Классный час тему лекарственные растения

Классный час «Лекарственные растения»
классный час (3 класс) по теме

Ребята узнают о самых распространённых лекарственных растениях.

Скачать:

Вложение Размер
zelenaya_apteka.docx 25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Лекарственные растения»

Образовательная: дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.

Воспитательная: воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.

Развивающая: развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.

  1. Иллюстрации растений
  2. Плакат: «Правила сбора, заготовки, хранения и применения лекарственных растений »
  3. Кроссворд
  4. Презентация
  5. Кружки (синие и красные), ваза.

Учитель: — Здравствуйте, ребята.

И сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье.

А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие?(ответы детей)Правильно, здоровье- это когда ничего не болит, когда человек не болеет. В словаре Даля сказано: «Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма».

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

  • Соблюдать режим дня
  • Проводить профилактику заболеваний
  • Принимать витамины
  • По мере необходимости принимать лекарства, уколы

Но кроме таблеток и уколов можно лечиться еще и травами. Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные болезни.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Учитель : — О каком значении растений говорится в этом стихотворении?(о лекарственных свойствах растений). Правильно. Молодцы.

Тема нашего занятия « Зеленая аптека». Мы с вами узнаем какие травы называют лекарственными, и как ими можно лечиться.

Человек давно заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогают им излечиться, Человек начал изучать эти растения и их свойства. Изучив свойства растений, они это все заносили в особую книгу. Таких людей стали называть «травниками»

Лес- это сказочное царство,

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Все целебные растенья знаем мы без исключенья.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить растения, пригодные для лечения!

-А ведь травы и сейчас применяются. Так как таблетки изготовлены из химических препаратов, они действуют быстрее, но они часто дают побочные эффекты, вызывают аллергию. А иногда их просто нет под рукой. Таблетки нужны в экстренных случаях, или когда тяжелое заболевание, а в остальных случаях могут помочь травы.

— Лекарственные растения встречаются везде, растут буквально под ногами. Вот, например одуванчик лекарственный. Все его знают? Опишите мне это растение. (ответы детей) А это одно из самых полезных растений. И не зря это растение весной появляется одним из первых. В нем полезны все его части: из листьев можно делать салат, из корней — отвар, а из цветов — ароматное, вкусное варенье.

— Действительно, в одуванчиках много горечи и витаминов – это очень полезно для печени. За зиму организм очень зашлаковывается. А одуванчик чистит печень — главный орган, который очищает кровь. Печень устает, ведь зимой мы болеем, пьем таблетки, когда болеем, едим больше мяса и меньше овощей, а это все отражается на печени. Почистить организм нам поможет одуванчик.

— Лекарственные растения готовы придти нам на помощь всегда. Вы летом выезжаете в лагерь, там вы много времени проводите на свежем воздухе, ходите в походы и с вами могут приключиться неприятности, может случиться, что не будет под рукой лекарств, вот тут и пригодятся лекарственные растения.

— Бывает, у ребят на солнце болит голова? Иногда даже если они в кепке, что же делать?

— В этом вам поможет лист лопуха. Его нужно положить на голову под головной убор, и тогда можно хоть целый день находиться на солнце, голова не перегреется. А, кстати, вы знаете, как выглядит лопух? Опишите мне его.(Ответы детей)

— Если я в походе поранилась, а бинтов нет, могут помочь растения? Дети как вы думаете?(Ответы детей) Подробнее давайте спросим у ведуньи.

— Да, в этом вам поможет подорожник, он вам должен быть знаком. Как выглядит подорожник? Нужно приложить чистый лист подорожника к ранке и закрепить. Он кровь остановит, и ранка быстрее затянется. А еще, подорожник поможет, если у вас мозоль или заболел зуб. Небольшую рану можно поспать тысячелистником или полынью. Вот они, посмотрите на слайд. (знакомство с подорожником и тысячелистником)

— В подорожнике есть вещества, которые ускоряют свертываемость крови, поэтому подорожник поможет. А если мы кашляем, в чем могут помочь растения?

