- По МДК 02.02 Контроль качества лекарственных средств
- Методическая разработка практического занятия на тему «Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров»
- Просмотр содержимого документа «Методическая разработка практического занятия на тему «Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров»»
- Контроль качества лекарственных средств производных углеводов и простых эфиров методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
По МДК 02.02 Контроль качества лекарственных средств
Рабочая тетрадь
По МДК 02.02 Контроль качества лекарственных средств
Лекции
(для студентов очной и очно-заочной (вечерней) формы обучения)
Составитель: Возякова Л.А. – преподаватель фармацевтической химии
Рецензент: Щипанова Е.В. – преподаватель фармацевтической химии, заслуженный учитель России, зам. директора по УР.
Настоящее пособие составлено согласно требованиям ФГОС СПО в соответствии с учебным планом по МДК 02.02 «Контроль качества лекарственных средств» в рамках ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и предназначено для самостоятельной работы студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения на лекционных занятиях.
В пособии представлены «шаблоны» лекций по анализу лекарственных средств: латинские и химические названия ЛС; молекулярная и структурная формула ЛС; подлинность (идентификация); чистота (определение примесей); количественное определение; применение; хранение.
При этомрусское и латинское название, формула лекарственного средства, уравнения реакций в качественном и количественном анализе – уже напечатаны. Остальное (свойства, эффекты реакций, методики анализа, применение, условия хранения лекарственных средств) студенты записывают в тетрадях самостоятельно во время лекционного занятия, либо при работе со справочной литературой
Работа в таких тетрадях экономит время, позволяет четко структурировать записи, избегать ошибок при записывании громоздких формул органических лекарственных средств, способствует более четкой организации труда.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры химии и фармацевтической технологии
Протокол № ___ от «___»____________20г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Неорганические лекарственные средства |
1. | Лекарственные средства VII группы периодической системы Д.И. Менделеева. |
1.1. | Кислота хлористоводородная |
1.2. | Спиртовый раствор йода 5% |
1.3. | Экспресс-анализ растворов кислоты хлористоводородной в лекарственных формах |
1.4. | Экпресс-анализ растворов Люголя |
1.5. | Натрия хлорид. Калия хлорид. |
1.6. | Натрия бромид. Калия бромид. |
1.7. | Натрия йодид. Калия йодид. |
2. | Лекарственные средства VI группы периодической системы Д.И. Менделеева. |
2.1. | Вода очищенная. Вода для инъекций. |
2.2. | Раствор пероксида водорода разведенный. |
2.3. | Натрия тиосульфат. |
3. | Лекарственные средства IV группы периодической системы Д.И. Менделеева |
3.1. | Натрия гидрокарбонат. |
4. | Лекарственные средства III группы периодической системы Д.И. Менделеева. |
4.1. | Кислота борная. |
4.2. | Натрия тетраборат. |
5. | Лекарственные средства II группы периодической системы Д.И. Менделеева. |
5.1. | Кальция хлорид. Магния сульфат. Цинка сульфат. |
6. | Лекарственные средства I группы периодической системы Д.И. Менделеева. |
6.1. | Серебра нитрат. |
6.2. | Коллоидные препараты серебра. Протаргол. Колларгол. |
II. | Органические лекарственные средства |
7. | Лекарственные средства, производные спиртов |
7.1. | Спирт этиловый |
8. | Лекарственные средства, производные альдегидов |
8.1. | Раствор формальдегида |
8.2. | Метенамин |
