- Лабораторная диагностика
- Специальность:
- Квалификация:
- Должностные обязанности специалиста:
- Специалист должен знать:
- Требования к квалификации:
- Срок обучения:
- Область профессиональной деятельности выпускников:
- Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- Медицинский лабораторный техник готовится к следующим видам деятельности:
- Медицинский лабораторный техник по окончанию обучения должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- Проведение лабораторных общеклинических исследований:
- Проведение лабораторных гематологических исследований:
- Проведение лабораторных биохимических исследований:
- Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований:
- Проведение лабораторных гистологических исследований:
- Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований:
- Перечень изучаемых дисциплин и профессиональных модулей:
- Общий гуманитарный и социально-экономический цикл:
- Математический и общий естественнонаучный цикл:
- Общепрофессиональные дисциплины:
- Профессиональные модули:
- После окончания Медицинского колледжа №1 выпускники могут работать по специальности:
- Лечебный факультет. Методические и оценочные материалы по клинической лабораторной диагностике
Лабораторная диагностика
Специальность:
31.02.03 Лабораторная диагностика базовая подготовка
Квалификация:
медицинский лабораторный техник
Должностные обязанности специалиста:
- Проводит самостоятельно химические макро- и микроскопическое исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопическое исследование, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований
- Проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов
- Ведет необходимую учетно-отчетную документацию
- Выполняет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в медицинской организации, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов с целью предупреждения возможного заражения при взятии крови (гепатит, ВИЧ-инфекция)
- Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях
Специалист должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
- методы забора биологического материала, морфологию: яиц и паразитов основных видов гельминтов, элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобластов до зрелых форм, паразитов крови, основных клеточных элементов – лейкоцитов, мезотемов и макрофагов, гонококков, бледной спирохеты, стрептобациллы и трихомонад;
- инфекционные заболевания по своему профилю, а также по карантинным заболеваниям;
- методы приготовления реактивов и растворов для проведения исследований;
- правила дезинфекции отработанного материала;
- правила эксплуатации лабораторной аппаратуры;
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
- значение стерилизации в профилактике внутрибольничных инфекций, ее организацию в медицинских организациях;
- основы здорового образа жизни; основы общей гигиены и производственной санитарии;
- основы микробиологии;
- влияние биологических факторов на результаты исследований;
- основные требования к организации делопроизводства в клинико – диагностических лабораториях;
- организацию работы в клинико-диагностических лабораториях;
- медицинскую этику;
- психологию профессионального общения; основы медицины катастроф;
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации:
- Среднее профессиональное образование по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификат специалиста по специальности «Лабораторная диагностика», «Гистология», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинская экспертиза» без предъявления требований к стажу работы
Срок обучения:
2 года 10 месяцев на базе среднего общего образования 11 классов
3 года 10 месяцев на базе основного общего образования 9 классов
Область профессиональной деятельности выпускников:
- клинические, микробиологические, иммунологические и санитарно-гигиенические лабораторные исследования в учреждениях здравоохранения и научно-исследовательских институтах
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- биологические материалы
- объекты внешней среды
- продукты питания
- первичные трудовые коллективы
Медицинский лабораторный техник готовится к следующим видам деятельности:
- проведение лабораторных общеклинических исследований
- проведение лабораторных гематологических исследований
- проведение лабораторных биохимических исследований
- проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований
- проведение лабораторных гистологических исследований
- проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований
Медицинский лабораторный техник по окончанию обучения должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Проведение лабораторных общеклинических исследований:
- готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований
- проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества
- регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований
- проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты
Проведение лабораторных гематологических исследований:
- готовить рабочее место для проведения лабораторных гематологических исследований
- проводить забор капиллярной крови
- проводить общий анализ крови и дополнительные гематологические исследования; участвовать в контроле качества
- регистрировать полученные результаты
- проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты
Проведение лабораторных биохимических исследований:
- готовить рабочее место для проведения лабораторных биохимических исследований
- проводить лабораторные биохимические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества
- регистрировать полученные результаты лабораторных биохимических исследований
- проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты
Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований:
- готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических и иммунологических исследований
- проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; участвовать в контроле качества
- регистрировать результаты проведенных исследований
- проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты
Проведение лабораторных гистологических исследований:
- готовить рабочее место для проведения лабораторных гистологических исследований
- готовить препараты для лабораторных гистологических исследований биологических материалов и оценивать их качество
- регистрировать результаты гистологических исследований
- проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты
- архивировать оставшийся после исследования материал
Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований:
- готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований
- проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания
- проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования
- регистрировать результаты лабораторных санитарно-гигиенических исследований
- проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты
Перечень изучаемых дисциплин и профессиональных модулей:
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл:
- Основы философии
- История
- Иностранный язык
- Физическая культура
Математический и общий естественнонаучный цикл:
Общепрофессиональные дисциплины:
- Безопасность жизнедеятельности
- Основы латинского языка и медицинской терминологии
- Анатомия и физиология
- Общая патология
- Медицинская паразитология
- Химия
- Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ
- Первая медицинская помощь
- Экономика и управление лабораторной службой
Профессиональные модули:
- проведение лабораторных общеклинических исследований
- проведение лабораторных гематологических исследований
- проведение лабораторных биохимических исследований
- проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований
- проведение лабораторных гистологических исследований
- проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований
Учебные лаборатории оснащены необходимым современным оборудованием. Учебная, производственная (по профилю специальности) и производственная (преддипломная) практика проходят на базах многопрофильных больниц и поликлиник Департамента здравоохранения города Москвы: «Базы практики»
После окончания Медицинского колледжа №1 выпускники могут работать по специальности:
- в клинико-диагностических лабораториях медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы
- в клинико-диагностических лабораториях медицинских организаций федерального подчинения
- в частных клинико-диагностических лабораториях
Также выпускники базового уровня подготовки могут продолжить свое образование на:
- на углубленной подготовке по специальности «Лабораторная диагностика» (квалификация – Медицинский технолог)
Источник
Лечебный факультет. Методические и оценочные материалы по клинической лабораторной диагностике
Методические и оценочные материалы по дисциплине «Клиническая лабораторная диагностика» Специальность 31.05.01 Лечебное дело
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема: Особенности преаналитического этапа лабораторных исследований
Цели занятия: ознакомиться с основными факторами преаналитического этапа лабораторных исследований; рассмотреть причины и пути устранения основных ошибок на преаналитическом этапе.
Учебная карта занятия.
1.теоретический разбор темы
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний. Решение ситуационных задач.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Этапы лабораторного исследования.
2. Правила подготовки пациента к лабораторному исследованию.
3. Особенности забора биологического материала для лабораторного исследования.
4. Особенности выбора контейнера для забора биологического материала.
5. Правила хранения и транспортировки образцов биоматериала.
6. Проблема идентификации пациента при выполнении лабораторных исследований.
Тема: Общеклинический анализ крови. Современные аспекты интерпретации.
Цели занятия: ознакомиться с современными показателями общего анализа крови; рассмотреть особенности интерпретации результатов общеклинического исследования крови на гематологическом анализаторе; рассмотреть картину ОАК при различной патологии.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
2. практическая подготовка
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний. Устный опрос по теме самостоятельной работы № 1.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Основные этапы гемопоэза кроветворных клеток.
2. Роль ОАК в практике врача.
3. Основные показатели ОАК. Эритроциты, гемоглобин, тромбоциты, лейкоциты.
4. Лейкоцитарная формула. Клиническое значение.
5. Современные эритроцитарные параметры красной крови..
6. Основные принципы работы гематологических анализаторов (3-diff и 5-diff).
7. Возможности современных гематологических анализаторов, особенности интерпретации.
2. Практическая подготовка.
1. Оценка результатов гематологического исследования при бактериальных и вирусных заболевания, анемиях, воспалении.
Тема: Воспаление. Лабораторные показатели воспаления.
Цели занятия: ознакомиться с современными показателями общей и местной воспалительной реакцией организма; рассмотреть особенности интерпретации результатов ОАК, СОЭ, протеинограммы, СРБ, прокальцитонина при различной воспалительной патологии и сепсису.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
2. практическая подготовка
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний. Устный опрос по теме самостоятельной работы № 2.
Вопросы для подготовки по теме:
1.Воспаление как универсальная реакция организма. Механизмы, стадии.
2.Основные лабораторные маркеры острого воспаления (СОЭ, лейкоцитарная формула, характерные морфологические изменения лейкоцитов, СРБ, протеинограмма).
3.Основные лабораторные маркеры хронического воспаления (ОАК, характерные морфологические изменения лейкоцитов, протеинограмма, железо).
