Конспект занятия первая помощь при ожогах

Тема: «Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов.»
план-конспект занятия по обж (11 класс)

Ожогом называется повреждение тканей, возникающее от местного теплового, химического, электрического или радиационного воздействия.

Ожоги чаще всего поражают кожу (ее объем составляет почти одну шестую объема всего тела человека). Это неудивительно, поскольку именно кожа, выполняя в организме массу функций, защищая нас, первой встречает многих агрессоров, в том числе и термические воздействия. Периферию кожи составляет непрерывно отмирающий эпидермис. Эта особенность кожи «линять» представляется весьма важной, поскольку обусловливает, в числе прочего, повышенную способность к регенерации (восстановлению). Потовые и сальные железы, особенно волосяные луковицы (фолликулы) определяют потенциал регенерации кожи; их число и развитие влияют на характер и степень заживления ожогов.

Ожоги могут быть вызваны пламенем, кипятком, паром, различными химическими веществами: кислотами, щелочами; некоторыми медикаментами: йод, нашатырный спирт; электрическим током, радиоактивными веществами, солнечными лучами и т.п.

В зависимости от вызвавшей ожог причины различают:

Скачать:

Вложение Размер
06.05.20_gr.11_oud.06_obzh_pervaya_pomoshch_pri_ozhogah._ponyatie_osnovnye_vidy_i_stepeni_ozhogov.docx 21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов.»

Ожогом называется повреждение тканей, возникающее от местного теплового, химического, электрического или радиационного воздействия.

Ожоги чаще всего поражают кожу (ее объем составляет почти одну шестую объема всего тела человека). Это неудивительно, поскольку именно кожа, выполняя в организме массу функций, защищая нас, первой встречает многих агрессоров, в том числе и термические воздействия. Периферию кожи составляет непрерывно отмирающий эпидермис. Эта особенность кожи «линять» представляется весьма важной, поскольку обусловливает, в числе прочего, повышенную способность к регенерации (восстановлению). Потовые и сальные железы, особенно волосяные луковицы (фолликулы) определяют потенциал регенерации кожи; их число и развитие влияют на характер и степень заживления ожогов.

Ожоги могут быть вызваны пламенем, кипятком, паром, различными химическими веществами: кислотами, щелочами; некоторыми медикаментами: йод, нашатырный спирт; электрическим током, радиоактивными веществами, солнечными лучами и т.п.

В зависимости от вызвавшей ожог причины различают:

термические, лучевые, световые, электрические, химические, фосфорные.

В зависимости от глубины поражения тканей различают ожоги четырех степеней:

· ожог I степени — характеризуется покраснением и припухлостью кожи, жжением и болью в пораженном участке. Спустя 4-5 суток отмечаются шелушение кожи и выздоровление;

· ожог 2 степени — сопровождается появлением на покрасневшей и отечной коже пузырей, наполненных прозрачной желтоватой жидкостью. Обожженный участок кожи резко болезнен. При разрыве или удалении пузырей видна болезненная поверхность ярко-красного цвета. В случае благоприятного, без нагноения, течения ожог заживает без образования рубцов в течение 10-15 суток;

· ожог 3 степени — может быть с поражением собственно кожи на всю ее толщину (III А степень) либо с поражением всех слоев кожи (III Б степень). На коже образуется струп серого или черного цвета. Омертвевшие участки кожи постепенно отделяются, отмечается нагноение, образуется вяло заживающая рана;

· ожог 4 степени — проявляется омертвением не только кожи, но и глубжележащих тканей (фасций, мышц, костей).

Ожог кипятком характеризуются тем, что возможная температура составляет 100°С или несколько больше. Это обстоятельство в сочетании с тем, что на пути к коже жидкости остывают, ведет к тому, что вызываемые поражения поверхностны.

Ожог паром. Некоторые особенности имеют ожоги, вызываемые действием водяного пара, особенно используемого в промышленности. В последнем случае он может быть перегретым (под давлением), а это означает, что температура его 120°С и возможно сплошное поражение больших площадей. Еще хуже, если ожог вызван паром кипящих щелочей или иных химических агрессивных растворов. Горячие битум, смолы, клей плотно прилипают к коже, передавая последней весь запас тепла. Их невозможно стряхнуть, вытереть, поэтому срок их действия всегда длителен. Внешний вид от ожогов битумом, особенно, если поражено лицо, устрашающий: черная пленка смолы создает впечатление глубокого поражения кожи.

Правила оказания первой помощи : удаление битума с кожи затруднительно, длительно и требует растворителей. Нет необходимости это выполнять при оказании первой помощи. Достаточно освободить рот, нос, глаза, ушные раковины.

Ожоги пламенем . Наиболее тяжелые ожоги вызывает пламя, особенно, если горящая одежда пропитана керосином, бензином, спиртом. Воспламенение одежды приводит к тяжелым ожогам в случаях, если она не снята с пострадавшего из-за потери им сознания или вследствие беспомощности (дети, старики; люди в состоянии алкогольного опьянения, отравления).