9. | Лекарственные средства, производные углеводов |
9.1. | Глюкоза |
10. | Лекарственные средства, производные простых эфиров |
10.1. | Димедрол |
11. | Лекарственные средства, производные карбоновых кислот |
11.1. | Кальция глюконат |
12. | Лекарственные средства, производные аминокислот. |
12.1. | Кислота аминокапроновая. Кислота глютаминовая. |
13. | Лактоны ненасыщенных полиоксикарбоновых кислот |
13.1. | Кислота аскорбиновая. |
14. | Лекарственные средства, производные фенолов. |
14.1. | Резорцин |
15. | Лекарственные средства, производные ароматических кислот |
15.1. | Кислота бензойная. |
15.2. | Натрия бензоат |
16. | Лекарственные средства, производные фенолокислот |
16.1. | Кислота салициловая. |
16.2. | Натрия салицилат. |
17. | Лекарственные средства – эфиры салициловой кислоты. |
17.1. | Ацетилсалициловая кислота. |
18. | Лекарственные средства, производные аминоспиртов. |
18.1. | Эфедрина гидрохлорид. |
18.2. | Раствор адреналина гидрохлорида. Адреналина гидротартрат. |
19. | Лекарственные средства, производные пара-аминобензойной кислоты. |
19.1. | Бензокаин. Прокаина гидрохлорид. Тетракаина гидрохлорид. |
20. | Лекарственные средства, производные сульфаниламидов. |
20.1. | Общая характеристика сульфаниламидных препаратов. |
20.2. | Стрептоцид. Сульфацетамид натрия. Норсульфазол. |
21. | Гетероциклические лекарственные средства. |
22. | Лекарственные средства, производные фурана |
22.1. | Фурацилин. |
23. | Лекарственные средства, производные пиразола. |
23.1. | Антипирин. |
23.2. | Анальгин. |
23.3. | Бутадион. |
24. | Лекарственные средства, производные имидазола. |
24.1. | Пилокарпина гидрохлорид. |
24.2. | Дибазол. |
25. | Лекарственные средства, производные пиридина. |
25.1. | Никотиновая кислота. |
26. | Оксиметилпиридиновые витамины |
26.1. | Пиридоксина гидрохлорид. |
27. | Лекарственные средства, производные пиперидина. |
27.1. | Промедол. |
28. | Лекарственные средства, производные пиримидина. |
28.1. | Лекарственные средства, производные барбитуровой кислоты. |
28.1.1. | Барбитураты-кислоты. Барбитал. Фенобарбитал. |
28.1.2. | Барбитураты-соли. Балбитал-натрий. Этаминал-натрий. |
28.2. | Витамины пиримидинтиазолового ряда. |
28.2.1. | Тиамина хлорид. Тиамина бромид. |
29. | Алкалоиды. |
30. | Лекарственные средства, производные тропана. |
30.1. | Атропина сульфат. |
31. | Лекарственные средства, производные изохинолина. |
31.1. | Папаверина гидрохлорид. |
31.2. | Дротаверина гидрохлорид. |
32. | Лекарственные средства, производные фенантренизохинолина. |
32.1. | Морфина гидрохлорид. Этилморфина гидрохлорид. |
32.2. | Кодеин. Кодеина фосфат. |
33. | Лекарственные средства, производные пурина. |
33.1. | Кофеин. |
33.2. | Кофеин-бензоат натрия. |
33.3. | Теобромин. Теофиллин. |
33.4. | Эуфиллин. |
34. | Лекарственные средства, производные изоаллоксазина. |
34.1. | Рибофлавин. |
35. | Антибиотики |
35.1 | Левомицетин |
I. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Лекарственные средства VII группы периодической системы
Д.И. Менделеева
Кислота хлористоводородная
Acidum hydrochloricum (HCl 25%)
Acidum hydrochloricum dilutum (HCl 8,3%)
Источник
Методическая разработка практического занятия на тему «Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров»
Методическая разработка практического занятия
ТЕМА: Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия на тему «Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров»»
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
Методическая разработка практического занятия
ТЕМА: Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и простых эфиров.