4.Сепсис. Основные лабораторные критерии (прокальцитонин, СРБ, ОАК)
2. Практическая подготовка
1. Проведение дифференциальной диагностики воспалительной реакции бактериальной и вирусной этиологии.
2. Проведение лабораторного контроля терапии воспалительного процесса, оценка критериев эффективности терапии.
Тема: Основные лабораторные синдромы при заболеваниях печени.
Цели занятия: разобрать этиологию основных лабораторных синдромов при заболеваниях печени, изучить лабораторные маркеры основных синдромов при заболеваниях печени.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
2. практическая подготовка
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний. Устный опрос по теме самостоятельнойработы № 3.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Основные метаболические процессы в печени, их особенности. Основные органоспецифичные ферменты.
2. Этиологические факторы развития основных патологических состояний печени.
3. Основные лабораторные синдромы при заболеваниях печени (цитолиза, холестаза, гепатодепрессии, токсического поражения гепатоцитов, воспаления, регенерации и опухолевого роста).
2. Практическая подготовка
1.Составление алгоритма лабораторного обследования пациента при заболеваниях печени
Тема: Современные методы диагностики и мониторинга сахарного диабета.
Цели занятия: Ознакомится с основными методами лабораторной диагностики нарушений обмена углеводов. Разобрать алгоритмы скрининга, диагностики и мониторинга терапии сахарного диабета.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
2. практическая подготовка
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний
Вопросы для подготовки по теме:
1. Гомеостаз глюкозы в организме человека. Регуляция углеводного обмена. Роль гипергликемических гормонов, инсулина.
2. Этиология, патогенез сахарного диабета (СД). Классификация.
3. Методы лабораторной диагностики СД.
4. Глюкоза как основной тест для скрининга и диагностики СД. Основные методы определения глюкозы в биологических жидкостях. Причины возможноых недостоверных результатов.
5. Оральный тест толерантности к глюкозе. Показания к назначению, принцип выполнения, особенности интерпретации.
6. Гликированный гемоглобин как основной тест диагностики и мониторинга терапии СД. Методы определения гликированного гемоглобина, особенности интерпретации.
7. Кетоацидоз. Причины развития при СД. Методы определения кетоновых тел в крови и в моче, особенности интернпретации.
2. Практическая подготовка
1. Использование лабораторных методов в дифференциальной диагностики сахарного диабета I и II типов.
2. Проведение лабораторного контроля терапии СД, оценка критериев компенсации СД.
Тема: Лабораторные методы оценки липидного обмена. Диагностика атеросклероза.
Цели занятия: Ознакомится с основными методами лабораторной диагностики нарушений обмена липидов. Разобрать алгоритмы скрининга, диагностики и мониторинга терапии атеросклероза.Устный опрос по теме самостоятельной работы № 4.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
2. практическая подготовка
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Основные липиды организма. Липопротеины, состав, строение, функции, классификация.
2. Лабораторные тесты для оценки липидного обмена. Основные показатели липидограммы.
3. Дислипопротеинемии. Классификация, лабораторные критерии.
2. Практическая подготовка
1. Лабораторная оценка риска атеросклероза.
2. Проведение лабораторного контроля при терапии статинами
Тема: Общеклинический анализ мочи. Современные аспекты интерпретации.
Цели занятия: ознакомиться с современными показателями общего анализа мочи; рассмотреть особенности интерпретации результатов исследования мочи на анализаторе; рассмотреть картину ОАМ при различной патологии.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
2. практическая подготовка
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Общий анализ мочи: цели, правила сбора мочи.
2. Физические свойства мочи. Клинико-диагностическое значение.
3. Макроскопическое исследование мочи. Оценка физико-химических свойств мочи: удельный вес, pH. Клинико-диагностическое значение. Проба по Зимницкому.
4. Оценка физико-химических свойств мочи: белок. Клинико-диагностическое значение: протеинурия (виды). Методы количественного и качественного определения белка в моче.
5. Оценка физико-химических свойств мочи: глюкоза, кетоновые тела. Клинико-диагностическое значение: глюкозурия (виды).
6. Оценка физико-химических свойств мочи: гемоглобин. Клинико-диагностическое значение: гематурия (виды).
7. Оценка физико-химических свойств мочи: билирубин, уробилиноген, нитриты. Клинико-диагностическое значение.
