Лабораторная работа «Лечебные травы»
Пельменёва Альбина
Лабораторная работа «Лечебные травы»
Лабораторная работа : «Лечебные травы»
1. Учить детей различать лекарственные травы по существенным признакам (по запаху, вкусу, цвету). Закрепить умение узнавать и правильно называть «Лекарственные травы» (5 – 6 видов).
2. Развивать знания о пользе и применении лекарственных растений. Давать представление о самооценке и необходимости охраны всех видов растений, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет.
3. Воспитывать любознательность и познавательный интерес к лекарственным травам.
• 5 – 6 картин с изображением разных лекарственных трав (крапива, шиповник, ромашка, одуванчик, земляника, подорожник).
• Заранее заваренные травы шиповника и пижмы.
• Стаканы и чайные ложки, кипяток и кружка для заваривания травы.
Предварительная работа:
Знакомство детей с травами по картинкам, рассмотреть какие листочки, имеет ли цветок или ягодку, какого цвета.
— Ребята, какую пользу приносят растения?
— Что вы знаете о лечебных травах? (на их основах изготавливают лекарства, микстуру, настойки, отвары, витамины, пилюли).
Игра малой подвижности: «Найди и промолчи»
(В разных местах группы вывешиваются картинки с изображением лечебных трав: крапива, шиповник, ромашка, одуванчик, земляника, подорожник).
После игры воспитатель рассказывает о значении и пользе лечебных трав.
— Трава, настой которой останавливает кровотечение, ополаскивают волосы – это крапива. (показ на картинке).
— В ней много витаминов А и С, заваривают чай – это шиповник.
— Из листьев делают салат, настойка из этого растения помогает снять боль в ногах – одуванчик.
— Уменьшает боль, противовоспалительное (для полоскания горла, промывания носа) при ангине, простуде, боле в желудке – ромашка.
— Много витаминов, общеукрепляющее, при ожирении, выводит песок из почек, при приёме плодов – повышает аппетит, утоляет жажду – земляника.
— Останавливает кровь, при ожогах, воспалении кожи, сок пьют при заболевании почек и сердца, при кашле. Сырые листья прикладывают к мозолям – подорожник.
Сейчас мы проведём лабораторную работу: в стакан наливается заранее заваренная трава шиповника.
— Какое лекарственное растение мы хорошо знаем? Его нам всегда заваривают на обед в детском саду?
— Правильно, это шиповник.
Давайте вспомним все свойства этой травы. Вызываются дети и сами определяют эту траву по всем свойствам, воспитатель помогает.
— Запах: нежный, прелестный, напоминает мёд.
— Вкус: приятный, слегка горьковатый.
Воспитатель показывает как заваривать шиповник: 2 чайные ложки на 1 стакан кипятка. Настаивать 20 минут. Процедить и пить.
— Сегодня мы познакомимся с ещё одним лекарственным растением.
Показ картинки с изображением пижмы.
— Пижма — её называют дикой рябиной. Растёт она на полях, лугах, близ дорог. Стебли длинные до 1 метра, плотные. Цветы – золотисто-жёлтые. Похожи на множество пуговиц небольшого размера. Цветёт растение с июня по сентябрь. Цветы заготавливают в июне- июле. У пижмы характерный комфортный запах. При растирании листьев издаётся сильный запах. Используются наружно при болях в стопах, ушибах, вывихах. Изгоняет глисты, возбуждает аппетит. В народе пижма известна как средство, парализующее мух и блох на 100%, от моли. Также пижму используют при болях в желудке, болезни печени, головной боли.Заваривать пижму лучше в термосе: 1 ст. л на 1 стакан кипятка.
Вместе с детьми проводится лабораторная работа с пижмой:
— Понюхайте- приятный, резковатый запах.
— Вкус – кто смелый, подойдите ко мне, попробуйте, а вы ребята по выражению лица догадайтесь, какая настойка на вкус (горькая).
