- Приложение. Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях
- С изменениями и дополнениями от:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Как правильно оказывать первую помощь? 7 вопросов о самом важном навыке современности
- В каких ситуациях необходимы навыки оказания первой помощи?
- Что делать, если человек лежит без сознания?
- Что делать, если у человека внезапно остановилось сердцебиение и дыхание?
- Как себя вести на воде? Что делать, если человек захлебнулся?
- Как определяется анафилактический шок и можно ли его остановить?
- Что делать, если пчела укусила в язык?
- Как грамотно отработать навыки оказания первой помощи с детьми и подростками?
- Нормативно-правовые аспекты по оказанию первой помощи
Приложение. Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н
Порядок
оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях
С изменениями и дополнениями от:
3 сентября 2015 г., 21 февраля 2020 г.
ГАРАНТ:
О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку
1. Настоящий порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
2. Настоящий порядок распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (далее — образовательные организации)*.
3. Несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в виде:
первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
Информация об изменениях:
Приказом Минздрава России от 3 сентября 2015 г. N 613н в пункт 4 внесены изменения
4. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
5. Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее — обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее — отделения медицинской помощи обучающимся).
6. При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.
7. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
8. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.
9. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.
10. В случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации.
11. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение N 3 к настоящему Порядку).
12. Медицинская организация обеспечивает отделение медицинской помощи обучающимся лекарственными препаратами для медицинского применения.
13. Первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся.
14. Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся.
15. Дополнительные виды и объемы медицинской помощи обучающимся, оказание медицинской помощи на иных условиях, чем предусмотрено настоящим Порядком, организуются и осуществляются образовательной организацией с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
16. В образовательных организациях могут быть предусмотрены должности медицинских работников.
17. При наличии показаний врачи-педиатры, врачи-специалисты, фельдшеры отделения медицинской помощи обучающимся направляют несовершеннолетнего в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний.
18. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или иного законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 323-ФЗ).
19. При организации медицинских осмотров (скринингов) несовершеннолетних, в период обучения и воспитания в образовательных организациях, и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме, образовательная организация оказывает содействие в информировании несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) в оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или их отказов от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства.
20. При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни без согласия родителей (законных представителей), согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Федерального закона, медицинский работник информирует его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи.
21. Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 — 6 к настоящему Порядку.
* статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
Источник
Как правильно оказывать первую помощь? 7 вопросов о самом важном навыке современности
В каких ситуациях необходимы навыки оказания первой помощи?
В ФЗ № 323 прописаны восемь состояний, при которых должна оказываться первая помощь. Среди них потеря сознания, отсутствие дыхания, отсутствие сердцебиения, обморожение, отравление, ожоги. Для оказания первой помощи прописаны в законе и 11 мероприятий, в которые — и это очень важный момент — не входит медикаментозная терапия.
К сожалению, уже исторически доказано, что круг навыков оказания первой помощи необходимо расширять. Важно, чтобы люди умели и могли оказать первую помощь, чтобы они не боялись подойти к пострадавшему человеку.
Что делать, если человек лежит без сознания?
Убедитесь, что в здании или на улице безопасно — нет обрушений, пожара и других чрезвычайных факторов. Проверьте пульс, нащупав его на шее или на запястье. Проверьте, дышит ли человек. Если пульс и дыхание в норме, значит, он потерял сознание. Постарайтесь положить ноги пострадавшего на возвышенность — это может быть, например, стул. Это нужно, чтобы восстановить нарушенное мозговое кровообращение. Дожидайтесь бригаду скорой медицинской помощи.
Если пока не удалось выяснить, обморок это, или нет, то лучше повернуть человека на бок. Но будьте внимательны — у пострадавшего не должно быть травм. Согните правую руку и заведите к левому уху так, чтобы сгиб локтя оказался около лица — таким образом вы зафиксируете шейный отдел позвоночника при повороте на бок. Согните правую ногу в колене и аккуратно переверните человека на левый бок. Все то же самое проделайте с левой стороной тела, если удобнее перевернуть пострадавшего на правую часть. Эти манипуляции нужны для того, чтобы язык и рвотные массы не перекрыли дыхательные пути. Дожидайтесь скорую.
Что делать, если у человека внезапно остановилось сердцебиение и дыхание?
Для начала убедитесь, что у человека во рту нет, например, застрявшей еды, которая могла перекрыть дыхание. Нажмите на область между челюстями с двух сторон — это точка примерно в середине щеки. Рот откроется, и вы сможете осмотреть дыхательные пути.
