Кто основоположник лечебной педагогике

ИСТОРИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лечебная педагогика в России имеет давнюю и драматичную историю. Появилась она, как и в странах Европы, во второй половине XIX века. Большой вклад в ее становление внесли Иван Васильевич Маляревский (1844-1915), врач, известный детский писатель, один из ведущих организаторов службы детской психиатрической помощи, создавший в 1882 году первое в России врачебно-воспитательное заведение, а также Александр Федорович Лазурский (1874-1917), работавший в педагогических учреждениях с психически больными детьми. Меры, направленные на обеспечение достойной жизни детям с психическими нарушениями, постепенно начинали складываться в систему, в которой применение современных медицинских и педагогических знаний сочеталось с гуманным отношением к ребенку.

Бурный научный прогресс, с одной стороны, и исторические катаклизмы, пережитые Россией, – с другой, привели к разделению единого направления на много разных дисциплин: дефектологию, детскую психиатрию, клиническую и возрастную психологию и т.д., которые стали успешно развиваться. Однако целостный подход к ребенку был утрачен, его «разделили» между несогласованными областями науки и изучали проблему по частям, при этом практика безнадежно оторвалась от теоретических знаний.

Огромный потенциал, накопленный в научных школах Л.С. Выготского в области психологии и дефектологии, А.Р. Лурии в нейропсихологии и И.А. Аршавского в возрастной физиологии, в силу многих причин не мог реализоваться в рамках существовавших образовательных форм. Остро ощущалась необходимость вернуться к изначально свойственному лечебной педагогике комплексному подходу, который позволил бы синтезировать современные знания и выстроить целостную систему практической помощи детям с нарушениями развития.

Радикальные изменения, произошедшие в России в конце 80-х годов XX века, сделали возможным создание организации, которая объединила накопленные наукой знания с реальной практической помощью детям. В1989 г. в Москве появился Центр лечебной педагогики, который с самого начала обладал всеми чертами профессиональной организации, был восприимчив к знаниям, как традиционным, так и самым современным, и при этом создавал для детей доброжелательную среду жизни и общения, обладающую терапевтическими свойствами.

В последние годы в России растет интерес к лечебной педагогике, все больше организаций обращаются в своей работе к лечебно-педагогическому подходу.

Лечебная педагогика является в настоящее время наиболее интенсивно разрабатываемой научно-практической дисциплиной. Ее задачи – стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности ребенка. Лечебно-педагогическая работа направлена на развитие у ребенка возможности и желания учиться. Среди основных принципов лечебной педагогики единство лечебного и педагогического процессов.

В основе всей лечебно-педагогической работы лежит эмоционально-положительное развивающее взаимодействие педагога и ребенка. Поощрение, применяемое в процессе этого взаимодействия, формирует у ребенка чувство уверенности и положительную эмоциональную установку. Наукой и расширяющейся практикой доказано, что педагогический процесс является более эффективным, если он сочетается с комплексом лечебно-коррекционных мероприятий.

Источник

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Теория и практика становления и развития лечебной педагогики тесно связаны с историческими, социокультурными, этнографическими традициями и особенностями народа, обусловлены экономическим развитием государства, опираются на духовно-нравственные воззрения о человеке и человеческих ценностях.

Зарождение лечебной педагогики в Европе датируется XIV — XVII вв. Это время становится поворотным пунктом в отношении общества к детям с особенностями развития.

В этот период гуманистическую идею о праве на обучение детей, отличающихся особенностями характера и степенью умственного развития, впервые рассматривает с точки зрения педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670). Им была разработана типология детей по взаимосвязи их интеллектуального развития и поведения [17], введен термин «remedium», что в переводе с латинского означало «лечебное средство». Великий педагог рассматривал его в качестве воспитательного воздействия или мероприятия, которое применяется в том случае, когда обычные методы не способствуют «воспитанию нравственности и благочестия». [10] Педагог был глубоко убежден, что обучение необходимо как ученикам, которые стремятся к знаниям, но необузданны и упрямы, так и тем, которые считаются безнадежными, тупыми, злобными и плохо поддающимися педагогическому воздействию. Он считал, что только образование и воспитание смогут преобразовать в лучшую сторону ребенка, какой бы аномалией в развитии и поведении он не обладал. [10]

Читайте также:  Народные средства чем почистить шубу

Британский педагог и философ Дж. Локк (1632 – 1704) в своей работе «Мысли о воспитании», обращая внимание на «детские дефекты», рекомендует использовать методы нравственного воздействия против «ненадлежащего поведения», против невоспитанности.[18]

Такого рода тенденции демонстрировали с одной стороны, возросший интерес научных сообществ к образовательным проблемам детей с ограниченными возможностями, изучению их потребностей и возможностей, с другой, свидетельствовали о зарождении лечебной педагогики.

