Лечебная физкультура для детей инвалидов

Лечебная физкультура для детей с ОВЗ

елена отряскина
Лечебная физкультура для детей с ОВЗ

Лечебная физкультура для детей ОВЗ

В общем комплексе работы с детьми ОВЗ лежит лечебная и адаптивная физкультура, которая является необходимым звеном образовательного процесса. Основными задачами лечебной физкультуры являются: восстановление функций пораженных органов и систем; предупреждение прогрессирования заболеваний и ликвидация функциональных расстройств организма, связанных с обездвиживанием; активизация деятельности сердечно-сосудистой системы и улучшение кровоснабжения органов и тканей; стимуляция дыхания, обменных процессов и повышение общего тонуса организма.

Для эффективного влияния физических упражнений на здоровье важны не только общая доза физической нагрузки, но и правильный подбор физических упражнений, их повторяемость, последовательность и необходимая расстановка по силе физических нагрузок в течение одного занятия физкультурой или на протяжении длительных тренировок. Все эти вопросы решает инструктор по АФК, исходя из особенностей заболевания, состояния организма и многих других критериев. Вместе с тем родителям, педагогам, воспитателям необходимо знать главные методические принципы физической тренировки, лежащие в основе лечебной физкультуры.

1. Многократность повторения каждого упражнения и регулярность занятий в течение дня, недели, месяца, — непременное условие все более сложных двигательных навыков и роста физической работоспособности. Физиологические сдвиги, происходящие в организме во время физических упражнений при многократном их повторении, приводят к стойкому улучшению функционального состояния упражняемых органов и систем, восстановлению и укреплению здоровья.

2. Постепенное повышение физической нагрузки помогает организму справиться с увеличивающимися требованиями к системам обмена веществ и энергообеспечения, избежать перенапряжения в работе различных органов и систем, подготовить их к максимальным нагрузкам.

3. Всестороннее воздействие на организм. Разнообразие физических упражнений и участие в них различных мышечных групп отвечают задачам неспецифической терапии и общей тренировки.

4. Доступность упражнений и индивидуальный подход предусматривают выполнение в начале легких физических упражнений, а затем включение более сложных упражнений по координации движений, охвату мышечных групп, степени усилия мышц.

Лечебная физкультура располагает огромным набором физических упражнений и разных методических приемов. Определенный подбор гимнастических упражнений может оказывать как общее оздоровительное влияние на организм, так и специфическое воздействие на ту или иную нарушенную функцию и пораженный орган.

Так, например, при заболеваниях бронхиальной астмой на занятиях применяются общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на расслаблении мышц, массаж, спелеотерапия, дозированная ходьба.

При заболевании ДЦП необходим массаж как общий, так и точечный, так как это снимает мышечный тонус. Необходимо проводить ЛФК и АФК для снижения гипертонуса мышц, укрепление ослабленных мышц, улучшения координации и равновесия. Для этого нужно использовать упражнения на расслабление, пассивно — активные и активные упражнение, упражнения с предметами под музыку и без, упражнения на развитие основных двигательных навыков. А так же упражнения в воде. Упражнения по коррекции этих патологических состояний (корригирующие) и т. д.

Занятие лечебной физкультурой проводиться в течении всего года (с инструктором через день, в остальные дни ребенок занимается дома с родителями). ЛФК рекомендуется в любое время дня. Достаточно эффективны занятия после дневного сна, на фоне относительного снижения мышечного тонуса и хорошего настроения.

Физические упражнения,рекомендуемые для самостоятельного использования различают:

— по анатомическому признаку (соответственно строению тела человека): для рук и мышц плечевого пояса, ног, спины, живота и др. ;

— по характеру движения (развивающие координацию, равновесие): корригирующие, дыхательные, метание мяча в цель, прыжки, подскоки;

— по степени активности и степени усилия работающих мышц; одно и то же упражнение можно выполнить с разной степенью активного усилия мышц, в этом случае говорят об упражнениях без усилия (свободных) и с усилием мышц;

— гимнастические без предметов;

—гимнастические с предметами (мячи, гантели, булавы, обручи, гимнастические палки и др.) и на мебели, заменяющей гимнастические снаряды (стул, скамеечка, домашние тренажеры и др.);

— спортивно-прикладные, в том числе и на природе (ходьба, бег, лыжи, гребля, плавание и др.);

— спортивные (волейбол, бадминтон, теннис, городки) и другие малоподвижные игры.

