- Сценарий викторины «Лекарственные растения»
- Ход викторины:
- Викторина «Лекарственные растения»: с ответами
- С какой целью проводятся викторины для школьников
- Список вопросов для младших школьников
- Список вопросов для блока «Вопрос-ответ»
- Список вопросов для викторины для среднего звена школы
- Вместо заключения
Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Елена Чипыжова
Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детски сад №14 «Боровичок»
Викторина
«Лекарственные растения»
Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях, об их значении в жизни людей. Показать многообразие лекарственных растений своей местности. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за своё здоровье
Ход викторины:
В: Давным-давно, когда не было ни аптек, ни больниц, поликлиник, люди обращались со своими болезнями к знахарям и целителям. Чем же лечились в те времена?
Дети: Люди лечились растениями.
В: Верно, ребята, лекарства в древние времена делали из трав, ягод, коры и плодов деревьев. Из лекарственных растений готовили чаи, мази, растирки и примочки. Их употребляли в пищу, носили с собой в сшитых из ткани мешочках. Какие лекарственные растения вам знакомы?
Дети: Мать-и -мачеха, лопух, земляника, ромашка, берёза, дуб, липа, мелиса, мята, шиповник
В: Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Нас зелёная аптека
Выручит всегда, ребята!
И это правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. Сегодня мы проведём викторину на тему: «Лекарственные растения».
1-й тур «Назови растение»
• Какие лекарственные растения носят «звериные” названия?
(Волчьи ягоды,роза собачья (шиповник)
• Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Приложить лист подорожника)
• Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д)
• Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа)
• Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха)
• Соком какого растения выводят бородавки? (Соком чистотела)
• 2-й тур «Узнай по описанию»
а) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ядовитая ягода.
б) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки,и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.
5. Взрослое растение с плодами и семенами)
3-й тур «Загадки о растениях».
1. Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
2. Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Спрячу-ка в карманчик
3. Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
4. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
5. Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня. (крапива)
6. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
7. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
8. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
В: вы отлично поработали, справились со всеми заданиями нашей викторины. Не забывайте о лечебных свойствах наших «зелёных докторов» и при случае, используйте их в жизни.
В. Ребята, вспомните пожалуйста, кто в прошлый раз нам с вами прислал письмо? (доктор Айболит). О чём говорилось в письме? О чём просил доктор Aйболит? В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений.
В. Я предлагаю вам сочинить свою сказку про лекарственные растения. В нашей сказке должны быть больные, и кто то должен их лечить. (Дети самостоятельно придумывают сказку).(Воспитатель помогает детям)
Ребята, какая интересная сказка у нас свами получилась. Послушайте.
Жила- была в сказочном лесу мудрая сова. Она была очень умная. И все жители леса обращались к ней за советом.
Однажды к ней пришла лиса.
-Что случилось лиса?- спросила сова.
-Да вот, совушка, посмотрела в зеркало, а у меня шёрстка не блестит, поредела. Что со мной?
Сова подумала и сказала: — насобирай самой обыкновенной крапивы, приготовь из неё отвар целебный. Пользуйся им и шёрстка твоя опять заблестит.
В то время мимо шёл ёж. Да так медленно, что можно уснуть, глядя на него.
— что с тобой?- спросила сова подлетев к ежу.
Остановился ёж и говорит:
-Да сил нет совсем, устал, ноги еле идут.
Подумала сова и сказала: — помогу я тебе силы восстановить. Но для этого нужно тебе набрать букет ромашек, приготовить из них отвар, и принимать его. Тогда усталость пройдёт и ноги быстро побегут.
Как то раз белка обратилась за помощью.
-Совушка, помоги мне. Грызла я орешки, и теперь зубки мои болят. Сил нет терпеть. Что делать?
Помогла белочке мудрая сова. Велела набрать листьев мать-мачехи, заварить и полоскать рот. И тогда боль пройдёт.
Однажды к сове прилетела маленькая птичка и тоже попросила помощи.
— Всем ты помогаешь, и мне помоги, клювик у меня болит. Велела сова птичке зверобоя набрать, сделать отвар и принимать его.
И так каждый день давала советы лесным жителям. И прозвали её звери, лесным доктором.
В. Давайте придумаем название нашей сказке. (дети предлагают свои варианты). Молодцы! Давайте назовём нашу сказку «Лесной доктор».
