- Первая помощь. Когда оказывается? Первоочередные действия.
- Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
- Первая помощь в ДОУ.
- Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.
- Ситуации, требующие оказания первой помощи
- Алгоритм действий педагога:
- Важно знать!
- Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи
- Кто может оказать первую помощь пострадавшему ребенку ответ
Первая помощь. Когда оказывается? Первоочередные действия.
Первая помощь — это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека. Цель ее — устранить явления, угрожающие жизни, а также предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.
Согласно ст. 31 ФЗ РФ от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан» каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстренной ситуации при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Кроме того, статьи «Крайняя необходимость» Уголовного, Административного и Гражданского Кодексов защищают человека, оказавшего первую помощь, даже если пострадавший умер или ему в процессе оказания первой помощи был нанесен неумышленный вред.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» существует всего 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни, освоить которые сможет любой человек.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:
1. Отсутствие сознания.
2. Остановка дыхания и кровообращения.
3. Наружные кровотечения.
4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
5. Травмы различных областей тела.
6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим (универсальный алгоритм оказания первой помощи)
1. Убедись, что ни тебе, ни пострадавшему ничто не угрожает. Используй медицинские перчатки для защиты от биологических жидкостей пострадавшего. Вынеси (выведи) пострадавшего в безопасную зону.
2. Проверь признаки сознания у пострадавшего. При его наличии — перейди к пункту №7 и далее.
3. При отсутствии сознания обеспечь проходимость верхних дыхательных путей и проверь признаки дыхания. При его наличии переходи к пункту №6 и далее.
4. При отсутствии дыхания вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) скорую медицинскую помощь (со стационарного телефона — 03, с мобильного телефона — 112).
5. Восстанови дыхание и сердечную деятельность путем надавливаний на грудную клетку и проведения искусственного дыхания (30 надавливаний на 2 вдоха).
6. В случае появления признаков жизни у пострадавшего (или в случае, если эти признаки имелись у него изначально) выполни поддержание проходимости дыхательных путей (устойчивое боковое положение).
7. Выполни обзорный осмотр пострадавшего. Останови наружное кровотечение при его наличии.
8. Выполни подробный осмотр пострадавшего на наличие травм и неотложных состояний, окажи первую помощь (например, наложи герметизирующую повязку на грудную клетку при проникающем ранении).
9. Придай пострадавшему оптимальное положение тела, определяющееся его состоянием и характером имеющихся у него травм.
10. До прибытия скорой медицинской помощи или других служб контролируй состояние пострадавшего, оказывай ему психологическую поддержку.
11. По прибытии бригады скорой медицинской помощи передай ей пострадавшего, ответь на вопросы и окажи возможное содействие.
Источник
Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
Первая помощь в ДОУ.
Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.
Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.
Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.
Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.
Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.
В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.
Ситуации, требующие оказания первой помощи
С детьми могут случиться различные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют от него оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима только помощь медицинского работника.
Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Всего установлено 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни. Первую помощь необходимо оказывать, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:
- отсутствие сознания;
- остановка дыхания и кровообращения;
- наружные кровотечения;
- инородные тела в верхних дыхательных путях;
- травмы различных областей тела;
- ожоги;
- отморожения;
- отравления.
Таким образом, если ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него поднялась высокая температура или другие состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.
При этих восьми неотложных состояниях предусматриваются следующие мероприятия первой помощи:
- необходимо оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;
- вызвать скорую медицинскую помощь;
- определить сознание;
- восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;
- определить признаки жизни у пострадавшего;
- провести сердечно-легочную реанимацию;
- остановить наружное кровотечение;
- выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;
- придать оптимальное положение тела пострадавшему;
- контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;
- передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.
Первую помощь нужно оказывать в определенной последовательности, в зависимости от состояния пострадавшего.
Алгоритм действий педагога:
1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).
2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.
3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).
5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.
6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.
Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.
Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.
Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.
Важно знать!
Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется. Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия.
Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи
Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.
При этом, если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).
Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.
Источник
Кто может оказать первую помощь пострадавшему ребенку ответ
Мало кто из нас может действовать хладнокровно в критических ситуациях, особенно когда нависла угроза над здоровьем и жизнью ребенка. Далеко не все родители знают, как оказать первую помощь ребенку и не навредить ему при этом. Что ж, давайте попробуем разобраться вместе.
1. Ожог. Если ребенок обжегся, то сразу же подставьте рану под струю прохладной проточной воды, но не ледяной. Держите в воде обожженное место минимум 10-15 минут. Если поврежден большой участок кожи, поместите ребенка под душ. Рану ничем не мажьте, оставьте ее открытой. Нанося противоожоговое средство, вы только усугубите ситуацию. Если ожог серьезный срочно вызывайте скорую помощь. В случаях, когда ожог незначительный или у вас нет возможности вызвать скорую, сразу после промывания наложите на место ожога стерильную повязку. Образовавшиеся волдыри не прокалывайте и не вскрывайте.
