Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лекарственные растения»
наталья хохлова
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лекарственные растения»
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения»
Ход НОД:
В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.
В:– Ребята улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глазки и представим, что сейчас лето и мы гуляем по летнему лугу. Как прекрасен луг летом! Сколько здесь трав и цветов, много разных насекомых. Они радуются теплу и свету. (Воспитатель показывает изображение цветущего луга)
Воспитатель: Ребята, но не только свою красоту дарят нам травы и цветы; Послушайте стихотворение и догадайтесь, какое ещё значение имеют для нас растения, какую пользу они нам приносят?
(слушание стихотворения по звукозаписи)
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Василёк, шалфей и мята.
Вот «Зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
Дети: Растения имеют лекарственное значение, они лечат нас от различных заболеваний.
Воспитатель: Правильно, лекарственные растения обладают целебными свойствами. При помощи них можно вылечить различные заболевания. Ребята, а кто-нибудь знает как найти лекарственные растения? Ребята, а какие лекарственные растения вы знаете?
Воспитатель: Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают, только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками (знахарями). Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. А сейчас, ребята,отгадайте загадки:
1. Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок, и нет цветка.
Воспитатель:: У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.
Воспитатель показывает картинку одуванчика.
2. Тонкий стебелёк у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки-
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Воспитатель:: Ребята, подорожник удивительное растение. Используют его листья, они заживляют раны, помогают при ушибах. Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
«Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они скрылись из глаз»
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением растения
Воспитатель: А вот ещё одна загадка об удивительном лекарственном растении.
3. Стоит в лесу кудряшка –
В середине золотая,
Воспитатель:А полезна она вот чем:
Если случится вам простудиться,
Появляется кашель, поднимается жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Воспитатель: У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением ромашки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите (Показывает иллюстрации или высушенное растение, а как вы думаете, почему это растение назвали «мать и мачеха»?
Дети: Высказывают свои версии.
Воспитатель: Сверху этот листочек гладкий холодный, как мачеха, а снизу пушистый, мягкий нежный, как мать. Вот и назвали его «Мать – и – мачеха» Цветёт это растение рано весной, когда листьев ещё нет, появляются жёлтые цветочки. Отвар мать – и мачехи пьют, чтобы вылечить кашель.
(Потянуться руками вверх, встать на носки)
(Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх)
Ручки мы вложим
(Разбиться на пары, протянуть друг другу руки)
Оторвав от земли.
Мы пойдём на лужок
(Выстояться в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем
Дружно в кружок,
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко с нами по кругу идёт.
Хлопают радостно наши ладошки
(Похлопать в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки
(идти быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(присесть закрыть голову руками. Руки на щёки)
Мы же на место сядем с тобой.
(Тихо, спокойно сесть на своё место)
4. Жжется, а не огонь;
Злая, а людей лечит.
5. Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки-
6. Где –то в чаще гремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть заветная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Воспитатель: Крапива, брусника и шиповник богаты витаминами их отвар укрепляет организм.
Воспитатель: А теперь я расскажу, как правильно собирать лекарственные растения!
№ 1 Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду. (На доске напротив лекарственного растения размещает карточку с изображением солнышка)
№ 2 Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения. (Прикрепляется карточка с изображением грязного, растения перечеркнутого красной линией)
№ 3 Не собирают растения около дорог, и промышленных предприятий. (Карточка с дымящей трубой и перечеркнутым красной линией растением, растущим у дороги)
№ 4 Сушить растения нужно в хорошо проветриваемом месте. (Карточка с изображением подвешенных растений и нарисованными напротив волнистыми линиями, обозначающими воздух)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно ли выращивать у себя в огороде лекарственные растения?
Воспитатель: Очень многие растения можно выращивать у себя на огороде. Вы хотите сами вырастить такие растения?
Воспитатель: Но помните, все лекарства «Зелёной аптеки», применяют по назначению врача.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ РАСТЕНИЕ»
Воспитатель показывает карточку с изображенным растением – дети называют.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА»
Воспитатель: Ребята, наша кукла Варя заболела. Давайте подумаем, как можно её вылечить.
— Если у неё болит горло, что нужно сделать?
Дети: Ей нужно прополоскать горло отваром ромашки.
Воспитатель: А если у неё кашель? Что мы ей предложим?
Дети: Отвар мать –и – мачехи.
Воспитатель: А если она поранилась, что нам делать?
Дети: Приложить к ранке подорожник.
Воспитатель: Маша говорит мне, (подносит к уху куклу, что у неё упадок сил, плохое самочувствие.