В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам снять мультик. На прошлых занятиях мы говорили о разных видах мультфильмов, о профессиях людей для создания мультиков, узнали, что герои там оживают при быстром изменении кадров. Сегодня мы сами попробуем сделать кадры, их изменять и получить мультик по нашей сказке.
Но…. Кого нам не хватает для того, чтобы начать съёмку? (Правильно.) Сказку мы сочинили, а героев у нас нет. Сейчас мы будем их лепить.
— Итак, мы стали режиссерами.
В: Далее, подумаем как мы будем снимать (Дети фантазируют). Я предлагаю вам компьютерную программу «Я творю мир!». Сегодня каждый попробует себя в роли оператора! (Воспитатель включает программу, поясняет работу окон и кнопок в программе)
В: Для начала съемки нам нужна ширма, нужен фон (дети выбирают фон из предлагаемых воспитателем). Вспомним, кто такие аниматоры? (те, кто передвигают героев)
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать оператором, сценаристом, аниматором. Начинается процесс съемки. Дети меняются, работая в тройках.
В. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что мы делали? Какие мультпрофессии примеряли на себя? Какой вид мультика мы создали? (пластилиновый). А чего не хватает в нашем мультике, почему его смотреть не очень весело? (нет звука). Давайте распределим роли и озвучим наших героев.
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать звукорежиссером. Начинается процесс озвучки. Дети меняются, работая в тройках.
Молодцы! Спасибо за работу ребята!
Итог: просмотр полученного мультика.
Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.
Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.
Сценарий викторины «Берегите здоровье!» Цели: — пропаганда здорового образа жизни; — расширение и систематизация знаний о здоровом образе жизни; — воспитание интереса к проблемам.
Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.
Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.
Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.
Рукотворная книга «Лекарственные растения Костромской области». Фотоотчет об участии в конкурсе Уважаемые коллеги! В рамках проведения Дней защиты от экологической опасности среди дошкольных образовательных учреждений города Костромы.
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.
Источник
Викторина «Лекарственные растения»: с ответами
Школа навсегда врезается в память ребенка, и от того чем будет наполнен учебный процесс напрямую зависит развитие и формирование интеллекта, восприятия и прочих важных характеристик для человека. Кроме получения знаний, совместное обучение с другими детьми позволяет социализироваться, научится общаться и взаимодействовать с окружающими. С какой стороны не посмотри, а школьники все же дети и для них очень трудно парой усидеть на уроке, где преподносят малоинтересную информацию. Они постоянно отвлекаются и пытаются найти возможность для развлечений, что значительно вредит как восприятию информации, так и развитию сосредоточенности.
Крайне важно, чтобы учитель мог подобрать подход к ученику, не просто монотонно прочитать материал и выполнить методологический план, а что бы у школьника эта информация отложилась в памяти. Один из лучших способов реализации качественного донесения информации является интеллектуальная викторина.
С какой целью проводятся викторины для школьников
Викторина – это своеобразная игра, которая позволит ученику одномоментно и развлекаться, и получать знания. Кроме этого, так как на викторинах зачастую необходимо делится на команды, то в подсознании ребенка прокачивается важная способность к коллективизму. При этом, внимание школьника полностью сосредоточено на педагоге, так как он выступает ведущим и непосредственно ведет викторину контролируя при этом соблюдение участниками правил игры.
Еще одним полезным плюсом викторины является необходимость детей самостоятельно определить капитана команды и решать, кто будет отвечать на тот или иной вопрос. Таким образом развиваются лидерские качества и чувство ответственности, поскольку победить хочет каждый. Вот так, казалось бы, интеллектуальная игра способна объединить развлечение с образованием, при этом как процесс, так и результат устроит всех, и учителей, и учеников, и родителей.
Список вопросов для младших школьников
Знания учащихся начальной школы о лекарственных растения не так обширны, поэтому включать в этот блок замысловатые вопросы будет не совсем корректно. Но все же, на уроках природоведения дети уже успели получить базовые знания по данной теме и вполне способны поучаствовать в тематической викторине. Предлагаем список примерных вопросов для этого блока.
- Плоды какого дерева содержат в себе витамин С?
