Клинические испытания: этический аспект
«Московские аптеки», 2003, N 6
Клинические испытания ЛС — это научные исследования, которые дают объективную информацию обо всех сторонах действия лекарственного препарата и определяют возможности его клинического использования.
В России уже сложилась достаточно четкая организационная структура проведения клинических испытаний ЛС. Головным органом, отвечающим за их проведение, является Минздрав РФ, под началом которого находятся Департамент контроля качества ЛС и ИМН и Государственный научный центр экспертизы средств медицинского применения, непосредственно регулирующие и контролирующие структуру проведения испытаний. Кроме того, в клинических испытаниях задействованы Фармакологический и Фармакопейный комитеты, специалисты которых решают вопрос о допустимости регистрации ЛС. При Федеральном органе контроля качества, эффективности и безопасности ЛС существует также Комитет по этике. Причиной возникновения этого рабочего органа явилась необходимость защитить права лиц, принимающих участие в клинических испытаниях в качестве испытуемых, а также необходимость получить гарантию того, что данные, полученные в ходе исследования лекарственных препаратов, точно отражают реальность. Создание этого органа в 2000 г. было определено Законом «О лекарственных средствах».
Комитет по этике существует как независимая от спонсора, заказчика и исследователя организация. В своей деятельности Комитет руководствуется как нормативно-правовой документацией Российской Федерации, так и международными стандартами. К международным относятся Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации, Декларация ВОЗ о проведении биохимических экспериментов с участием человека, Конвенция о защите прав человека; к российским — ГОСТ «Правила организации качественных клинических исследований (GCP)», Федеральный закон «О лекарственных средствах», Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» и др.
Перед началом клинических испытаний первоначальные документы о препарате поступают в Департамент контроля качества ЛС и ИМН, который отсылает их в Комитет по этике и в Фармакологический комитет для получения заключений специалистов. Когда заключения обоих комитетов приходят в Департамент, выносится решение о возможности проведения клинических испытаний препарата.
С сентября 2000 г. Комитетом по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности ЛС было рассмотрено 1 499 комплектов документов. Из них 52% претендовали на мультицентровые исследования, 18% — на локальные в условиях ЛПУ, 24% — на исследования биоэквивалентности препаратов.
По результатам клинической экспертизы были вынесены следующие решения:
- одобрить без замечаний — 58,9%;
- одобрить, внести изменения в рабочем порядке — 33,8%;
- отложить до устранения замечаний — 6,8%;
- не рекомендовать проведение клинических исследований — 0,5%.
Первичное рассмотрение дел Комитетом по этике занимает 15 дней, после этого примерно неделя уходит на получение заключения. Однако если у специалистов Комитета возникают замечания, то рассмотрение дела, как правило, затягивается.
Разработчикам или тем, кто занимается апробацией препарата, для получения разрешения на проведение клинических испытаний необходимо предоставить в Комитет по этике следующие документы:
- брошюру исследователя;
- протокол клинического исследования;
- индивидуальные регистрационные карты участников исследования;
- информацию для пациентов;
- список исследовательских центров, клиник, готовых принять участие в клинической апробации препарата;
- полис, или договор страхования, участника.
Наиболее важными параметрами, на основе которых Комитет по этике принимает решение о возможности проведения клинических исследований препарата, являются результаты его доклинических исследований; выявленные фармакологические свойства; показатели токсичности, эффективности, безопасности; данные о клинических исследованиях, если таковые уже проводились.
Особенно подробно специалисты Комитета по этике изучают научное обоснование исследования; критерии отбора участников исследования; дизайн исследования; оценку препарата сравнения; соотношение ожидаемой пользы и предполагаемого риска; размер возмещения ущерба, нанесенного участникам эксперимента в ходе исследования; конфиденциальность исследования.
По-прежнему много проблем возникает при отборе участников клинических испытаний. В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона «О лекарственных средствах» не разрешается проведение клинических испытаний на несовершеннолетних, не имеющих родителей, беременных, военнослужащих, лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В тех случаях, когда изучаются препараты педиатрической практики или отрабатывается доза для детей, разрешено участие несовершеннолетних с письменного согласия родителей.
Известно, что степень риска пациентов при разных вариантах клинических исследований ЛС неодинакова. С этических позиций наиболее уязвимо проведение плацебоконтролируемых исследований, поскольку пациент, получающий в ходе исследования плацебо, лишается лечения, и таким образом создается угроза его здоровью. В принципе получается, что интересы человека оказываются ущемлены в интересах науки, что противоречит общим этическим правилам проведения клинических испытаний. С позиций доказательной медицины применение плацебо для контроля эффективности, безопасности ЛС, напротив, представляется наиболее достоверным. В настоящее время плацебоконтролируемые исследования применяются, хотя происходит это крайне редко и дополнительно обосновывается.
