Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно двигательного аппарата у детей

Статьи

ЛФК или лечебная физкультура для детей – это особый комплекс занятий, который устраняет последствия физических или психических травм. Основой таких занятий становится природная потребность каждого человека в двигательной активности.

Важно отметить тот факт, что за последнее время двигательная активность и среди взрослого населения, и среди детей заметно уменьшилась. Значит, применение в комплексной терапии лечебной гимнастики играет такую же важную роль, как и выбор подходящих препаратов.

Если говорить отдельно о детях, то им подобные тренировки позволяют избавиться от эмоциональных потрясений, научиться контролировать себя, выработать умение расслабляться, а также дает шанс развиваться и самоутверждаться.

Для них разработано множество специальных игровых упражнений, которые значительно облегчают деятельность, делая ее интереснее и веселее.

Физкультура – не просто способ терапии, но и профилактика различных отклонений.

ЛФК становится чуть ли не основным компонентом купирования большого количества детских заболеваний. Благоприятно она влияет при рахите, гипотрофии и т.п., так как благодаря физкультуре восстанавливаются обменные процессы, снижаются риски необратимой деформации позвоночника, сокращается отставание основных параметров от принятых норм. При их регулярном проведении можно добиться хороших результатов:

  • предупредить развитие сколиоза, плоскостопия;
  • предупредить или нормализовать нарушения осанки, искривления ног;
  • устранить нарушения в работе желудочно-кишечного тракта.

Не стоит пренебрегать вниманием к собственным детям, потому что длительное протекание любой болезни может спровоцировать опасные изменения и последствия. Важно своевременно приступить к реализации рекомендаций врача с целью предотвращения опасных последствий.

У лечебной физкультуры есть свои отличительные характеристики. Главное – множество игровых упражнений. Специалист должен разработать индивидуальную программу для каждого пациента с учетом его возрастной группы, показателей физического и психического развития, специфики психики и моторики.

Преимущества ЛФК для детей

Методы лечебной физкультуры и их правильный выбор

Гимнастика влияет на детей посредством реализации нескольких форм:

Такая тренировка бывает продолжительной или кратковременной с учетом рекомендаций специалиста.

  1. Лечебная гимнастика. К ней относятся разнообразные упражнения, предполагающие общее физическое развитие или развитие конкретной зоны – поясница, голеностопы, плечи и т.п.
  2. Дополнительная физическая активность. Эта форма ЛФК зачастую дополняет основные тренировки и предполагает активную ходьбу, легкий бег, восхождения или походы.
  3. Работа на тренажерах. Обычно специальные залы для лечебной гимнастики оборудованы тренажерами для позвоночника детей, для нормализации тонуса мышц, для терапии и профилактики огромного количества болезней, возникающих из-за задержек в росте малыша.
  4. Плавание. Вода, благодаря своей большой плотности, удерживает тело человека, тем самым уменьшая воздействие на позвоночный столб. Так, тело может справиться даже с более сложными задачами. Плавание позволит укреплять мышцы, предотвратит смещение внутренних органов, успокоит нервы, поможет преодолеть стрессы и утомляемость.

Выбор конкретной формы ЛФК или совокупности нескольких форм проводит специалист по имеющемуся диагнозу и индивидуальным особенностям. Безусловно, посещение тренировок пойдет на пользу и полностью здоровым, оно становится незаменимым способом комплексной терапии для детей:

  • с отклонениями в работе опорно-двигательного аппарата;
  • с сердечнососудистыми заболеваниями;
  • с дыхательными заболеваниями;
  • с поражениями желудка или кишечника;
  • нуждающихся в реабилитации после полученных травм;
  • с нарушениями осанки;
  • после перенесения сложных операций;
  • нуждающихся в обучении ходьбе со специальной поддержкой;
  • с нарушением психоэмоционального состояния.

Но существуют и противопоказания для ЛФК, например дети:

  • недавно перенесшие операцию на стопах;
  • с большими отклонениями в функционировании опорно-двигательной системы.

ЛФК для младенцев

Первостепенное правило успеха реализации лечебной физкультуры в любом возрасте – это соответствие её и возрастных особенностей.

С младенцами заниматься может только хорошо подготовленный специалист. Важно соблюдать правила рассеянной нагрузки, а первоначальная длительность нагрузки не должна быть больше 7 – 15 минут.

Малыш в начале своей жизни растет очень быстро. Его рост, масса тела, размер ноги, объем грудной клетки увеличиваются с огромной скоростью. Постепенно движения малыша приобретают осмысленный характер, становятся физически законченными и целесообразными. Но даже тогда в сознании каждого малыша еще преобладает безмятежность, а не концентрация. После проведенных опросов было выяснено, что дети в 2 года 60% времени, не считая сон, активны физически. А в 3 года физическая активность доходит до 70%.

