- Когда будет запрет рекламы лекарственных средств
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2020 г. № ДФ/52241/20 “О рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины”
- Обзор документа
- Госдума рассмотрит поправки, запрещающие рекламу лекарственных средств на ТВ и радио
- Лента новостей
- Все новости »
Когда будет запрет рекламы лекарственных средств
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2020 г. № ДФ/52241/20 “О рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины”
В соответствии с пунктом 26 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 году, утвержденным приказом ФАС России от 17.04.2020 N 410/20, ФАС России направляет разъяснение по вопросу рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Таким образом, реклама деятельности, подлежащей лицензированию, при отсутствии у организации или индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом «О рекламе» не допускается.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
С учетом изложенного, реклама медицинской деятельности, оказываемой лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом «О рекламе» не допускается.
При этом в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям указанного Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Однако Федеральный закон «О рекламе» не содержит положений, обязывающих указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию.
Таким образом, указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, не требуется.
2. Специальные требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:
— о наличии противопоказаний к их применению и использованию;
— о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;
— о необходимости получения консультации специалистов. При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе.
Таким образом, реклама медицинских изделий, должна в каждом случае содержать предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», что подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2018 N Ф08-2020/2018 по делу N А63-12383/2017, при этом, определением от 03.07.2018 N 308-КГ18-8316 по делу N А63-12383/2017 Верховный Суд Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказал.
В рекламе лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Вместе с тем Федеральный закон «О рекламе» не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста в рекламе.
Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.
По мнению специалистов ФАС России, площадь предупреждения следует рассчитывать исходя из соотношения площади всего рекламного макета (рекламного объявления) и площади пространства, занимаемой текстом предупреждения, что подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 N Ф08-946/2020 по делу N А63-12076/2019.
При этом, расчет площади такого предупреждения (надписи) осуществляется, исходя из аналогии с так называемым размером «кегля шрифта», принятым в издательском деле.
Согласно ОСТу 29.130-97 — Издания. Термины. Определения. под размером «кегля шрифта» понимается размер шрифта, соответствующий расстоянию между верхней и нижней гранями литеры. Литера — металлический брусочек с выпуклым изображением печатного знака, употребляемый в типографском наборе.
Требования данной части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
3. В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Требования части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» распространяются исключительно на рекламу, объектом рекламирования которой выступают:
— лекарственные препараты в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты;
— методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;
— медицинские изделия, для использования которых требуется специальная подготовка.
Вместе с тем вопрос отнесения медицинских изделий к медицинским изделиям, для использования которых требуется специальная подготовка, Федеральным законом «О рекламе» не регулируется, и указанный вопрос в компетенцию ФАС России не входит.
При этом в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере здравоохранения.
Таким образом, при возникновении вопроса об отнесении тех или иных способов воздействия на организм человека к медицинским услугам или методам профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации, какого-либо товара к медицинским изделиям, для использования которых требуется специальная подготовка, целесообразно направить обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Д.В. Фесюк |
Обзор документа
ФАС выпустила разъяснения по вопросу рекламы лекарств, медицинских услуг и изделий.
Запрещена реклама меддеятельности, подлежащей лицензированию, при отсутствии у организации или ИП лицензии. При этом указывать информацию о лицензии непосредственно в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, не требуется.
Реклама лекарств, медицинских услуг и изделий должна содержать один из трех видов предупреждений:
— о наличии противопоказаний к применению и использованию;
— о необходимости ознакомления с инструкцией по применению;
— о получении консультации специалиста.
При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель вправе самостоятельно определить, какой вид предупреждения использовать.
Даны рекомендации по размещению текста в рекламе, в т. ч. предупреждений.
Источник
Госдума рассмотрит поправки, запрещающие рекламу лекарственных средств на ТВ и радио
Лента новостей
Все новости »
Радиостанции и телеканалы из-за этого запрета могут потерять 30 млрд рублей. Почему возникла такая инициатива и будет ли от нее польза?
