Контроль качества лекарственных средств производных углеводов

По МДК 02.02 Контроль качества лекарственных средств

Рабочая тетрадь

По МДК 02.02 Контроль качества лекарственных средств

Лекции

(для студентов очной и очно-заочной (вечерней) формы обучения)

Составитель: Возякова Л.А. – преподаватель фармацевтической химии

Рецензент: Щипанова Е.В. – преподаватель фармацевтической химии, заслуженный учитель России, зам. директора по УР.

Настоящее пособие составлено согласно требованиям ФГОС СПО в соответствии с учебным планом по МДК 02.02 «Контроль качества лекарственных средств» в рамках ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и предназначено для самостоятельной работы студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения на лекционных занятиях.

В пособии представлены «шаблоны» лекций по анализу лекарственных средств: латинские и химические названия ЛС; молекулярная и структурная формула ЛС; подлинность (идентификация); чистота (определение примесей); количественное определение; применение; хранение.

При этомрусское и латинское название, формула лекарственного средства, уравнения реакций в качественном и количественном анализе – уже напечатаны. Остальное (свойства, эффекты реакций, методики анализа, применение, условия хранения лекарственных средств) студенты записывают в тетрадях самостоятельно во время лекционного занятия, либо при работе со справочной литературой

Работа в таких тетрадях экономит время, позволяет четко структурировать записи, избегать ошибок при записывании громоздких формул органических лекарственных средств, способствует более четкой организации труда.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры химии и фармацевтической технологии

Протокол № ___ от «___»____________20г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Неорганические лекарственные средства
1. Лекарственные средства VII группы периодической системы Д.И. Менделеева.
1.1. Кислота хлористоводородная
1.2. Спиртовый раствор йода 5%
1.3. Экспресс-анализ растворов кислоты хлористоводородной в лекарственных формах
1.4. Экпресс-анализ растворов Люголя
1.5. Натрия хлорид. Калия хлорид.
1.6. Натрия бромид. Калия бромид.
1.7. Натрия йодид. Калия йодид.
2. Лекарственные средства VI группы периодической системы Д.И. Менделеева.
2.1. Вода очищенная. Вода для инъекций.
2.2. Раствор пероксида водорода разведенный.
2.3. Натрия тиосульфат.
3. Лекарственные средства IV группы периодической системы Д.И. Менделеева
3.1. Натрия гидрокарбонат.
4. Лекарственные средства III группы периодической системы Д.И. Менделеева.
4.1. Кислота борная.
4.2. Натрия тетраборат.
5. Лекарственные средства II группы периодической системы Д.И. Менделеева.
5.1. Кальция хлорид. Магния сульфат. Цинка сульфат.
6. Лекарственные средства I группы периодической системы Д.И. Менделеева.
6.1. Серебра нитрат.
6.2. Коллоидные препараты серебра. Протаргол. Колларгол.
II. Органические лекарственные средства
7. Лекарственные средства, производные спиртов
7.1. Спирт этиловый
8. Лекарственные средства, производные альдегидов
8.1. Раствор формальдегида
8.2. Метенамин
9. Лекарственные средства, производные углеводов
9.1. Глюкоза
10. Лекарственные средства, производные простых эфиров
10.1. Димедрол
11. Лекарственные средства, производные карбоновых кислот
11.1. Кальция глюконат
12. Лекарственные средства, производные аминокислот.
12.1. Кислота аминокапроновая. Кислота глютаминовая.
13. Лактоны ненасыщенных полиоксикарбоновых кислот
13.1. Кислота аскорбиновая.
14. Лекарственные средства, производные фенолов.
14.1. Резорцин
15. Лекарственные средства, производные ароматических кислот
15.1. Кислота бензойная.
15.2. Натрия бензоат
16. Лекарственные средства, производные фенолокислот
16.1. Кислота салициловая.
16.2. Натрия салицилат.
17. Лекарственные средства – эфиры салициловой кислоты.
17.1. Ацетилсалициловая кислота.
18. Лекарственные средства, производные аминоспиртов.
18.1. Эфедрина гидрохлорид.
18.2. Раствор адреналина гидрохлорида. Адреналина гидротартрат.
19. Лекарственные средства, производные пара-аминобензойной кислоты.
19.1. Бензокаин. Прокаина гидрохлорид. Тетракаина гидрохлорид.
20. Лекарственные средства, производные сульфаниламидов.
20.1. Общая характеристика сульфаниламидных препаратов.
20.2. Стрептоцид. Сульфацетамид натрия. Норсульфазол.
21. Гетероциклические лекарственные средства.
22. Лекарственные средства, производные фурана
22.1. Фурацилин.
23. Лекарственные средства, производные пиразола.
23.1. Антипирин.
23.2. Анальгин.
23.3. Бутадион.
24. Лекарственные средства, производные имидазола.
24.1. Пилокарпина гидрохлорид.
24.2. Дибазол.
25. Лекарственные средства, производные пиридина.
25.1. Никотиновая кислота.
26. Оксиметилпиридиновые витамины
26.1. Пиридоксина гидрохлорид.
27. Лекарственные средства, производные пиперидина.
27.1. Промедол.
28. Лекарственные средства, производные пиримидина.
28.1. Лекарственные средства, производные барбитуровой кислоты.
28.1.1. Барбитураты-кислоты. Барбитал. Фенобарбитал.
28.1.2. Барбитураты-соли. Балбитал-натрий. Этаминал-натрий.
28.2. Витамины пиримидинтиазолового ряда.
28.2.1. Тиамина хлорид. Тиамина бромид.
29. Алкалоиды.
30. Лекарственные средства, производные тропана.
30.1. Атропина сульфат.
31. Лекарственные средства, производные изохинолина.
31.1. Папаверина гидрохлорид.
31.2. Дротаверина гидрохлорид.
32. Лекарственные средства, производные фенантренизохинолина.
32.1. Морфина гидрохлорид. Этилморфина гидрохлорид.
32.2. Кодеин. Кодеина фосфат.
33. Лекарственные средства, производные пурина.
33.1. Кофеин.
33.2. Кофеин-бензоат натрия.
33.3. Теобромин. Теофиллин.
33.4. Эуфиллин.
34. Лекарственные средства, производные изоаллоксазина.
34.1. Рибофлавин.
35. Антибиотики
35.1 Левомицетин
Читайте также:  Пьянство борьба народными средствами

I. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Лекарственные средства VII группы периодической системы

Д.И. Менделеева

Кислота хлористоводородная

Acidum hydrochloricum (HCl 25%)

Acidum hydrochloricum dilutum (HCl 8,3%)

Источник

Методическая разработка практического занятия на тему «Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров»

Методическая разработка практического занятия

ТЕМА: Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия на тему «Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров»»

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

Методическая разработка практического занятия

ТЕМА: Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров.

УД или ПМ (МДК): ПМ 02. МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 Фармация

Тип занятия: практическое занятие, семинар, лабораторная работа, урок (подчеркнуть)

— изучить физико-химические свойства простых эфиров на примере димедрола;

— научиться проводить реакции подлинности и выполнять количественное определение димедрола в лекарственных формах по методу Фольгарда;

— уметь делать заключение по результатам исследования и документировать результаты анализа;

— изучить физико-химические свойства, методы анализа и применение углеводов в медицине и фармации;

— овладеть практическими навыками контроля качества фармацевтической субстанции глюкозы.

Источник

Контроль качества лекарственных средств производных углеводов и простых эфиров
методическая разработка на тему

на методическую разработку лекции

«Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и

преподавателя ГАПОУ КО «Калужский базовый медицинский колледж» Галузиной Тамары Ананьевны.

В методической разработке представлен вариант проведения лекционного занятия. Преподавателем выбрана форма проведения занятия — лекция — вдвоем, в которой сопреподавателем выступают студенты. В методической разработке показано, как осуществляется взаимодействие преподавателя и студента в ходе подготовки и проведения занятия. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Исследование рецептуры аптек с лекарственными субстанциями позволяет активизировать профессиональную позицию будущего специалиста. «Включение» студентов в содержательные и процессуальные аспекты изучаемой темы способствует усилению их профессиональной и познавательной мотивации, формированию профессиональных компетенций. Предложенная форма проведения занятия открывает перспективы совершенствования самостоятельной работы, повышения ее эффективности и качества.

Скачать:

Вложение Размер
Контроль качества лекарственных средств производных углеводов и простых эфиров 206 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании ЦМК

от «22» сентября 2015 г.

Председатель ЦМК: ___________

Зам. директора по учебной работе

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПМ.02:

«Изготовление лекарственных форм и проведение

обязательных видов внутриаптечного контроля»

РАЗДЕЛ ПМ 2.: «Организация контроля качества лекарственных средств»

МДК 02.02.: «Контроль качества лекарственных средств»

Форма обучения: очная

Тема 3.3: «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРОИЗВОДНЫХ УГЛЕВОДОВ И ПРОСТЫХ ЭФИРОВ»

Подготовила: Галузина Т.А .,

преподаватель высшей квалификационной категории

Калуга, 2015 /2016 уч. год

  • совершенствование умений студентов применять полученные ранее знания;
  • обеспечить в ходе лекции:

усвоение знаний по лекарственным субстанциям:

согласно алгоритма изучения лекарственных субстанций.