Правила оказания первой помощи: чем дольше горит одежда, тем больше степень ожога будет потом, тем больше процентов поверхности кожи будет повреждено. Если загорелась одежд — ни в коем случае не бежать — она разгорится еще больше. В первую очередь надо постараться сбросить её либо перекатываться по полу, пока пламя не потухнет. Если вы хотите помочь горящему человеку, облейте его холодной водой, закидайте песком или набросьте на него пальто, покрывало, брезент (необходимо перекрыть пламени доступ к воздуху). Человека в горящей одежде нельзя укутывать с головой, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсическими продуктами горения. Однако имейте в виду: когда горящая одежда прижата к коже, высокая температура воздействует на нее более длительно и, следовательно, возможен более глубокий ожог. Чтобы не допустить этого, надо тотчас после ликвидации пламени убрать накинутую ткань.

Чтобы сократить время перегрева тканей и предотвратить сильный ожог, после ликвидации огня облейте ожог холодной водой или обложите снегом на 15-20 минут. Это уменьшает боль и предупреждает отек тканей.

Поверхность ожога тщательно очищают, чтобы предотвратить инфицирование. На повреждённую поверхность накладывается мазь, содержащая антибиотик и защищающая от внешней среды. Затем необходимо наложить стерильную марлевую повязку или из любой также стерильной ткани, оказавшейся под рукой (платок, матерчатая салфетка и т.д.). Поверхность ожога может быть покрыта только неприлипающим материалом или стерильной марлей. Марля удаляется после размачивания в воде. Пострадавшему необходимо пить больше жидкости.

До приезда скорой помощи, у пострадавшего может появиться озноб, тогда его необходимо согреть: укройте теплым одеялом, и дайте выпить любой спиртосодержащей пищевой жидкости для снятия болевого шока. В случае необходимости проводится противостолбнячная вакцинация.

Если обожжены руки, то в первые дни необходимо их держать в поднятом положении, что уменьшает отёки, боль.

Ожоги расплавленным металлом. Ожоги расплавленным металлом почти всегда глубокие, чаще случаются они на производстве (металлургические заводы). Сочетание в расплавленном металле высокой температуры и физических свойств жидкости создает возможности для наибольшего соприкосновения с поверхностью кожи. Температуры расплавленных металлов колеблются в пределах 800-1500°С, поэтому при таких ожогах страдают и расположенные глубже кожи ткани (мышцы, сухожилия, кости).

Правила оказания первой помощи при термическом ожоге сетчатки глаза: Необходимо промыть глаза водой, закапать в глаза 20% раствор сульфацил-натрия; 0,25% раствор левомицетина; 0,02% фурацилина, заложить за веко 1-5% эмульсию синтомицина; 1% мазь тетрациклина;1% мазь эритромицина, раневую поверхность кожи смазать мазью антибиотика. Наложить асептическую повязку.

Электрические ожоги возникают, когда через ткани человека проходит электрический ток или вследствие образующегося при этом тепла. Электрические и химические ожоги требуют особого внимания. Степень поражения тканей при электрическом ожоге трудно оценить, поскольку внутренние повреждения могут быть значительно серьезнее, чем это может показаться сначала. Электроожоги, приводящие к воспламенению одежды, могут приводить к возникновению и термических ожогов.

Главное, вывести пострадавшего из зоны воздействия тока — обесточить источник поражения либо постараться оттащить человека с помощью любого предмета, не проводящего электрический ток, так, чтобы самому не получить удар током. Затем:

1. Немедленно отключите электричество — выверните пробки или вытащите штепсель, или полностью отключите подачу электричества.

2. При необходимости помогайте себе рукояткой метлы или деревянным стулом, стоя при этом на сухом резиновом коврике, книге или сложенной газете, чтобы отодвинуть пострадавшего от электрического прибора или провода.

3. Если электрический ожог вызывает опасное нарушение сердечных ритмов или остановку сердца или дыхания, необходимо немедленно начать реанимационные мероприятия.

4. Когда пострадавший будет в безопасности, проверьте его дыхание и пульс.

5. При необходимости — искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

6. Уложите пострадавшего на бок, если он без сознания.

7. Обработайте места ожогов в точках, где электрический ток входил и выходил из тела, охладив их водой. Никогда не лейте воду, если пострадавший всё ещё касается электрического провода.

8. Наложите стерильную или чистую салфетку и забинтуйте.

Что касается электропроводов высокого напряжения, то контакт с ними, например с высоковольтной линией, обычно бывает фатальным для пострадавшего. Вы тоже можете быть убиты электрической дугой, если находитесь в 18 метрах или меньше от источника. Не разрешайте подходить к пострадавшему и другим людям и немедленно позвоните в правоохранительные органы.

В-третьих, в число методов оказания первой помощи при сильных солнечных ожогах, смазать кожу борным вазелином или сделать компресс из раствора календулы. Для компресса необходимо развести настойку календулы в холодной воде в пропорции 1:10.

В-четвертых, если поднялась температура, необходимо выпить любое жаропонижающее средство, например, аспирин.

Если пострадавший с обширным ожогом, то следует вызвать врача. Врач введет обезболивающее средство и назначит лечение.

