Народная кукла как средство патриотического воспитания детей
Татьяна Меркулова
Народная кукла как средство патриотического воспитания детей
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, есть большая необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Чем раньше ребенок почувствует свои корни, тем охотнее он будет обращаться к опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла известна с глубокой древности. Она по прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, ее создает человек.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем облике самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Куклы в древности служили обрядовым символом,им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. В старину, бабушки и дедушки очень бережно обращались с игрушками. Куклу берегли, заботливо сохраняя в сундуках. Считалось, что кукла живая, так как создавая ее, мастер передавал своему творению часть души. Все делалось вручную, конкретному ребенку, в единственном экземпляре.
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы – помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народному поверью, кукла без лица считалась неодушевленной, и в нее не могли вселиться злые духи, а значит и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и мудрым учителем в жизни, и другом, и оберегом.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Раньше в семье был обычай – когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку, и обе они ждут, когда появиться дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку – оберег.
На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, ткани, травы, золы, камыша.
Одной из таких кукол является «Зернушка» или «Крупеничка». Она представляет собой мешочек наполненный крупой или зерном. Крестьяне перед началом сева, разбрасывали зерна из такого мешочка, это был своего рода обряд. С горстью зерна или крупы новому урожаю передавали сбереженные силы кормилицы Земли. После уборочной страды куколку-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и сажали рядом с иконами, веря что следующий год будет сытным и богатым.
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку – травницу». Подвешивали её там, где застаивался воздух или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку нужно помять в руках, пошевелить, и по комнате пойдет травяной запах, который отгонит болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Другой традиционной русской куклой – оберегом считался Ангел. Он прост в изготовлении, но, в то же время, весьма оригинален. Его использовали, как ёлочные украшение в Рождеством. Также Ангела вешали над кроваткой ребёнка, «охраняя» его сон от злых помыслов.
Есть кукла, которая сопровождала ребёнка с самого детства и до тех пор, пока не рвалась. Это кукла – Кормилка. Она олицетворяла в себе образ замужней женщины. Делалась из старых вещей матери, без ножниц и иглы. Это делалось для того, чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку и охраняла малыша от «порчи». Когда ребенок подрастал, он с ней играл. В этой кукле заложен образ материнской силы, она является символом кормящей матери.
В кукольных забавах проигрывались почти все праздничные деревенские обряды. Чаще всего свадьбы – особо торжественный и красивый русский народный обряд.
В деревенский кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла – жених, брали просто щепочку.
На руси с давних времен было большое разнообразие кукол. И название кукол были просты и невинны. Люди что видели, что делали – так называют «Неразлучники». Кукла символизирует союз мужчины и чтобы молодожены шли по жизни вместе, рука об руку в горе и радости и ничто бы не могло их разлучить. Действительно, попробуйте разъединить «Неразлучников». Куклы сделаны так, что могут существовать только вместе.
Следующая обрядовая кукла – это кукла – «Десятиручка». Она предназначалась в помощь хозяйке, помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж, в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала и всё у нее ладилось.
Были и куклы – «пеленашки». Это на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый свивальником.
В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожающие младенцу – оберегать его. Также куклу-пеленашку давали в ручку ребенку в качестве естественного массажера.
В изготовлении пеленашка проста. Делают её из длинного лоскута белой ткани. Ткань плотно скручивается в скатку, перетягивается посередине специально изготовленным пояском, который свит из двух нитей. Завязываем узел, символизирующий пупок-центр жизненной силы. Потом обозначаем голову. Для этого перетягиваем скатку нитями, выделяя треть длины. Повязываем платочек, запеленаем плотно в пеленку и обертываем ленточкой. Кукла готова.
Вот такие были народные куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. С помощью добрых и красивых народных игрушек можно с самого раннего возраста заложить в любого человека гармонию радость и дружелюбие к игрушкам, к людям, к окружающим нас вещам.
Технологическая карта изготовления куклы-пеленашки
Пеленашка изготавливается из квадратных кусков хлопчатобумажной ткани со стороной 15 см.
1. Кусок ткани складывается пополам и сворачивается в валик
2. Валик перетягивается ниткой красного цвета
3. Выделяется голова
4. Надевается яркий платок размером 8×8 см.