Сейчас я хочу проверить, отличите ли вы пижму от шиповника по цвету (на стол выставляются 2 стакана с травами, по запаху, но закрытыми глазами (2-3 ребёнка,по вкусу с закрытыми глазами (2-3 ребёнка).
Проводится игра: «Лото- цветы»,Круги Эйлера: «Что на клумбе, что на
С каким лекарственным растением мы познакомились? Что было интересного? Что для вас значит лес?
Лес – это не только место для отдыха. Помните, что ещё и кладовая лекарственных растений, которые надо беречь.
Лечебны не только травы, но и деревья, кустарники с их цветами, листьями, корой и плодами.
Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.
Коллективный коллаж «Огонёчки желтые из сухой травы: мать-и-мачеха — первые цветы». Мастер-класс Наверно, всем нам после зимы очень хочется тепла, весеннего солнышка, и погода в этом году нас просто балует, практически на месяц раньше.
Конспект занятия по ознакомлению с лекарственными растениями для детей старшей группы «Лечебные, полезные, нам они известные» Конспект занятия ОО Познание для детей подготовительной группы «Лечебные, полненые, нам они известные».Программное содержание:уточнить и.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарственные травы нашего села» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Лекарственные травы нашего села. » Цель: Ознакомить с лекарственными травами.
Консультация для родителей «Лечебные свойства оригами» Искусство складывания из бумаги зародилось ещё в Китае в 1-2 веках нашей эры. Однако наиболее широкое распространение оно получило в Японии.
Консультация для родителей «Опасность сжигания сухой травы» Уважаемые родители! В целях предотвращения возникновения пожаров в весеннее время, в том числе по причине перехода огня от загораний сухой.
Ознакомление детей с окружающим миром. «Царство растений. Травы» Дата: 27.01.17 Цель: Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Задачи : 1. Подвести.
Презентация проекта на тему «Лекарственные травы заповедника Денежкин камень» Я не только воспитатель но и мама. Представляю вашему вниманию разработанный мной совместно с моей дочерью Викторией воспитанницей подготовительной.
Технологическая карта занятия «Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения» Масаты/Цель: формировать знания детей о лекарственных и ядовитых растениях; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать.
Участие во всероссийской компании против поджогов сухой травы «Берегите лес» Отчет В рамках Всероссийской информационной компании против поджогов сухой травы «Береги лес» в МБДОУ Д/С №6 посёлке Новом прошла тематическая.
Источник
Исследовательская работа «Лекарственные травы»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа с.Кипчак-Аскарово
Муниципального района Альшеевский район
Районный конкурс краеведческих исследовательских работ
учащихся «Дорогами Отечества — 2017»
Номинация « Природное наследие »
Лекарственные травы родного края
Обучающийся 5 класса
МБОУ СОШ с. Кипчак-Аскарово
Исламова Наиля Раисовна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Кипчак-Аскарово
Контактный телефон: 89378490314
e — mail : islamovan2013@yandex.ru
Населенный пункт с.Кипчак-Аскарово.
Лекарственные растения нашей местности 7-9
Комнатные лекарственные растения 10-11
Этапы исследования 12
Результаты исследования 13
Результаты сравнения 14
Несмотря на бурное развитие химии и создание новых высокоэффективных синтезированных лекарственных препаратов, лекарственные растения продолжают занимать видное место в арсенале лечебных средств. Особенно часто их используют в домашних условиях. Популярность лекарственных растений очень велика, применение их не ограничивается. Среди лекарственных растений, потребляемых в народе, есть немало таких, целебные свойства которых научно подтверждены, использование их для лечения безопасно для здоровья. Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо применять меры к сохранению своего здоровья заблаговременно, не дожидаясь, когда заболеешь.
Моя мама, большой любитель природы, она не медик, но знает многие растения, которые относятся к лекарственным. Некоторые из них она применяет при лечении разных болезней. При лёгком кашле или когда у меня болит горло, она готовит целебный отвар из трав. Поэтому мне захотелось узнать подробнее о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности, научиться их применять. Так возникла тема исследовательской работы.