Первые научные представления о лечебной педагогике как науки начинают формироваться в Европе к началу ХIХ вв. в ходе гуманного отношения к душевно больным, а также научного подхода к этим заболеваниям врачами-психиатрами. В XVIII веке благодаря открытию Я.Р. Перейра (1715–1780) в области физиологии, было доказано, что глухонемые дети не только могут слышать чужую речь, но и говорить. Таким образом, выявляются возможности не только лечения, но и обучения и детей с сенсорными расстройствами. В это период открывается первая государственная школа для глухонемых детей (Париж, 1770 г.), а в 1784 г.- для слепых детей, что свидетельствует с одной стороны о зарождении лечебной педагогики в аспекте специального образования, с другой о ее последующим отдалении от системы массового образования. Французкий врач-психиатр Ф. Пинель (1745-1826) разрабатывает классификацию душевных болезней, которая позволяет различать тупоумие и идиотию как формы психоза, а также выделяет клинические формы слабоумия (врожденную и приобретенную). Ж. Эскироль (1772-1840) вводит понятие имбецилизм и подтверждает важность коммуникативного подхода к диагностике отклонений в развитии.

Становление данной области науки и вида практической деятельности проходило в процессе интеграции педагогики с медициной, при явном первенстве последней, с опорой на ее научную базу и явным доминированием медицинской терминологии.

В конце XVIII века события Великой Французской революции, Декларацией прав человека и гражданина приводят к переоцениванию гражданских прав и положения людей с физическими и умственными дефектами. В это время медики начинают осознавать важность и необходимость воспитания и обучения в лечении больных детей. Так, французский ученый-психиатр Ж. Итар (1775 -1838), проводит эксперимент по использованию воспитательного метода в лечении детей, основанного на развитии сенсорных, интеллектуальных и аффективных функций. Врач И. Сегуин (1791-1869) анализирует свой пятнадцатилетний опыт медико-педагогической работы с детьми в опубликованной им книге «Моральное воспитание, гигиена и образование идиотов».

Швейцарский врач-терапевт Г. Гюггенбюль (1816-1863) занимаясь изучением кретинизма, открывает лечебно-педагогическое учреждение, для слабоумных детей выделяя в нем, лечебно-бытовые условия и методы обучение письму и счету для успешного медико-педагогического воздействия.[3]

Значительный вклад в практику лечебной педагогики вносит французский врач, педагог Эдуард Сеген (1812–1880). Сначала, во Франции, а затем в Америке им были открыты частные школы для глубоко умственно отсталых детей, система медико-педагогической помощи которых предусматривала обучение, трудовое и физическое воспитание на основе применения специальных упражнений-тренировок для развития сенсорных функций и движений. [1, 15]

В более широком социально-педагогическом контексте рассматривает лечебную педагогику известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746 — 1827). Смысл лечебно-педагогической деятельности он видит в оказании помощи брошенным детям, полагая, что внимание, оказанное сиротам, их обучение, предоставление им работы, духовное и физическое развитие помогут не потерять человечность, веру в себя и в родину. [1, 15]

Термин «лечебная педагогика» появляется благодаря деятельности немецких педагогов И. Георгенсу (1823-1886) и Г. Дейнхарду и вводится ими впервые в употребление 1861 в книге «Введение и обоснование общей лечебно-педагогической науки», входящей в состав двухтомного труда «Лечебная педагогика с особым рассмотрением идиотии и учреждений для идиотов».

В разработанной педагогами концепции, которая была представлена во втором томе книги «Об идиотии и о воспитании идиотов в отношении к прочим областям лечебной педагогики и к здоровому воспитанию» был определен статус лечебной педагогики, как научной отрасли общей педагогики, для которой важную роль выполняют знания из области медицины.