Главной задачей является всемерное развитие и поддержание интереса к занятиям физической культурой посредством бесед, ознакомления и изучения специальной литературы, а также с помощью эмоциональных и разнообразных по форме и содержанию процедур (недопущение переутомлений и однообразия при выполнении упражнений, внесение элементов соревновательности, заинтересованности в получении каких-либо призов и т. п.). В этой связи периодически комплексы упражнений обновляются, а при проведении ряда занятий целесообразно использовать музыкальное сопровождение.

Двигательный режим (режим движений) — одно из средств лечебной физкультуры.

В образовательной организации должны быть предусмотрены следующие формы лечебной физкультуры:

а) лечебная гимнастика;

б) утренняя гигиеническая гимнастика;

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в комплексной реабилитации детей. Игры делятся по уровню физической нагрузки (малой, средней и большой подвижности, по преобладающему основному движению, по организации двигательной активности, по психофизической нагрузке (1-игры с незначительной нагрузкой, 2- с умеренной нагрузкой, 3- с тонизирующей нагрузкой, 4- с тренирующей нагрузкой).

В последние годы получили распространение Спартианские игры для различных категорий детей с ОВЗ. Одно из важнейших особенностей спартианских игр является гармоничное сочетание в них спортивных соревнований с творческими, художественными, танцевальными заданиями. Каждый ребенок может проявить свои способности в доступном виде деятельности.

Примерный комплекс упражнений для детей с ЗПР. Корригирующая гимнастика для коррекции осанки.

Читайте также:  Признаки лекарственной интоксикации печени

5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу.

Встать в положение «Основная стойка»: голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. (Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.)

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.

Ходьба с высоким подниманием пми54бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

Ходьба на наружном крае стопы.

Говорить на каждый шаг (руки на поясе):

«Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт.

Шишка отскочила прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою — топ!»

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети сами произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег.

Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Отводя плечи назад, вдох — на 2 шага, выдох — на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох — через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении «стоя»

Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

Из И. П. — ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором «квак», вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении «кисти к плечам», локти должны быть прижаты к бокам.

Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) — 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки — вдох. Вернуться в И. П., произнеся звук «ш-ш-ш» — выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

«Вместе ножки — покажи ладошки».

Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.

Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-6 раз). Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении «лёжа на спине»

Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа (6-8 раз). При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.

Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 секунд и отпустить ноги (4-6 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

И. П. — лёжа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз) Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении «лёжа на животе»

Круги назад локтями рук, приведёнными к плечам (5-8 раз). Голова приподнята.

Поднять голову и отвести плечи назад.Приподнять руки и ноги: пауза расслабления 6-8 секунд (3-4 раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперёд. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении «стоя» и в движении.

Фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет «Физкультура, спорт-залог здоровья детей!» Доброе время суток, уважаемые коллеги, гости моего блога. Представляю Вашему вниманию фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет.

Фотоотчёт «Как нам нравится физкультура на воздухе!» Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех основ и систем организма и сенситивным периодом психического развития.

Проект «Физкультура, спорт и здоровье» Визитная карточка проектаУчастники проекта: Дети средней группы № 2, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, родители..

Стихотворения для детей «Здоровье про запас», «Волшебные очки», «Солнечный удар» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.

Стихотворения «Подорожник», «Винегрет», «Физкультура» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.

Стихотворения для детей «Мокрый весь иду домой», «Скорая помощь», «Обнаружены микробы» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.

Стихотворения для детей от 5–12 лет на темы «Коронавирус», «Микробы», «Витамины» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.

Стихотворения «Здоровье. Гигиена. Закаливание организма. Физкультура» для детей от 5–12. Часть 5 Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.

Читайте также:  Народные средства с холосасом

Стихотворения для детей «Улучшает зрение», «Гигиена», «Сигареты» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.

Стихотворения для детей «Здоровье», «Витамины», «Закаливание организма» Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.

Источник

ЛФК для детей с ОВЗ
статья по физкультуре

На сегодняшний день гиподинамия у детей прогрессирует: всё больше таких случаев фиксируется врачами, причём на той стадии, когда лёгкими профилактическими мерами уже не отделаешься. Почему так происходит? Гиперактивный ребёнок доставляет массу хлопот, поэтому родители спешат его угомонить любыми средствами и вовремя обращаются к врачу. Гиподинамичный малыш тих, спокоен, его никто не слышит, поэтому в больницу в таких случаях обращаются чаще всего уже в школьном возрасте, когда начинаются проблемы с обучением

Скачать:

Вложение Размер
ЛФК для детей с ограниченными возможностями 26.7 КБ
lfk_pri_ovz.docx 26.7 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ (ОВЗ).

