Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе
Вид занятия: итоговый
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация — формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье — формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);
Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;
Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)
Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.
е ее утешествие будет ь
Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.
Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих
травах, и попробуйте отгадать их названия.
1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»
Обожгу я без огня. (Крапива).
Шар улетел. (Одуванчик).
4. Каждый лист мой любит
Тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник).
Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.
2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»
— И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?
(Это лекарственные растения)
Давайте поговорим о лекарственных растениях.
— Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)
— Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)
Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.
Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».
Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.
Посмотрите на это растение (показ на плакате).
— Как оно называется? (Подорожник)
— Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)
— Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)
— Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)
— Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей — одуванчик)
— Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)
Пройдите к следующему плакату.
О каком растении говорят, что оно жжёт? ( Так говорят о крапиве)
— Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)
— Но почему же всё — таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из — за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков — едкая жидкость, она то и жжёт.
— Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).
— А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? ( Это тысячелистник).
— Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
— Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)
— Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют — малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)
— Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)
— Что готовят из ягод ? ( Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)
— Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа )
— А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)
— Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)
Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.
А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей».
Дождик, лей веселей И.П. руки на поясе — имитирующие
движения капель двумя руками
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять
повороты влево, вправо, разводя
И для маленьких детей, присесть и показать руками рост
И для мам, и для пап. встать — поднять руки вверх
Кап – кап – кап ! И.П. руки на поясе — имитирующие
движения капель двумя руками
3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.
Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.
— Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки — в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни — осенью.
Дети рассказывают и объясняют —
Правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)
Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)
Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)
Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.
А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?
Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.
-Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это — растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.
Я хочу прочитать вам небольшое стихотворение В. Берестова, в нём говорится о том что, беречь прекрасный, но хрупкий мир растений – обязанность каждого человека. Послушайте:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
на планете мы останемся одни!
Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.
— Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).
И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.
3. Исследовательская игра « Мы — фармацевты»
Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование — посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.
Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать — каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 — 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.
Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.
Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)
Итог занятия: Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!
Источник
Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные растения»
Флора Исаева
Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные растения»
МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида»
Конспект занятия
Лекарственные растения
Подготовила и првела:
Учить детей делать самостоятельные умозаключения на основе прошлого опыта, видеть взаимосвязь в природе, уметь объяснять и отстаивать свое мнение.
Упражнять детей в определении лекарственных растений по внешнему виду и по запаху, в умении применять их по назначению.
Развивать воображение и фантазию детей, расширять детский кругозор.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Картинки с изображением живой и неживой природы, знаки и стрелки для составления схем и логических цепочек, коробки с оценочными светофориками, бревнышки, пенечки, вазы с засушенными цветами и лекарственными растениями кукла- Красная шапочка, музыкальное сопровождение (пение птиц, мешочки с измельченными лекарственными растениями, мультимедийное оборудование и изображения лекарственных трав и различных растений, игрушка- заяц, почтальон Печкин, чай, пирог.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Отгадай и не говори вслух»
Белый снежок, зеленый лужок, солнца тепло, звенящий ручей, пение птиц, цветение цветов. Что это все одним словом (обойти детей и выслушать их ответы на ухо? Затем один ребенок произносит вслух, что это природа.
Правильно. Природа – это все, что нас окружает и не создано руками человека. А как, вы считаете стол за которым мы сидим, является природой?
Воспитатель: Молодцы, стол- не природа, но сделан из природного материала. Давайте вспомним какие вида природы вы знаете?
Ответы детей. (Живая и неживая)
Воспитатель: Игра «Живая и неживая природа.
Дети». Распределяют предметы живой и неживой природы или картинки о живой и неживой природе на разных фланелеграфах.
Воспитатель: Дети, в природе все взаимосвязано. Я предлагаю вам поиграть в игру «Логическая цепочка», которая отображает связь объектов живой природы.
Ответы детей. Насекомые – птицы — растения – животные — человек. Рассказывают почему такая связь.
