дыхательная гимнастика для детей
картотека
Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.
Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.
Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_dlya_detey.docx | 916.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.
Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.
Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.
КАК ДЕТЯМ ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ?
До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.
Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.
Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.
В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:
- ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
- упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
- во время занятий нельзя делать резких выдохов;
- плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.
Обязательно прекратите занятия, если:
- ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
- малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
- у ребенка начали дрожать кисти рук.
Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ. ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ.
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох) ,
Качели вниз (выдох) ,
Крепче ты, дружок, держись.
«Дерево на ветру »
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: « жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно
опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и
набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно
приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
«Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох
через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.
Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите
«ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
«Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить
громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ.
Данные упражнения можно использовать во время динамических пауз, игр, прогулок с детьми старшей и подготовительной групп с ОНР.
методики дыхательной гимнастики по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельностьОсобенно.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп.
Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют — приятным такое состояние не назовешь.
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий.
Источник
Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста
Людмила Кононова
Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста
2. Виды дыхания
3. Чем опасно неправильное дыхание?
4. Цели и польза дыхательной гимнастики
5. Что такое дыхательная гимнастика
6. Рекомендации по проведению гимнастики
7. Упражнения для детей разного возраста
Все люди дышат, но мало кто задумывается о том, как мы дышим, как это нужно делать правильно?
В жизни мы используем меньше половины объёма своих лёгких, вдыхаем воздух поверхностно и учащённо.Такой неправильный подход нарушает жизнедеятельность организма и провоцирует появление многих недугов: от бессонницы до атеросклероза. Чем чаще мы вдыхаем воздух, тем меньше кислорода усваивает организм. Без задержек дыхания углекислый газ не может накапливаться в крови и клетках тканей. А этот важный элемент поддерживает обменные процессы, участвует в синтезе аминокислот, успокаивает нервную систему, расширяет сосуды, возбуждает дыхательный центр и заставляет его работать в оптимальном режиме.
1. Виды дыхания
Для получения кислорода и выделения углекислого газа мы используем органы дыхания – носовую полость, трахею, бронхи, легкие и т. д. Иногда одни органы выполняют функцию других, например, при насморке, когда нос заложен, мы вдыхаем воздух через рот. Хотя мы используем один и тот же комплекс органов дыхательной системы, дышим мы по-разному. Дыхание может быть:
1) Глубокое. Человек вдыхает максимальный объем воздуха, который могут вместить его легкие. Как, например, на свежем воздухе.
2) Поверхностное. Поверхностное дыхание предполагает, что в легкие поступает малый объем воздуха. В этом случае легкие вентилируются недостаточно, что может привести к нарушениям кровообращения. Поверхностное дыхание является патологией.
3) Частое. Учащенное дыхание может возникать после физических нагрузок. В нормальном состоянии частое дыхание также может быть симптомом нарушений.
4) Редкое. Редкое дыхание встречается у пловцов. Они выработали свою технику, позволяющую сократить износ внутренних органов, дать им необходимый отдых и питание.
5) Нижнее. Этот тип дыхания определяется не частотой или глубиной, а техникой. Нижнее дыхание также называют диафрагмальным или брюшным. В процессе участвует диафрагма, а не грудная клетка. Чаще всего брюшное дыхание встречается у мужчин. Мы можем заметить, что при вдохе грудь у них не поднимается. Диафрагмальное дыхание практикуют дикторы на телевидении – они могут произносить длинные фразы не задыхаясь.
6) Среднее. Дыхательный процесс производится с помощью межреберных мышц. Грудная клетка опускается и поднимается при каждом входе. Такой тип дыхания встречается чаще у женщин.
7) Верхнее. При верхнем дыхании работают плечи и ключицы. И грудная клетка, и диафрагма остаются неподвижными.
8) Смешанное. Смешанным дыханием называют технику, когда используются все три типа – верхний, средний и нижний. Он обеспечивает максимальную вентиляцию легких.
2. Чем опасно неправильное дыхание?
Учащённое поверхностное дыхание способствует развитию гипертонии, астмы, атеросклероза, сердечно-сосудистых и других заболеваний. Стремясь восполнить избыточную потерю углекислого газа, организм включает защитную систему. В результате возникает перенапряжение, это приводит к сужению кровеносных сосудов, спазмам сосудов бронхов и гладкой мускулатуры всех органов.
3. В чём польза дыхательной гимнастики?
С помощью дыхания можно помочь организму справляться со многими болезнями, улучшить настроение, привести в гармонию свой разум и укрепить здоровье в целом. Чтобы кислород «правильно» насыщал важными элементами каждую клеточку тела, необходимо следить за своим дыханием. В этом может помочь дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика полезна для тех, кот постоянно испытают стресс, страдают от астмы и заболеваний дыхательной системы. Гимнастика помогает укрепить сердце и улучшить ораторские навыки.
1. Дыхательная гимнастика увеличивает объем легких, кровь насыщается кислородом, все органы и системы начинают работать более активно. Организм приходит в тонус.
2. Улучшается пищеварение. Происходят повышение нагрузки на мышцы живота, стимуляция диафрагмой органов брюшной полости, улучшается перистальтика кишечника, что обеспечивает хорошее пищеварение.
3. Исчезают нервное напряжение, чувство тревоги и страха. Когда волнуетесь или испытываете стресс, обратите внимание на свое дыхание. Оно или поверхностное, очень частое или рывками. И «учащённый» пульс. Чтобы успокоиться, достаточно сделать равномерные медленные глубокие вдохи. Они посылают в мозг сигнал, что все хорошо, и снижают сердечный ритм.
4. Глубокое дыхание перед сном расслабляет и может понижать давление. Исчезает бессонница.
4. Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?