Читайте также:  Для здоровья печени народными средствами

Так, врач подбирает детям данной возрастной группы простые нагрузки, не требующие серьезного сосредоточения. Это могут быть: плавание, массажи или пассивные тренировки. Затем включаются и подвижные игры на основе лечебной физкультуры.

Реализация занятий у дошкольников

Период дошкольного возраста длится с 3 до 7 лет. В этот период у детей быстро растут конечности. Происходит становление речи, ребенок начинает осваивать умения и получать навыки взаимодействия с окружающими его людьми. Для того, чтобы ребенок был к этому готов, нужно заниматься подготовкой к школе. Кроме того, становятся более совершенными телодвижения, улучшается прицельность при метании предметов, улучшаются навыки бега, осваиваются новые элементы прыжков и приземлений.

Дошкольники не способны к продолжительным физическим нагрузкам по причине быстрого утомления и недостаточной крепости скелета. Тренировки нужно максимально разнообразить, реализовывать деятельность в форме игры. Период нагрузки, необходимой для организма, составляет уже 15 – 20 минут. Для данной возрастной группы больше всего подойдут такие формы ЛФК:

  • подвижные игры на улице с элементами гимнастики;
  • лечебная гимнастика с мячом и фитболом;
  • плавание в бассейне;
  • оздоровительные массажи.

Реализация ЛФК для школьников

Именно, начиная со школьного возраста, физкультура применяется в полную силу. Время одного занятия составляет 30 – 45 минут. Такой подход способствует формированию правильной осанки, а это неотъемлемая часть здорового развития, потому что асимметрия в строении мышечного корсета или искривление позвоночника провоцирует огромное количество отклонений здоровья от нормы в будущем.

Для детей в образовательных учреждениях обустраивается специальный зал с тренажерами и другим необходимым спортивным инвентарем. Лечебная физкультура проводится только специально обученным человеком.

Правильная техника, отточенная до нюансов, дает возможность быстро и эффективно укрепить здоровье школьников.

Для детей после 7 лет игровые упражнения становятся еще более разнообразными и уже включают в себя большее количество элементов и техник. Для детей в младшем школьном возрасте подойдут сюжетные игры с персонажами и выполнением подражательных движений.

Важно включать в занятия упражнения с мячом. В среднем школьном возрасте дети любят участвовать в эстафетах, куда входит множество элементов упражнений. Также допустимо применять на занятиях гимнастические снаряды.

Итак, ЛФК – это не только способ лечения и коррекции нарушений у детей, но и отличная профилактика, позволяющая сохранить и укрепить здоровье. Нужно постараться ежедневно гулять с ними там, где они смогут передвигаться самостоятельно. Для правильного формирования скелета рекомендуется научить ребенка кататься на лыжах, плавать, приобщать и к другому спорту, учитывая его желание и возможности.

Источник

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Моника Иванова
ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Аннотация: в статье лечебная физическая культура при заболеваниях опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста рассматривается этапы работы по ЛФК в профилактике и исправлении дефектов опорно-двигательного аппарата детей, тестовая карта для выявления нарушений осанки.

Ключевые слова: ЛФК, виды нарушений осанки.

Одним из важнейших условий укрепления здоровья ребенка является физическая культура, которой в общегосударственном плане уделяется значительное внимание. Основными документами, определенными функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры,является: Конвенция о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании, Концепция дошкольного воспитания», Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Лечебная физическая физкультура (ЛФК) является составной частью двигательного режима ребенка, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстанавливающая трудоспособности. Основным таким средством (и это отличает ЛФК от других методов лечения) является физическое упражнения – стимулятор жизненных функций организма.

Читайте также:  Повышаем мужскую силу народными средствами

Воспитание правильной здоровой осанки должно занять первостепенное место в работе по физической культуре с ослабленными детьми.

Общефизиологическое действие упражнений ЛФК при их соответствующей дозировки обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве. [4]

Методологической основой работы являются исследования Т. В. Волосниковой, А. В. Леонтьева, В. И. Дубровской, Е. М. Мастюковой и др.

ЛФК – это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстанавливая трудоспособности.

В ЛФК для профилактики и лечения заболеванийи повреждений применяются следующие основные средства: физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные, то есть выполняемые мыслительно, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц и др., естественные факторы природы (солнце, воздух, вода, лечебный массаж, двигательный режим. Кроме того,применяются дополнительные средства: трудотерапия и механотерапия.

