Конспект оказание первой медицинской помощи при травмах

Универсальный алгоритм оказания первой помощи

Правила поведения

Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших

Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.

Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:

1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;

2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;

3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;

4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;

5) при необходимости, оценить количество пострадавших;

6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);

7) переместить пострадавшего (при необходимости).

2. Определить наличие сознания у пострадавшего.

При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:

1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;

2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);

3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).

При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).

5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:

1) давления руками на грудину пострадавшего;

2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.

При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.

6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:

1) придать устойчивое боковое положение;

2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;

3) выдвинуть нижнюю челюсть.

7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:

1) наложением давящей повязки;

2) пальцевым прижатием артерии;

3) прямым давлением на рану;

4) максимальным сгибанием конечности в суставе;

5) наложением жгута.

8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:

1) провести осмотр головы;

2) провести осмотр шеи;

3) провести осмотр груди;

4) провести осмотр спины;

5) провести осмотр живота и таза;

6) осмотр конечностей;

7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;

8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);

9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);

10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);

11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий).

10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.

11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.

Источник

Основные виды первой помощи при различных травмах и состояниях

Оказание первой помощи при различных травмах и состояниях – это неотложный порядок действий до оказания медицинской помощи, который направлен на устранение фактора, несущего угрозу жизни или здоровью пострадавшего, на снятие боли и на сведение к минимуму риска осложнений.

1. Раны

Если рана сильно кровоточит, то сначала надо остановить кровотечение. Рану сверху накрыть чистой марлей, перевязать всю рану бинтом. Если в распоряжении имеется настойка йода, спирт этиловый, то кожу вокруг раны сначала дважды или трижды протереть марлей или ватой, смоченной этим раствором.

2. Ушибы

При ушибе необходимо наложить давящую повязку, холод (платок, смоченный холодной водой, снег или лед в целлофановом пакете) на ушибленное место.

3. Растяжения связок

При растяжениях связок необходимо наложить тугую повязку, холод.

4. Вывихи

При вывихе надо создать конечности максимальный покой. Вправлять вывихи должен только медицинский работник.

5. Переломы

При переломах наложить шину (например, из доски, фанеры, палок, картона), зафиксировать два ближайших сустава. При открытых переломах, перед тем как наложить шину, надо наложить стерильную по­вязку на рану. Даже при подозрении на перелом фиксация конечности обязательна.

6. Ожоги

При термическом ожоге надо устранить причину, вызвавшую ожог, про­мыть место ожога холодной водой (при ожоге без нарушения целостности ожоговых пузырей), наложить стерильную повязку, при возможности положить снег, лед или иной холод на 15-20 минут.

В случае химического ожога необходимо обильно промыть место ожога холодной водой или моло­ком, мочой, мыльной водой, слабым раствором питьевой соды.

7. Отморожения

При отморожении необходимо медленное и постепенное согревание пострадавшего (перенос в теплое помещение), наложение повязок, обильное теплое питье (чай, кофе), принуждение к движению.

8. Электротравмы

При электротравме необходимо соблюдая меры личной безопасности, пре­кратить действие тока на организм (например выключить рубильник, вывернуть предохранительные пробки на щите, оттянуть провод сухой деревянной палкой, сухой веревкой или оттащить пострадавшего, используя при этом диэлектрические перчатки или подручные изолирующие средства: сухую веревку, палку, доску, прорезиненный плащ, резиновый коврик). На область ожога наложить сухую повязку, обеспечить пострадавшему полный покой и вы­звать врача.

В случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса необходимо расстегнуть одежду, начать искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца до восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения.

9. Обморок

В случае обморока необходимо уложить пострадавшею в горизонтальное положение, приподнять ноги, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, лицо обрызгать холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт или уксус на ватке, натереть этими средствами виски, надавить болевую точку под носом или помассировать ее.

10. Тепловой (солнечный) удар

При тепловом (солнечном) ударе перенести пострадавшего в тень, рас­стегнуть одежду и уложить с приподнятой головой, наложить на голову холодный компресс, напоить холодной водой. Применить холодное обертывание (например, мокрой простыней). При необходимости про­вести наружный массаж сердца и искусственную вентиляцию легких.

11. Отравления

При пищевом отравлении, отравлении разными ядами необходимо удалить вещества, вы­звавшие отравление (промывание желудка, обильное питье, вызвать рвоту путем раздражения задней стенки глотки пальцами).