Дети: Ей поможет отвар шиповника, или компот из брусники.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, я вижу вы запомнили всё, что я рассказала вам о лекарственных растениях. И нам с вами возвращаемся в группу, наше путешествие по лугу подошло к концу.
(Дети под музыку возвращаются в группу)
Конспект «Лекарственные растения Крыма» КОНСПЕКТ Непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Лекарственные растения Крыма». Цель:.
Конспект НОД по познавательному развитию «Лекарственные растения Краснодарского края» (подготовительная группа) Программное содержание: расширять представления детей о природе родного края, познакомить с лекарственными растениями, их использованием.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лекарственные растения Адыгеи» Программные задачи: закреплять представления детей о разнообразии лекарственных растений Адыгеи, их пользе, целебных свойствах, учить правильно.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения Башкортостана» Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное дошкольное.
Конспект занятия «Лекарственные растения Белгородской области» МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» дошкольные группы Конспект занятия по экологии на тему «Лекарственные растения Белгородской.
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Космос» Конспект занятия «КОСМОС» старшая группа Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе. Задачи: • Закрепить знания о планетах.
Конспект занятия в младшей группе по познавательному развитию «Комнатные растения» «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» ЦЕЛЬ. Закреплять знания о комнатном растении «бальзамине». Продолжать учить читать схемы, различать.
НОД по познавательному развитию «Лекарственные растения» в средней группе Программное содержание: 1. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах. 2. Воспитывать заботливое.
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Насекомые» Задачи: Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать.
Конспект ООД использованием ИКТ «Лекарственные растения Магаданской области» Конспект ООД По познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ознакомление с лекарственными растениями Магаданской области.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
Марина Афонина
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
-дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения, применения.
-развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
-развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, кроссворд, отвар шиповника.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается весна, скоро наступит прекрасное время года – лето. Вы все разъедитесь на отдых. Будете загорать, плавать, путешествовать. А вот сегодня я приглашаю вас провести виртуальную экскурсию на природу, в страну «Зелёная аптека».СЛАЙД 2
-Вы все уже знаете, что без растений жизнь на земле не существовало бы. Люди с давних времён замечали, что животные лечатся разными травами. Тогда они стали составлять разные книги, называли их «Травники», «Цветники».
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
— О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети: О лекарственных травах.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с разными лекарственными растениями, некоторые растения вы встречаете в дикой природе. А некоторые растения растут на ваших дачных участках и на территории нашего детского сада. Первое лекарственное растение о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо,вот загадка про него:(СЛАЙД 3)
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Кто знает, почему так назвали это растение?
Подорожник люди используют для заживления ран, при заболевании желудка, при простудах.
Про какое лекарственное растение загадка:
Не пустили в огород
Оттого она и жжёт. (крапива) слайд 4
Воспитатель: Да, это крапива. Крапиву люди используют для приготовления щей, салатов. Но если сырую крапиву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычисти раны и заживит. Ещё крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Косметологи используют отвары крапивы в косметологии.При простудных заболеваниях часто используют настои:
— ромашки, шалфея, шалфея, календулы при заболевании горла;(слайд 5, 6, 7, 8)
— липы – если простуда и появился кашель. (слайд 9)
— мать- и- мачехи –при ангине (слайд 10)
Все эти растения произрастают в районах нашего края. Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить?
«Что растет?»
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка…
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Запомните правила сбора лекарственных трав:
-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.
-Если не знаешь растения, то его не рви.
-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.
: — Нельзя рвать много растений.
— Нельзя пробовать плоды, корневища.
— После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения.Я приготовила вам кроссворд:
-какое растение используют для заживления ран (подорожник)
-какое растение жжётся, но используют в еде и для остановки кровотечения? (крапива)
-какой настой используют при простуде? (липовый)
-Настоем какого цветка можно полоскать больное горло? (ромашка)
-это растение лечит почки и печень. Узнаете его,если отгадаете загадку:
Выпускает он листы
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберёшь,
На себе их все найдёшь. (лопух)
Вы хорошо всё запомнили., а чтобы мы с вами не болели, предлагаю всем принять вкусный и витаминный отвар из шиповника, который нам приготовили наши повара. Большое им спасибо, а вы не болейте и дружите с лекарственными растениями.
(Воспитатель угощает детей отваром шиповника)
1. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок, — М, 1998.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду, — М, 2001.
3. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой, М, 1983.
4. Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет., М., 2011.
Источник