Особенности дыхания детей
• Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути. Слизистая оболочка дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Упражнения дыхательной гимнастики для детей дошкольного возрастанаправлены в основном:
• на повышение общего жизненного тонуса ребенка
• на укрепление дыхательной системы организма
• повышение сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к простудным заболеваниям
• профилактики синуситов, болезней бронхов (бронхиальной астмы, обструктивного и хронического бронхита,
• Массажа внутренних органов, улучшения перистальтики кишечника и укрепления мышц живота.
• Для развития концентрации внимания и повышение интеллектуальной деятельности.
• Снижения утомляемости, борьба со стрессом и бессонницей
• Упражнения также обучают ребенка правильному дыханию
При составлении комплексов дыхательнойгимнастики учитываются:
-эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
-доступная степень сложности упражнения (возрастные возможности детей)
-степень влияния упражнений на укрепление дыхательной системы.
При правильном выполнении дыхательных упражнений развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Так как упражнения для детей дошкольного возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.
Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.
Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.
С целью систематического использования дыхательных упражнений их включают в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннею гимнастику, физкультурные занятия.
Элементы дыхательной гимнастики можно использовать на музыкальных и общеобразовательных занятиях, упражнения можно проводить на проулках и во время игровой деятельности.
5. Рекомендации по проведению гимнастики
Как правильно заниматься?
До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны под руководством взрослого. Это обеспечит полную безопасность занятий.
Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром. Заниматься самостоятельно ребёнок можно лишь с семи лет.
В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательнойгимнастикой с детьми:
1. ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
2. упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
3. во время занятий нельзя делать резких выдохов;
4. плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.
5. Время занятий должно составлять не более 10 минут. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.
Обязательно прекратите занятия,если:
1. ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
3. у ребенка начали дрожать кисти рук.
Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.
Упражнения для детей разного возраста.
Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.
Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер или на живот.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными.
«Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ффф». Упражнение выполняем 6-10 раз.
«Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух»— ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Можно использовать стихи:
Надуваем быстро шарик,
Он становиться большой.
Стал он тонкий и худой!
И. п. : сидя или лежа, ребенок кладет руки на живот.
Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.
Задерживает дыхание на 5 секунд.
Выполняется 5 раз подряд
Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.
Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам.На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.
Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох».
Педагог в это время произносит слова:
«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
На солнце горячо
Пекло дневной порой».
Выполняем упражнение 5-10 раз.
Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела,на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу,произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.
Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Выполняем 20-30 сек.
Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.
Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.
Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем,туловище при этом немного наклоняется.
Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем через нос, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.
Вдох и выдох производится через нос. Упражнениеможет выполняться в положении сидя и сопровождаться словами:
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повтор 3—4 р.
На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
И. п. : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.
Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья,медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Подуй на одуванчик
И. п. : малыш стоит или сидит.
Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
И. п. : стоя, руки с мячом подняты вверх.
Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х».
Повторить 5-6 раз.
И. п. : сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).
Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.
С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз.
С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.
После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
И. п. : сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.
На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з».
После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
И. п. : сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.
На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з».
После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
И налево взмахну.
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить
«р-р-р-р-р».Повторить 5–6 раз.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик.
Повторить три-пять раз.
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.
День — ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь — смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф».
Рассказывайте стихотворение,а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик – самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повтор 2-3 раза
Мышка и Мишка (с 2-х лет)
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш—ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повтор 3 – 4 р.
Покажите ребенку,как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повтор 5 р. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой,как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха. Это надо проделать 12 раз по 8 вдохов-движений.
Комплекс упражнений для детей по дыхательной гимнастике
(Автор Н. В. Рыжова)
1. Покатай карандаш
Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатить по столу круглый карандаш.
2. Листья шелестят
Предлагаются полоски тонкой цветной бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
3. Снежинки летят
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».
4. Загони мяч в ворота
1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота).
2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами.
5. Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.
Дыхательные упражнения Автор Г. А. Кошелева
1. Весенние листочки
Текст произносит только воспитатель.
Дует легкий ветерок
И качает так листок.
(Выдох спокойный, ненапряженный.)
2. Дует сильный ветерок
И качает так листок.
(Сила выдоха постепенно увеличивается.)
Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Подуй на одуванчик
Дети 3-4 раза дуют на руки-«одуванчики», не раздувая щек.
1. «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
2. «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное. «Насос» особенно эффективен при заикании.
3. «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи.Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.
4.»Большой маятник». Это движение слитное,похожее на маятник: «насос»- «обними плечи», «насос»-«обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед — назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
5. «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох — короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.
Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.
«Игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста». Выступление на родительском собрании Добрый вечер, уважаемые родители! Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Человек не обладает.
Дидактические игры и упражнения по цветоведению для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по цветоведению, направленные на знакомство детей с понятием «колорит», возможными.
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и формирование представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.
Кинезиологические упражнения как средство развития речи для детей дошкольного возраста Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные.
Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель Лушникова Е. С. МБДОУ д\с№30 Консультация для родителей. Тема: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей Исходное положение (и. п.) -стоя напротив ребенка, ноги слегка расставлены,.
Общеразвивающие упражнения с использованием нестандартного оборудования для детей старшего дошкольного возраста Выраженное ухудшение здоровья детей требует поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного.
Рекомендации для музыкальных руководителей, оздоровительные упражнения (дыхание, артикуляция, мимика) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 «Березка» города Белово комбинированного вида города Белово».
Варианты игр и упражнения с использованием физиоролла для детей старшего дошкольного возраста Варианты игр и упражнения с использованием физиоролла для детей старшего дошкольного возраста. 1. Общеразвивающие упражнения с физиороллом.
Источник