2. Потерял сознание. Если ребенок потерял сознание, делайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Делать его нужно правильно, надавливая двумя пальцами на грудную клетку малышам и одной рукой подросткам. При этом делать два вдоха искусственной вентиляции легких нужно только после 15 надавливаний, а не после каждого. Ритм надавливаний примерно 100 раз в минуту. И главное — немедленно вызывайте скорую помощь. Даже минутное промедление при потере сознания имеет роковое значение.
3. Подавился. Применять прием Хаймлиха, когда подавившегося человека охватывают сзади и резко нажимают на его диафрагму, по отношению к детям нельзя. Резко давить на грудную клетку ребенка и стучать по ней рискованно, это может привести к травмированию внутренних органов и костей. Детей нужно положить на руку и аккуратно стукнуть ребром руки между лопаток. Можно также перевернуть ребенка вниз головой, держа за ноги или положить ребенка на бочок и попробовать извлечь предмет пальцем, обмотав его предварительно бинтом.
4. Судороги. Во время судороги нельзя совать между зубами ребенка посторонние предметы, чтобы их разжать. Так можно повредить слизистую ротовой полости или выбить зубы. Не стоит также поднимать ребенка на руки, чтобы положить его в кровать. Просто переверните его на бок в том месте, где он лежит и подождите, когда приступ пройдет и он придет в сознание. Потом дайте ребенку попить. Стараясь обеспечить комфортные условия ребенку, и двигая его с места, вы увеличиваете шансы на случайные удары и получения травм.
5. Носовое кровотечение. Чтобы избежать попадания крови в желудок, наклоните голову ребенка вперед. Не назад, как делают это многие. Если нос не поврежден, можно сжать его немного выше ноздрей. На переносицу поставьте холодный компресс. Если кровотечение не остановится через 5 минут, попробуйте вставить в ноздри тампоны из ваты, которые надо менять по мере их пропитания кровью.
6. Отравился. Если ребенок съел ядовитые ягоды или наглотался каких-то лекарств, дайте ему выпить побольше воды и делайте промывание желудка. Независимо от того, чем отравился ребенок, вызывайте скорую помощь.
7. Посторонние предметы в ране. Извлекать посторонние предметы из раны самостоятельно нельзя! Это должны делать специалисты. Ведь остановить самостоятельно обильное кровотечение, открывшиеся после удаления инородного тела из раны, если задеты крупные кровеносные сосуды, практически будет невозможно. Максимум, что разрешается делать — это очистить рану от загрязнений по краям. Смазывать рану йодом или зеленкой полностью тоже нельзя, обрабатывать ими нужно только края. Попав в саму рану, они вызывают ожоги травмированной ткани.
8. Ударило электротоком. Сейчас в каждом доме огромное количество розеток, куда маленькие дети постоянно пытаются сунуть пальчик, шпильку, гвоздик и другие острые предметы. Да и провода на полу тоже ребенку интересны, ведь их можно попробовать на зуб или потянуть.
Если вы не успели закрыть розетки специальными заглушками, а провода спрятать под плинтус, то избежать беды очень трудно. Ребенка может ударить током так сильно, что он потеряет сознание и перестанет дышать. Если в вашем доме автомат после замыкания не сработал, срочно отключите электричество и с помощью деревянного или резинового предмета откиньте провода от ребенка. Далее срочно вызывайте скорую помощь и до приезда врачей делайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
9. Ядовитые укусы. Отсасывать яд после укуса насекомого или змеи разрешается только в том случае, если вы уверены, что в вашем рту нет ран и язв. Само отсасывание эффективно только до 5 минут с момента укуса. Прижигания, жгуты и разрезы при ядовитых укусах категорически противопоказаны. Вызывайте скорую помощь, а до прихода их, к ранке приложите холодный компресс и дайте ребенку антигистаминный препарат.
10. Инородное тело попало в глаз. Часто детям в глаза попадает соринка, мошка, ресничка или другое инородное тело. Если подобное случилось, сразу промойте ребенку глаз теплой кипяченой водой или стерильным раствором соли. Не давайте малышу тереть глазик, чтобы не допустить повреждения слизистой. Для удаления мошки и реснички аккуратно проведите чистым пальцем в направлении от внешнего края к внутреннему по закрытому веку. Однако проводить такие действия при подозрении, что в глаз ребенка попала металлическая стружка или осколочек стекла, нельзя. Не пытайтесь вытащить их самостоятельно, срочно езжайте в травпункт и воспользуйтесь квалифицированной помощью, чтобы не повредить роговицу глаза.
Источник