Воспитатель: Ребята, а что можно сказать.Глядя на эту небольшую схему: Земля – растения, т. е живая природа – неживая природа.
Ответы детей. Растения не могут прожить без земли, т. к. она их питает и поит. Растения всасывают воду и питательные вещества корнями. Но земля тоже не может без растений, т. к. растения образуют плодородный слой почвы, где находятся питательные вещества, которые нужны для роста нового растения.
Воспитатель: Да. В природе все взаимосвязано. При нарушении одного звена логической цепочки может погибнуть вся природа. Ой, слышите, птицы поют. (Пение птиц). Сейчас я вас хочу пригласить на небольшую прогулку в лес. Вместе с детьми переходим на полянку. Предлагаю сесть, закрыть глаза и создать в своем воображении образ леса и его обитателей.
Дети рассказывают, что они представили. Посмотрите, как здесь много цветов. Можно ли собирать большие букеты?
Ответы детей. Нет.
Ответы детей. Чтобы другие люди тоже смогли ими полюбоваться и чтобы на следующий день эта полянка опять зацвела.
Воспитатель: Почему нельзя рвать растения с корнями?
Ответы детей. Потому что на этом месте не вырастит новое растение.
Воспитатель: Молодцы! Смотрите, сидит под елочкой зайчик, у него грустные глаза. Похоже зайчик заболел. Как же быть зайчику, кто его вылечит. Ведь в лесу нет доктора.
Ответы детей. Звери лечатся сами. Ищут лекарственные растения и едят их.
Воспитатель: Вот у меня в руках букет от всех бед. Как вы думаете, почему он так называется?
Ответы детей. Он состоит из лекарственных растений, помогающих лечить разные болезни.
Воспитатель: Назовите растения, которые узнали.
Ответы детей. Тысячелистник, мята, зверобой, рябина, душица
(Входит кукла –Красная шапочка с корзиной в руке.)
Воспитатель: Красная шапочка, нарвала много разных трав для больной бабушки и сложила их в разные мешочки, но не знает какая из них душица, а какая мята. Они ей нужны, чтобы вылечить кашель бабушки.
Ответы детей. Можно узнать по внешнему виду и по запаху.
(Дети определяют по запаху)
Воспитатель: Красная шапочка, если ты не очень торопишься, мы предлагаем тебе немного задержаться и посмотреть небольшую передачу о лекарственных растениях и принять участие в викторине и можно даже выиграть приз. Для этого будем отвечать на вопросы и за ответ получите светофорик
(На мультимедийном экране показываются изображения.)
-Какое из этих растений, лечащих простудные заболевания, самое вкусное? (малина)
-Какое из этих растений лечит болезнь грязных рук? (пижма)
— Какое из этих растений хорошо останавливает кровь и заживляет раны? (подорожник)
-Какое растение начинается со звука «М»?
— Какое из этих растений в народе называют «средство от 99 болезней»? (зверобой)
— Какое из этих растений является кустарником?
— Назовите целебную часть данных растений. (мята- листок, дуб- кора и желуди, малина и рябина- ягоды, зверобой, душица и тысячелистник — цветы)
Воспитатель: Подведем итоги. Выясняем, кто набрал большее количество светофориков и объявляем победителя. Ему пришлет передача приз.
(входит почтальон Печкин)
Почтальон Печкин: Суперпиз ждете? Вот я вам его доставил, но не отдам, потому что у вас нет документов. (хватается за зуб)
Воспитатель: Что с вами? Наверное, зуб беспокоит? Мы вам можем помочь его успокоить. Попробуйте, пополоскать рот настоем зверобоя. (полощет, чувствует себя лучше, благодарит и в знак благодарности отдает приз.)
Воспитатель открывает посылку, достает пирог и победитель приглашает всех попить чай.
«Вот и кончилась зима…» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.
Стихотворение «Ерунда» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.
Источник