  • установление внутридисциплинарных и междисциплинарных связей.
  • формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;
  • развитие навыков самостоятельной работы, познавательных способностей и активности студентов.
  • развивать аккуратность, правильное оформление записи в лекционных тетрадях, при самостоятельном изучении материала.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: беседа, объяснение

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция — вдвоём (бинарная форма)

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

мультимедийный видеопроектор, экран, доска

НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация мониторинга рецептуры аптек г. Калуги с производственным отделом и без него (студент)

Презентация исследования лекарственной субстанции глюкоза (студент)

Презентация изложения материала по лекарственной субстанции димедрол (преподаватель)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ см. приложение

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лекционная аудитория

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ

I. Организационный момент

(мобилизация аудитории) до 3 мин

II. Актуализация и коррекция опорных знаний до 10 мин

III. Мотивация занятия до 10 мин

IV.Изложение нового материала до 50 мин

(организация учебно-познавательности студентов)

1. Самостоятельная работа студентов до 15 мин

2.Объяснение нового материала преподавателем до 45 мин

V. Подведение итогов (закрепление знаний) до 10 мин

Задание на дом до 7 мин

Деятельность преподавателя / студента

Методы, приёмы, средства обучения

Проверяет присутствующих на занятии, внешний вид

Готовятся к занятию

Актуализация и коррекция опорных знаний

Проверяет ключевые понятия предыдущей лекции

Отвечают на вопросы задания.

Пишут общие формулы класса спиртов, альдегидов, латинские названия субстанций.

Мотивация учебной деятельности

Студент в роли преподавателя представляет свою исследовательскую работу по изучению рецептуры аптек с лекарственными субстанциями.

с планом лекции

Слушают, записывают тему лекции, план

Изложение нового материала

Студент излагает общую характеристику углеводов (кратко). Объясняет лекарственную субстанцию глюкоза. Даёт определение эфирам.

Преподавател ь объясняет химическую структуру, химические свойства, хранение, применение димедрола.

Записывают латинские, химические названия лекарственных субстанций, уравнения качественного и количественного анализа.

Задания для выявления уровня первичного запоминания: преподаватель предлагает пропись лек.формы и просит студентов обосновать контроль качества её, раскрыть химизм реакции экспресс-анализа.

Вспоминают основные вопросы ККЛС и текущий материал, пишут уравнения

На слайде домашнее задание. Преподаватель объясняет ключевые моменты его решения.

Записывают домашнее задание в тетради.

I. Организационный момент

Преподаватель и студенты приветствуют друг друга. Преподаватель отмечает отсутствующих, обращая внимание на внешний вид студентов.

Вступительное слово преподавателя: Уважаемые студенты наша сегодняшняя встреча необычная. В изложении материала мне будут помогать студенты (ФИ группа) и все вы

Но прежде чем озвучить тему (надеюсь, что мы это сделаем вместе) прошу вас вспомнить тему предыдущей лекции, и её ключевые понятия.

II. Актуализация и коррекция опорных знаний

На слайде появляются вопросы :

1. Написать общие формулы:

  • спиртов,
  • альдегидов О

Студенты пишут в тетрадях, двое у доски

2. Дать латинские названия лекарственным субстанциям, содержащие эти функциональные группы.

Ответ: Spiritus aethylicus, Solutio Formalehydi

Студенты пишут в тетрадях, двое у доски

3. На каких свойствах альдегидной группы основан фармакопейный анализ формальдегида?

4. В какие химические реакции вступает спирт по своей гидроксильной группе?

Ответ: этерификации, межмолекулярной дегидратации, окисления

5. Реакция дегидратации спиртов в присутствии концентрированной серной кислоты какой даёт продукт?

Ответ: простой эфир

R – OH

Студенты пишут в тетрадях.

6. Какое сладкое вещество содержится в соке винограда и всех других ягод?

O

Ответ: глюкоза СH 2 O 4 -(CHOH) 4 – C * H 2 O

Студенты пишут в тетрадях.

Преподаватель подводит студентов к теме лекции.

Студенты озвучивают тему .

Название темы и план появляются на экране .

Тема 3.3: « КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРОИЗВОДНЫХ УГЛЕВОДОВ И ПРОСТЫХ ЭФИРОВ»

  1. Тритурация. Внутриаптечный контроль тритураций (студент)
  2. Общая характеристика углеводов — ( студент, приложение № 1)
  3. Лекарственная субстанция класса углеводов: глюкоза ( студент)
  4. Определение и свойства простых эфиров ( студент)
  5. Лекарственная субстанция простых эфиров: димедрол (преподаватель)
  1. Мотивация учебной деятельности :

А) Преподаватель: на экране — Карта междисциплинарных связей.