— Конечно, от кашля помогут отвары корня солодки, чабреца, листья мать-и-мачехи и еще ромашка.

Слово «ромашка» переводится как «милая простота».

Если случиться тебе простудиться,

Если кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка горьковатый душистый отвар.

А еще ромашка делает волосы пушистыми, лучше всяких бальзамов и кожу лица чистой и гладкой.

— При плохом аппетите нужно пить настойку полыни, она очень пахнет. Знаете такое растение полынь? Какое оно?

— В полыни много горечи, она раздражает стенки желудка и появляется аппетит. Но нужно быть очень аккуратным, в полыни много эфирных масел и у некоторых людей она вызывает аллергию. Но ведь из трав делают не только отвары и чаи. Что же еще? Кто-нибудь знает о других способах лечения травами? (ответы детей)

-Давайте сделаем небольшой перерыв и отдохнем. Садитесь удобнее, закрывайте глаза и расслабьтесь.

Представьте, что вы находитесь в лесу. Светит солнце, все вокруг залито его теплым светом. Ветерок еле-еле колышет ветки деревьев. Вы лежите на мягкой траве, а вокруг вас цветы, они очень приятно пахнут. Вам спокойно и радостно. Вы слышите тихое пенье птиц. Вам спокойно и радостно, вы отдыхаете. Вы отдохнули.

  • Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения.
  • Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше утром, сразу после высыхания росы.
  • Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.
  • Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.
  • Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу. (Например: ландыши, ветреница лесная, женьшень, колокольчик широколистный и др.)
  • Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.
  • И не рвите без надобности цветы и травы.
  • И запомните растения тоже лекарство, и их нельзя пить просто так, к тому же может быть аллергические реакции, например на полынь или сильно пахнущее растение.

— И помните, что не каждое растение может вас вылечить!

Существует очень много ядовитых растений и сильных аллергенов. А еще нужно знать, когда и как собирать лекарственные травы. Каждой травке свое время, да еще у одних собирают вершки, у других – корешки.

— Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

А сейчас мы разгадаем с вами кроссворд. Но главное задание – это отгадать ключевое слово.

Убивает всех вокруг.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы! (ЛУК)

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколаде,

Скорлупа – краситель яркий.

Что за плод мы рвём с ветвей? (ОРЕХ)

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления. (УКРОП)

Что это такое? (РОМАШКА)

  1. Поранил ты в походе ногу,
    Усталость не даёт идти –
    Нагнись: солдатик у дороги
    Готов помочь тебе в пути. (ПОДОРОЖНИК)
  2. Стоит зеленая девица,
    Сибирской елочки сестрица.
    И все мы знаем, что она называется. (СОСНА)
  3. Их в Голландии найдете,
    Там везде они в почете.
    Словно яркие стаканы,
    В скверах там цветут …(ТЮЛЬПАН)
  4. Жжется, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (КРАПИВА)

  1. Золотой и молодой за неделю стал седой,
    А денечка через два облысела голова,
    Спрячу-ка в карманчик бывший . (ОДУВАНЧИК)

— Ну вот и все, ребята. Теперь хотелось бы узнать, что нового вы узнали из нашего занятия? Было ли оно для вас полезным.(Ответы детей)

-Если занятие было для вас полезным, и вы все принимаете, то положите в вазу синий кружок, а если информация была бесполезной и большинство ее вы уже знали, то – красный кружок. Спасибо за внимание!

Источник

Классный час «Путешествие в Зеленую аптеку».
классный час (4 класс) по теме

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования. Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны. В наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины есть быстродействующие таблетки, микстуры, но, с одной стороны они помогают организму бороться с болезнями, а с другой — разрушают его, оказывая побочные явления. Оздоровительные силы природы являются одним из главных средств его сохранения и укрепления. Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Главная идея мероприятия — заинтересовать детей оздоровлением собственного организма путем использования целебных свойств растений.