УД или ПМ (МДК): ПМ 02. МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 Фармация
Тип занятия: практическое занятие, семинар, лабораторная работа, урок (подчеркнуть)
— изучить физико-химические свойства простых эфиров на примере димедрола;
— научиться проводить реакции подлинности и выполнять количественное определение димедрола в лекарственных формах по методу Фольгарда;
— уметь делать заключение по результатам исследования и документировать результаты анализа;
— изучить физико-химические свойства, методы анализа и применение углеводов в медицине и фармации;
— овладеть практическими навыками контроля качества фармацевтической субстанции глюкозы.
Источник
Контроль качества лекарственных средств производных углеводов и простых эфиров
методическая разработка на тему
на методическую разработку лекции
«Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и
преподавателя ГАПОУ КО «Калужский базовый медицинский колледж» Галузиной Тамары Ананьевны.
В методической разработке представлен вариант проведения лекционного занятия. Преподавателем выбрана форма проведения занятия — лекция — вдвоем, в которой сопреподавателем выступают студенты. В методической разработке показано, как осуществляется взаимодействие преподавателя и студента в ходе подготовки и проведения занятия. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Исследование рецептуры аптек с лекарственными субстанциями позволяет активизировать профессиональную позицию будущего специалиста. «Включение» студентов в содержательные и процессуальные аспекты изучаемой темы способствует усилению их профессиональной и познавательной мотивации, формированию профессиональных компетенций. Предложенная форма проведения занятия открывает перспективы совершенствования самостоятельной работы, повышения ее эффективности и качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контроль качества лекарственных средств производных углеводов и простых эфиров | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании ЦМК
от «22» сентября 2015 г.
Председатель ЦМК: ___________
Зам. директора по учебной работе
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПМ.02:
«Изготовление лекарственных форм и проведение
обязательных видов внутриаптечного контроля»
РАЗДЕЛ ПМ 2.: «Организация контроля качества лекарственных средств»
МДК 02.02.: «Контроль качества лекарственных средств»
Форма обучения: очная
Тема 3.3: «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРОИЗВОДНЫХ УГЛЕВОДОВ И ПРОСТЫХ ЭФИРОВ»
Подготовила: Галузина Т.А .,
преподаватель высшей квалификационной категории
Калуга, 2015 /2016 уч. год
- совершенствование умений студентов применять полученные ранее знания;
- обеспечить в ходе лекции:
усвоение знаний по лекарственным субстанциям:
согласно алгоритма изучения лекарственных субстанций.
- установление внутридисциплинарных и междисциплинарных связей.
- формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;
- развитие навыков самостоятельной работы, познавательных способностей и активности студентов.
- развивать аккуратность, правильное оформление записи в лекционных тетрадях, при самостоятельном изучении материала.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: беседа, объяснение
ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция — вдвоём (бинарная форма)
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
мультимедийный видеопроектор, экран, доска
НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация мониторинга рецептуры аптек г. Калуги с производственным отделом и без него (студент)
Презентация исследования лекарственной субстанции глюкоза (студент)
Презентация изложения материала по лекарственной субстанции димедрол (преподаватель)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ см. приложение
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лекционная аудитория
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ
I. Организационный момент
(мобилизация аудитории) до 3 мин
II. Актуализация и коррекция опорных знаний до 10 мин
III. Мотивация занятия до 10 мин
IV.Изложение нового материала до 50 мин
(организация учебно-познавательности студентов)
1. Самостоятельная работа студентов до 15 мин
2.Объяснение нового материала преподавателем до 45 мин
V. Подведение итогов (закрепление знаний) до 10 мин
Задание на дом до 7 мин
Деятельность преподавателя / студента
Методы, приёмы, средства обучения
Проверяет присутствующих на занятии, внешний вид
Готовятся к занятию
Актуализация и коррекция опорных знаний
Проверяет ключевые понятия предыдущей лекции
Отвечают на вопросы задания.
Пишут общие формулы класса спиртов, альдегидов, латинские названия субстанций.
Мотивация учебной деятельности
Студент в роли преподавателя представляет свою исследовательскую работу по изучению рецептуры аптек с лекарственными субстанциями.
