Конкурс по лекарственным растениями

Сценарий викторины «Лекарственные растения»

Елена Чипыжова
Сценарий викторины «Лекарственные растения»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детски сад №14 «Боровичок»

Викторина

«Лекарственные растения»

Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях, об их значении в жизни людей. Показать многообразие лекарственных растений своей местности. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за своё здоровье

Ход викторины:

В: Давным-давно, когда не было ни аптек, ни больниц, поликлиник, люди обращались со своими болезнями к знахарям и целителям. Чем же лечились в те времена?

Дети: Люди лечились растениями.

В: Верно, ребята, лекарства в древние времена делали из трав, ягод, коры и плодов деревьев. Из лекарственных растений готовили чаи, мази, растирки и примочки. Их употребляли в пищу, носили с собой в сшитых из ткани мешочках. Какие лекарственные растения вам знакомы?

Дети: Мать-и -мачеха, лопух, земляника, ромашка, берёза, дуб, липа, мелиса, мята, шиповник

В: Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Нас зелёная аптека

Выручит всегда, ребята!

И это правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. Сегодня мы проведём викторину на тему: «Лекарственные растения».

1-й тур «Назови растение»

• Какие лекарственные растения носят «звериные” названия?

(Волчьи ягоды,роза собачья (шиповник)

• Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Приложить лист подорожника)

• Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д)

• Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа)

• Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха)

• Соком какого растения выводят бородавки? (Соком чистотела)

• 2-й тур «Узнай по описанию»

а) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ядовитая ягода.

б) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки,и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

5. Взрослое растение с плодами и семенами)

3-й тур «Загадки о растениях».

1. Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

2. Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Спрячу-ка в карманчик

3. Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

4. Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

5. Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня. (крапива)

6. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

7. Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

8. Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый. (Одуванчик)

В: вы отлично поработали, справились со всеми заданиями нашей викторины. Не забывайте о лечебных свойствах наших «зелёных докторов» и при случае, используйте их в жизни.

В. Ребята, вспомните пожалуйста, кто в прошлый раз нам с вами прислал письмо? (доктор Айболит). О чём говорилось в письме? О чём просил доктор Aйболит? В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений.

В. Я предлагаю вам сочинить свою сказку про лекарственные растения. В нашей сказке должны быть больные, и кто то должен их лечить. (Дети самостоятельно придумывают сказку).(Воспитатель помогает детям)

Ребята, какая интересная сказка у нас свами получилась. Послушайте.

Жила- была в сказочном лесу мудрая сова. Она была очень умная. И все жители леса обращались к ней за советом.

Однажды к ней пришла лиса.

-Что случилось лиса?- спросила сова.

-Да вот, совушка, посмотрела в зеркало, а у меня шёрстка не блестит, поредела. Что со мной?

Сова подумала и сказала: — насобирай самой обыкновенной крапивы, приготовь из неё отвар целебный. Пользуйся им и шёрстка твоя опять заблестит.

В то время мимо шёл ёж. Да так медленно, что можно уснуть, глядя на него.

— что с тобой?- спросила сова подлетев к ежу.

Остановился ёж и говорит:

-Да сил нет совсем, устал, ноги еле идут.

Подумала сова и сказала: — помогу я тебе силы восстановить. Но для этого нужно тебе набрать букет ромашек, приготовить из них отвар, и принимать его. Тогда усталость пройдёт и ноги быстро побегут.

Читайте также:  Отпугиватель комаров домашними средствами

Как то раз белка обратилась за помощью.

-Совушка, помоги мне. Грызла я орешки, и теперь зубки мои болят. Сил нет терпеть. Что делать?

Помогла белочке мудрая сова. Велела набрать листьев мать-мачехи, заварить и полоскать рот. И тогда боль пройдёт.

Однажды к сове прилетела маленькая птичка и тоже попросила помощи.

— Всем ты помогаешь, и мне помоги, клювик у меня болит. Велела сова птичке зверобоя набрать, сделать отвар и принимать его.

И так каждый день давала советы лесным жителям. И прозвали её звери, лесным доктором.

В. Давайте придумаем название нашей сказке. (дети предлагают свои варианты). Молодцы! Давайте назовём нашу сказку «Лесной доктор».

В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам снять мультик. На прошлых занятиях мы говорили о разных видах мультфильмов, о профессиях людей для создания мультиков, узнали, что герои там оживают при быстром изменении кадров. Сегодня мы сами попробуем сделать кадры, их изменять и получить мультик по нашей сказке.