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_v_zelenuyu_apteku.ppt 858.5 КБ
puteshestvie_v_zelenuyu_apteku.doc 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПУТЕШЕСТВИЕ В “ ЗЕЛЕНУЮ АПТЕКУ ” ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА Поставить человека как можно ближе к природе – этому громадному резерву лечебных средств – вот благородная задача .

МЯТА ПЕРЕЧНАЯ Используют надземную часть . Настой — при тошноте, болеутоляющее при невралгических болях .

МАТЬ-И-МАЧЕХА ОБЫКНОВЕННАЯ Используется надземная часть . Отвар – при кашле . При выпадении волос – 3 раза в неделю мыть голову отваром .

ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ Используется корень . Настой – для возбуждения аппетита, желчегонное средство .

БЕРЕЗА ПОВИСЛАЯ Используют почки и сок . Почки в виде настойки, отвара – мочегонное средство . Сок – при заболеваниях легких .

ДУШИЦА Используют надземную часть . Настой – в качестве отхаркивающего средства при бронхите .

ЗВЕРОБОЙ Используют надземную часть . В виде отвара, настойки – в качестве вяжущих средств при колитах, для лечения стоматитов .

ЗЕМЛЯНИКА ЛЕСНАЯ Используют плоды, листья . Свежие плоды – диетическое средство . Настои плодов и листьев –мочегонное средство .

КАЛИНА Используют кору, плоды . Экстракт коры, отвар коры – кровоостанавливающее средство . Настой из ягод- при неврозах, гипертоническом синдроме .

КРАПИВА ДВУДОМНАЯ Используются листья . Настой, жидкий экстракт – кровоостанавливающее средство при кровотечении .

ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ Используют надземную часть . Настойка применяется при неврозах сердца, нарушениях сердечной деятельности .

ЛИПА СЕРДЦЕВИДНАЯ Используются соцветия с прицветными листьями . Отвар, горячий чай – при простудных заболеваниях, для полоскания полости рта и зева .

МАЛИНА ОБЫКНОВЕННАЯ Используют плоды . В виде чая — потогонное средство при простуде .

ЧАБРЕЦ (ТИМЬЯН ПОЛЗУЧИЙ) Используются облиственные веточки . Настой,отвар – при заболеваниях дыхательных путей .

ЧЕРНИКА ОБЫКНОВЕННАЯ Используются плоды, листья . Настой плодов – вяжущее средство . Листья входят в состав противодиабетического средства .

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 511

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Путешествие в Зеленную аптеку».

Для младших школьников.

классный руководитель 4 Е класса

Протасова Светлана Викторовна

  1. Актуальность выбранной темы

Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими недугами. Одним из ярчайших представителей природы являются лекарственные растения . История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.

Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных препаратов. В нашем классе дети часто болеют простудными заболеваниями, поэтому забота о здоровье занимает приоритетные позиции.

  1. Идея: Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования. Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны. В наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины есть быстродействующие таблетки, микстуры, но, с одной стороны они помогают организму бороться с болезнями, а с другой — разрушают его, оказывая побочные явления. Оздоровительные силы природы являются одним из главных средств его сохранения и укрепления. Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Главная идея мероприятия — заинтересовать детей оздоровлением собственного организма путем использования целебных свойств растений.
  2. Цель: Расширить знания детей о целебных свойствах растений нашего края

п ознакомить учащихся с целебными свойствами растений, учить правилам сбора, сушки, хранения, правилам использования и применения;

воспитывать интерес к природе, бережное и ответственное отношение к окружающей среде и собственному здоровью;

развивать познавательный интерес учащихся и самостоятельность;

развивать способность выступать перед аудиторией, умение слушать других.

  1. Необходимое материально-техническое оснащение : доска с креплениями, фото с изображениями лекарственных растений, шкатулка с лекарствами, экран с проектором.

Вступление (Слайд 1)

Учитель. Сегодня мы познакомимся лекарственными растениями. Вы узнаете о свойствах лекарственных трав, увидите их внешние особенности. Ваши знания станут богаче, вы сможете поделиться ими со своими друзьями, родными.