с планом лекции
Слушают, записывают тему лекции, план
Изложение нового материала
Студент излагает общую характеристику углеводов (кратко). Объясняет лекарственную субстанцию глюкоза. Даёт определение эфирам.
Преподавател ь объясняет химическую структуру, химические свойства, хранение, применение димедрола.
Записывают латинские, химические названия лекарственных субстанций, уравнения качественного и количественного анализа.
Задания для выявления уровня первичного запоминания: преподаватель предлагает пропись лек.формы и просит студентов обосновать контроль качества её, раскрыть химизм реакции экспресс-анализа.
Вспоминают основные вопросы ККЛС и текущий материал, пишут уравнения
На слайде домашнее задание. Преподаватель объясняет ключевые моменты его решения.
Записывают домашнее задание в тетради.
I. Организационный момент
Преподаватель и студенты приветствуют друг друга. Преподаватель отмечает отсутствующих, обращая внимание на внешний вид студентов.
Вступительное слово преподавателя: Уважаемые студенты наша сегодняшняя встреча необычная. В изложении материала мне будут помогать студенты (ФИ группа) и все вы
Но прежде чем озвучить тему (надеюсь, что мы это сделаем вместе) прошу вас вспомнить тему предыдущей лекции, и её ключевые понятия.
II. Актуализация и коррекция опорных знаний
На слайде появляются вопросы :
1. Написать общие формулы:
- спиртов,
- альдегидов О
Студенты пишут в тетрадях, двое у доски
2. Дать латинские названия лекарственным субстанциям, содержащие эти функциональные группы.
Ответ: Spiritus aethylicus, Solutio Formalehydi
Студенты пишут в тетрадях, двое у доски
3. На каких свойствах альдегидной группы основан фармакопейный анализ формальдегида?
4. В какие химические реакции вступает спирт по своей гидроксильной группе?
Ответ: этерификации, межмолекулярной дегидратации, окисления
5. Реакция дегидратации спиртов в присутствии концентрированной серной кислоты какой даёт продукт?
Ответ: простой эфир
R – OH
Студенты пишут в тетрадях.
6. Какое сладкое вещество содержится в соке винограда и всех других ягод?
O
Ответ: глюкоза СH 2 O 4 -(CHOH) 4 – C * H 2 O
Студенты пишут в тетрадях.
Преподаватель подводит студентов к теме лекции.
Студенты озвучивают тему .
Название темы и план появляются на экране .
Тема 3.3: « КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРОИЗВОДНЫХ УГЛЕВОДОВ И ПРОСТЫХ ЭФИРОВ»
- Тритурация. Внутриаптечный контроль тритураций (студент)
- Общая характеристика углеводов — ( студент, приложение № 1)
- Лекарственная субстанция класса углеводов: глюкоза ( студент)
- Определение и свойства простых эфиров ( студент)
- Лекарственная субстанция простых эфиров: димедрол (преподаватель)
- Мотивация учебной деятельности :
А) Преподаватель: на экране — Карта междисциплинарных связей.
Тема лекции созвучна темам на дисциплинах: химия органическая, химия аналитическая; тесно связана с ПМ 01 и 02 . В процессе подготовки лекции студент провел исследование (мониторинг) рецептуры аптек с производственным отделом и без него , содержащих лекарственных субстанций ДИМЕДРОЛА и ГЛЮКОЗЫ. Результаты анализа предлагает вашему вниманию.
Б) Студент: В процессе подготовки мною был проведён мониторинг рецептуры аптек с производственным отделом (№ 1, 11, 17). Рецептура представлена на слайде. А также фирм «Имплозия» и «Мой доктор» Прописи представлены на слайде.
На основании этого материала построены диаграммы (слайд).
Обращаю ваше внимание на пропись порошки с димедролом. В данной прописи количество димедрола выписано в незначительном количестве ( меньше 0,05 на все дозы) Поэтому необходимо использовать тритурацию.
Даёт определение: Что такое Тритурация.