Но…. Кого нам не хватает для того, чтобы начать съёмку? (Правильно.) Сказку мы сочинили, а героев у нас нет. Сейчас мы будем их лепить.

— Итак, мы стали режиссерами.

В: Далее, подумаем как мы будем снимать (Дети фантазируют). Я предлагаю вам компьютерную программу «Я творю мир!». Сегодня каждый попробует себя в роли оператора! (Воспитатель включает программу, поясняет работу окон и кнопок в программе)

В: Для начала съемки нам нужна ширма, нужен фон (дети выбирают фон из предлагаемых воспитателем). Вспомним, кто такие аниматоры? (те, кто передвигают героев)

Воспитатель предлагает кому-то из детей стать оператором, сценаристом, аниматором. Начинается процесс съемки. Дети меняются, работая в тройках.

В. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что мы делали? Какие мультпрофессии примеряли на себя? Какой вид мультика мы создали? (пластилиновый). А чего не хватает в нашем мультике, почему его смотреть не очень весело? (нет звука). Давайте распределим роли и озвучим наших героев.

Воспитатель предлагает кому-то из детей стать звукорежиссером. Начинается процесс озвучки. Дети меняются, работая в тройках.

Молодцы! Спасибо за работу ребята!

Итог: просмотр полученного мультика.

Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Сценарий викторины «Берегите здоровье!» Цели: — пропаганда здорового образа жизни; — расширение и систематизация знаний о здоровом образе жизни; — воспитание интереса к проблемам.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.

Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.

Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.

Рукотворная книга «Лекарственные растения Костромской области». Фотоотчет об участии в конкурсе Уважаемые коллеги! В рамках проведения Дней защиты от экологической опасности среди дошкольных образовательных учреждений города Костромы.

Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.

Источник

Викторина «Лекарственные растения»: с ответами

Школа навсегда врезается в память ребенка, и от того чем будет наполнен учебный процесс напрямую зависит развитие и формирование интеллекта, восприятия и прочих важных характеристик для человека. Кроме получения знаний, совместное обучение с другими детьми позволяет социализироваться, научится общаться и взаимодействовать с окружающими. С какой стороны не посмотри, а школьники все же дети и для них очень трудно парой усидеть на уроке, где преподносят малоинтересную информацию. Они постоянно отвлекаются и пытаются найти возможность для развлечений, что значительно вредит как восприятию информации, так и развитию сосредоточенности.

Крайне важно, чтобы учитель мог подобрать подход к ученику, не просто монотонно прочитать материал и выполнить методологический план, а что бы у школьника эта информация отложилась в памяти. Один из лучших способов реализации качественного донесения информации является интеллектуальная викторина.

С какой целью проводятся викторины для школьников

Викторина – это своеобразная игра, которая позволит ученику одномоментно и развлекаться, и получать знания. Кроме этого, так как на викторинах зачастую необходимо делится на команды, то в подсознании ребенка прокачивается важная способность к коллективизму. При этом, внимание школьника полностью сосредоточено на педагоге, так как он выступает ведущим и непосредственно ведет викторину контролируя при этом соблюдение участниками правил игры.

Читайте также:  Первая помощь младенцам как оказывать

Еще одним полезным плюсом викторины является необходимость детей самостоятельно определить капитана команды и решать, кто будет отвечать на тот или иной вопрос. Таким образом развиваются лидерские качества и чувство ответственности, поскольку победить хочет каждый. Вот так, казалось бы, интеллектуальная игра способна объединить развлечение с образованием, при этом как процесс, так и результат устроит всех, и учителей, и учеников, и родителей.

Список вопросов для младших школьников

Знания учащихся начальной школы о лекарственных растения не так обширны, поэтому включать в этот блок замысловатые вопросы будет не совсем корректно. Но все же, на уроках природоведения дети уже успели получить базовые знания по данной теме и вполне способны поучаствовать в тематической викторине. Предлагаем список примерных вопросов для этого блока.

  1. Плоды какого дерева содержат в себе витамин С?
      • плоды граната
      • плоды шиповника
      • плоды лимона

(правильный ответ – плоды лимона)

  • Листья какого растения прикладывают к ране?
      • лист крапивы
      • лист подорожника
      • лист петрушки

    (правильный ответ – лист подорожника)

  • Растение, от которого начинается частое чихание
      • каланхоэ
      • алоэ
      • подорожник

    (правильный ответ – каланхоэ)

  • Соком какого растения можно закапывать нос при насморке?
      • каланхоэ
      • алоэ
      • подорожник

    (правильный ответ – алоэ)

  • Растение, в названии которого есть название родного и неродного человека
      • иван-чай
      • мать-и-мачеха
      • дочки-матери