Свою работу начала с теоретической части, прочтения научно-популярной литературы о лекарственных растениях, провела анкетирование жителей моего села с целью получения информации об осведомленности людей о применении лекарственных растений для лечения.
Гипотеза исследования : если знать о свойствах и применении лекарственных растений, то можно безопаснее для организма и дешевле вылечить некоторые болезни.
Цель работы: установить, какие лекарственные травы и комнатные растения применяют люди в современном мире для лечения болезней.
Изучить видовой состав лекарственных растений нашей местности, узнать о способах применения лекарственных растений .
Определить способы использования трав, правила сбора и хранения.
Провести анкетирование с целью выявления осведомленности жителей по данному вопросу.
Лекарственные растения, растущие в нашей местности, комнатные растения, их воздействие на здоровье человека.
Актуальность работы: заключается в приобщении людей к проверенным временем народным способам лечения с применением натуральных природных средств, возможность применения их не только в целях лечения, но и в целях профилактики заболеваний, укрепление организма.
Использование растений для лечения болезней и укрепления здоровья началось в глубокой древности. Еще первобытные люди пользовались дарами «лесной аптеки» — природы. Сведения о лечебных свойствах передавались из поколения в поколение. Особенно широко лечение травами было распространено в Греции, Риме, Египте, Китае и Индии.
Некоторые сведения о лекарственных растениях находят на первых письменных источниках — глиняных табличках, обнаруженных в Ассирии, причём с указанием, против каких болезней и в каком виде их нужно применять. В начале новой эры применение лекарственных средств растительного происхождения приобрело все большее значение.
В 1597 г. Лондонский знаток трав Дж. Джерард опубликовал том с описанием тысячи растений, обладающих целебными свойствами. На Руси целебные травы также известны с давних пор. Первые травники появились в 17 веке, Заниматься врачеванием на Руси имели право только женщины.
С образованием Киевской Руси появляется профессия «лечцы». Людей, знающих травы и умеющих ими лечить, в народе называли знахарями, травниками, врачевателями. В начале ХVII при Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию травами. По приказу Петра Первого были созданы аптеки и так называемые «аптекарские огороды» во всех крупных городах . В Астрахани и Лубнах появились большие плантации лекарственных растений.
Бурное развитие и изучение лекарственных средств, и их применение началось после революции. В 1931 году была создана организация Всесоюзный научно-исследовательский институт лекарственных растений (ВИЛР) для изучения лекарственных растений и создания лечебных препаратов. Это позволило вооружить медицину новыми средствами борьбы с различными заболеваниями.
Во многих семьях имеются домашние аптечки, содержащие медикаменты и лекарства, необходимые для оказания первой доврачебной помощи при различных заболеваниях. Среди препаратов находятся средства растительного происхождения и растения, из которых в домашних условиях приготовляют лекарства. Многие растения, будучи высушенными, сохраняют свои лекарственные свойства в течение нескольких месяцев или лет, что позволяет иметь их запас. Применение лекарственных растений с целью профилактики и лечения разнообразных заболеваний представляют для современного человека большой интерес, т.к. по сравнению с синтетическими лекарствами они имеют преимущества. Например: человек страдает несколькими болезнями. Одновременное лечение их синтетическими лекарствами представляется не возможным. Лекарственные растения и их сборы обладают широким спектром действия. Продуманное применение лекарственных сборов позволяет лечить одновременно весь комплекс болезней конкретного человека
Изучив литературу по данной теме, я выяснила, что интерес к целебным травам не угас – наоборот, сейчас он особенно велик. В наше время люди все чаще прибегают к помощи фитотерапии – лечению лекарственными растениями. И сегодня они занимают важное место в лечении людей.
