- Оказание первой помощи при переломах конечностей
- Первая помощь при закрытом переломе
- Первая помощь при открытом переломе
- Первая помощь при переломах и вывихах
- Урок по теме: «Оказание первой помощи при переломах» план-конспект урока по обж (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Использование интерактивных методов обучения как средство формирования основных компетенций учащихся
- Технология КСО
- Урок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс
- Тема урока: Оказание первой помощи при переломах
- Вводная часть урока
- Проверка домашнего задания
- Основная часть урока. Изучение нового материала
- Работа с карточками-посредниками
- Применение знаний в новой нестандартной ситуации
- Заключительная часть урока
- Домашнее задание
- Используемая литература и информационные ресурсы
Оказание первой помощи при переломах конечностей
Перелом – повреждение кости с нарушением ее целостности. Травматические переломы разделяют на открытые (есть повреждения кожи в зоне перелома) и закрытые (кожный покров не нарушен).
При открытом переломе травма не вызывает сомнений. Закрытый перелом не так очевиден, особенно, если он неполный, когда нарушается часть поперечника кости, чаще в виде трещины.
Для всех переломов характерны:
- резкая боль при любых движениях и нагрузках; изменение положения и формы конечности, ее укорочение; нарушение функций конечности (невозможность привычных действий или ненормальная подвижность); отечность и кровоподтек в зоне перелома.
Оказание первой помощи при переломах конечностей во многом определяет исход травмы: быстроту заживления, предупреждение ряда осложнений (кровотечение, смещение отломков, шок) и преследует три цели:
- создание неподвижности костей в области перелома (что предупреждает смещение отломков и повреждение их краями сосудов, нервов и мышц); профилактику шока; быструю доставку пострадавшего в медицинское учреждение.
Первая помощь при закрытом переломе
Если есть возможность вызвать скорую помощь, то сделайте это. После чего обеспечьте неподвижность поврежденной конечности, например, положите ее на подушку и обеспечьте покой. На предполагаемую зону перелома положите что-нибудь холодное. Самому пострадавшему можно дать выпить горячий чай или обезболивающее средство.
Если транспортировать пострадавшего вам придется самостоятельно, то предварительно необходимо наложить шину из любых подручных материалов (доски, лыжи, палки, прутья, зонты).
Любые два твердых предмета прикладывают к конечности с противоположных сторон поверх одежды и надежно, но не туго (чтобы не нарушать кровообращение) фиксируются бинтом или другими подходящими подручными материалами (кушак, ремень, лента, веревка).
Фиксировать надо два сустава — выше и ниже места перелома. Например, при переломе голени фиксируются голеностопный и коленный суставы, а при переломе бедра – все суставы ноги.
Если под рукой совсем ничего не оказалось, то поврежденную конечность следует прибинтовать к здоровой (руку — к туловищу, ногу – ко второй ноге).
Транспортировка пострадавшего с переломом ноги осуществляется в положении лежа, травмируемую конечность желательно приподнять.
Первая помощь при открытом переломе
Открытый перелом опаснее закрытого, так как есть возможность инфицирования отломков.
Если есть кровотечение, его надо остановить. Если кровотечение незначительное, то достаточно наложить давящую повязку. При сильном кровотечении накладываем жгут , не забывая отметить время его наложения. Если время транспортировки занимает более 1,5-2 часов, то каждые 30 минут жгут необходимо ослаблять на 3-5 минут.
Кожу вокруг раны необходимо обработать антисептическим средством (йод, зеленка). В случае его отсутствия рану надо закрыть хлопчатобумажной тканью.
Теперь следует наложить шину, так же как и в случае закрытого перелома, но избегая места, где выступают наружу костные обломки и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Нельзя пытаться вправлять кость и переносить пострадавшего без наложения шины!
Анализ крови на антитела к короновирусу
Вакцинация препаратом «М-М-P II»
Для профилактики кори, паротита и краснухи. Сохранение уровня антител в крови более 11 лет.