Лечебная физическая культура (ЛФК) — научно-практическая, медико — педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний.

Термин «лечебная физкультура» прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

А что же может являться причиной заболевания ? Попытаемся ответить на этот вопрос…

……..Современное человечество, к великому сожалению, предпочитает жить по законам общества, игнорируя законы природы, отвечающие в значительной мере естественным биологическим потребностям организма. Законы общества, как правило, не отвечают требованиям сохранения и укрепления здоровья. Они противоречат принципам биологической ритмичности, толерантности, адаптированности человека к внешним условиям, предъявляют к организму чрезмерные требования, что сопряжено с нерациональными энергозатратами и нередко нервно-психическими срывами. Однако, человек не задумывается над этим, не заботится о собственном здоровье в противовес заботам об обеспечении материальной базы существования . Статистика свидетельствует, что именно здоровье становится первоочередной проблемой современного общества.…..

Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается.

Выявляются нарушения осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения.

У детей наблюдается низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости. А при недостаточном объеме двигательной активности резко ослабляется деятельность мышечной, сердечнососудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.

На сегодняшний день гиподинамия у детей прогрессирует: всё больше таких случаев фиксируется врачами, причём на той стадии, когда лёгкими профилактическими мерами уже не отделаешься. Почему так происходит? Гиперактивный ребёнок доставляет массу хлопот, поэтому родители спешат его угомонить любыми средствами и вовремя обращаются к врачу. Гиподинамичный малыш тих, спокоен, его никто не слышит, поэтому в больницу в таких случаях обращаются чаще всего уже в школьном возрасте, когда начинаются проблемы с обучением.

Гиподинамия — нарушение различных функций организма вследствие ограничения двигательной активности ребёнка, снижения силы сокращения его мышц. Гораздо проще предупредить такое состояние, чем потом лечить. Для этого необходимо знать его причины.

Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии. Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции из-за:

  • наследственности;
  • родовых травм;
  • внутриутробного кислородного голодания (гипоксии).

Однако чаще всего причины детской гиподинамии носят совершенно другой характер — они обусловлены неправильным образом жизни ребёнка, в формировании которого виноваты родители. К такому отклонению приводят:

лишний вес вплоть до ожирения , привычка сидеть у компьютера, телевизора, за книгами длительное время; отсутствие прогулок на свежем воздухе; полное игнорирование любых физических нагрузок, начиная с небольших поручений по дому, заканчивая спортом.

Чаще всего родители сами способствуют тому, что ребёнок с младенческих лет ограничен в двигательной активности. Сидит тихо у себя в комнате, никому не мешает, не доставляет хлопот. Начало школьной жизни обнаруживает серьёзные проблемы в развитии таких деток — как в физическом, так и в психическом плане. Чтобы вовремя обратиться к врачу, нужно знать, какие признаки указывают на данную патологию.

Внимательные родители в любом возрасте распознают, что у ребёнка развивается синдром гиподинамии. Признаки чаще всего достаточно ярко выражены и требуют лишь внимания родителей: вялость, малоподвижность, неактивность, сонливость, тихий плач, быстрая утомляемость, отсутствие истерик, которые характерны для грудных младенцев, быстрый набор веса вплоть до ожирения, снижение работоспо-собности, умственной активности,неразговорчивость вплоть до дизартрии (путаница в произношении звуков).

В школе всё это усугубляется тем, что ребёнку трудно общаться со сверстниками и учителями, так как он не принимает участия в общих играх, не поднимает руку на уроках. Он не замкнут в себе и отличается от аутичных детей, так как отвечает на вопросы, но вяло и односложными ответами. У него нет желания учиться, хотя способности могут быть достаточно высокими. Если вовремя не спохватиться, не начать лечение, ребёнка ожидают большие трудности в учёбе и дальнейшей социализации.

Некоторые родители принимают гиподинамию как особенности характера ребёнка и очень в этом ошибаются. Гиподинамия — серьёзные нарушения в организме ребёнка, системы которого недополучают двигательной активности, не развиваются должным образом. Это отрицательно сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения, нервной системы: слабеет сила сердечных сокращений; снижается тонус сосудов; уменьшается трудоспособность; нарушается кровоснабжение тканей. Обеспечение клеток кислородом, питательными веществами уменьшается. Развиваются ожирение, атеросклероз; слабеют и атрофируются мышцы; уменьшаются выносливость, сила; нарушаются нервно-рефлекторные связи, деятельность всей нервной системы (развиваются депрессия, вегето-сосудистая дистония). Происходит сбой в обмене веществ; уменьшается костная масса; в будущем гиподинамия приведёт к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемии, артериальной гипертонии), расстройствам дыхания, пищеварения.