Читайте также:  Для чего нужна лечебная пломба

Педагоги рассматривают лечебную педагогику как систему, представляющую собой интегрированное педагогическое знание, основанное на междисциплинарных связях педагогики и медицины, предусматривающее необходимость помощи детям, реконструирующее традиционное воспитание, обучение и учение. [16, c.14]

Как видим, в педагогических идеях лечебной педагогики изначально фигурирует нравственно-ценностный аспект, а ее образовательно-аксиологический смысл явно просматривается в работах видных европейских медиков, просветителей, педагогов И. Георгенса, Г. Гюггенбюля, Г. Дейнхарда, Ж. Итара, Э. Сагена, Ж. Эскироля и других предложивших совокупность методов и приемов на предмет обучения детей с дефектами слуха, зрения и умственно ограниченных детей. Теоретические исследования европейских медиков имеют прямую практическую реализацию на детей с ограничениями школьного возраста, с целью получения ими образования и воспитания в специализированных учебных учреждениях открытых в Европе. Немецкими педагогами были обозначены проблемы подготовки педагогов для работы с особыми детьми. Термин «лечебная педагогика» получает широкое распространение в немецкоязычных странах Европы.

С накоплением и развитием практического опыта лечебной педагогики ее теоретический анализ становится более системным и обоснованным. Качественный скачок в научной мысли конца XIX – начала XX вв. характеризуется бурным развитием естественных наук и формированием материалистических взглядов в биологии (Ч. Дарвин -1859).

В конце XIX в. прогрессивные слои общества вновь обращаются к проблеме социального здоровья человека, его физического и нравственного совершенствования, оздоровления. Начинает зарождаться оздоровительно-воспитательная практика. Сначала в Швейцарии, а затем в других европейских странах начинают появляться загородные учреждения в виде дачных или школьных «вакационных колоний», которые предназначены для учеников со слабым здоровьем с целью его восстановления и укрепления при помощи свежего воздуха, игр и физических упражнений, правильно организованного питания.

Таким образом, в это период уточняются теоретические представления о сущности и содержании лечебной педагогики, о роли личности нетипичного ребенка, врача и педагога в процессе лечебно-педагогической деятельности, акцентируется внимание на педагогическом аспекте методов и средств лечебной педагогики в процессе воздействия на ребенка. Одновременно с этим, исследуются исторические корни лечебно-педагогической помощи, определяются наиболее эффективные формы призрения и попечения, подчеркивается роль общественной поддержки лиц с проблемами, поднимаются проблемы оздоровления физически ослабленных детей, заявляет о себе оздоровительно-воспитательная практика. Термин «лечебная педагогика» вводится в оборот публичного обсуждения и приобретает общественное звучание.

Между тем, в начале X X вв. в психологии и педагогике все больше используется экспериментальный метод исследования, заявляет о себе учение, о дегенерациях — вырождении французского психиатра Бенедикта Мореля (1809—1872) [2], выделяются различные формы, так называемой психической незрелости, идет разработка методов их исправления. Получают признание направления, опирающиеся на достижения клинических исследований лиц с ограничениями, определяющей чертой которых становится сопоставление психического состояния лиц с ограничениями с так называемой нормой. В своих исследованиях ученые клиницисты абсолютизировали отклонения и теоретически доказали возможность выведения лиц с ограничениями за пределы общества с целью их эффективного лечения. Их предпочитали направлять в специализированные, во многих случаях закрытые учреждения, что сразу перечеркивало ценностную составляющую лечебной педагогики и исключало педагогическое влияние на этих людей. В теории педагогики утверждаются такие термины, как «дефективный ребенок», «аномальный ребенок», «умственно и морально отсталый ребенок», которые стремительно переносятся и на трудновоспитуемых детей. Гуманистический и ценностно-антропологический подход теряет свои позиции и опять уступает место теории сегрегации.