Внимательно изучив Рецептуру аптек, студентам стало абсолютно понятно, что лекарственные субстанции димедрола и глюкозы на сегодня востребованы. И глюкоза и димедрол широко применяются в медицине в различных лекарственных формах. Фармакологические свойства их подробно изучаются в курсе фармакологии. Наша цель лекции: изучить строение и свойства лекарственных субстанций согласно алгоритму изучения.
Грамотный специалист обязан владеть элементарным химическим анализом их и знать условия хранения, как самих лекарственных субстанций, так и готовых лекарственных форм. Перед изучением темы с целью генерирования нового знания на тему «Контроль качества лекарственных средств производных углеводов и просты эфиров». Вам предлагается проблемный вопрос. Предложите реакции подлинности внутриаптечного контроля лекарственных форм по прописям:
В-ми: Димедрола 0,05
Раствора кислоты борной 2% — 10 мл
Обозначь: по 2 капли в оба глаза на ночь.
В-ми: Р-ра рибофлавина 0,02% -10 мл
Калия иодида 0,2
Обозначь: по 2 капли в оба глаза 2 раза в день
IV. Изучение новых лекарственных субстанций .( см. приложение №1)
(Изучение новых лекарственных субстанций сопровождается показом презентации.)
Первое слово предоставляется студенту, который готовил презентацию по лекарственной субстанции глюкоза , опираясь на свои знания об этом органическом соединении, полученные на дисциплине химия органическая, добавляя свою информацию по определению количественного содержания, хранению и применению.
Другой студент даёт определение простых эфиров и подводит к структуре димедрола.
Преподаватель раскрывает информацию по лекарственной субстанции
Димедрол, согласно алгоритма изучения лекарственных средств.
В процессе изложения материала студентам предлагаются определённые вопросы (см приложение № 3)
- Подведение итогов. Закрепление знаний: Преподаватель предлагает студентам высказать свое мнение по проблемному вопросу , предложенному вначале лекции. ( приложение № 4)
Возьми: Димедрола 0,05
Раствора кислоты борной 2% — 10 мл
Обозначь: по 2 капли в оба глаза на ночь.
В-ми: Р-ра рибофлавина 0,02% -10 мл
Калия иодида 0,2
Обозначь: по 2 капли в оба глаза 2 раза в день
Предложить реакции подлинности для внутриаптечного контроля.
Димедрол открывают с раствором серебра нитрата;
кислоту борную − куркумовой бумагой ;
глюкозу − реактивом Фелинга ;
катион К + − с раствором гексанитро(III) кобальтатом натрия ;
йодид-анион – с раствором серебра нитрата
Рибофлавин − по цвету ( органолептически)
VI. Задание на дом
- Государственная фармакопея, XII, Москва. «Медицина», 2007 год.
2. Глущенко Н.Н. Фармацевтическая химия: учебник для студентов сред. проф.учеб. заведений /Н.Н.Глущенко, Т.В.Плетнева, В.А. Попков; под ред.Т.В. Плетневой. – М.: издательский центр «Академия», 2004.- 384с
стр. 182-192 (выборочно)
3. Мелентьева Г.А., Антонова Л.А. Фармацевтическая химия, М., Медицина, 1985, стр. 232-234, 451-452
В тетради для самостоятельной работы:
Возьми: Раствора глюкозы 5%- 250 мл
Дай. Об для внутривенного введения
- Обосновать контроль качества по приказу № .. . МЗ РФ … …
- Написать реакции подлинности.
- Сделать вывод о качестве данной лекарственной формы, если n=1,3402, F= 0,00142 (глюкозы безводной)
Возьми: Раствора димедрола 1% — 80 мл
Дай. Об. По 1 дес. ложке на ночь
- Обосновать контроль качества по приказу №… МЗ РФ … …
- Выполнить предварительный расчет , если Т0,1М NaOH/ димедролу = 0,02918 г/мл.
Источник