эпителиальные клетки, цилиндры. Клинико-диагностическое значение.
Проба Аддис-Каковского, проба по Нечипоренко.
9. Неорганизованные осадки мочи. Соли кислой и щелочной мочи. Клинико-диагностическое значение.
10. Лабораторная оценка парциальных функций почек. Определение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) .Креатинин, особенности лабораторного теста. Проба Реберга-Тареева.
11. Азотемический синдром: клинико-лабораторная характеристика. Мочевина крови. Особенности лабораторного теста, диагностическая роль.
2. Практическая подготовка
1. Оценка результатов микроскопии осадка мочи.
Тема: Лабораторная диагностика заболеваний ЖКТ. Интерпретация копрограммы.
Цели занятия: ознакомиться с основными показателями копрограммы; рассмотреть картину копрограммпри различной патологии ЖКТ.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний.
Вопросы для подготовки по теме:
1.Процесс и стадии пищеварения, роль ферментов, соляной кислоты, желчных кислот. Механизмы всасывания пищевых веществ.
2.Классификация нарушений процесса пищеварения.
3.Лабораторная диагностика острого и хронического панкреатита.
4.Основные копрологические синдромы (ахолия, гипо- и гиперацидные состояния, синдром раздраженного кишечника, целиакия, ферментопатии, воспаление,)
5.Гниение белков в кишечнике. Лабораторная оценка.
Тема: Лабораторные методы диагностики урогенитальных инфекций.
Цели занятия: Ознакомится с основными заболеваниями, передающимися половым путем. Уточнить основные методы лабораторной диагностики урогенитальной инфекции.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
2. практическая подготовка
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний.
Вопросы для подготовки по теме:
1.Проблема инфекций репродуктивного тракта на современном этапе.
2.Нормальная микрофлора репродуктивного тракта женщин в разные возрастные периоды, состав.
3.Условно-патогенная флора, ее роль в развитии инфекции репродуктивного тракта.
4.Основные лабораторные методы диагностики урогенитальных инфекций (микроскопический, бактериологический, ИФА, ПЦР). Особенности получения биологического материала, интерпретации результатов.
2. Практическая подготовка
1.Составление алгоритмов лабораторного обследования пациентов при инфекциях репродуктивного тракта.
Тема: Лабораторная диагностика иммунодефицитных состояний.
Цели занятия: Ознакомится с основными методами лабораторной диагностики иммунодефицитных состояний. Разобрать принципы интерпретации иммунограммы.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Иммунный статус: определение, методы лабораторной оценки. Тесты I и II уровня. Иммунограмма.
2. Принципы, методика проведения, варианты использования современных методов иммунодиагностики: ИФА, РИФ, проточной цитофлуориметрии, иммунного блотинга.
3. Иммунодефициты: определение, классификация, принципы лабораторной диагностики.
Тема: Основные лабораторные тесты для диагностики неотложных состояний.
Цели занятия: Ознакомится с основными методами лабораторной диагностики неотложных состояний.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Тестовый контроль исходного уровня знаний.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Неотложные состояния. Понятие. Классификация неотложных состояний.
2. Спектр основных лабораторных показателей, которые необходимо исследовать у больных в неотложном состоянии.
3. Лабораторные методы оценки кислородного баланса крови.
4. Лабораторные методы оценки кислотно-основного равновесия крови.
5. Лабораторные методы оценки электролитного состава крови.
Тема: Комплексная оценка результатов лабораторных исследований. Варианты клинических решений.
Цели занятия: Отработать навыки комплексной оценки результатов лабораторных исследований, назначения дополнительных лабораторных исследований.
Учебная карта занятия.
1. теоретический разбор темы
2. практическая подготовка
1. Теоретический разбор
Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Устный опрос по темам самостоятельно работы.
Вопросы для подготовки по теме:
1. Виды вариаци лабораторных показателей. Способы учета непатологической вариации при оценке результатов лабораторного исследования.
2. Понятие референтного интервала. Критические значения лабораторных показателей. Пороги клинических решений.
3. Понятие патогномоничности лабораторных показателей и их сочетаний.
2. Практическая подготовка
1. Информирование пациентов о результатах лабораторных исследований.
2. Комплексная оценки результатов лабораторного исследования, назначение дополнительных лабораторных исследований.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА
Тема: Показатели общего анализа крови при бактериальной и вирусной инфекции
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. Показатели общего анализа крови при бактериальной инфекции
2. Показатели общего анализа крови при вирусной инфекции.