Ликвидация любых аномалий зубов, восстановление эстетики и полноценных функций
Вакцинация детей «Инфанрикс Гекса»
От дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита В и полиомиелита
Источник
Первая помощь при переломах и вывихах
Вывих – это смещение концов костей в суставах относительно друг друга с нарушением суставной сумки. Чаще всего случается в плечевом, реже в тазобедренном, голеностопном и локтевом суставах в результате неудачного падения или ушиба. Характеризуется сильной болью, неподвижностью сустава, изменением его формы.
Вывих самостоятельно вправлять нельзя, так как это только усилит страдания потерпевшего и усугубит травму. При вывихе плечевого сустава рука укладывается на косынку или плотно прибинтовывается к телу.
Растяжения и разрывы связок суставов возникают в результате резких и быстрых движений, которые превышают физиологическую подвижность суставов. Чаще всего страдают голеностопный, лучезапястный, коленный суставы. Отмечается резкая болезненность в суставе при движении, отечность, при разрыве связок кровоподтек.
Первая помощь сводится к тугому бинтованию путем наложения давящей повязки, компресса (холодного) и созданию покоя конечности. К наиболее часто встречающимся при чрезвычайных ситуациях и в быту травмам относятся ушибы.
Ушибы это повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи и костей. Степень повреждения зависит от силы удара площади поврежденной поверхности и части тела, ее значимости для организма. Естественно себе представить, что удар молотком по пальцу менее опасен, чем такой же удар по голове.
К основным признакам ушибов относится боль, припухлость и кровоподтеки на месте соприкосновения с ранящим объектом. Выбор способов первой помощи зависит от локализации и тяжести повреждения. Ушибленной конечности создается полный покой, придается возвышенное положение, на место ушиба накладывается тугая давящая повязка, можно положить холодный компресс или пузырь со льдом.
Очень серьезен по своим последствиям ушиб головы, так как он может сопровождаться сотрясением и ушибом головного мозга.
К признакам сотрясения головного мозга относятся потеря сознания на месте происшествия, возможны тошнота и рвота, замедление пульса.
Пострадавшему создают полный покой, холодный компресс, лед в пузыре на голову. Со всеми возможными предосторожностями больной как можно скорее должен быть направлен в лечебное учреждение. Для перевозки его кладут спиной на щит, а голову на мягкую подушку. Чтобы фиксировать шею и голову, на шею накладывают валик воротник из мягкой ткани.
С патологоанатомической и клинической точек зрения перелом представляет собой совокупность повреждений кости с нарушением ее целости и одновременным повреждением окружающих мягких тканей. Степень и характер повреждений могут быть весьма разнообразны. Лечение переломов костей имеет цель сохранить жизнь пострадавшего, предупредить возможные осложнения и в кратчайший срок восстановить целость кости, функцию конечности и трудоспособность больного.
Лечение должно начинаться на месте происшествия. Успех во многом зависит от своевременного и правильного оказания первой помощи (на месте происшествия и по пути эвакуации в лечебное учреждение).
Временная иммобилизация конечности должна быть осуществлена немедленно. Плохая иммобилизация или транспортировка без предварительной хорошей иммобилизации конечности может вызвать ряд осложнений (добавочная травматизация кожи, мышц, сосудов и нервов) и быть причиной усиления кровотечения, болей, шока, возникновения эмболии и распространения инфекции. При иммобилизации сломанной конечности шинами обязательно обездвиживаются два сустава — один выше и другой ниже перелома.
Средства фиксации поврежденного участка тела, используемые при доставке больного в лечебное учреждение, именуют транспортной иммобилизацией. Она является важнейшим звеном в оказании первой помощи пострадавшему. Иммобилизация исключает подвижность костных отломков и вторичное ранение нервно-сосудистых пучков, спинного мозга, внутренних органов, кожи, уменьшает болевой синдром, способствует профилактике шока и жировой эмболии. Отсутствие транспортной иммобилизации или ее неправильное применение может пагубно сказаться на течении и исходе травматической болезни.
Основные требования, предъявляемые к транспортной иммобилизации:
- Максимальная обездвиженность поврежденного участка тела. При переломах обязательно фиксировать суставы, лежащие выше и ниже места повреждения. Исключение составляют переломы лучевой кости в типичном месте и переломы лодыжек.