Родители обязаны знать, что гиподинамия нарушает работу головного мозга. Вот на что обрекают родители своё дитя, если вовремя не распознают заболевание и не обратятся к врачу.

Диагноз подтверждается или опровергается в стационарных условиях невропатологом. В результате энцефалограммы, УЗИ головного мозга врач подберёт программу коррекционного лечения. Родители тоже должны принимать самое активное участие в ней. Она предполагает:

индивидуальные занятия с логопедом, психологом (психотерапевтом), которые смогут скорректировать речевые недостатки и поведение ребёнка; приём витаминных препаратов; диету (полноценный, сбалансированный рацион питания); и конечно же активные занятия любым видом спорта, регулярные пешие прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, ЛФК.

ЛФК, базируясь на современных достижениях физиологии изучает действие различных средств физической культуры (физических упражнений, подвижных и спортивных игр, закаливающих факторов, массажа ) на организм ослабленного и больного человека. Она разра б атывает методику и способы применения специфических средств на различных этапах лечения и реабилитации.

Воспитывая у ребенка сознательное отношение к применению физических упражнений и приобщая его к активному участию в реабилитационном процессе, ЛФК является педагогическим процессом.

Отличительная особенность ЛФК по сравнению с другими методами оздоровления, лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения , представляющие собой разновидность естественного врожденного качествачеловека — двигательной активности, являющейся основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма.

Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности данной категории школьников в оздоровительных и коррекционных целях, поиске эффективных путей и методов физического воспитания, направленных на повышение уровней двигательной подготовленности, формирование двигательной способности и познавательной активности, укрепление здоровья.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет недостатков, — это способ активного развития, то для ребенка с нарушением интеллекта — физическая культура является еще одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение таких детей к активным занятиям физической культуры должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы специальной школы. Использование системы физического воспитания как эффективные средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей с нарушением интеллекта.

При длительных и регулярных занятиях физическими упражнениями (особенно с высокой интенсивностью), постепенно повышается прочность костей скелета, увеличивается эластичность связок, сухожилий и мышц, улучшается гибкость, появляются структурные и функциональные изменения в скелетных мышцах и внутренних органах: улучшается эластичность сосудов, увеличивается масса и размер сердца, уменьшается жировая масса, увеличивается масса мышечной ткани и др. Такие изменения, в совокупности с расширением резервных возможностей организма, так же , как и закаливание, повышают его устойчивость к различным заболеваниям. Кроме того , тренированный организм легче переносит критические ситуации (серьезное заболевание, тяжелую операцию, психологический стресс и др.).

Занятия ЛФК позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Побуждения учащихся к ответам на вопросы способствуют осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса.

При формировании двигательных навыков у школьников с ОВЗ можно выделить четыре стадии:

  • стадию создания представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное движение частично;
  • стадию уточнения деталей того или иного движения;
  • стадию устранения неправильного движения и первоначальное выполнение движения целиком;
  • стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков.

Обучение движениям идёт быстрее и более эффективно, если сочетается наглядный показ со словесной инструкцией. Зачастую ребёнку легче выполнить движение, глядя на педагога и подражая ему.

Разделяя понятия «коррекция» и «развитие», следует полагать, что первое («коррекция») целесообразно применять при исправлении нарушений физического развития (нарушения осанки, грудной клетки, стопы и т. д.), а также качественных характеристик двигательной деятельности человека.

Второе понятие – «развитие» — имеет в виду улучшение двигательных способностей, их количественных характеристик, т.е. содействие их увеличению, улучшению, возрастанию.

Подводя итоги , можно сделать вывод о том, что работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальные и дифференцированные подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. — М.: Владос-Пресс, 2010. — 777 c.

2. Красикова, Ирина Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия / Ирина Красикова. — М.: Корона-Век, 2012. — 320 c.

3. Соколов, А. В. Теория и практика диагностики функциональных резервов организма / А.В. Соколов, Р.Е. Калинин, А.В. Стома. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 176 c.

4. Лечебная физическая культура. — М.: Физкультура и спорт, 2008. — 376 c.

Источник

Оцените статью