Испокон веков наши предки лечились травами, копился громадный опыт человечества. Первобытный человек, утоляя голод, отмечал различные свойства растений, запоминал отдельные целебные растения и в дальнейшем использовал их уже сознательно при лечении того или иного заболевания.

С развитием земледелия человек научился использовать для лечения не только дикорастущие, но и культурные растения; а с развитием гончарного дела — не только употреблять вареную и горячую пищу, но и готовить настои, отвары из лекарственных растений, узнал способы хранения лекарств.

Для внутреннего приема лекарственные травы назначают в определенной дозировке как лечебные препараты, а пищевые лекарственные растения широко используются для приготовления лечебных напитков, салатов или в качестве приправы к различным блюдам.

Как наружное средство лекарственные растения используют в народной медицине для приготовления ванн, компрессов, обтираний, примочек, притирок, полосканий, мазей.

Сотни лекарственных растений, издавна применявшихся в народной медицине, обладают лечебными свойствами и вошли в арсенал медикаментозных средств, используемых в современной врачебной практике.

Я предлагаю вам сегодня совершить экологическое путешествие «Зеленая аптека». Вы узнаете много нового и интересного о лекарственных растениях. (Слайд 2)

Итак, в путь! Путешествие по станциям начинается.

1 станция. Мята перечная. (Слайд 3)

Юный эколог : Ребята, мы на первой станции. Обратите внимание! Перед вами — мята перечная. Семейство губоцветные.

Перечная мята образует ползучее корневище и многочисленные надземные побеги, достигающие в высоту 30-80 см. Четырехгранные стебли вверху слабо ветвятся. Супротивно расположенные листья удлиненно-эллиптические, до 4-7 см в длину, грубозубчатые по краю. Розово-красные цветки располагаются в плотных колосовидных соцветиях, нередко разделенных на части.

Врач : (Фотография на доске)

Мята — очень полезное растение для человека. Мята перечная содержит эфирное масло (2,5%), основным компонентом которого является ментол, определяющий вкус мяты. Примочки и натирания настоем мяты хороши для нежной, чувствительной и легко воспаляющейся кожи. Мята тонизирует клетки кожи, снимает зуд и сыпи.

Для приготовления настоя мяты необходимо столовую ложку высушенных листьев залить стаканом (200 мл.) крутого кипятка , настоять в течении 30-40 минут, а затем процедить. Полученный настой мяты можно применять отдельно для протирки лица и тела.

Мята перечная обладает болеутоляющими, а также сосудорасширяющими свойствами. Мятное масло входит в состав многих лечебных препаратов: мятные капли, желудочные таблетки, различные мази.

Мяту используют в фармацевтической и пищевой промышленности, парфюмерии, в кондитерском деле, при производстве наливок и ликероводочных изделий. В кулинарии это одновременно и приправа к всевозможным блюдам (мясным, овощным), и добавка для ароматизации.

При головной боли можно приложить ко лбу свежие листья мяты и перевязать. Боль пройдет.

Листья мяты собирают, сушат в защищенном от света месте, а затем заваривают вкусный, полезный, и такой душистый чай! Предлагаю попробовать!

Своим названием мята обязана героям греческих мифов. По легенде, царь подземного царства Аид влюбился в нимфу по имени Минта, но ревнивая жена царя, Персефона, превратила соперницу в траву, которую так и не смог расколдовать влюбленный царь и подарил ей прекрасный освежающий и тонкий аромат.

У древних римлян был обычай – одевать гостю венок из мяты; в древней Руси, дабы увидеть во сне своего суженого, девушки клали ее под подушку. А еще верили, что мята на подоконнике отпугивает злых духов, ограждая от них дом. Еще в древнее время хозяйка напитала полы и столы в доме мятой перечной, тем самым создавая радостное настроение, как для себя, своей семьи, так и для приходящих в гости друзей.