- Фиксирующие повязки не должны вызывать сдавление тканей. Во избежание пролежней и расстройств кровообращения выступающие точки тела закрывают мягкими прокладками, устраняют перетяжки.
- Обездвиженность конечностей производят в функционально выгодном положении.
Транспортная иммобилизация осуществляется мягкоткаными повязками, шинами.
Могут быть использованы как самостоятельный способ фиксации или как дополнение другому. Матерчатые повязки наиболее часто применяют при переломах и вывихах ключицы, переломах лопатки, повреждениях шейного отдела позвоночника. В случаях, когда нет других средств для фиксации, перечисленные повязки, а также косынки могут быть использованы для иммобилизации переломов верхней и даже нижней конечности – бинтование травмированной ноги к здоровой. Кроме того, мягкотканые повязки всегда дополняют все другие способы транспортной иммобилизации.
Наиболее приемлемый и часто применяемый способ фиксации при транспортировке пострадавших. Различают стандартные и импровизированные шины.
Стандартные шины выпускаются промышленностью и могут быть изготовлены из дерева, фанеры, из металлической проволоки, пластмассы, резины (надувные шины) и других материалов.
Импровизированные шины изготавливаются на месте происшествия из подручного материала. Им может быть картон, дерево, металл и т.д. Для фиксации могут быть использованы палки, доски, а также предметы обихода: трости, зонты и др.
Источник
Урок по теме: «Оказание первой помощи при переломах»
план-конспект урока по обж (7 класс) по теме
Интерактивные образовательные технологии. Технология КСО. Работа в парах постоянного и сменного состава, творческие мастерские. Данный материал в 2011-2012 учебном году участвовал в конкурсах:1. Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»; 2. Фестиваль 1 сентября Конкурс «Презентация к уроку»; 3. «Безопасность человека 2012»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_cheloveka_2012.docx | 40.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов обучения как средство формирования основных компетенций учащихся
Технология КСО
Урок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс
Тема урока: Оказание первой помощи при переломах
Махова Ирина Юрьевна, преподаватель-организатор ОБЖ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2» г.Коврова Владимирской области.
Тема урока : Оказание первой помощи при переломах
Цель урока : Научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.
- Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.
- Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.
- Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
- Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».
Используемые педагогические технологии:
- Интерактивное обучение с использованием технологии КСО;
- Здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ технологии.
В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 90% от того, что они проговаривают в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.
Мотивация – основное условие интерактивного обучения .
Методы мотивации на уроке:
- Эмоциональные: создание ситуации успеха;
- Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;
- Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности
- Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.
Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся, позицию учителя — консультанта-фасилитатора):
- Статичные пары;
- Пары сменного состава;
- Статичные группы;
- Творческие мастерские.
Приемы работы на уроке:
Преимущества данных приемов работы:
Детям легче и приятней работать общаясь;
Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения).
Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму , организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников , которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.
Фасилитаторская позиция учителя на уроке (консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).
Обращение к личному опыту учащихся;
Разумное сочетание теории и практики;
Легкость восприятия, усвоения;
Многообразие точек зрения;
Шлифовка мастерства учителя
Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт;
Сужено изложение теории;
Сложно соблюсти временные рамки;
Сложность точного планирования;
Высокие энергозатраты ведущего (учителя)
Учтен и дифференцированный подход на уроке. Так информационный материал на карточках-посредниках имеет разный уровень сложности. Учащиеся с высокой степенью развития познавательного интереса готовили к уроку мини-проекты по здоровьесбережению, провели исследовательскую работу.
Формы отчета работы групп:
- Презентация;
- «Дерево решений»;
- Исследовательский проект.
Использование в работе технологий интерактивного обучения дает
Развитие личностной рефлексии;
Осознание включенности в общую работу;
Становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
Развитие навыков общения;
Повышение познавательной, социальной и физической активности;
Формирование класса как групповой общности
Нестандартное отношение к организации образовательного процесса.
Вводная часть урока
Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлых занятиях. (Речь далее идет о различных видах кровотечений и оказании первой помощи при них).
Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся? Почему?
Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» Слайд №1 на экране мультимедиа. Приложение №6>
Действительно, переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека.
Проверка домашнего задания
Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним основные изученные нами вопросы по теме «Кровотечения». И поможет нам в этом известный вам прием «Карусель».
Каждый из вас дома подготовил вопрос для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить каждые 30 секунд. Переход осуществляем по моей команде против часовой стрелки.
Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусели». Фотографии с урока .
Основная часть урока. Изучение нового материала
Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке. Какими знаниями и навыками должны овладеть?
Используйте для этого приемы игры «Рука». Протяните руку своему соседу по парте, работайте вместе и дружно. Фотографии с урока .
Учитель предлагает одной из пар вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. Слайд №2 на экране мультимедиа. Приложение №6>
- Научиться отличать переломы от других механических повреждений по типичным признакам
- Разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов
- Освоить основные правила иммобилизации и особенности транспортировки пострадавших с переломами
- Познакомиться со способами укрепления костей
Ребята, как по — вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним . Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.
Работа с карточками-посредниками
Карточки – посредники подготовлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, но количество карточек разных цветов в классе должно быть одинаковым. Они имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме. На основе этих карточек ученики ведут свой сочетательный диалог.
Примерное содержание карточек Приложение № 4 >
Фотографии с урока
Прием «Броуновское движение». Описание приема Приложение №2>
О времени смены деятельности предупреждает учитель. Учитель наблюдает за ходом работы учащихся на уроке, корректирует ее по мере необходимости, помогает.
Выход из работы (настроение, продуктивность, с кем понравилось работать больше).
Четыре ученика (выбираются малыми группами) излагают материал урока по своим карточкам перед классом.
Учащиеся сопровождают свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее вместе с учителем. Эти учащиеся отличаются высоким уровнем познавательной активности. А 4-й ученик представляет первый исследовательский проект, подготовленный к уроку группой учащихся >
1-й ученик слайды №3,4,5,6,7
2-й ученик слайд №8
3-й ученик слайды №9,10,11
4-й ученик слайды №12,13,14,15,16 Приложение №6>
Применение знаний в новой нестандартной ситуации
А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.
Нестандартная проблемная ситуация
В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро . При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , На месте перелома рана , из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.
Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо уважать мнение каждого – это основное правило построения нашего «Дерева решений». Описание приема Приложение №2>
Фотографии с урока
Заключительная часть урока
Группа ребят представляет 2-й исследовательский проект, подготовленный к уроку учащимися по теме: «Интересные, удивительные и занимательные факты. Кости».
Проблема лечения переломов всегда являлась значимой, как для отдельного индивида, так и для социума. Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии «костоправа» — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.
Фотографии с урока
Ребята, легко ли быть учителем?
Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?
Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?
Что оказалось сложным для вас?
Заполнение карточки самоконтроля и самооценки учащегося. Приложение № 5 >
Домашнее задание
Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или пополнить копилку интересных фактов о костях.
Используемая литература и информационные ресурсы
[1]. Смирнов А.Т. ОБЖ учебник 7 класс – Москва: Просвещение, 2010г.
[2]. Журнал ОБЖ №9, 2004г. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ.
[3]. Никишина И.В. Интерактивные формы обучения, 2007г.
[4]. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002г.
[5]. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы» Москва, 2005г.
[6]. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. Москва: Народное образование, 2004г.
[7]. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии, 2006г.
[8]. Козина Е.В. доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО. Лекция «Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса».
[9]. Вишневская Е.Л. Учебное пособие по основам оказания первой помощи для учащихся 4-11 классов.
Приложения к уроку
Фотографии с урока и пояснения к ним
Подготовка аудитории к уроку: IMG_1715.JPG; IMG_1716.JPG; IMG_1717.JPG
Прием «Карусель»: IMG_1719.JPG; IMG_1723.JPG; IMG_1724.JPG
Прием «Рука»: IMG_1725.JPG; IMG_1726.JPG; IMG_1727.JPG
Работа пар сменного состава с карточками-посредниками: IMG_1729.JPG; IMG_1732.JPG
Решение нестандартных ситуаций, работа внутри творческих групп: IMG_1737.JPG; IMG_1738.JPG; IMG_1740.JPG
Прием «Дерево решений»: IMG_1741.JPG; IMG_1743.JPG
Защита исследовательского проекта: IMG_1742.JPG
Правила, которые нужно учесть учителю, приступая к организации интерактивного обучения:
- В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.