    (правильный ответ – мать-и-мачеха)

  • Какое лекарственное зеленое растение кладут в борщ?
      • шалфей
      • щавель
      • порей

    (правильный ответ – щавель)

  • Семена какого растения используют при выпекании вкусных булочек?
      • мак
      • щарица
      • укроп

    (правильный ответ – мак)

  • Самое горькое лекарственное растение
      • полынь
      • чистотел
      • календула

    (правильный ответ – полынь)

  • Самое ядовитое лекарственное растение
      • полынь
      • чистотел
      • календула

    (правильный ответ – чистотел)

  • Какое растение имеет своим вторым названием синоним маникюра?
      • календула
      • шалфей
      • полынь

    (правильный ответ – календула, второе название «ноготки»)

  • Какое слово нельзя составить из названия лекарственного растения «Подорожник»
      • КООРЖ
      • НОКИ
      • ДОГАРО

    (правильный ответ – ДОГАРО – т.е. дорога)

  • Из листьев какого растения заваривают чай от температуры?
      • смородина
      • малина
      • клубника

    (правильный ответ – малина)

  • От одного едкий запах, от другого слезы, а в народе говорят, что они лечат все болезни. Что это?
      • лук и чеснок
      • чеснок и лимон
      • лимон и лук

    (правильный ответ – лук и чеснок)

  • Из листьев какого растения не заваривают ароматный целебный чай?
      • малина
      • смородина
      • чистотел

    (правильный ответ – чистотел)

  • Какие ягоды самые полезные для глаз?
      • черника
      • голубика
      • ежевика

    (правильный ответ – черника)

    Подобные вопросы учитель может составить самостоятельно, опираясь на то, какие темы по природоведению он успел пройти с учащимися. Вопросы можно задавать как в виде тестов, так и приготовить для каждого вопроса наглядные пособия с картинками ответов. Так можно сделать викторину более интересной для школьников начального звена.

    Список вопросов для блока «Вопрос-ответ»

    Оформление вопросов можно составить в нескольких вариантах, все зависит от возраста учеников. Таким образом, если оформлять в сухой манере вопрос-ответ, то под тематику «Лекарственные растения» подойдет такой перечень вопросов и ответов.

    1. Какой отвар является лучшим доктором при боли в горле? (правильный ответ – отвар из луговой лекарственной ромашки)
    2. Какое растение можно использовать как заменитель ваты? (правильный ответ – мох сфагнум)
    3. Какое дерево является символом России и обладает особенной красотой и лечебными свойствами? (правильный ответ – береза)
    4. В чем польза от крапивы? (правильный ответ – она хорошо останавливает кровь)
    5. Какую траву предпочитают кошки? (правильный ответ – лекарственная валерьяна)
    6. Что за растение называют «Зеленым бинтом»? (правильный ответ – подорожник)
    7. При помощи какого растения можно заварить чай находясь в лесу? (правильный ответ – при помощи листьев малины, черники, земляники, подойдет любой вариант)
    8. Каким подручным способом возможно облегчить боль при натирании ноги? (правильный ответ – приложив лист подорожника)
    9. Очистить воду возможно бросив в нее веточку чего? (правильный ответ – черемухи)
    10. Соцветия какого именно дерева отлично помогают при простуде? (правильный ответ – соцветия липы)
    11. Какое растение помогает любителю чистить зубы каждое утро? (правильный ответ – мята)
    12. Что за овощ содержит в своем составе витамин С и оберегает людей от заболевания простудой? (правильный ответ – перец)
    13. Почки какого дерева используют в народе при изготовлении напитка, богатого на витамин С? (правильный ответ – почки сосны)
    14. Назовите второе имя лекарственной календулы? (правильный ответ – ноготки)
    15. Соком какого растения можно закапать нос при сильном насморке? (правильный ответ – сок алоэ)
    16. Из какого растения, обитателя леса, можно создать лекарство для больного сердца? (правильный ответ – из лесного ландыша)
    17. Что отлично заменяет Цикорий? (правильный ответ – кофе)
    18. Они молниеносно убивают бактерии? (правильный ответ – лук и чеснок)
    19. Плоды какого кустарника полны витамином С? (правильный ответ – смородины)
    20. Какая горькая трава предназначена для изготовления эфирного масла? (правильный ответ – полынь)
    21. Что за дерево вырабатывает сок, который так полезен для детей весной? (правильный ответ – береза)
    22. Какое растение способно произвести вкусный, лечебный мед? (правильный ответ – липа)
    23. Какое растение принято в народе называть «Бородавник»? (правильный ответ – чистотел)
    24. Что за ягода способна заменить лимон? (правильный ответ – клюква)
    25. Назовите лекарственное растение, которое человек может есть в сыром, вареном, печеном и жареном состоянии? (правильный ответ – лопух)

    Для развития логического мышления и аналитического склада ума можно предоставить возможность вариантов ответов, которые с одной стороны помогут при помощи метода исключения ответить правильно, а с другой стороны могут сбить с толку.