-
- плоды граната
- плоды шиповника
- плоды лимона
-
(правильный ответ – плоды лимона)
-
- лист крапивы
- лист подорожника
- лист петрушки
(правильный ответ – лист подорожника)
-
- каланхоэ
- алоэ
- подорожник
(правильный ответ – каланхоэ)
-
- каланхоэ
- алоэ
- подорожник
(правильный ответ – алоэ)
-
- иван-чай
- мать-и-мачеха
- дочки-матери
(правильный ответ – мать-и-мачеха)
-
- шалфей
- щавель
- порей
(правильный ответ – щавель)
-
- мак
- щарица
- укроп
(правильный ответ – мак)
-
- полынь
- чистотел
- календула
(правильный ответ – полынь)
-
- полынь
- чистотел
- календула
(правильный ответ – чистотел)
-
- календула
- шалфей
- полынь
(правильный ответ – календула, второе название «ноготки»)
-
- КООРЖ
- НОКИ
- ДОГАРО
(правильный ответ – ДОГАРО – т.е. дорога)
-
- смородина
- малина
- клубника
(правильный ответ – малина)
-
- лук и чеснок
- чеснок и лимон
- лимон и лук
(правильный ответ – лук и чеснок)
-
- малина
- смородина
- чистотел
(правильный ответ – чистотел)
-
- черника
- голубика
- ежевика
(правильный ответ – черника)
Подобные вопросы учитель может составить самостоятельно, опираясь на то, какие темы по природоведению он успел пройти с учащимися. Вопросы можно задавать как в виде тестов, так и приготовить для каждого вопроса наглядные пособия с картинками ответов. Так можно сделать викторину более интересной для школьников начального звена.
Список вопросов для блока «Вопрос-ответ»
Оформление вопросов можно составить в нескольких вариантах, все зависит от возраста учеников. Таким образом, если оформлять в сухой манере вопрос-ответ, то под тематику «Лекарственные растения» подойдет такой перечень вопросов и ответов.
- Какой отвар является лучшим доктором при боли в горле? (правильный ответ – отвар из луговой лекарственной ромашки)
- Какое растение можно использовать как заменитель ваты? (правильный ответ – мох сфагнум)
- Какое дерево является символом России и обладает особенной красотой и лечебными свойствами? (правильный ответ – береза)
- В чем польза от крапивы? (правильный ответ – она хорошо останавливает кровь)
- Какую траву предпочитают кошки? (правильный ответ – лекарственная валерьяна)
- Что за растение называют «Зеленым бинтом»? (правильный ответ – подорожник)
- При помощи какого растения можно заварить чай находясь в лесу? (правильный ответ – при помощи листьев малины, черники, земляники, подойдет любой вариант)
- Каким подручным способом возможно облегчить боль при натирании ноги? (правильный ответ – приложив лист подорожника)
- Очистить воду возможно бросив в нее веточку чего? (правильный ответ – черемухи)
- Соцветия какого именно дерева отлично помогают при простуде? (правильный ответ – соцветия липы)
- Какое растение помогает любителю чистить зубы каждое утро? (правильный ответ – мята)
- Что за овощ содержит в своем составе витамин С и оберегает людей от заболевания простудой? (правильный ответ – перец)
- Почки какого дерева используют в народе при изготовлении напитка, богатого на витамин С? (правильный ответ – почки сосны)
- Назовите второе имя лекарственной календулы? (правильный ответ – ноготки)
- Соком какого растения можно закапать нос при сильном насморке? (правильный ответ – сок алоэ)
- Из какого растения, обитателя леса, можно создать лекарство для больного сердца? (правильный ответ – из лесного ландыша)
- Что отлично заменяет Цикорий? (правильный ответ – кофе)
- Они молниеносно убивают бактерии? (правильный ответ – лук и чеснок)
- Плоды какого кустарника полны витамином С? (правильный ответ – смородины)
- Какая горькая трава предназначена для изготовления эфирного масла? (правильный ответ – полынь)
- Что за дерево вырабатывает сок, который так полезен для детей весной? (правильный ответ – береза)
- Какое растение способно произвести вкусный, лечебный мед? (правильный ответ – липа)
- Какое растение принято в народе называть «Бородавник»? (правильный ответ – чистотел)
- Что за ягода способна заменить лимон? (правильный ответ – клюква)
- Назовите лекарственное растение, которое человек может есть в сыром, вареном, печеном и жареном состоянии? (правильный ответ – лопух)
Для развития логического мышления и аналитического склада ума можно предоставить возможность вариантов ответов, которые с одной стороны помогут при помощи метода исключения ответить правильно, а с другой стороны могут сбить с толку.