Список литературы:
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.1. — 2012. — 928 с.
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.2. — 2012. — 808 с.
- Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2012. – Т.1 – 472с.
- Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2013. – Т.2. – 792с.
- Клиническая биохимия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Под ред. В.А. Ткачука — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970407332.html
7. Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент) [Электронный ресурс] : учеб.пособие / под ред. Н. Д. Ющука, Е. В. Волчковой. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – Режим доступа:
- Клиническая лабораторная диагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Кишкун А.А. — М: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435182.html
- Интенсивная терапия. В 2 т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова . — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.1. — 2009. — 960 с
- Интенсивная терапия. В 2т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова. — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.2. — 2009. — 784 с
- Пособие по клинической биохимии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Никулин Б.А. / Под ред. Л.В. Акуленко — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Режим доступа:
Тема: Сепсис. Основные лабораторные критерии.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. Показатели ОАК при сепсисе.
2. Экспресс-диагностика сепсиса.
3. Прокальцитонин, С -реактивный белок, электролиты, гемастазиограмма как основные маркеры сепсиса.
Список литературы:
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.1. — 2012. — 928 с.
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.2. — 2012. — 808 с.
- Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2012. – Т.1 – 472с.
4. Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2013. – Т.2. – 792с.
5. Клиническая биохимия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Под ред. В.А. Ткачука — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970407332.html
6. Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент) [Электронный ресурс] : учеб.пособие / под ред. Н. Д. Ющука, Е. В. Волчковой. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – Режим доступа:
- Клиническая лабораторная диагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Кишкун А.А. — М: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435182.html
- Интенсивная терапия. В 2 т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова . — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.1. — 2009. — 960 с
- Интенсивная терапия. В 2т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова. — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.2. — 2009. — 784 с
- Пособие по клинической биохимии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Никулин Б.А. / Под ред. Л.В. Акуленко — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Режим доступа:
- http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970403587.html
Тема: Органоспецифичные ферменты как лабораторные показатели. Особенности интерпретации.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. Классификация ферментов крови. Экскреторные, секреторные, конститутивные ферменты.
2. Понятие органоспецифичности. Диагностическое значение.
3. Изоферменты. Применение в лабораторной диагностике.
4. Особенности интерпретации результатов определения ферментов.
Список литературы:
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.1. — 2012. — 928 с.
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.2. — 2012. — 808 с.
- Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2012. – Т.1 – 472с.
4. Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2013. – Т.2. – 792с.
5. Клиническая биохимия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Под ред. В.А. Ткачука — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970407332.html
6. Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент) [Электронный ресурс] : учеб.пособие / под ред. Н. Д. Ющука, Е. В. Волчковой. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – Режим доступа:
- Клиническая лабораторная диагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Кишкун А.А. — М: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435182.html
- Интенсивная терапия. В 2 т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова . — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.1. — 2009. — 960 с
- Интенсивная терапия. В 2т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова. — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.2. — 2009. — 784 с
- Пособие по клинической биохимии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Никулин Б.А. / Под ред. Л.В. Акуленко — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Режим доступа:
- http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970403587.html
Тема: Диагностика наследственных болезней.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. Общая характеристика моногенных наследственных болезней обмена
2. Стратегия лабораторной диагностики наследственных болезней обмена веществ.
3. Основные лабораторные методы диагностики наследственных болезней обмена веществ
Список литературы:
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.1. — 2012. — 928 с.
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.2. — 2012. — 808 с.
- Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2012. – Т.1 – 472с.
4. Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2013. – Т.2. – 792с.
5. Клиническая биохимия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Под ред. В.А. Ткачука — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970407332.html
6. Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент) [Электронный ресурс] : учеб.пособие / под ред. Н. Д. Ющука, Е. В. Волчковой. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – Режим доступа:
- Клиническая лабораторная диагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Кишкун А.А. — М: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435182.html
- Интенсивная терапия. В 2 т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова . — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.1. — 2009. — 960 с
- Интенсивная терапия. В 2т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова. — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.2. — 2009. — 784 с
- Пособие по клинической биохимии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Никулин Б.А. / Под ред. Л.В. Акуленко — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Режим доступа:
- http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970403587.html
Тема: Лабораторные маркеры опухолевого роста.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. Основные принципы использования опухолевых маркеров в клинической практике.