Химические ожоги возникают при попадании на кожу концентрированных кислот, щелочи, фосфора, это случается в промышленности, сельском хозяйстве, в быту: моющие, чистящие средства и т.д.

Домашнее задание: Подготовить конспект . Прислать в виде фотографии.

Источник

Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»

Ирина Чернышова
Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»

Пояснительная записка к НОД.

Позиция педагога: дошкольное детство – важный период, когда дети осваивают правила поведения в социуме и, в том числе, правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Кроме того, у старшего дошкольника активно формируются предпосылки к логическому мышлению и знаково-символическая функция головного мозга. На мой взгляд, важно не просто сформулировать правило, но и помочь детям разобраться в свойствах объектов и явлений, лежащих в его основе. Воспроизводство правил в виде знаков помогает более осознанному их запоминанию и выполнению. Результат продуктивной деятельности данного занятия – памятка – способствует формированию единых требований к поведению ребенка в опасных бытовых ситуациях, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Тема НОД: «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»

Образовательные области: познание, безопасность, здоровье.

Цель: уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах.

• продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения;

• активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья;

• уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.

• развивать умения делать выводы и умозаключения;

• развивать произвольность поведения;

• закреплять умение действовать по заданному алгоритму.

• формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности детей;

• воспитывать сочувствие и внимательное отношение к себе и к окружающим.

Место мероприятия: групповое помещение.

Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска (экран, лист бумаги формат А-4 сложенный втрое, простые и красные карандаши по числу детей.

Конспект НОД

Номер слайда Деятельность воспитателя Деятельность детей

Слайд 1 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану, сообщает, что доктор Айболит пришел к ним в очередной раз и сегодня снова даст им свои советы, но сначала просит ребят отгадать его загадки. Рассаживаются полукругом перед экраном для просмотра презентации, настраиваются на отгадывание загадок.

«Из горячего колодца

Через нос водица льется». Отгадывают загадку.

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

«Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен». Отгадывают загадку.

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

«В полотняной стране

По реке простыне

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать». Отгадывают загадку.

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 5 Воспитатель предлагает детям посмотреть на все три отгадки и подумать, что их объединяет (почему они заключены в красные круги).

Подводит детей к выводу, что красный круг – предостережение об опасности.

Предлагает детям высказать свое предположение, чем опасны эти три предмета.

Просит детей вспомнить, какие предметы домашнего обихода могут так же привести к ожогам. Дети рассуждают и приходят к выводу, что красный цвет, предупреждает об опасности.

Излагают свои предположения.

Возможные ответы детей:

(газовая плита, включенный утюг, розетка и т. д.)

Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает детям игру «Четвертый лишний». На экране 4 картинки иллюстрирующие опасные бытовые ситуации. Предлагает детям выбрать ситуацию, которая опасна, но не приводит к ожогу. Дети рассматривают картинки, называют ту, которая по их мнению лишняя и объясняют свой выбор.

Слайд 8 Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает обратную игру: из 4 опасных ситуаций выбрать ту, которая приведет к ожогам. Дети рассматривают картинки, выбирают нужную ситуацию, объясняют свой выбор.

Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши -Доктор Айболит спрашивает, знаете ли вы, как оказать помощь, пострадавшему, который получил ожог.

Выслушивает ответы детей, рассказывает им о том какую помощь необходимо оказать человеку, получившему ожог (на основе презентации). Ответы детей.

Дети слушают и рассматривают картинки.

Слайд 10 Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши — Доктор Айболит знает, что ожог дети могут получить не только дома, но и в детском саду, если не будут соблюдать правила. Предлагает детям подумать, в каких ситуациях они могут получить ожог в группе. Дети высказывают свои предположения.

(во время обеда и подготовки к нему)

Переход к слайдам по щелчку мыши последовательно в процессе обсуждения знаков Предлагает детям разработать правила безопасного поведения в группе, которые помогут им избежать ожогов, и записать их с помощью знаков.

Организует беседу, активизирует детей, задает наводящие вопросы. В процессе обсуждения демонстрирует знаки, с помощью которых можно записать правила. Дети предлагают свои варианты правил безопасного поведения и предлагают варианты их записи с помощью знаков.

(Нельзя бегать вокруг накрытых столов, подходить близко к младшему воспитателю, который накрывает на стол или несет кастрюли с пищей и т. д.)

— — Доктор Айболит приготовил для вас памятки для правил, но они пока пустые. Предлагает детям перейти к столам, где приготовлены бумага и карандаши и зарисовать, по одному из трех правил, на каждой части сложенной втрое бумаги. Организует самостоятельную деятельность детей по зарисовке знаков в свои памятки по безопасности. Дети делают зарисовки знаков в свои памятки.

Слайд 14 Предлагает детям объединиться в пары и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Поручает дежурным собрать памятки для проверки Айболитом и объясняет, что Доктор на всех правильно заполненных памятках поставит свою печать.

Обмениваются памятками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Переход к игровой деятельности

После проведения НОД оценивает работу детей, приклеивая печати в памятки. (Приложение)

1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О. М. Дьяченко. — М,: Гном-пресс, 1999.

Источник

Читайте также:  Какие есть лекарственные вещества
Оцените статью