.
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.

Рис. 7

На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.

Упражнения для стоп

На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.

Читайте также:  Курсы первой медицинской помощи пролетарская
Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11 Рис. 12 Рис.13
Рис. 14 Рис. 15 Рис. 16

Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата

На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.

✔ ❌ ✔ ❌
Рис. 17 Рис. 18
Рис. 19 Рис. 20
Рис. 21 Рис. 22

Тренировки стоп для подростка

На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:

Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) Рис. 23
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) Рис. 24
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. Рис. 25 Рис. 26
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени.
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) Рис. 28
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) Рис. 29
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) Рис. 30
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й Рис. 31
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) Рис. 32
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) Рис. 33

Текст и иллюстрации подготовил

Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».

Источник

Упражнения при вальгусной деформации стопы у детей

Вальгусная деформация стоп — диагноз в детском возрасте отнюдь не редкий. Неправильная постановка ребенка на ножки со смещением стопы на внутреннюю часть, «заваленная» стопа, которая создает иллюзию Х-образных ножек, может быть вызвана различными причинами. Но методы лечения при плосковальгусной деформации используются примерно одинаковые. Если показано консервативное лечение, родителям придется освоить специализированный массаж и особую лечебную гимнастику. О том, как проводить такие занятия, какие упражнения можно предложить ребенку, мы поговорим в этой статье.

Польза гимнастики

Неправильная постановка ребенка на деформированные стопы приводит к неверному распределению нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Смещается центр тяжести, усиливается износ тазобедренных и коленных суставов. Страдает и позвоночник — осанка ребенка при вальгусной деформации стоп не является правильной, а походка отличается неуклюжестью.

Вальгусное искривление очень часто сопровождается уплощением стоп, то есть одновременно регистрируется и вальгус, и плоскостопие. Плосковальгусные стопы обязательно требуют лечения и поддержки, в противном случае ребенок может остаться инвалидом.

В схему консервативного лечения обычно включается ношение ортопедической обуви, массаж, ЛФК. Гимнастика, которую вполне можно выполнять в домашних условиях, относится к разряду лечебной. Каждому ребенку назначается свой комплекс — это зависит от степени вальгуса и плоскостопия, от выраженности и угла отклонения от нормы. Но базовые упражнения для всех детей с таким диагнозом примерно одинаковы.

Читайте также:  Лекарственные препараты при воспалении десен

Польза гимнастики заключается в эффективном дополнении массажного и ортопедического воздействия. Задача — максимально расслабить связки и мышцы, находящиеся в напряжении. Гимнастика позволяет растягивать такие мышцы, увеличивать их эластичность. Улучшается кровообращение стоп, голеностопа, бедер. Постепенно мышцы принимают правильное положение и удерживают стопу в нормальной ее установке. Естественным образом меняется распределение нагрузки на нижние конечности.

Особенности

Если рассматривать лечебную гимнастику при вальгусной постановке стоп отдельно, то о ее эффективности будет судить достаточно сложно. Лучшие результаты обычно наблюдаются тогда, когда к зарядке переходят сразу после предварительного массажа стоп. Ортопедический массаж также назначается доктором, но вполне может проводиться в домашних условиях самостоятельно, при условии, что массажист покажет маме, как правильно массировать стопы при той или иной степени отклонений.

Родителям, которые твердо решили бороться с вальгусом у ребенка собственными силами, придется запастись терпением — массажное воздействие будет проводиться многократными курсами, ношение ортопедической обуви может быть рекомендовано постоянно, гимнастика и вовсе должна стать ежедневной. Если малыш и его родители не будут лениться, с проблемой обязательно удастся справиться, но не так быстро, как хотелось бы. Иногда на это требуется год, иногда — полтора или более.

Лечебный комплекс упражнений при данной патологии лучше всего выполнять босиком. Чешки, носки и все остальное необходимо оставить до лучших времен.

Пока есть такая проблема, как вальгус, бороться с ней нужно, не щадя собственных нервов и детских пяток.

Показания и противопоказания

Противопоказаний для гимнастики не так много. Если говорить об основном заболевании, то гимнастические нагрузки не рекомендуются при 3 и 4 степенях вальгусной деформации. Сначала в таких случаях обычно назначают оперативное лечение. К ЛФК, в том числе и домашней гимнастике, ребенок перейдет только после того, как завершится процесс реабилитации.

Временный запрет на гимнастику накладывается, если у ребенка поднялась температура, если он недомогает, появилась рвота и диарея. Нельзя проводить гимнастику при некоторых нарушениях вестибулярного аппарата, при которых маленькому пациенту бывает трудно удерживать равновесие.

От гимнастики следует отказаться и в случае усиления болей в стопах, коленях после массажа или при выполнении упражнений. Такое хоть и редко, но все-таки случается, и требует обязательной консультации ортопеда — не исключено, что массаж или гимнастика выполнялись неправильно.

Гимнастика не рекомендуется детям с эпилепсией и повышенной склонностью к возникновению судорог. С большой осторожностью, желательно только под наблюдением врача ЛФК, выполняется такая гимнастика для детей с врожденными пороками сердца и сосудов.