2. Клиническое значение опухолевых маркеров.
Список литературы:
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.1. — 2012. — 928 с.
- Клиническая лабораторная диагностика. В 2 т. Национальное руководство [Текст]: учебное пособие / под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 — .т.2. — 2012. — 808 с.
- Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2012. – Т.1 – 472с.
4. Медицинские лабораторные технологии: Справочник / под ред. проф. А.И. Карпищенко — СПб.,Интермедика, 2013. – Т.2. – 792с.
5. Клиническая биохимия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Под ред. В.А. Ткачука — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970407332.html
6. Диагностика типичного случая инфекционной болезни (стандартизованный пациент) [Электронный ресурс] : учеб.пособие / под ред. Н. Д. Ющука, Е. В. Волчковой. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – Режим доступа:
- Клиническая лабораторная диагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Кишкун А.А. — М: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435182.html
- Интенсивная терапия. В 2 т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова . — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.1. — 2009. — 960 с
- Интенсивная терапия. В 2т. Национальное руководство [Текст] : рекомендовано методсоветом по направлению / под ред. Б.Р.Гельфанд, А.И.Салтанова. — М. : ГЭОТАР- Медиа. — (Национальный проект «Здоровье»).Т.2. — 2009. — 784 с
- Пособие по клинической биохимии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Никулин Б.А. / Под ред. Л.В. Акуленко — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Режим доступа:
- http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970403587.html
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИ
Перечень вопросов для зачета.
- Лабораторная медицина вчера, сегодня, завтра. Основы организации лабораторной службы медицинского учреждения.
- Основные показатели общего анализа крови (ОАК), развернутого анализа крови. Принципы работы гематологических анализаторов (3-diff и 5-diff).
- Картина ОАК при железодефицитной и мегалобластическиханемиях., воспалении.
- Картина ОАК при бактериальной, вирусной инфекции, паразитарных инвазиях.
- Картина ОАК при острых гематологические состояния (острые миелобластные и острые лимфобластные лейкозы).
- Основные лабораторные маркеры острого воспаления (СОЭ, лейкоцитарная формула, характерные морфологические изменения лейкоцитов, СРБ, изменения в протеинограмме).
- Основные лабораторные маркеры хронического воспаления (изменения в ОАК, характерные морфологические изменения лейкоцитов, изменения в протеинограмме, показателях обеспеченности организма железом).
- Основные метаболические процессы в печени, их особенности. Основные органоспецифичные ферменты.
- Основные лабораторные синдромы при заболеваниях печени (цитолиза, холестаза, гепатодепрессии, токсического поражения гепатоцитов, воспаления, регенерации и опухолевого роста).
- Гомеостаз глюкозы в организме человека. Регуляция углеводного обмена. Роль гипергликемических гормонов, инсулина. Глюкоза крови. Особенности лабораторного определения и интерпретации.
- Методы дифференциальной диагностики сахарного диабета I и II типов. С-пептид.
Гликированный гемоглобин как основной тест диагностики и мониторинга терапии СД. Методы определения гликированного гемоглобина, особенности интерпретации.
- Кетоацидоз. Причины развития при СД. Методы определения кетоновых тел в крови и в моче, особенности интерпретации.
- Лабораторные тесты для оценки липидного обмена. Основные показатели липидограммы. Дислипопротеинемии. Классификация, лабораторные критерии.
- Общий анализ мочи: цели, правила сбора мочи. Физические свойства мочи. Клинико-диагностическое значение.
- Протеинурия, причины, виды, клинико-диагностическое значение. Характеристика основных видов цилиндров мочи.
- Гематурия, причины, виды, клинико-диагностическое значение.
- Лабораторные показатели мочи: билирубин, уробилиноген, нитриты, рН. Клинико-диагностическое значение.
- Микроскопия осадка мочи: подготовка к исследованию. Лейкоциты, эритроциты, эпителиальные клетки, цилиндры. Проба по Нечипоренко. Клинико-диагностическое значение. Соли кислой и щелочной мочи. Клинико-диагностическое значение.
- Лабораторная оценка парциальных функций почек. Определение скорости клубочковой фильтрации (СКФ). Креатинин, особенности лабораторного теста. Проба Реберга-Тареева. Мочевина крови, особенности лабораторного теста, диагностическая роль.