Для пациента наиболее важным моментом в ходе исследования является его информирование для получения письменного информированного согласия. Важно, чтобы, изучив все «плюсы» и «минусы» своего участия в исследовании, пациент добровольно, осознанно подтвердил свое желание участвовать в нем.
Полная информация об исследовании для пациентов должна отражать следующие данные:
- о ходе исследования;
- его конфиденциальности;
- условиях страхования пациента;
- предполагаемой пользе и риске для пациента;
- неудобствах, связанных с участием в исследованиях;
- о правах и обязанностях пациента.
Весь материал, адресованный участнику клинических исследований, должен быть изложен четко и ясно, без медицинских терминов.
Традиционно считается, что особенно взвешенно нужно подавать информацию людям, больным тяжелыми недугами (ВИЧ-инфекцией, онкологическими заболеваниями и т.д.), чтобы не нанести дополнительной травмы участнику эксперимента. Эта информация особенно скрупулезно анализируется в Комитете по этике.
Сложность этической оценки любых клинических испытаний объясняется тем, что она проводится в соответствии с ключевым этическим принципом: интересы конкретного человека выше интересов науки и общества, в то время как принципы доказательной медицины (за соблюдением которых следит Фармакологический комитет), требуют широкого участия самых разных категорий пациентов.
Понятно, что наличие этических ограничений на проведение клинических испытаний ведет к еще большему удорожанию всей процедуры апробации ЛС. На сегодняшний день весь процесс создания принципиально нового лекарственного препарата, от открытия молекулы до регистрации ЛС, стоит около 900 млн. долл., при этом более половины затрат приходится на этап клинических испытаний. Однако в большинстве случаев именно наличие этического критерия при организации клинических испытаний дает гарантию строгого соблюдения норм апробации препарата, т.е. «чистоты» эксперимента, что служит интересам безопасности пациентов при широком применении этого ЛС.
По материалам докладов Л.М.Чувильской, зам. председателя Комитета по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности ЛС, и Л.С.Страчунского, профессора, директора НИИ антимикробной терапии, на конференции «Новые лекарственные средства. Разработка и продвижение».
Источник
Приложение N 2. Положение о Комитете по этике при федеральном органе контроля качества лекарственных средств
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 2 августа 2004 г. N 57
Положение
о Комитете по этике при федеральном органе контроля качества лекарственных средств
ГАРАНТ:
О Комитете по этике см. также Правила клинической практики в РФ, утвержденные приказом Минздрава РФ от 19 июня 2003 г. N 266
См. также письмо Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2004 г. N 15-12/463
1. Общие положения
1.1. Комитет по этике при федеральном органе контроля качества лекарственных средств (далее — Комитет) создается в соответствии с Федеральным законом «О лекарственных средствах» N 86-ФЗ от 22.06.98 как независимый орган с целью действенного участия общественности, в т.ч. медицинской, в защите прав и здоровья испытуемых при проведении клинических исследований лекарственных средств.
1.2. В своей работе Комитет руководствуется основными международными принципами проведения клинических исследований лекарственных средств, а также действующим законодательством Российской Федерации.
1.3. Основными задачами Комитета являются:
1.3.1. Проведение качественной этической и правовой экспертизы материалов клинических исследований лекарственных средств с целью защиты испытуемых от возможных негативных последствий применения лекарственных средств.
1.3.2. Уточнение степени научной обоснованности проведения клинических исследований лекарственных средств и предполагаемой эффективности и безопасности изучаемых лекарственных средств.
1.3.3. Подготовка заключений о целесообразности проведения клинических исследований лекарственных средств.
2. Структура Комитета
2.1. Состав Комитета формируется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на междисциплинарной основе и утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
2.2. В состав Комитета входят лица, не имеющие прямой зависимости от исследователей и заказчика. Членами Комитета могут быть лица, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы по экспертной оценке научных, медицинских и этических аспектов различных исследований, а также представители общественности (юристы, журналисты, религиозные деятели и др.).
2.3. Для обеспечения деятельности Комитета формируется секретариат численностью до 7 человек, который является рабочим органом Комитета, ответственным за подготовку повестки заседания, оформление протоколов заседаний, делопроизводство, ведение архива Комитета. Секретариат возглавляется руководителем, который подчиняется председателю Комитета.
2.4. Комитет имеет право привлекать независимых экспертов для проведения консультаций или экспертизы материалов клинических исследований лекарственных средств по конкретным вопросам.
2.5. С целью оперативного решения вопросов, связанных с включением в клиническое исследование лекарственных средств дополнительных центров, замены исследователей, внесением поправок к протоколу клинического исследования лекарственного средства, информации для пациента, в составе Комитета формируется Бюро.