Фото: depositphotos.com —>
Телеканалы и радиостанции могут потерять 30 млрд рублей из-за запрета рекламы медикаментов. В Госдуме 3 декабря приступают к рассмотрению поправок в статью 24 закона «О рекламе», которые полностью запрещают рекламу лекарственных средств на ТВ и радио.
Документ был внесен в нижнюю палату группой депутатов, в том числе Владимиром Жириновским и Ярославом Ниловым, еще в январе прошлого года, но рассмотрение постоянно переносилось.
По данным опросов, 60% россиян свои болезни лечат сами. По мнению авторов законопроекта, во многом это обусловлено теле- и радиорекламой. Люди идут в аптеку, минуя визит к врачу, и зачастую делают себе хуже, так как только заглушают симптомы. От самолечения в год умирают 60 тысяч россиян, а в мире это явление занимает пятое место среди причин смерти. Глава группы «Коммуникатор» Виктор Майклсон считает, что есть определенная категория людей, которые попадаются на уловки маркетологов.
Виктор Майклсон глава группы «Коммуникатор» «Телевидение как источник информации смотрят, как правило, постсоветские люди, которые считают, что любое слово, сказанное через ящик, — это истина в последней инстанции, как газета «Правда». Для них такая реклама опасна. Кроме того, эти люди довольно часто не различают рекламу, особенно если это какой-нибудь продакт-плейсмент или нативная реклама. Эти хитрые вещи, которыми мы, маркетологи, пользуемся, для, так сказать, простого обывателя не видны. Обыватель думает, что это Минздрав рекомендует или Главздрав рекомендует. Назовите свою компанию «Главздрав» и продавайте абсолютно все. Все будут считать, что это государственное агентство. Чем хуже продукт (если это сильный бренд), тем выше у него маржа и тем больше денег тратится на рекламу, чтобы люди запомнили название и, придя в аптеку, сказали: дайте мне вот это».
Однако сохранение здоровья россиян не единственная цель законопроекта. В основном рекламное время на ТВ покупают крупные западные производители. Это не очень соответствует политике импортозамещения. Ситуацию комментирует председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов.
Ярослав Нилов председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике «Иностранные компании обладают серьезными ресурсами для ведения рекламных кампаний и продвижения своего товара. А наши, не выдерживая такой конкуренции, просто вынуждены сворачивать производство. А это вопрос не просто обеспечения лекарственными препаратами — это вопрос национальной безопасности».
Однако рекламируют свою продукцию на ТВ и отечественные компании. Например, OTCPharm или «Нижфарм», который, правда, входит в международный конгломерат STADA. Законопроект пролежал на полке почти два года. Почему, объясняет эксперт фармрынка, бывший генеральный директор «Фармацевтической фабрики Санкт-Петербурга» Тамерлан Балеев.
Тамерлан Балаев эксперт фармрынка, бывший генеральный директор «Фармацевтической фабрики Санкт-Петербурга» «Очень много фирм, заинтересованных в этой прямой рекламе. Ну и, кроме того, крайне в этом заинтересованы сами средства массовой информации. Сила лоббистская, можете себе ее представить. Они потеряют очень много — наше телевидение и все прочие. Вы включите телевизор, там треть рекламы идет лекарств. Я считаю, что запрет все-таки — это правильно. Меня сейчас мои коллеги могут обругать, потому что, естественно, объем продаж в конечном итоге в аптеках тоже может от этого упасть. И это может повлечь за собой просто закрытие аптек, разорение. Прямая реклама всегда очень сильно стимулирует продажи, и, естественно, при ее отсутствии продажи сократятся».
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, львиная доля рекламных бюджетов фармкомпаний — 91% — приходится на телевидение. Почти 19% всего объема рекламы на ТВ и радио приходится на лекарства, и при запрете СМИ потеряют более 30 млрд рублей.
На сторону противников законопроекта встала ФАС. Служба считает запрет чрезмерным, поскольку реклама позволяет потребителям ознакомиться с ассортиментом препаратов. Законодатели напоминают, что всю информацию можно узнать в интернете или спросить у провизора в аптеке.
Источник