Станция 2. Мать-и-мачеха ( Слайд 4)

Юный эколог. А вот еще одно многолетнее травянистое растение: мать – и мачеха. Цветки желтые с язычковыми лепестками, собранными в корзинки. Сейчас пора цветения прошла, и мы можем увидеть крупные листья, округло-сердцевидные, зубчатые, сверху темно-зеленые, гладкие, снизу бело-пушистые. Нижняя сторона греет, а верхняя холодит. Отсюда и название цветка: мать – и мачеха. Высота растения 5—20 см.

Время цветения . Март — апрель.

Применяемая часть . Листья и цветы.

Время сбора . Цветы в марте — апреле, листья в июне — июле.

Лист содержит горькие гликозиды, кислоты (галловую, яблочную, винную, аскорбиновую), слизистые, дубильные вещества, каротин (провитамин А). Цветы содержат дубильные, вещества, эфирное масло.

Врач. (фотография на доске)

Отвары используют при кашле, острых и хронических бронхитах, ларингитах (охриплости голоса), бронхиальной астме, воспалении легких, туберкулезе легких, лихорадке, ангине, плеврите. При воспалениях слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, отсутствии аппетита, язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

При выпадении волос, перхоти, нарывах, ранах, гнойных ранах, язвах — прикладывать свежий размятый лист.

Предлагаю вам, ребята, несколько рецептов (раздает детям листовки с рецептами).

Порошок из листа растереть с сахаром (1:1), и принимать по 1 чайной ложке 4 раза в день 30 мин. до еды, запивая молоком или водой при бронхитах.

Настоем листа мать-и-мачехи или соком смазывают или прикладывают лист к пораженным местам кожи.

1 столовая ложка листа мать-и-мачехи и 1 столовая ложка крапивы двудомной на 1 стакан кипятка, настоять и мыть голову 2 раза в неделю при выпадении волос, перхоти и зуде головы.

Присутствие растения в амулетах матери и ребенка призывает к ним благополучие, здоровье и спокойствие.

Станция 3. Девясил высокий (обыкновенный). (Фотография на доске)

На этой станции я предлагаю вам познакомиться еще с одним лекарственным растением нашего участка. Это девясил. Крупный травянистый многолетник с толстым стеблем и огромными яйцевидными листьями, снизу беловойлочными (демонстрирует). Иногда, в благоприятных условиях, растение достигает высоты до 2 м, а листья до 50 см в длину. Посмотрите, цветочная головка тоже большая, составляет 6 — 8 см в поперечнике и напоминает маленькую головку подсолнуха (отсюда название «дикий подсолнечник»). Крайние цветки с длинными лепестками неплодоносящие, а серединные — дают плоды семянки, почти округлые с очень коротким хохолком наверху. Цветет в июле — августе.

Девясил — растение весьма приметное, с мощным высоким стеблем, крупными желтыми цветами, огромными листьями. Но эти внушительного размера части растения в медицинских целях не используются. Лекарственным же сырьем являются корни и корневища девясила, которые заготавливаются весной (апрель — май) или осенью (август — сентябрь).

Корни девясила выкапывают, хорошенько отряхивают от земли, обрезают надземную часть корня и мелкие, тонкие корешки, тщательно промывают в холодной воде, нарезают кусками по 15—20 см, толстые куски разрезают на несколько частей вдоль.

Приготовленное таким образом сырье в течение 2—3 дней провяливают на открытом воздухе в тени, а затем сушат в хорошо проветриваемом месте или в сушилках при температуре не выше 40 °С, раскладывая слоем не более 5 см. Хранят в мешках, деревянной или стеклянной таре не более 3 лет.

В простонародье из корней девясила делали ванны для больных ломотой, судорогами тела, накожными сыпями и язвами. Приготовленные настои корня на воде пьют от простуды, удушливого кашля.

Давным-давно одному мужчине гадалка сказала, что он умрет, если притронется к сыну. Тот любил единственного сына, но и жизнью дорожил. Потому велел отвезти сына в далекую страну, чтоб не сбылось то пророчество. Лишь гонцы изредка приносили вести о нем.