2.6. Состав Бюро Комитета и порядок его деятельности утверждается председателем Комитета.
3. Функции Комитета
3.1. Комитет осуществляет экспертную оценку брошюры исследователя, протокола клинического исследования лекарственного средства, информации для пациента и формы информированного согласия, профессионального опыта исследователей, исследовательских центров, документов по страхованию здоровья испытуемых и других материалов клинического исследования лекарственного средства в срок до 30 дней.
3.2. Комитет по результатам экспертизы представленных документов и данных может вынести следующее заключение:
3.2.1. Одобрить проведение клинических исследований лекарственного средства.
3.2.2. Одобрить проведение клинических исследований лекарственного средства с рекомендацией внести в рабочем порядке изменения и дополнения в материалы клинического исследования лекарственного средства. В этом случае заключение выдается после ответа на поставленные вопросы.
3.2.3. Отложить принятие решения до устранения замечаний с последующим рассмотрением материалов клинического исследования лекарственного средства на очередном заседании Комитета.
3.2.4. Не рекомендовать проведение клинического исследования лекарственного средства.
3.3. Заключение выдается заявителю и направляется в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития для принятия решения о проведении клинического исследования лекарственного средства.
3.4. В случае возникновения разногласий заявителя с результатами экспертизы Комитет повторно рассматривает материалы клинического исследования лекарственного средства с участием самого заявителя и привлечением независимых экспертов.
3.5. По результатам своей деятельности Комитет ежегодно направляет отчет в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5. Комитет информирует средства массовой информации о проводимой работе, целях и задачах Комитета и его роли в защите прав испытуемых, совместно с общественными организациями принимает участие в обсуждении этических аспектов клинических исследований лекарственных средств, поддерживает и развивает контакты с этическими комитетами зарубежных стран.
4. Порядок работы Комитета
4.1. Заседания Комитета проводятся не реже 2 раз в месяц и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов Комитета.
4.2. Члены Комитета, участвующие в планируемом клиническом исследовании лекарственных средств, не привлекаются к обсуждению представляемых материалов клинического исследования и не допускаются к голосованию.
4.3. Решения Комитета принимаются простым большинством голосов членов Комитета путем открытого голосования и оформляются протоколами. Протоколы заседаний Комитета и рекомендации подписываются председателем.
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.3. Комитет ведет и хранит необходимую документацию (стандартные процедуры, списки членов Комитета, Бюро Комитета, протоколы заседаний, материалы клинических исследований лекарственных средств, отчеты и др.) в соответствии с порядком, утвержденным председателем.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Медицинские изделия
Счетчик обращений граждан и организаций
Медицинские изделия
Проведение клинических испытаний медицинских изделий
Клиническое испытание – любое запланированное систематическое исследование с участием человека в качестве субъекта, предпринятое для оценки безопасности и/или клинической эффективности конкретного медицинского изделия (из ГОСТ Р ИСО 14155-1-2008)
Порядок проведения клинических испытаний медицинских изделий (далее — КИ) регламентирован приказом Минздрава России от 09.01.2014 № 2н «Об утверждении порядка проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий».
Приказом Минздрава России 2н утверждены две формы проведения КИ:
- с участием человека проводятся в следующих случаях:
- новый вид медицинского изделия;
- применение новых сложных и (или) уникальных и (или) специальных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний и состояний, а также применение новых сложных медицинских технологий;
- если при проведении анализа и оценки клинических данных не подтверждены эффективность и безопасность медицинского изделия.
- в форме анализа и оценки клинических данных.
Клинические испытания медицинских изделий для диагностики in vitro проводятся в форме клинико-лабораторных испытаний.
Основания для проведения КИ:
- разрешение на проведение КИ (выдается Росздравнадзором);
- заключение об этической обоснованности проведения КИ (выдается Советом по этике Минздрава России);
- разрешение на ввоз на территорию Российской Федерации медицинского изделия для целей его регистрации (необходимо для медицинских изделий зарубежного производства, выдается Росздравнадзором).
Результаты КИ оформляются в соответствии с формой, согласно Приложению № 4 к приказу Минздрава России 2н, для in vitro – согласно Приложению № 5 к приказу Минздрава России 2н.
КИ проводятся в медицинских организациях, соответствующих требованиям, установленным приказом Минздрава России от 16 мая 2013 года № 300н «Об утверждении требований к медицинским организациям, проводящим клинические испытания медицинских изделий и порядка установления соответствия медицинских организаций этим требованиям» (вступил в силу с 25 февраля 2014 г.) (Вышеуказанный приказ размещен в разделе «документы» данной страницы).
Источник