Соки, отвары, настои, чаи, настойки принятые внутрь, наружные примочки и ополаскивания помогают больному организму справиться со многими недугами, избавиться от страданий. Полезно есть в сыром виде и некоторые лекарственные растения. Известно, что к концу зимы и в начале весны в овощах и фруктах, резко снижается содержание витамина С. Поэтому в этот период рекомендуется употреблять свежую зелень: молодую крапиву, одуванчик, мать-и-мачеху, подорожник, зверобой, кислицу, первоцвет — они богаты всеми необходимыми нам веществами и способствуют улучшению процессов обмена, пищеварения, кроветворения и других.
Самостоятельное лечение лекарственными травами не безопасно: ведь каждое растение имеет определенные свойства, которые могут, как помочь, так и навредить. Грамотно составить сбор трав может только врач. Информация о лекарственных растениях необходима не только специалистам — фармацевтам, врачам, ботаникам. В ней нуждаются и обычные люди, которые смогли бы применять полученные знания в повседневной жизни Людям необходимо знать о применении лекарственных трав, особенно растений, произрастающих в нашей местности
Лекарственные растения нашей местности
Природные растительные ресурсы Альшеевского района богаты и разнообразны. Трудно встретить человека, который бы не видел и не знал лекарственные растения, например, подорожник, одуванчик, ромашка аптечная, зверобой, но мало знают, от каких болезней они помогают. Результатом исследовательской работы станет изучение и применение лекарственных трав нашего края.
Подорожник большой: Одно из самых действенных и распространенных народных лекарей. Листьями и семенами подорожника останавливают кровь и заживляют раны. Сок листьев подорожника больше рекомендуется для лечения больных хроническими колитами и острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Препарат назначается внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день за 15-20 минут до еды. Июнь-начало июля самое время для сбора подорожника.
Одуванчик лекарственный: Одуванчик как лекарственное растение знали с древних времён. Млечным соком промывают глаза при их заболевании. Сводят веснушки и пигментные пятна. Медицина использует в качестве лекарственного сырья корень одуванчика. Корень одуванчика применяют в различных сборах при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и экземы
Ромашка аптечная: Видов у ромашки много: аптечная или лекарственная, полевая или дикая, собачья. Аптечную узнают по запаху – он напоминает аромат яблок. Народная медицина издавна знала отвары и настойки из ромашки. «У кого в горле болит, — наставлял травник середины XIX века, – возьми стакан воды и по одной щепотки ромашки, липового цвета и бузины – смешайте все вместе, вскипяти, процеди сквозь тряпицу, остуди, как парное молоко, и пей вместо чая…» Очень верное средство! И еще одну особенность подметил травник. Ромашку, оказывается, полезно держать в чуланах, на кухнях, где хранятся съестные припасы: там не заведутся мыши.
Зверобой продырявленный (обыкновенный): Как лекарственное растение применяется издревле, его считают средством от 99 болезней. В отечественной медицине применяют отвар — при заболеваниях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, болезнях печени. Листья — заживляют раны. Препараты зверобоя улучшают венозное кровообращение и кровоснабжение некоторых внутренних органов, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, туберкулезе легких, головной боли, стоматитах, ларингитах и т.д.
Тысячелистник: Мало кто не слышал о тысячелистнике. Растет повсеместно. Свежевыдавленным из чистых листочков соком обрабатывают раны, что способствует их быстрому заживлению. Отваром смеси тысячелистника (2/3 по объему) и цветков ромашки (1/3) промывают лицо, покрытое угревой сыпью.
Калина обыкновенная. С лечебной целью в научной медицине используется кора, в народной, кроме коры, ягоды и цветки. Кора и ее препараты усиливают, оказывают сосудосуживающее действие и повышают свертываемость крови. Плоды калины стимулируют работу сердца, обладают противомикробными свойствами. Отвары травы рекомендуют при различных нервных заболеваниях, как успокаивающее, при простуде, кашле, диатезе и др. Ягоды срывают осенью. Кору с молодых веток и стволов собирают весной. Отвар калины: 10 г коры на 200 мл кипятка. Пьют его по 1ст. ложке 3 раза в день. (Приложение№1)
Источник