Рост и развитие детского организма зависят от условий внешней среды, активности ребенка, его питания и многих других факторов. Особую роль играют движение, игры, закаливание и др.

Механизмы лечебного действия физических упражнений.

Т. В. Волосникова показала, что физиологические сдвиги, происходящие в организме при мышечных сокращениях, связаны с их энергетическим обеспечением и регулирующими обмен вещества в мышцах нервными и гуморальными влияниями. Биохимические и физиологические изменения при мышечной работе зависят от количества произведенной работы, анатомо – физиологических особенностей детского организма и своеобразия обменных процессов в нем, а также от исходного состояния ребенка.Принято рассматривать влияние средств лечебной физкультуры в следующих направлениях: стимулирующее (тонизирующее, трофическое, компенсаторное и нормализующее действие.

1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:

а) сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

б) круглая спина (тотальный кифоз) – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами (при сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выступает, ягодицы уплотнены, лопатки крыловидны выпячены);

в) кругло-вогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.

2.Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:

а) плоская спина – уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена вперед; нижняя часть живота выступает; лопатки крыловидны;

б) плоско-вогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

Лечебную физкультуру можно сочетать с массажем, который усиливает лечебный эффект физических упражнений. При включении массажа учитывается его физиологические действие. На стороне спастически сокращенных мышц в области вогнутости сколиоза используют приемы расслабления (вибрацию, поглаживание). На стороне выпуклости сколиоза, где мышечный тонус ослаблен, применяют все приемы массажа (в большой дозировке). [1]

2.1. Этапы работы по ЛФК в профилактике и исправлении дефектов опорно-двигательного аппарата детей

Месяц Виды физических упражнений, включенных в комплекс ЛФК

1 этап Сентябрь

Ноябрь Упражнения из положения стоя

• Принятие правильной осанки

• Удерживание предмета на голове

Февраль Упражнения из положения сидя на полу, стуле, на скамейке

• Принятие правильной осанки

• Ходьба на коленях и на четвереньках

Май Упражнения из положения лежа на животе и на спине

• С помощью инструктора по ЛФК

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью Да.

2. Голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены несимметрично Да.

Читайте также:  Лекарственные препараты растворяющие тромбы

3. Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая, «куриная» Да.

4.Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза Да.

5. Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки) Да.

6. Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) Да.

7. Нарушение осей нижних конечностей (О-образные и Х-образные) Да.

8. Неравенство треугольников талии Да.

9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния Да.

10.Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и др. Да.

С помощью данного теста оценка осанки детей дошкольного возрастаповодится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка – отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки – положительные ответы на один или несколько вопросов (номера 3,5,6,7 включительно). Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача дошкольного учреждения.

3. Выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1,2,4,8,9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

1. Бауер О. П., Волосникова Т. В. и др. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. – 416с.

2. Бирюков А. А. Лечебный массаж. – Учебное пособие, 2004.

3. Вавилова Е. Н. Развитие у дошкольников ловкость, силу,выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1981. – 96с.

4. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов вузов. – М. : Гуманит. центр. Владос, 1998. – 608с.

5. Егоров Б. Б., Нестеров Т. В. Оздорвительно-воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. –Элиста: АПП «Джангар», 1999. – 64с.

6. Епифанов В. А.Лечебная физическая культура: Учебное пособие. – М. : Просвещение, 2006.

7. Зимонина В. Н. Воспитание ребенка дошкольника. М. : 2003

8. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст.

9. Мастюкова Е. М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольниковс задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002. – 192с.

10. Назарова Н. М. Специальная педагогика.

«Развитие двигательного творчества у детей дошкольного возраста в подвижной игре». Сообщение для педагогов В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К. Крупской, «или.

Циклограмма деятельности воспитателя. Средняя группа с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 смена: время и мероприятия воспитателя 7.00 – 8.00. Прием детей в группе. 1. Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по.

Гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиена опорно-двигательного аппарата Признаки правильной осанки: 1. Умеренные изгибы позвоночника 2. Симетрично и паралельно расположенные.

Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата I.Упражнения для формирования навыка правильной осанки. Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками..

Конспект НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в спортивном зале в рамках лексической темы «Овощи» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в спортивном зале) Лексическая.

Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА.

Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях. Автор: Аникеева Анна Евгеньевна инструктор физической.

Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Причины нарушений опорно-двигательного аппарата: 1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более.

Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Права детей-инвалидов на получение образования Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон.

Источник

Оцените статью