При отравлении алкоголем очистить полость рта от рвотных масс. Удалить остатки алкоголя из желудка (промывание желудка водой до тех пор, пока рвотные массы перестанут пахнуть алкоголем, вызвать рвоту путем раздражения задней стенки глотки пальцем), обильное питье.

12. Отравление угарным газом

При отравлении угарным газом необходимо соблюдая меры личной безопасности и используя средства индивидуальной защиты дыхания (например смоченный водой носовой платок), прекратить воздействие газа, обе­спечить доступ свежего воздуха, холодное обливание головы, вдыхание нашатырного спирта. При потере сознания и нарушении сердечной деятельности провести искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца.

13. Укусы

При укусах змей, насекомых, бешенных животных необходимо уложить пострадавшего с приподнятой конечностью, дать обильное питье, срочно доставить в ближайшее лечебное учреждение для принятия специальных мер.

14. Остановка кровотечения

Для остановка кровотечения при венозном кровотечении необходимо приподнять конечность пострадавшего, наложить на рану давящую повязку (индивидуальный перевязочный пакет или бинт, вату, марлю).

Остановку артериального кровотечения осуществлять (не снимая одежды) либо прижатием пальцем артерии к кости на конечности выше места повреждения (на шее и голове прижатием ниже раны или самой раны), либо наложением кровоостанавливающего жгута (платка, ремня) или давящей повязки выше раны поверх рубашки, брюк. До наложения жгута поврежденную конечность следует держать в приподнятом по­ложении. Под жгут вложить записку о времени его наложения. Время, на которое может быть наложен жгут, не должно превышать 2 часов в летнее время и 1-1,5 часа в зимнее.

15. Засорение глаз

При засорении глаза его следует немедленно промыть водой или двухпроцентным раствором борной кислоты. Го­лову пострадавшего кладут на противоположную засоренному глазу сторону и направляют струю воды или раствора от наружного угла засоренного глаза к носу, прикрыть глаз стерильной повязкой. Тереть глаз воспрещается.

После оказания первой помощи пострадавшему его следует направить в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. Решение о дальнейшем исполнении трудовых обязанностей пострадавшим работником может быть принято только врачом.

Источник

План-конспект по теме: «Первая помощь при травмах»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

План-конспект урока для 8 класса

МБОУ « Петровская школа №1»

Учитель ОБЖ и физической культуры

Ильичев Михаил Юрьевич

Тема: Первая помощь при травмах.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «травма» и правилами оказания первой до врачебной помощи.

систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные теоретические сведения и полученные практические навыки (основные приемы) оказание первой медицинской помощи;

обобщить умения по определению повреждения, его характерных признаков, формы, степени тяжести и осуществлению безотлагательных мер доврачебной помощи себе и окружающим;

повышать компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний по действию в отношении пострадавшего в экстренных случаях;

напомнить о мерах предосторожности; развивать навыки совместных действий;

способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых «докторов» в экстремальных ситуациях;

позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личносто-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса;

формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;

воспитывать бережное отношение к своёму здоровью, здоровью окружающих людей.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок — практическая работа

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные. Практическая работа под руководством врача-педиатра.

словесной продуктивной и творческой деятельности.

Оборудование: презентация ( мультимедиа), раздаточный материал, аптечка ПП.

1. Организационный момент.

Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Все ли правильно сидим?
Все ль внимательно глядим?

2. Повторение изученного материала

Дома никто не застрахован от несчастных случаев. Даже самый обычный порез пальца может привести к неприятным последствиям, если рану вовремя и правильно не обработать. Дома у нас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств.
Что должно лежать в домашней аптечке?

Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.

Но прежде ранку надо обработать – уничтожить микробов, которые в нее попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода и бриллиантовой зелени (зеленки). Смазывать надо только края ранки, иначе йод и зеленка вызовут боль, жжение и пощипывание.

Если из ранки течет кровь, то берут раствор перекиси водорода. Чистую вату или марлю обильно смачивают перекисью и тщательно протирают поврежденное место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьет инфекцию.

В аптечке должен быть и лейкопластырь, который удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах.

В домашней аптечке стоит иметь пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу.

Учитель: А что еще должно находиться в домашней аптечке? (вопрос ко всем ученикам)

Кроссворд (на экране)

3. Постановка темы, цели урока.