5. Запеленываем плотно в пеленку и завязываем ниточкой.
— C. Лаврова «Русские игрушки, игры и забавы». – Издательство «Белый город», Москва 2007.;
— Г. Дайн «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции и технология». – Издательство «Культура и традиции», Москва 2007
— Л. Соколова, А. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». – Издательство «Айрис-пресс», Москва, 2003.;
— «Я познаю мир игрушки»// «Энциклопедия для детей». – Издательство «АСТ ЛТД», 2009.
Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением.
Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного.
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей в ДОУ Подготовила и провела: воспитатель Орлова Юлия Андреевна Южноуральск, 2019 г Южноуральск! Что значит это слово Для каждого, кто слышал.
Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста Доклад по теме: «Сказка — как средство духовно — нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» На сегодняшний.
Консультация «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» В наше.
Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа» Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа. «Без памяти нет традиций, без.
Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.
Реализация проекта «Первые шаги в ГТО» как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста В нашем детском саду был разработан проект «Первые шаги в ГТО». Целью которого является создание условий для обеспечения повышения двигательной.
Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Жедунова Елена Александровна, воспитатель,.
Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия –это ключик, с помощью.
Источник
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания
Ольга Прокофьева
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания
За последние несколько десятилетий мы утратили народные традиции, а вместе с ним и духовные ценности нашего общества.
Результаты не заставили себя долго ждать. Люди стали жестокими, равнодушными, грубыми. Ребенок все это впитывает, как «губка «и через некоторое время превращается в подобное существо. Нужно помнить, что дети это наше будущее, и от того как мы его воспитаем, и какие культурные ценности привьем, зависит будущее Родины. Чувство любви к Родине, чувство патриотизма надо прививать с раннего детства. В дошкольном возрасте закладывается основа внутреннего мира человека, происходит нравственное воспитание. Патриотизм должен стать стержнем, на основе которого и будет формироваться личность. Мы знаем, что патриотизм, как и другое любое чувство, воспитывают родители, педагоги, и конечно внутренние собственные переживания детей. Именно в этом возрасте надо побуждать возникновению, а потом формированию духовного патриотизма.
Мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игрушка — верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игрушка и игры в куклы, таким образом, играют серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом – символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа.
К сожалению, мы очень часто видим, как наши дети играют импортными игрушками и подражают персонажам зарубежных мультсериалов, героям компьютерных игр. Все это отрицательно влияет на формирующуюся личность, на его чувства гражданственности и принадлежности к своей Родине.
А ведь самой любимой игрушкой нашего народа была тряпичная кукла.
Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, так как сохраняла в себе обряды и традиции календарных праздников крестьян Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т. д. Традиционная тряпичная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к Родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни, учила быть великодушными, добрыми, умными, проявлять уважение к взрослым. Кукла для ребенка была самой близкой, с ней можно было поделиться, и радостью, и горем. Играя с куклой, ребенок перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей Родины, мечтал о будущем.
Народная тряпичная кукла – это эффективное средство воспитания и обучения. К. Д. Ушинский писал «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Народная тряпичная кукла – это инструмент, который может стать мощным нравственным средством в воспитании подрастающего поколения. Знакомясь с историей возникновения тряпичной куклы, ребенок познает культуру, быт, традиции своего народа.
Игра как средство нравственного воспитания дошкольников «Игра как средство нравственного воспитания дошкольников» Выступление на педчасе Подготовила и провела: Воспитатель: Семейкина.
Ознакомление детей с трудом взрослых как средство нравственного воспитания Опыт работы по трудовому воспитанию. Педагога МБДОУ № №332 Гореловой Г. М. «Ознакомление дошкольников с профессиями» Консультация для.
Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее» В начале XX века замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский.
Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.
Консультация «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье» Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления.
Мастер-класс «Народная тряпичная кукла Благополучница» Мастер-класс «Народная тряпичная кукла Благополучница» Цель занятия: обучение изготовлению тряпичной куклы “Благополучницы” Задачи: Познакомить.
Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница» Цель: продолжать знакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси и применения их в повседневной жизни наших предков; развивать художественные.
Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души» В. А. Сухомлинский Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие.
Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.
Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,.
Источник