Если в дыхательных путях все чисто, начните компрессию грудной клетки. Сделайте 30 сильных качков с прямыми руками, расположив свои кисти рук в середине грудной клетки пострадавшего. Важно, чтобы руки находились под прямым углом. Продавить грудную клетку при этом нужно на 5-6 сантиметров. Проводите процедуру на протяжении всего времени до приезда скорой помощи. Прекратите массаж, если дыхание и сердцебиение восстановились.
Как себя вести на воде? Что делать, если человек захлебнулся?
Как определяется анафилактический шок и можно ли его остановить?
Что делать, если пчела укусила в язык?
Чтобы не допустить опухания дыхательных путей, врач должен провести коникотомию. Для этого закидывают голову пострадавшего, нащупывают на шее выемку между щитовидным и перстневидным хрящами, надрезают ее (не глубже 1,5–2 см) и вставляют инструмент наподобие трубочки для коктейля — так воздух будет свободно поступать в легкие.
Проведение коникотомии, если человек не является медработником, запрещено на законодательном уровне. Здесь мы можем вернуться к нашей дилемме: возможно ли спасти человека самостоятельно, когда остаются считанные секунды, или ждать скорую, которая может не успеть?
Как грамотно отработать навыки оказания первой помощи с детьми и подростками?
Конечно, диагональное чтение конспектов будет неинтересно ни детям, ни взрослым. Следует идти от событийности — постараться превратить обучение в игру или даже провести его в турнирном формате.
Курс оказания первой помощи нужно проводить во всех учебных заведениях — от школы до вуза — и, конечно, процесс обучения должен быть выстроен грамотно и интересно. Но тут следует организовать и работу психологов — ведь дети и подростки могут не на шутку впечатлиться увиденным — пусть даже перед ними манекен с искусственной кровью.
Лекторий организован проектами «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.
Источник
Нормативно-правовые аспекты по оказанию первой помощи
Владение навыками оказания первой помощи населением является одной из важнейших задач, поскольку во многих случаях позволяет сохранить жизнь и здоровье людей. Статистические данные свидетельствуют, что количество людей, погибающих от неоказания первой помощи, сравнимо с количеством людей, погибающих от онкологических заболеваний.
Современное нормативно-правовое регулирование вопросов о месте и роли первой помощи в организации здоровья граждан базируется, в первую очередь, на федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Ст. 31. Согласно закону первая помощь:
- является особым видом помощи отличным от медицинской;
- оказывается при определенных состояниях и заболеваниях, а именно «при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью»;
- оказывается лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб;
- добровольно оказывается водителями и другими лицами при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Таким образом, оказывать первую помощь может любой человек, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Вторым документом, который регламентирует оказание первой помощи, является приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». В приказе строго определены 8 состояний (Приложение №1), при которых оказывается первая помощь и 11 мероприятий по ее оказанию (Приложение №2).
Закрепление исчерпывающего перечня мероприятий по оказанию первой помощи позволило установить объем и отграничить мероприятия первой помощи от всех других видов помощи.
Перечень мероприятий предусматривает равный объем оказания первой помощи для всех категорий участников, и может рассматриваться как базовый, рассчитанный на всех граждан Российской Федерации.
Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена ответственность за неоказание первой помощи вплоть до уголовной. Для простых очевидцев происшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может. Особые нормы установлены в отношении водителей, причастных к ДТП.
Ответственность за неправильное оказание первой помощи, гибель пострадавшего или возникновение у него осложнений в процессе оказания первой помощи регулируется действующим законодательством, где закреплено понятие «Крайняя необходимость» (ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса РФ; ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Согласно этим статьям, неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи пострадавшим при травмах и неотложных состояниях подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости, и, следовательно, не является правонарушением и не влечет привлечения к юридической ответственности. В данном случае оказание первой помощи направлено на спасение охраняемых законом интересов – жизни или здоровья человека, которые согласно ст.2 Конституции Российской Федерации признаются высшей ценностью. При этом угроза жизни или здоровью пострадавшего не может быть устранена другими средствами.
Кроме указанных выше нормативно-правовых регуляторов, законодательно закреплено включение знаний по первой помощи в нормы комплекса ГТО (для школьников), что отражено в приказе Министерства спорта Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1045 «О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 №575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»».
Одной из массовых групп граждан для которых предусмотрено обучения первой помощи являются водители транспортных средств. Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» утвердил новую программу Предмета «Первая помощь пострадавшим в ДТП».
На основании Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования первая помощь должна преподаваться школьникам на предметах биология. ОБЖ и физкультура.
Федеральный закон от 03.07.2016 №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит поправки, согласно которым педагогические работники должны быть обучены навыкам оказания первой помощи. Внедрение системы обучения преподавателей школ правилам оказания первой помощи и ее преподавания будет мощным ресурсом для увеличения количества обученных и, как следствие, повышения частоты и качества ее оказания.
Источник