Лечебный физкультурный комплекс может быть весьма эффективен при первой и второй степенях вальгусной и плосковальгусной деформации стоп. Большинство упражнений могут быть использованы и отдельно при плоскостопии.

Эффективные упражнения

Если противопоказаний нет, ортопед одобрил домашние занятия гимнастикой, можете приступать. Постепенно вы будете придумывать и собственные, уникальные упражнения, когда придет понимание сути гимнастики и целей, которых нужно добиться. Но в первое время рекомендуется пользоваться готовой и проверенной многими мамами и детьми программы, одобренной Минздравом, и применяемой в ряде медицинских центров лечебной физкультуры.

Занятие будет проводиться с три этапа. Необязательно в первую же зарядку помещать все упражнения. Начните с 1-2 упражнений каждого этапа и постепенно увеличивайте нагрузку, добавляя новые задания, увеличивая время выполнения уже знакомых приемов и упражнений.

Положение «Сидя»

Для этой части зарядки вам понадобится небольшой жесткий стул со спинкой. Ребенок, посаженный на такой стул, должен доставать ножками до пола, они не должны болтаться в воздухе.

  • «Ежики». Для этого упражнения вам понадобится небольшой мячик, например, теннисный. Но лучше всего воспользоваться специальными ортопедическими мячиками, которые имеют неровную, пупырчатую фактуру. Положите мячик на пол и попросите ребенка всей стопой покатать его по кругу дугами, зигзагами. Повторите упражнение второй стопой. Позднее можно использовать сразу два мячика-«ёжика» для одновременного выполнения задания двумя ножками.
Читайте также:  У меня с похмелья никогда не болит голова

  • «Потеряшки». Для этого задания вам пригодится кусок шелковой ткани или носовой платок, а также карандаши. Разложите предметы на полу перед сидящим ребенком и попросите его собрать пальцами ног кусочки ткани и «потерянные» карандаши.
  • «Помоги героям сказки». Для этого задания используйте игрушки из шоколадных яиц-сюрпризов и небольшую коробку, например, от обуви. Разложите игрушки перед ребенком, рассказав историю. Можно придумать сказку о том, как зверушки отправились в путешествие, и их настигла гроза. Задача малыша — быстро ногами собрать все мелкие игрушки и сложить в коробку (тоже, естественно, ногами). По мере достижения успехов количество игрушек можно увеличивать.

  • «Ватрушки». Для этого упражнений подойдет самая обычная скалка, которая имеется на кухне каждой хозяйки. Положите ее на пол, поставьте обе ноги ребенка на скалку и попросите катать ее вперед и назад как можно дальше, чтобы стопы были задействованы полностью — от кончиков пальцев до пяточек.

При выполнении стоя

Для комплекса упражнений в таком положении понадобится гимнастическая палка или палка от деревянной швабры, а также ортопедический коврик (достаточно жесткий, с выпуклыми фактурными элементами или игольчатой основой). Если коврика нет, сделать его можно своими руками, приклеив к ткани ракушки, пуговицы, пробки и другие мелкие предметы.

  • «Канатоходец». Положите палку на пол и попросите ребенка пройтись по ней туда и обратно боком. Следите, чтобы пальцы и пяточки касались пола. Усложните задание, когда ребенок будет готов — попросите его приседать, стоя на палке (пальцы и пятки также должны быть на полу).

  • «Узкая тропинка». Попросите ребенка обхватить лежащую гимнастическую палку ножками так, чтобы ее касались только внутренние части стоп, наружными следует упираться в пол. Когда малыш научится уверенно стоять, попросите его так походить, не выпуская палку, шаркающей походкой на внешней стороне подошв.
  • «Клоун». Попросите ребенка представить себя клоуном и показать, как смешно он умеет ходить. Задача походить «елочкой», вразвалочку, разведя ступни в разные стороны и соприкасаясь пятками. Завершите перекатами с пятки на носок и ходьбой на носочках. Все эти упражнения можно провести на массажном ортопедическом коврике.

Лежа на коврике

Для этой части зарядки нужен коврик, который не пропускает холод — есть специальные гимнастические коврики.

  • «Качели». Положите ребенка на спину, возьмите его стопы в руки и попросите чадо сгибать и разгибать стопы от себя и к себе. Ваши руки будут препятствием, нагрузкой, которую малышу нужно преодолеть.
  • «Вертолетик». Попросите ребенка показать, как работают лопасти вертолета — изобразить круговые движения он должен стопами в положении лежа на спине.
  • «Велосипед с нагрузкой». Согнутые ноги лежащего ребенка должны совершать велосипедные движения, но с сопротивлением. Для этого упереться ножками можно в мамины руки. Маме же следует легко давить на стопы от себя.
  • «Мост на дороге». Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, стопы разведены в разные стороны пятки соприкасаются. Задача ребенка — приподнять поясницу в таком положении и пропустить под собой машинку, которую мама с криками «би-би» прокатывает «под мостом».

Полезно после зарядки походить по гороху. Также полезны беговелы и самокаты.

О технике выполнения упражнений при вальгусной деформации стопы у детей смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источник

Оцените статью