    Список вопросов для викторины для среднего звена школы

    Для учеников более старших классов стоит придумать викторину посложнее. Они должны уметь формулировать и обосновывать свои ответы, что позволяет отрабатывать дикцию и уверенность в своих знаниях. Примерами таких вопросов и ответов являются следующие.

    1. Какие полезные свойства жасмина Вам известны? (его аромат принято считать самым сильным антидепрессантом. Жасмин отлично подойдет при лечении неврозов, бессонницы, а также способен бодрить человека получше любого кофе)
    2. Чем Шалфей может быть полезен для женщин? (он способен омолаживать женский организм, а также способствует регенерации клеток, укрепляет суставы, хрящи и соединительные ткани)
    3. По какой причине жжется крапива? (по причине нахождения в острых волосках ее листьев находится муравьиная кислота. При взаимодействии с телом, кончик острого волоска образует ранку, кислота попадает в нее от чего и появляется ощущение жжения)
    4. Для чего люди используют можжевельник? (его плоды используют для ароматизации кулинарных блюд из мяса)
    5. Где люди используют растение Алтей? (при изготовлении лекарств, при уходе за кожей и волосами, в изготовлении веревки, грубой бумаги, а также добавляют в муку)
    6. Где растет зверобой? (средняя Азия, Европейская часть России, Казахстан, а также на Кавказе)
    7. Какие лечебные свойства зверобоя вам известны? (он способен лечить мигрень и кашель, а также заболевания почек и печени)
    8. В чем заключается польза растения Мать-и-Мачеха? (его используют для лечения таких как: бронхиальная астма, заболевание ЖКТ, золотуха, при образовании мозолей, ожогов, а также при заболевании почек)
    9. Из каких витаминов и минералов состоит люцерна? (витамины группы В, Е, С, Д, К, аскорбиновая кислота и каротин. Что касается минералов, то люцерна богата на магний, кремний, железо, хлор, марганец, фосфор и цинк.)
    10. Какие виды подорожника вам известны? (подорожник бывает большой, средний, ланцетолистный и блошиный.)
    11. Какое название в народе на Руси имела трава Чистотел? (Ее называли «подтынником» из-за широкого распространения, способности прорастать при любых условиях, даже под тыном.
    12. Какое самое известное блюдо можно приготовить из Щавеля? (из щавеля можно приготовить зеленый борщ, а также щи)
    13. Среди каких вкусностей можно встретить семена мака? (семена мака могут находиться в кондитерских изделиях)
    14. Как правильно принимать Иван-чай? (в виде настойки или отвара для приема внутрь. Также можно ставить компрессы, и полоскать горло)
    15. С какими правилами сушки лекарственных растений вы знакомы? (с правилом сушки под навесом, желательно на чердаке, без прямого контакта со светом. При этом необходимо травы разложить тонким слоем. В день необходимо три-четыре раза перебирать растения отделяя от общей массы сухие.)
    16. При каких условиях необходимо собирать лекарственные растения? (тогда, когда в них накапливается как можно больше питательных веществ. Если это цветки – то в период начала цветения, листья – перед цветением, корни – весной и осенью.)
    17. Для каких целей предназначена горькая полынь? (для приготовления настойки повышающей аппетит и улучшающей пищеварение)

    Представленные вопросы или аналогичные им желательно оформить в виде слайдов, так современным детям будет удобнее воспринимать информацию. Но мало просто оформить вопросы в слайды, стоит позаботиться о сценарии викторины, разбавлять вопросы небольшими перерывами на проведение зарядки для мозга.

    Вместо заключения

    Немало важным будет момент объяснения правил викторины для детей. Так как они, в силу своего возраста, все равно будут норовить их нарушить, следует позаботиться о системе штрафных балов или другой ответственности за нарушение правил. Таким образом автоматически будет прививаться понимание в необходимости соблюдения таковых. При соблюдении всех рекомендаций и использовании указанных вопросов детям обязательно понравится организация интеллектуальной викторины и они будут с удовольствием развиваться таким приятным способом.

    Источник

  • Оцените статью