- Надо позаботиться о психологической подготовке участников.
- Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек.
- Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы все участники интерактива могли легко перемещаться и пересаживаться. Заранее должны быть подготовлены пособия и раздаточный материал.
- Важно договориться заранее, чтобы все участники были терпимы к любой точке зрения.
- Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Об организации некоторых приемов на уроке.
Очень нравится детям такой прием работы, как «Карусель» , когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это стоящие неподвижно ученики, а внешнее – ученики, осуществляющие передвижение по часовой стрелке через каждые 30 секунд. Учащиеся внутреннего круга задают вопрос по теме своему оппоненту из внешнего круга и наоборот. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько вопросов по теме и проверить своего собеседника.
«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме с помощью карточек-посредников, имеющих разные цвета. Это вариант работы в парах сменного состава. Каждый ученик рассказывает содержание своей карточки по очереди любым выбранным учащимся с другим цветом карточки, а те в свою очередь делятся своей информацией по теме. Прием хорошо работает на формирование коммуникативной компетенции ребят. С помощью этого приема идет прорабатывание и самостоятельное усвоение детьми нового материала.
«Дерево решений» — класс объединяется в 4 группы по цвету карточек. Каждая группа обсуждает нестандартную проблемную ситуацию по теме (пытается применить в ней полученные на уроке знания по новой теме) и делает записи по решению ситуации на своем «листке» (вырезанные из цветной бумаги листья дерева, у каждой команды своего цвета), потом группы представляют свои варианты решений и вешает их на импровизированное дерево.
Прием «Рука» (работа в паре постоянного состава).
- Положите ладонь на чистый лист тетради (один ученик подставляет тетрадь, а другой кладет на лист свою ладонь).
- Обведите ее карандашом (один ученик обводит ладонь другого).
- Напишите по очереди пять предположений, основа которых составит план нашего урока (вместе заполняют рисунок в тетради).
Проверить выполнение работы, дать возможность высказаться двум парам.
Алгоритм деятельности учащегося при работе в парах сменного состава и
- Запиши в тетради дату и тему урока.
- Прочитай карточку, выдели главное, постарайся запомнить.
- Выбери себе партнера с карточкой другого цвета. Перескажи ему содержание своей карточки.
- Выслушай содержание карточки партнера.
- Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
- Меняй партнеров до тех пор, пока не узнаешь содержание карточек всех цветов.
- Соберитесь в малые группы по цвету карточек. Подготовьте план своего доклада.
- Выйдите к доске и представьте работу малой группы.
- В ходе обобщения работы групп делай в тетради необходимые пометки.
Примерное содержание карточек-посредников
Перело́м ко́сти — полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.
1.По тяжести поражения
Неполные — трещины и надломы.
2. По форме и направлению перелома:
Поперечные — линия перелома условно перпендикулярна оси трубчатой кости.
Продольные — линия перелома условно параллельна оси трубчатой кости.
Косые — линия перелома проходит под острым углом к оси трубчатой кости.
Винтообразные — происходит вращение костных отломков, костные отломки «повёрнуты» относительно своего нормального положения.
Оскольчатые — нет единой линии перелома, кость в месте повреждения раздроблена на отдельные отломки.
3. По целостности кожных покровов
Закрытые — не сопровождаются ранениями тканей, проникающих к месту перелома, и не сообщаются с внешней средой.
Открытые —переломы костей сопровождающиеся ранениями мягких тканей и сообщающиеся с внешней средой.
Относительные признаки перелома:
Боль — усиливается в месте перелома.
Отёк — возникает в области повреждения.
Гематома — появляется в области перелома.
Нарушение функции повреждённой конечности.
Изменение формы конечности.
Абсолютные признаки перелома:
Патологическая подвижность — конечность подвижна в том месте, где нет
Крепитация (своеобразный хруст) в месте перелома.
