- Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей от 0 до 3-х лет
- Детский массаж
- Детский массаж от 0 лет до 1 года.
- Принцип действия массажа
- Эффекты массажа у детей
- Возрастные комплексы для детей грудного возраста
- Детский массаж от года до трех лет
- Особенности развития детей 1,5 — 3 лет
- Эффекты детского массажа
- Особенности детского массажа
- Особенности детской гимнастики
- Массаж для детей 5-16 лет
- Массажные приемы
Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей от 0 до 3-х лет
Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев)
- Массаж рук (поглаживание).
- Массаж ног (поглаживание).
- Выкладывание на живот — упражнение рефлекторное.
- Массаж спины (поглаживание).
- Ползание — упражнение рефлекторное.
- Массаж живота (поглаживание).
- Массаж стоп (растирание).
- Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).
- Разгибание позвоночника на правом и левом боку — рефлекторное.
Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев)
- Массаж рук (поглаживание).
- Скрещивание рук на груди — упражнение пассивное.
- Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).
- Поворот со спины на живот вправо — упражнение пассивно-активное.
- Массаж спины (поглаживание и разминание).
- «Положение пловца» — упражнение рефлекторное
- Массаж живота (поглаживание и растирание).
- Массаж стоп (растирание и похлопывание).
- Упражнения для стоп рефлекторные.
- Сгибание и разгибание рук («бокс») упражнение пассивное.
- Вибрационный массаж грудной клетки.
- Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.
Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев)
- Скрещивание рук на груди.
- Массаж ног.
- «Скользящие шаги» — имитация велосипедных движений — упражнение пассивное.
- Поворот со спины на живот вправо.
- Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
- «Парение на животе» — упражнение рефлекторное.
- Массаж живота.
- Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны — упражнение активное.
- Массаж стоп.
- Упражнение для стоп.
- «Бокс» (сгибание и разгибание рук).
- Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно — упражнение пассивное.
- «Парение» на спине — упражнение рефлекторное.
- Вибрационный массаж грудной клетки.
- Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.
Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев)
- Скрещивание рук на груди, держась за кольца.
- Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).
- Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.
- Массаж спины.
- Ползание.
- Массаж живота.
- Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.
- Круговые движения руками.
- Поднятие выпрямленных ног — упражнение пассивное.
- Напряженное выгибание — упражнение активное.
- Поворот со спины на живот влево.
- Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки — упражнение активное.
- Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч — упражнение активное.
- Массаж грудной клетки.
Исходное положение для всех приемов — горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.
Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)
- «Бокс» (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами.
- «Скользящие шаги».
- Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.
- Массаж спины.
- Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.
- Наклоны туловища и выпрямление.
- Массаж живота.
- Поднятие выпрямленных ног до палочки.
- Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой.
- Напряженное выгибание.
- Приседание при поддержке за руки с кольцами.
- Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.
- Круговые движения руками с кольцами.
Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)
- Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение — стоя на полу.
- Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса).
Выполняется лежа на полу.
- Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу.
- Пролезание на животе через обруч (для спины, позвоночника и ног).
- Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.
Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)
- Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т. п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см.
- Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени.
- Проползти под стул, скамейку, палку, в обруч и т. д. (прогнуть спину).
- Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»).
- Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т. п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).
Гимнастика проводится ежедневно, спустя 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.
Форма одежды — трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке.
Продолжительность занятий 10-12 минут.
Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п)
Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)
Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 минут. Форма одежды — трусики и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке.
Для занятий необходима бельевая веревка или скакалка, палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.
- Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки).
- Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени.
- Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоте 25-30 см (лежащую на стульчике).
- Перешагивать через кубики, карандаши на расстоянии 20-30 см.
- Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш.
- Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
для детей группы риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев (страдающих рахитом, гипотрофией, реконвалесцентов, с факторами риска по частым заболеваниям). Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и в периоде адаптации (комплекс N 9).
- Массаж рук.
- Скрещивание рук на груди.
- Массаж ног.
- «Скользящие шаги».
- Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.
- Массаж спины.
- Массаж живота.
- Сгибание и разгибание рук.
- Сгибание и разгибание ног.
- Повороты со спины на живот влево.
- Массаж стоп.
- Поднятие выпрямленных ног.
- Массаж грудной клетки.
Источник
Детский массаж
Детский массаж от 0 лет до 1 года.
Традиционно, грудничок — это ребенок возрастом до 1 года. Соответственно, массаж для грудных детей относится к процедуре, которая проводится детям первого года жизни.
Хотя гимнастика и массаж полезны всегда, без привязки к возрасту, для детей эти процедуры становятся важны с точки зрения правильного развития, укрепления здоровья и лечения уже существующих заболеваний.
Принцип действия массажа
Для детей грудного возраста общеукрепляющий массаж — это мощное тактильное воздействие, которое инициирует множество процессов в организме.
Такое влияние прикосновений к телу ребенка легко понять: уже в первые дни жизни даже легкое поглаживание по щеке малыша вызывает у него улыбку. Пока что это физиологическая реакция, еще не связанная с настроением или самочувствием новорожденного. Но так называемые «анализаторы», расположенные в коже младенца, созревают еще до его появления на свет, и на некоторое время становятся единственным средством коммуникации малыша с внешним миром. Чуть позже зрение и слух дополнят возможности ребенка контактировать с окружающей средой, но в первые месяцы жизни младенца именно прикосновения к коже вызывают эмоциональный ответ и стимулируют двигательные реакции.
Эффекты массажа у детей
При воздействии на кожу ребенка стимулируются нервные окончания, которые передают импульсы на кору головного мозга. Это, в свою очередь, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, отвечающую за работу всех внутренних органов.
