Классный час лекарственные растения 3 класс

Открытый классный час «Зелёная аптека»
классный час (3 класс) по теме

Цель:
-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;
-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas.docx 6.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час «Зелёная аптека»

(составитель Красулина Л.Э. учитель начальных классов)

-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;

-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.

Есть в травах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

-Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете?

-Как найти в природе нужное растение?

-Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?

Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать,

1.Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех , умеющих их тайну разгадать.

— О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно. Постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие из них для приготовления лекарств. Заглянем в «зелёную аптеку» и познакомимся с некоторыми из них.

Узнать, о каком растении пойдёт речь, поможет загадка.

Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица!

Что это за диво?

Это же … (крапива)

— Она может остановить кровотечение, вылечить простуженное горло. Говорят, что одна крапива заменит семерых врачей.

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи (ромашка)

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

И случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

— А ещё ромашка помогает при заболеваниях желудка, обладает противоаллергическим действием.

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки.

На земле лежат листки –

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук (подорожник)

Используют листья при желудочно-кишечных заболеваниях, в качестве отхаркивающего средства, для прикладывания к ранам, порезам, язвам.

— Подорожник можно встретить везде: в садах, огородах, лугах, вдоль дорог, отсюда и название.

Если ты порезал руку

Он тебе залечит рану

Помогая молча людям,

Не боясь невзгод,

Рядом с нами подорожник

— За ярко выраженные ранозаживляющие свойства его в народе прозвали «порезник» или «ранник». По легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти, а вторая нет. Люди увидели, как первая змея вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую. Кроме того подорожник помогает при заболеваниях желудка, при кашле.

На самом деле, ребята, невозможно успеть рассказать обо всех лекарственных растениях, их огромное количество: алоэ, барбарис, берёза, дуб, зверобой – трава от 99 болезней, боярышник и валериана, василёк, женьшень, полынь, чистотел, мята, пустырник…

Но надо не только их знать, но и уметь пользоваться.

Вот ромашка от ангины,

Горло ею полощи.

Земляника от простуды,

Чай скорее завари.

Чистотел лицо отбелит,

Волос вылечит лопух,

Ландыш с мятой успокоят.

Не забудь про подорожник,

Пользы много от него.

Так, что знай, какую пользу

Нам принёс такой поход.

День потратишь на природе –

Будешь целый год здоров!

— Лекарственные растения – настоящее богатство природы. Люди собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вред природе. Запомните правило: собирать растения можно только в тех местах, где их много. Собирать нужно не все растения, а лишь часть, заботясь о будущем.

Каждый кустик и травинка,

Корень, ягода, орех –

Всё приносит пользу людям,

Помогает от всех бед.

Лес – богатство наше, знай!

Береги и сохраняй!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация составлена к уроку окружающего мира для 1 класса по программе «Гармония».

Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке.

Данное внеклассное мероприятие имеет выраженное экологическое направление. Конспект соправаждается ярокй презентацией.

Работа содержит теоретический материал по теме «Зелёная аптека», презентацию и выступлнения учащихся для защиты проекта.

Сценарий театрализованного мероприятия «Зеленая аптека». Может быть использован как заключительный концерт в рамках работы над проектом «Лекарственные растения». Все фонограммы к данному мероприятию п.

Игра-викторина 3 классЦель: закрепить знания о лекарственных растениях.Задачи:Вспомнить некоторые лекарственные растения Ленинградской области; их.

Источник

Классный час «Лекарственные растения»
классный час (3 класс) по теме

Ребята узнают о самых распространённых лекарственных растениях.

Скачать:

Вложение Размер
zelenaya_apteka.docx 25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Лекарственные растения»

Образовательная: дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.

Воспитательная: воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.

Развивающая: развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.

  1. Иллюстрации растений
  2. Плакат: «Правила сбора, заготовки, хранения и применения лекарственных растений »
  3. Кроссворд
  4. Презентация
  5. Кружки (синие и красные), ваза.

Учитель: — Здравствуйте, ребята.

И сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье.

А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие?(ответы детей)Правильно, здоровье- это когда ничего не болит, когда человек не болеет. В словаре Даля сказано: «Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма».

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

  • Соблюдать режим дня
  • Проводить профилактику заболеваний
  • Принимать витамины
  • По мере необходимости принимать лекарства, уколы

Но кроме таблеток и уколов можно лечиться еще и травами. Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные болезни.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Учитель : — О каком значении растений говорится в этом стихотворении?(о лекарственных свойствах растений). Правильно. Молодцы.

Тема нашего занятия « Зеленая аптека». Мы с вами узнаем какие травы называют лекарственными, и как ими можно лечиться.

Человек давно заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогают им излечиться, Человек начал изучать эти растения и их свойства. Изучив свойства растений, они это все заносили в особую книгу. Таких людей стали называть «травниками»

Лес- это сказочное царство,

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Все целебные растенья знаем мы без исключенья.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить растения, пригодные для лечения!

-А ведь травы и сейчас применяются. Так как таблетки изготовлены из химических препаратов, они действуют быстрее, но они часто дают побочные эффекты, вызывают аллергию. А иногда их просто нет под рукой. Таблетки нужны в экстренных случаях, или когда тяжелое заболевание, а в остальных случаях могут помочь травы.