Прошли года. Однажды отец получил известие о том, что сын ходил на войну, был ранен и сейчас лежит при смерти.

Затужил отец. Нанял лучших лекарей и послал их спасать своего сына. Но врачи ничем не могли помочь.

Тогда старый отец сам бросился к сыну и омыл его раны слезами. Случилось чудо: раны затянулись и сын исцелился. Счастливый отец обнимал его и прижимал к груди и не мог натешиться, совсем забыв про слова гадалки.

Но словам тем надлежало сбыться: отец умер. Там, где он был похоронен выросло растение — девясил. С тех пор люди лечатся настоями из этого растения.

Станция 4. Валериана лекарственная. (Фотография на доске)

Я думаю, что растение, которое вы сейчас видите многим знакомо. Это валериана лекарственная — многолетнее травянистое растение из семейства валериановых, иногда достигает высоты 1,5 м. Стебель у валерианы прямой, бороздчатый, полый. Посмотрите, листья на стебле супротивные, цветы белорозовые. Цветет долго, с июня по сентябрь. Корневище короткое, вертикальное, с многочисленными корнями бурого или желтоватого цвета. Именно корневища с корнями являются лекарственным сырьем.

Собирают корни и корневища осенью, в сентябре-октябре, когда стебли побурели и засохли. В это время корни валерианы содержат наибольшее количество полезных лечебных веществ.

После выкапывания подземных частей семена с растения отряхивают в ту же лунку, где были корни, и засыпают землей; кроме того, на месте сбора оставляют все мелкие растения и часть крупных для возобновления зарослей. Стебли с семенами обрезают, не повреждая корневища. Растения размножаются корневищами.

Когда корень выкопают из земли, он не очень сильно пахнет; но когда его высушат, он приобретает сильный запах валериановой кислоты. Этот запах, ныне рассматриваемый некоторыми как невыносимый и нетерпимый, еще в XVI столетии считался ароматным и благоухающим. Высушенный корень помещали в одежде, как духи.

Сырье хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте, предохраняют от мороза, т.к. после замораживания корни теряют качество. Сырье следует предохранять от кошек, которые неравнодушны к запаху валерианы.

Валериана лекарственная эффективна при повышенной нервной возбудимости и спазматических болях в желудке и кишечнике «на нервной почве», при бессоннице и невротическом сердцебиении. Если кто-то страдает от нервного беспокойства, приняв настойку валерианы, чувствуют себя приятно освеженными. Вместо покупной настойки можно пить чай из валерианы, он также оказывает успокаивающее действие.

Я предлагаю вам рецепты травяных чаев (раздает рецепты детям). Можете сделать такой чай дома с родителями.

Рецепт 1. Травяной чай из валерианы лекарственной: 2 чайные ложки измельченного корня валерианы залить 1/4 л холодной воды и дать настояться в течение 10-12 часов, время от времени помешивая. Пить настой при необходимости курсом: 2-3 раза в день по чашке. Такая высокая дозировка безвредна и гарантирует оптимальное действие.

Рецепт 2. Настойка из валерианы лекарственной: 2 чайные ложки (без верха) корня залить 1/2 л кипящей воды и дать постоять в закрытой посуде 10 минут. Для получения оптимального эффекта чай необходимо готовить каждый раз заново. При невротической бессоннице благодаря снятию напряжения удается уснуть без мучительного ожидания сна, испытывая лишь приятное чувство отдыха. И сон будет здоровым. Валериановый чай помогает и при невротических сердцебиениях.

О валериане есть одна старинная легенда. Однажды безлунной ночью святой Пантелеймон целитель собирал в лесу травы. И вдруг он увидел, что между деревьев пробивается неяркий свет. Удивившись, Пантелеймон пошел на свет и оказался на лесной опушке, покрытой мерцающими огоньками. Присмотревшись, святой понял, что огоньки поднимаются от какого-то растения и выходят прямо из-под земли. Пантелеймон решил выкопать этот удивительный цветок. И чем больше растений выкапывал святой, тем лучше он себя чувствовал. Набрав же полную сумку чудодейственных растений, он почувствовал, как душу его охватила радость, как отступили все печали и невзгоды. Потому что валериана обладает способностью утешать в минуту скорби, снижать напряжение, даровать силы после изнурительной болезни, успокаивать спорящих, снимать стресс.

