- Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.
- Осмотр ребенка на приеме
- Упражнения для стоп
- Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата
- Тренировки стоп для подростка
- Лечебная физкультура при плоскостопии
- ЛФК при плоскостопии, разминка.
- Основная часть комплекса лечебной физкультуры при плоскостопии.
- III. Дополнительные упражнения лечебной физкультуры (упражнения с балансировочной подушкой.)
Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.
Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.
Осмотр ребенка на приеме
На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:
- Конституциональные особенности развития,
- Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
- Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
- Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
- Результаты плантоскопии,
- Индивидуальные особенности износа обуви,
- Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
- При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.
Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.
| На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость. |
| На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка. |
| На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь. |
| На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром. |
| | |
Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.
Рис. 7
На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.
Упражнения для стоп
На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.
| | |
| | |
| | |
Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата
На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.
✔ ❌ | ✔ ❌ |
| |
| |
| |
Тренировки стоп для подростка
На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:
Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) | | |
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) | | |
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. | | |
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени. | ||
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) | | |
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) | | |
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) | | |
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й | | |
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) | | |
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) | |
Текст и иллюстрации подготовил
Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».
Источник
Лечебная физкультура при плоскостопии
Малоподвижный образ жизни, современного человека, слабость мышц стопы и голени является основной причиной развития плоскостопия. Поэтому лечение плоскостопия не будет эффективным без выполнения упражнений лечебной физкультуры.
Все упражнения комплекса лечебной физкультуры при плоскостопии следует делать в медленном темпе, до появления ощущения легкой усталости. Количество повторений определяется индивидуально, в соответствии с возрастом и физическим развитием.
Начните занятия с массажа стоп. Затем приступите к выполнению следующих упражнений:
ЛФК при плоскостопии, разминка.
Для исключения статической нагрузки на слабые мышцы ног, начинать нужно с упражнений лечебной физкультуры, выполняемых в положении сидя или лежа. Это даёт возможность регулировать нагрузку на соответствующие мышцы голени и стопы.
Основная часть комплекса лечебной физкультуры при плоскостопии.
- Поочерёдное разгибание и сгибание пальцев до соприкосновения с опорой (упр.4)
- прокатывание теннисного мяча подошвенной поверхностью стопы. Упражнения выполняются поочерёдно, сначала одной, затем другой ногой (упр. 5);
захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног (упр.6);
- перемещение стопы по ровной поверхности при помощи поочерёдного сгибания и разгибания пальцев стопы (упр. 7);
стопы подошвенной поверхностью вместе – максимальное сгибание и разгибание в коленных и голеностопных суставах (упр.8);
- перемещение подошвенной поверхности одной стопы по внутренней поверхности противоположной голени (упр. 9);
сидя ноги согнуты в коленях, пятки плотно прижаты к полу, собирание матерчатого коврика движениями пальцев ног (упр. 10);
- сидя, сгибание и разгибание стоп вместе и попеременно (упр. 11);
ходьба по наклонной плоскости (упр. 12).
По мере укрепления мышечно-связочного аппарата, нужно переходить к группе дополнительных упражнений.
III. Дополнительные упражнения лечебной физкультуры (упражнения с балансировочной подушкой.)
Упражнения на балансировочной подушке укрепляют мышцы голени и свода стопы, тренируют вестибулярный аппарат, совершенствуя чувство равновесия.
стоя на балансировочной подушке подъём на носочки 10-15 раз (упр. 13);
- стоя одной ногой на балансировочной подушке, удерживайте равновесие в течении 1-2 мин, повторите упражнение стоя на другой ноге (упр. 14);
поднимитесь на ступеньку, на которой лежит балансировочная подушка, и спуститесь обратно, 10-15 раз (упр. 15);
- сидя на стуле, положите подушку под ноги, встаньте 10-15 раз, старайтесь не помогать себе руками (упр.16).
Регулярное выполнение комплекса ЛФК при плоскостопии, одновременно с ношением удобной обуви с индивидуальными ортопедическими стельками, позволит на ранних этапах формирования стоп избежать их деформации. Совместно с общеукрепляющими упражнениями способствует формированию правильной осанки. В запущенных случаях, лечебная физкультура, поможет приостановить развитие плоскостопия, устранить болевые ощущения в мышцах и суставах ног, улучшить работу всего опорно-двигательного аппарата.
Источник