— Лекарственные растения встречаются везде, растут буквально под ногами. Вот, например одуванчик лекарственный. Все его знают? Опишите мне это растение. (ответы детей) А это одно из самых полезных растений. И не зря это растение весной появляется одним из первых. В нем полезны все его части: из листьев можно делать салат, из корней — отвар, а из цветов — ароматное, вкусное варенье.

— Действительно, в одуванчиках много горечи и витаминов – это очень полезно для печени. За зиму организм очень зашлаковывается. А одуванчик чистит печень — главный орган, который очищает кровь. Печень устает, ведь зимой мы болеем, пьем таблетки, когда болеем, едим больше мяса и меньше овощей, а это все отражается на печени. Почистить организм нам поможет одуванчик.

— Лекарственные растения готовы придти нам на помощь всегда. Вы летом выезжаете в лагерь, там вы много времени проводите на свежем воздухе, ходите в походы и с вами могут приключиться неприятности, может случиться, что не будет под рукой лекарств, вот тут и пригодятся лекарственные растения.

— Бывает, у ребят на солнце болит голова? Иногда даже если они в кепке, что же делать?

— В этом вам поможет лист лопуха. Его нужно положить на голову под головной убор, и тогда можно хоть целый день находиться на солнце, голова не перегреется. А, кстати, вы знаете, как выглядит лопух? Опишите мне его.(Ответы детей)

— Если я в походе поранилась, а бинтов нет, могут помочь растения? Дети как вы думаете?(Ответы детей) Подробнее давайте спросим у ведуньи.

— Да, в этом вам поможет подорожник, он вам должен быть знаком. Как выглядит подорожник? Нужно приложить чистый лист подорожника к ранке и закрепить. Он кровь остановит, и ранка быстрее затянется. А еще, подорожник поможет, если у вас мозоль или заболел зуб. Небольшую рану можно поспать тысячелистником или полынью. Вот они, посмотрите на слайд. (знакомство с подорожником и тысячелистником)

— В подорожнике есть вещества, которые ускоряют свертываемость крови, поэтому подорожник поможет. А если мы кашляем, в чем могут помочь растения?

— Конечно, от кашля помогут отвары корня солодки, чабреца, листья мать-и-мачехи и еще ромашка.

Слово «ромашка» переводится как «милая простота».

Если случиться тебе простудиться,

Если кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка горьковатый душистый отвар.

А еще ромашка делает волосы пушистыми, лучше всяких бальзамов и кожу лица чистой и гладкой.

— При плохом аппетите нужно пить настойку полыни, она очень пахнет. Знаете такое растение полынь? Какое оно?

— В полыни много горечи, она раздражает стенки желудка и появляется аппетит. Но нужно быть очень аккуратным, в полыни много эфирных масел и у некоторых людей она вызывает аллергию. Но ведь из трав делают не только отвары и чаи. Что же еще? Кто-нибудь знает о других способах лечения травами? (ответы детей)

-Давайте сделаем небольшой перерыв и отдохнем. Садитесь удобнее, закрывайте глаза и расслабьтесь.

Представьте, что вы находитесь в лесу. Светит солнце, все вокруг залито его теплым светом. Ветерок еле-еле колышет ветки деревьев. Вы лежите на мягкой траве, а вокруг вас цветы, они очень приятно пахнут. Вам спокойно и радостно. Вы слышите тихое пенье птиц. Вам спокойно и радостно, вы отдыхаете. Вы отдохнули.

  • Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения.
  • Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше утром, сразу после высыхания росы.
  • Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.
  • Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.
  • Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу. (Например: ландыши, ветреница лесная, женьшень, колокольчик широколистный и др.)
  • Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.
  • И не рвите без надобности цветы и травы.
  • И запомните растения тоже лекарство, и их нельзя пить просто так, к тому же может быть аллергические реакции, например на полынь или сильно пахнущее растение.

— И помните, что не каждое растение может вас вылечить!

Существует очень много ядовитых растений и сильных аллергенов. А еще нужно знать, когда и как собирать лекарственные травы. Каждой травке свое время, да еще у одних собирают вершки, у других – корешки.

— Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

А сейчас мы разгадаем с вами кроссворд. Но главное задание – это отгадать ключевое слово.

Убивает всех вокруг.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы! (ЛУК)

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколаде,

Скорлупа – краситель яркий.

Что за плод мы рвём с ветвей? (ОРЕХ)

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления. (УКРОП)

Что это такое? (РОМАШКА)

  1. Поранил ты в походе ногу,
    Усталость не даёт идти –
    Нагнись: солдатик у дороги
    Готов помочь тебе в пути. (ПОДОРОЖНИК)
  2. Стоит зеленая девица,
    Сибирской елочки сестрица.
    И все мы знаем, что она называется. (СОСНА)
  3. Их в Голландии найдете,
    Там везде они в почете.
    Словно яркие стаканы,
    В скверах там цветут …(ТЮЛЬПАН)
  4. Жжется, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (КРАПИВА)

  1. Золотой и молодой за неделю стал седой,
    А денечка через два облысела голова,
    Спрячу-ка в карманчик бывший . (ОДУВАНЧИК)

— Ну вот и все, ребята. Теперь хотелось бы узнать, что нового вы узнали из нашего занятия? Было ли оно для вас полезным.(Ответы детей)

-Если занятие было для вас полезным, и вы все принимаете, то положите в вазу синий кружок, а если информация была бесполезной и большинство ее вы уже знали, то – красный кружок. Спасибо за внимание!

Источник

Читайте также:  Как избавиться от пигментного пятна народными средствами
Оцените статью