- Макроскопическое исследование кала. Показатели. Диагностическое значение. Микроскопическое исследование кала. Показатели. Диагностическое значение.
- Нормальная микрофлора репродуктивного тракта женщин в разные возрастные периоды, состав. Условно-патогенная флора, ее роль в развитии инфекции репродуктивного тракта.
- Основные лабораторные методы диагностики урогенитальных инфекций (микроскопический, бактериологический, ИФА, ПЦР). Принципы методов. Особенности получения биологического материала, интерпретации результатов.
- Иммунный статус: определение, методы лабораторной оценки. Тесты I и II уровня. Иммунограмма.
- Строение, свойства, жизненный цикл ВИЧ. Принципы и методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.
Перечень практических заданий для зачета.
- Составьте алгоритм интерпретации результатов общего анализа крови, выполненного на гематологическом анализаторе. Объясните значение показателей: MCV, MCH, MCHC, RDW, HCT, RBC, WBC, RET, IRF.
- Составьте и обоснуйте перечень правил подготовки пациента к забору биологического материала для общего анализа крови. Назовите причины ошибок при выполнении общеклинического исследования крови.
- Составьте алгоритм лабораторного обследования при сепсисе. Охарактеризуйте основные лабораторные критерии (прокальцитонин, СРБ, картина общего анализа крови).
- Составьте рациональные сочетания лабораторных маркеров для выявления основных лабораторных синдромов при заболеваниях печени.
- Составьте алгоритм лабораторной диагностики нарушений углеводного обмена.
- Составьте алгоритм лабораторного мониторинга терапии сахарного диабета. Назовите лабораторные.критерии компенсации сахарного диабета
- Составьте алгоритм дифференциальной диагностики инсулинзависимого, инсулинрезистентного сахарного диабета, гестационного диабета, эндокринной гипергликемии.
- Составьте алгоритм лабораторного обследования для типирования дислипопротеинемий. Лабораторная оценка риска атеросклероза.
- Составьте алгоритм лабораторного контроля при терапии статинами.
- Составьте алгоритм лабораторного обследования для дифференциальной диагностики желтух.
- Составьте алгоритм лабораторного обследования для диагностики заболеваний почек.
- Составьте алгоритм лабораторной диагностики повреждения миокарда. Оптимальное время получения материала. Динамика изменения показателей, клиническое значение.
- Охарактеризуйте диагностическое значение маркеров повреждения миокарда. (Миоглобин, тропонины, АСТ, КФК-МВ, ЛДГ).
- Составьте алгоритм лабораторной диагностики острого и хронического панкреатита.
- Составьте алгоритм лабораторного скрининга заболеваний ЖКТ.
- Составьте алгоритм диагностики инфекций репродуктивного тракта: бактериального вагиноза, урогенитального кандидоза.
- Составьте алгоритм диагностики инфекций репродуктивного тракта: урогенитального хламидиоза, гонореи.
- Составьте алгоритм лабораторной диагностики инфекций, передающихся половым путем.
- Составьте алгоритм лабораторной оценки иммунного статуса.
- Охарактеризуйте принципы, методики проведения, варианты использования современных методов иммунодиагностики: ИФА, РИФ, проточнойцитофлуориметрии, иммунного блотинга.
- Составьте алгоритм лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.
- Перечислите спектр основных лабораторных показателей, которые необходимо исследовать у больных в неотложном состоянии.
- Составьте алгоритм лабораторной оценки кислотно-основного и электролитного состава крови.
- Составьте алгоритм лабораторной оценки нарушений гемостаза.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Клиническая лабораторная диагностика» согласно учебному плану проводится в форме зачета, учитывая результаты текущего контроля в оценивании формирования компетенций и результаты балльно-рейтинговой системы оценки работы обучающегося.
Зачет проводится в форме устного собеседования по зачётным билетам. В каждом зачётном билете – две позиции. Первая – это теоретический вопрос из перечня вопросов для зачета. Вторая – это практическое задание из перечня практических заданий для зачета. Преподаватель оценивает знания, умения и практический навык обучающегося в соответствии со шкалой оценивания компетенций.
В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в университете используются положение: СМК П 30 «Положение о текущем контроле успевемости и промежуточной аттестации» и стандарт СТО СМК ЧелГМА 06 «Требования к разработке и применению балльно-рейтинговой системы оценки работы студентов».
Источник