Учитель: В кроссворде ключевое слово ТРАВМА. Таким образом, сегодня на уроке мы будем говорить об оказании первой медицинской помощи при травмах. (сообщение темы урока, запись ее в тетрадь)

Травма – словарное слово.

Учитель: А как вы думаете, что же такое травма?

4. Рассказ учителя. Усвоение новых знаний.

Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов (записать в тетрадь).

Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.

Учитель: Какие травмы вы можете назвать?

Учитель: Все получаемые детьми травмы врачи условно делят на пять групп.

Учитель открывает на экране схему.

Учитель: приведите примеры к каждому виду.

Учитель: А как вы думаете, какие главные причины появления травм?

На экране схема.

Причины: (примеры приводят учащиеся)

Состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым.

Пренебрежение правилами безопасности

Учитель : Все виды травм можно разделить на две группы.

Движенье — это здоровье.
Движенье — это жизнь.
Не ленись — подтянись.
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвёртый поднимись,
Раз — направо, два — налево,
Приседанья каждый день,
Прогоняют сон и лень!

5. Работа с текстом.

Ученики делятся на группы, изучают самостоятельно памятки, один из группы отвечает по прочитанному.

Первая помощь при вывихе

При неосторожном прыжке, резком движении, падении, ударе происходит иногда смещение костей в суставах, происходит вывих. Вывих – это полное смещение суставных поверхностей костей за пределы сустава по отношению друг к другу. Симптомы: боль в конечностях, невозможность движений в суставе.

Обеспечить полную неподвижность поврежденной части с помощью шины (стандартной или изготовленной из подручного материала);

Приложить «холод» к месту травмы;

Доставить пострадавшего в лечебное учреждение с обеспечением состояния покоя у больного.

— пытаться самим вправлять вывих. Сделать это должен только медицинский работник.

Первая помощь при растяжении

Когда человек оступается, подвертывает ногу, часто происходит растяжение связок. При растяжении человек чувствует сильную боль. На месте растяжения появляется отёк, кожа обычно синеет.

При растяжении связок надо:

Травмированную конечность туго забинтовать и обеспечить ей покой;

Приложить «холод» к месту травмы;

Создать условия для обеспечения кровообращения (приподнять травмированную ногу, поврежденную руку подвесить к косынке к шее)

Нельзя: — проводить процедуры, которые могут привести к нагреву травмированного места.

Памятка

Наружное кровотечение

А) при несильном кровотечении:

1. Кожу вокруг раны смазать йодом;

2. На рану наложить перевязочный материал, вату и плотно перебинтовать

Б) при сильном кровотечении:

1. В зависимости от места ранения для быстрой остановки прижать артерии к подлежащей кости выше раны по току крови в наиболее эффективных местах;

2. Согнуть раненую конечность в суставе выше места ранения, если нет перелома этой конечности. В ямку, образующуюся при сгибании, вложить комок ваты, марли, согнуть сустав до отказа и зафиксировать сгиб сустава ремнем, косынкой.

3. Наложить жгут выше раны, обернув конечность в месте наложения жгута марлей, бинтом, платком. Жгут наложен правильно, если пульсация сосуда ниже места его наложения не определяется, конечность бледнеет. Под жгут положить записку с написанным временем, когда жгут был наложен. Пострадавшего с наложенным жгутом как можно быстрее доставить в больницу.

Жгут может быть наложен растяжением (эластичный специальный жгут) и закруткой (галстук, скрученный платок, полотенце).
Нельзя:

Чрезмерно сильно затягивать жгут

Накладывать жгут в теплое время больше чем на 2 часа, в холодное – больше чем на 1 час.

Формирование умений и навыков: практическая работа.

Учащиеся делятся на пары и под руководством врача-педиатра выполняют практические работы.

Наложение жгута (при открытой травме)

Наложение шины (при вывихе)

Наложение тугой повязки (при растяжении связок)

7. Закрепление изученного материала

1. Смещение костей в суставе :

2. Чтобы помочь при растяжении надо:

а) приложить «холод»

б) положить горячую грелку

в) ничего не трогать

3. В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?

А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.

Итоги урока, оценивание.

Домашнее задание: п.9.3. стр.227-229 читать. Повторить пройденный материал за учебный год. Подготовиться к контрольной работе.

Источник

Читайте также:  Как быстро избавиться от моли народные средства
Оцените статью