Регулярные занятия с ребенком позволяют своевременно определить нарушения его развития, а также сформировать правильные двигательные навыки. Кроме того, благодаря детскому массажу происходит укрепление иммунитета, нормализация мышечного тонуса, ускорение физического и умственного развития.
Возрастные комплексы для детей грудного возраста
- С рождения до 3 месяцев. Это своего рода общение через прикосновения — легкие поглаживания стимулируют в теле ребенка ответные реакции, направленные на коррекцию состояния здоровья.
- С 4 до 6 месяцев. На этом этапе массаж подготавливает мышцы малыша к активным движениям, к которым готовится его опорно-двигательный аппарат: к поглаживаниям присоединяется разминание, вибрация, похлопывание. При наличии каких-либо заболеваний необходимы сеансы массажа с увеличенной продолжительностью.
- С 6 до 9 месяцев. Малыш подрос и окреп, поэтому к предыдущим массажным техникам добавляются растирание и ударные приемы, проводимые по методу постукивания.
- С 9 до 12 месяцев. Дети готовятся делать первые самостоятельные шаги, поэтому основное внимание уделяется спине, пояснице, ягодицам, ногам и животу — зонам, от которых требуется повышенная выносливость и сила при прямохождении. При готовности ребенка такой массаж можно начать раньше, опережая график.
Детский массаж от года до трех лет
Особенности развития детей 1,5 — 3 лет
- К году у ребенка повышается физическая активность, но при этом сохраняется недостаточная координация движений, что приводит к частым падениям. Распознает речь окружающих, хотя сам произносит всего 8-10 слов.
- К 1.5 годам дети осваивают подъем/спуск по ступенькам, и умеют пройти по узкой тропинке, не выходя за ее границы. Могут одновременно двигать руками и ногами, но предпочитают делать это попеременно – скоординированные движения все еще даются с трудом. Умеют составлять фразы из 2-3 самых простых слов.
- К 2 годам навыки дополняются умением использовать мелкие предметы и игрушки, не роняя их, у малыша получается относительно далеко бросить небольшой мяч и перешагнуть преграду высотой до 15см, не теряя равновесия: координация движений существенно улучшается. В речи кроме существительных уже присутствуют прилагательные, появляется понимание цвета, формы предметов, а развитая мелкая моторика позволяет решать такие сложные задачи, как построение пирамидок.
- В 3 года ребенок выполняет задачи, требующие точной координации, ловкости и умения поддерживать равновесие тела. Теперь малышу нужна полная свобода действий (с учетом его безопасности) для дальнейшего правильного развития. В играх присутствуют сюжетные линии — ребенок активно использует собственное воображение.
Эффекты детского массажа
- Общеукрепляющий эффект, повышение защитных сил организма.
- Укрепление мышечно-связочного аппарата и суставов.
- Улучшение функций органов дыхания, что позволяет снизить заболеваемость респираторными заболеваниями.
- Улучшенный тонус всех мышц обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия и деформаций нижних конечностей.
- Развитие и улучшение координации движений, ловкости и точности, а также чувства равновесия.
Особенности детского массажа
- Индивидуальный подход к последовательности движений при массаже спины, ягодиц и живота.
- При массаже конечностей движения направлены от центра к периферии — от плеча к пальцам рук, от бедра — к стопе.
- Использование всех массажных приемов по 3-5 раз, при среднем времени сеанса 30-40 минут.
- Детский массаж проводится в любом положении тела ребенка, в том числе, когда он сидит или стоит.
Особенности детской гимнастики
- Упражнения выполняются в форме игры и направлены на все группы мышц.
- Каждое освоенное движение выполняется 3-5 раз, а новое — 1-2 раза.
- Оптимальное время суток для гимнастики — утро.
- Регулярность гимнастики — главное условие, при котором возможно устранение проблем с опорно-двигательным аппаратом.
- Комплексность (массаж + гимнастика) обеспечивает высокую эффективность лечения: только массажем или только гимнастикой нельзя повысить тонус мышц и укрепить здоровье в достаточной мере.
- Перед гимнастикой помещение проветривается, а после последнего приема пищи должно пройти не менее 1 часа. Завершать упражнения нужно за 1 час до еды.
Массаж для детей 5-16 лет
Общеукрепляющий и лечебный массаж для детей 6-15 лет относится к одним из самых эффективных методов профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и является частью комплексного лечения уже возникших нарушений.
В этом возрастном периоде суставы, мышцы и связки ребенка могут подвергаться негативным изменениям, что обусловлено вхождением в школьный период и необходимостью длительное время проводить за рабочим столом или партой.
В сочетании со снижением здоровых физических нагрузок это приводит к ослабеванию мышц, снижению их тонуса и может даже вызвать нарушения психоэмоционального состояния ребенка (гипервозбудимость) и поведенческих реакций.
Профессиональный массаж в сочетании с гимнастикой помогает поддерживать физическое и психическое здоровье школьника и обеспечивает условия для правильного формирования его опорно-двигательного аппарата.
Массажные приемы
Массаж для детей 6-15 лет включает в себя классические приемы, на которых основываются все традиционные направления — спортивный, гигиенический, профилактический массаж. К таким приемам относится разминание, растирание, поглаживание и вибрация, которые дополняются активными (совершаемыми самим ребенком) и пассивными (с помощью массажиста) движениями в суставах.
Детский массаж для школьников проводится на все тело и задействует основные группы мышц, отвечающие за осанку, координацию и выносливость.
Источник