Ведущий: Мы с вами сегодня совершили путешествие в Зеленую аптеку. Давайте вместе любоваться природой и пользоваться ее бесценными дарами бережно!

Ведущий: О других лекарственных растениях и о правилах их сбора вы узнаете из презентации. Демонстрация презентации. (Слайд 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16)

А теперь попробуем закрепить материал и разгадать загадки о лекарственных растениях (тот кто отгадывает, должен показать указкой изображение растения (фото на доске).

1.«Кошачья травка» — больным поправка:

Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку.

2. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

3. Не огонь, А жжется.

4. На зеленом шнурочке белые звоночки.

5. Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка, был цветок и нет цветка.

6. Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги.

7. Кто ни прикасается, за того цепляется.

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репейник)

8. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства —
Сердечное средство. (Боярышник)

9. Очень вкусные плоды

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколадке

Скорлупа – краситель яркий.

Что за плод мы рвем с ветвей? (Орех)

10. Эти резные листочки

Лечат сердечко и почки.

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке. (Петрушка)

11. В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров.

И кровь оздоровляет.

Салат – от ожиренья.

А сок – от воспаленья. (Свекла)

12. Листья будто кружева,

Украшенье для стола.

Придают здоровый вид.

Круглый год леченье,

И все от воспаления. (Укроп)

Ведущий: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.

— Что нового вы узнали о лекарственных растениях?

— Какие лекарственные растения вы уже использовали для лечения?

— Как нужно собирать и хранить лекарственные растения?

Дополнить ответы детей:

— Собирать каждое растение нужно:

  • В определенный срок.
  • Только определенную (нужную) часть растения.
  • Сушить в подвешенном виде, в прохладном, хорошо проветриваемом помещении без доступа солнечных лучей.
  • Собирать аккуратно, не повреждая остальные растения или его части.
  • Собирать столько трав, сколько это необходимо для приготовления лекарства.

Подведение итогов . Если вам понравилось наше путешествие – поднимите зеленую карточку, если осталось что-то непонятно – синюю карточку, если было скучно, неинтересно поднимите – жёлтую карточку.

Награждение сладкими молочными шоколадками участников конкурса загадок.

Список использованной литературы и интернет источников

  1. Балебанова Т.В., Козина Е.В. Естествознание. 5-6 классы. – М.: 2007, 272 с.
  2. Дударь Ю.А., Ю.А. Маренчук Антропофитология (растения – спутники человека), Ставрополь, 2002.
  3. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания)
  1. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
  2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» : пособие для учителя. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. -382 с.
  3. Узорова О. В. Нефёдова Е.А «Праздники в начальной школе 1-4 классы». –М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 173с.
  4. http://medicina.kharkov.ua/
  5. http://www.florets.ru/
  6. http://www.inflora.ru/
  7. http://strana-sovetov.com/
  8. http://www.bestreferat.ru

Литература, рекомендуемая для учителя

  1. Дударь Ю.А., Ю.А. Маренчук Антропофитология (растения – спутники человека), Ставрополь, 2002.
  2. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания)
  1. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
  2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» : пособие для учителя. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. -382 с.
  3. Узорова О. В. Нефёдова Е.А «Праздники в начальной школе 1-4 классы». –М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 173с.
  4. http://medicina.kharkov.ua/
  5. http://www.florets.ru/
  6. http://www.inflora.ru/
  7. http://strana-sovetov.com/
  8. http://www.bestreferat.ru

Литература, рекомендуемая для учащихся

  1. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение2013
  2. Плешаков А.А. , Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение

Источник

Читайте также:  Приступ судорог при похмелье
Оцените статью