В европейских странах, 20-30 гг. ХХ вв., происходят события, которые можно охарактеризовать как век открытий, спортивных достижений, научно-технических изобретений, доказательств неограниченных способностей человека, его величия и т.д., который привнес в развитие лечебной педагогики как позитивные, так и негативные тенденции. В 1924 г. На Международном конгрессе, по лечебной педагогике проходившем в г. Мюнхене, было поддержано предложение об уничтожении и стерилизации «неполноценных», путем негативной селекции с целью предотвращения упадка нации. [6, c.29]

Читайте также:  Как убрать мешки под глазами у мужчин народными средствами

В противовес этим нездоровым тенденциям австрийским мыслителем, педагогом, ученым Р. Штайнером (1861-1925) была создана лечебная педагогика, в основе которой лежали антропософские идеи, ведущие к свободе, направленные на приобретение телесного и душевно-духовного здоровья. Это открывало новые ресурсы в работе с детьми, в том числе и трудновоспитуемыми. В 1924 году Р. Штайнером был прочтен «Лечебно-педагогический курс», замыслы которого составили фундамент лечебной педагогики.[11, c.32; 20] В нем Р. Штайнер предлагает несколько смелых идей для того времени. Во-первых, им была предложена типология нарушений развития, которая опиралась на гипотезу о том, что нарушения развития не затрагивают духовного ядра личности ребенка, а только психофизических оболочек. Во-вторых, им был показан совместный с практикующими педагогами, процесс организации наблюдения и лечебно-педагогического диагноза за конкретными детьми с нарушениями в развитии, с целью обсуждения и назначения конкретной терапии для каждого. В-третьих, он утверждал, что в лечебной педагогике каждое событие требует особого рассмотрения, подчиняюсь при этом специально разработанным принципам. В-четвертых, он настаивал на отточенности индивидуального взгляда педагога и умении его интерпретировать вверенного ему ребенка неврологически, психиатрически или физиологически. В-пятых, лечение, предложенное Р. Штайнером, включало кроме медикаментозных средств, также методы воздействия средствами искусств, как музыка, живопись, лепка, эвритмия и особенно — лечебная эвритмия. Лечебная педагогика Рудольфа Штайнера нашла своих последователей во многих странах. [6]

В эти же годы итальянский врач и педагог М. Монтессори (1870-1952) опираясь на опыт работы с детьми, страдающими нарушениями в области нервно-психического развития, выдвигает тезис о том, что «умственно отсталые дети» нуждаются в большей мере в воспитании и реабилитации, чем в лечении Опираясь на антропологический подход, она выделяет три главных принципа, которые составили основу ее лечебной педагогики. Во-первых, опора на индивидуальные особенности каждого ребенка, во-вторых, обеспечение свободы развития, в-третьих, широкое применение особенностей сенсорного и физического воспитания, как основания последующего интеллектуального развития ребенка. Лечебная педагогика в данном контексте представляет собой оптимальную педагогическую модель, позволяющую реализовать идею интегрированного воспитания и обучения детей с различными образовательными возможностями. [7, c.22; 12, c.32; 13, c.154]

К этому же периоду относиться научная деятельность Г. Ханзельманна швейцарского теоретика, врача и педагога. С его именем исследователи связывают сохранение традиций лечебной педагогики в Швейцарии, Австрии, Германии. В своих трудах «Введение в лечебную педагогику» (1930) и «Основные черты теории специальной (лечебной) педагогики» (1941) он дает определения и пояснения лечебной педагогики. Так, в первом из них при рассмотрении лечебной педагогики, он акцентирует внимание на психофизическом развитии тех детей, которое задерживается по причине индивидуальных и социальных факторов, отмечая при этом, что роль лечебной педагоги будет заключаться в обучении, воспитании и заботе о них». [4, c.15; 21,c.14]

Анализ зарубежной и отечественной литературы свидетельствует о том, что несмотря на распространение национал-социализма, лечебная педагогика продолжала развиваться в Австрии и Германии практически до конца 40-х гг. XX вв., благодаря деятельности К. Кёнига (1902-1966), австрийского врача и антропософа, последователя идей Р.Штайнера, основателя первой кэмпхиллской школы для детей, нуждающихся в специальном уходе.[9; 14]

Однако со второй половины XX в., лечебную педагогику в Европе чаще всего рассматривают как специальную педагогику в результате наметившегося перехода от дефективности к социальной ситуации человека.

Таким образом, становление и развитие лечебной педагогики за рубежом обусловлено признанием обществом детей с особенностями в развитии, а также открытием специализированных образовательных организаций для детей имеющих физические и умственные отклонения. Необходимость теоритических разработок в сфере обучения особых детей способствовало выделению в теории педагогической науки, самостоятельного раздела, направленного на решение задач лечебной педагогики.

Источник

Оцените статью