Список вопросов для викторины для среднего звена школы
Для учеников более старших классов стоит придумать викторину посложнее. Они должны уметь формулировать и обосновывать свои ответы, что позволяет отрабатывать дикцию и уверенность в своих знаниях. Примерами таких вопросов и ответов являются следующие.
- Какие полезные свойства жасмина Вам известны? (его аромат принято считать самым сильным антидепрессантом. Жасмин отлично подойдет при лечении неврозов, бессонницы, а также способен бодрить человека получше любого кофе)
- Чем Шалфей может быть полезен для женщин? (он способен омолаживать женский организм, а также способствует регенерации клеток, укрепляет суставы, хрящи и соединительные ткани)
- По какой причине жжется крапива? (по причине нахождения в острых волосках ее листьев находится муравьиная кислота. При взаимодействии с телом, кончик острого волоска образует ранку, кислота попадает в нее от чего и появляется ощущение жжения)
- Для чего люди используют можжевельник? (его плоды используют для ароматизации кулинарных блюд из мяса)
- Где люди используют растение Алтей? (при изготовлении лекарств, при уходе за кожей и волосами, в изготовлении веревки, грубой бумаги, а также добавляют в муку)
- Где растет зверобой? (средняя Азия, Европейская часть России, Казахстан, а также на Кавказе)
- Какие лечебные свойства зверобоя вам известны? (он способен лечить мигрень и кашель, а также заболевания почек и печени)
- В чем заключается польза растения Мать-и-Мачеха? (его используют для лечения таких как: бронхиальная астма, заболевание ЖКТ, золотуха, при образовании мозолей, ожогов, а также при заболевании почек)
- Из каких витаминов и минералов состоит люцерна? (витамины группы В, Е, С, Д, К, аскорбиновая кислота и каротин. Что касается минералов, то люцерна богата на магний, кремний, железо, хлор, марганец, фосфор и цинк.)
- Какие виды подорожника вам известны? (подорожник бывает большой, средний, ланцетолистный и блошиный.)
- Какое название в народе на Руси имела трава Чистотел? (Ее называли «подтынником» из-за широкого распространения, способности прорастать при любых условиях, даже под тыном.
- Какое самое известное блюдо можно приготовить из Щавеля? (из щавеля можно приготовить зеленый борщ, а также щи)
- Среди каких вкусностей можно встретить семена мака? (семена мака могут находиться в кондитерских изделиях)
- Как правильно принимать Иван-чай? (в виде настойки или отвара для приема внутрь. Также можно ставить компрессы, и полоскать горло)
- С какими правилами сушки лекарственных растений вы знакомы? (с правилом сушки под навесом, желательно на чердаке, без прямого контакта со светом. При этом необходимо травы разложить тонким слоем. В день необходимо три-четыре раза перебирать растения отделяя от общей массы сухие.)
- При каких условиях необходимо собирать лекарственные растения? (тогда, когда в них накапливается как можно больше питательных веществ. Если это цветки – то в период начала цветения, листья – перед цветением, корни – весной и осенью.)
- Для каких целей предназначена горькая полынь? (для приготовления настойки повышающей аппетит и улучшающей пищеварение)
Представленные вопросы или аналогичные им желательно оформить в виде слайдов, так современным детям будет удобнее воспринимать информацию. Но мало просто оформить вопросы в слайды, стоит позаботиться о сценарии викторины, разбавлять вопросы небольшими перерывами на проведение зарядки для мозга.
Вместо заключения
Немало важным будет момент объяснения правил викторины для детей. Так как они, в силу своего возраста, все равно будут норовить их нарушить, следует позаботиться о системе штрафных балов или другой ответственности за нарушение правил. Таким образом автоматически будет прививаться понимание в необходимости соблюдения таковых. При соблюдении всех рекомендаций и использовании указанных вопросов детям обязательно понравится организация интеллектуальной викторины и они будут с удовольствием развиваться таким приятным способом.
Источник