Тема лекции созвучна темам на дисциплинах: химия органическая, химия аналитическая; тесно связана с ПМ 01 и 02 . В процессе подготовки лекции студент провел исследование (мониторинг) рецептуры аптек с производственным отделом и без него , содержащих лекарственных субстанций ДИМЕДРОЛА и ГЛЮКОЗЫ. Результаты анализа предлагает вашему вниманию.

Б) Студент: В процессе подготовки мною был проведён мониторинг рецептуры аптек с производственным отделом (№ 1, 11, 17). Рецептура представлена на слайде. А также фирм «Имплозия» и «Мой доктор» Прописи представлены на слайде.

На основании этого материала построены диаграммы (слайд).

Обращаю ваше внимание на пропись порошки с димедролом. В данной прописи количество димедрола выписано в незначительном количестве ( меньше 0,05 на все дозы) Поэтому необходимо использовать тритурацию.

Даёт определение: Что такое Тритурация.

Внимательно изучив Рецептуру аптек, студентам стало абсолютно понятно, что лекарственные субстанции димедрола и глюкозы на сегодня востребованы. И глюкоза и димедрол широко применяются в медицине в различных лекарственных формах. Фармакологические свойства их подробно изучаются в курсе фармакологии. Наша цель лекции: изучить строение и свойства лекарственных субстанций согласно алгоритму изучения.

Грамотный специалист обязан владеть элементарным химическим анализом их и знать условия хранения, как самих лекарственных субстанций, так и готовых лекарственных форм. Перед изучением темы с целью генерирования нового знания на тему «Контроль качества лекарственных средств производных углеводов и просты эфиров». Вам предлагается проблемный вопрос. Предложите реакции подлинности внутриаптечного контроля лекарственных форм по прописям:

В-ми: Димедрола 0,05

Раствора кислоты борной 2% — 10 мл

Обозначь: по 2 капли в оба глаза на ночь.

В-ми: Р-ра рибофлавина 0,02% -10 мл

Калия иодида 0,2

Обозначь: по 2 капли в оба глаза 2 раза в день

IV. Изучение новых лекарственных субстанций .( см. приложение №1)

(Изучение новых лекарственных субстанций сопровождается показом презентации.)

Первое слово предоставляется студенту, который готовил презентацию по лекарственной субстанции глюкоза , опираясь на свои знания об этом органическом соединении, полученные на дисциплине химия органическая, добавляя свою информацию по определению количественного содержания, хранению и применению.

Другой студент даёт определение простых эфиров и подводит к структуре димедрола.

Преподаватель раскрывает информацию по лекарственной субстанции

Димедрол, согласно алгоритма изучения лекарственных средств.

В процессе изложения материала студентам предлагаются определённые вопросы (см приложение № 3)

  1. Подведение итогов. Закрепление знаний: Преподаватель предлагает студентам высказать свое мнение по проблемному вопросу , предложенному вначале лекции. ( приложение № 4)

Возьми: Димедрола 0,05

Раствора кислоты борной 2% — 10 мл

Обозначь: по 2 капли в оба глаза на ночь.

В-ми: Р-ра рибофлавина 0,02% -10 мл

Калия иодида 0,2

Обозначь: по 2 капли в оба глаза 2 раза в день

Предложить реакции подлинности для внутриаптечного контроля.

Димедрол открывают с раствором серебра нитрата;

кислоту борную − куркумовой бумагой ;

глюкозу − реактивом Фелинга ;

катион К + − с раствором гексанитро(III) кобальтатом натрия ;

йодид-анион – с раствором серебра нитрата

Рибофлавин − по цвету ( органолептически)

VI. Задание на дом

  1. Государственная фармакопея, XII, Москва. «Медицина», 2007 год.

2. Глущенко Н.Н. Фармацевтическая химия: учебник для студентов сред. проф.учеб. заведений /Н.Н.Глущенко, Т.В.Плетнева, В.А. Попков; под ред.Т.В. Плетневой. – М.: издательский центр «Академия», 2004.- 384с

стр. 182-192 (выборочно)

3. Мелентьева Г.А., Антонова Л.А. Фармацевтическая химия, М., Медицина, 1985, стр. 232-234, 451-452

В тетради для самостоятельной работы:

Возьми: Раствора глюкозы 5%- 250 мл

Дай. Об для внутривенного введения

  • Обосновать контроль качества по приказу № .. . МЗ РФ … …
  • Написать реакции подлинности.
  • Сделать вывод о качестве данной лекарственной формы, если n=1,3402, F= 0,00142 (глюкозы безводной)

Возьми: Раствора димедрола 1% — 80 мл

Дай. Об. По 1 дес. ложке на ночь

  • Обосновать контроль качества по приказу №… МЗ РФ … …
  • Выполнить предварительный расчет , если Т0,1М NaOH/ димедролу = 0,02918 г/мл.

Источник

Оцените статью