Костные отломки — при открытом переломе они могут быть видны в ране.
Первая доврачебная помощь.
Человек, оказывающий первую доврачебную помощь, может:
Оценить тяжесть состояния пострадавшего.
При наличии кровотечения — остановить его.
Определить, возможно ли перемещение пострадавшего, до прибытия квалифицированного медицинского персонала. Не рекомендуется переносить или передвигать больного при травмах позвоночника.
Иммобилизовать повреждённый участок, наложить шину. Шиной может служить любой предмет, который предотвратит движения в повреждённой конечности (захватывая суставы выше и ниже места перелома).
Задачи первой помощи:
Уменьшить боль, обеспечить раненому полный покой. Пострадавшего следует уложить, успокоить, дать обезболивающее средство (анальгин, промедол) и создать неподвижность поврежденной конечности. Оказывая помощь при закрытых переломах, не следует без особой необходимости снимать одежду, обувь с поврежденной части тела. Их лишь разрезать в нужном месте. При открытых переломах после остановки кровотечения на рану накладывается стерильная повязка. Вправление перелома не допускается.
Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе. Выполняется для того, чтобы снизить риск осложнений и осуществляется с использованием шин медицинских и импровизированных.
Шины — приспособления, предназначенные для обездвижения участков тела при повреждении костей.
Фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы, но не пытаться вправить кость на место.
Фиксировать минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При травме бедра и плеча фиксировать 3 сустава.
При наложении шины и наличии ран сначала обработать раны и остановить кровотечение.
Первая помощь при переломах ребер достигается путем наложения тугой повязки (из бинтов, полотенца или полос лейкопластыря) на грудную клетку.
Первая помощь больным с переломами костей таза включает проведение соответствующих противошоковых мероприятий (при наличии травматического шока), выполнение транспортной иммобилизации. Специальной фиксации здесь не требуется. Пострадавшего укладывают в горизонтальном положении на жесткие носилки или на деревянный щит. Ногам придают полусогнутое и слегка разведенное положение («положение лягушки»), для чего под колени подкладывают плотные толстые валики, свернутые одеяла, одежду.
Как сделать кости крепкими?
Кости – это каркас нашего тела, благодаря которому оно имеет форму. Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее:
- Принимайте солнечные ванны : Витамин D играет важную роль в сохранении здоровья костей. Получить витамина D можно через воздействие прямых солнечных лучей. Принимайте солнечные ванны по 10-15 минут три раза в неделю.
- Ешьте зеленые овощи : Темно-зеленые овощи – это не только источник кальция. Они содержат витамин К, укрепляющий кости, иммунную систему и очищающий кровь.
- Пейте молоко ежедневно: Когда речь заходит о продуктах, которые богаты кальцием, первое, что приходит в голову – молоко. Один стакан молока в день дает вам 300 мг кальция.
- Скажите “нет” кофеину : 4 или больше чашек кофе в день приводят к тому, что кальций выводится из организма и кости становятся ломкими и хрупкими.
- Добавьте в ваш рацион больше кальция : Если вы не получаете достаточное количество кальция вместе с едой, альтернативой для вас могут стать пищевые добавки. Конечно, они не так хороши, как природные источники кальция, но они могут быть использованы в дополнительном качестве.
- Уменьшите стресс : Кортизол – это гормон, вырабатываемый нашим организмом во время стресса. Он имеет тенденцию увеличивать кровяное давление, но этот эффект сдерживается кальцием. Таким образом стресс делает ваши кости более ослабленными. Попробуйте медитировать, если вы чувствуете, что вам необходимо снять напряжение.
- Ешьте больше фруктов : Бананы чрезвычайно богаты калием и кальцием, которые помогают костям становиться крепче и сильнее. Чернослив и яблоки также помогают в предотвращении ортопедических проблем.
- Делайте упражнения : Регулярные упражнения, стимулируют ваши кости и помогают им оставаться сильными. Это не только поднятие тяжестей, но и бег, ходьба, танцы и т.д.
Карта самоконтроля и самооценки учащегося 7-_ класса ________________________
Источник